Альтернативные скаутские движения и организации

Для большинства интересующихся проблемами детских и молодежных движений в мире существует одна скаутская организация - “Всемирная организация скаутского движения” (ВОСД), состоящая из официально признанных национальных скаутских организаций. Ее численность (более 15 млн. человек) общественным мнением часто воспринимается как общее число скаутов в мире.

Идея международной организации была высказана в 1920 г. на первой международной скаутской конференции, проходившей во время Первого всемирного скаутского фестиваля - Джембори - в Лондоне. Через 2 года такой руководящий орган был создан. Его назвали Международным комитетом. В 1961 г. в названиях всех скаутских международных руководящих органов слово “Международный” (International) было заменено на “Всемирный” (World). Так появились названия “Всемирная организация скаутского движения”, “Всемирная скаутская конференция”, “Всемирный скаутский комитет”, “Всемирное скаутское бюро”. В это же время из сочетания “бой-скаутский” исчезает первая часть. Это объяснялось тем, что в организации значительно выросло количество девочек.

Высшим органом ВОСД является Конференция, проходящая каждые три года. Высший исполнительный орган - Комитет - избирается Конференцией. Он, в свою очередь, создает секретариат - Бюро во главе с Генеральным секретарем. Оно координирует деятельность национальных скаутских организаций, способствует развитию движения во всех странах, помогает Конференции, Комитету в исполнении их функций. Руководитель Бюро первоначально назывался директором. Это были англичане Г.Мартин (1921-38) и Дж.Уилсон (1938-53). В 1958 г. Бюро переехало из Лондона в Канаду - на родину очередного руководителя Д.Спрая (1953-65). Очевидно, для того, чтобы подчеркнуть вспомогательный характер этого поста, с 1961 г. директора стали называть Генеральным секретарем. Во время правления Д.Лунда (1965-68) штаб-квартира Бюро получила прописку в Женеве, где она находится до сих пор. Л.Надь (1968-89) и Ж-Морейлльон (с 1989) стали следующими Генеральными секретарями (1).

Безусловно, влияние и авторитет ВОСД огромны. Она включает в себя национальные организации, как унитарные, так и федеративные; как для мальчиков только, так и смешанные. В ее рядах за всю историю побывали миллионы подростков, многие из которых пополнили категорию “принимающих решения”.

Но чаще всего упускается из виду то обстоятельство, что в мире на международном уровне действует не только ВОСД. И, следовательно, скаутское движение имеет большое организационное разнообразие.

Прежде всего, это еще одна всемирная организация - “Всемирная ассоциация герл-гайдов и герл-скаутов” (WAGGGS) со штаб-квартирой в Лондоне. Она включает в себя только лишь девочек-скаутов по всему миру. По численности она уступает ВОСД, но географический охват почти тот же самый.

В 1909 г. на одной из встреч скаутов в Лондоне присутствовало множество девушек, желавших быть причастными к движению. Р.Баден-Пауэлл предложил им подумать над собственным названием и программой, которая обеспечила бы их потребности. Впрочем, название для новой организации - “гайд” - предложил сам Баден-Пауэлл в честь известного корпуса проводников (гайдов, гидов) в Индии, отличавшихся твердостью и изобретательностью, увлеченностью и храбростью. Да и первую программную схему предложил также он.

В 1910 г. движение гайдов в Великобритании было основано формально.

Старшая сестра основателя скаутинга Агнес попыталась приспособить книгу “Скаутинг для мальчиков” для работы с девочками. А жена Олав также активно участвовала в скаутском движении с 1917 г.

Движение гайдов родилось в Великобритании, но к 1912 г. распространилось также на Ирландию, Португалию, Норвегию и Соединенные Штаты Америки (2).

В США название “гайд” не прижилось, поскольку было тесно ассоциировано с традициями индейских охотников, поэтому там появились “девочки-скауты” (герл-скауты). Так же поступили и в других странах, например, в России.

Хотя идеи и дух движения распространялись чрезвычайно быстро, был необходим официальный канал связи. В 1919 г. Олав Баден-Пауэлл сформировала Международный Совет, чтобы обеспечить эту необходимую связь. Совет стал консультативным органом, состоящим из женщин. Первая Международная конференция была проведена в Англии в 1920 г., а уже в 1930 г. Олав была избрана Старшим гайдом мира. Таким образом, уже с самого начала женская составляющая мирового скаутского движения развивалась самостоятельно и в содержательном, и в организационном плане.

