Священник Стефан Красовицкий «Да бегут в горы»

С 1-го по 12-е августа 2003 года в Польше в местечке Желязко проходил международный скаутский слет (Джамбори), организованный Федерацией Скаутов Европы (ФСЕ). В качестве гостей в слете принимали участие и российские скауты ОРЮР (Организация Российских Юных разведчиков). Всего участников было более 8000 человек. Я хочу поделиться с читателями некоторыми мыслями, которые возникли у меня под впечатлением этого события. (Прим. ред.: печатается в сокращении, полный текст читайте в журнале «Православный вестник» №11). «Да бегут в горы»

Вся обстановка, настроение участников, весь дух Джамбори как никогда ясно показали те задачи, которыми Бог Дух Святой вдохновил создателей скаутского движения. Без сомнения сам Баден-Пауэлл, Олег Пантюхов и др. не могли видеть так ясно значение и смысл скаутского движения, как мы видим это теперь. Без сомнения, в дальнейшем наше предназначение выявится еще яснее. Но Бог знал главную цель развития («энтелехию» в терминологии Аристотеля) с самого начала; и человеческая интуиция с самого начала ощутила эту энтелехию без четкого уразумения ее рассудком.
Джамбори в Желязко про- ходило под девизом «Duc in Altum» («отплыви на глубину» – Лк. 5,5).
Следующее Джамбори я предлагаю провести под девизом «Да бегут в горы» (Мф. 24,16). И глубина и высота одинаково показывают значение скаутского движения.
Оно с самого начала имело успех, так как «горело сердце» (Лк. 24,32) – в отличие от «потешных» – горело именно задачей. А задача была «Поход к Успеху» (как озаглавил одну из своих книг Лорд Баден-Пауэлл, имея в виду под «Успехом» такое успешное про- хождение по пути жизни, которое приводит к достиже- нию Царства Небесного).
Скаутский поход «по земле» все время ассоциируется Баден-Пауэллом с походом к Царствию Небесному. И задача скаутинга развивать этот психоло- гический феномен.
Один из руководителей ФСЕ и главных организаторов Евро- джамбори-2003 в Желязко Вандер Перре писал в издаваемой в период Евроджамбори в газете «Желязко Дейли» в статье, озаглавленной им «На Пути» («On the Road»): «Христианин всегда в пути – на пути к Небу. В этом главный внутренний смысл всякого паломничества… Паломничество не только для посещения святых мест, но и для того, чтобы напомнить нам о действительном смысле жизни»…
Наш поход по земле встречает на своем пути задачи, которые он решает. Эти задачи связаны с процессом утери окружающим миром Христианства.
«Мир перестал быть христианским» – пришли к общему заключению представители ФСЕ и ОРЮР на совещании в Орлеане в мае 2003 года.
Но процесс дехристианизации (апостасии) – это именно процесс, имеющий разные стадии. Сопротивление этому процессу тоже имеет разные стадии.
Начало скаутского движения носило внутренний характер сопротивления дехристианизации государственных систем, и, несомненно, затормозило этот процесс. По мнению Олега Пантюхова, если бы скаутинг в свое время вводился на государственной основе, то революции бы не было.
В наше время нет уже христианских государств и мир перестал быть христианским. Что же такое в наше время скаутское братство? Это есть своего рода христианское государство с внутренним сопротивлением окружающему нехристианскому миру.
В статье в №9 «Желязко Дейли» автор (К.Д) пишет: «Мы молоды, очень молоды. Мы только-только входим во взрослую жизнь. И все же, мы богаче многих тех, кто хвалится своей мудростью. Будущее принадлежит нам. Мы – свет Европы».
В другой статье: «сатана сделает все, что в его силах, чтобы разрушить то, что мы создали для себя и для Европы. Но у нас есть мощное оружие против него – молитва».
«Я есть Путь» – говорит Господь (Ин. 14,6). Образ пути к Царству Небесному, сим- волом которого является скаутский поход, с преодолением расслабляющих факторов апостасии, является признаком только Христианства...…
Важен определившийся союз ОРЮР и ФСЕ. Наш общий лозунг: Христианство и только Христианство. И на этом пути нет различий в целях Православной и Католической Церквей. Все различия остаются за пределами похода – где-то внизу... Замечательный богослов архимандрит Константин (Зайцев), автор одной из лучших книг о России «Чудо Истории» писал: «В последние времена взоры христиан будут устремлены только на Небо, и они перестанут замечать границы, их разделяющие».
На данном этапе борьба с антихристианским окружением заключается, главным образом, не в том, чтобы переделать это окружение (хотя в какой-то мере мы влияем на него в благую сторону самим своим присутствием), а в том, чтобы подняться над окружением и следовать к Царству Небесному как бы по высоте горного хребта, устремляя взор к небу и оставляя внизу гнилое болото апостасии с его ядовитыми испарениями. Я думаю, что в этом духовном смысле и следует понимать Слова Спасителя «Да бегут в горы».
Еще Баден-Пауэлл писал: «многие, многие молодые люди поддаются влиянию окружающей среды, потому что они не увидели ясного пути. Они не знают, что даже небольшое усилие в направлении добра может поднять их над окружающим миром и сделать всю их жизнь прямым путем к Успеху» («Rovering to Success», р. 239). Быстрое разворачивание мировых тенденций в сторону апостасии поднимает смысл слов Баден-Пауэлла до такого уровня, что этот смысл становится едва ли не главным инструментом нашего движения...

2003