Юные разведчики (русские бойскауты) ("Природа" и Люди", 1915 г.)

Статья из журнала "Природа" и Люди", опубликованная в 1915 году. Предоставлена скм. Олегом Левицким (НОРС-Р, Калифорния, США). Печатается в современной русской орфографии и пунктуации.

I

— Сейчас и лагерь,—сказал мне А.А. Дювернуа-Бриц, когда мы, выйдя из трамвая, прошли все дворы громадного Политехнического института, и вышли в Сосновку.

А.А. Дювернуа-Бриц — это почетный попечитель и главный начальник петроградских бойскаутов. Он отдался этому делу с горячностью и любовью и посвящает ему немало времени. Благодаря его стараниям, юные разведчики получили возможность провести лето в лагере. Это он устроил им место для лагеря, он же достал палатки и уговорил одного состоятельного человека купить для мальчиков кухонную утварь и столовую посуду. Таким образом, мальчики были обеспечены помещением и необходимыми принадлежностями для лагерной жизни. За свое же содержание они сами вносят 2 руб. 40 коп. в неделю, и старший по лагерю мальчик распоряжается этою суммой. Мы прошли несколько саженей, и скоро между деревьев я увидел развевающийся на флагштоке русский флаг и белеющие палатки. Очевидно, заметили и нас. Раздался свисток, и на площадке лагеря замелькали маленькие фигуры в куртках защитного цвета. Дювернуа улыбнулся и сказал:

— Сейчас будет торжественная церемония, в которую они с увлечением играют, — и тотчас поспешно прибавил: — только не подумайте, что мы — потешные. У нас есть дисциплина, мы учимся строю, разведческому шагу, но далеки от того, чтобы обратиться в хорошо марширующих солдат. Да и вообще, это игра не в солдаты, а в разведчики. Это серьезное дело, потому что дети, играя, научаются дисциплине, глубоко проникаются чувством долга, узнают немало полезных сведений и делаются самостоятельными людьми, готовыми на всякие случайности. Это будущие твердые и верные слуги Отечеству.

Мы подошли к лагерю. Мальчики выстроились в одну шеренгу, старший из них подошел к Дювернуа и поднял правую руку к виску, как бы отдавая честь. Три сжатые пальца были подняты кверху в то время, как мизинец и большой палец были сложены вместе. Это называется “полный салют”. Три сложенных вместе пальца означают три обещания, даваемых каждым юным разведчиком при поступлении в отряд. Первое – верность Царю и Отечеству; второе — любовь к ближнему и готовность оказать ему помощь и третье — строгое подчинение законам разведчиков.

Дювернуа также поднял пальцы, но только в уровень с плечом. Это —полусалют. Они пожали друг другу левые руки, мальчик с таким же салютом обратился ко мне, и потом стал докладывать Дювернуа о состоянии лагеря.

— А где мистер Фермберг? — спросил Дювернуа.
— Сейчас уехал в город. Скоро должен вернуться.
— Это у нас, — объяснил Дювернуа, — главный инструктор мастор-скаут. Нам посчастливилось приобрести в его лице увлеченного идеей руководителя. Он сам еще молодой человек, но успел уже пройти все виды спорта и настоящий испытанный скаут. Сегодня вы его увидите.

Он подошел к мальчикам, выстроившимся в шеренгу с поднятыми руками для полного салюта.

— Будь готов! — сказал он мальчикам.
— Всегда готов! — звонко и весело крикнули мальчики. Это их ответ. В этих двух словах звучит торжественное обещание. “Будь готов”, несмотря ни на какую опасность помочь своему ближнему; будь готов, когда Родине грозит опасность; будь готов ко всякой случайности, и юный разведчик бодро отвечает: “всегда готов”.

II

Мы, в сопровождении мальчиков, пошли по лагерю.

— Много у вас здесь детей? — спросил я.
— Было бы сколько угодно. Желающих очень много, но приходится им отказывать, — ответил Дювернуа, — к сожалению, у нас сейчас чувствуется недостаток в руководителях. В сущности говоря, один мистер Фермберг является опытным руководителем. Я, по возможности, делаю все, что могу, председатель нашего общества, адмирал Бострем, увлечен делом, но мы оба не можем отдавать детям всего времени. По настоящему, на 30 детей нужен инструктор, а у нас один мистер Фермберг да его помощник. В случае их отсутствия их замещает старший мальчик. Он помогает по мере сил.

