"Страницы истории разведчества-скаутизма" №114, ноябрь 2006 г. "По страницам истории Ю. Кудряшова"

Страницы истории Разведчества-скаутизма № 114, ноябрь 2006 г.

R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA
rpochaninoff@mindspring.com
ISSN 1523-1941

По страницам истории Ю. Кудряшова

(окончание – начало в ВеРу №539)

Прoшлo уже больше года, а ни в «Опыте», ни в ВеРу так и нет рецензии на книгу Ю. Кудряшова «Российское скаутское движение» 2005 г. То, что писала В. Захарьина в ВеРу 534 и М. и Г. Лукины в ВеРу 535, было лишь откликами на книгу, но не рецензиями.

Конечно, писать рецензию на такой капитальный труд не такое простое дело. Книгу надо было бы не только прочитать до конца, а в ней 570 страниц, не считая списков и указателей, но и осмыслить ее содержание. На с. 4 высказано мнение научных рецензентов, что книга рассчитана на бывших и нынешних участников скаутского движения, а также и на широкий круг читателей. Мне кажется, что книга не для «широкого круга читателей», и это не в упрек.

О некоторых ошибках в упомянутой книге Ю. Кудряшова мною уже было написано в ВеРу №539. Исправлять допущенные ошибки дело не легкое. Ст. скм. М. Данилевский в своем письме от 14 сентября 2006 г., прямо сказал: «Указать на неточности в историческом труде важно, особенно если исправления основаны на документах». Последнее и есть главная трудность.

Думаю, что надо было бы издать недорогое и более краткое издание истории Ю. Кудряшова, которое бы стало и справочником и настольной книгой для всех скаутских руководителей без исключения. Проверку краткого издания истории до сдачи его в печать согласен взять на себя.

Ошибки Ю. Кудряшову не в упрек. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Вот, например, у Ю. Кудряшова на с. 284, и на всех прочих страницах, написано «ЦагаЙдинов СанЖа». Так оно и в приказе Ст. скм. Б. Мартино №8 от 15.02.1947 и в других приказах, так оно и у меня в статье «Калмыки и ОРЮР» в ВеРу 538. Но Е. Ремилева представила мне доказательства, что надо писать «СанДжа ЦагАДинов». Эту ошибку нельзя повторять, чтобы имя первого калмыцкого разведческого руководителя сохранить для истории в правильном написании.

Работать над историей разведчества-скаутизма (таков был бы хронологический порядок) Ю. Кудряшов начал в 1999 г. и свой черновик предложил обсудить узкому кругу руководителей. В этом черновике, относительно НОРС-Р в 1920-1930-х гг., была фраза: «Отсутствие отчетов приводило и к совершенно необъяснимым вещам. Никто не знал доподлинно, сколько всего в организации скаутов. Все определялось на глазок». Этой фразы нет в окончательном тексте, но ее, как мне кажется, следовало бы включить в сокращенное издание. Безотчётностью, к сожалению, страдает и нынешняя ОРЮР и российский скаутизм-разведчество в целом. Это надо осудить и этому надо положить конец.

Интересна выдержка из письма Б. Шувалова от 18.11.34 из Франции (это не указано, но следовало бы указать) на с.137, «что скауты, вырастая из узких программ (имелись в виду программы на разряды тех лет – прим. РВП), уходили из организации либо в спортивные группы при партийных группировках, либо попросту слонялись по кабакам» и что старшим нужно предложить что-то новое. О.И. Пантюхов, ознакомившись с материалами НПП – Национально-политической подготовки НСНП (ныне НТС), нашел их подходящими для старших членов НОРС-Р. Там говорилось о ранних утопистах, социалистах и коммунистах, про быт в СССР и о многом другом, интересовавшем мыслящую эмигрантскую молодежь того времени. Поэтому О.И. Пантюхов в приказе 72 от 5.05.1934 г. в параграфе V писал: «Газета Нац. Союза Нов. Поколения ‘За Россию’ любезно предоставляет в каждом номере место для статей и заметок Русских Скаутов-Разведчиков. Советую выписывать эту газету во все отряды старых разведчиков».

