Историческая игра «Поле Куликово» для волчат и белочек

Предлагаем описание и правила исторической ролевой Игры «Поле Куликово», которая проводилась на Джамбори НОРС-Р «100 костров» в Карелии.
Руководитель – священник ВИКТОР ЗАРОВНЯЕВ.

Эта игра дает участникам возможность перенестись на 8 веков назад и пожить жизнью, какой жили предки. Все разделены: татаро-монголы, шведы, Литва и русские княжества. Задача каждого княжества сохранить людей и благоустроить свой город. У татаро-монголов – мировое господство, у шведов – распространение католичества…

Игра пройдет с большей пользой, если заранее состоится погружение в исторический период – прочтение книг, изготовление костюмов, просмотр фильмов или отрывков, инсценировка сцен, житий… Хорошо провести пробную игру накануне, в ходе которой все знакомятся с правилами на практике и исчерпывают внешние ходы типа битв. Тогда во втором дне игры дети начинают доходить до ПРИЧИН, и только тогда можно дать почувствовать действие духовных законов (10 заповедей, блаженств). В идеале первую и вторую игру (тем же составом и в тех же ролях) разделяют несколько заполненных погружением в тематику дней.

Представление руководителей игры:

Накануне игры (перед игрой) мы приходим в полном составе и антураже, в костюмах, на линейку лагеря. Звук рога? Гусли? Гитара, как гусли?

Ведущий: Не лепо нам есть, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий

Начати же ся сей песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!
Боянъ бо вещий,
растекашется мыслию по древу,

серымъ вълкомъ по земли,

сизымъ орломъ подъ облакы.

Боян: О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, реками многочестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, зверьми бещислеными, городы великыми, селы дивными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными.

(В этот момент в Бояна втыкается стрела. Смотрит на стрелу.)

Но гибель подстерегают крылатые птицы, а лисицы брешут, кости чуя… (падает)

Ведущий: Почнемъ же, братие, повесть сию

Появляется Крестоносец (вариант ханский Баскак). На шведском языке (а переводчик на ломаном русском), развернув грамоту, он говорит:

Till ryska konungen och folket. Ultimatum. Vi har hort att ni forlorade barn begarade aterforenas med sin moder Romerska kyrkan. I sa fall maste ni lyda var son den svenska jarlen. Annars kan vi forutsaga er elande i det har samt det eviga livet.

Переводчик: (Русскому князю и народу). Ультиматум.

Мы слышали, что вы, заблудшие дети, пожелали воссоединиться со своей матерью Римской церковью. Вам надлежит подчиниться нашему сыну шведскому ярлу. В противном случае мы предсказываем вам бедствия временные и вечные).

Переводчик: От себя великий ярл передает: «Я уже здесь и воюю твою землю. Если можешь, защищайся».

Татаро-монгольский посол: Хан великой Орды передает тебе: иду на тебя. Деньги, которые ты мне, собака, присылал, возвращаю тебе: сделай на них для себя и своих людей плетки.

Князь: Отче, что делать?

Священник: Если враги хотят от нас чести и славы, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это. Но за имя Христово и душу народную надо свою душу положить и кровь пролить.

Князь: Как же заповедь «Не убий»?

Преподобный: Если ты, князь, не защитишь людей мирных, то соучастником в их убийстве будешь.

Крестоносец или посол хана: Ну что, князь? Что ответишь?

Князь: Не в силе Бог, а в правде.

Ведущий: завтра (сегодня) вам предстоит пройти историческую игру, перенестись на 8 веков назад и пережить то, что переживали наши предки. Вам надо разделиться на государства и княжества. Позвольте познакомить вас с действующими лицами. Мастер Игры – руководит всей Игрой. Ему подчиняются Вестники, ответственные за то или иное княжество или государство. Вы подчиняетесь своим Вестникам. Каждому народу придается Ремесленник, помогающий решать технические вопросы.

Правила Игры будут выданы соответствующими Вестниками князьям государств, на которые вы сейчас должны разделиться.

Итак, у нас будет 7 православных русских княжеств, католическая Швеция, языческая Монгольская империя и плюралистическая разноликая Литва. Руководители делегаций выделяются в особую половецкую орду. Представляю Вестников: шведов, монголов, литовцев. Каждый из этих Вестников набирает по … (10% от общего количества максимум). Добровольцы! Желающие быть шведами, монголами и литовцами подходят к Вестникам соответствующего народа. Кто хочет присоединиться к половцам? (5%)

Русичи! Познакомьтесь: православные византийцы. Остатки некогда великой Византийской империи. От них к русским пришла вера, письменность и культура. Из их числа будет вам дан один Митрополит на всех. Кто хочет присоединиться к ним и уехать на берега Мраморного моря, в Византию? (до 5 %).

