XIII Традиционный Осенний Слет единиц ОРЮР Москвы, Московской и прилегающих областей

Даты: 
17/09/2005
Тип: 
Слёт / Джамбори / Фестиваль
Уровень: 
региональный (событие отдела, нескольких дружин, рег. организации)
Расположение (адрес): 
Московская обл. Ногинский р-н, окрестности д. Громково
Место на карте, определённое по адресу: 
Место на карте, указанное вручную: 
Контактная информация

17-18 сентября 2005 года прошел так называемый «Слет Центрального отдела», хотя это название неверно и живет среди участников скорее в силу привычки. Проводившийся много лет подряд во второй половине сентября в Ногинском р-не Московской обл. бивуак-Слет, называемый до X Слета «Слет МБО», по факту является традиционным осенним Слетом единиц ОРЮР Москвы, Московской и прилегающих областей. Правда, в этом году кроме собственно Москвы (дружин «Преображение» и «Крутицкий вертоград» из 3х возможных) и Московской обл. (дружины «Богородск» из 2х возможных) никто не приехал. Наши более далекие братья и сестры из Калужской и Тверской обл. (которые зачастую появлялись на таких Слетах) в этом году по различным причинам приехать не смогли.

В разные годы на Слете появлялись интересные (памятные) гости. Так было однажды с участием 500-го отряда BSA (отряд скаутов при Посольстве США в Москве), другой раз – отрядов из СРС св. Владимира (тогда даже назвали его I слетом Московского отделения НОРС-Р). Бывали Слеты, с необычной программой. Ярким примером может служить Слет, когда собравшиеся дружины устроили свои «активитеты» – «Град Москва» выбралась провести интересную лесную игру «Купцы и горожане», «Крутицкий вертоград» впервые открыто организовала бои в доспехах на ристалище, а «Преображение» в течение недели обсуждений разработала новую трехуровневую ночную игру «Охраняемый военный объект» и небольшую тур-полосу.

Многие вещи повторялись из раза в раз, и с годами выработался даже некий общий шаблон проведения нашего Слета. Помимо традиционного срока и места проведения он стал последние годы почти для всех участников 2-дневным (раньше более половины участников приезжало только на воскресение). План обычно включал вечерний костер с выступлениями о прошедших летних лагерях, ночную игру на часок после костра, какой-либо ночной костер (ТОВД или лесных имен), «ралли» - командные состязания на полосе препятствий (в основном туристско-игрового плана) и, естественно, построения со знаменами, дачами обещаний (детских или руководительских) и молебном (если приезжал священник). Изредка удавалось еще собрать руководителей и провести небольшое заседание на какую-либо тему. Не знаю, какими глазами на все это смотрят дети, много ли они воспринимают и запоминают (чтобы сравнивать из раза в раз), но могу сказать за себя, как руководителя – шаблон вышел настолько простым и удобным, что мы стали все больше им злоупотреблять, и даже потеряли некий творческий подход к организации нашей ежегодной встречи. Примерно понятно – кто, что делает и как – никаких особых изменений. Такая ситуация позволила сегодня называть его «Слет ради Слета, по привычке» – нет какого-либо длительного настроя и подготовки в предвкушении праздника встречи, парада идей, оригинальных и задорных конкурсов или церемониального торжества (что порой встречалось ранее и было бы полезно для участников с педагогической точки зрения). Конечно, каждый начальник единицы или даже дружина в целом, может при поездке на этот Слет поставить перед ними какие-либо цели и задачи, приложить усилия к настрою на них и провести свою «внутреннюю работу». Но общности так не достичь, а общего настроя или воспринятой всеми идеи Слета последнее время не наблюдалось, хотя радость от общения со старыми знакомыми из других дружин и соревновательный характер некоторых этапов для какого-то из ребят могли быть достаточным стимулом участия. Но не для руководителя!

Быстро стало понятно, что назначенный еще в начале года осенний Слет (стоял в плане ЦО на 2005 г.) не будет иметь особых отличий. На него не зазвали гостей, не стали задолго до Слета собирать команду организаторов для придумывания новых интересных «фишек», не провели общего предварительного настроя на праздник встречи или парад идей... В этой ситуации, когда надо было сохранить простоту старых наработок (гарантия проведения без предварительной подготовки) и при этом выделить этот Слет из вереницы себе подобных, то было предложено провести тематический Слет, чтобы все внимание перенести с однотипных форм работы на некую идею, антураж. И темой Слета (по предложению инс Романа Аленина) стало 625-летие Куликовской битвы. Во-первых, сейчас Московским Патриархатом объявлена достаточно широкая программа по празднованию этой даты, во-вторых – она прославлена именно силой единения русского народа (как раз идея Слета – когда нечто разрозненное собирается воедино), затем – это отражает и историю России и гражданский долг защитника Отечества, наконец – тема дает большой простор играм и разным идеям организации или антуража программы... В общем, со всех сторон удачная тема. Тем более, что сам праздник (битва была в день Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября по н.ст) буквально ожидался со дня на день.

Управление Слетом я оставил за собой и как нач. отдела (пусть далеко не весь отдел здесь собрался), и как не поручивший это своевременно кому-нибудь иному. Заранее напоминая о проведении Слета по электронной почте потенциальным участникам, назвал его тему, а ближе к проведению дополнительно сообщил примерную пока программу, да назвал место проведения (Как и ранее – полигон «Воря», СПАСИБО инс Ольге Куприковой за помощь в очередной договоренности с воинской частью о разрешении на место). Сообщенная участникам программа состояла из перечисления «шаблонных» частей (заезд по группам к 16-17 часам, общее открытие, совещание руководителей о деталях программы, ужин по группам, подготовка костра, ночной игры и этапов завтрашних состязаний, спуск флага и общий костер с выступлением каждой группы по теме Слета, ночная игра для желающих, молитва и отбой по группам, как и подъем и утр. мероприятия, общий подъем флага с утр. молитвой, завтрак по группам, начало командных состязаний, обед по группам, общее закрытие, разъезд с 15-16 часов после уборки группами своих мест), не значилось ни ответственных (их надо было найти и назначить прямо на месте, по факту), ни времени, ни каких-либо подробностей собственно игр и состязаний. Все это появилось позже (как и детали воплощения темы Слета) и сообщалось уже на самом бивуаке (лишь за 2 дня до выезда договорился с организаторами лапты и битвы на мечах о том – что и как они будут примерно делать). Такой ритм позволял, как написано выше, провести все, особо не готовясь (Все организационно-хозяйственные вопросы каждая группа – звено, отряд или даже дружина – решала, как обычно, самостоятельно). А вот как в итоге все прошло? Ниже (в отчете) привожу и распорядок прошедших событий, и описание некоторых игр (т.к. меня, например, смешит в отчетах механическое упоминание игры одним поэтическим названием, когда я не могу даже представить – что за этим названием стоит... про названные выше игры «Охрана военного объекта» и «Купцы-горожане» здесь не писал, но каждый может получить из ЦС файл с их правилами!).

