Дух как начало духовного

[img align=left]http://www.scouts.ru/uploads/img41a0ce1aaeb9c.jpg[/img]Из книги Сергея Воздвиженского «Скаутский метод в развитии международного молодежного сотрудничества» (Петрозаводск, 2004 г.)

(Книгу можно прочитать в нашей Библиотеке: http://www.scouts.ru/modules/sections/)

Скаутский дух это ощущение скаутской сплоченности, дружба, верность идеям движения. Дух формируется постепенно и является главным достижением руководителя. В основе успеха лежит, конечно, прежде всего, стремление руководителя и участников сделать свою группу такой, чтобы она была лучше других и её жизнь была интересна и значима. Описание идеального скаутского духа можно встретить в Законах скаутов. Их существует множество, и можно долго спорить, что именно сегодня своевременно и важно для ребят. Можно предложить, чтобы каждое объединение скаутов (воспитательная система) раз в год обсуждало выполнение законов и предлагало свои новые, подымая планку идеала все выше и выше. Тогда это будет более живой формой, чем принятые кемто и когдато (и, как правило, взрослыми).

Ориентирами в создании скаутского духа среди участников скаутского движения должны быть принципы, традиции скаутского движения и правильная и постоянная работа с ними. Эти ориентиры могут быть внесены посредством руководителей, контактов с соседними группами, участия в жизни “скаутского мира”, средств массовой информации, отношения родителей и близких, участия в лагерях, Джамбори и т.д.

От руководителя требуется постоянный, немного наивный оптимизм и усилия по поддержанию этого настроения у скаутов. Слова и поведение руководителя должны говорить о том, что ему самому очень интересно быть вместе со всеми и чтото такое выделывать, и эту "клевую" жизнь он вряд ли променяет на чтонибудь. Поэтому крайне неуместны слова о том, что яде, мол, не обязан с вами тут сидеть, если вы такие хамы, и тратить свое личное время на вас. Если и требуется сделать вашим скаутам внушение, то делайте это тактично, в дружеском тоне и без чрезмерно умных слов. Например, можно сказать, что почемуто начинаете уставать от постоянного шума на патруле: вроде, стремился отдохнуть вместе с вами, но получается чтото наоборот. В конце концов, Вы взрослый, и должны понимать лучше психологию ребят: “Если они орут, знчит, им это отчего-то нужно”.

Не может быть похожих друг на друга компаний ребят, также не должно быть похожих друг на друга патрулей и руководителей, создаюъщих эти патрули. У каждого руководителя должен быть свой почерк работы. Его стиль, манеры и фантазия должны быть такими, чтобы скауты гордлись своим лидером и, зная, что есть руководители не хуже, хотели бы иметь дело только со своим. Очень трудно руководить двумя хорошими патрулями трудно жить на полную катушку в двух хороших компаниях. Ну а если к вам приходит много ребят? Лучшим выходом из этой ситуации было бы предоставление возможности старшим скаутам попробовать себя в роли руководителя. Их действия будут, на ваш взгляд, неуклюжими и порой ошибочными, но вы внушайте инструктору (патрульному), что у него все получается, а при этом корректно поправляйте и направляйте его деятельность. И если у него, действительно, получится свой скаутский патруль, то это будет грандиозно вы достигли успеха, и теперь у вас не патруль, а отряд с несколькими патрулями.

Дух патруля теряется при отсутствии "дальнего" плана, преполагающего большие приключения, походы, поездки, программы, в которых скауты покажут, как они могут на высоком уровне помочь окружающим, городу, стране. Руководитель патруля должен иметь идеи на несколько сборов вперед.

Очень жестким правилом должно стать требовние подготовленности сбора патруля, продуманности всех деталей, материальной базы и т.п. Нельзя собирать скаутов на неподготовленный сбор! Несколько таких встреч и патруль распадается, или ваши скауты будут искать другие, более житейские интересы в общении друг с другом. Появление в патруле таких проблем, как массовое курение, употребление спиртного, должно говорить руководителям о кризисе духа, о том, что скаутская жизнь превращается в обыденность.

