9. Точка опоры

(Интервью с руководителем отряда свт. Стефана Великопермского, духовником недавно родившейся в Перми дружины «Прикамье» о. Георгием Андриевским. - Здесь на Джамбори можно увидеть скаутов из нескольких организаций. Все они разные и хороши по-своему. На Ваш взгляд, какова должна быть основная точка опоры для всех скаутов?
- Мне кажется, вопрос о качестве (и количестве) скаутов лежит в области целей Движения. И ответив на вопрос «зачем нужно разведчество?», мы получим и все остальные ответы.
Для чего же разведчество? Кого хотим мы воспитать?
- Смелого, умелого, смекалистого походника-лагерника, умеющего выживать в лесу и владеющего минимумом знаний по истории и географии России? Или - духовную личность, патриота, гражданина России?
Если второе – значит, наша цель - православная жизнь (не формальные знания из Закона Божия, а именно жизнь). А все остальное, весь остальной скаутский арсенал - лишь средства достижения этой цели.
Вот - единственный угол зрения, под которым можно было бы смотреть на разведчество нравственно. И единственный критерий оценки той или иной скаутской организации - соответствие этой цели.

- Как Вы познакомились с разведчеством?
Я познакомился с разведчеством через газету «Скаутский мир» и журнал «Скаут-разведчик». Признаюсь, взялся их читать с твердою мыслью, что тщательно изучив их содержимое, смогу квалифицированно объяснить (той учительнице, что мне их дала), что нет нужды морочить головы наших детей «какими-то скаутами», тогда как есть прекрасные традиционные формы православного воспитания. Но Бог судил иначе: уже через две недели после этого случая мы с четырьмя ребятами из д/д №14 сидели над этими журналами и книжкой «3-й разряд» и мечтали о походах, лагерях, отряде, дружине... А через месяц у нас уже было два отряда, стая и круг, и 30.04.2003 г., в день основания российского разведчества, мы отмечали день рождения дружины «Прикамье».
В дальнейшем, открылся новый «пласт» - Устав и Положения ОРЮР. Без преувеличения, это - высочайшая литература , настоящее произведение педагогического искусства: десятилетиями отточенная, выстраданная, многократно выверенная, действенная, настоящая живая Педагогика (хочется даже написать это слово с большой буквы)
Следующий шаг - необходимость знакомства с «живыми людьми»: разведчиками, руководителями, чтобы перенять некнижный, живой опыт работы - «один раз увидеть», организовать курсы и т.п. одним словом - учиться. Все это стало возможным на Джамбори -2003, куда мы попали (явно не без Божией помощи) с ребятами из отряда свт. Стефана Великопермского.
И многие вопросы нашли свое разрешение в процессе непосредственного общения. Но многие и возникли...

- Батюшка, Вы впервые на Джамбори, многих скаутских руководителей видите в первый раз. Газетно-журнальные скаутские руководители сильно отличаются от тех, кого Вы увидели здесь?
... В одном из «Посохов» (кажется №2), где С. Тарасов рисует схему взаимодействия руководителя с окружающим миром, на стрелочке, направленной от Церкви к руководителю значится: «окормление и контроль», а от руководителя к Церкви - «заинтересованное почтение». Вот это «заинтересованное почтение» к Церкви удалось в полной мере ощутить на Джамбори от ОРЮРовских руководителей (и детей тоже). Это, конечно, не может не радовать. Значит, декларируемые цели и задачи - воспитание детей в духе деятельной любви к Богу, Родине, ближнему - не пустой звук, но реальное намерение, стремление, попытка. Если есть заинтересованность (нам это нужно), и почтение к Церкви (отношение как к старшему), значит - есть все для того, чтобы учиться. А учиться, как оказалось, есть чему. Воцерковленность руководителей ОРЮР пока еще минимальная... Это - не упрек, ни в коем случае! Скорее, диагноз. Это то, что можно и нужно исправлять. Это - направление работы для нас - священно- и церковнослужителей. Сегодняшний РС - это «срез», «слепок» нашего общества, отравленного безбожием и гордыней строителей коммунизма.
Однако, на фоне других скаутских организаций ОРЮРовские руководители выглядят намного «православнее», хотя бы уже потому, что сам Устав и Положения ОРЮР обязывают их к этому. Во многом, это (пока еще) лишь форма, но требования формы + заинтересованное почтение уже очень радуют и обнадеживают.
И первое, что бы хотелось пожелать руководителям ОРЮР - точно и неукоснительно соблюдать УСТАВ (имеется ввиду - Устав и Положения ОРЮР).
УСТАВ - святыня Организации, «точка опоры». Это - путь совместных трудов и переживаний в коллективе единомышленников, путь послушания и верности, путь познания себя, своего Отечества, Бога, путь в храм, это - одна из тропочек, ведущих к Святой Руси, ко Спасению.
В 15-16 в. в, когда Русь окончательно определилась, а в государственном, религиозном, культурном направлениях путь ее был начертан и предопределен, вышла в свет замечательная книга под названием «Домострой» с подзаголовком «как устроить быт свой богоугодно, а жизнь - свято». Книга, очень подробно регламентирующая жизнь русского человека во всех ее проявлениях: отношение к Богу, к Церкви, семья, воспитание детей, отношения с ближними, устройство дома, хозяйства и пр.и пр. Читая эту книгу, поражаешься, прежде всего, той любви к России, с которой она написана (хотя слова «Россия», «Родина», «Отечество» там даже не встречаются). Удивляешься тому, как автор (инок Филофей) любит русский быт, как в простоте и послушании мирским законам (правда, что за законы! - обязательно прочтите «Домострой»!) видит он путь ко спасению души человеческой. Митропоолит Иоанн (Снычев) - великий поэт российской истории, пишет, что в этот период конституцией Святой Руси было Евангелие. (Господи, какая красота!)
Так вот, УСТАВ для ОРЮР - это как «Домострой» для Святой Руси. Книга, позволяющая устроить занятия наших детей богоугодно, а жизнь - свято. (Без каких-либо преувеличений).
Отсюда - пожелания всем ОРЮРовским руководителям, витязям и дружинницам, разведчикам и разведчицам, волчатам и белочкам - иметь всегда в нагрудных карманах форменной рубашки две книжечки: в правом - УСТАВ ОРЮР, а в левом - Святое Евангелие (разумеется, адаптированные соответственно возрасту). И на все вопросы, касающиеся жизни в Организации, искать и находить ответы только в УСТАВЕ, а все вопросы нашей совести, внешней и внутренней жизни нашей личности - разрешать только с помощью Св. Евангелия.

К своему Торжественному Обещанию разведчика и руководителя мне хочется добавить еще и девиз волчат и белочек: «Приложим все силы за Россию!» И очень бы хотелось, чтобы к нему деятельно присоединились все священнослужители, занимающиеся детьми и молодежью. «Жатвы много...»

Вопросы задавала инс. Елена Курникова.