ОТЧЕТ о Слете

(структура отчета взята от разосланной памятки/положения о Слете)

Поставленные задачи (и их выполнение):

-сплочение членов отдела и поднятие скаутского духа (проверка выполнения не проведена)

-обмен опытом и впечатлениями, полученными в летних лагерях (практически не было, кроме точек у костра, хотя при организации этапов состязаний сказалось то, что в летних лагерях эти ребята их уже организовывали, но ничего нового для себя я не увидел – хотя раньше, бывало, перенимал идеи)

-акцентирование внимания на славных страницах русской истории (было и удачно, на мой взгляд)

Тема Слета: 625-летие Куликовской битвы

Отработана не только на итоговой игре, но и в стиле некоторых подготовительных мероприятий, бОльшая часть событий имела связи между собой и подводила к конечной игре «Куликовская битва». Но не было сделано упора на костюмы, терминологию и подобные вещи, обязательные при тематическом погружении как требующие предварительной подготовки.

Даты Слета (бивуака):

17-18 сентября 2005 г. (суббота-воскресенье), заезд до 17:00, разъезд с 16:00.

Участие в неполной программе (1 день) – по согласованию.

Стоит заметить, что ранее (весной) датами слета планировались не третьи, а четвертые выходные сентября. Но в конце августа были объявлены именно 17-18 сентября. Это позволяло более ярко посвятить Слет Куликовской битве (проведя накануне, а не уже после 21 сентября) и оставляло бОльшую надежду застать «Бабье лето». (В итоге, в субботу часов до 17 шел дождь, температура ночью была 2-5 градусов, днем 12-16)

Время открытия так и прошло в 17 часов (ведь кто-то в субботу еще учится), а в воскресение мы закончили даже раньше.

Без ночевки доезжали только заранее предупредившие об этом московские волчата/белочки (8я стая «Друзья Нарнии» дружины «Крутицкий вертоград» и формирующаяся вторая стая дружины «Преображение»), да некоторые руководители.

Место Слета (бивуака):

Московская обл., Ногинский р-н, окрестности д. Громково. На территории полигона «Воря» воинской части.

Это 46,5 км. Щелковского шоссе (лесная поляна в 200 м от трассы - берег р. Воря).

На этом месте проводится уже не первый осенний Слет, там же проводятся иногда лагеря единиц дружины «Богородск» и бивуаки. Там же проводятся соревнования и экспедиции организованные от СЮТур г.Ногиска ("крыша" дружины «Богородск») и т.п. Место обладает рядом преимуществ – высокий берег неширокой реки, поросший хорошим густым и высоким смешанным лесом, с большим количеством еловых. Родник, уход за которым много лет осуществляет 31 отряд А.В. Суворова. Территория около 1,5 км в длину и 0,5 км в ширину огорожена забором и охраняется военным патрулем на КПП (собственно больше от части там ничего нет, кроме окопов кое-где), пронизана тропинками, много удобных ровных полянок и большое поле для общих игр. Удобный подъезд прямо «к палаткам» (100-200 м до трассы)

Проезд к месту Слета (один из вариантов):

Поправил по факту –

от Щелковского автовокзала Москвы (ст. м. Щелковская) около 60 мин. в сторону Черноголовки до остановки «Громково» ехать на автобусе №320 (билеты по 30 руб. в автобусе, ходит примерно раз в час, скорость движения зависит от ситуации на дороге, и есть еще более скоростные экспресс №320 и маршрутки «автолайн», стоимость 40 руб.). Учтите, что обычные автобусы и экспрессы останавливаются совсем в разных местах (последние от здания автовокзала, а не вдоль шоссе). В сторону Черноголовки также ходит раз в 40 мин автобус-экспресс №360 до Дуброво – на нем тоже можно (купить билет в кассе до Черноголовки и договориться с водителем заранее об остановке "в поле" – тогда можно выйти сразу на повороте, чтобы не идти еще от Громково). В итоге уехать можно в течении часа, даже не зная расписания, или ехать сразу на личном транспорте по трассе Москва-Чкаловский-Черноголовка.

После остановки «Громково» двигаться еще от Москвы (около 1,5 км), после чего повернуть в лес (налево у 46,5 км., на "бетонную" лесную дорогу, за шлагбаум). Далее, зайдя на территорию военного полигона (сослаться на участие в Слете), пройти метров 100 до поляны Слета.

При выезде обратно дойти 1,5 км до остановки «Громково» (по дороге автобусы могут тормозить только при наличии большой группы и места для нее в автобусе). Там пытаться голосовать экспрессам и маршруткам, или ждать рейсовых автобусов (примерно раз в час). Но обратно до Щелковского автовокзала Москвы можно доехать как на №320, так еще и на автобусе №321.

Участники Слета (в итоге):

Звали Отряды, стаи и круги ОРЮР из Москвы, Московской и соседних областей. Участники-дети прибывают на Слет и участвуют в его программе организованными группами, под руководством ответственного взрослого – руководителя группы.

Оценочно на Слете было человек 80 (от волчат, до руководителей). Сколько в каком отряде/дружине я не считал (знаю у «Преображения»). Священника не было, гостей, кажется, тоже. Ниже перечисляю участвовавшие единицы, так как на построениях рапорт сдавался по единицам. Нач. единиц не указываю, т.к. во-первых они известны, а во-вторых все были с 1-2 помощниками, иногда их заменявшими.

