Лучше - один раз увидеть!

Кто из строевых руководителей не слышал о том, что звеновая система – основа работы в отряде? Наверное, таких просто нет. Ведь тот, кто занимается по скаутской методике, автоматически принимает этот постулат. Непонятно только, почему звеновая система плохо работает в отрядах. Нет, может, где-то и у кого-то таких проблем не возникает, они просто и не представляют себе, что может быть как-то по-другому. Вот бы узнать, КАК у них это получается...

Отступление от темы №1. Наш сын, когда ему подарили радиоуправляемую машину, играл с ней пару дней, а потом разобрал на запчасти (было ему тогда лет шесть). Родственники были в шоке. Нам, родителям, ничего не оставалось, как достать из шкафа широкий ремень и приготовиться к суровому возмездию. Перед вынесением «приговора» ребенку было дано «последнее слово»: как же могло случиться, что столь трепетно ожидаемый и столь недешевый подарок так скоро пришел в негодность? А мальчик спокойно объяснил: «Ну, я же должен был понять, как это работает». Я отговорила мужа «приводить приговор в исполнение». Потому что вдруг осознала, что и сама очень часто рассуждаю так же.

Да, меня всегда интересует вопрос: как это сделано? И часто я получаю эстетическое наслаждение не от созерцания рукотворного прекрасного, а от понимания процесса его создания. (Естественно, я говорю о тех вещах, которые доступны моему пониманию, и которые так или иначе перекликаются со сферой моей профессиональной деятельности).

Поэтому в скаутской работе меня тоже очень интересует: как. Позади курсы КНЕ, которые, без сомнения, дали основы понимания скаутского метода, но которые, видимо, по причине отсутствия в то время опыта работы, не ответили на этот главный для меня вопрос.

Отступление от темы №2. О, вы, инструктора на курсах! Я преклоняюсь перед вашим самоотверженным трудом на скаутской образовательной ниве! Кто, как не вы, сеете в наши умы семена этой удивительной воспитательной методики. И благо, когда они падают на «вспаханную и удобренную» почву и дают обильный урожай! (Вспомним тут Сохатого из Костромы…) Вы просиживаете ночами над выполненными заданиями курсантов, чтобы потом сказать им: «зачтено» или «не зачтено». Вот если бы еще хватало сил растолковать непонятливым, что же не так, прокомментировать удачи и неудачи, чтобы курсант поучился не только на своем, но и на чужом опыте… Жаль, что на это не хватает уже сил…Благодаря этой таинственности и «неогласке» у большинства курсантов появляется дух «соревновательности» и некоторой закрытости, который мешает делиться личным опытом.

Тогда мы (пишу «мы» не из мании величия; мы – это я и мой муж, который так же увлекся скаутизмом) избрали тактику «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Побывав со своей дружиной в летнем лагере, мы стали напрашиваться в гости в другие лагеря (да простит наше бесцеремонное вторжение дружина «Преображение» и Организация Витязей!) Мечтаем который год съездить в Кострому… Теперь еще мечтаем попасть в лагерь с Верой Милях, чтобы наши девочки поняли, что лагерь без мальчиков тоже может быть очень интересным...

Порой один лагерный день научит большему, чем курс лекций. Потому что видно, КАК… Копилка опыта пополнилась. Но мы-то видели работу уже сложившихся коллективов, а наш «формирующийся» отряд силился год набрать «кворум» для регистрации, и все безуспешно. Тут поневоле задумаешься: если методика хороша и не работает, значит виновата не она, а мы… А такие мысли, как известно, энтузиазма не прибавляют.