Полезно периодически обсуждать со скаутами патруля, что влияет на их скаутский дух, и из этого делать совместные выводы о том, что нужно изменить в жизни (метод "обратной связи"). Но не стоит это делать часто и нельзя повторяться в формулировке вопроса. Придумать чтото новое не составляет особого труда, постарайтесь быть в каждый раз хоть немного оригинальным. Например: нарисуйте дерево, на котором в различных позах сидят, висят, падают и стоят рядом скауты. Дерево – это ваша скаутская жизнь (дух, лагерь и пр.) Где себя видит каждый участник и почему?

Вот что могут сказать скауты о том, что может повлиять на создание скаутского духа: празднование патрулем некоторых праздников, поздравления с днем рождением, воспоминания о тяжелых испытаниях, перенесенных участниками патруля, совместное обсуждение будущих дел и обсуждение того, как мы жили, интересные происшествия в походе, традиционный шашлык в лагере волчат, маленькая экстремальная ситуация, подготовленная руководителем, конфетка из кармана руководителя по окончании трудного похода.

Очень важно поддерживать несложные, но красочные традиции, которые складываютcя в жизни патруля. Это и некоторый сленг, и особая церемония начала, и постоянный дружественый тон, в котором нет места шуткам, задевающим чьелибо достоинсво. Руководитель должен научить скаутов уметь быстро понять свою неправильную шутку и способ загладить "больные" темы. Скауты должны научиться придерживать свои амбиции, быть дружелюбными и спокойными и сохранять собственное достоинство в любой ситуации.

Для оценки состояния духа вашего патруля мы хотим вам предложить несколько старую, но, на наш взгляд, эффективную методику А.Н.Лутошкина. Становление микроклимата вашей группы можно представить как восхождение по ступенькам:

1. “ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ”

Каждый скаут в вашей группе как песчинка: “...вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы чтото “сцепляло”, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, “рассыпчатости” группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит".

2. “МЯГКАЯ ГЛИНА”

“В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения различные доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как понастоящему его некому поддержать".

3. “МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК”

“Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны “смотрители” маяка. Они не дает погаснуть огню, организаторы, актив.

Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей... Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех”.

4. “АЛЫЙ ПАРУС”

“Алый парус символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу...

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью...

У большинства членов “экипажа” проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах, соседних классах, отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено".

5. “ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ”

“Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, едина воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество ...” забота и ответственность каждого не только за себя, но и за других скаутов.

Размышления над этой схемой позволят вам определить новые задачи в развитии духа вашей группы. Но если у вас при взгляде на приведенную схему возникают ассоциации с символами эпохи социализма, то вы можете придумать свои названия этим ступенькам. В любом случае, рассуждать скаутам несколько раз под одной схеме неинтересно. Придумать чтото другое несложно: морские скауты могут применять вместо “песчаных россыпей” различные названия ветров или направлений относительно курсов, скаутыкулинары различные блюда и т.п. Но скаутам необходимо размышлять и говорить о себе для “обратной связи” (этот раздел см. ниже).

Наиболее труден путь к "Алому парусу". Здесь должны проявиться ваша высокая квалификация руководителя, ваша готовность предложить принципиально новую деятельность, дающую толчок для выхода положительной эмоциональной энергии. Если вы этого не сделаете, то ваша группа скатится с "мерцающего маяка" до "мягкой глины". Высота "горящий факел" остается как мечта для социальнополезных снов руководителей скаутов.

Лучшие патрули могут получить звание “Патруль БаденПауля”. Для получения звания необходимо выполнить определенные заранее требования. Например: ведется дневник, имеется название, патруль собирается постоянно на сборы, придумывает дела для людей и добился определенных результатов, скауты патруля за год поднялись вверх по скаутской лестнице, провели праздники: день скаутских мам, БП, и др. Сходили все вместе в поход, "общались" с культурой, выполнили задание мастера и пр. Хорошо бы, подобные звания с вручением особых знаков присваивались не вами, а в рамках регионального объединения.