Дружина «Богородск» –

31й сводный отряд Александра Суворова (единственные строились со знаменем)

68й сводный отряд воина Александра Пересвета (самая многочисленная делегация)

78й сводный отряд князя Святослава (присоединились к стоянке 68го отряда)

сводный круг сщмч. Константина Богородского (представители – в составе групп отрядов дружины)

2я московская дружина «Преображение» (около 35-40 человек) –

12я сводная стая "Тофсла и Вифсла" (с ночевкой, присоединились к стоянке 64го отряда)

формирующаяся сводная стая (4 человека, на 1 день, присоединились к стоянке 8й стаи)

44й отряд разведчиков прп. Андрея Рублева (7 человек, хоз. организация по 3 подгруппам/звеньям)

64й отряд разведчиц М.В. Ломоносова (8 человек, стоянку делили с 12й стаей и 13м кругом)

13й сводный круг свв. равноапп. Кирилла и Мефодия (7 человек, присоединились к стоянке 64го отряда)

3я московская дружина «Крутицкий вертоград» –

8я сводная стая "Друзья Нарнии" (на 1 день)

формирующийся отряд С. Королева (1 день, 3 взрослых)

42й сводный отряд св. благ. цар. Димитрия (представители, уехали раньше)

208й сводный отряд кн. Мстислава Удалого Галицкого (представители, приехали позже)

Каждой единице было предложено что-либо организовать для Слета на «отборочных конкурсах» или взяться за какой-то элемент программы... См. ниже (в расписании) кто что провел.

Снаряжение:

Как и было анонсировано в памятке

а)Личное походное снаряжение каждый участнику Слета привозил самостоятельно (или договаривался с другими в группе), включая тур. коврик и спальный мешок, личную посуду и умывальные принадлежности, одежду по погоде и запасную (возможны дождь и холод), положенную скаутскую форму.

Думаю, что усилиями собственными или руководителей никто не остался без спальника, коврика или посуды... А вот положенная форма была не у всех, еще меньше участников имело более-менее комплектную форму, встречались элементы и старой формы. Из-за холодной и сырой погоды (а порой и работы по хоз. на стоянке) в течение дня большинство участников форму не носило (или носило под обычной одеждой так, что разглядеть ее там было трудно). В основном, форму носили лишь руководители и их помощники. Остальные только к построению могли привести себя в парадный вид. Причем если на 1м построении форма была у большинства, то потом с каждым подъемом/спуском флага ее становилось все меньше и меньше.

Каких либо замечаний или выговоров по "не ношению" формы на виду или ее не очень правильного вида не делалось (альтернативы не было – холод, работа в лесу, грязь и дождь), но при вызове "на флаг" внешний вид играл роль.

б)Групповое походной снаряжение каждая организованная группа привозила самостоятельно, включая необходимое количество палаток, котелков и костровое оборудование, нужное количество продуктов для самостоятельного приготовления еды на костре, топоры и пилы, иконы, знамена и флажки (по усмотрению).

Для общих работ, организации станций и игр и т.д. было использовано снаряжение и материалы привезенные группами, отвечавшими за их проведение, в т.ч. Российский флаг и икона для общего построения были привезены мною.

Наличие аптечки и ее использование, меню и качество приготовления пищи, организация стоянки и ночевка – централизованно не контролировались никем, кроме самих групп (только некий экологический контроль, связанный с мусором, родником и рубкой леса – отв. скм Лариса Алексеева и инс Ольга Куприкова).

Подготовка:

а) Следовало каждой группе подготовить выступление на общий костер в субботу. Песню и "точку", в качестве иллюстрации вашего рассказа о летних лагерях 2003 г. и по теме Слета.

Подготовиться к хоз. организации бивуака (ночевка, питание)

«Точки» делали прямо на месте (выступили не все, но некоторые по 2-3 выступления – песни, игры или сценки).

По хоз. организации все были достаточно подготовлены (см. выше).

б) Следовало руководителям включить в состав группы помощников.

В рамках Слета возможны руководительские собрания и встречи. Возможно, понадобиться помощник, который будет с детьми в ваше отсутствие.

Также быть готовым задействовать доп. элементы программы (можно только для своих, а можно пригласить иных) - для занятий в "свободное (нерегламентированное общим расписанием) время".

Помощники были у всех. Рук совещания не было организованно, но руководители могли быть заняты хоз. вопросами или организацией пунктов – когда надо было организовывать их детей или судить на пунктах, т.ч. наличие помощников было полезно.

Относительно того, чтобы занять детей дополнительно к программе Слета еще чем-то, то ряд руководителей (ряд групп) этим воспользовались. Во всех стаях точно (параллельно состязаниям ввели свои станции только для волчат и в «окнах», и организовывали простые игры с ними). Также 68й и 78й отряды в субботу (в течение дня) проводили еще свою учебу-практикум по технике туризма (с веревками) – остальные участники Слета отказались присоединиться к ним (кто знал).

Программа (расписание):

Ниже описано уже все так, как прошло реально.

Более подробно описаны те части Слета, которые были общими (не орг вопросы делегаций), и составляли основную нить тематической "игры", наложенной на Слет.

Суббота (17 сентября 2005 года) – 1 день

11:00-20:00 Заезд групп (Почти все ночевавшие к 17 часам уже подъехали, отв. – рук. групп)

14:00-18:00 Обустройство стоянок, Обед/перекус (по необходимости) и личные программы единицами/соединениями (отв. – рук. групп)

16:50-17:00 Подготовка площадки общего построения (отв. – скм. Алексей Ружников)

17:10-17:25 Построение-открытие (молитва, подъем флага, отв. – скм. Алексей Ружников и рук. групп)

(Флаг поднимали представители 68 и 78 отрядов, объявил задачи Слета, программу на субботу и задумки на воскресение)

17:40-18:20 Совещание руководителей заехавших единиц о деталях программы (кто, что, как и когда)

18:00-21:00 Ужин по единицам/соединениям (отв. – рук. групп)

19:30-21:00 Подготовка к костру (точки группы – сами, отв. рук. групп; складывание общего костра - 44й отряд)

20:00-21:00 Подготовка к ночной игре (венки каждая желающая разведчица – сама, отв. руководители, организация площадки – 13 круг)