После четвертой Международной конференции, проведенной в Соединенных Штатах Америки в 1926г., представители некоторых стран предложили Баден-Пауэллу помочь сформировать международную ассоциацию по подобию мужской. Чувствовалось, что настало время для чего-то более прочного.

В 1928 г. были созданы Всемирный комитет, Всемирное бюро, назначен директор.

К 1931 г. количество гайдов и девочек-скаутов в мире превысило уже 1 млн. человек.

Сегодня Движение гайдов и девочек-скаутов продолжает процветать и расти. Почти 10 млн. девушек и молодых женщин состоят в 136 национальных организациях во всем мире, по крайней мере еще в 33 проводится активная работа.

Неверно представление о том, что всемирное скаутское движение является монолитным и сплоченным. Уже само по себе наличие двух Всемирных организаций говорит о различиях в подходах.

Но и на другом уровне в нем всегда были различные отклонения от генеральной линии, в организационном и содержательном плане разработанной Баден-Пауэллом. В свое время он был даже вынужден оставить военную службу и полностью переключиться на руководство детской организацией, дабы не допустить возможность раскола. Еще в эти времена в случае, если что-то могло оказать негативное влияние на имидж движения, заронить сомнения в “мудрости” руководства, всем отклонениям давался бой. И, как правило, заканчивалось это появлением еще одной разновидности скаутской организации. Одни “диссиденты” обвиняли Баден-Пауэлла в предательстве первоначальной идеи, другие - в милитаризме, третьи - в закостенелости... В ранний период существования скаутинга (1908-14) в Англии существовали различные скаутские организации, обычно в рамках других движений типа “Бригады мальчиков” и “Бригады церковных парней”. Лондонская Епархия, Армия спасения и ИМКА также поддерживали свои скаутские отряды. Большинство этих организаций или постепенно присоединились к Скаутской ассоциации (“Скауты жизни Армии спасения” стали последними в 1947 г.) или вообще исключили скаутинг из их программ как воспитательный метод (“Бригады мальчиков” и “Бригады церковных парней”).

Одним из первых “бунтарей” стал Френсис Вэйн. Собственно, из-за него Баден-Пауэлл и взял руководство английскими скаутами непосредственно на себя.

Удивительно, но в 1910 г. из 150 тыс. скаутов в Великобритании 50 тыс. входили в состав именно альтернативной организации “Британские бойскауты”, представленной почти в каждом крупном городе страны.

Формирование ББС в начале 1909 г. было произведено теми, кто был недоволен бюрократией скаутского штаба. Сначала скауты из Баттерси назвали методы руководства Баден-Пауэлла деспотичными и порвали с ним. Первым Президентом “Британских Бойскаутов” стал полковник Кейсер. Ведущей фигурой, финансистом стал Главный специальный уполномоченный Уитби.

Специальный уполномоченный организации Баден-Пауэлла по Лондону Фрэнсис Вэйн требовал большего демократизма. Для Вэйна основной темой ББС стал христианский рыцарь, занятый защитой Царства Божьего, борющийся против жестокости и несправедливости. В конце 1909 г. Вэйн был изгнан-таки Баден-Пауэллом из организации. Но в знак протеста почти 300 лондонских скаутмастеров объявили о своем разрыве с БП и выбрали изгнанника президентом “Британских бойскаутов”. Вэйн стремился расширить ряды своей новой организации. К февралю 1910г. он получил поддержку детской организации “Бригада мальчишеской жизни” и сформировал “Национальных мирных скаутов” с членством в 85 тыс. человек (из которых ББС составляли 45 тыс., а БМЖ - 40 тыс.). Поскольку ББС были основными членами, название “Национальные мирные скауты” стало фактически синонимичным “Британским бойскаутам”. Интерес к скаутингу в “Бригаде” не был большим, и она осталась “тихим партнером” в составе “Национальных мирных скаутов”. К маю 1910 г. Вэйн увеличил членство ББС до 50 тыс. человек и поддерживал скаутинг в других странах. В Италии, где у него был летний дом, он основал “Итальянских бой-скаутов” летом 1910 г. и добился для них Королевского патронажа. И другие маленькие скаутские организации за границей связывались с Вэйном (Индия, Гонконг, Южная Америка, Австралия, Франция, Египет). С самого начала девочки-скауты и младшие скауты были равноправными частями ББС (3).

