2. Пусть у детей будет реальная возможность выбора...

Интервью со скаутлидером Виталием Кудряшовым (Мангуст), начальником отряда “Ратибор” из Балакова Саратовской области

- Что для Тебя скаутинг?
- Образ жизни. - Расскажи немного о себе.
- По образованию я инженер-механик. По специальности работал недолго. Жизнь так распорядилась, что после армии я стал работать с детьми, сначала в детском доме, потом с трудными детьми, потом в военно-патриотическом клубе.
Когда учился в институте, занимался рукопашным боем. Это и есть причина того, что сейчас у нашего отряда профиль – русский рукопашный бой. В частности – его игровая форма. Мы рассматриваем рукопашный бой как “развитие духа средством развития тела”… И, конечно, невозможно заниматься русским рукопашным боем полноценно, не зная истории, культуры своего родного народа. Особое внимание мы с мальчишками уделяем военной истории и русской культуре.

- Как Вы решаете проблемы духовного воспитания?
- По традиции в конце лета мы помогаем Свято-Никольскому монастырю. Этот монастырь находится недалеко от нашего города, он восстанавливается. Мы ежегодно хотя бы на неделю туда выезжаем на строительство.

Как сказал батюшка, настоятель этого монастыря, “надо чтобы дети брали по силам”, и постоянно предостерегает от навязывания. Дети сами постепенно приходят в Церковь… Некоторые родители говорят, что не узнают своих детей после приезда из монастыря. Да и сам ребенок себя не узнает, и мир не узнает.

В монастыре не просто здороваются, а здороваются и кланяются друг другу, там не едят, а совершают трапезу… Потом, через недельку-другую, к сожалению, мир берет свое…

В нашем отряде нет неверующих. Есть малоцерковные. Я так говорю: “Постой, послушай нашу молитву…” , но никого не заставляю.

- Виталий, как относишься к идее большого православного скаутского лагеря около монастыря с основной целью – помощь в восстановлении храма. Где будет православной программы чуть больше, чем обычно. Как Ты думаешь, можно ли сорганизовать детей возраста 11-16 лет на такой вид работ? Захотят ли, к примеру, Твои дети приехать в такой лагерь?

- Я могу ориентироваться на программы, подобные тем, что мы проводим в Свято-Никольском монастыре. Оказывается, что большие группы детей вполне управляемы, они могут работать…
Не могу не вспомнить один случай. Когда мы работали в Свято-Никольском монастыре поначалу ребята воспринимали эти работы , как в школе. То есть учитель возвышается над учениками и подгоняет человека, чтобы тот что-то делал, даже если он этого не хочет.. Я увидел, что один ребенок не испытывает желание особого работать. Я поборол в себе гнев и сказал: “Я не буду на тебя сердиться в святых местах, иди в лагерь, можешь купаться, загорать, в общем – отдыхай!” Он ушел, а через 2 часа прибежал назад, сказал, что готов обед. Дежурные потом рассказали, что он пришел, искупался, минут 15 позагорал, а потом захотел помогать дежурить… Больше у меня не было с этим ребенком проблем. Да и не было ни с кем из детей. Вот такие парадоксы у нас происходят…

Когда-то меня учили коммунизму, говорили, что “труд должен стать потребностью…” Видно, что уже сейчас для некоторых, при определенных условиях, труд становится потребностью, хорошей привычкой.

Думаю, что идея, о которой Вы говорите, возможно воплотить, особенно при соответствующей организации. И дети на это откликнутся. Мы часто в этом плане детей не дооцениваем. Они не на столько испорчены, как взрослые, и очень восприимчимы к добру, у них действительно есть потребность делать добрые дела.

- На наш взгляд, у Вас самая крутая стоянка на Джамбори. Как Вы добились этого?
- Нервами. Если раздражаюсь я, естественно, не легко и им. Это наша общая заслуга, хотя “толкачем”, наверно, в большей степени был я. Но радует то, что я подтолкнул в начале, а чуть позже ребята “разогнались” и сами “покатились”, и дальнейшая инициатива уже была не от меня.

- Сколько времени потребовалось для строительства такой стоянки?
- Основная работа была сделана за 2,5 дня плюс световые ночные часы. Всего нас 8 человек. Не все получалось, что-то придумывалось на ходу…

- Твои впечатления о Джамбори.
- По сравнению с нашей “Волгой” организация оставляет желать лучшего. Не скрою, очень хотелось посмотреть с ребятами Питер. Но, увы… Экскурсионной программы не было. Мы могли сделать экскурсии, если только сами себе, за свой счет и после лагеря. Это не очень приятно и заранее об этом не было сказано.
Но я оптимист, и я вижу много хорошего. Например, здесь замечательный строевой лес. Еще бы недельку, и мы бы с ребятами не такого бы понастроили…

- Какие перспективы скаутского движения Ты видишь?
- У скаутов, конечно, есть перспективы. Как бы не был популярен компьютер, у детей есть тяга к романтике, а скаутинг – это романтика, общение с природой. Человек – часть живой природы, без живой природы он просто не сможет, как отдельно рука не может жить отдельно от тела.

Если мы будем продолжать общее дело, то думаю, Бог даст, и все получится!

Мне надоело отвечать на вопросы типа “А чем вас не устраивают пионеры или туристы?” Да всем они меня устраивают, и пусть будут разные детские движения, пусть их будет много, и пусть они будут разные. Пусть у детей будет реальная возможность выбора. Вот и все!

Вопросы задавала скм. Наталья Полякова
Расшифровка и запись инс. Елены Курниковой, Джамбори-2003

По вопросам спонсорства, подписки и участия в создания газеты "Скаутский мир" и приложения "Посох" просьба обращаться на адрес редакции: skaut-mir@yandex.ru