21:00-21:10 Спуск флага (отв. – скм. Алексей Ружников, рук. групп)

(Флаг поднимали представители 44 и 64 отрядов)

21:20-22:20 Общий костер (отв. – скм. Алексей Ружников, рук. групп)

Костер был организован весьма просто (чтобы обойтись без подготовки ведущего). После традиционного начала («Будь готов» и Песни КНО) минут на 5-10 беседа о значении единения вокруг богатой русской культуры (Православие, язык, история, Служение Родине) на примере ОРЮР за рубежом, воинов Куликовской битвы и нашего Слета сейчас (ОРЮР в России), единения ведущего к победе над врагом, своими недостатками и трудностями. Затем поочередно каждому отряду давалось слово для подготовленного выступления о прошедшем летнем сезоне или по Куликовской битве (кличи для вызова и в конце предлагал ведущий – все повторяли, известные или придуманные сходу в связи с названием группы или темой их выступления... и уже забытые). В конце Песня велосипедистов, «Здых комарик» и Заря. Молитвы не было, в связи с игрой. Сразу перешел к рассказу правил. Содержание выступлений групп я, как проводивший, костер, заранее не знал, своих связок или вставок не приготовил и некого глубокого плана или смысла в ход костра не заложил – что не делает мне чести, но костер получился достаточно живой – в меру песен и игр и т.п..

22:20-22:30 Объяснение правил ночной игры «Поход за невестами» (отв. – скм. Алексей Ружников, рук. групп)

22:45-00:05 Ночная игра «Поход за невестами» (отв. 13 круг и скм. А.Ружников)

Любая ночная игра должна быть простой (легко судиться, на понятной территории, с понятным финалом или сигналом об окончании), спокойной (избежать травм), несколько уровневой (не однообразной, возможны этапы с разным поведением или роли), быть привлекательной (бонус победы или комизм ситуаций, или накрученный соревновательный дух). Мне кажется это все было, правда не все соблазнились игрой (или устали/были заняты иным, или испугались/поленились, или не подготовились/не поняли игры... не хочется думать что не заразились интересом, даже ради доп. жизней назавтра в «Куликовской битве»).

Правила ночной игры «Поход за невестами»

Все желающие играть (кого руководители отпустили) делятся на две группы: мальчики и девочки (юноши и девушки)

Заранее девочки плетут себе венки из подручного материала (предупредить, что венки должны быть индивидуальны, т.к. женихам придется их отличать в темноте), а организаторы игры находят поляну не очень далеко от лагеря, возле поляны огораживают часть деревьев – «Заколдованный лес». К началу игры это должно быть готово. Желательно, чтобы поляна была внутри знакомого участка леса, чтобы мальчики в ее поисках не ушли далеко в лес, промахнувшись.

Все девочки собираются и под наблюдением 2-3 судей (можно их назвать Бабками Ёжками, сейчас служащими у змея Горыныча, но поссорившимися с ним и помогающими невестам и женихам) уводятся на поляну рядом с «Заколдованным лесом». Там они развешивают свои венки внутри «Заколдованного леса» (пусть запомнят кто где), выходят на полянку и в играх и хороводах (под руководством судей можно) ждут женихов (чем громче хоровод, тем проще женихам их найти, но слишком громко можно запретить, сказав, что проснется змей Горыныч и "убьет" – осалит, выводя из игры – тех, кто слишком шумит, так один из руководителей-судей может регулировать игру). Больше девочкам заходить в заколдованный лес будет нельзя. При этом они придумывают (каждая, можно с помощью судей) свои 3 загадки или простых испытания на силу/ловкость/смекалку, которые будут задавать женихам. Можно подготовить 2 «комплекта», посложнее и попроще – зависит от пришедшего жениха и хочет ли его невеста. Если женихов меньше, чем невест, или поровну, то следует установить очередность, кто первый выбирает жениха, кто второй и т.д. (для этого судьи могут провести доп. игровой конкурс).

В это время женихи собираются (после ухода невест, желательно не видев их, но почти сразу). Им говорится, что всех невест скрал змей Горыныч (с Бабками Ёжками?) и заколдовал в лесу, что невест надо найти и расколдовать. Расколдовать невесту (вынести ей обратно венок из «Заколдованного леса») может только ее жених. Ее женихом может называться только тот, кто перед этим отгадает 3 ее загадки или выполнит простые задания. На поиски дается ровно час, через час спасти невест и вернуть их в деревню (лагерь) уже будет нельзя (время можно сокращать, если игру надо упростить или задать соревновательный темп). Со спасенными невестами надо вернуться в деревню и получить благословение у стариков деревни (зарегистрировать победу у руководителя). Игра и победа – индивидуальные (точнее по двое – он и она), объединяться можно, но лишь по пути к невестам или на обратном пути. Во время игры можно кричать, пользоваться фонариком, но нельзя разбудить змея Горыныча (один из руководителей салит тех детей, которые слишком сильно разошлись, тем самым их "убивая" - выводя из игры). На выходе из деревни можно женихам показать направление (от 30 до 180 градусов) или описать территорию поиска полянки с невестами (достаточно большую). Чем меньше численный перевес женихов над невестами, тем точнее надо давать направление или делать меньше территорию. А если женихов намного больше невест, то можно "подлить масла в огнь", сказав, что всем невест не достанется и те, кто придет позже – проиграют (но аккуратно, не надо чтобы они носились по ночному лесу, как ненормальные!).

Женихи уходят и ищут невест, придумавших уже загадки и водящих хоровод с судьями на поляне у «Заколдованного леса». Время пошло.

