Игра-реконструкция "Господин Великий Новгород"

Даты: 
20/07/2006
Тип: 
Игра / Соревнование / Конкурс / Акция
Уровень: 
региональный (событие отдела, нескольких дружин, рег. организации)
Расположение (адрес): 
В районе Карельского перешейка в Ленинградской области

Господин Великий Новгород
базовые правила

Мы попробуем сыграть в игру – реконструкцию. Конечно, мы не претендуем на полный историзм и аутентичность. Мы отыграем процессы, которые происходили в Великом Новгороде на рубеже 10-11 веков. Правила регламентируют основные жизненные ситуации, но, как и в других наших играх, многое будет зависеть от логики игры.
При дисбалансе в сословиях мастер игры может перед игрой поменять статус того или иного рода.

Цели горожан

1. Сохранить свой род. Все родословные будут записываться, и играть большую роль в наследовании, как богатств, так и проблем. Таким образом, после выхода из Тридевятого Царства (ТЦ), вы возрождаетесь вашим потомком (сыном или дочерью) при условии, что у вас была супруга (муж). Вы можете возродиться своим родственником, при условии, что у вас есть подходящие родственники. Если род угасает, вы получаете новый род, который начинает всё с «0».
2. Сохранить, а лучше повысить свой социальный статус. Боярских родов на начало игры может быть не более трёх. В принципе, цель каждого рода – достигнуть боярского статуса.
3. Выполнить квест (задачу) рода. Каждый род будет иметь своё предание и завещанную от предков задачу.
4. Исполнить свой социальный долг. Власть имущие (бояре и князь) должны обеспечить насыщенную, интересную и неголодную жизнь городу. Иначе, восстаний и разорений не миновать. Другие сословия также будут иметь свои цели, приведённые ниже.
5. Уехать с полигона радостным, сохранив доброе имя.

Ситуация перед началом игры
Ясный пень, жизнь города не с пустого места начинается. В городе есть писанные законы (см. ниже), сословия, запасы продовольствия, казна. Но помер посадник. Тут как раз праздник Иванов День – равноденствие. Надо и праздновать и посадника выбирать.

От мастера: сразу подчеркну – мастер никого развлекать не будет, его рычаг – экономика т.е. продукты питания. Как они способствуют процессу - станет ясно ниже.

