Детское движение в дореволюционной России и в первые годы советской власти (дипломная работа, фрагмент)

Детское движение в дореволюционной России и в первые годы советской власти (дипломная работа)

Штырлова М.Л., Воронежский государственный университет, исторический факультет, кафедра новейшей отечественной истории и историографии.

Воронеж - 2002

Ввиду большого размера текст работы приводится не полностью. Полный текст в формате pdf вы найдете в разделе Файлы --> Документы, литература.

Содержание
Введение
Глава I - детские объединения и детское движение в России до революции 1917 года
Глава II - детские объединения и детское движение в советской России в первые послереволюционные годы
• религиозные детские объединения
• кооперативные детские объединения
• несоциалистические детские объединения
• социалистические детские объединения
• становление массового детского движения в советской России
Глава III - Рождение детского коммунистического движения в советской России в начале 20-х гг. XX века
• монополия РКСМ в молодежном движении
• первые детские коммунистические группы
Глава IV - детское коммунистическое движение и детская коммунистическая организация юных пионеров
Заключение
Приложения
Список используемых источников и литературы

[pagebreak]

ВВЕДЕНИЕ
В демографической структуре современного общества дети и подростки составляют значительную часть. Возрастной показатель объединяет всех их в единую группу.
Для того чтобы защитить свои специфические интересы и найти «выход» в сферу общественных отношений, дети и подростки с помощью взрослых создают союзы, объединения и организации, которые могут быть различными по характеру и сфере деятельности, обладать большей или меньшей устойчивостью. Многие из них выступают, как правило, многофункциональными и затрагивают все или основные сферы социальных интересов подрастающего поколения, оказывают влияние на другие формы детского и юношеского движения, имеющиеся в стране, стимулируя или ограничивая их развитие.
Однако детское и юношеское движение лишь относительно самостоятельно, поскольку оно отражает в своей деятельности уже имеющиеся в обществе социальные интересы. Специфика этой деятельности – в степени осознания социальных проблем, своеобразной реакции на них, предлагаемых путях их решения и формах реализации. Участие в работе детских и юношеских организаций является своеобразной ступенью, подготавливающей детей и подростков к последующей, более зрелой деятельности в молодежных и иных социальных движениях, к которым они бывают в той или иной степени «привязаны», испытывают их идейное и организационное влияние.
Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни. Сегодня изучение истории детского движения в России является важной задачей. Не смотря, на то, что эта тема для исследователей-историков, педагогов, социологов, психологов не нова, она долгие годы изучалась поверхностно и односторонне. Этому несколько причин.
Во-первых, детское движение было «загнано» в рамки школы и соответственно интерес к нему проявляли в основном ученые педагоги. Тогда как детское движение требует и философского осмысления, и более пристального внимания социологов, психологов, историков, юристов и других представителей науки.
Во-вторых, отсутствовали какие-либо связи и контакты с зарубежными специалистами в этой области, не было конструктивного, делового диалога и подлинного сотрудничества, без которых нет подлинной науки.
Третья причина носит объективный характер. Она в том, что анализ детского движения возможен только в естественных условиях, быстро меняющихся и напрямую зависящих от социально-экономических, политических и иных преобразований, происходящих в жизни общества. Но наше общество долгое время такой возможности не предоставляло. И только последние полтора десятка лет, прошедшие в исканиях, дали ясно понять необходимость изучения такого феномена как детское движение и его элементов: детских организаций, детских объединений вообще.
В настоящее время исследователи получили возможность изучать и прошлое и настоящее социальных движений в России, в том числе и детских.
Любое исследование, как правило, начинается с определения объекта изучения, с работы над терминологическим аппаратом. Дадим определения и мы. Это поможет в дальнейшем не путать разные явления, поможет понять процессы в молодежной политике России первой четверти XX века.
Детское общественное объединение – это такое общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе с взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
Детскими общественными объединениями в Российской Федерации признаются группы, команды, клубы, союзы, организации, общества, иные формирования юных граждан, а также ассоциации этих объединений, насчитывающие в своем составе не менее 70% граждан до 18 лет от общего числа членов.
Общественным оно считается потому, что создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является структурным подразделением государственного учреждения, хотя и может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой. Детское общественное объединение осуществляет социально-полезную деятельность и не ставит своей уставной целью распределение полученной прибыли между его членами.
Детская организация – понятие более узкое, чем понятие детское объединение. Детская организация – это добровольное, самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной ценностной идеи (цели). Такое объединение должно иметь регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе. Обязательным атрибутом детской организации является выраженная структура и фиксированное членство.
Детскими организациями признаются также ассоциации, союзы, федерации детских организаций.
Детское движение представляет собой совокупность координированных действий несовершеннолетних граждан, направленных на реализацию какой-либо идеи (цели), связанной с изменением социальной действительности или своего положения в обществе, на развитие социального творчества в детской среде. Участниками того или иного детского движения могут становиться различные детские общественные объединения, организации, иные детские формирования, как на постоянной, так и на временной основе. Связи между участниками детского движения могут не регламентироваться. Детское движение выражается в том, что юные граждане или их объединения участвуют в решении долговременных и кратковременных программ и акций, соответствующих его целям. Полномочия юридического лица в детском движении принимает на себя его инициативный (координационный) орган, имеющий в своем составе дееспособных граждан и представляющий интересы участников детского движения в отношениях с государственными органами и общественными организациями.
Такова точка зрения современных исследователей на понятия «детское объединение», «детская организация» и «детское движение».
Именно этими категориями мы и будем оперировать при рассмотрении темы «Детское движение в дореволюционной России и в первые годы Советской власти».
Разработка истории детского и молодежного движения России, его анализ вопреки сложившемуся стереотипу, начались задолго до появления историко-комсомольской и пионерской историографии. Первоначально работы были посвящены деятельности различных объединений в рамках учебных заведений. Это объясняется тем, что наиболее общественно-активная молодежь училась, интересовалась политическими, культурными и иными событиями в обществе, и, согласно интересам, взглядам объединялась. Но в обществе чувствовалась необходимость охватить большее количество детей и молодежи, чем это делают учебные заведения. На первый план вышел вопрос воспитания молодого поколения, а потом уже обучения.
В 1908 году смогла реализоваться идея воспитания подрастающего поколения через детское движение. По указу Николая II было создано движение «потешных» и сразу же появилась соответствующая литература. Одной из лучших работ из всех созданных в годы существования «потешных» отрядов (1908-1913) была работа С. И. Назимова и И. В. Яцко. Кроме программ и практических рекомендаций, выходивших отдельными брошюрами, для пропаганды движения был образован журнал «Потешный». О потешных писали такие массовые издания как «Русский спорт», «Русский инвалид», «Огонек», «Нива», «Воин и пахарь», «Новое время», «Вокруг Света».
В 1911 – 1916 годы появился ряд работ, авторы которых попытались осмыслить проблемы нарождающегося скаутского движения, дать ему соответствующую трактовку. Здесь можно назвать работы активных деятелей, создателей детского движения в России того времени О. И. Пантюхова «Памятка юного разведчика», Г. А. Захарченко «Юный разведчик», книгу В. С. Преображенского «Бойскауты». Последняя ставила своей целью познакомить отечественного читателя с системой скаутинга. Не претендуя на широкие обобщения, работа давала определенную оценку ее сущности. Раскрывая неоднозначный характер скаутинга, автор отметил, с одной стороны, его военизированную окраску, с другой – развитие воли и нравственности. В отношении распространяющегося в России скаутинга Преображенский писал, что многие его стороны должны быть скоординированы с задачами отечественной воспитательной системы.