Когда жених выходит к невестам, он выбирает себе невесту (или она его – как получиться или как договорились). Выбрав друг друга, невеста загадывает жениху свои загадки или дает задания (остальные могут смотреть, особенно судьи). Если жених не все отгадал, он может попытать счастья с другой и т.д., пока невесты не кончатся. Если и тогда не отгадал – он проиграл и может идти в лагерь. Когда же жених отгадал все загадки правильно, то он может идти за венком именно этой невесты. Для этого она описывает ему внешний вид венка (можно запретить описывать его месторасположение, а можно разрешить – как пойдет). Жених заходит на отмеченную территорию «Заколдованного леса» и ищет венок. Он может вернуться что-то переспросить но не более (N раз, где N= как договоритесь, лучше 1), а потом опять пойти искать венок. Если жених вышел с венком и это венок не этой невесты, а другой девочки, то венок надо вернуть на место (судья относит в «Заколдованный лес»), а жених считается "убитым" злыми чарами и возвращается в лагерь. Если же он вынес правильный венок (судья присутствует при выносе и опознании – поэтому лучше на поляне быть нескольким судьям), то они с невестой идут в лагерь и там благословляются у стариков деревни (регистрируют победу у руководителя-судьи). Жених начавший поиски венка, менять невесту (разводиться) уже не может, если до истечения времени игры найти не успел, то и он и его невеста считаются проигравшими.

Во время прошедшей на Слете игры выход невест был в 22:50 (10 мин. собирались), а женихов – в 23:05 (5 минут собирались), число невест 12, (от 11 до 18 лет), женихов 12 (от 9 до 15 лет). Им дали направление 180 градусов, на участок леса около 300 на 400 м. (с оврагами, полянами и кустами). Дошло лишь 5 женихов, один "погиб", вынеся не свой венок. Победило 4 пары (т.е. 8 человек получили по 3 дополнительных жизни во время «Куликовской битвы» назавтра, что символизировало их детей, вышедших на битву). 8 оставшимся невестам дали утешительный приз (1 дополнительная жизнь во время «Куликовской битвы» назавтра, т.к. они за час жутко замерзли – поляна была на берегу реки и пал туман). Горыныча мы не вводили, т.к. невесты были за перегибом рельефа и кричи-не-кричи с основной поляны Слета их просто не слышно было. Наличие после игры всех на месте (возврат с игры) отслеживали рук. групп, отпустившие их на игру.

22:00-00:30 Молитва по единицам/соединениям и отбой (отв. – рук. единиц)

Ночных костров (ТОВД или лесных имен) никто не проводил и не просил/предлагал проводить. Хотя у некоторых костров отдельные старшие ребята сидели долго, просто болтая или негромко(а может я глухой?) играя на гитаре. Специально ночных дежурств организованно не было – за территорией приглядывали солдаты патруля с КПП.

Воскресение (18 сентября 2005 года) – 2 день

07:45-08:55 подъем, умывание, зарядка и смотр по единицам/соединениям (отв. – рук. групп)

09:00-09:15 Общее построение ((утр. молитва, подъем флага, отв. – скм. Алексей Ружников и рук. групп)

(Флаг поднимали представители 208 и 31 отрядов – оба мальчишки, объявил программу на воскресение)

09:15-10:15 завтрак по единицам/соединениям (отв. – рук. групп)

(Хотя 78 и 68 отр. позавтракали до подъема флага)

10:20-10:30 Общее доп. построение для объявления распорядка состязаний (кто, где, что и как)

10:40-13:00 Командные состязания «Отборочные туры для Куликовской битвы, деление на русских и татар»

На этот раз вместо единой полосы препятствий были организованы станции, проходить которые нужно было в произвольном порядке, по принципу «чем больше, тем лучше». Так как основная станция была «ЛАПТА» (даже говорил «пока ждете очереди на лапту проходите отборочные туры на битву»), то заданное ею требование к численности команды 6-8 человек соблюдалось почти везде. Я надеялся, что это будут звенья, но ходили скорее отрядами (во всяком случае, порой, в команде смешивались мальчики и девочки). На каждой станции требовалось в итоге выделить назвать 2 лучшие команды или двух лучших игроков из разных команд (судей выставлял отряд, включивший станцию в состязания, а они уже определяли место, победителей и т.п.).

Подробнее о станциях (то – что знаю я, т.к. я их особо и не видел в действии – сам был судьей на станции)

1.«Ристалище» («Бой на мечах»), 1 на 1, на своеобразном ринге в доспехах (деревянные меч и щит, мет. шлем и кож. рукавицы). Организаторы и судьи – дети 208 отряд. Видимо, от команды все сражались парами по очереди (внутри себя). Выигрывали по очкам полученным за определенное время (т.е. ударам, достигшим соперника в положенные области тела).

На эту станцию не допускались команды волчат/белочек (им надо иные доспехи).

2.«Бой с медведем», 1 на 1, на выбранном "пяточке" – кто первый за определенное время выхватит у соперника из-за-спины подоткнутый за ремень галстук. Организаторы и судьи – пом. рук. 31 отряда. Видимо, от команды все сражались парами по очереди (внутри себя)

3.«Лапта», 2 команды одинаковой численности, подробно здесь не стану описывать (не знаю как далеко они от классических, я встречал и иные правила). Кратко было так: Одна команда «в поле» ловила мячик и салила им перебегавших про полю вдоль «вешек» игроков другой команды, если был мячик пойман «на лету» или поднят с земли, но им осален противник – команды менялись ролями… А игрок второй команды "накидывал" себе мяч и выбивал его битой (или самодельной, или бейсбольной – их было несколько) его подальше «в поле», сам же бросив биту – пока противник ловил мяч и пытался им его осалить – бежал вдоль 5 вешек (до конца или мог у любой остановиться и отдохнуть – державшихся за вешку салить нельзя, но это "стопор" кона), затем все тоже делал следующий игрок (судья давал свисток, видя что игра "встала", по которому салящие отдавали мяч опять на подачу). Оставшиеся у вешек могли потом бежать когда более поздние игроки их команды, тоже бежали по этому пути, но и также могли быть осалены Чем больше народа перебежало до последней вешки, тем больше очков (собственно победа, т.к. осаленный считается не добежавшим). Последний игрок в команде не бежит, а трижды подает, чтобы добежали все возможные игроки, застрявшие на вешках. При перемене ролей игроки занимали те позиции, с на которых была прервана их прошлая череда.

Организаторы и судьи – руководители из 68 отряда. Приходить надо было двумя командами.

На эту станцию не допускались некоторые команды волчат/белочек (им надо иные биты).

4.«Шишкоброс», обычно за этим названием стоит бросание шишек в тазик (на меткость и ловкость) с определенного расстояния – кто больше. Но я видел фото, где еще носили шишки на ложке, что держали в зубах (или это не тут было?). Организаторы – руководители 78 отряда. Видимо, от команды все по очереди (внутри себя)

Они сначала хотели «Конный бой» провести (кто столкнет чужую пару, где один ребенок конь, а второй – наездник, висяще-сидящий на его спине), но после первого же сильного падения на грязную землю – отказались от этой идеи.