Постепенно руководство ББС решило, что для молодежи старше 17 лет нужно разработать собственную программу обучения, поэтому особая секция “Скауты Империи” была сформирована в мае 1910 г.

В начале следующего года итальянские и британские скауты Вэйна сформировали федерацию “Легион всемирных скаутов”. Фактически, он стал первой попыткой международного объединения скаутских групп. До создания ВОСД оставалось еще много времени.

Вэйн пытался все же наладить союз с БП, но тот отклонял предложения о равноправном сотрудничестве и требовал беспрекословного подчинения.

11 ноября 1911 г. был основан “Орден всемирных скаутов” в пределах британской Империи (Австралия, Южная Африка и т.д.). В этот союз вошли скауты Италии, Франции и “Американские бойскауты”, то есть те, кто не желал входить в Баден-Пауэлловскую модель организации. В “Ордене” Вэйн принял титул Великого скаутмастера. Таким образом, почти на десятилетие раньше БП был создан международный скаутский союз.

Из-за финансовых неудач Вэйн был вынужден покинуть пост руководителя, а его преемники все-таки стали сближаться с БП. Примечательно, но “Британские бойскауты” дали многое для развития скаутской практики в организации Баден-Пауэлла. Так, отсюда были переняты старшие скауты - “роверы” (у Вэйна они назывались “Скауты Империи”).

Несмотря на расколы в своих рядах, около 100 отрядов продолжили существование как “Британские бойскауты” под руководством Альберта Джонса Найтона (1860-1947). Отражая принцип совместного воспитания, с 1913 г. в обиход вошло название “Британские бойскауты и Британская ассоциация герл-скаутов”.

В Италии скауты Вэйна были расформированы к 1914 г. или были поглощены “Национальными скаутами”, основанными в 1912 г. и лояльными к БП. Но некоторые уцелевшие отряды на прежней основе сформировали “Католическую ассоциацию скаутов” в 1916г. В 1920-е гг. они не были признаны тогдашним Международным бюро. Вместо нее признание получила маленькая некатолическая организация “Национальные скауты”.

“Орден всемирных скаутов” прекратил существование с началом Первой мировой войны и никогда не был более восстановлен. Большинство отрядов за границей постепенно влились в движение Баден-Пауэлла. Американская организация в “Ордене всемирных скаутов” стала более милитаризованной и переименовала себя в “Бойскаутов Соединенных Штатов”. Среди уже многочисленных скаутских организаций случались споры и даже судебные процессы по поводу права на использование термина “скаут”, поэтому кое-где название ББС стало меняться на “Британский мальчик-часовой”, затем на “Братство Британских скаутов”. Далее следовали опять расколы, альянсы с некоторыми отрядами организации БП, но, в конечном счете, в начале 1930-х гг. в стране все еще было около 40 отрядов ББС. С началом Второй мировой войны продолжился крах отрядов из-за потери скаутмастеров и эвакуации населения, К 1950 г. количество “Британских бойскаутов” сократилось до 4 отрядов, затем вообще до одного.

Лишь в 1980-х гг. начался постепенный рост в Оксфорде, Лондоне, Ноттингеме, Ливерпуле, Бирмингеме. В это же время стало возвращаться и прежнее название, но с одним дополнением - “Британские бойскауты и Британские герл-скауты”. В 1993 ББС вступили в контакт с независимой организацией скаутов в Австралии - “Скауты Австралии”, ставшей новым партнером ББС в “Ордене всемирных скаутов”.

Отряды ББС концентрируются вокруг церквей, которые поддерживают большую часть программ этого христианского товарищества, одетого в форму. Кроме этого, различия в деятельности отрядов ББС и отрядов Скаутской Ассоциации Соединенного Королевства (“Баден-Пауэлловской”) являются минимальными. Сегодня ББС существует как христианская скаутская ассоциация, убежденная в своем отказе от бюрократии, стремлении продвигать дело мира. Бюрократия организации БП здесь была заменена более демократической моделью, что привлекало в ББС детей рабочего класса.