С ростом скаутского движения в России стало расти и количество работ по теории и истории детского движения. В разных городах разными учреждениями переиздавались уже перечисленные работы и новые брошюры, статьи. После I съезда лиц, интересующихся скаутизмом (1915), на котором были приняты основные положения, важные для российского детского движения, вышли труды этого съезда. Решения принятые I съездом, нашли свое отражение в работе И. Н. Жукова «Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных разведчиков». Она многократно переиздавалась полностью и фрагментарно, в том числе и в сборниках документов по теории, истории детского движения.
Не смотря на события 1917 года, количество издаваемого материала по проблеме детского движения не сократилось, а получило даже новый импульс. В 1918 году появился такой известный печатный орган для молодежи как журнал «Юный коммунист». В его статьях рассказывалось не только о состоянии современного ему детского движения, но и об истории создания первых детских, юношеских объединений в России.
Журнал «Юный коммунист» с первого своего номера до середины 1925 года прошел весьма сложный, своеобразный путь, который правомерно расчленить на два этапа: первый (1918 - 1922 годы) - в эти годы «Юный коммунист» функционировал как единственный универсальный печатный орган РКСМ, освещающий историю и теорию молодежного движения вообще, в том числе и некоммунистического; второй (1923 - середина 1925 года) - в условиях создания различных по направленности и характеру газет и журналов «Юный коммунист» сузил свою тематическую направленность и постепенно утвердился как политический, теоретический журнал комсомола.
Подобно всероссийскому «Юному коммунисту» в первые годы после революции появились и местные молодежные печатные издания, например, «Муровей-чудодей» , «Забайкальский скаут» , «Юный пролетарий» , «Интернационал молодежи» и др. В Воронеже выпускалась газета «Юный пролетарий» и был органом Воронежского губернского бюро и городского комитета РКСМ. Именно его приемником стал «Молодой коммунар».
II Всероссийская конференция РКСМ (16-19 мая 1922 года), кроме всем известного решения о создании пионерского движения в Советской России, приняла ряд важных решений, в том числе и в области печати. Было указано на нежелательность издания печатных органов в каждой губернии, а тем более в каждом уезде. Соседние губкомы должны были совместно издавать молодежные газеты и журналы. ЦК поручалось содействовать этому объединению и материально поддерживать только совместные издания. Это, конечно же, привело к централизации печати. 5 сентября вышло постановление Бюро ЦК РКСМ «О цензуре над изданиями печати для юношества». Целью цензуры провозглашалась борьба с книгами бульварного характера, но с этого постановления начали сворачиваться все некоммунистические печатные органы.
В 1922 - 1925 годах были созданы журналы, главной задачей которых стала коммунистическая пропаганда среди детей, подростков и молодежи: «Молодая гвардия» (1922), «Смена» (1924), «Вожатый» и «Пионер» (1924), «Журнал крестьянской молодежи» (1925).
На 1918 – 1930-е годы приходится обширный пласт исторических исследований по избранной теме. В Советской России организация детей и молодежи впервые была создана на общегосударственной основе. Это вызвало потребность в разработке теории, обобщении опыта движения детей и юношества, прежде всего, его пролетарской, коммунистической части. История детского движения с прокоммунистических позиций к началу 20-х годов нашла отражение в работах А. Леонтьева и В. Дунаевского.
Важную роль в создании истории детского и молодежного движения сыграла комиссия по изучению истории молодежного движения – Истмол, которая совместно с местными отделениями начала интенсивную работу по сбору и публикации документов, стенографических отчетов съездов и конференций РКСМ, местных комсомольских организаций. Появились и историографические работы.
Регулярно стали выходить в свет тематические сборники, обзоры, мемуары , в которых содержится немало конкретных фактов из истории тех или иных детских и молодежных объединений. В них, вопреки сложившейся уже монополии комсомола и пионерии, вольно или невольно подтверждалась многоликость и массовость детско-юношеского движения.
Отдельную группу историко-комсомольской литературы составили статьи в специальных юношеских журналах и периодических сборниках: «Комсомольская летопись» (журнал ЦК РКСМ, вышло всего 6 номеров летописи, начиная с 1926 года), «Книга молодежи» (с 1930), «Теория юндвижения» (с 1931), «Молодежь и революция» и другие. Во многих из этих сборников, журналов популярно были изложены идеологические основы коммунистического детского и молодежного движения, приводилось немало фактов из истории различных юношеских организаций, было опубликовано много утраченных на сегодняшний день документов.
В некоторых публикациях 20-х - начала 30-х годов можно найти ценные сведения о скаутах, о непримиримой борьбе с ними комсомола и пионерии. Особый интерес в этом аспекте представляют работы Н. К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм» и «О юках». Они неоднократно публиковались в периодической печати того времени, отдельными брошюрами, а позже вошли в пятый том «Педагогических сочинений» Н. К. Крупской.
В 20 – 30-е годы появились первые оценочные работы по детскому коммунистическому движению, авторами которых были в основном его организаторы И. Н. Жуков, В. А. Зорин, Н. Н. Миронов, О. С. Тарханов и др. Особенностью данных работ являлась их полемичность, публицистичность. Среди многочисленных работ руководителей комсомола первых лет его существования наибольший интерес для историков юношеского движения представляет книга Оскара Рывкина «Очерки по истории ВЛКСМ. На заре движения», в которой автор последовательно изложил историю движения пролетарской молодежи с 1911 до середины 20-х годов и привел немало конкретных фактов образования и деятельности групп, организаций, союзов рабочей молодежи.
В это время очень активно начали составляться и выпускаться сборники документов по истории детского движения в России. Почти все они ставили перед собой задачу найти корни оформившейся к тому времени пионерской организации, доказать ее необходимость в деле воспитания достойного члена советского общества. Поэтому ряд важных для исследователя истории детского движения в России документов отсутствуют в них, но эта мера, как тогда считалось, была оправдана.
Негативное влияние на изучение истории комсомола и пионерии оказало заседание Секретариата ЦК ВЛКСМ от 19 марта 1932 года. На этом заседании был заслушан вопрос «Об итогах просмотра литературы по истории ВЛКСМ». Секретариат, согласившись с выводами комиссии «не допускать переиздания существующей исторической и мемуарной литературы без соответствующей переработки и исправления ошибок», принял решение об изъятии «политически вредных» книг. С 1934 по 1937 год не было издано почти, ни одного серьезного исследования по истории детского и молодежного движения в России.
В середине 30-х годов начался новый виток борьбы с «неправильной» историей детского и молодежного движения. 29 декабря 1937 года на очередном заседании Бюро ЦК ВЛКСМ по инициативе секретаря ЦК компартии А. Андреева был рассмотрен вопрос «Об истории ВЛКСМ». Постановили «изъять» 60 книг по истории ВЛКСМ.
