5. Да здравствует дерзновение! Размышления перед Съездом ОРЮР

Олег Божков, скаутлидер, г. Ртищево Саратовской области

…Рад, что мои размышления о развитии скаутинга (разведчества) в России оказались актуальными (прим. ред. : читай рубрику “Дисскуссия – “Это актуально!” в “Посохе” №3) и вероятно созвучными настроениям руководителей ОРЮР. По этому попробую изложить ещё некоторые соображения и вопросы, касающиеся организации и её развития. Интересно было бы узнать мнения руководителей всех уровней Российской и Зарубежной частей организации касающиеся уточнения миссии и вопросов развития ОРЮР. Есть много неясного и непонятного на фоне очевидной необходимости развивать в России серьёзные детско-молодёжные общественные организации. Молодёжь – объект притязаний со стороны всего общества. Молодёжная среда это сфера интересов всего социума. Государство, политические партии, Церковь, общественные организации, бизнес и криминал стремятся обладать влиянием на молодёжь – это их будущее.
Усиление внимания высших государственных структур к проблемам воспитания детей и молодёжи, это осознанная необходимость в условиях ухудшающейся с каждым днём ситуации. Но все попытки государства от принятия различных программ, до возрождения общероссийской пионерской организации малоэффективны. Нет средств. Но самое главное - нет надёжного партнёра в сфере работы с молодёжью (на воссоздание и содержание пионерской организации необходимы огромные средства).
Судя по докладу Романа Ковшова из Санкт-Петербурга, инициатива скаутов в такой ситуации оказывается весьма кстати. Ребята смогли получить хоть какие-то ресурсы под свои проекты, а КДМ смогут реально отчитаться, что они не зря получают жалованье.

Первый пункт наблюдений Юрия Листопадова: “В Церкви сейчас очень ощутима потребность в сильных общероссийских православных детских и молодёжных организациях”. И это понятно, без воспитания подрастающего поколения в духе православия невозможно изменить положение в России с воцерковлением населения.

В п.1.3. устава ОРЮР говорится о дополнительной роли организации в воспитании российской молодежи, осуществляемом основными институтами общества: семьёй, школой.

В п.1.8. уточняется, “участие священнослужителей, в религиозно-нравственной работе не следует считать как принадлежность к церковным подразделениям”.

Эти два пункта касаются миссии организации выражающей значение и смысл её, существования, её специфику по сравнению с другими организациями. Корректировка целей приведёт к изменению миссии и как следствие к изменению всей организации.
Но для чего необходимо перестраивать (“разваливать”) ОРЮР, если уже существует Братство Православных Следопытов способное занять “вакантное место” (Посох № 3) в качестве церковной скаутской организации? У БПС нет чего, что есть у ОРЮР (опыт? кадры? преемственность? авторитет? ресурсы?)?

“У Церкви, до недавнего времени, не было традиции в воспитательной работе среди молодёжи”. “Работа по воспитанию молодёжи в дореволюционное время Церковью не проводилась, а только образовательная”. “Наиболее подходящая форма работы с молодёжью, вне Богослужебные собрания под руководством священника”. Митрополит Кирилл, ведущий телепередачи “Слово Пастыря”, ОРТ, суббота, 19 октября 2002 г.

Но почему именно ОРЮР становиться объектом притязаний? Для ответа на этот вопрос необходимо определить, а что же такое современная ОРЮР?
Прежде всего, это православная, русская (по духу, а не по национальному признаку) детская молодёжная организация, имеющая чёткую организационную структуру, отделы во всех частях света (кроме Антарктиды и Африки) и опирающаяся на опыт и преемственность многих поколений. Кроме того, сохраненный и преумноженный потенциал Зарубежной части ОРЮР таков, что она выступает мощным интеллектуальным и финансовым донором Российской части организации. При этом ОРЮР не закрытая организация и готова к сотрудничеству со всеми заинтересованными лицами и организациями на паритетных началах.

