А-у…..РЮР!

22 июня 2007 года в 8 часов вечера сила движения жизни вытолкнула меня из пассивного быта прямо навстречу истории, моей истории, истории, уходящей в забытую даль, обросшую множеством полуправд.

Мы повернули вектор познания на запад, шины слушались и неслись по гладкому хайвэю словно знали, зачем и куда идут. По какому-то случайному совпадению нами была прослушана седьмая симфония Шостаковича, потом песни Владимира Высоцкого и, наконец, встреча с теми, кто учился жить от других истин: далеких и знакомых нам только по книгам, чего не знали мы, рожденные в СССР. Это похоже на дерево с одним корнем, расколовшееся во время грозы на две части, но сила жизни так велика, а корень так могуч…

Так что же такое жизнь? И что такое время? И что такое память?
Мой путь продолжался. Благополучный американский провинциальный пейзаж заканчивался, минула чреда фермерских хозяйств, и, наконец, мы остановились у развилки-указателя - «грубая дорога», которая cерпантином пролегла, обвив горy, обросшую непроходимым хвойно-лиственным лесом. Мое путешествие превратилось в поход Ермака в Сибирь и в доказательство тому - дикое зверье, выглядывающее на дорогу.

Я еду в организацию имя которой ОРЮР. Странно, но на языке вертится РЮРИК. Как это было давно, но ведь было же! И башенки теремковые, и бояре, и Пушкин, и остров Буян, и Казань, и Ермак, и ледяной дом, и декабристы, и Столыпин, и Александр III, и Пятигорск, и Золотые поезда, и Павловск, и блокада Ленинграда и Пустынь, и застой, похожий на запой, и не так давно - «пир во время чумы», именуемый перестройкой.

Так что же такое ОРЮР?

Итак, ОРЮР расшифровывается как Организация Российских Юных Разведчиков (скаутов). Скаутская организация возникла в России в 1909 году при правлении императора Николая Второго, два года спустя после основания подобной организации в Англии под предводительством сэра Роберта Бадена Пауэлла. Отсюда и возникло странное для русского уха название «скаут». Перевод книги «Scouting for boys» в русской редакции получил название «Юный Разведчик» и основателем русского скаутского движения стал Олег Иванович Пантюхов. A в 1915 году сам цесаревич Алексей становится скаутом, и в России начинают серьезно заниматься скаутизмом. В течение следующих двух лет скаутской работой было охвачено свыше 50 тысяч детей в 143 городах России, включая даже такие отдаленные регионы России как Приморский край, город Владивосток.

К хорошему быстро привыкают, после революции 1917 года была создана другая организация, в точности повторяющая скаутскую, но исключившая основополагающий закон прародителей юных разведчиков организации ОРЮР - веру в Бога и соблюдение всех христианских заповедей. Возникли пионерские лагеря, где не должно было быть молитвe, надежде и как предполагалось - волe Божьей.

Однако, Организация Российских Юных Разведчиков, сокращенно ОРЮР, оказалась прочнее, жива и поныне как родоначальник исполин, бывшая в опале у своих приемников, выжила, выстояла и готова делиться накопленным опытом.

Из рассказа скаутмастера Алексея Захарьина (74 года): «Моя семья бежала в Югославию после революции в 1917 году, я там и родился. Когда началась Вторая Мировая Война, вся «белая» иммиграция находилась в очень болезненном состоянии, она не могла вернуться и встать «в строй», потому что была объявлена действующим на территории России правительством: «враждебной советскому народу и подлежала расстрелу». «Когда же нацисты оккупировали Югославию, - говорит Алексей Захарьин, - то 19 октября, 1944 года нас всех, порядка 3 тысяч человек, погрузили в товарные вагоны и отправили в концентрационный лагерь «Маутхаузен», где находился в плену советский генерал Карбышев. Три месяца мы существовали в этом лагере, а позже с помощью «Красного Kреста» мою семью нашел мой дядя и вывез нас в Австрию. Если бы не он, то возможно, из нашей семьи никого не осталось бы в живых, потому что я никогда больше в своей жизни, не встречал тех людей, с кем я оказался в концентрационном лагере. Во всех оккупированных нацистами странах работа ОРЮР шла подпольно.

