Традиции и обычаи нашей Организации

[img align=left]http://www.scouts.ru/uploads/img427e82d0e9d1e.jpg[/img]Пробыв много лет в Организации в 6 разных городах и в 4 странах, мне невольно вспоминаются традиции, так ярко изображающие быт и дух нашей скаутской жизни, как в городе, так и в лагерях.

Мои воспоминания, конечно, начинаются с моего малолетнего возраста. Во-первых, хорошо помню, как поссорившихся между собой «братьев» мирили: до захода солнца поссорившиеся братья должны были протянуть друг другу левые руки, пожать их и попросить друг у друга прощенья, таков был обычай! Во-вторых, когда ссора или спор был особенно горяч и готов был перейти в бурную дискуссию, то окружающие скауты и руководители начинали громко петь «Гумиарабикум», что означало «склеивать раздор», пели все громче и громче, заглушая их голоса, до тех пор, пока спор не заканчивался смехом и обниманием друг друга. Еще была очень хорошая традиция, которую сохранили некоторые руководители до 1975 года. Перед дачей Торжественного Обещания новичками, собирался «Совет Галстучников» (только скаутов или вожатых-девочек, но не руководителей), который решал, достойны ли они дачи Т.О. или нет. Только когда все, без исключения, решают положительно за всех кандидатов, тогда докладывается по начальству решение "Совета Галстучников» и дозволяется дача Т.О.
Бывали случаи, когда «Совет Галстучников» отклонял (не утверждал) дачу Т.О. тому или иному новичку, и тогда они беспрекословно подчинялись решению «Совета Галстучников». Это было настолько серьезное решение, что не было и разговора об «аппиляции». На моем веку я помню только три случая, когда «Совет Галстучников» отвергнул дачу Т.О. И на то были очень веские причины. Между прочим, только один голос должен был быть против, но все галстучники должны были согласиться с вескими доводами обвиняемого.

Стяги и знамена у нас всегда освящались в церкви в присутствии всего отряда (если освящали стяг отряда) и всей дружины, когда освящали знамя дружины. После освящения, каждый член отряда или дружины вбивал в древко свой гвоздик, прикрепляя стяг или знамя.

Знамена и Стяги всегда имели почетный караул и охранялись дежурными.

В некоторых наших отрядах был обычай освящать галстуки перед дачей Торжественного Обещания. Обычно после дачи Т.О. новичков, получивших галстуки, "качали" всем отрядом.
На Святую Пасху, начиная с выноса Плащаницы в Великую Пятницу, все члены Организации (по единицам) несли почетный караул у св. Плащаницы. Так, например, в Маньчжурии скауты стояли по часу и стояли «смирно», до прихода смены. Сменяли «разводящие» - дежурный вожак или начальник караула (по назначению). Дежурили до Великой Субботы – уноса Плащаницы. В некоторых дружинах дежурили и ночью.

У нас был очень хороший обычай отмечать заслуги звена: долголетие звена отмечалось звездочками; за каждый год - звездочка на флажке звена. Если все члены звена сдали на одну и ту же специальность, то та специальность (значок) нашивалась на звеновой флажок.

Если все скауты звена сдали на 2-й разряд, звеновой флажок украшался знаком 2-го разряда.
Когда из звена выходило 2 или несколько вожаков - звеновой флажок украшался двумя шевронами-лычками, что обозначало знак вожака.

Единственное звено на Дальнем Востоке (а может быть и в Европе), которое имело на своем звеновом флажке 3 звездочки, 5 нашивок специальностей, щиток 2-го разряда и лычки вожака. Звено «Буйвол» 2-го Тяньцзинского Отряда имело в 1936 году 10 скаутов, из которых вожак был Опытный скаут, помощник вожака имел 1 разряд, и все остальные скауты имели 2 разряд, и звено имело почетный флажок Белого Медведя.

Помню хорошо, был еще один обычай в лагере: новичок, сдавший 3 разряд и готовый дать Т.О. удалялся из лагеря (за черту лагеря), взяв с собой пищу и необходимое для проведения целых суток в одиночестве. Строил себе шалаш или ставил маленькую палатку, готовил пищу сам и у своего костра обдумывал, достоин ли он вступить в скаутскую семью? Утром, на следующий день, он возвращался в лагерь и сообщал своему вожаку свое решение... Этот обычай проводился только в Маньчжурском Отделе и то, не знаю, долго ли этот обычай существовал?

В лагере, звено, взявшее первое место по чистоте палатки, получало стяг отряда на хранение до следующего дня. Церемония эта происходила торжественно. Весь лагерь был построен на подъем флага. После подъема флага и после смотра палаток был зачитан результат и, под салют и бой барабанов, стяг переносился в палатку звена, взявшего первое место (без единого минуса). Стяг обыкновенно находился в палатке на хранении до следующего дня, когда же, на следующий день другое звено брало первое место, то стяг переносился в палатку звена, взявшего первое место.
Как правило, в палатке жило все звено с вожаком во главе.
И лагере обычно было ночное дежурство, дежурили по два скаута с посохами по часу. Лагерь никогда не оставался без надзора.
Отхожее место в лагере называли «отрадой», а в Америке оно называется «Голливудом».