Оставшиеся: вам надо разделиться на 6 больших и одно маленькое княжество. Новгород Великий (10%,северное)! Тверь (10%)! Москва (5%)! Владимиро-Суздальское (10%)! Рязань (10%)! Южные: Киев (10%)! Галицко-Волынское (10%)! Теперь вам надо избрать князя, которому я вручу правила Игры. (Владимирскому князю выдается красный плащ). После команды вы со своим Вестником собираетесь, и он объясняет вам правила Игры. Затем вам надо будет разделить территорию игрового поля с помощью карты. До начала Игры князь должен будет набрать боярскую думу, вместе с ней определить, кто будет в его боевой дружине, кто станет земледельцем, кто городским ремесленником.

Списки представить к началу Игры.

ПРАВИЛА ИСТОРИЧЕСКОЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ПОЛЕ КУЛИКОВО» для волчат и белочек

1. Каждый отряд (в смысле «стая») должен на выбранной накануне территории создать город, т.е. крепостные стены, как минимум, одни хоромы с крышей, место для молитвы. Для этого используется лежащий на поле горбыль, гвозди, ветки, и что фантазия подскажет. Стены не должны быть выше человеческого роста. Если у княжества к исходу этапа не построено жилье и храм – начинается холод (и тогда участники должны дополнительно одеться) или мор. В случае войны стены преодолеваются только с помощью лестниц.

2. Во время Игры выходить за пределы игрового поля можно только во время официально объявленного перерыва. Человек, покинувший территорию поля в другое время, считается умершим и может вернуться только через Кладбище, сдав зачет. Поэтому каждый народ заранее приносит на поле необходимый инструмент (топор, ножовка, лопата, веревка). Инструмент используется по разрешению Ремесленника княжества.

3. Каждый человек имеет повязку соответствующего государству цвета. Попавшие на Кладбище сдают свою ленточку. От перебежчиков в другое княжество принимающий князь может потребовать сменить ленточку на цвет принимающей стороны.

4. По территории протекают реки, а также есть моря. Они обозначены веревкой на колышках. Передвижение по воде – только на «ладьях» (которые представляют собой 2 связанных ветки или доски, внутрь которых встают плывущие). Людей, находящихся на ладьях, можно поразить только из другой ладьи. «Переплыть» реку можно ползком под веревкой. Иным образом попавшие в «воду» - тонут.

5. Княжество должно соответствовать своим характеристикам. К примеру, Новгородцы, постоянно испытывающие недостаток еды из-за неурожая, торгуют и занимаются ремеслом. Владимирское княжество должно содержать Митрополита, и иметь искусных храмоздателей. Шведы должны попытаться распространить католичество мечем. Монголы должны попытаться обрести мировое господство.

6. В конце каждого этапа Игры (его продолжительность определяется каждый раз решением Мастера, но составляет не более 1 часа) по громкоговорителю объявляется перерыв (и перемирие) на 10 минут, в течение которых происходит выдача урожая, объясняются новые обстоятельства, можно сбегать до лагеря и т.п.

7. Необходимо питаться. Если не ведется сельское хозяйство, то раз в этап оставшаяся пища изымается (ее «съели»). Если ведется – выдается новая, для южных государств и княжеств в большем количестве, чем для Швеции и Новгорода. Для пропитания каждое княжество руками крестьян создает поле (свободное от травы; возможно, что вестник будет требовать перевернутый дерн) размером во столько квадратных ступней, сколько жителей. Каждая ступня2 поля засевается. Раз в этап поле плодоносит. Для скотоводства необходимо огороженное травяное пастбище, на котором стоят фигуры коров/быков или лошадей. Можно «ловить рыбу». Для этого нужна модель удочки: палка с «леской», «крючок», поплавок, грузило. Человек, не предъявивший пищи по требованию Вестника или Мастера Игры, «умирает».

8. К каждому государству (княжеству) приставляется Вестник из числа Стаффа, беспрекословно подчиняющийся Мастеру Игры. Он следит за соблюдением заповедей и правил игры и докладывает Мастеру Игры[i], раздает в свое время плоды, заботится о своем народе. В случае исполнения заповедей и правил Мастер через Вестников дарует умножение плодов, через митрополита и иноков подсказывает о залежах полезных ископаемых, о нахождении меча-кладенца и т.п., подсказывает правильные ходы, отводит агрессию. Мастер, за редким исключением, общается только с Вестниками, Митрополитом или с Иноками. За неисполнение заповедей и правил Мастер через Вестников посылает неурожай, жор (игроки обязаны съесть значительное количество припасов раньше времени), мор, холод (и тогда необходимо одеть дополнительную одежду), а также иноплеменное нашествие. На случай противления Вестникам есть Вестники Смерти, которые уводят строптивого в Изолятор, откуда, за редким исключением (см. ниже), нет возврата до конца Игры.

9. «Умершие» поступают на Кладбище и лишаются повязки. Повязка должна быть отдана соответствующему Вестнику. Кладбище делится на две части. Доблестно отдавшие жизнь, соблюдшие заповеди и правила попадают в Эдем, кушают при желании, отдыхают и «воскресают». Для «воскресения» (и чтобы получить зачет) необходимо ответить на вопросы по истории Хозяину Кладбища.