В 30-е годы о детском движении говорили и писали в основном видные политические деятели в целях пропаганды пионерии, а значит, и содержание этих речей и статей было соответствующим - прославляющим детское и молодежное коммунистическое движение в форме детской коммунистической пионерской организации и коммунистического союза молодежи.
Многие из авторов первых работ по истории юношеского движения и РКСМ были репрессированы в период культа личности Сталина. Многие книги, брошюры и статьи по этому вопросу на длительный срок были изъяты из научного и читательского оборота. Так довольно сложно и сегодня найти работы О. С. Тарханова, И. Н. Жукова, изданные в те годы. Даже брошюра Н. К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм» была долгое время не доступна исследователям.
После Великой Отечественной войны, на рубеже 40-50-х годов, появились новые монографии и диссертационные исследования по истории детского и молодежного движения, но все они касались истории РКСМ и пионерии, рассказывали о героических поступках подростков и молодежи во время гражданской и Великой Отечественной войны.
В 30-е – 50-е годы работ касающихся непосредственно истории детского движения практически не выходило. Это связано с тем, что пионерская организация к тому времени была уже единственной монопольной детской организацией, к тому же находившаяся в кризисном состоянии. Ослабление роли пионерской организации связано с превратным ее толкованием в данное время, как придатка к школе, свертыванием ее самодеятельного характера.
Со второй половины 50-х годов, после XX съезда компартии, наступил новый этап в изучении российского детского и молодежного движения, когда были реабилитированы многие руководители и активисты комсомола. Появились их воспоминания , а также новые историко-комсомольские публикации, приуроченные к 40-летию ВЛКСМ.
В 60-80-х годах степень разработанности важнейших периодов и тем по истории детского и молодежного движения намного возросла. Вновь появились работы по историографии детского и молодежного движения. Значительно повысился профессиональный уровень авторов, их работы стали более аргументированными и доказательными, больше стали использоваться материалы центральных и местных архивов.
В это время вышло огромное количество статей по истории пионерской организации, а вместе с тем и детского движения. Такие журналы как «Народное образование», «Вожатый», «Воспитание школьников», «Воспитание и образование» стали своеобразными сборниками статей по данной теме.
Появился ряд ценных для исследователя истории детского и молодежного движения сборников документов. Особенно плодотворными в этом отношении оказались 1962 и 1972 годы - юбилеи пионерской организации.
В эти годы был защищен ряд диссертационных исследований и изданы монографии, так или иначе затрагивающие историю детского и молодежного движения.
Несмотря на то, что труды названных историков были созданы на основе марксистско-ленинской методологии и в них традиционно преувеличивались классовые приоритеты пролетариата и его партии, а также всячески критиковались непролетарские, некоммунистические объединения молодежи, в них приводились и анализировались сведения об организациях юношей и девушек вне комсомола, альтернативных ему.
Широкое исследование учеными и краеведами истории комсомола различных регионов страны способствовало созданию большим авторским коллективом обобщающей работы по истории ВЛКСМ «Славный путь Ленинского комсомола». С одной стороны, она являла собой итог шестидесяти лет изучения, обобщения и анализа истории и опыта деятельности молодежных организаций страны, с другой стороны, в ней были повторены многие, традиционно сложившиеся стереотипы отрицательного отношения к любым непролетарским, некоммунистическим организациям молодежи.
Особый пласт историографии детского и молодежного движения составляет историческая литература, посвященная борьбе компартии с непролетарскими партиями, критике их работы с юношеством, самим некоммунистическим организациям молодежи. Среди научных исследований по данной проблеме следует особо выделить труды А. Я. Лейкина, З. Н. Егошиной, М. Ю. Крапивина и других. Несмотря на то, что эти авторы традиционно, с классовых, марксистско-ленинских позиций рассматривают некоммунистические политические союзы молодежи как незначительные и временные, привлеченные в их трудах документы и факты свидетельствуют, о широком распространении политических (правосоциалистических), культурно-просветительных, спортивных и других организаций юношей и девушек.
С конца 80-х годов начинается новый этап в осмыслении проблемы. Идет пересмотр одиозных классовых оценок истории молодежного движения. Исследователей привлекают некоторые детские и молодежные объединения и организации, существовавшие в России в начале ХХ века.
Начинают дополняться пробелы, «белые пятна» по истории скаутинга. С конца 80-х годов, в связи с изменением политической ситуации в стране, кризисом пионерии, начался процесс воссоздания скаутских организаций, роста интереса к их истории. Одними из первых работ по истории скаутинга явились труды В. А. Кудинова. Он в своих работах старался дать объективный анализ деятельности скаутов после Октябрьской революции, раскрыть объективные и субъективные причины гибели скаутизма в России. Многие документы по истории детского и молодежного движения, фотоматериалы были В. А. Кудиновым впервые опубликованы в работах 90-х годов.
В начале 90-х годов появилось огромное количество статей в периодических изданиях, таких как «Вопросы истории», «Советская педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Вожатый» и популярных журналах «Родина», «Огонек». Родился новый журнал, посвященный внешкольному воспитанию детей и подростков, регулярно публикующий статьи по истории и теории детского движения - «Внешкольник».
Главной причиной роста интереса к истории детских объединений и детского движения в России объясняется кризисом пионерской организации в конце 80-х - начале 90-х годов. Воспитатели и педагоги начали искать новые идеи не в работах теоретиков коммунистического воспитания, а в истории российского и зарубежного детского движения.
В 1996 году вышла монография Соколова В. И. «История молодежного движения России (СССР) второй половины XIX-XX века. Очерки. Часть I» , в которой рассматривается проблема перехода российского молодежного движения в 1917 – 1925 годах от многообразия форм к унитаризму.
В 1997 году вышла в свет работа Ю. В. Кудряшова «Российское скаутское движение. Исторический очерк». Труд был написан на основе анализа обширного круга источников и литературы. Содержит материал, касающийся деятельности многочисленных скаутских организаций и центра, и регионов, и русского зарубежья.
Появившаяся в конце 90-х литература по теме настолько обширна, что с трудом поддается классификации. Кроме многочисленных работ исследователей-теоретиков и практиков детского движения, постоянно появляются публицистические очерки , совместные работы - рекомендации, лекции и т.п. Наиболее же важным событием стал выход ряда сборников ранее не публиковавшихся документов.
По проблемам детского и молодежного движения в современный историографический период написан ряд докторских и кандидатских диссертаций как на общероссийском, так и на местном материале. В них акцент делается не на традиционное восхваление партийного руководства детьми и молодежью, а на изучение положения молодого поколения в политической системе, его социализации, содержание работы молодежных и детских организаций, их взаимоотношения с различными политическими партиями, молодежной политике государства. Почти все работы 90-х годов носят больше социологический наклон, нежели исторический. Это объясняется ростом интереса в российской науке к социологии, как дисциплине о процессе развития общества, его кризисах и расцветах.
За последнее время среди исследователей получил огромное распространение такой ресурс как Интернет. На Интернет-сайтах публикуются и современные работы по теории и истории детского движения , и работы Советского периода, написанные, но не опубликованные , статьи выходившие в среде русского зарубежья (журналы «Опыт», «Вестник руководителя», «Скаут-разведчик», «Страницы истории»). В электронном виде выходят педагогические издания «Первое сентября» , «Внешкольник».
