На пути от бандерлогов...

Воспоминания начинающего руководителя о своем скаутском лете.

Вожак: «Вы слышите меня, бандерлоги?»
Звено: «Мы слышим тебя, Каа…»

Такой вот «интересный» девиз был у одного из звеньев в нашем дружинном лагере. А звено называлось «Волки»… Да, это было звено стопроцентных новичков, но оно было одним из сильнейших звеньев в лагере по показателям звеньевых соревнований. Никто из «Волков» так и не раскрыл тайну, кто их «просветил» насчет «бандерлогов». Или это было случайное совпадение?...

Любой начинающий руководитель, впервые отважившийся самостоятельно провести свой ПЕРВЫЙ летний лагерь, тоже чувствует себя бандерлогом. Особенно, если хочет все сделать «по-настоящему, по скаутски», и при том - не нарушить нормы СанПина.

Можно покопаться во всевозможной литературе о летних скаутских лагерях, можно посоветоваться с более опытными в этом плане руководителями, можно перелистать лекции своих (и чужих) курсов… И, все равно, остается масса вопросов. Сначала, до лагеря, это вопросы: как лучше организовать готовку, чтобы не все время на нее уходило (когда звенья живут самостоятельно)? Продукты в каждом звене хранятся или регулярно выдаются завпитом лагеря? Что включать в звеньевые соревнования, если половина разведческого лагеря - новички? Что разведчики должны обсуждать на ежедневном совете звена? Какие патенты обязательны, а какие желательны на звеновой стоянке? И т.д. и т.п.
Потом, после лагеря: Что делать, если разведчики (разведчицы) саботируют программные моменты? Как поступать с внезапно выявленными курильщиками из новичков, если звено разведчиков (разведчиц) покрывает своего курильщика? Как быть с исполнительской дисциплиной самих руководителей (ох и тяжко руководителю-сове во время своего очередного отпуска по основному месту работы вставать по утрам вместе с солнышком)? И масса других, тому подобных.

Мы при подготовке своего лагеря ориентировались на советы инс. Веры Милях (нач. 35 отряда разведчиц св. бл. Ксении Петербургской, дружина «Невская», СЗО). С ее позволения процитирую некоторые строки нашей переписки:

«1. Кухня у каждого звена своя!!! - это важный момент. Готовка объединяет. У нас сделано так (в том числе и для облегчения доли руководителя): завтрак общий, обед по звеньям (приглашается руководитель), ужин совсем отдельно. Ужин руководители сами себе делают. Это нужно для звеньев, чтобы они имели возможность поесть только своим звеном, обсудить все проблемы, не быть на виду как это происходит в течение завтрака и обеда. У нас продукты хранятся у каждого звена, они сами делают раскладку, сами контролируют расход и хранят продукты.

2. Вертушка, распределяющая дежурства звеньев, должна быть стопроцентно отрядной. Вертушка у нас: завтрак (готовят у себя на звеновом месте, потом приносят на общеотрядное место), костер (дрова и кричалки, игры), молитва и флаги (один из звена руководит молитвой всего отряда), летопись (рисуют, пишут на ватмане о событиях текущего дня). Может она быть и в звене, если девочки захотят упорядочить свои внутрезвеньевые обязанности...

3. Зарядка по звеньям. Молитва утренняя тоже. Вечерняя - всем отрядом.

4. На совете звена решаются: то, как звено показало себя по пунктам экрана соревнований, проблемы, взаимоотношения и т.п. Потом вожак приходит с этой информацией, это все обсуждается на совете руков (нач, пом + вожаки).

5. О соревновании звеньев. У нас было в прошлом году: дисциплина, звеновой дух, порядок (форма и внешний вид), добрые дела (индивидуально или всем звеном), инициатива, послушание (вертушка), костер (точки, поведение). Молчание после отбоя входит в дисциплину, т.к. это распорядок и правило дня».