Когда же война закончилась, нас перевезли в лагерь для беженцев на территории Западной Австрии в Зальцбурге. В то время Австрия была поделена на 3 сектора: Американский, Французский и Английский. Мы находились в Американском секторе, и вернуться в Pоссию не было возможным для меня и таких как я. Нас просто раcстреляли бы и все. Подобных мне людей – много, и мы рассеяны по всему миру.

Тоска и желание сохранить то лучшее, что было вычеркнуто как «небыль», искали свой выход и нашли: в создании русских гимназий и в возрождении организации ОРЮР на территориях тех стран, где они жили.

После войны в 1945 году состоялся съезд ОРЮР, после чего, началась активная работа по воссозданию русской разведческой школы для детей и молодежи, школа начала крепнуть и расти» - рассказал Алексей Захарьин.

Так, в 1965 году организация приобрела участок размером в 150 га, за 9 тысяч долларов, в частное пользование, под Нью-Йорком.
Построила там часовню. В настоящее время Новый Павловск - это место дислокации дружины «Царское Село».

Сейчас, как нам известно, русское скаутское движение - хорошо развитая сеть разноименных организаций по всему миру. Там, где однажды океаном земных страстей были выброшены на разные берега наши соотечественники, выросло новое поколение ОРЮР. К 2007 году русское скаутское движение насчитывает около 6 организаций, куда входят 8 тыс. детей и 500 руководителей. Каждая дружина имеет четкую иерархию, структуру, программу, форму одежды и свои эмблемы, свод законов, гимн. В течение года, к открытию лагерного сезона выбранные из молодёжи проходят курсы для начальников, где осуществляется набор до 30 курсантов: 12 человек курсантов на должность руководителей после 17 лет и 18 человек на курсы помощников руководителей от 14 лет. Там они проходят полную подготовку для предстоящей им походной жизни в палаточном лагере.

Дружина, в которой я побывала в гостях, является Вашингтонской и носит название «Путивль», является частью всемирной организации. Имеет своих начальников, начальников подразделений, кухню, дежурного по лагерю. Cам лагерь раскинулся под открытым небом в живописном месте. Земля для лагеря была взята в аренду у местного американского собственника, подальше от цивилизации.
Расписание дня лагеря включает: подъем, зарядку, умывание, уборку лагеря, смотр, молитву, подъем флага, завтрак, занятия, обед, отдых, игры, купание, ужин, спуск флага, костер, молитву, опять игры и беседы. В лагере существует спутниковая связь, поскольку для разбивки палаточного лагеря выбираeтся местность, удаленная от больших городов и транспортных магистралей, то есть, подальше от «мирской грязи». Вера в Бога является главным условием вступления в ОРЮР. Мне повезло, потому что в день моего приезда в «Путивль», лагерь посетил настоятель Вашингтонского прихода Святого Иоанна Предтечи, протоиерей Виктор Потатов. Там, под небом, в горном лесу была сооружена детьми из веток, связанных скаутскими узлами, часовня и отслужена Литургия. Все юные разведчики молились, вспоминали усопших и причащались. После отец Виктор произвел освящение воды в лесном водопаде, а затем освятил лагерные палатки всех детей, начиная от самых маленьких «зайчат» и «бельчат» и закончил жилищами старшиx «витязей».
Затем были подняты главный флаг дружины – Российский триколор, Американский и флаг с Георгием Победоносцем. Победоносцем, убивающим змея темноты, зависти, жестокости, который не привносит ничего кроме приближения смерти и забытья. Это просто и ясно, как прямое письмо в иконописи, пробивающейся сквозь кривые зеркала земных несовершенств прямым небесным светом правды.

Что было бы с человечеством в целом, если бы не было милосердия? Оно самоуничтожилось бы. Разум и милосердие - главные христианские истины.
Законы, которым нужно неукоснительно следовать в нежном возрасте разведчиков, тем самым вырабатывая рефлекс и привычку мыслить, воспитывать стиль мышления, который будет принят в любом мировом сообществе здравомыслящих людей. ОРЮР вне политики, но имеет свою внутреннюю политику, форму, эмблемы и традиции, cвой свод законов:
1. Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
2. Разведчик честен и правдив.
3. Разведчик помогает ближним.
4. Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
5. Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
6. Разведчик вежлив и услужлив.
7. Разведчик друг животных и всей природы .
8. Разведчик бережлив и уважает чужую собственность ,
9. Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
10. Разведчик трудолюбив и настойчив.
11. Разведчик весел и никогда не падает духом.
12. Разведчик скромен.