Таким образом, историографический анализ проблемы показывает, что наряду с несомненными достижениями в ее разработке еще немало нерешенных вопросов. До сих пор не создано фундаментального труда по истории юношеского движения, охватывающего весь период с момента его зарождения в конце XIX века и до сегодняшнего дня.
Несмотря на громадное количество исторической литературы по истории ВЛКСМ, слабо изученной остается история альтернативных комсомолу и неформальных объединений и организаций детей и молодежи.
Кроме того, по существу вся прошлая практика комсомола и пионерии нуждается в новом теоретическом и социально-практическом осмыслении. В первую очередь, требуют своего освещения проблемы, касающиеся предшественников коммунистического союза молодежи и пионерской организации, множественности форм молодежного движения, конкурентной борьбы внутри детского и молодежного движения, механизма и этапности монополизации детского и молодежного движения в рамках ВЛКСМ и ВПО.
Задача данной работы - проследить процесс зарождение детского движения в России в начале XX века, выявить связь социально-политических событий в обществе с периодами роста и падения количества и качественного уровня детских и подростковых объединений. События рассматриваемого в дипломной работе периода (первая четверть XX века) предопределили направление в развитии не только детского движения в СССР, но и молодежной политики государства вцелом.
Дипломная работа состоит из четырех глав. Каждая рассказывает об определенном этапе в развитии детского движения в первой четверти XX века.
Глава первая раскрывает тему предыстории детского движения в России, рассказывает о различных уникальных объединениях детей и взрослых, которые стали первым опытом совместного, полезного времяпрепровождения представителей разных социальных, возрастных, национальных групп российского общества. «Майский союз», «Дом свободного ребенка», «Сеттльмент», «Богатырь», «Маяк», «Сокол» - эти и многие другие объединения детей, подростков, молодежи, взрослых создавались энтузиастами, не обязательно педагогами, но людьми заинтересованными в разностороннем развитии молодого поколения.
Достижением начала века стало создание всемирного детского движения. Случайно найденная система воспитания - скаутинг - оказалась именно тем, что было необходимо обществу. Появление скаутинга в России, как казалось тогда общественным деятелям, укрепит молодежь, закалит ее в вопросах морали, сделает ее патриотичной, духовно и физически подготовленной ко взрослой жизни, а значит и обеспечит будущее России, как великой державы.
Указанная глава дипломной работы рассматривает детское движение в России до 1917 года. Глобальные перемены привели к изменению состава общества, потере старых ценностей, поиску новых. Проблема состояния детских объединений, детского движения после 1917 года рассматривается во второй главе дипломной работы «Детские объединения и детское движение в первые послереволюционные годы».
Как оказалось после событий 1917 года, дети и подростки с легкостью переживают не только процесс социализации, но и процесс ресоциализации. Глобальность политических, социальных перемен в Советской России вызывала в детских душах намного меньше переживаний, чем у предрасположенных к консервативному мышлению взрослых. Революция стала толчком к росту активности молодежи, подростков, детей в строительстве нового общества. Как казалось, в этом новом свободном обществе хватит места любым благим идеям. Создавались союзы, общества, религиозные, кооперативные, несоциалистические, социалистические детские объединения. Мирно ли или конкурируя друг с другом, но они сосуществовали, строили планы на будущее, разворачивали свою деятельность даже в условиях гражданской войны. Уже в 1918 году советские власти обратили внимание на растущую активность детей и подростков. Попытка создать массовое детское движение сверху в виде групп «ЮКов» («юных коммунистов») не удалась. На время другие проблемы (внешняя угроза, гражданская война, голод, разруха, безработица, бандитизм, беспризорность) заставили коммунистов отвлечься от детского движения с его играми. Но этим продолжали заниматься различные политические партии, религиозные общества, да и просто интеллигенты, избравшие работу с детьми главным делом своей жизни еще до революции. Это стало волновать государство в начале 20-х годов.
Проблема рождения детского коммунистического движения рассматривается в третьей главе дипломной работы: «Рождение детского коммунистического движения в Советской России в начале 20-х годов XX века».
История детского движения в Советской России тесно связана с историей РКСМ (ВЛКСМ), т.к. именно он стал создателем детского коммунистического движения. Поэтому и процессы в развитии этих двух социальных институтов приходится рассматривать одновременно. Так, в третьей главе вопрос монополизации молодежной политики комсомолом затрагивается вместе с вопросом создания детского коммунистического движения. Интересно, что оба эти процесса стали всего лишь следствием монополизации власти коммунистической партией.
Создавая коммунистические группы юных пионеров имени Спартака, комсомол видел в них начало нового массового движения детей и подростков. Первоначальный успех комсомольцев на этом поприще объясняется мобилизацией всех сил: дореволюционной, послереволюционной российской, зарубежной педагогической мысли.
Четвертая глава дипломной работы раскрывает процесс распространения пионерского движения по стране и заключение движения в рамки пионерской организации имени В. И. Ленина. Пионерское движение с самого начала было слишком ограничено рамками законов, устава для того чтоб быть движением в полном смысле слова. Но даже незначительные различия в формах работы, названиях, национальных особенностях групп пионеров позволяют говорить о, хотя и коммунистическом (т.е. ограниченном рамками коммунистической идеологии), но движении. Детей объединяла идея в достижении одной цели. Новый этап в развитии детского движения принесло событие, потрясшее весь мир - смерть В. И. Ленина.
После смерти В. И. Ленина 21 января 1924 года началось объединение детских коммунистических групп в единую организацию. Существующие в СССР детские коммунистические группы пионеров имени Спартака были переименованы в «Детские коммунистические группы юных пионеров имени товарища Ленина». Устанавливалось повсеместно единое название детской коммунистической организации. В течение 1924 года был принят ряд документов регламентирующих деятельность пионерской организации, ограничивающих инициативу детей и воспитателей рамками «детской коммунистической организации». Безусловно, это не стало концом детского движения в России. Закончился очередной этап в его развитии.
Долгие годы любые социальные движения в СССР делили на формальные и неформальные. В детском движении проблема формальных и неформальных объединений появилась как раз с рождением Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Этот вопрос затронут в Заключении к дипломной работе.
В Приложениях приводятся материалы позволяющие дополнить картину становления, развития детского движения в первой четверти XX века. Так, приведены тексты законов и обычаев наиболее массовых детский объединений в России: скаутских, ЮКских (юных коммунистов), пионерских. Там же - биографии деятелей детского движения первой четверти XX века. Таблицы роста численности комсомола и пионерии в первое десятилетие после революции ярко иллюстрируют изменение настроений в обществе и позволяют объяснить изменение тактики советских властей в отношении детей, подростков и молодежи.

ГЛАВА I
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
Сегодня мы наблюдаем рост интереса к истории детского и молодежного движения в России. Это определяется значением молодого поколения в жизни общества, особенно в условиях смены общественно-политических систем, приведшей к коренному изменению положения молодежи. Социализация подрастающего поколения, приобщение его к вечным общечеловеческим и общероссийским ценностям происходит в обстановке, с одной стороны, демократии и гласности, становления правового государства, и, с другой стороны, в условиях политического и социально-экономического кризиса, отрицательно сказавшегося на материальном положении и моральном самочувствии всех слоев общества, юных граждан в том числе и в первую очередь. Немедленная мобилизация материальных, интеллектуальных ресурсов для защиты и поддержки подрастающего поколения становится острейшей задачей дня, средством сохранения жизнедеятельности российского общества и российской государственности.