Про НТС у Ю.Кудряшова сказано в обширной сноске 144 на с. 159, что Союз считал, что «грядущее русское государство должно основываться на национальных интересах, на незыблемой законности, на частной собственности и на свободе личного творчества; всё это должно строиться на религиозной основе и осуществляться в наилучших интересах государства. Было сформулировано пять главных особенностей будущего нового строя: сильное центральное надклассовое правительства; равенство перед законом; внешняя политика, учитывающая национальные интересы; культурная независимость различных национальностей; передача земли в частное владение».

Каждое слово было критикой того, что творилось в СССР и подкреплялось примерами из жизни страны. Смею утверждать, что в 1930-х годах в Зарубежье ни одна партия не могла похвастать столь глубоким и всеобъемлющим охватом проблем, построенном к тому же на религиозной основе.

Журнал РОВС – Русского Общевоинского Союза - «Часовой» говорил о славном прошлом России, о победах Белых армий, так, что у меня даже возникал вопрос, как же белые проиграли войну, если всегда были победителями? Младороссы, которые сами называли себя «второй советской партией» были в Югославии очень активны, но не очень популярны. Они критиковали советский строй, но не очень, а главным считали восстановление монархии с в.кн. Кириллом Владимировичем на престоле, который среди тех монархистов, к которым я принадлежал, был не очень популярен. Были и левые партии и фашисты, но их идеология для меня была вообще неприемлема, и когда я в 1936 г. познакомился с литературой НТСНП – Национально-Трудового Союза Нового Поколения, и нашел там ответы на то, что меня интересовало, я стал членом НТСНП – ныне НТС. Одновременно я увлекался газетой и книгами братьев Солоневичей. Одно другому не мешало. НТС не был партией, а был союзом людей желавших служить Богу и родине.

«НТС также подчеркивал – продолжает Ю.Кудряшов – огромное значение религии. Русская культура в большой мере коренится в православии, но всем религиям будет предоставлена свобода культа и совести». Отмечу, что из всех политических движений только монархисты и НТСНП считали православие основой своей идеологии.

Ю.Кудряшов пишет, что, в то время как симпатии русской эмиграции делились между нацистской Германией, японцами и западными демократиями, “еще до II мировой войны НТС выступил с идеей т.н. «третьей силы»: «ни со Сталиным, ни с иноземными завоевателями, а со всем русским народом»”.

Все это так, но вот, говоря о Латвии, Ю. Кудряшов на с. 161 пишет: «Часть латышей в годы первой мировой войны переехала в Россию и стала создавать скаутские отряды на русской земле» и далее, что русские скауты в Латвии были основаны в 1918 г. или в 1919 г. Ни первое, ни второе не верно, и это надо исправить. В истории латвийских скаутов “Latviešu skautizma pilgadiba” В. Клетниекс ясно говорит, что первый русско-латышский отряд юных разведчиков был основан в Риге 17 апреля 1917 г. Об этом было написано и у меня в «Страницах истории» (приложение к ВеРу) №46 за сентябрь 1996 г. Отряд принадлежал к Петроградской организации и носил №92.

Говоря о Литве на с. 167 Ю. Кудряшов пишет, что литовские скауты были основаны в 1918 в Вильно. Может быть это и так, но до этого первый литовский скаутский отряд был основан братьями Петрас и Крстас Юргелявичус в России в Воронеже 9 сентября 1917 г. из эвакуированных туда литовских гимназистов.

Насчет Эстонии у Ю. Кудряшова, со ссылкой на воспоминания И. Прамма, сказано на c. 169, что первые скауты в Эстонии появились в 1912 г. в Пярну, а первые русские скауты в 1913 в Пернове (Пярну и Пернов это один и тот же город). Это не совсем верно. Проф. С.Г. Исаков в книге «Русское национальное меньшинство в Эстонской республике (1918-1940) на с. 200 пишет, что первый русский скаутский отряд появился в Нарве в 1912 г.

Несмотря на все это нельзя забывать, что, сколько мне известно, ни одна скаутская организация в мире не имеет такой подробно и роскошно изданной книги своей истории. Уверен, что ни в одной скаутской организации в мире не собрано такого количества биографий руководителей как это сделал Ю. Кудряшов. Он сохранил память о тех, кто отдавал свое свободное время, свои скромные средства, свою свободу, а иногда и жизнь, ради сохранения духовных ценностей, на которых строилась в прошлом, и будет строиться в будущем, наша родина – Россия, и за это ему надо выразить нашу общую благодарность.

Р. Полчанинов