Долги наши…

[i]Не жди от других ничего, но сам отдавай все, что можешь[/i]
(1-я заповедь юного разведчика, III разряд ОРЮР).

— Почему же это – не ждать ничего от других? – спросишь ты.
— Потому что, нам никто ничего не должен.
— Как не должен? А родители – разве они не должны нас кормить, одевать, обувать? Учителя не обязаны ли нас учить? Государство не должно ли обеспечить нашу безопасность и дать возможности для нормального роста и развития?
Если дальше рассуждать на эту тему, можно будет обнаружить еще с десяток «должников». Пожалуй, придется их выстраивать в очередь, и сидеть себе – «принимать долги».
Чтобы понять, что означает слово «долг», нам придется поговорить о… свободе.

С высоты многоэтажного дома открывается великолепный вид – эх, полететь бы в те синие дали! Почему же мы этого не делаем? А потому что мы НЕ свободны. То есть, конечно, мы свободны сделать шаг, оторваться от тверди, но почему-то не свободны полететь, куда хотим. А туда, куда полетим, – нам не надо (хоть это и называется «свободным падением»). Что же так ограничивает нашу свободу? Законы физики…
Как бы нам ни нравилось разгуливать по улицам города, мы должны ходить по тротуарам, а переходить проезжую часть только в установленных местах. Нашу свободу опять ограничивают, на этот раз – правила дорожного движения. Можно, конечно, их нарушить, но тогда наша жизнь в опасности. А если нарушит водитель, то в опасности еще и жизни других людей.
В человеческом сообществе существует множество ограничений (свод законов), указывающий, что человеку делать нельзя. Без этого никак не обойтись – иначе общество не сможет существовать – истребит само себя. И воспитание ребенка в первые годы его жизни сводится именно к постоянному ограничению его свободы (он усваивает правила – чего делать нельзя).
Но для того, чтобы общество могло быть нравственным, одних ограничений недостаточно. Поэтому в любом обществе существуют еще и «неписанные законы» или «заповеди» – некоторые нравственные предписания.
Например, «Муж – глава семьи». Это означает, что муж- чина, вступая в брак, должен взять на себя всю полноту ответственности за свою жену и детей, обязан обеспечить их всем необходимым, и во всех жизненно важных моментах, принимать решения, брать на себя, вести свою семью. Это не закон (поэтому его можно нарушить). Если муж – не глава семьи, это не преступление, но это некрасиво.
«Родители должны заботиться о своих детях, обеспечивать их жизнь и развитие» – это тоже не закон, но согласитесь, когда бывает иначе – это очень неправильно, некрасиво.
«Дети (когда станут взрослыми) обязаны заботиться о своих родителях» – и это не закон (и тоже частенько нарушается), и т.п.
Кстати и твой «полет в синие дали» (даже если бы не мешали законы физики) пришлось бы отложить, потому что «дети не должны никуда уходить (тем более – улетать) без разрешения родителей»...

Неписанных законов (или заповедей) в любом обществе довольно много, но общее в них то, что все они обращены не к ограничению нашей свободы, а к ее реализации. Юноша в транспорте свободен уступить место девушке или пожилому человеку, его не привлечь к ответственности, если он этого не делает. Просто он будет выглядеть в этой ситуации красиво или некрасиво – вот и все. Он сам решает, как ему поступить. А то, что люди смотрят на тебя осуждающе, когда ты, все-таки, продолжаешь сидеть, да еще и замечание могут сделать – это уже их свобода выражать свое отношение. И простирается она до «границ твоего носа».
Вот в этих самых заповедях и обнаруживается то, ЧТО мы понимаем под словом «долг» – ощущение потребности волеизъявления. Поэтому долг – это только внутреннее самоопределение человека по отношению к окружающему миру, к людям, к велениям совести. «Я должен это сделать», чувствуем мы, и делаем (или не делаем – свободны ведь). И чтобы не нарушать свободу других людей (как мы не хотим, чтобы кто-то нарушал нашу), мы не имеем права думать о человеке как о должнике, тем более, произносить: «он должен».

А теперь вернемся к нашим «должникам», которые томятся в очереди, пока мы тут рассуждаем о свободе. Наверное, следует их всех отпустить, поскольку это их долги, и только они вправе решать, как им поступать. Как, в общем-то, и тебе, дорогой брат.
Давай-ка, лучше вспомним и подумаем о том, что мы должны, что мы можем отдать окружающему нас миру, людям, и самому себе. Да, да, не удивляйся, по отношению к самому себе, у каждого из нас тоже есть долги. Ведь человек это – образ Божий, и мы должны об этом помнить и всеми силами стараться соответствовать столь высокому предназначению (хотя свободы «не быть человеком» у нас тоже никто не отнимал).

Свящ. Георгий Андриевский, инструктор ОРЮР