Опыт прошлого, опыт уходящего помогает уяснить, что молодежь, молодое поколение, детско-юношеское движение подчиняются общим закономерностям общественного развития, но вместе с тем они имеют свои особенности, специфику, своеобразные формы проявления самодеятельности и самоорганизации.
В 90-х годах XIX века в России появились разнообразные общества, занимавшиеся проблемами детства. Эти объединения были непрочны, часто и быстро возникали, но так же часто и быстро распадались. Среди наиболее известных «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития» в Санкт-Петербурге (1900), «Майский союз» в Иркутске (1901), детские летние колонии «Общества охранения народного здравия» в Санкт-Петербурге и «Общества школьных вакационных колоний» в Москве.
Идею «майских союзов» для детей, организованных для защиты птиц, предложил финский сказочник Ц. Топелиус. Поскольку «Союз» возник в мае, то и получил название «майского». Правила «Союза», помимо прочего, предписывали не мучить, не убивать, не ловить и не держать птиц в клетке. Первое русское объединение появилось в Псковской губернии. Хотя первоначально предполагалось, что «Майский союз» будет заниматься только охраной птиц, с течением времени его деятельность распространилась также на охрану зеленых насаждений. С 1901 года был учрежден значок общества - ласточка. Самый большой размах «майские союзы» получили в период с 1910-го по 1915 годы.
В начале XX в. прогрессивная российская педагогика пришла к рассмотрению ребенка не только как объекта воздействия социальной среды, условий жизни, но и как личности, способной активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их исходя из внутренней мотивации и индивидуальных особенностей.
Учеными-педагогами и представителями демократически настроенной интеллигенции предпринимались попытки обосновать теоретически и реализовать на практике организацию образовательно-воспитательных учреждений, отличавшихся от традиционных школ не только содержанием образования, но и формой осуществления учебно-воспитательного процесса. Идеи развития творческих сил и способностей ребенка, его активности и самодеятельности, уважения к детской личности, развивающей роли труда были положены в основу созданного сторонниками «свободного воспитания» «Дома свободного ребенка». Организатором этого воспитательного учреждения был К. Н. Вентцель , полагавший, что воспитание и образование детей в школах должно осуществляться в процессе включения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производительным творческим трудом.
По инициативе С. Т. Шацкого в 1905 году были созданы первые клубы для детей рабочих в некоторых предместьях Москвы. В 1906 году С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер учредили просветительское общество «Сеттльмент». В основе воспитательной системы «Сеттльмента» лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации. Среди работников «Сеттльмента» было мало педагогов, но недостаток опыта и средств возмещался колоссальной энергией и огромным интересом к делу. Главное внимание было обращено на общественное детское воспитание. Несмотря на то что «Сеттльмент» вызвал огромный интерес интеллигенции и детворы и получил серебряную медаль за детские поделки на Промышленной выставке в Петербурге, он уже 1 мая 1908 года был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей».
В том же 1908 году С. Т. Шацкий в книге «Дети - работники будущего» писал: «В настоящее время детская жизнь, детское образование и воспитание начинают занимать очень большое место в мыслях людей, и часто бывает, что те, кто стоит близко к детям, мало-помалу приходят к сознанию, что не все в жизни детей для них ясно и определенно и что многое нужно пересмотреть, передумать вновь и создать общими усилиями новое отношение взрослого общества к детям, считаясь с их запросами и требованиями. Появляются откуда-то неизвестные до сих пор права слабых, почти незаметных существ; создается огромное социальное движение, стремящееся внести в детскую жизнь элементы свободы, самостоятельности, труда и солидарности. Если дети что-либо думают, желают, мечтают, то надо сделать так, чтобы многое, находящееся внутри их, вылилось наружу, вошло в их текущую жизнь. Нужно помочь им: ведь им некуда уйти, нечем защититься».
В феврале 1909 года С. Т. Шацкий добился открытия общества под новым названием «Детский труд и отдых», в 1911 году основал постоянную детскую трудовую колонию с сельскохозяйственным производством в Калужской губернии. Совместно с учениками С. Т. Шацкий создал систему опытных детских учреждений в разных городах России.
В начале века были и объединения детей, которые существовали как самостоятельные производственные подразделения. Их организационные формы были различны: промысловые артели, например, по заготовке ягод и грибов, помощи в уборке урожая, бригады посыльных, продавцов газет, полотеров и т.д. Первоначально главной целью этих объединений было получение прибыли, распределяемой ребятами на свои нужды: дотацию малоимущим, подписку газет, журналов, общественные дела, организацию экскурсий. Какие-либо специальные воспитательные или дидактические задачи перед трудовыми объединениями в те годы не ставились: они рассматривались, как способ заработать деньги, приобщить детей к жизни общества, организовать их досуг.
Со временем распространение получили детские кооперативы, создаваемые в стенах учебных заведений. От артелей и бригад они отличались, в частности, круглогодичной деятельностью, большей экономической свободой. Их опыт освещался в педагогической печати, достижения пропагандировались. Достаточно сказать, что на стендах Всероссийской выставки, проходившей в 1913 году, нашла отражение работа юных кооператоров Могилева и Киева. Известен опыт кооперативной лавки при I-й Сибирской торговой школе в городе Томске, кооперативного товарищества «Самопомощь» на Кубани, кооператива при 2-классном училище для иногородних в Ростове и т.д. В годы первой мировой войны было положено начало благотворительности учащихся. В этом случае доход кооператива отчислялся в фонд раненых воинов, на устройство библиотек, читален . И в своей благотворительной деятельности подростки подражали взрослым.
По всей стране возникали, созданные на средства благотворителей, игровые площадки, детские сады, народные детские дома, клубы, библиотеки, литературно-эстетические клубы. В начале ХХ века в огромном количестве стали выходить периодические печатные издания для детей: «Игрушечка», «Маяк», «Мирок», «Сириус». Издавались они и самими детьми.
Принципиальный поворот совершался и в области физического воспитания и спорта. Причины тому были самые серьезные. Ведь в 1908 году из каждых 100 призывников лишь 40 - 45 человек оказывались пригодными для армейской службы. С каждым годом дела шли хуже и хуже: в 1910 году - 23 человека, в 1912 году - 14 - 18 человек из каждой сотни . В 1910 - 1911 годах в русской армии стали проводиться обязательные занятия гимнастикой и спортом, в школьные программы включили преподавание гимнастики. В 1916 году правительственным распоряжением во всех выпускных классах гимназий была введена допризывная подготовка.
Возникло множество общественных организаций, таких, как общество телесного воспитания «Богатырь», общество физического и нравственного воспитания «Маяк», Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи. Общество «Сокол» стало организационной формой движения энтузиастов «сокольской гимнастики», разработанной во второй половине ХIХ века чехом М. Тыршем на основе «немецкой гимнастической системы», переработанной в античном духе. В России движение распространилось с 1902 года, а к 1914 году в стране было уже около 60 «сокольских» обществ и кружков. Примечательно, что в отличие от немногочисленных гимнастических групп конца ХIХ века в «новых» объединениях физическое воспитание все более и более соприкасалось и шло рядом с воспитанием духовным и нравственным.