Об именах
Имена в игре будут славянскими (варяжскими). К именам будут добавлены прозвища и прозвища рода. Прозвание рода – имя его основателя (например, Роговичи, Рюриковичи, Медведи или Скаллагримсоны в скандинавском варианте). Имя своё надо хорошо знать, как и имена родственников. Имена личные следует выбрать ДО игры. Родовые имена также можно подобрать заранее. Мастер оставляет за собой право менять неудачные и неисторичные имена и прозвища.
Сословия
Князь и дружинники (отроки)
Пришлые люди, которые не имеют права без особого приглашения быть на вече. Князь судит тех, кого ему поручило вече и (главное) рассуживает споры боярских родов. Князь следит за моральным состоянием горожан т.е. исполняет функцию «городской совести» (у нас нет епископа, так что эти проблемы ложатся на князя). Князь поддерживает порядок в городе, противодействуя преступникам.
Князя присылает Великий князь из Киева. Князь и отроки могут не беспокоится о сохранении рода. Но, если им захочется, отроки имеют право основать свои рода и войти в число горожан (возможно даже стать боярами).
Князь имеет личную цель – покончить с вечем и править самовластно. Цель настолько явная, что скрывать её бессмысленно.
Питается князь и отроки, тем, что ему выделяет вече. Имеет выделенные охотничьи угодия (см. Охота). На начало игры имеет свою казну.
Каждый день князь должен собирать дань для отсылки в Киев и на содержание дружины. Размер киевской дани будет колебаться и устанавливается мастером. Если киевская дань не выплачивается или выплачивается недостаточно, то Великий князь (в нашем случае Всеволод Ярославич, одна из мастерских виртуальных ролей) не пускает возы с зерном (продукты) в Новгород.
Живёт князь на Рюриковом дворе – усадьбе 1 степени защищённости.
Бояре
Фактически правители города. Все остальные сословия в той или иной мере зависят от трёх боярских родов. Именно из бояр избирают посадника и тысяцкого, казначея и сборщика дани. Каждый боярский род имеет несколько земельных угодий, на которые у рода есть грамоты. Эти грамоты (и права на угодия) можно продавать, менять, а в случае угасания рода или другого экстраординарного происшествия, терять. Каждое угодье раз в сутки даёт определённый набор продуктов. Боярский род заинтересован в поддержке своего других сословий, условия такой поддержки могут быть любыми.
На плечах бояр фактически лежит вся городская жизнь. Им, прежде всего, не выгодна открытая смута. Но вместе с тем их цель подчинить себе другие боярские роды.
На начало игры имеют казну. Размер казны зависит от готовности рода к игре (как и у всех прочих сословий).
Специализации родов:
a. охотничьи промыслы
b. рыболовство
c. земледелие
Данные специализации будут разыграны по жребию. Фактически это продовольственный налог с угодий. У кого какие продукты именно будут доминировать.
Проживают в усадьбах 1 степени защищённости.
Купцы
Так же жители города (не торговые гости, значит). В их руках торговля с заморскими странами. Заморские страны представляет мастер. Он же содержит лавку заморских купцов, где жители Новгорода смогут приобрести некоторые «заморские» товары.
На начало игры купцы имеют капитал. Жёстко конкурируют и могут разориться. Вече имеет право отобрать разрешение на торговлю у купеческого рода и передать её другому роду, который, таким образом, станет купеческим. Чем будут зарабатывать, и какой статус получат бывшие купцы – их личная проблема. Однако, традиционные купеческие рода имеют налаженные связи с заграницей и не факт, что новые купцы быстро эти связи восстановят.
У купцов задача номер один – богатеть, но и жажда власти им не чужда. Опять же конкуренция….
Торговые области купеческих родов: Западная Европа, Восток и Византия.
Эти области на начало игры так же будут разыграны по жребию.
Живут в усадьбах 1 степени защищённости.
Ремесленники.
Имеют право содержать специализированные лавки. Имеют огороды. Обязаны (для сохранения статуса) производить заявленные товары и держать лавки открытыми не менее 5-ти часов в сутки. Можно заявлять свои ремёсла или консультироваться с мастером. Основная забота производить и реализовывать товар. Имеют небольшой начальный капитал. Свободны и полноправны. Например, могут выкупить у боярина какое-либо угодие. Примеры ремесленных специальностей: оружейник, ювелир, ткач, плотник/каменщик, лекарь.
Ремесленники живут своим трудом (огород мало чего приносит). Важно, что материал для поделок выкупать не надо – везите свой. Мастерский запас будет продаваться через лавку заморского гостя.
У ремесленников цель выжить, разбогатеть и стать купцами или боярами, что совсем хорошо.
Живут в усадьбах 2 степени защищённости.
Прочие посадские люди.
