Завтра может быть поздно, или 85-летие пионерии

Пионерская организация имени Ленина отметила 19 мая свое 85-летие. В Москве, на Красной площади проходила церемония посвящения ребят в пионеры, и Зюганов повязывал им красные галстуки. Ежегодно программа НТВ «Сегодня» показывает, как Зюганов повязывает ребятам красные галстуки, но в этом году, в связи с годовщиной, пионерам было уделено особое внимание. Пионеры развернули перед зрителями красное знамя с портретом Ленина, Зюганов говорил, что количество пионеров растет из года в год, и, что сейчас только в Москве более 2 000 пионеров. Потом, почему-то был наспех показан небольшой скаутский отряд, и его начальник успел только сказать, что в основе идеологии скаутизма лежит вера в Бога. Дойдет ли это до ушей родителей пионеров? Задумаются ли они над тем, что если они ходят в церковь, то куда посылают своих детей?

В Интернете есть сайт Ленинского коммунистического союза молодёжи Луганской областной организации (Украина). Там в статье «Пионерия» сказано: «Воспитание наших сторонников среди молодёжи надо начинать с детства. Задача коммунистов и комсомола, которые заинтересованы в коммунистическом воспитании молодого поколения, состоит, с одной стороны, в том, чтобы организовать детские группы, с другой же – в том, чтобы воссоздать свои собственные коммунистические группы, в задачу которых будет входить объединение пролетарских детей под руководством коммунистов. Пробуждение классового сознания в ребёнке и воспитание его в пролетарской солидарности и борьбе с неравенством классов. Вся деятельность пионерской организации должна быть направлена на то, чтобы воспитать из ребёнка соратника комсомола и партии».

В прошлом году по НТВ показали, как 19 мая в одной из школ Ярославля, был создан Союз мальчишек и девчонок. В школьном музее хранятся пионерское знамя, фотографии и прочее, и вот ребятам захотелось стать пионерами. Почему они создали Союз мальчишек и девчонок, а не отряд скаутов?

На этот вопрос ответил один из скаутских руководителей. Скауты в России не очень популярны. Их обвиняют в американизме и интернационализме. К сожалению, не без основания. Зачем, например, в России в ОРЮР – Организации Российских Юных Разведчиков стали ежегодно отмечать день рождения Баден-Пауэлла? Почему в ОРЮР избегают слово «разведчик»? Почему не отмечают день рождения основателя первой дружины разведчиков гвардии штабс-капитана Олега Ивановича Пантюхова?

Сегодня властям нужна массовая организация, с одной стороны, для борьбы с детской преступностью, с другой стороны, для патриотического воспитания. Московская газета «Коммерсантъ» в 2002 г. писала (цитирую по НРС от 21.06.2002), что в администрации президента России состоялось заседание по вопросам государственной молодежной политики, на котором было решено возродить «стройотряды, слеты и коллективизм». Выступал председатель центрального совета Союза молодежных организаций РФ Владимир Журавлев и председатель комиссии Совета федерации по молодежной политике и спорту Ефим Керпельман. Интересно, что сегодня делают эти начальники, существуют ли Союз молодежных организаций и Совет федерации по молодежной политике и спорту и чем они заняты?

На Дону уже создано движение казачат. Всех школьников туда записали, учат их петь казачьи песни, а начальство устраивает им смотры. Движение есть, контроль, конечно, не полный, а настоящего воспитания, кажется, нет. Нужны энтузиасты, а их не так легко найти. В советское время в школах были пионервожатые, воспитатели, получавшие жалование как учителя, и которые должны были быть этими самыми энтузиастами. Не всегда они были энтузиастами, но старались такими выглядеть. Сегодня многие родители посылают детей в пионеры только потому, что сами были пионерами. У меня создалось впечатление, что сегодня пионерия самая крупная детская организация, и что, вне сомнения, она готовит пополнения для КПРФ.

В уставе Зарубежной ОРЮР в пар. 8.2.1 сказано: «ОРЮР стремится к дружественным отношениям и сотрудничеству со всеми российскими антикоммунистическими, национальными и свободолюбивыми организациями»

Интересно, есть ли такой параграф в Уставе Российской ОРЮР?

Когда я попал в Псков, меня воодушевило краеведение. Я стал изучать историю города и рассказывать ребятам о сохранившихся памятниках старины. На Дону, и не только на Дону, тоже есть, что ребятам показать и рассказать. Мне кажется, что сегодня в России краеведение должно быть в основе всех планов разведческой работы. Краеведение это и есть настоящая разведка. Мне кажется, что разведчество без краеведения, не то, чем оно должно быть в России.

Когда-то зарубежный ОРЮР с большим успехом выступал с монтажами «Трагедия России», «Родина» и другими. Монтаж, - это выступление на сцене с пением, стихами и связующим повествованием ведущего, которое можно читать по написанному. Почему бы не устроить на Дону выступление-монтаж «Слава казачеству», а в других городах нечто связанное с историей и местными народными обычаями. Если это поставит отряд ОРЮР, то об этом будет говориться и в газетах, и в ТВ передачах и привлечет к разведчеству симпатии родителей. Ребятам будет приятно выступить на сцене перед родителями, знакомыми и незнакомыми людьми. Для начала, первое выступление следовало бы сделать короче и выступить перед более узким кругом зрителей. Будут ошибки, и их надо будет учесть и исправить. После удачного выступления, его можно будет повторить в соседней школе или в соседнем городе. Подготовка к выступлению имеет и воспитательное и образовательное значение. Надо все только хорошо продумать и подготовить.

Кроме того, разведчикам следовало бы попробовать сотрудничать с обществом «Мемориал». Ведь «Мемориал» - это изучение недавней советской истории края, тоже своего рода краеведение.

О пионерах и ТВ и газеты говорят больше, чем о скаутах. Думаю, что скауты в этом сами виноваты. Скаутизм в России из воспитательной организации, как мне кажется, превращается в развлекательную.

В Югославии на сборах зимой мы уделяли звеновым делам 15 минут, разрядам – 35 минут, 20 минут песням и 40 минут играм. В Югославии нам не надо было заниматься вопросами религии, так как в школах преподавался Закон Божий, зато уделялось много времени русской истории. В России Закона Божьего в школах не проходят, зато проходят историю России. Песни и символика имеют большое воспитательное значение. Они создают дух организации. Национально-патриотическое воспитание у нас было во всем, начиная со звеновых дел до игр включительно, и делалось это не навязчиво, а незаметно. В походах и лагерях, особенно в уютной обстановке лагерных костров, мы, окруженные иностранцами, чувствовали себя как в России, пели русские песни и читали на память стихи русских поэтов. Было трудно, но, может быть, именно трудности и укрепляли разведческий дух. В первые, спокойные годы (1909-1914 гг.), разведчество в России не могло похвалиться успехами, зато, когда началась война, вместе с патриотическим подъемом началось быстрое распространение скаутизма-разведчества в России.

Для успеха разведчества в России нужен патриотический подъем и энтузиазм. Но и этого мало. Нужно чётко определить наши цели. У разведчиков и скаутов в основе вера в Бога и служение Родине и ближним, а у пионеров верность заветам Ленина. А какие это заветы, мы хорошо знаем. Пионерии надо положить конец не запретом, а призывом к вере в Бога и служению Родине. Распространение скаутизма-разведчества СЕГОДНЯ долг каждого русского патриота. ЗАВТРА может быть поздно.

Скаутмастер Ростислав Полчанинов