Четыре интервью со Съезда ОРЮР

18-20 августа 2006 года прошёл очередной [url=http://www.scouts.ru/modules/events/event.php?id=510]съезд руководителей Организации Российских Юных Разведчиков[/url] (ОРЮР), на котором обсуждались вопросы жизни организации, и был избран новый Старший Скаутмастер (начальник) организации и другие верховные органы. Предлагаем вашему вниманию четыре интервью с участниками съезда.

Вопросы задавал корреспондент газеты "Скаутский Мир".

[b]Вновь избранный Старший скаутмастер РОМАН АЛЕКСАНДРОВ[/b]

— Что, по-твоему, самое важное в ОРЮР, какие проблемы?

— Самым важным в развитии ОРЮР я считаю вопрос качества, как воспитания детей, работы руководителей, так и проведения мероприятий.
Проблем много, они разноплановые и главное – они имеют разный вес – есть очень серьезные, некоторые носят локальный характер. Мне кажется, что работа над качеством во многом их решит, повысит уровень воспитания и образования наших детей, позволит руководителям расти, приведет естественным образом к признанию в обществе и перед властями…

— Какие пути решения проблем, ты видишь?

— Пути решения проблем – по линии руководителей – проведение семинаров, курсов, БКС. По воспитанию детей – мне хотелось бы более четко описать, какие качества мы хотим воспитать в наших детях. И чтобы руководители соборно договорились, что именно эти качества необходимы. Мы бы проверили наши методики: все ли приемы имеются у нас для воспитания этих качеств? Можно создать систему оценки, чтобы понять, как мы достигаем этих результатов. Это позволит нам регулировать самих себя. Если у нас не будет системы оценки, то достигнутые результаты будут ощущаться только руководителями, а ощущения у всех разные.
И, все-таки, система оценки, позволяющая узнать результаты нашей работы – не вопрос сегодняшнего дня. Мне кажется, только года через 3 нужно будет такую систему вводить. Должна быть небольшая группа людей, которая могла бы структурировать эти качества. Например, качества духовные, душевные, лидерские и качества, необходимые для жизни в обществе. Нужно придумать классификацию, которая облегчила бы работу руководителей – предложить им некоторый инструмент для работы.

— Что хочешь сказать от себя?

— Я считаю, что на своем посту Петр достаточно много сделал для жизни организации, для развития. Вот эта так называемая «перепись населения» – избавление от мертвых душ, это болезненный процесс, непопулярный, а все понимают, что это нужно, но он это сделал под свою ответственность. Создает систему привлечения опыта ФСЕ в ОРЮР. Это положительный процесс. Упорядочил работу Совета в плане бумажном. Отчеты Совета, отчеты ГК, отчеты СТС – все эти документы останутся в будущем и через 50 лет, конечно, по ним будут судить, если мы останемся, о работе в тот момент. Так что я далек от мысли говорить, что старший скаутмастер ничего не делал на своей должности – он делал, но, может быть, его деятельность была не на развитие, а на сохранение. Хотя, легко говорить со стороны, а когда руководишь, то, может быть, это был необходимый этап развития. Это вопрос дискуссионный. Но в любом случае я не считаю, что это был полностью проваленный срок.

[b]Инс. РУСЛАН АГЕЕВ, дружина «Волхов»[/b]

— Что главное в ОРЮР?

— Это Служение – служение Богу, служение Родине, служение ближним.

— Проблемы в организации?

— Не все руководители понимают, что они хотят от организации, что должны дать детям. Организация у нас детская, и мы должны приложить все усилия, чтобы вырастить достойное поколение. Первую часть своей задачи с 1991 г. ОРЮР выполнила – мы воспитали поколение руководителей, которые на хороших должностях, мы показали, что мы есть. Наша задача – все это продлить. Но при этом… эмигранты нам привезли ту систему, по которой они сохраняли организацию, которую законсервировали, чтобы сохранить и нам передать. А в России не все руководители понимают задачу, что ОРЮР в России не сохранять, ее надо, а развивать. Поэтому проблемы…

— Есть ли пути решения?

— Мое мнение – не надо руководителям терять времени, надо расширять кругозор с каждым днем, самосовершенствоваться, смотреть, как работают параллельные организации, иностранные скаутские организации, брать то, что важно, пробовать применять не обязательно во всей организации, а для начала – в своем отряде. Я попробовал – у меня пошло, сначала было одно звено, сейчас четыре. Так будем дальше развиваться. В больших городах ребят трудно собрать, но работать надо через приходы. Большой минус – недостаточно духовников. Организации нужны духовники, но они будут тогда, когда мы их вырастим. Нам нужно было ставить задачу в самом начале в 90-х годах, воспитывать ребят, чтобы они прошли все ступени разведческой лестницы, дошли до разведчиков и витязей Родины, и некоторые из них (хотя бы один в дружине) готовились поступать в семинарии и духовные академии. Они стали бы служить Богу и Родине, помогая скаутской организации. Они есть, но их мало. В этом заключается основная проблема – без духовного руководителя, без духовной работы – лагеря проходят только на 30% в духовно-нравственном смысле.

