"Страницы истории разведчества-скаутизма" №091 (34), август 2004 г. "День Памяти Верных"

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РАЗВЕДЧЕСТВА-СКАУТИЗМА №34 (91) август 2004 г.

ISSN 1523-1941

Редактор-издатель R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA
rpolchaninov@verizon.net

День Памяти Верных

В сентябре 1946 г. в лагере «Памяти Верных» около Гаутинга состоялась конференция руководителей ОРЮР – Организации Российских Юных Разведчиков.

В тот день, когда я приехал, лагерный костёр должен был быть особым, без комических «точек» и шуточных песен. Разведчики, разведчицы и руководители стояли вокруг не зажжённого костра. Борис Борисович Мартино вёл перекличку. Стоявшие кольцом отвечали – «я». Затем он стал читать имена разведчиков и руководителей, погибших за Россию, а стоявший от него слева отвечал, - «погиб в борьбе с большевиками», «расстрелян большевиками», «погиб в советском концлагере» или «погиб в нацистском концлагере».

Это были незабываемые минуты. В глухом Баварском лесу, в тишине и темноте дети белых эмигрантов, родившиеся за границей, никогда не видавшие России, и дети, покинувшие её два-три года тому назад, стояли плечом к плечу и чувствовали, что знамя борьбы за Россию отцы передают им, в их молодые руки.

Список Верных составил Б.Б. Мартино. У него с собой была тетрадка, составленная ещё в Сараево в 1930-е годы. Там, как что-то очень важное, были записаны выдержки из приказов Старшего русского скаута Олега Ивановича Пантюхова о погибших скаутах-разведчиках.

Там был приказ №220 от 14 ноября 1928, состоявший из одного только параграфа: «Горестная весть. Из России получено, окольным путём, известие о кончине Михаила Богословского, одного из доблестных Русских Скаутов, остававшегося верным нашему рыцарскому братству даже под гнётом большевиков и с героической энергией продолжавшего наше святое дело даже в большевицких тисках. Уж не убили ли они его? Он всегда был готов к этому и не боялся смерти. Не может ли кто-нибудь выяснить подробности его кончины. Имя Михаила Богословского следует внести в наш скаутский синодик погибших за Россию скаутов».

Для дополнения синодика Ст.р.ск. сообщил со слов Василия Львова (ставшего потом Епископом Нафанаилом) в приказе №260 от 23 марта 1933 г. ещё о гибели в начале ноября 1919 г. Миши Гана и Юры Павлова, не выдавших чекистам места, куда они спрятали знамя Томской скаутской дружины.

Спустя год Ст.р.ск. в приказе №270 от 14 апреля 1934 г. снова пишет: «Много героев дали Родной России наши русские скауты-разведчики. Гордостью наполняются наши сердца, когда мы думаем о них. Помянем молитвенно имена русских скаутов-разведчиков, погибших за Россию. Е.И.В. Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, Ген. Иван Смолянинов, скм. Константин Прохоров, Михаил Богословский, Сергей Покровский, Александр Сольский, Юрий Петерс, Николай Артемьев, Владимир Гантимуров, Михаил Ган, Александр Нескусил, Иннокентий Карелин.

Может быть Ст.р.ск. упоминал ещё кого-нибудь в своих приказах, но мы в Сараево их стали получать более или менее регулярно только с конца 1932 г. и могли кое-что пропустить.

Все эти имена были прочитаны в тот вечер у костра. К ним я добавил имена пражских витязей, погибших от рук большевиков, которых я, договариваясь в 1942 г. с др. Н.М. Сергеевым о присоединении витязей в Праге и Брно к нашей организации разведчиков, обещал не забывать. В список Верных мы внесли и имя др. Н.М. Сергеева, погибшего в 1944 г. в нацистском концлагере. Б.Б. Мартино добавил ещё несколько известных ему имён, в том числе и Малика Мулича, про которого кто-то сообщил, что он был якобы замучен большевиками в 1944 г. Позднее выяснилось, что он был выдан югославянским коммунистам, но остался жив.

Мысль о перекличке живых и мёртвых была взята из традиции русской императорской армии, в которой по Высочайшему повелению навсегда было сохранено в списках 1-й гренадерской роты Тенгинского полка имя рядового Архипа Осипова. На перекличках, при произнесении его имени, правофланговый отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».

Рядовой Тенгинского полка Архип Осипов 22 марта 1840 г., во время Кавказской войны, когда мюриды ворвались в Михайловское укрепление на Черноморском побережье, совершил подвиг. Он взорвал пороховой погреб и погиб вместе с сотнями врагов под обломками уничтоженного взрывом форта. Возникшее здесь впоследствии русское селение было названо в память героя - Архипо-Осиповкой (ныне на Кубани в Геленджикском районе). На месте укрепления был поставлен крест, уничтоженный большевиками, но теперь там, кажется, сооружён памятник Архипу Осипову.

Мюридами у горцев Кавказа назывались последователи шейхов или имамов, давшие им обет беспрекословного повиновения. Конец движению мюридов был положен в 1859 г. когда имам Шамиль вынужден был сдаться русским в плен.

В лагере «Памяти Верных» в Баварии в 1946 г. поминались только убитые или погибшие в концлагерях скауты-разведчики, витязи и руководители, но начиная с Первого слёта ОРЮР в Шлейсгейме в 1949 г. в списки были включены и умершие на посту, т.е., исполнявшие до последних дней жизни ту или иную должность в организации. С тех пор в лагерях ОРЮР ежегодно проводятся Дни памяти Верных с соответствующими церемониями.

Некоторые выдающиеся руководители, например, Иван Семёнович Светов (1902-1982), Максим Владимирович Агапов-Таганский (1890-1973), Александр Михайлович Шатерник, которые в силу обстоятельств не умерли на посту, по этой причине не включены в списки поминаемых в День памяти Верных, но все они, конечно, занимают почётные места в истории российского разведчества.

О некоторых погибших, чьи имена были упомянуты в приказах Ст.р.ск. О.И. Пантюхова, мы знаем, к сожалению, очень мало, но мы должны сохранить о них память и сообщить нашей смене всё, что нам о них известно.

Вечная память героям!

Р. Полчанинов