5.«Слепой олень» (правила немного отличались от напечатанных в сборнике «Разведческие игры»):

Один игрок стоял с завязанными глазами, остальные располагались вокруг него на расстоянии 10-12 м и, по сигналу судьи, одновременно все начинали пытаться подкрасться к "оленю" – игроку с завязанными глазами. Водящий старался услышать приближение подкрадывающихся. Если он слышал шаги, шорох или т.п., то указывал рукой (пальцем) направление, откуда слышался звук. Если он указывал неправильно, то судья не подавал сигнала, и подкрадывающийся приближался дальше. Если же "олень" правильно указал на приближающегося и шум действительно был (а не совпало), то судья приказывал (знаком или голосом) последнему выйти из игры. Выбывший отходит подальше в оговоренное место и не мешал шумом остальным. Игра кончалась, если кому-нибудь из ребят удавалось подойти к "оленю" так близко, что он дотрагивался до него рукой, или если "олень" всех выводил из игры (еще было по времени доп. ограничение, но его не достигали, наверное). Чтобы игрок, которому удалось подкрасться к "оленю" на расстояние 3-4 шагов, не бросался бегом к водящему, все прыжки и бег были строго запрещены. Ясно, что все участники старались соблюдать полную тишину (иначе бы игра не вышла, так нельзя эту игру проводить при шумном ветре в лесу). Большую роль играла почва того места, где проходила игра (лучше всего - обычная лесная почва с хвоей, сухими сучьями и т.д.).

Организаторы и судьи – вожаки 64го отряда. В команде несколько человек водили по очереди, все остальные подкрадывались.

6.«Монастырь», куда приходили командами, но могли проходить испытание как по одному, так и вместе. Задача была в том, чтобы увидеть – насколько ребенок "на короткой ноге" с основными молитвами (как будто бы имеет опыт постоянной молитвы). Для новичков или волчат можно было показывать знание молитв (читать или петь наизусть), требуемых на 3 разряд, но для уже сдавших 3 разряд – любых иных (приветствовалось знание Символа Веры, Утренних и вечерних молитв, Ангелу хранителю, тропарь Георгию Победоносцу и т.п.). Формально должно было быть прочитано или пропето столько молитв, сколько пришло людей (можно было читать за кого-то совсем ничего не знавшего, тем самым его "выручая" – пропуская через этап, а можно было читать/петь сразу группой, парами/тройками и т.д. но тогда столько – сколько в "хоре" человек). Если возникали проблемы (текст не очень хорошо помнят), то можно было читать по молитвослову, но(!) он был на церковно-славянском языке. Также могли предложить прочитать любой "незнакомый" текст из молитвослова, если хотели проверить – умеет ли ребенок читать по церковно-славянски (часто, чтобы выбрать лучшего из прошедших испытание хорошо). В каждой команде отмечался один, как более опытный, чем остальные – он в ходе «Куликовской битвы» мог выполнить роль монаха (см. ниже).

Организаторы – руководители 44 отряда.

7.Стрельба из пневматического пистолета (спец. названия нет) на меткость, по маленьким пластиковым стаканчикам, висящим на расстоянии метров 3. Давалось по 5 выстрелов (кто больше попадет). Стреляли все по очереди.

Организаторы – руководители 44 отряда (по предложению формирующейся стаи из «Преображения»).

Но допускались на эту станцию только команды волчат/белочек (вместо «Ристалища»), и разведчики или разведчицы дружины «Преображение» (в виде исключения, по знакомству).

8.«Паутинка», как обычно, представляла собой пронизывающее в разных направлениях некий "куб" скопление веревочек, хаотично натянутых между деревьями (без узелков и касания между ними, на этот раз). К каждой веревочке был привязан колокольчик. Требовалось так пролезть сквозь этот "куб", чтобы не звякнул ни один колокольчик (т.е. не задеть сильно ни одну веревку).

Организаторы – руководители 8 стаи и формирующейся стаи дружины «Преображение».

Хотя для команды волчат/белочек станция была "обязательной", ее могли пройти и остальные команды... но не прошли (может не заметили?). Волчата же сквозь эту паутинку переходили во времена «Куликовской битвы»...

9.Стрельба из самодельного лука (уж не знаю на меткость или дальность, но фото видел и луки потом домой несли).

Организаторы – руководители 8 стаи и формирующейся стаи дружины «Преображение».

Хотя для команды волчат/белочек станция была "обязательной", ее могли пройти и остальные команды... но не прошли (может не заметили или не стали столь детскую проходить?).

Не знаю точно, но похоже участвовало порядка 10 команд (13 круг и 42 отряд участия не принимали, кажется. А все силы 7 круга и 208 отряда ушли на организацию станций).

При подведении итогов данные подали судьи 1-6 этапов. Назвав 2 лучшие команды (или 2х игроков из разных команд). При составлении русского и татаро-монгольского войска требовалось, чтобы они попали в разные армии (кроме «Монастыря», там один лучший – в русскую, а просто лучшие в своих командах могли быть "монахами" в ходе битвы, если они попадали в русское войско).

13:10-13:20 Совещание судей отборочных этапов о результатах

13:30-14:30 Общая игра «Куликовская битва»

0 этап«Деление на армии» и объяснение всех правил.

Всех построили (но не у флага, как ранее, а на бывшем поле для «Лапты»), называли победителей по этапам и тут же (практически как придется) присоединяли к той или иной армии (пока не конкретизируя какая из них русская). Названные команды выходили и перестраивались уже армиями (для наглядности численности и силы игроков). После деления оставшиеся команды были приписаны меньшей армии. При делении старался, чтобы лучший по молитвам и волчата, прошедшие через паутинку (засадный полк) оказались в одной команде, которая и стала русскими.

Вначале команды были равны по численности, но после того как от русских в «Засадный полк» (фактически третья сила) вывели всех волчат/белочек, то у татар сразу стало намного больше народу. Правда, у русских в основном остались одни мальчишки, а у татар тоже встречались и волчата/белочки, и вообще было больше девчонок. Кое-кто приметил, что в "русских" в основном была Москва, а в "татарах" Область (так показаться могло, хотя намерений таких не было).