Сложности в отношениях с представителями “Православных Следопытов” возможно, свидетельствуют о попытках овладеть тем организационным потенциалом, который уже создан ОРЮР в России. И это можно расценивать как один из признаков определённого успеха ОРЮР. На мой взгляд, организация должна быть светской по форме, православной по духу и патриотической по содержанию.

По собственному опыту знаю, что замечания со стороны Церкви не ограничиваются только терминологией. Сразу на вскидку могу вспомнить недовольство в отношении лесных имён и закона о братстве скаутов. Лесное имя трактуется как отказ от имени, данном при крещении, а закон противоречит православному догмату об отношении к представителям других конфессий (не может православный испытывать братские чувства к иноверцам даже в рамках скаутского братства). Изменение терминологии не снимет автоматически проблему окормления единиц. Такого количества духовных руководителей, желающих и готовых работать с детьми, у Церкви просто нет. Их ещё необходимо найти и соответственно подготовить.
Терминологию нельзя рассматривать вне контекста. Первая негативная реакция в большинстве случаев сменяется на любопытство, когда собеседнику не знакомому со разведчеством и скаутингом, напоминаешь о Киплинге. Для многих современных детей встреча с “Великой книгой джунглей” может произойти только в скаутской организации. В добавление можно вспомнить серого волка из русских сказок, помогающего Ивану-Царевичу. А сколько понадобится сил, времени и средств на разработку и привитие новой терминологии, на внесение изменений в уставы, справочники и положения? Попытки переделать всё на “русский лад” предпринимаются с момента появления скаутинга в России, и очевидно, что существующая терминология это не просто “скаутский сленг”. Веский аргумент в её защиту – 90-летний опыт русской организации. Но нет ничего вечного и незыблемого, а для апробации новой терминологии необходима экспериментальная площадка, и это может быть Братство Православных Следопытов.
Объективно ни что не препятствует активному сотрудничеству и сейчас, было бы обоюдное желание и стремление.

Разнообразие названий и форм отражает многообразие окружающего мира и наших мироощущения и миропонимания. “Железный кулак” хорош и необходим для борьбы с общей смертельной опасностью. Но для тонкой и корректной работы на струнах внутреннего мира необходимо иметь высокую подвижность отдельных пальцев объединенных общей идеей, целью.

Невозможно постоянно находиться в состоянии войны и оппозиции, должен наступить момент для созидания и сотрудничества.

Судя по информации из “СМ” и “Ск-Р” многих разведчиков и витязей волнует вопрос определённого самоограничения обусловленного принадлежностью к православию, русскости и аполитичность организации.

Не продуманные заявления и действия “ультраправых русских”, жестокие выходки скенхедов приводят к настороженности и недоверию даже в отношении к вполне лояльным организациям, опирающимся на свои культурно-исторические корни. Но если в России существуют общественные организации и движения других национальностей, то почему мы стесняемся называться русской организацией, открытой для всех кто разделяет её цели и задачи. К тому же существуют такие вненациональные категории как “русский характер” или “русский дух”, а любого гражданина России (вне зависимости от национальности) за границей называют “русским” так же как гражданина США “американцем” даже если он по происхождению швед или африканец. Я за то что бы в России было много разных скаутских организаций созданных по различным признакам (национальным, конфессиональным, географическим), объединенных в общероссийский союз на конфедеративном принципе. Возможно, наступит такой момент, когда перед ОРЮР встанет вопрос о расширении своих конфессиональных рамок, например по типу ФСЕ, и превращении в общероссийскую организацию. В её названии нет жёсткой идентификации не по национальному признаку, не по конфессиональному. Но такие решения должны приниматься с общего согласия продуманно и взвешенно.

Теперь в отношении православия. В каждом человеке присутствует вектор тяготения к той или иной конфессии обусловленный социальной и национальной средой, в которой он находится. Кто-то ходит в Церковь, потому что это модно или общепринято в его социальной группе, а другой, потому что ему это необходимо и он не представляет себя в не веры. Абсолютные атеисты встречаются редко, но и у них присутствует определённый внутренний духовно-нравственный комплекс ценностей, на который они опираются во взаимоотношениях с окружающим миром.