— Что самое главное в лагере?

— Это личное развитие каждого ребенка, задача руководителя наблюдать за каждым ребенком отдельно. Каждый ребенок наделяется ответственностью. Некоторые руководители берут все на себя. Руководитель должен иметь подход к каждому ребенку, давая ему ответственность (но не все руководители с этим справляются). Иначе – это не скаутизм. Скаутизм – это когда каждый ребенок ответственно будет стараться стать настоящим разведчиком, чувствовать себя частью звена, и, играя, и трудясь со звеном, побеждая со звеном, укрепляя звено, почувствует, как просыпается смысл служения. В конце – он уже осмысленно подходит к служению.

— Какие качества надо помогать воспитывать разведчикам?

— Это должны быть духовно крепкие люди, которые готовы бескорыстно отдать себя Родине, Богу, служить организации. Мы должны поставить их на путь саморазвития. Мы можем и должны дать детям и даем им те азы, которые дают им возможность укрепиться на этом этапе. В 15-16 лет ребята уже делают серьезный выбор. Все наши ребята, пройдя все ступеньки, в том числе вожака, познают и приобретают так много так же и лидерских качеств. Наши ребята, пробыв несколько лет в организации, на голову выше своих сверстников очень во многих отношениях, на 2, на 3 шага впереди своих сверстников.
Это мы можем, и мы это делаем.

[b]Скм. ИГОРЬ БЕЗДОРНОВ, дружина «Калининская»[/b]

— Проблемы в ОРЮР? Пути решения?

— Я думаю – это падение численности и качества в связи с этим. Я считаю, ведь есть же закон диалектики – переход количественных изменений в качественные. Основная задача – это увеличение числа единиц (отрядов), а потом уже борьба за качество. Это можно делать параллельно. Ведь если сделать акцент только на качество, то может получиться так, что нас станет еще меньше и некого будет качественно воспитывать. Если мы воспитаем 10 очень хороших отрядов, то они на фоне России будут никакие, их просто не видно будет.
Я думаю, надо проводить различные семинары, и особенно на местах, а не в Москве и Питере, где нормально все поставлено, в Питере виден даже некоторый подъем, а больше обратить внимания на наши регионы. Через семинары, через открытые мероприятия – городские, скаутские – надо организовывать новые отряды.

— Главное в лагере?

— Сразу так и не скажешь. Ну, смотря какой, если брать «Солнечный мир» – это подготовка и четкая организация программы, чтобы не было сбоев, четкое расписание, чтобы приучать и руководителей, и разведчиков к дисциплине. Значит – организация программы и дисциплина.

— Какие качества надо помогать воспитывать разведчикам?

— Самостоятельность, безусловно, высокую мораль и дух – это через Православие.

[b]Скм. МАРИНА БЕЗДОРНОВА, дружина «Калининская»[/b]

— Проблемы в ОРЮР? Пути решения?

— Самая большая проблема в организации, я считаю – численность резко падает. Я пришла в ужас, когда, как Суд чести, начала заниматься референдумом – у нас получилось, что большая часть руководителей не ведет работы с детьми. Как Суд чести я столкнулась с этим же, что пишут и пытаются переделать организацию люди, которые не работают с детьми, не прислушиваются к ним, не знают детей. Я хотела сказать об этом на съезде, но этих людей не было. Приехали те, кто работает, те, кому не безразлична организация – это показательно. Их немного, но это те, кто будет возрождать ОРЮР, Россию.
Если каждый взрослый в ОРЮР наберет хотя бы 10 человек! Детей-то много! Качество, конечно, тоже страдает, но я согласна, что методики наши еще совсем не освоены.
Организацию свою очень люблю и всех люблю, кто приехал сюда. Ссоры бывают, но все равно блудный сын вернется в семью.
Если мы будем честными и открытыми друг к другу, все наладится.

— Что главное в лагере?

— Лагерь – это подведение итогов работы. Наших детей ругают и в школе, и дома. А их надо больше хвалить, тогда все будет хорошо. Нужно присматриваться к детям, наблюдать, предлагать им сдать специальности, которые им близки. У нас один мальчик учится плохо, но оказалось, что он – лучший вратарь. Мы ему специальность такую придумали, конкретно под ребенка. Кому-то тяжело сдать третий разряд, мы с ним по частям учим, понемножку, разговариваем с ним. Если такие дети приходят, значит, мы им нужны.

— Какие качества надо помогать воспитывать разведчикам?

— Самое важное качество – это честность и преданность делу, которое ты делаешь, любовь к Родине. Если это будет… Я сужу по своим витязям, которые после институтов возвращаются из других городов, по мере возможности помогают. И говорят, что любовь к Родине – это благодаря организации.

Под редакцией ScoutS.ru