Был объяснен всем весь ход предстоящей «Куликовской битвы» (руководители уже знали с субботы). Сразу определили участников 1го этапа (см. ниже) и 3го этапов (выведенный «Засадный полк»). Оставшимся предложено было в каждой армии разделиться на 4 части для второго этапа (см. ниже) и соответствующим образом перестроиться уже по 4 углам поля, где будут станции (соблюдались ли здесь бывшие команды – не знаю, возможно нет).

Было напомнено, что после ночной игры у части игроков есть еще по 3 запасных жизни, а у части по 1 (проверили тут же у кого и сколько). Если игрок "погибает" (проигрывает) на одном этапе Битвы, то он уже не выходит на следующий этап (все идет на выбывание), но те у кого есть доп. жизнь могут все равно на следующий этап выйти (но не на этот, кроме 4го этапа, где прямо на этот же).

Никаких внешних знаков отличия участникам армий (или армиям в целом) не предлагалось.

1 этап«Битва Пересвета и Челубея»

Лучшие в отборе на «Ристалище» ребята вышли (один от "русских", а один от "татар") и сразились перед всеми. Победил русский (остался на следующий этап и выбирал границы для русских на 4м этапе), но на следующий этап к армиям присоединились оба (т.к. у "татарина" были запасные жизни).

2 этап«Битва полков левой и правой руки»

Теоретически мы должны были всех делить на 3 части (центр, правый и левый фланги) и прдложить 1м от одной армии сразиться 1ми от второй, одновременно с этим в другом месте 2м от первой армии со 2ми от второй и т.д. Но хотели задействовать как можно больше из «отборочных станций». Поэтому организовали 4 угла, где одновременно состязались части обеих армий. Судьями на этих станциях были те же, кто судил их при отборочном периоде.

А)«Бой с медведем», поочередно 1 "русский" против 1 "татарина" (правила см. выше). Проигравший считался "убитым" в битве.

Б)«Лапта», точнее ее элемент – выбивание мяча, промахнувшийся считался "убитым", осложнялось тем что тебе накидывал другой игрок (но из твоей армии)

В)«Слепой олень» (правила см. выше) 2 кона! - сначала водит один любой (самый опытный) игрок из первой армии, а подкрадывается вся часть второй армии (на кого показал правильно, то "убит" в Битве), затем меняются и уже вся часть первой армия подкрадывается к любому игроку второй.

Г)Стрельба из пневматического пистолета (такие же как и при отборе пластмассовые стаканчики поставили на землю, метрах в 3х, разве что теперь стреляли уже не те, кто тренировался). Стреляли по очереди, по 1 выстрелу, но прошли 2 круга. Те, кто ни разу из двух не попал – считались "убитыми" в битве.

Так как "русских было меньше", то на каждом этапе они были в меньшинстве (но важно это только для «Боя с медведем»), то есть татар выбыло больше еще и потому, что их было больше.

Перед началом третьего этапа обе армии построили, попросили убитых отойти к границе поляны и проверили у кого из оставшихся еще сколько запасных жизней осталось (кстати, очень много, а их было опять больше "русских" и без этого – т.е. прямо как в Куликовской битве, где русские вначале проигрывали). Затем те, кто из потенциальных «монахов» оказались в стане "русских", и при этом выжили, отошли и "оживили" (вернули в игру) погибших на 2м этапе "русских" (таких оказалось двое). Оживление – «монах» и "мертвый" отходят 1 на 1 из строя всторнку, читают (вместе или один «монах») Символ Веры и возвращаются встрой уже с "живым" "русским" (что символизировало благословение армии русских на Куликовскую битву, более сильную Духом). Армия "татар" (как "не православная") не имела возможности такого исцеления.

3 этап«Засадный полк»

Объявили территорию, которую нельзя воинам покидать, по краям поставили судей (тех же, что были на предыдущем этапе), намекнули "русским" что им лучше встать покомпактней и не дергаться (чтобы их не спутали с "татарами" и нечаянно нет убили). Затем дали свисток и на поле выскочили волчата и белочки засадного полка. Им было дано 60 секунд, чтобы убивать всех, до кого они дотронуться (ожидается всех "татар"). Задача же "татар" была продержаться 1 минуту уворачиваясь от волчат и белочек. "Убитые" оставались на том месте, где их настигла "смерть", расставив руки в разные сторону (больше препятствий волчатам, и не отвлекает их внимания от еще "живых"). По второму свистку волчата и белочки прекратили гоняться за "татарами" и покинули поле Битвы.

Оказалось, что погибли все "татары" (и ни одного "русского" не было "задето"). Поэтому на следующий, последний этап вышли лишь те "татары", у кого была с ночи накоплена доп. жинь. Их было уже заметно меньше чем русских, что опять же символизировало насколько сильно переломил весь ход битвы Засадный полк 625 лет назад, до этого стоявший в стороне и не вмешивавшийся, даже чтобы помочь своим.

4 этап«Мамаево побоище»

Армии опять построились друг против друга, кроме выбывших из игры - они присоединились к "убитым" ранее. Победивший в 1м этапе и до сих пор живой "русский богатырь" выбрал строну для их строя. Позади строя "татар" и строя "русских" опять встали судьи, чтобы контролировать пересечение этой границы (см. далее). И по свистку началась финальная битва. Перевес бесспорно был уже на стороне русских.

"Убитым" теперь считался тот, кто оказывался позади(!) собственной границы (боковые стороны тоже были запрещены для пересечения). То есть "русские" должны были тянуть, толкать, переносить или т.п. "татар" за "татарскую" границу ("русским" заступ за нее для этого был разрешен), чтобы выводить "татар" из игры. А "татары" одновременно то же самое должны были делать с "русскими", вынося их уже за "русскую" заднюю границу. Это символизировало еще и то, что русским отступать было некуда – сзади Дон (или биться, или погибнуть).

Те, у кого еще оставалась доп. жизнь, могли вновь тут же вернуться на поле, но зайти им советовали со стороны противника, чтобы их сразу же не "убили", толкнув назад, а наоборот – они сразу дергали бы врага за его заднюю границу.