10. Во вторую часть Кладбища – Изолятор – попадают те, кто скверно себя ведет, злостно нарушает правила, предает своих, обманывает руководителей Игры, калечит окружающих (таковых определяет Вестник государства, с утверждением решения Мастером Игры). Из Изолятора нет возврата в Игру, за исключением случаев, когда какое-нибудь государство письменно просит о прощении такого человека через Вестника или Иноков. Но и в таком случае за Мастером остается право оставить «окаянного» в Изоляторе или отправить за пределы игрового поля.

11. Каждый человек может – по благословению митрополита и разрешению князя – стать Иноком до «смерти» или конца игры. Инок не может участвовать в войне, должен слушаться Митрополита, знать заповеди с толкованиями и правила игры, должен найти Мастера и поговорить с ним, а также молиться Богу. Инок может общаться непосредственно с Мастером и ходатайствовать за свой народ. Иноки могут удалиться из княжества в свой монастырь, стараются ни с кем не ссориться, делятся насущным с нуждающимися, слушаются князя, если это не противоречит правилам и заповедям. Иноки могут стать миссионерами в другом государстве.

12. Человека, взятого в плен, можно обратить в рабство. Его могут выкупить. Раб должен слушаться своего господина. Господин может «убить» непослушного раба (понятно, что никто не запрещает обращаться и человеколюбиво с пленником).

13. Убитым считается человек, пораженный меловой частью оружия в тело (так называемую «область футболки»). Ранение в руку и ногу считается легким. В голову метить нельзя. Умершим считается и тот, кто лишился своей повязки.

14. Цель каждого отдельного игрока – сдать зачет по теме и достойно провести Игру, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые» часы. Цель каждого государства – сохранить народ, получить высокую оценку. Оценивается: работа в команде, послушание начальству, героизм, дипломатия, красота города, изобретательность, изделия ремесла, а также исполнение заповедей. Государство сохраняется, если оно добровольно входит в союз с другим.

15. Имеют хождение денежные единицы «гривны». 25 серебряных гривен равняются одной золотой. Золотые гривны обмениваются в конце игры на «костерки».

16. Оружие: Меч – палка из велотерма, намазанная мелом («заточенный меч»).
Копье – длинная палка с комом строительной пены на конце, который намазывается мелом
Латы – картон или туристический коврик, скрепленный скотчем, прикрывает тело или голову. Можно срывать их руками.

[i] Заповеди и их применение:

Краткое содержание:

- Возлюби Бога более себя
- Возлюби ближнего своего, как себя

10 ЗАПОВЕДЕЙ (ветхозаветных)

1. Я – Господь Бог твой, пусть не будет у тебе других богов.

2. Не сотвори себе кумира, т.е. предмета поклонения. (Нарушением является и следование астрологическим прогнозам).

3. Не произноси имени Господа Бога твоего попусту. (Нарушением является божьба, сквернословие, неприличные анекдоты, пустословие)

4. Шесть дней делай все дела твои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. (Не ленись. Часть доходов и времени – на молитву, храм и дела милостыни. Давай не только себе, но и подчиненным отдых).

5. Почитай своих родителей, и будет тебе хорошо и долго будешь жить на земле. (Надо слушаться родителей и тех, кто их заменяет: старших, учителей, начальство. Надо заботиться о «стариках» и поминать умерших).

6. Не убей. (Военные действия можно вести только с целью уменьшения кол-ва убитых, т.е. для защиты ближних своих от агрессии. Помогай в беде. Нельзя обижать, ведь можно убить и душу!).

7. Не изменяй. (Не предавай доверившихся тебе. Нельзя без благословения вступать в брак, расторгать его, вступать во внебрачные связи. Нужно вести себя и одеваться скромно)

8. Не воруй. (Не только красть нельзя, но и приносить убыток, пользоваться беспомощным состоянием для наживы, брать в долг и не отдавать и т.п. Нашел вещь – оставь ее на месте или найди хозяина).

9. Не ври.

10. Не пожелай ничего, что есть у ближнего твоего. (Т.е. не завидуй, не жалуйся на несправедливость начальства, на милости по отношению к другому).

Вопросы по истории:

1) Какие главные русские княжества времен татаро-монгольского ига вы знаете?
2) Какова была главная беда на Руси до вторжения монголов? В чем причина успеха завоевателей? Были ли их успехи долговечными и почему?
3) Какое мировоззрение было государственным на Руси (атеизм, язычество, мусульманство, христианство: православное, католическое, протестантское, плюрализм)? Почему Русь смогла объединиться и за счет чего стала расти?
4) Назовите основных соседей Руси этого периода и кратко опишите их мировоззрение, а также развитие отношений между ними и Русью. Покажите их на карте
5) Опишите основные события на Руси в 1223 г., 1237-39 гг., 1240 г, 1242 г., 1380 г., 1480 г.
6) В чем выражалось татаро-монгольское иго?
7) Расскажите пример героического, а также отрицательного или сомнительного поведения русских.
8) Расскажите о политике св. Александра Невского.
9) Опишите положение и деятельность Церкви в этот период.
10) Расскажите о преподобном Сергии Радонежском и его роли в деле объединения Руси.
11) Опишите образ жизни древнерусского человека.
12) Расскажите 10 ветхозаветных заповедей.