Вы можете выбрать себе любой вид деятельности, если он не противоречит историческому контексту игры. В частности нужны два рода – содержатели трактиров (харчевен). Трактир – один из центров городской жизни. Продукты придётся закупать у населения (можно и готовые блюда), От мастера трактирщики получат и первоначальные запасы (количество зависит от качества трактира, оформления и услуг).
Трактирщикам стоит позаботиться о музыке и антураже. Подобрать игры для народа и вообще всё продумать. Это хлопотно, зато принесёт массу удовольствия. Всем.
В трактире можно поставить гостевую палату (палатку) для тех горожан. Кто не желает дома ночевать.
Трактирщики живут в усадьбах 2 степени защищённости. Конкуренция будет непростой и одна из целей трактирщика – подавить конкурента (выкупить или вынудить закрыть трактир).
Изгои
Пришлое население на начало игры не имеющее прав, но лично свободное. Кормится с огородов. Одна из целей – войти в число граждан и занять высокое социальное положение. На начало игры будут обладать некоторыми накоплениями. Остальное зависит только от самих изгоев.
1. скоморохи – группа людей без роду и племени, ничего не имеющая, по количеству равная роду. Костюмы и программа выступлений. Наиболее «экстремальная» и независимая группа. Даже огорода нет, но свободы хоть отбавляй.
2. варяги могут наниматься куда угодно. Могут попробовать получить разрешение на право заниматься ремеслом или торговлей (уже в ходе игры). Могут добиваться «гражданства».
3. семья суми (финно-угров). Тоже, что и варяги, но более первобытные и дикие.
Изгои живут в усадьбах 3 степени защищённости.
Холопы
На начало игры отсутствуют. Но могут появиться, если добровольно (или по закону) перейдут в эту социальную группу. Холопы рода не имеют. Лично зависимы от хозяев и пока не освободятся (по закону) обязаны выполнять возложенные на них работы. На каждого холопа мастер выдаёт его хозяину порцию нехитрой еды. Короче, холоп – это низшая ступень падения, хуже не бывает.
Усадьбы
План города строго определяется мастером. Будьте готовы поселиться там, где вам назначено. Город территория тесная и в этом его специфика. Каждый род имеет свою усадьбу. Усадьба – отмеченная верёвкой или лентой территория, отведённая мастером. Усадьба имеет ворота и калитку. В усадьбе находятся палаты (палатки) и постройки. Все усадьбы изначально имеют одну из трёх степеней защищенности. Эта степень в течение игры может меняться.
Усадьба третей степени защищённости ни ограды, ни ворот не имеет. И ключи ей ни к чему.
Внимание! Все жители усадьбы имеют право иметь от неё ключи. Ключи – выдаются изначально мастером. Далее ключи выдают (делают) оружейники. Без ключа открыть ворота или калитку усадьбы нельзя!!!
Замок в усадьбе можно менять. Если ключ не совпадает с замком, то замок не открывается.
При грабеже ключ следует отдать непосредственно и беспрекословно грабителю.
Первая степень защищённости – наивысшая. Она позволяет строит дополнительные укрепления (башенки), даёт наибольшее количество хитов на ворота и труднее всего сжигается. Соответственно, другие степени защищённости хуже.
Внимание! В первый день вы всё можете достраивать сами. Далее все игровые постройки (а можно заявить, что угодно разрешённое мастером) могут физически (!) строить только плотники/каменщики. Они же восстанавливают усадьбу после штурма или пожара (возвращают воротам хиты и открывают палаты).
Новгородский кремль. Территория будет огорожена мастером, иметь ворота и потихоньку достраиваться плотниками по мастерскому заказу. На территории кремля собирается вече, заседает посадник. Ключи от ворот имеет посадник и тысяцкий. Изначально Кремль приравнен к усадьбе первой степени защищённости, но он может превратиться в крепость.
Что могут ремесленники
Особо отметим следующие ремёсла:
1. Оружейник. Только оружейник может ставить клеймо на оружии. Самовольное клеймение карается штрафом и отсидкой в ТЦ. Оружейники могут зарабатывать изготовлением оружия. Никто другой оружие изготавливать в течение игры не имеет права (кроме стрел). Также оружейники изготавливают ключи для замков усадеб.
2. Только лекарь лечит хиты. Лекарства – заваренный особый чай. Чай покупается у купцов. Лекарь может изобрести своё лекарство, если это будет полезный отвар из трав. Любое новое лекарство утверждает мастер.
3. Плотник/каменщик. Здесь нужны люди, любящие строить. Только они имеют право строить игровые сооружения, укреплять и восстанавливать ворота и возводить (открывать) после пожара палаты. Также плотники/каменщики могут повысить степень защищённости усадьбы.
Внимание! Если на полигоне вымрут все представители одного из ремёсел, то научиться ремеслу можно будет у мастера (за плату) по разрешению новгородского вече.
Продовольствие