И вот первый шаг на пути от бандерлогов был сделан, лагерь проведен. Не нам судить, удачно или нет. На наш взгляд, удачно. Хотя бы потому, что мы рискнули и сделали этот шаг. Честно говоря, было страшновато отступать от привычной схемы, и некоторые важные моменты «настоящего скаутского лагеря» мы так и не соблюли: подлагерь разведчиков был в минуте ходьбы от подлагеря разведчиц, а точнее, мы стояли на одной лесной опушке. Звеновые стоянки примыкали заборами друг к другу, хотя в идеале звенья друг друга не должны видеть и слышать. Не всегда удавалось соблюсти п.10.8.1. положения о лагерях (не поленитесь открыть это положение, хотя бы перед отправкой в лагерь. Многих искушений и недоразумений удалось бы нам избежать, если бы весь личный состав лагеря (включая подлагерь стаи) был ознакомлен с ним. Правда, как заявил нам, руководителям, один вожак, «…правила и написаны для того, чтобы их нарушать»). И, вообще, жить одной душой всем лагерем оказалось очень нелегко. Один важный вывод мы вынесли, от которого впредь планируем не отступать: В ЛАГЕРЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СЛУЧАЙНЫХ ЛЮДЕЙ. То есть каждый лагерник, независимо от званий и возраста, должен хотя бы мысленно подписаться хотя бы под положением о лагерях (в идеале – под уставом лагеря). И еще один вывод, не менее важный: ДЛЯ УСПЕШНОГО ЛАГЕРЯ НУЖНА СПЛОЧЕННАЯ КОМАНДА. Нам крупно повезло: вместе с нами выкладывались по полной программе очень замечательные (и очень скромные) люди, и если бы не они… Казалось бы, такие прописные истины, но очевидными они стали для нас только после лагеря.

Вторым шагом на этом самом пути (см. выше) было участие в лагере «Русский Браунси» на о. Коневец. Бесценный опыт! И пусть наша делегация ничем не отличилась в состязаниях – мы еще младенцы в разведчестве, и не нам тягаться с Костромой, Камчаткой и Уралом. Но мы многое вынесли из того, что увидели и в чем поучаствовали в этом лагере, и главное – то, к чему надо стремиться. Мы взяли на заметку даже подготовку организаторов к лагерю: как это важно - проинформировать всех участников заранее и о программе, и о церемониях, и о предстоящих состязаниях, и о требованиях к снаряжению и форме.

На такой патент, как «плита», мы стали смотреть совсем другими глазами. Чего скрывать, он казался нам, мягко сказать, излишеством. Готовить на троссике или костровой решетке куда проще, и без лишних хлопот. Со стыдом вспоминаю черные глазницы кострищ на звеновых стоянках, которые ни мы, ни наши разведчики не удосужились впопыхах даже дерном замаскировать. Бандерлоги… Да еще и с немалым туристическим стажем… Благодаря «плите» поверхность почвы не страдает вообще, и вы реально можете покинуть место стоянки со словами «нас здесь не было». Кроме того, это просто удобно, и наша делегация это оценила. Впрочем, как и многое другое – занятия, состязания, церемонии, высокий уровень организации лагеря и требований организаторов к самим себе. И, скажу по-секрету, наши юные разведчики находятся под сильнейшим впечатлением от дуэта «Джейран – Иван» («Иван Лукич Ангелов» – так по-русски звучит имя одного из французских инструкторов, улыбнитесь, кто догадался) вплоть до попытки копировать интонации, манеры и походки. А кто не слышал о роли личности в истории? Если наши парни избрали для себя этот ориентир, нам остается тихо порадоваться и вздохнуть с облегчением. И пожелать нам всем СЧАСТЛИВОЙ РАЗВЕДКИ НА ПУТИ …ОТ БАНДЕРЛОГОВ.

Шин. Ольга Ахламова, помощник начальника 53 сводного отряда прп. Пимена Угрешского, «Крутицкий вертоград», Москва