Относительно долгоживущей стала попытка Эрнеста Уэстлейка (1856-1922). В молодости он учился в Лондонском университете и очень интересовался эволюционной теорией. Это привело его к идеям С.Холла и П.Геддеса, касающимся воспитания. Первая мировая война стала для Уэстлейка наглядным свидетельством смерти цивилизации. Вместе с сыном Обри (тот был скаутмастером в Кембридже) он в 1916 г. создал в рабочих районах Лондона и квакерской школе организацию “Орден лесных рыцарей”. “Орден” никогда не был большим по численности (1500 человек в те годы и около 300 человек сейчас), но имел хорошую репутацию качества обучения детей лесным навыкам (4). Американский естествоиспытатель и писатель Э.Сетон-Томпсон считал опыт Уэстлейка наилучшим воплощением его педагогических идей на британских островах.

Более опасное для Баден-Пауэлла движение организовал Джон Харгрейв (“Белый Лис”). Сын художника-квакера, Харгрейв присоединился к скаутам в возрасте 14 лет, написал ряд статей и брошюр, которые продемонстрировали его признание важности жизни в природе. Его первая книга “Искусство одиночки” (на примере лагерей, которые он начал проводить с 1912 г.) была издана в 1913 г. и была предназначена, чтобы поощрить мальчиков, живущих далеко от скаутских отрядов, стать “скаутами-одиночками”. Эта тема, должно быть, была близка его сердцу, поскольку она подчеркивала важность именно личности. Он был специальным уполномоченным в штабе Баден-Пауэлла по вопросам лагерного и лесного дела и являлся активным сторонником племенного символизма по типу Сетон-Томпсона. Он обладал талантом иллюстратора и газетного художника, имел на редкость отличные способности лидера. Его призывы к молодежи усиливались знанием ритуалов, чувством стиля, знанием романтического и экзотического происхождения лесных навыков, проникновением в символизм экзотических цивилизаций. Кроме того, он был героем, ветераном и инвалидом Первой мировой войны. Отрицал как большевизм, так и империализм, считая их насилием над личностью. Между Харгрейвом и более ортодоксальными лидерами все время существовали противоречия, так как лесное дело, примитивные культы выпадали из программы в русле Баден-пауэлловского “Скаутинга для мальчиков”.

Движение “Киббо-Кифт-Киндред” было основано 18 августа 1920 г. в Лондоне. В его идеологии главенствуют мысли о воспитании “новых самураев”, борьба за равноправие полов, сведены разрозненные отрывки из сочинений Е.Блаватской, Ч.Чаплина, О.Кромвелла, Лао Цзи, Ф.Ницше, Л.Толстого. Многие поклонники Харгрейва по скаутингу, в особенности те, кто тяготел к левым в политическом смысле, последовали за ним в ККК. Целями движения было провозглашено:

• обучение детей лагерному делу и природе на открытом воздухе;
• здоровье тела, разума и духа;
• групповое обучение ремеслам и создание ремесленных гильдий;
• создание семьи “лесных умений”;
• разоружение всех наций и братство людей;
• интернациональное воспитание;
• свобода торговли между народами.

После раскола в 1924 г. движение замкнулось само в себе, стало секретным со своим экзотическим языком, оккультным символизмом, изложенным в книге “Исповедь ККК” (1927). В конце 1920-х гг. Харгрейв стал поклонником идей “новой экономики” и примкнул к левому общественному движению. Его статьи широко распространялись в России в 1921-22 гг. (5)

В 1920 г. Харгрейв был снят с должности уполномоченного в организации Баден-Пауэлла, после чего ему удалось воплотить в жизнь свой вариант детской организации, обоснованный в книге “Великая война заставила понять это” (1919), в которой могут быть найдены истоки его будущих размышлений. “Великая война заставила понять, что наша великая неорганизованная цивилизация потерпела неудачу”, - написал он и призвал к воспитанию в природе. “Киббо-Кифт” нужна для того, чтобы приучить людей действовать как катализатор для испорченного и неуправляемого общества и привести его назад к здоровью и богатству. Движение опиралось на английские традиции и действительно могло бы стать единственным подлинно английским национальным движением в то время. Но это не значило, что идеи “Киббо-Кифт” были применимы только в Англии. Идеи и отделения “Киббо-Кифт” пустили корни и процветали в Шотландии, Германии, Голландии, Бельгии и даже в России. Несмотря на впечатляющее начало, ККК не смог превратиться в сильное левое скаутское движение, на что надеялись многие его сторонники.