— Он старший по годам?
— Нет, — ответил Дювернуа, ласково хлопая старшего по плечу. — Он должен был выдержать ряд испытаний
— Экзамен?
— Да, вроде, того, — и Дювернуа стал перечислять, что должен знать старший скаут, получивший звание патрульного. Он должен уметь вязать на веревке четыре узла, он должен знать все законы разведчиков, должен знать сигнализацию флагами, дымом, огнем, азбуку Морзе и еще массу мелочей.

Я уже с почтением взглянул на старшего и вместе с Дювернуа стал осматривать лагерь. В нем имелись две большие палатки для мальчиков, каждая человек на четырнадцать:

одна палатка для старшего, где хранится их знамя, и маленькая палатка для мистера Фермберга. Все чисто и опрятно. У каждого свой соломенный тюфяк, на котором постлана его постель, с байковым одеялом и подушкой в изголовье. Посреди лагеря. отгороженный деревянной загородкой, протянулся длинный стол, сколоченный из двух досок, установленных на бревнах. Это их столовая и обеденный стол. Рядом с ним из ящиков устроен шкаф из двух отделений, где помещаются кухонная утварь и столовая посуда. Немного поодаль от площадки, под песчаным откосом, пылал костер, над которым на перекладине висели два котла и готовился обед. Несколько мальчиков суетились около него. Одни подкладывали ветки в хворост, другие заглядывали в котлы и мешали в них ложками.

— Это что же у вас? Повара?

Дювернуа кивнул: — Стряпают по очереди, кто что умеет, но здесь у нас нашелся повар-любитель. Все у нас распределяется на каждый день. Одни должны быть часовыми, другие носить хворост и поддерживать огонь костра, третьи приготовлять и убирать посуду, четвертые носить воду; таким образом, у нас здесь нет праздных людей. Все они делают для себя сами. Смотрите, эти шалаши они установили сами; сами ставили колья, натягивали холст, забивали колья и завязывали веревками. Стол и шкаф их же работы, а вот это — последняя из их работ.

Он подвел меня к краю лагеря и показал сложенную из кирпичей, обмазанную глиною, плиту; она еще хорошо не просохла, но скоро уже на ней будут готовить обед.

Затем я увидел искусно сделанный земляной стол. Это не что иное, как ров, вырытый вокруг земляного четырехугольника. Вся земля, вырытая для рва, наложена на этот земляной четырехугольник, благодаря чему он стал выше. Землю уколотили, и получился стол, а ров с его краями образовывал четыре скамейки.

— А посмотрите на это!

Я, окруженный мальчиками, перешел на другую сторону лагеря, и мне показали целый ряд сделанных моделей мостов: мост-настилом с перилами; перекидной; на сваях, простой веревочный и, наконец, прочный мост через ров из двух длинных досок на толстых устоях с набитыми на мосту ступеньками.

— Это уже под руководством инструктора?—спросил я.
— Некоторые показал нам инструктор, а большинство мы делали по книжке, — ответили мальчики.
— По какой книжке?
— "Юный разведчик". Баден-Пауля. Мы каждый день читаем из нее по главе и чему-нибудь учимся.

III

Баден-Пауль и есть основатель бойскаутов. В бурскую войну, когда буры напали на город Мефекинг, у которого защитников было всего едва тысяча человек, начальник гарнизона, лорд Эдуард Сесиль, придумал для мелких услуг, и для разведочной службы приспособить мальчиков. Баден Пауль, бывший в его отряде полковником, тотчас осуществил эту мысль. Он собрал мальчиков, дал им форму, наскоро обучил разведочной службе, и отважные дети стали помогать защите родного города. Там, где было трудно пробраться большому, они, маленькие, пробирались незаметно. Они передавали поручения, доставляли на передовые позиции пищу и снаряды, подавали первую помощь раненым, несли разведочную службу и, когда окончилась война, услуги их признало английское правительство и всех наградило медалями. После этого Баден-Пауль переехал в Англию и поселился у себя в графстве Суррей. Здесь, на досуге, он наблюдал игры мальчиков и заметил, что любимые их игры — игры разведочного характера, в которых они подражают героям Майн-Рида и Фенимора Купера. Баден-Паулю пришла мысль принять участие в этих играх, дать детям знания, необходимые для разведчика, а также внушить им высокие понятия чувства долга и любви к ближнему. Он тотчас же осуществил свою идею. Мальчики с радостью подчинились ему, и он начал с ними играть в разведчиков. Играя, он научил их любить природу, угадывать погоду по признакам, находить дорогу по солнцу и звездам, уметь распознавать различные следы, определять на глаз расстояния, знать сигналы и нести разведочную службу, а в часы