Всего к 1910 году в России было около 80 обществ по физическому и нравственному воспитанию .
Почти все политические партии, существовавшие в Российской империи, имели «подшефные» союзы молодежи, а иногда и группы детей. Наиболее пристальное внимание воспитанию своей смены уделяла еврейская социал-демократическая партия «Бунд». Ее детская организация «Югенд-Бунд» (1904) состояла из подмастерьев и учеников (10 - 14 лет) мелких торговых и ремесленных предприятий западных губерний. Ребята подражали взрослым во всем, но не имели устоявшейся организационной структуры. Взрослые лишь время от времени выступали перед ними на политические темы. В 1908 году подросшие «югендбундовцы» сформировали уже юношескую организацию «Цукунфт» («Будущее») и взяли на себя заботу о детских объединениях. Новые детские группы просуществовали до весны 1917 года, а затем реорганизовались в спортивные группы «Маккаби» и «Шомеры» . Кроме того, существовали националистические группы «Соколы», грузинские «Амирани» и «Шевардени».
Особый всплеск детской и подростковой активности в начале XX века был вызван событиями 1905 года. Она выразилась в появлении ученических кружков и союзов разной направленности - образовательной и политической, иногда с участием либерально настроенных учителей.
По праву большое внимание исследователей обращают на себя движения потешных и скаутов.
Идея организации внеучебного времени детей и подростков в целях духовного и физического воспитания уже давно витала в воздухе. Многие брались за претворение ее в жизнь. Но обычно все приводило к тому, что объединение становилось узкопрофильным. В зависимости от своих личных интересов руководитель увлекал детей именно тем, что было ему самому по душе. Иным обещало быть движение «потешных». Началом «потешных» считается знаменитая запись Николая II в своем блокноте, сделанная 8 января 1908 года: «Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату» . Это стало началом короткого века «потешных».
Отличительных черт «потешных» от большинства предшествующих и современных им детских объединений было несколько. Среди них - государственная поддержка, всероссийские масштабы разворачиваемого движения, претензии на универсальность в физическом и духовном воспитании подопечных. Этим и объясняется хотя и кратковременный, но очень громкий успех движения «потешных».
Не смотря на то, что движение существовало всего несколько лет, о нем знали, о нем говорили в обществе. Несколько ярких примеров разворачиваемой работы вызывали восхищение у современников. Наиболее известным таким примером был опыт А. А. Луцкевича, инспектора народных училищ, действительного статского советника. Весной 1908 года на свои средства он организовал в Бахмутском народном училище роту детей в возрасте от 8 до 14 лет, обучающихся военному строю и гимнастике. В конце мая 1910 года они участвовали в парадах в Царском Селе, Санкт-Петербурге и Москве. Дети продемонстрировали перед императором и министрами ротное учение, «сокольскую» гимнастику под музыку, хор, марш. После парада Николай II обошел строй, поговорил с детьми, сфотографировался. Роте было присвоено название «Первый народный класс военного строя и гимнастики Государя Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича».
В Севастополе городскому попечительству был передан военный корабль «Псезаупе» для создания школы для сирот и бездомных детей моряков. Сначала (1908) на нем содержалось 14 детей, а в 1910 году уже 25 (в возрасте 9-14 лет). Что касается уже известного нам корабля «Псезаупе» в Севастополе, то, поскольку здесь контингент был постоянным (сироты), дети работали по военной программе в течение всего дня. Подъем на корабле проводился в 5.30 утра, затем уборка и молитва до 8.00. После поднимался флаг. Школьные занятия делились на две части. Сначала с 8.00 до 11.00 изучались общеобразовательные предметы, а днем специальные морские. Отбой производился в 20.00. По воскресеньям дети выходили в город, посещали церковь. Морская практика была довольно интенсивной, дети совершали походы на судах. Это делалось также в интересах дальнейшей жизни воспитанников. По достижении определенного возраста они распределялись на суда торгового флота.
Иеромонах Троице-Сергиевой пустыни о. Павел организовал «потешные» занятия для детей в своей местности. Общество офицеров оплатило изготовление белых рубах с погонами и бескозырки Семеновского полка. Через месяц в роте «потешных» семеновцев стало 200 человек. Дети присягнули на верность государю императору. Николай II выразил традиционную благодарность.
Министерство народного просвещения внесло в правительство проект положения об обучении школьников военному строю и гимнастике. Документ был одобрен и вышел в виде правительственного распоряжения. В документе было отмечено слабое внимание общественности к «потешному» делу. Констатировался порочный круг: в зимний период помещений не хватает, ибо школа обеспечивает учебный процесс, а летом нет ни учителей, ни школы, закрытой на время каникул. Распоряжением предписывалось учредить в школах «потешные» организации, где для поощрения разрешено вводить особую форму, деревянные ружья.
В июне 1910 году по военному ведомству был разослан приказ о максимально возможном содействии организации «потешных» отрядов. В августе волна дошла до Корпуса пограничной стражи, министерств: морского, путей сообщения, юстиции. Они имели в своем подчинении учебные заведения и также взяли на себя ответственность за содействие «потешному» делу. Император и военный министр довольно часто посещали детские полки, принимали парады, писали многочисленные благодарности. Во главе движения сначала был поставлен генерал-майор в отставке Обухов, а затем сенатор А. А. Вендрих.
22 ноября 1910 года состоялось совещание по проблемам «потешного» дела. Министр зачитал подготовленный доклад, где отмечалось, что обучение в «потешных» полках предполагается вести по системе Баден-Пауэлла. Главной проблемой на тот момент было названо отсутствие, каких бы то ни было, программ работы с детьми. А это приводило к тому, что руководители «потешных» отрядов не делали различия в методах между солдатами и детьми. Министр объявил конкурс на лучшее пособие для инструкторов «потешного» дела.
Пропаганда делала свое дело - по всей стране началась массовая организация отрядов, команд, батальонов, рот, школ, войск «потешных» солдат. Вот только небольшая часть созданных в срочном порядке объединений при войсковых подразделениях: Ровно (Путивльский полк), Петергоф (148-й Каспийский полк), Томск (42-й Сибирский стрелковый полк), Москва (11-й Гренадерский Фанагорийский полк), Усть-Ижора (Понтонный батальон), Красное Село (Гвардейский корпус), Ташкент (1-й Туркменский армейский корпус), Баку (Каспийская флотилия), урочище Новокиевское Приморской области (6-й Сибирский стрелковый полк), Кронштадт, Вильно, Царское Село, Мариинск Томской губернии, Старая Русса, Саратов, Пенза, Тифлис, Казань, Ишим.
Командование «потешными» отрядами принадлежало руководству армии и флота. Согласно профилю своих шефов, детские отряды иногда были специализированными: саперы (Усть-Ижора), моряки (Кронштадт, Севастополь), пожарные (Саблино), музыканты (Санкт-Петербург). Соответствующей могла быть и форма: например, в Кронштадте детский батальон был одет в парусиновые куртки, брюки, фуражки морского образца с лентами. В Севастополе - бескозырка с околышем и лентой цветов российского флага, темно-синяя рубаха крестьянского покроя, кожаный кушак с металлической пряжкой, черные шаровары навыпуск.
В отряды входили в основном дети и подростки средних городских слоев. Возраст был самым разнообразным - от 8 до 20 лет.