Цели и идеи движения подробнее описаны в “Признании Киббо-Кифт”. Джон Харгрейв виден в этой книге как писатель и художник. Издательская деятельность привела его к знакомству и с идеями так называемого “социального кредита”. В них он нашел ключ к решению проблем, которые его беспокоили. “Киббо-Кифт” принял социальный кредит своей официальной политикой, что вызвало фундаментальные изменения в организации и методах. Для целей агитации форма организации была заменена упрощенной зеленой рубашкой, на первый план вышли военизированная дисциплина с походами, барабанами и знаменами. Они оказались предметом насмешек, жертвами открытого насилия ультралевых и ультраправых. В то же время “зеленые рубашки” показали солидарность с жертвами экономического кризиса, организуя и участвуя в маршах, демонстрациях безработных, массовых митингах. Удивительно, но эти действия вызвали враждебное отношение не только политических групп, но даже и других участников движения “социального кредита”, которые расценивали такое поведение как недостойное и дискредитирующее чистоту их идеи.

В 1935 г. “зеленые рубашки” на волне популярности, на фоне победы партии “социального кредита” в Канадской провинции Альберта, решительно вошли в политическую деятельность, изменив название на “Партию социального кредита Великобритании”, добившись некоторого успеха.

Но проблемы только начинались. 1 января 1937 г. в Великобритании было запрещено ношение формы членами политических партий (мера, нацеленная против фашистов), что ударило по “Партии социального кредита”. С началом новой войны политическая деятельность вовсе прекратилась.

С окончанием войны партия возродилась. Но ситуация в Англии была неблагоприятной для распространения неортодоксальных идей. Утомленный войной электорат избрал лейбористское правительство, взвалившее тяжесть восстановления на плечи государства и по сути уменьшившее социальную ответственность каждого человека. “Партия социального кредита” не имела внешней привлекательности, доступа к средствам массовой информации, чтобы прорваться через эту политическую апатию. “Национальный евангелический социальный кредит” попытался освежить привлекательность формой, знаменами и барабанами. Хотя провозглашение “солнечной пропаганды” под лозунгом “Англия может прокормить себя сама”, даже неудачная попытка Харгрейва на всеобщих выборах 1950 г. показали, что имелось еще много сил в этом маленьком движении. Но все было против них, и 29 апреля 1951 г. на чрезвычайном собрании было решено партию распустить.

Так ушло в историю движение, которое пыталось изменить Британскую политическую и социальную жизнь на основе сочетания практики скаутинга и идеалистической теории. “Киббо-Кифт” больше не существует как организация.

Еще в 1924г. в ККК случился конфликт, в результате которого группа левых по политическим симпатиям лидеров вышла из организации. Г.Эллис, Л.Пол сделали попытку создать движение рабочей молодежи и противопоставить его скаутам. Происходя от тех же корней, что и скауты, “Лесной народ” был создан в 1925 г. после того, как группа из Южного Лондона выступила против авторитарных методов работы Харгрейва. Во главе “Лесного народа” стал тогда 18-летний Лесли Пол.

Смесь политики лейборизма, взглядов Сетон-Томпсона, Холла, Уэстлейка, Баден-Пауэлла поначалу дала хороший результат. Здесь не было экзотических и романтических переборов, как в ККК. Но был интернационализм, привлекавший к нему внимание европейских социал-демократических партий. В середине 1930-х гг. в организацию “Лесной народ” входило уже 5 тыс. человек. Название “лесной” использовалось писателем и естествоиспытателем Э.Сетон-Томпсоном. “Лесной” в этом контексте означал навык проживания на открытом воздухе, близко к природе.

“Лесной народ” провозгласил себя воспитательным движением детей и молодежи, созданным, чтобы развить в них доверие и деятельность для общества, с целью укрепления мира, основанного на равенстве, дружбе и сотрудничестве. Это выражалось в девизе: “Охватите мир дружбой”.