На самом деле игра – это просто жизнь города. Живите, купайтесь, играйте в «покати голову» и прочие игры, пируйте, вызывайте друг друга на поединки (на тупом оружие, если не хотите смут) и т.д. При всём этом раздолье, голодными вы, скорее всего, не останетесь.
Итак. Раз в сутки (с 12 до 14 часов) будет производится выдача положенных припасов. Каждый род получит то, что ему причитается.
Если вы живёте «с огорода» - готовьтесь к крупам и овощам. Хлеб в Новгороде был привозной, так что сами вывод делайте.
Бояре и владельцы угодий будут получать тушёнку, рыбные консервы и хлеб (+сладости). У купцов можно будет купить всё вышеперечисленное плюс заморские вкусности.
Деньги в игре
Гривны будут, но мало. Замена «кунам», «ногатам» и т.д. тоже будет в виде украшений. Так что позаботьтесь. Мелкую монету может ввести вече, если захочет. И здесь повторю – городская жизнь в руках горожан.
В основном торговля меновая. Менять могут все и всё. Другое дело – помните о своём социальном статусе – не дело боярам торговаться с холопами.
В начале игры родам будут выданы деньги и продукты, согласно уровню подготовки и социальному статусу.
Городская администрация
На вече выбирают посадника (на два дня). Посадник руководит жизнью города, как считает нужным. Он отдаёт распоряжения тысяцкому и сборщику налогов. Тысяцкий собирает при необходимости ополчение (в городе вполне могут возникнуть беспорядки), он же проводит все военные турниры. Сборщик налогов собирает налоги на содержание князя и его дружины, на городские праздники, призовые фонды турниров и т.д. Размер налога определяет посадник. Налог собирают раз в сутки. Функции городской администрации могут быть изменены, дополнены, можно вводить новые должности или убирать старые.
Летописец
Личность, желающая жить отдельно и вести летописание и зарисование (фотоаппаратом) событий. Кормится от родственников из Киева (мастеров). В остальном полноценный участник игры.
Оружие и хиты
Оружие должно соответствовать эпохе и региону и быть безопасным. Особо отмечу безопасность стрел. Внимание! Ножи принимаются только резиновые, длиной не менее 20 см, но не более 30 см.
Хитов у всех по два. Доспех даёт дополнительные хиты, а шлем (с доспехом) защищает от стрел. Доспех может быть и кожаным и металлическим. Кожаный доспех даёт один хит, металлический два. Некачественные (страшные) доспехи ничего не дают. Хорошее одеяние даёт больше знаний об артефактах игры (родовых сокровищах).
Поражаемая поверхность – всё, кроме, головы, шеи, паховой области, рук до локтя и стоп.
Хиты можно лечить у лекарей в любой момент. Другое дело, что для лечения хита лекарю нужны лекарства и время (оговаривается особо в зависимости от «силы» лекарства), но не менее 20-ти минут. Человек считается «убитым», если он потерял все хиты. В этом случае он садиться на корточки, молчит и, отсидев 20 минут, идёт в ТЦ.
Тридевятое царство
Попавший в ТЦ гражданин сидит два часа, если у него бытовая травма (зверь, стена, болезнь) и шесть часов в других случаях. Важно, что срок может быть увеличен из-за дурного поведения в ТЦ или на полигоне. Самоубийцы сидят два срока.
Чтобы выйти из ТЦ надо расплатиться украшением с мастером. Платить «убийце» не надо. Если же вас «убили» с целью грабежа, то вступают правила «грабежа» (см. ниже).
Без разрешения мастера покидать территорию ТЦ нельзя. Равно и вести себя там нехорошо. Впрочем, вы и сами всё знаете.
Плен, грабёж, отравление, поджоги и штурм усадеб
Так вот. Плен можно брать традиционно: оглушением или верёвкой. Внимание! Салить никто никого не будет – незачем.
Пленного можно связать (прямой узел на руке), вставить кляп (прямой узел на другой руке) и обезножить – прямой узел на ногах. Сам пленный должен не сопротивляться три минуты. Далее как повезёт. Пленный должен выполнять приказания пленителей.
Грабить можно. Стрелы вне колчана можно забирать сразу. С остальным дело обстоит следующим образом.
Грабёж усадьбы. Если захватили усадьбу, вы же имеете право её ограбить. Каждая усадьба на дворе должна иметь врытый шест. На шесте будет висеть ленточка (выдаёт мастер). Кто ту ленточку мастеру притащит, тот и получит награбленное добро. Внимание! Это добро будет мастером вычтено из ежедневных раздач продуктов. Так что ограбленные несколько пострадают. Грабить усадьбу можно не чаще двух раз в сутки. Новая ленточка также выдаётся мастером во время выдачи припасов (с 12до14) или перед ночным временем (с 22 до 23 часов). Не ограбленная усадьба, но без ленточки штрафуется как ограбленная дважды. Размер награбленного напрямую зависит от доходов владельцев усадьбы. Важно! Мастер в качестве награбленного будет выдавать как продукты, так и деньги с украшениями.
Грабёж личности. Около личности (пленной или убитой) надо посидеть пять минут. Затем, запомнив имя жертвы обратиться к мастеру (в часы раздачи ленточек). Мастер выдаст награбленное добро из фонда того рода, к которому принадлежал ограбленный.