Периодичность занятий была примерно одинаковой: три раза в неделю. А вот содержание могло варьироваться в зависимости от специальности. Пожарные в Саблино изучали гимнастику, военный строй, пожарное дело. Правда, сами дети в тушении пожаров участия не принимали, но помогали охранять имущество погорельцев, пожарные шланги, подвозили воду, выстраивались в оцепление. Весьма своеобразной была подготовка будущих разведчиков в приюте Св. Веры в Гатчине. Здесь детей учили ездить на велосипедах для будущей службы в качестве связных, учили стрелять по аэропланам. В играх на местности широко использовалась киносъемка. В случае каких-либо спорных моментов достаточно было просто взглянуть на экран. Во всех «потешных» отрядах изучались ружейные приемы, повороты и перестроения, гимнастика, фехтование на ружьях, рапирах и эспадронах, стрельба. Проводились нравоучительные беседы. Причем все планы работы инструкторов утверждались командованием того воинского соединения, при котором создавалось детское объединение.
Апофеозом развития движения стали смотры «потешных» войск в июле 1911 и августе 1912 года. Подготовка была более чем серьезной, ибо «потешных» в стране оказалось действительно много, и отобрать заслуженных было даже затруднительно. Был задействован весь армейский аппарат. Перед проведением первого смотра Николай II подписал «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». Цели, объявленные разработчиками этого документа, были очень конкретны: укрепить в детях веру в Бога, любовь к царю и отечеству, нравственные правила, уважение к закону и порядку, ознакомить с духом русской армии и началами воинской дисциплины, обучить строю, духовно и физически подготовить к участию в военных действиях. Формой организации такой подготовки должны были стать детские и подростковые дружины и отряды. Вводились некоторые ограничения: возраст не более 15 лет, русское подданство. Создавать такие формирования могли высшие армейские чины, спортивные и пожарные общества и просто надежные люди.
Внимание двора и армии способствовало быстрому возникновению новых «потешных» отрядов. По всей России затрещали барабаны, школьные дворы заполнились марширующими ребятами разного возраста. Для пропаганды движения был образован журнал «Потешный». Кроме того, о потешных писали такие массовые издания как «Русский спорт», «Русский инвалид», «Огонек», «Нива», «Воин и пахарь», «Новое время».
Ничто, казалось бы, не предвещало «потешному» движению скорого конца. Однако оно исчезло, причем гораздо быстрее, чем развивалось.
Процессы развития и регресса «потешного» дела шли параллельно. Начался кризис еще до смотров 1911, 1912 годов. Первые признаки этого выразились в нежелании некоторых органов местного самоуправления финансировать отряды (Московская губерния, Пермь и др.). После смотра 1911 года отряды стали разваливаться, о чем немало писалось в газетах. В апреле - мае 1912 года в прессе появились статьи, в которых делался вывод о крахе движения. О причинах этого есть множество мнений, в том числе и современных исследователей детского и молодежного движения в России. Главное одно - первое детское движение в России, созданное отечественными идеологами было «задавлено» бурно развивающимся скаутским движением, пришедшим к нам из Англии.
Скаутское движение в России началось раньше, чем во многих других странах. Официальной датой основания Русского Скаутизма считается 30 апреля 1909 года - день основания О. И. Пантюховым первого русского отряда скаутов в Павловске. После ознакомления с книгой Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», основатель Русского Скаутизма понял значение и глубину этой воспитательной системы, однако, в своих воспоминаниях он не скрывал, что ему тогда было досадно «почему эта идея не наша русская. Надо бы изменить ее на наш русский лад». Он ввел для первых русских скаутов своеобразную форму: русские кафтаны и барашковые стрелецкие шапки с малиновым верхом, но оказалось «во время полевых игр ни кафтаны, ни барашковые шапки не были пригодны. Поэтому мы, естественно, приняли удобную простую спортивную форму, похожую на форму английских скаутов, защитного цвета, с их шляпами «бурского типа» и посохами» . Через два месяца после создания отряда в Павловске, в июне, О. И. Пантюховым был организован Царскосельский отряд, уже в следующем году развернувшийся в дружину. Ее руководителем впоследствии стал директор Царскосельского реального училища Э. П. Цытович. Одновременно была издана брошюра «Памятка юного разведчика».
В декабре 1910 года в Россию приехал основатель скаутинга Р. Баден-Пауэлль. Вопрос развития скаутинга в России он обсуждал с Николаем II. Император относился очень благожелательно к скаутингу и даже зачислил царевича Алексея в ряды скаутов.
В 1910 году появился отряд в Петрограде, основанный преподавателем I-ой Петроградской мужской гимназии - В. Г. Янчевецким. В редактируемом им журнале «Ученик» впервые было отведено постоянное место скаутам.
Во время первой мировой войны (1914-1918) петроградские скауты несли службу связи при различных учреждениях, при Красном Кресте, работали в качестве помощников санитаров в лазаретах, организовали отдел по поиску квартир для беженцев, присматривали за детьми беженцев. Интересно отметить также организацию тревоги на случай налета германских цеппелинов, когда всякий скаут должен был уведомить двух ближайших товарищей. Оказалось, что через 25 минут, скауты, которых к этому времени насчитывалось около 600, могли сообщить о налете по всему городу. В Государственном Банке, где благодаря уменьшившемуся по мобилизации числу чиновников, персонал с трудом справлялся с рассылкой по провинции книг и бланков, этим делом занимались скауты. К началу революции в двух Петроградских дружинах числилось около 1000 детей.
В Москве 1-ый отряд скаутов был организован в 1910 году офицером Александровского Московского Военного Училища. Несколько позже, руководителями Московской организации стали редактор популярного юношеского журнала «Вокруг света» - В. А. Попов и педагог В. С. Преображенский. Последний в 1915 году побывал в Англии и издал книгу об идеологии скаутинга «Бой-скауты», которая выдержала в очень короткий срок два издания. Преображенского в скаутских кругах считают первым идеологом Русского Скаутизма.
Первые, отряды скаутов возникали в разных городах России почти одновременно по инициативе отдельных лиц, не знавших совершенно о существовании друг друга.
«В 1913 году, на большом царском смотре, в котором участвовало несколько тысяч «потешных», маршировавших с деревянными ружьями, петроградские скауты произвели очень выгодное впечатление и на Государя и на всех присутствующих. Скауты продемонстрировали подачу первой помощи, пожарную практику, постановку палаток, постройку мостов, сигнализацию и т.д. После этого парада организация «потешных» стала постепенно угасать, скаутское же движение продолжало шириться и расти. Русская молодежь с энтузиазмом потянулась к скаутизму, потому что он отвечал всем особенностям ее психологии».
В 1915 году появились отряды скаутов на юге России: в Одессе, в Ростове-на-Дону, в Киеве. Основателем и необычайно деятельным руководителем Киевской организации был доктор А. К. Анохин. К концу 1915 года в Киеве было свыше 700 скаутов и около 150 девочек скаутов . Киевские скауты во время Великой Войны помогали крестьянам в сельскохозяйственных работах; так, например, осенью 1915 года 40 скаутов во главе с доктором Анохиным в селе Зарубницы обслуживали 60 крестьянских семейств заменяя ушедших на войну хозяев.