Сегодня “Лесной народ” насчитывает более 630 групп в Англии.

Деятельность этой организации базируется вокруг еженедельных встреч групп мальчиков и девушек. Группы разделены на четыре возрастных секции:

• Эльфы (6-9)
• Инициаторы (10-12)
• Искатели (13-15)
• Товарищество (16-20)

Встречи группы планируются как программы личного и общественного воспитания, в котором сами молодые люди играют активную роль. Программы могут включать игры, театральные постановки, пение, танцы, ремесло, дискуссии, забавы. Группы регулярно путешествуют пешком, проводят лагеря. Группы управляются добровольцами - часто родителями.

“Лесной народ” считается детской и молодежной организацией кооперативного движения, от которого и получает значительную поддержку на национальном и местном уровнях. Движение также признано Отделом образования, Министерством по делам Шотландии и Уэльса.

В других странах нет организаций “Лесного народа”, но существуют братские группы, входящие в Федерацию прогрессивных организаций молодежи (например, Международное движение соколов). В 1950-80-х гг. “Лесной народ” воспринимался официальной комсомольско-пионерской пропагандой в СССР как братская пионерам организация. Представители его участвовали в работе фестивалей молодежи и студентов, выступали на страницах “Пионерской правды”, активно гостили в “Артеке” и “Орленке”.

Если аналоги скаутской организации в Великобритании хоть и не достаточно, но все-таки известны специалистам, а некоторые из них даже широко пропагандировались в свое время как братские организации, то до сих пор вряд ли широко доступна информация об одной из скаутских организаций США. При основании “Бойскаутов Америки” главным их соперником были “Американские Бойскауты”. Эта организация очень мешала БСА в течение многих лет, что, в конечном счете, закончилось судебным процессом.

Когда Уильям Бойс формировал “Бойскаутов Америки”, Уильям Рандолф Херст проводил встречи около Нью-Йорка, пытаясь сформировать другую скаутскую организацию. БСА неоднократно делали предложения о присоединении, но Херст в ту пору не хотел объединиться.

Итак, “Американские бойскауты” организовались в июне 1910 г., но Херст скоро разочаровался в своем предприятии. К декабрю 1910г. он официально прекратил свою поддержку, рассказав в прессе о причинах: непорядочное поведение Совета директоров и их усилия по сбору средств, присвоение части собранных пожертвований.

АБС, под названием “Бойскауты Соединенных Штатов”, попытались получить федеральную хартию в 1916 г.

Схожесть названий была на руку “Бойскаутам Соединенных Штатов”. Из-за продолжающихся злоупотреблений в сборе средств и, как полагали, намеренной путаницы в названиях “Бойскауты Америки” были вынуждены предъявить иск “Американским бойскаутам” (или “Бойскаутам Соединенных Штатов”). В 1918 г. при участии Баден-Пауэлла суд запретил АБС (БССШ) вообще использовать термины “бойскаут”, “скаут” или “скаутинг” или любой другой их вариант. Что пришлось исполнить.

При прекращении своей деятельности АБС сообщали, что их было около 200 тыс. членов, но другие данные свидетельствуют о наличии приблизительно 3 тыс. человек.

В наше время считается обычным для стран Европы иметь несколько скаутских ассоциаций. Так, в самой Великобритании имеется теперь четыре отдельных организации. Одна из них - “Скауты Баден-Пауэлла” - полностью независима от Скаутской Ассоциации Соединенного Королевства. Предполагается, что в таком сосуществовании нет никакой конкуренции, стремления перещеголять, влиять на политику любой другой скаутской ассоциации или вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Если Харгрейву, Полу, Вэйну не нравился бюрократизм, милитаризм и закостенелость организации Баден-Пауэлла, то много лет спустя ассоциация “Скаутов Баден-Пауэлла” начала свое существование из-за крупных перемен в программах, форме, структуре, Законе и Обещании, сделанных “Скаутской Ассоциацией Соединенного Королевства” (конец 1960-х гг.). Изменения были вызваны очевидным кризисом всего всемирного скаутинга. Перемены происходили практически во всех национальных организациях. Но всегда находились те, кто видел в переменах в первую очередь ревизионизм. Целью новой организации было определено следование “подлинному, традиционному скаутингу”, разработанному Баден-Пауэллом в книгах “Скаутинг для мальчиков” и “Пособие для "волчат"”.

