Жизненные семейные роли

Члены дисфункциональных (проблемных) семей нередко различными путями приспосабливаются к постоянно присутствующему в них стрессу. Эта адаптация происходит посредством выбирания для себя определенной семейной роли. 1) «ГЕРОЙ СЕМЬИ»
Сенситивный (чувствительный) и заботливый. Зависимый и ответственный. Чувствуя свою ответственность за проблемы семьи, ГЕРОЙ пытается улучшить ситуацию. Он считает, что если будет достаточно хорошим, в его семье все будет о'кей. Этот ребенок добивается сверхдостижений почти во всем. Он (или она), возможно, прекрасный ученик, хороший спортсмен, занимает пост в студенческом Совете и уже работает. ГЕРОЙ семьи стремится к успеху, но так как семья не меняется, он в конце концов терпит поражение.

2) «МЯТЕЖНИК-КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ»
Противоположность ГЕРОЯ семьи. Он видит, что все, в чем можно быть хорошим, уже занято ГЕРОЕМ семьи. Этот ребёнок считает, что он никогда не сможет быть таким хорошим, как ГЕРОЙ, и поэтому ищет себя в негативе. Он пытается понять себя, "отрываясь" в деструктивной манере, привлекая к себе негативное внимание, попадая в проблемные ситуации, нанося себе травмы или просто отказываясь общаться. Для этого ребенка любое внимание лучше, чем игнорирование его личности. Работа МЯТЕЖНИКА - идти против семейных ценностей. Мятежник плохо учится в школе, заводит неправильных друзей, может быть не в ладах с Законом, вероятно, злоупотребляет алкоголем и другими психоактивными веществами, и обычно там, где он появляется, возникают проблемы. Рано или поздно все плохое, что случается в семье, начинают сваливать на МЯТЕЖНИКА - КОЗЛА ОТПУЩЕНИЯ. На самом деле, именно он лучше всех понимает, что происходит у них в семье. Мятежник все знает о проблемной ситуации, и это его злит! МЯТЕЖНИК – это ребенок, который с наибольшей вероятностью может начать испытывать проблемы с зависимостью от психоактивных препаратов или попасть на программу лечения девиантного поведения, или с ним может случиться и то и другое.

3) «ПОТЕРЯННЫЙ РЕБЕНОК»
Он находит ситуацию в семье совершенно хаотичной. Взрослые делают вид, что все в порядке, ГЕРОЙ занят тем, чтобы быть совершенством, а МЯТЕЖНИК постоянно попадает в истории. Стратегия выживания этого ребёнка заключается в том, что он становится невидимым. Он предлагает облегчение для семьи, избегая неприятностей и занимаясь своими личными делами и проблемами. Большую часть времени этот ребенок проводит в спальне со стереонаушниками на голове. Он всегда сидит на задней парте и никогда не поднимает руку. Он чувствует себя одиноким в компании сверстников. Быть одному – значит чувствовать себя в безопасности, но также – быть одиноким. Семья тоже игнорирует его. Невнимание приводит к тому же одиночеству и личным страданиям. Этот ребенок с наибольшей вероятностью будет страдать от депрессии и в какой-то момент попытается совершить суицид.

4) «БОЛЬНОЙ РЕБЁНОК»
Ищет принятия и внимания единственным доступным ему способом – постоянно болея. Он понял, что самый безопасный способ удовлетворить свою потребностъ в зависимости - болезнь. Этот ребенок может быть самым трагичным из всех - он чувствует себя ценным, только когда болеет.
5) «СЧАСТЛИВЧИК»
Обеспечивает семье возможность расслабиться, веселит ее, привлекая внимание и интерес других своими детскими высказываниями и поступками, что помогает в трудные времена, так как он всегда забавен и очарователен. Семья может собираться вокруг этого маленького «пятнышка света», которое отвлекает их от более серьезных забот. Но эта веселость нисколько не помогает СЧАСТЛИВЧИКУ справиться со своими собственными болью и одиночеством.