С ростом скаутского движения и русское общество стало проявлять к нему значительный интерес и перед первыми руководителями скаутизма встала задача: создать общественную организацию, которая могла бы помогать развитию новой организации молодежи.
С этой целью по инициативе О. И. Пантюхова в августе месяце 1914 года было учреждено Всероссийское Общество содействия мальчикам-разведчикам «Русский Скаут». В сентябре 1914 года был утвержден устав общества. Для того чтобы создать благоприятные условия для дальнейшего успешного развития скаутизма, это общество устроило два всероссийских съезда «деятелей по скаутизму». Первый съезд состоялся в 1915 году в Петрограде, с 27 по 30 декабря. В это время в России было 24 независимых скаутских организаций в разных городах. Второй съезд прошел через год - с 29 декабря 1916 по 4 января 1917 года. К этому времени в России насчитывалось 143 разно профильных массовых скаутских организаций. В съездах принимали участие не только активные руководители, но и друзья скаутов, видные профессора, литераторы, педагоги и общественные деятели. Труды этих съездов были весьма продуктивны. На них были приняты окончательные тексты русских скаутских законов, заповедей , выработаны программы разрядов и, кроме того, были сделаны чрезвычайно интересные доклады, легшие в основу идеологии русского скаутизма.
Все новые и новые объединения вызвались к жизни в предвоенные и военные годы, а в особенности под влиянием Февраля 1917 года.

ГЛАВА II
ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ.
После падения российского самодержавия в феврале 1917 года различные политические партии, объединения активизировали свою деятельность. Дореволюционные детские объединения претерпели изменения вместе с глобальными переменами в обществе. События 1917 года повлекли за собой не только новые явления в жизни населения страны, но и заставили людей изменить представления о ценностях.
Именно революционными событиями можно объяснить взлет активности общественных организаций, объединений различных идеологических течений, появление огромного числа новых. Все они искали фундамент своей деятельности - идею. Найдя, искали опору - поддержку в обществе, искали единомышленников и делали таковыми еще не выбравших свой путь. Скептически настроенная, наученная жизнью взрослая часть населения к началу гражданской войны определилась со своими воззрениями на происходящее. Остались «невспаханным полем» умы детей и подростков.
Анализ процесса становления и развития объединений детей, молодежи показывает, что одни из них возникали стихийно, без непосредственного вмешательства взрослых, другие были созданы партийцами разной политической ориентации. Молодежные, детские организации, союзы были средством для удержания части молодежи, подростков в кругу определенных идеологических воззрений. Относительно демократические послереволюционные годы можно характеризовать многообразием в области детского движения.
Детское и юношеское движение не было единым по организационной структуре, идеологическим, политическим, нравственным, религиозным устремлениям. Оно включало в себя политические, национальные, религиозные, образовательные, культурно-просветительные и даже «партийные», детские и подростковые организации. Насчитывая в своих рядах от нескольких десятков до нескольких тысяч юных граждан, эти объединения возникали в городах, рабочих поселках, в селах и уездах, отдельных регионах, в национальных образованиях.
Религиозные детские объединения
После революции православная церковь способствовала появлению детских организаций «Христовы цветочки», «Церковные юные разведчики», «Союз детей и молодежи», «Детский союз при Новодевичьем монастыре Петроградской епархии», детских кружков при «Братстве приходских советов».
Христианский союз молодых людей (ХСМЛ) развернул свою деятельность не только среди молодежи, но и создал отделение для детей: «Всемирный христианский союз молодых людей в лице Петроградского союза, именуемого обществом «Маяк», приглашает всех трудящихся молодых людей от 17-летнего возраста примкнуть к многомиллионной всемирной армии молодежи, объединяющейся в союзе своим стремлением к саморазвитию умственному, физическому и нравственному… Для мальчиков от 12 до 17 лет Общество имеет особое отделение по Надеждинской ул. в д. №46». Работа с разными возрастами оправдала себя. По данным исследователей, детские отделы при христианском союзе, который в 1922 году ушел в подполье, существовали до 1926 года.
Несколько тысяч молодых людей, подростков и детей с 1919 до конца 20-х годов объединила польско-католическая организация «Молодой ружанец», детские группы при костелах «Святые Розы». В молодежных сектантских организациях протестантского вероисповедания состояло более 100 тысяч человек, а численность всех сектантских детских и юношеских организаций достигла 1,5-1,7 млн. человек.
Действовали 6 детских сионистских организаций в Екатеринбурге, Екатеринославе, Бахмуте, Луганске, Слуцке, Могилеве, Москве, включающих в себя несколько тысяч человек. На Украине в них входило 5 тысяч человек.
Религиозные детские объединения возникали при церквях, религиозных организациях взрослых. Их целью, собственно, было не создание массового детского движения, а увлечение детей, чьи родители имели отношение к данной религиозной организации. Ведь, религия – дело совести, личное дело каждого, поэтому взрослые могли привлекать в свою религиозную деятельность лишь своих собственных детей. Таким образом, религиозные объединения в послереволюционной России носили семейный характер.
Религиозные детские объединения в Советской России так и не стали детским религиозным движением. А, учитывая, антирелигиозные настроения власти можно с легкостью предсказать и скорый их конец после революции.
Кооперативные детские объединения
Кооперативные детские объединения существовали с начала XX века. Первоначально они образовывались с целью получения прибыли, но со временем превратились в, своего рода, детские общественные благотворительные общества. Этому было много причин. С началом Первой мировой войны в обществе наблюдался патриотический подъем, дети и подростки считали почетным оказывать посильную помощь армии и госпиталям. Это не могло не встретить поддержки и понимания властей.
Положительное отношение к детским кооперативам оставалось и после Октября 1917 года. Объяснялось это прежде всего экономической разрухой, нищенским положением учебных заведений, вызванными Первой мировой и гражданской войнами. Государственная торговля была не развита, цены у частников на учебные пособия и письменные принадлежности высоки и недоступны значительной части населения. Государство, взявшее на себя организацию школьного дела и централизованное снабжение учебных заведений всем необходимым, в тот период справиться с этим не могло. «Одной Советской власти трудно все организовать, наладить, за всем уследить. У нее огромное множество всяких государственных нужд, задач», - утверждалось в одной из статей по проблемам детской кооперации.
Поэтому создание детских кооперативов, в том числе и школьных в первое десятилетие Советской власти всячески поощрялось. Их проблемы рассматривались на различного рода съездах, конференциях, семинарах. Дела юных кооператоров обсуждали и педагоги. В феврале 1919 года состоялся I Всероссийский съезд по культурно-просветительной деятельности кооперации и кооперативному просвещению. На нем были заслушаны доклады, посвященные роли кооперации в детском воспитании, взаимодействию кооперации и системы народного образования, работе детских кооперативов и др.
Известный русский и советский педагог Н. Н. Иорданский, например, считал, что совпадение многих идей кооперации и социального воспитания делает целесообразным ее пропаганду не только в стенах школы, но и вне ее. В других докладах и выступлениях затрагивались педагогические условия деятельности кооперативов, их место в воспитательной работе и наиболее целесообразные формы, проблемы возрастного подхода к школьнику-кооператору. Немало было критики: педагоги говорили о недопустимости «торгашеского уклона», продажи в кооперативе сладостей и вообще съестных припасов, остром недостатке подготовленных руководителей