Вечером ожидался традиционный костер.

Через 2 года ОРЮР отметит свое 100-летие и несмотря на гонения, cоловецкие тюрьмы, бегство, войну; поколения «белой гвардии» сумели создать организацию, воспитывающую всесторонне развитого, самостоятельного человека, ничего не боящегося, лидерa, верящего в Бога и преданного своей стране – России.

Здесь за границей много русских эмигрантов новой волны, и они хотят быстро ассимилироваться с обществом, всячески стремятся быть «своими» здесь. Судя по всему, это удается далеко не всем. Кстати, есть одно любопытное сравнение: в трудную минуту старая эмиграция «держалась» друг друга и имела общую цель - не растерять на чужбине золото родной культуры и веры, без которых нет нас, и мы растворились бы в мировом пространстве как ничто. Почти 100 лет вера, надеждa и любовь в «чужом доме» работали на возвращение в Oтечество, итак, с 1990 года костры ОРЮР cнова согревают своим теплом детские души юных Роcсиян.

Р.S. «Наброски»

Не на чем строить будущее, опереться не на что, остров ненадежный. Кто в лес, кто по дрова - со своими правилами. Здесь впору вспомнить старика Ивана Ивановича Крылова. «Лебедь, щука и рак» - это я о перестройке. А что остается детям? Чему их учить каким законам и правилам взрослой жизни?

Мы, как пазлы одной большой картины: обе стороны знают содержание этого Божественного чуда, а собрать нас некому. Широка борозда, края поистрепались, размылись.

Рецепт каждой полуправды – правда, узковиденье, возможность видеть только с той точки, на которой ты стоишь или подставить свой ноль к единичке для того, чтобы попасть в десятку. Откровенная ненависть. Две стороны трагедии. Дети. Германия, Корея, Азербайджан, Греция и, наконец, Россия, моя Россия, разломленная надвое, обесточенная, обессиленная, превратившаяся в посмешище для невежд.

Скауты

Что такое скауты? Когда мне предложили написать о скаутах, я боялась что меня не хватит.
Передать весь накопленный опыт: как выстоять, как сохранить самое ценное, то, что не покупается ни за какие деньги и всегда с тобой, при любом испытании, заповеданное ни Oдним из нас, но по-прежнему нам смертным и не лишенным недостатков, Cоорудившему Bеликое имя и собирательный образ. Bеками отфильтрованные ценности, которые есть важная составлящая человечности, имеющая национальный почерк и стиль не во вред другим культурам. Mногострадальная страна Россия, вынесшая на своих плечах множество трагедий, заплатившая не однажды непомерную цену за cвою независимость и знает, какой ценой и что, являлось главной харизмой, рельефом или основой каждой победы. Как известно, опасен русский бунт, только одно можно сказать - русский характер чрезвычайно силен, и накал страстей может и созидать, и разрушать c одинаковой амплитудой. Оттого - объединения русских подобно цунами. Зная эти черты нашего характера, опасно выпускать «джина из бутылки» - наверное, так думает «цивилизованная» часть мира, поэтому мы как всегда на расстоянии.

Что случилась в период перестройки? Потеря всех ценностей, отсутствие веры, слабая педагогическая работа привела к катастрофе, и внутренняя энергия нации была направлена на самоуничтожение как канцер. В царской России особое внимание уделялось воспитанию детей, и в основу ОРЮР легли библейские заповеди - «Будь готов» к победе добра над злом. Это была практически национальная установка. За эту установку отдавали жизни самые просвещенные люди того времени, скорее всего, они видели горький финал. Примером тому был Борис Солоневич. За воспитание всесторонне развитого, самостоятельного человека, ничего не боящегося, лидерa, верящего в Бога и преданного своей стране, - он поплатился Соловецкой тюрьмой.

Галина Усенко-Павлатос