"Страницы истории разведчества-скаутизма" №089 (32), май 2004 г. "Берлин 1942 г. – V Курс Для Руководителей"

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАЗВЕДЧЕСТВА-СКАУТИЗМА
№32 (89) май 2004 г.

ISSN 1523-1941
Редактор-издатель R. Polchaninov,
6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040, USA
rpolcaninoff@mindspring.com

БЕРЛИН 1942 г. – V КУРС ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

В 1942 г.проводился V КДР – Курс для руководителей – одновременно под общим номером в Варшаве и Берлине. Начальником КДР в Берлине был назначен Олег Сергеевич Поляков, который в 1939 г. окончил в Шуметлице (Югославия) II КДР, преподавал в 1940 г. на III КДР под Белашницей около Пазарича – Сараева (Югославия) и в 1941 г., в исключительно трудных условиях, сам провёл IV КДР под Смедеревом в оккупированной немцами Сербии. V КДР в Берлине был начат в середине мая и закончен 15 августа 1942 г.
В то время как все предыдущие курсы, включая и V КДР в Варшаве, проводились в летних лагерях, КДР в Берлине проводился летом, но в обстановке загородных походов. Кроме самого Полякова, инструктором (преподавателем) на курсе был доктор Николай Митрофанович Сергеев начальник витязей в Чехии, незадолго до этого принятый Р.Полчаниновым в подпольную НОРС-Р – Национальную Организацию Русских Скаутов-Разведчиков. Курсантами были старший звеновой НОРР – Национальной Организации Русских Разведчиков Владимир Исаакович Быкадоров, Володя Кеппен, по прозвищу «Дима», недавно окончивший версальский корпус-лицей, Катя и Оля Новосельские, ученицы русско-сербской гимназии в Белграде, - все курсанты вступили в подпольную НОРС-Р, откинувшую в годы войны слово «скаут».
К курсантам ставились строгие требования и из всех курсантов закончили курс только Быкадоров и Кеппен. В воспоминаниях о КДР в «Вестнике ЗАО» Но.3/ 1990 г. Быкадоров писал:
«Несмотря на разницу в возрасте, образовании и довоенной принадлежности к разным молодёжным организациям, с первого дня курса между руководителями и курсантами возникла искренняя, братская дружба. Всеми нами руководила одна, всепоглощающая мысль: бескорыстное служение нашей многострадальной родине.
На курсе пламенных, патриотических слов не произносилось. Все мы тогда и без зажигательных девизов горели, как могут гореть лишь подлинные, готовые на любую жертву патриоты. У нас всех была тайная надежда: с Божьей помощью, благополучно добраться до России, и там на родной земле, среди своих, применить только что приобретенные знания.
Чтобы получать продовольственные карточки, а также и право на жительство в Берлине, нам нужно было работать на фабриках не менее 56 часов в неделю.
Лекции нам читались по вечерам, после рабочего дня. Часто их прерывали воздушные налёты. По воскресеньям под руководством др.Сергеева мы отправлялись за город, в лес, где вдали от посторонних взглядов, мы старались заняться обыкновенно проходимой в лагере практикой.
После письменной выпускной работы, прихватив с собой нескольких курсантов, окончивших КДВ – Курс для вожаков, мы уехали в лес на ночёвку. Доехав до последней станции электрички, мы долго бродили по незнакомому лесу в поисках удобного места для ночлега. Вдруг, неожиданно, на нас направился ослепительный луч электрического фонаря. Одновременно раздается резкий немецкий приказ – Halt!
Попались, будь они неладны! – шёпотом, сквозь зубы произносит кто-то из нас. На сей раз не миновать нам ареста! Выручил нас самый молодой, находчивый член нашей группы – вожак Коля Бельгард. Мгновенно сообразив, что из всех нас он единственный, который безукоризненно и без акцента говорит по-немецки, он вышел вперёд и на вопрос – кто мы такие – ответил, что мы находимся здесь по заданию нашей молодёжной организации. Цель же нашего задания: закалка воли и характера для будущей борьбы с врагами родины. О какой организации и о какой родине шла речь, наш молодой друг разъяснять не стал.
Приняв нас за Hitler Jugend, охранник проходящей через лес электрической линии высокого напряжения понимающе кивнул головой, сказав: Ah, ja, natürlich, selbstverstaеndlich! (Ах, да, конечно, само собой разумеется!). Безо всяких затруднений, даже с некоторой услужливостью, пропустил он нас вглубь леса, предупредив, что нам надо держаться правее, чтобы миновать следующих сторожей”.
Ни инструктора, ни окончившие курс Быкадоров и Кеппeн, все четверо члены НТС, не миновали трагической судьбы. Поляков и Кеппен были схвачены СМЕРШевцами и получили по 15 лет заключения в концлагерях, др.Сергеева арестовало Гестапо и он погиб в концлагере, а Быкадоров, которого тоже арестовало Гестапо, тоже был отправлен в концлагерь, но чудом, по ошибке, был отпущен.

Р.Полчанинов

Перепечатка разрешается с условием, что будет сделана ссылка на автора, название статьи, на «Страницы истории разведчества-скаутизма» номер и число, и с обязательной присылкой одного экземпляра издания для архива по указанному выше адресу.

(c) R.Polchaninoff 2003