История и культура России неразрывно связаны Православием, хотя бы даже поэтому для правильного их понимания важно знать основы Православия. Его правила, молитвы, устройства церквей и храмов, таинства, обряды. А степень глубины погружения в веру определяется каждым для себя самостоятельно и процесс этот сугубо индивидуален. Попытки искусственно форсировать воцерковление могут принести большой вред, в том числе и самой организации.

Политическая нейтральность - один из залогов независимости и самостоятельности ОРЮР. Важнее и полезнее искать возможности расширения общественной активности, а не политической в рамках гражданского общества (в распространенном современном значении гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо и автономно от государства). И развивать сотрудничество с другими близкими по целям организациями и общественными движениями. Разработка и реализация программ и проектов социального, образовательного, экологического, культурного и других направлений в партнёрстве с благотворительными, общественными и государственными структурами, может стать широким полем деятельности для витязей и дружинниц, стремящихся реализовать знания и умения полученные в разведчестве. Такая деятельность поможет им развиваться дальше, и будет работать на авторитет организации.

Со своей стороны я могу провести консультации с представителем Российского Зелёного Креста (РЗК), ответственным за молодёжные экологические программы, в отношении возможных форм сотрудничества ОРЮР и РЗК. При условии заинтересованность ОРЮР и наличии у меня полномочий на проведение подобных переговоров от имени ОРЮР.

ОРЮР - это, прежде всего организация* и как любой организации ей свойственны цикличность и периодичность развития. В любой организации есть проблемы роста, важно чтобы они не превратились в хронические организационные патологии. В любом движении вперёд необходимы периодические остановки для пополнения и перегруппировки сил, для определения своего положения и постановки новых целей и задач. И прежде чем начать новое движение необходимо представлять себе, куда мы хотим придти, чего достигнуть?
По-видимому, ОРЮР переживает сейчас именно такой момент. Момент “прорыва” из проблемного и проблематичного существования к успеху, к достижению поставленной цели. И этот прорыв осуществим при условии коллективного взаимодействия, “резонанса” индивидуальных сил, стремлений, целей и мотивов каждого члена организации. В такой момент должны приветствоваться и поощряться самодеятельность и самоорганизация. Они дают возможность проявить инициативу, активно осуществлять поиск новых идей и методов, средств и способов деятельности. Самоорганизация позволяет каждому члену организации накапливать и иметь свой уникальный опыт, которым в принципе никто другой не может располагать, а сложение такого опыта даёт сверх-значительный результат. Самодеятельность питается не приказом, нормой, инструкцией, а волей, усилием, стремлением человека стать личностью. А значит, – нет места унынию, да здравствует дерзновение (смотри законы разведчиков).
Чёткость организационной структуры, верность основополагающим принципам разведчества (скаутинга), опора на многолетний опыт русской организации позволяют ОРЮР стать одной из самых сильных и уважаемых
*Намеренно созданное для достижения определённых целей объединение людей. Организация – активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества. Организация – создаётся как инструмент решения общественных задач, складывается, как человеческая общность, но может быть рассмотрена как безличная структура связей и норм. Т.П.Фокина, Ю.А.Корсаков, Н.Н.Слонов. Теория организаций и организационное проектирование. Саратов, 1997 г.
организаций в России. Не думаю, что нужно претендовать на всеобщий охват и массовость, важнее добиться устойчивого развития.
Важно что бы всё, от значения значка на форме до подхода к организации и проведению больших лагерей говорило о высоком качестве ОРЮР.
Съезд должен стать отправной точкой для большой и кропотливой работы по обновлению организации и возрождению скаутского духа (если его угасание присутствовало в самом деле).

Всегда готов за Россию!
Олег Божков.

По вопросам спонсорства, подписки и участия в создания газеты "Скаутский мир" и приложения "Посох" просьба обращаться на адрес редакции: skaut-mir@yandex.ru