Подготовка к Великому Посту

Задолго до начала самого Великого Поста Церковь возвещает нам о нём и зовёт нас вступить в приготовительный период. К каждому из важных событий церковного годового круга, к главным праздникам, Посту, Церковь готовит нас - предпразднествами или приготовительными неделями к Посту. Это характерная черта православной литургической традиции. Подготовка к Великому Посту

1 неделя: Желание

Неделя о Закхее (Лк.19,1-10).
Это история человека, который был слишком мал ростом, чтобы видеть Иисуса, но так сильно было его желание Его увидеть, что он влез для этого на дерево. Иисус ответил на его желание и вошёл в дом его.
Как и мы, Закхей – «мал», мелок, грешен и ограничен; и вот его желание превосходит и побеждает всё это. Он усилием привлекает внимание Христа, приводит Его в свой дом.

2 неделя: Смирение

Неделя о мытаре и фарисее (Лк.18,10-14). В притче показан человек всегда довольный собой, думающий, что он исполняет «весь закон». Он самоуверен и гордится собой. Однако он извращает весь смысл Христианства. Он видит только внешнее исполнение обрядов и оценивает себя согласно количеству денег, которые он жертвует на храм. Мытарь же, напротив, унижает себя, и его смирение оправдывает его перед Богом.
Смирение – не признак слабости, а Божественное качество, источник всего действительно прекрасного. Смирение – начало настоящего покаяния.
Как научиться смирению? Христос сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смиренен сердцем» (Мф.11,29).

3 неделя: Возвращение в отчий дом

Неделя о блудном сыне (Лк.15,11-32). В притче говорится о покаянии человека, возвращающегося из самовольного изгнания. Морально заблудившийся человек ушёл в «далёкую страну» и там истратил всё, что он имел. Далёкая страна! Это единственное определение состояния человека, которое мы должны принять и усвоить, когда мы приближаемся к Богу.
Мы получили от Бога богатые дары: прежде всего – жизнь, возможность наполнить её значением, любовью, знанием, в Крещении – Новую Жизнь Самого Христа, дар Святого Духа, мир и радость Царства Небесного. Мы получили знание Бога и в Нём знание всего прочего, силу и возможность сделаться сыновьями Божьими. И все это теряем в грехах и прегрешениях, но в наибольшем изо всех грехов – в утрате любви к Богу, в предпочтении «страны далёкой» прекрасному дому Отца.

4 неделя: Страшный Суд

Неделя о Страшном Суде (Мф.24,31-46). По какому закону Христос будет нас судить, когда настанет этот день? Притча отвечает: по закону Любви, по конкретной личной любви к человеку, любому человеку, который по воле Божией встречается на нашем жизненном пути...
Христианская любовь – это «невозможная возможность» увидать Христа в другом чело- веке, кто бы он ни был; человеке, которого Бог по Своему вечному и тайному промыслу решил ввести в мою жизнь, хотя бы на несколько мгновений, не только как повод для «доброго дела» , но как начало вечного общения с Самим Богом...

5 неделя: Прощение

Теперь только несколько дней осталось до начала Великого Поста. Эта неделя завершается Прощённым воскресением.
(Из стихиры среды этой недели):
«Наступила весна Поста!
Свет покаяния; очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Подателю Света: «Слава Тебе, Едине Человеколюбче!» (перевод).

Второе название этого дня – «Изгнание Адама из рая». Человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и его существование на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идёт за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму.
Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. Но в евангельском чтении Прощёного воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф.6,14-21). Первое условие – Пост – отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы Пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был показным. Мы должны явиться «постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне» (Мф.6,18).
Второе условие поста – прощение; «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6,15). Торжество греха, главный признак его владычества в мире – это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим врагом, если я ему прощу. Простить – это значит отвергнуть все счёты и расчёты человеческих отношений, предоставив их Христу. Прощение – настоящее вторжение Царства Небесного в наш грешный и падший мир.