В какой-то момент вышедшие ("ожившие" разом три последних "татарина") застыв на самой границе "русских" боялись ринуться в их толпу, а "русские" боялись подойти к "татарам", чтобы тут же легко не погибнуть у собственного заднего рубежа...но минутное противостояние (так и не став «Великим стоянием на Угре») было нарушено, и вот уже не осталось в живых ни одного "татарина"!

Выиграли "русские" (т.е. команда, чьи игроки остались на поле после того, как все игроки соперника выбыли)

(При организации такого побоища желательно всех заранее предупредить, чтобы сняли хрупкие и опасные предметы и не тянули за одежду, тактика боя не ограничивалась).

Игра, на мой взгляд, также получилась удачная – красивое начало, очень азартный конец, не очень короткая (благодаря 2му этапу). Жаль лишь волчат (у них была эпизодическая роль) и убитых (они тоже «недополучили», часть выбывших стала проситься уйти, не дожидаясь конца и потеряв интерес). Объяснения правил и строения-перестроения заняли тоже много времени, но они были необходимы, чтобы всем объяснить суть Битвы.

14:30-15:30 обед/перекус по единицам/соединениям (отв. – рук. групп)

15:30-15:45 Построение-закрытие (дача штаб-инструкторского обещания, спуск флага, молитва отв. – скм. Алексей Ружников и рук. групп)

(Флаг спускали давшие только что штаб-инструкторское обещание2 "вит" (уже шин) из 31 отряда и круга джн «Богородск»– Иван Провоторов и Владимир Алексеев… испытание по Уставу они сдали скм. Ларисе Алексеевой ранее и прошли этим летом КНЕ)

15:00-16:30 уборка территорий по единицам (сворачивание лагерей у кого-то началось с утра) (отв. – рук. групп, принимали территорию инс Ольга Куприкова и солдаты КПП)

15:45-16:40 отъезд групп (самостоятельно выход на остановку или посадка в для автобус джн «Богородск»).

А. Ружников 27.9.2005



Объявление о слёте

Задачи: - сплочение членов отдела, - поднятие скаутского духа, - обмен опытом и впечатлениями, полученными в летних лагерях, - акцентирование внимания на славных страницах русской истории

Тема Слёта: 625-летие Куликовской битвы

Даты Слёта (бивуака): 17-18 сентября 2005 г. (суббота-воскресенье). Заезд до 17:00, разъезд с 16:00. Участие в неполной программе (1 день) – по согласованию.

Место Слёта (бивуака): Московская обл., Ногинский р-н, окрестности д. Громково. На территории полигона «Воря» воинской части. Это 46,5 км. Щелковского шоссе (лесная поляна в 200 м от трассы - берег р. Воря).

Проезд к месту Слёта (один из вариантов): от Щелковского автовокзала Москвы (ст. м. Щелковская) Около 40 мин. в сторону пос. Черноголовка на автобусе №320 (ходит примерно раз в 40 мин., скорость движения зависит от ситуации на дороге) или маршруткой «автолайн» в сторону Черноголовки, или на личном транспорте по трассе Москва - п. Чкаловский - Черноголовка.

После остановки «Громково» двигаться еще от Москвы (около 1,5 км), после чего повернуть в лес (налево у 46,5 км., на бетонную лесную дорогу, за шлагбаум). Далее, зайдя на территорию военного полигона (сослаться на участие в Слёте), пройти метров 100 до поляны Слёта.

Участники Слёта (приглашаются): Отряды, стаи и круги ОРЮР из Москвы, Московской и соседних областей. А также гости (по согласованию с организаторами). Участники-дети прибывают на Слет и участвуют в его программе организованными группами, под руководством ответственного взрослого – руководителя группы.

Снаряжение: а) Личное походное снаряжение – каждому участнику Слёта. Тур. коврик и спальный мешок, личную посуду и умывальные принадлежности, одежду по погоде и запасную (возможны дождь и холод), скаутам – положенную форменную одежду.

б) Групповое походной снаряжение – каждой организованной группе. Необходимое количество палаток, котелков и кострового оборудования, нужное количество продуктов для самостоятельного приготовления еды на костре, топоров и пил. Иконы, знамена (со знаменосцами) и флажки – по усмотрению.

Подготовка: а) Каждой группе – подготовить выступление на общий костер в субботу. Песню и "точку", в качестве иллюстрации вашего рассказа о летних лагерях 2003 г. и по теме Слёта. Подготовиться к хоз. организации бивуака (ночёвка, питание)

б) Руководителям – включить в состав группы помощников. В рамках Слёта возможны руководительские собрания и встречи. Возможно, понадобится помощник, который будет с детьми в ваше отсутствие.

Также быть готовым задействовать доп. элементы программы (можно только для своих, а можно пригласить иных) - для занятий в "свободное (нерегламентированное общим расписанием) время".

Примерная программа:

Заезд в субботу с утра и часов до 16-17, Обед/перекус по необходимости единицами/соединениями, затем открытие (молитва, подъем флага), совещание руководителей заехавших единиц, ужин по единицам / соединеням, спуск флага, костёр, вечерняя/ночная игра, молитва по единицам и отбой,

подъем-умывание-зарядка и смотр по единицам/соединениям, подъем флага (молитва), завтрак по единицам/соединениям, соревнования, обед/перекус по единицам/соединениям, закрытие (итоги, молитва, спуск флага), уборка территорий по единицам, отъезд в воскресение около 16-17 часов.

Программа будет организована Штабом Слёта, исходя из состава собравшихся участников, и сообщена на месте, дополнительно.

Ожидается участие в организации программы и приехавших групп.

Штаб Слёта: определится к моменту начала Слёту. De facto в нем уже скм. Алексей Ружников (Москва, ЦС ОРЮР) как координатор групп, инс. Ольга Куприкова (г. Ногинск Московской обл.) как отв. за место проведения Слета, инс. Александр Миронов (Москва) как консультант по программе, а то и отв. за нее.

Уборка территории после себя и постоянное соблюдение мер безопасности – обязательны для каждой группы. Отв. – руководители групп, которые несут также ответственность и за всю свою группу в целом.

А. Ружников 7.9.2005