И опять это пресловутое «как»… как набрать, как удержать, как вдохновить…

Отступление от темы №3. Дорогие руководители, братья и сестры! Как ценен опыт каждого из нас! Если бы каждый смог найти силы и время поделиться хоть одним своим удачным опытом, представляете, сколько бы у нас его, полезного, было! Ведь говорят, что количество руководителей у нас скоро может сравняться с количеством детей…

Идея послушать курсы по методике ФСЕ родилась давно, но останавливало какое-то странное чувство, скорее всего, боязнь нахвататься «западного», чуждого нашей культуре. И так мы испытываем постоянный натиск «оттуда», и в большинстве своем – деструктивный. Да еще и французы… Что из Франции к нам доброго пришло? Одни только идеи о «свободе, равенстве и братстве» чего стоят. Читая восторженные отзывы про курсы ФСЕ, всегда вертелась в голове в адрес их авторов известная строчка Крылова: «…а сало русское едят…», считала их чуть ли не предателями. Один только аргумент убедил в необходимости поездки: «все испытуй, доброго держись». Раз они знают, КАК сделать так, чтобы звеновая система работала, надо послушать. Никто же не требует слепого следования методике ФСЕ, а уж тем более отречения от Родины…

И вот курсы позади. Не буду ничего восторженного писать про курсы, а то вы сочтете «предателем» и меня . Чисто по-деловому.

Смогли ли там ответить мне (и многим другим) на это пресловутое как?

И да, и нет.

Да, звеновая система работает, надо только показать детям, как же это должно быть: составить в первый раз вместе с ними план следующего сбора по минутам, распределить, кто и за какую часть сбора отвечает (кто готовит игры, кто расскажет, скажем, про узлы, кто – про оказание помощи при укусе, и т.п. в зависимости от плана работы). Пусть каждый в звене попробует в свою очередь составить план следующего сбора. Если ребенок знает, что он за что-то отвечает на сборе, он с большой вероятностью придет и в следующий раз. Еще лучше, если свои сообщения каждый будет делать в рамках той должности, которую он для себя выбрал. Тогда в конце скаутского года, в лагере, ребенок сможет получить эту специальность (переход должности в специальность – очень сильный стимул). На следующий год – другая должность (и еще одна специальность). А может, и не одна…

Да, чтобы ребенок рвался поехать летом в лагерь, весь год до этого он должен на этот лагерь работать. (Мне всегда было непонятно, как это – весь год работает на лагерь). Приведу пример для пояснения. В сентябре на совете отряда выбирается тема следующего лагеря. («Давайте сделаем лагерь по книжке «Таинственный остров»! («Два капитана», «Мэри Поппинс», «Вини-пух и все-все-все», фильму «Звездные воины» - дело вкуса и реального интереса детей в рамках разумного). Октябрь – читаем или перечитываем произведение, выбираем эпизоды, интересные для проведения лагерных игр и игр в течение года. Ноябрь, декабрь – готовим костюмы. Январь, февраль – выбираем темы для костров. Март, апрель – решаем, какие патенты нам в лагере пригодятся и как их делать (теория, макеты). Май – бивуак с отработкой практических навыков. Любой руководитель сможет подвести «разрядовую» базу под любую тему, стоит только захотеть. Причем все эти вопросы обсуждаются руководителем с вожаками на совете вожаков раз в месяц, а те транслируют идеи в обоих направлениях. (В нашем случае общение происходит со всеми сразу, так как их мало. Так сказать, готовим звено вожаков…) Да ребенок все юга задвинет, лишь бы увидеть самое интересное, которое и будет в лагере. Ведь столько готовился…

Это, пожалуй, основное по теме как. Ничего нового? Согласна, все это мы слышали на КНЕ и читали в Уставе в «сухом» виде. Эдакая курага сушеная. Ее можно кушать и так, а можно и компот сварить. Не поймите только, что на курсах ФСЕ «льют воду». Это именно насыщенный и вкусный компот: очень подробный разбор многих возникающих в процессе лекции вопросов, наглядный показ того, что словами объяснить трудно, методические материалы, которые позволяют сразу начинать действовать (и все это, за исключением ТО, не противоречит уставу ОРЮР. Относительно ТО в ФСЕ мнение такое: сначала человек «созревает» для дачи ТО, до идеи служения, а потом уже начинает заниматься разрядами и разведческим ростом). Прибавьте постоянный обмен опытом среди курсантов: а мы делаем так, а как делаете вы?

Не был получен ответ на вопрос "КАК набрать?". Да и возможен ли он? У каждого региона свои особенности, и что характерно для одного, то не свойственно другому. Так что «муки творчества» продолжаются, но уже на оптимистической волне.

Шин. Ольга Ахламова, дружина "Крутицкий вертоград"