“БП-скауты” не являются членами ВОСД, но имеют широкие связи с другими традиционными и незарегистрированными скаутскими ассоциациями во всем мире. Они являются основателями “Всемирной федерации независимых скаутов”.

“БП-скауты” пробуют сохранить без изменения в максимально возможной степени первоначальные идеи Основателя. В пределах этих идей они считают себя частью более широкого скаутского движения и стараются двигаться в ногу со временем, поддерживая свою деятельность на высоком уровне технологий и безопасности. По мнению их руководителей, “традиционный” скаутинг (то есть как у “БП-скаутов”) может и должен существовать рядом с “модернистским” (то есть ВОСДовским) в сегодняшнем обществе.

У БП-скаутов нет никакого оплачиваемого штата работников, даже в Национальном учебном центре в Стэйнсби (графство Дербишир). Нет также никаких ограничений по возрасту и обязательного обучения лидеров.

Группы “БП-скаутов” распространены в Англии, Уэльсе и Шотландии. Так же, как и “БП-скауты Австралии”, британцы имеют обширные связи с группами скаутов Польши, Германии, России (“Русский союз скаутов”), Литвы, Чехии, Южной Африки, Италии. Эта ассоциация стала участником первой встречи Международной федерации независимых скаутов 4-6.10.96 в Германии.

С течением времени разрозненные альтернативные скаутские группы по всему миру постепенно стягиваются друг к другу. Международная федерация независимых организаций скаутов была основана в Лайбахе (Германия) 5 октября 1996 г. и получила название “Всемирная федерация независимых скаутов” (ВФНС).

Органы управления ВФНС находятся в Великобритании. Членство в ней открыто для всех скаутских организаций, которые не входят в любые другие международные организации. Философия Федерации -сотрудничество на основе скаутского Закона и Обещания, идеалов и идей Баден-Пауэлла.

ВФНС провозглашает абсолютную независимость всех организаций-членов.

Во главе Федерации находится Совет, который состоит из представителей Международного Отдела “БП-скаутов”, которые действуют как секретариат, и добровольных представителей каждой членской организации. Совет встречается один раз в год.

Первым руководителем ВФНС был назван Л.Дринг (“БП-скауты” Великобритании).

Главными задачами ВФНС определяются:

• контакты с другими всемирными организациями молодежи;
• организация международных лагерей;
• развитие и усовершенствование идеи всемирного сообщества в группах членов Федерации;
• усовершенствование международных отношений;
• помощь в международных контактах и обменах;
• развитие международной программы лидерства, в которой скауты работают в лагерях в других странах для получения опыта;
• организация взаимной помощи и поддержки.

ВФНС декларирует непринадлежность какой-либо другой скаутской, религиозной или политической организации, но ищет активные контакты с любыми альтернативными скаутскими организациями. В этом объединении нет общей формы для всех организаций-членов, для того, чтобы поддержать их индивидуальность и независимость.

Еще одно всеевропейское скаутское движение “Скауты Европы” основано в 1952 г. доктором Фридрихом Перко и некоторыми европейскими скаутмастерами. В качестве причины создания движения выдвигался тезис, что молодежь Европы была введена в заблуждение радикальными и тоталитарными идеологиями и доведена до взаимной ненависти, вылившейся в войну. Молодое поколение европейских стран было призвано уважать друг друга на основе взаимного знакомства в духе христианской веры и западноевропейской культуры, чтобы противостоять любому радикализму. Любовь и близость к природе должны были стать основными ценностями каждого скаута. По мнению руководителей движения, его численность ныне достигает 80 тыс. человек с учетом всех родственных и вспомогательных групп. Начиная с 1970г., “Скауты Европы” является также молодежной секцией благотворительного Союза Международных орденов (International Orders Union). В 1976 г. “Скауты Европы” и “Федерация европейского скаутизма” сформировали “Федерацию Европейских Скаутов за обновление христианского Запада” (Inter-Federation of European Scouts for the Renewal of the Christian Occident).