Обычно перед лагерем на место лагеря ехала «Трудовушка», состоящая из опытных лагерников, которая ставила лагерь. После того, как лагерь был построен, приезжали все остальные лагерники. Обычно «Трудовушка» (скауты, ставившие лагерь) получала соответствующие значки, а лагерники - значок лагерника за тот год, когда они побывали в лагере. Значок нашивался на правый рукав.
В некоторых дружинах национальный флаг поднимался сразу же по прибытию лагерников на место лагеря. В других дружинах подъем флага был, когда все уже устроились по палаткам, т.е. после 3-4 часов пребывания в лагере. Также и церемония начала лагеря проходила по-разному, это оставалось на усмотрение начальника лагеря.

В некоторых дружинах в конце лагеря, обычно в последний день лагеря, раздавалась анкета-опросник, по которому они выбирали: самого лучшего скаута, вожатую-девочку, волчонка, белочку и начальника; самого веселого скаута, вожатую-девочку, волчонка, белочку; самого доброго и т.д. По усмотрению начальника лагеря прибавлялись и другие вопросы, как, например, «понравился ли тебе лагерь и что именно понравилось, а что нет и почему».
От последнего костра брался уголек, чтобы в следующем году бросить его в первый лагерный костер.

В конце лагеря происходит церемония вбивание топорика в пень со словами «в следующем году опять в лагерь»!

Обыкновенно мачту, на которой развевался флаг, после последнего спуска флага, рубили.

Была еще одна традиция: каждый год выбирался лучший скаут и лучший вожак и отряде. Лучший скаут получал топорик с соответствующей надписью и датой на рукоятке и был удостоен ношения национального флага во главе отряда.

В некоторых дружинах существовали почетные Щиты имени того или иного Скаутмастера или выдающего лица. Эти почетные Щиты были переходные. Каждый год звено, получившее первое место на состязаниях, имело право прикрепить маленький щиток с именем звена и годом, когда оно выиграло состязание. Этот почетный Щит хранился в Штаб Квартире.

А вот еще Традиция-Обычай: каждый год на Рождество, всем звеном приносить радость в дом самой бедной семье. «Никогда не забуду то Рождество, когда мы - маленькие скауты, не имея у себя особенного достатка, принесли в бедную семью с маленькими ребятишками ту радость, которую они не имели и не ожидали. У них не было ни елки, ни еды и даже не было электричества. Елку принесли, украсили, зажгли, стол накрыли, спели тропарь и удалились». Все это входило в «Добрые Дела» нашего звена.
Был также обычай каждый год в День Святого Георгия повторять Торжественное Обещание. Все члены Организации (галстучники) становились на правое колено и, вытянув правую руку в генеральном салюте (как перед знаменем), повторяли текст Торжественного Обещания. Правда, это практиковалось только в Маньчжурии. Также, в день Святого Георгия все, без исключения, прикрепляли к галстуку или одевали в петличку цветок или просто зеленую веточку.

Косынка наша всегда была 4-сторонней, и каждая сторона символизировала нравственный идеал скаута: Бог, Родина, Правда, Честь. Сложенная трехугольником, символизирует физический идеал скаута: Здоровье, Бодрость, Сноровка. Это было в Маньчжурском Отделе. Цвет косынки у всех членов организации был одинаковый - оранжевый, что обозначало – пламя. Каждый скаут и вожатая-девочка горели ярким пламенем за Россию. У младших членов организации были другие цвета: у волчат - голубой, а у птенчиков (белочек) - белый. У скаутинструкторов косынка была синей, а у старых разведчиков - оранжевая косынка с черной каймой. У скаутмастеров косынка была зеленого цвета, что обозначало собой вечно зеленую, т.е. вечно юную и молодую душу руководителя-скаутмастера. Со временем многое изменилось, и даже сейчас в разных соединениях, особенно в России, форма имеет различные «оттенки». В Америке, в наше время, косынки трехугольные.

Все эти традиции, а иногда и обычаи появляются со временем. Некоторые остаются надолго, а другие на очень короткое время, все зависело от интереса и цельности каждой традиции и обычая. Тем не менее, все эти традиции и обычаи создавали дух и укрепляли как дух звена, так и отряда.

Каждое звено, каждый отряд имеет свои традиции. Так, например, в нашем отряде, начальник отряда каждый год в день основания отряда собирал весь отряд на «чашку чая», где мы делились своими впечатлениями за прошедший год, пили чай и, конечно, пели скаутские песни.

Еще очень интересный фактор в названиях Отрядов и Дружин. Отряды почти всегда имени свой порядковый номер и назывались в честь какого-нибудь святого или выдающегося русского человека, например, 2-й отряд имени св. Равноапостольного князя Владимира или 5-й отряд имени генералиссимуса Суворова, или 1-й отряд имени Ермака. Дружины также имени порядковый номер и назывались в честь русских людей или городов, например, 2-я Сан-Францисская Дружина «Русь», или Дружина «Нижний Новгород», или Дружина «Киев» или Дружина имени Олега Ивановича Пантюхова. Все эти чисто русские названия были даны нами нашим отрядам и дружинам с целью не забывать Россию и приучать детей к нашей Великой истории и культуре. Конечно, каждая единица имела название того города, где она находилась.

Это все те традиции и обычаи, которые мне запомнились после многих лет пребывания в нашей славной организации.

Всегда Готов! За Россию!

Олег Е. Левицкий, скаутмастер ОРЮР.

29-го октября 1995 г.
Санта-Роза, Калифорния, США

Скаутская автобиография скаутмастера Олега Евгеньевича Левицкого