Отравление. Стандартная пересоленная пища. Если человек поморщился или ещё как проявил своё негодование – он отравлен (повара не травите своих).
Поджог. При желании палаты (палатки) можно жечь. Но, в этом случае, никакой грабёж невозможен и существует шанс (его определяет мастер), что огонь перекинется на другие палаты (город может быть сожжён). Поджог осуществляется свечёй, которую надо ставить в метре от палаты (соблюдая меры безопасности) и которая должна гореть пять минут. Через пять минут надо громко заорать «Пожар»!. Орут те, кого сожгли. Палаты могут восстановить только плотники.
Штурм усадеб. Усадьбы штурмуются следующим образом.
Дневное время (6.00 – 23.00)
Усадьбы штурмуются только тараном. Таранят ворота усадьбы. Количество хитов определяет мастер в зависимости от качества постройки и степени защищённости усадьбы. Всё оружие действует только над воротами или с башенок (луки). За копья хвататься нельзя. Ворота таранят в специально определённый таранный столб который составляет часть ворот.
Ночное время (23.00-6.00)
Усадьбы первой и второй степени защищённости ночью штурмовать нельзя – нужны ключи или ротозейство жильцов. А третью степень и штурмовать незачем и так всё на виду.
Болезни
Насылает их мастер. Болезни лечат у лекаря, устранив причину болезни. Иначе может случиться во всём роде мор.
Простуда – за неигровые имена и темы. Не излеченный погибает через полчаса после заражения.
Чума – за грязь в усадьбе. Смерть настигает через десять минут.
Охота
Охотиться законно можно только на собственных угодиях.
Поражаемая поверхность всех зверей, как у людей. Белые повязки на голове и характерные звуки и поведения. За плохо отыгранных зверей мастера будут крупно штрафовать.
Звери следующие:
Лоси. Три хита, рога (два меча). Дают мясо и рыбу (такие вот они). Первыми не нападают.
Медведи. Дабы их не убивали по жизни – пять хитов и когти (ножи). Дают мясо и украшения.
Волки. Три хита. Ничего не дают, только нападают. На них стоит устраивать облавы, иначе размножаться. Зубы – мечи.
Утки, гуси – клюют кистенями. Три хита надо снимать стрелами. Первыми не нападают.
Зайцы – нечистые животные дают сладости (от которых жир и кариес). Два хита. Зубы – один кинжал.
В принципе, если до этого дойдёт, могут появиться волшебные звери из русских преданий. Сведения о них можно собирать, если желание будет.
Законы и поединки
На первое время у вас будет простейший свод законов. Сами можете дополнять и изменять.
«Правда Ярослава»
1. Ежели убьёт муж мужа, то мсти весь род или бери виру 12 гривен или как вече приговорит.
2. Ежели убьют жену или варяга или любого другого изгоя, то плати роду убитого 5 гривен или как вече приговорит.
3. Ежели убьют холопа, то следует дознаться за что и, если за дело убили – ничего тогда. Если без дела то плати хозяину холопа 1 гривну.
4. Ежели бесчестие выйдет, то зови обидчика на поединок. Какому поединку быть решает посадник, либо князь – к кому обратишься.
5. Поединок смертоубийством не считается и виры за него нет.
6. А на вече баб не пускать и приговор вершить им не давать.
7. А кто чужое взял, тому вече приговорит сколько на откуп надо.
8. А между боярами рознь – князь судия.
Законы специально несовершенны.
Итог
Как и во всех играх – всё зависит от опытных и взрослых участников. Постарайтесь сделать игру яркой и полезной для ваших ребят.
Чем меньше вопросов вы решаете с мастером – тем лучше. Вспоминайте старые правила – многое станет яснее.
Главное – постоянно создавайте историческую атмосферу. Песни пойте, разучивайте, праздники устраивайте и игры. Всё это будут мастера поощрять.
Всяческие артефакты – наследие родов, перегружать игру не будут. Просто родам стоит выполнить «заветы предков».
Добейтесь, что бы ребята усвоили как можно больше старинных слов и выражений. Просто постарайтесь всё сделать тепло и радостно, что бы потом приятно вспоминать было.
Желательно выбрать посадником (хотя бы на первое время) ответственного товарища, который и про малых детей не забудет. Да и боярам надо о своей ответственности помнить.
Попробуем хорошо всё сделать.

Условия участия:
1. Игровой взнос (с питанием и орг.взносом) дети (до 18 лет) 450 рублей, взрослые 500 рублей. Взнос следует заплатить на Слёте (продукты надо закупить).
2. Участие в Слёте Организации (исключение для детей +1 руководитель, членов Организации, которым разрешили не участвовать в Слёте. Согласуйте с мастером).
3. Наличие игровой одежды (всякие одеяла и одни плащи на «голое» тело не проходят).

Сроки игры. Слёт 16-21. Игра 22-31. 31 разъезд. Игра окончится в первую половину дня.

Многие аспекты в правилах могут быть не учтены. Пиши свои вопросы и замечание на форум Славянских древностей.

http://www.slovanic.com/itnm/news.php?a=full&id=64