“Скауты Европы” работают строго по традиционным скаутским методам Баден-Пауэлла - патрульная система, соревнование и деятельность на природе. Обязанности скаута основаны на Обещании и десяти пунктах Закона, разработанных также им. Членов “Скаутов Европы” легко распознать по красно-черному шейному платку, особому знаку на левом нагрудном кармане и ленте организации чуть выше правого нагрудного кармана. Девочки и мальчики во всех возрастных секциях воспитываются совместно.

“Официальные” скаутские организации пристально следят за тем, чтобы никто не покушался на их исключительное право использовать понятие “скаут”. Так, не удалась попытка создать независимое объединение глухих скаутов в американском штате Джорджия в 1989 г. Фактически, в изоляции находятся организации т.н. “скаутов в изгнании”, то есть существующих в среде эмигрантов и не желающих входить в состав национальных организаций стран пребывания. И хотя им отдается должное за “сохранение огня скаутского костра” на высшем уровне ВОСД, но положение их остается как и прежде изолированным.

В последние годы возникло немало своеобразных форм альтернативных скаутских объединений. В том числе и на основе весьма специфических общих интересов. Так, в 1998 г. в США возникло движение “Скаутинг для всех”, объединившее в своих рядах скаутов-гомосексуалов. Таких групп становится все больше .

Альтернативные скаутские организации были и есть порождением групп энтузиастов. Трудно определить черты, одинаково присущие всем им. Если в 1920-х гг. они не получили массовой поддержки в обществе из-за отрицания господствовавших церквей, совместного воспитания мальчиков и девочек (что в английском обществе не очень приветствовалось), участия в мероприятиях политических партий, то сегодня альтернативные движения и организации в сновном выступают за сохранение старых (“консервативных”) традиций, против модернизма, чрезмерной социализации скаутского движения. Хотя, конечно, это присуще далеко не всем группам (особенно новомодным). Сегодня трудно однозначно заявить, что обязательно победит это “новаторство”. Но в условиях, когда новолиберальные идеи завоевывают все больше сторонников (и не только в США), скаутинг вынужден будет либо измениться в очередной раз или резко и кардинально разделиться организационно. Так или иначе, и тогда и сейчас ни одно детское и подростковое движение не смогло противостоять массовому распространению скаутинга. Все эти группы не были и не являются какой-либо серьезной альтернативой скаутингу, существующему на принципах ВОСД или ВАГГГС.

Примечания
(1) Сборник документов Всемирной организации скаутского движения. М., 1991. С. 9-26.

(2) О становлении движения девочек-скаутов см.: Кerr R. Story of the Girl Guides. 1908 - 1938. L., 1990.

(3) О попытках Вэйна создать альтернативную организацию подробнее см.:

Jеа1 Т. Тhе Воу-mап. Тhе Life of Lord Baden. N.-Y. 1990. Р. 403-107; 405-409, 471, 507; 544-545.

(4) Rosenthal М. Тhе Сharacter Factory. Ваdеn-Роwell and the Origins of the Воу Sсоut Моvements. L., 1986. Р. 242.

(5) См.: Wilkinson P. English Youth Movements, 1908 - 1930 // Journal of Соntemporary History. 1969. Vо1. 5, №2, Р. 19-21; Rosenthal М. Ор. сit. Р. 244-251; Нагgrave J. Тhе Great War Brings It Home. I., 1919; Наrgrave J. Тhе Confession of the Kibbo Kift. L., 1927. О Харгрейве см.: Jеа1 Т. Ор. cit. Р. 501-503, 507-508.

(6) Drakeford M. Social Movements and Their Supporters: Greenshirts in England, 1997.

(7) См., напр.: Тhe Press Demcrat. December 28, 1997; Реtaluma Argus-Courier. December 30, 1997; Тhe Sonoma County Independent. January 15-21, 1998; USA Тоday. Аugust 5, 1999.

© Кудряшов Ю.В., Архангельск, 1999

Источник: «Министерство Общего и Профессионального Образования Российской Федерации Поморский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова // Свеча-99 // Истоки // Сборник научных и методических статей по религиоведению и культурологии Выпуск 2 №SАА 837 Архангельск Издательство Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова 1999