Значок жизни

Баден-Пауэлл пишет в «Настольной книге скаута» о скаутском значке: «Значок представляет собой наконечник стрелы, указывающей направление севера на картах и компасах. Этот значок обозначает, что разведчик показывает верный путь, исполняя свой долг и помогая другим. Девиз при этом значке «Будь готов» и обозначает, что разведчик должен быть всегда готовым исполнять свой долг и не страшиться опасности, чтобы помогать ближним». Надо сказать, что девиз «Будь готов» задолго до Баден-Пауэлла провозгласил святой апостол Петр: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр.3,15).

Баден-Пауэлл продолжает: “Узелок должен напоминать разведчику об его обязанности оказать кому-нибудь добрую услугу.

Значок разведчика представляет и называется - ЕГО ЖИЗНЬ. Он ему дается, когда он выдержал испытания в разведческом искусстве… Наступит время, когда от него потребуется рисковать своей жизнью, то есть исполнять какое-либо трудное поручение, и если он его не выполнит, то “лишается жизни” – то есть значка. В этом случае Суд Чести может разрешить ему оставаться в патруле, но значок не будет ему возвращен иначе, как если он совершит какой-нибудь особенно выдающийся поступок. Если разведчик нарушит свое честное слово или иначе как-либо опозорит себя – он “лишается жизни”, то есть значка и исключается из патруля”.

В этом правиле, которое теперь, к сожалению, не применяется, Р.Баден-Пауэлл отразил настоящий рыцарский устав. Согласно этому уставу, Суд Чести мог приговорить рыцаря, совершившего тяжкое преступление, к смерти. Перед казнью совершался ритуал с лишением преступника всех рыцарских знаков…

Помните, как неправедный суд на скале советов хотел объявить Акелу “Мертвым Волком”?

В рыцарском уставе и скаутском правиле Баден-Пауэлла заложен глубокий внутренний смысл. Своими значком, присягой, формой, салютом*, походами и всем прочим в скаутской жизни мы утверждаем наше существование против иллюзии смерти. “Я существую; я знаю, что существую; и я люблю это свое существование и знание”, - говорит Блаженный Августин.

Животные не имеют самосознания, сознания существования. В полной мере оно возможно только в Личном Боге - во Христе.

Отшельники египетских пустынь утверждали свое существование и славили Бога своим отшельничеством; монахи-столпники – по-своему; рыцари и члены рыцарских монашеских орденов – по-своему.

[img align=left]http://www.scouts.ru/uploads/img42886e8084dc7.jpg[/img]И мы утверждаем Реальность Существования и тем самым славим Бога – в своем роде, по-своему. Повторюсь, Сознание своего Существования возможно только в Личном Боге, Который и дает нам личное сознание “я существую”.

Всякий грех, преступление, боязнь, уклонение от исполнения личного долга как бы отнимает у нас частицу существования, а вернее, отнимает ЖИЗНЬ. Существование без жизни – смерть; хотя существование сохраняется и в таком виде – в аду. Следует избегать отнятие Жизни.

Исполнение долга – Жизнь – диктует действие. Его надо выполнять, чтобы “не остаться на всю жизнь с беспомощным и глупым раскаянием” (А.Грин “Бегущая по волнам”). В случае утраты у своего существования Жизни, следует просить Бога: “верни мне мою Жизнь – мой значок!” И Бог вернет, если совершить выдающийся поступок, доброе дело или одержать победу в духовной брани.

Добрые дела тоже утверждают Жизнь. Отметить их узелком – не гордость (как думают некоторые любители ложного смирения, противники “гордости обновленного естества” – св. Игнатий (Брянчанинов)).

[img align=right]http://www.scouts.ru/uploads/img42886e809ad49.jpg[/img]То, как мы славим Бога, более всего похоже на то, как славили Бога и утверждали Существование – Жизнь кельтские монахи, заменившие отшельничество в песчанных пустынях отшельничеством в морских просторах – путем в море. Мы тоже прославляем Бога тем, что находимся в пути: на земле в разведческом походе, и параллельно на духовном пути к Царству Небесному, исполняя свой долг.

Вообще, Христианская Религия – это Религия Существования против несуществования. Бог посылает Сына Своего Единородного утвердить Существование, спасти нас от смерти. Путь Жизни – Вифлеемская Звезда. И следуя за ней Христианским Путем, мы существуем в окружающем мире, который неуклонно стремится к несуществованию – к смерти.

Вот какую глубокую богословскую Христианскую мысль заложил Баден-Пауэлл в своем правиле о Значке Жизни.

Священник Стефан Красовицкий, Карелия

* “Это известное преимущество иметь право салютовать кому-нибудь. Салют просто обозначает, что вы порядочный человек и доброжелательно относитесь к другим. Рабы не имели право салютовать, дармоеды не имеют права салютовать” (БП).