Историческая игра «Поле Куликово» для разведчиков и разведчиц

Предлагаем описание и правила исторической ролевой Игры «Поле Куликово», которая проводилась на Джамбори НОРС-Р «100 костров» в Карелии.
Руководитель – священник ВИКТОР ЗАРОВНЯЕВ.

Эта игра дает участникам возможность перенестись на 8 веков назад и пожить жизнью, какой жили предки. Все разделены: татаро-монголы, шведы, Литва и русские княжества. Задача каждого княжества сохранить людей и благоустроить свой город. У татаро-монголов – мировое господство, у шведов – распространение католичества…

Игра пройдет с большей пользой, если заранее состоится погружение в исторический период – прочтение книг, изготовление костюмов, просмотр фильмов или отрывков, инсценировка сцен, житий… Хорошо провести пробную игру накануне, в ходе которой все знакомятся с правилами на практике и исчерпывают внешние ходы типа битв. Тогда во втором дне игры дети начинают доходить до ПРИЧИН, и только тогда можно дать почувствовать действие духовных законов (10 заповедей, блаженств). В идеале первую и вторую игру (тем же составом и в тех же ролях) разделяют несколько заполненных погружением в тематику дней.

Представление руководителей игры:

Накануне игры (перед игрой) мы приходим в полном составе и антураже, в костюмах, на линейку лагеря. Звук рога? Гусли? Гитара, как гусли?

Ведущий: Не лепо нам есть, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий

Начати же ся сей песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!
Боянъ бо вещий,
растекашется мыслию по древу,

серымъ вълкомъ по земли,

сизымъ орломъ подъ облакы.

Боян: О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, реками многочестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, зверьми бещислеными, городы великыми, селы дивными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными.

(В этот момент в Бояна втыкается стрела. Смотрит на стрелу.)

Но гибель подстерегают крылатые птицы, а лисицы брешут, кости чуя… (падает)

Ведущий: Почнемъ же, братие, повесть сию

Появляется Крестоносец (вариант ханский Баскак). На шведском языке (а переводчик на ломаном русском), развернув грамоту, он говорит:

Till ryska konungen och folket. Ultimatum. Vi har hort att ni forlorade barn begarade aterforenas med sin moder Romerska kyrkan. I sa fall maste ni lyda var son den svenska jarlen. Annars kan vi forutsaga er elande i det har samt det eviga livet.

Переводчик: (Русскому князю и народу). Ультиматум.

Мы слышали, что вы, заблудшие дети, пожелали воссоединиться со своей матерью Римской церковью. Вам надлежит подчиниться нашему сыну шведскому ярлу. В противном случае мы предсказываем вам бедствия временные и вечные).

Переводчик: От себя великий ярл передает: «Я уже здесь и воюю твою землю. Если можешь, защищайся».

Татаро-монгольский посол: Хан великой Орды передает тебе: иду на тебя. Деньги, которые ты мне, собака, присылал, возвращаю тебе: сделай на них для себя и своих людей плетки.

Князь: Отче, что делать?

Священник: Если враги хотят от нас чести и славы, – дадим им; если хотят злата и сребра – дадим и это. Но за имя Христово и душу народную надо свою душу положить и кровь пролить.

Князь: Как же заповедь «Не убий»?

Преподобный: Если ты, князь, не защитишь людей мирных, то соучастником в их убийстве будешь.

Крестоносец или посол хана: Ну что, князь? Что ответишь?

Князь: Не в силе Бог, а в правде.

Ведущий: завтра (сегодня) вам предстоит пройти историческую игру, перенестись на 8 веков назад и пережить то, что переживали наши предки. Вам надо разделиться на государства и княжества. Позвольте познакомить вас с действующими лицами. Мастер Игры – руководит всей Игрой. Ему подчиняются Вестники, ответственные за то или иное княжество или государство. Вы подчиняетесь своим Вестникам. Каждому народу придается Ремесленник, помогающий решать технические вопросы.

Правила Игры будут выданы соответствующими Вестниками князьям государств, на которые вы сейчас должны разделиться.

Итак, у нас будет 7 православных русских княжеств, католическая Швеция, языческая Монгольская империя и плюралистическая разноликая Литва. Руководители делегаций выделяются в особую половецкую орду. Представляю Вестников: шведов, монголов, литовцев. Каждый из этих Вестников набирает по … (10% от общего количества максимум). Добровольцы! Желающие быть шведами, монголами и литовцами подходят к Вестникам соответствующего народа. Кто хочет присоединиться к половцам? (5%)

Русичи! Познакомьтесь: православные византийцы. Остатки некогда великой Византийской империи. От них к русским пришла вера, письменность и культура. Из их числа будет вам дан один Митрополит на всех. Кто хочет присоединиться к ним и уехать на берега Мраморного моря, в Византию? (до 5 %).

Оставшиеся: вам надо разделиться на 6 больших и одно маленькое княжество. Новгород Великий (10%,северное)! Тверь (10%)! Москва (5%)! Владимиро-Суздальское (10%)! Рязань (10%)! Южные: Киев (10%)! Галицко-Волынское (10%)! Теперь вам надо избрать князя, которому я вручу правила Игры. (Владимирскому князю выдается красный плащ). После команды вы со своим Вестником собираетесь, и он объясняет вам правила Игры. Затем вам надо будет разделить территорию игрового поля с помощью карты. До начала Игры князь должен будет набрать боярскую думу, вместе с ней определить, кто будет в его боевой дружине, кто станет земледельцем, кто городским ремесленником.

Списки представить к началу Игры.

ПРАВИЛА ИСТОРИЧЕСКОЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ПОЛЕ КУЛИКОВО» для разведчиков и разведчиц.

1. Игрой руководит Мастер Игры (далее Мастер). К каждому государству (княжеству) приставляется Вестник из числа Стаффа, беспрекословно подчиняющийся Мастеру. Он следит за соблюдением заповедей и правил игры и докладывает Мастеру об их нарушении или исполнении[i], раздает в свое время плоды, а также может ходатайствовать перед Мастером об особых милостях. В случае исполнения заповедей и правил Мастер через Вестников дарует умножение плодов, через митрополита и иноков подсказывает о залежах полезных ископаемых, о нахождении Меча-кладенца и т.п., подсказывает правильные ходы, отводит агрессию или наводит на упрямых врагов мор. Мастер, за редким исключением, общается непосредственно только с Вестниками, Митрополитом, с Иноками, или с умершими. За неисполнение заповедей и правил Мастером через Вестников посылается неурожай, жор (игроки обязаны съесть значительное количество припасов раньше времени), мор, холод (и тогда необходимо одеть дополнительную одежду), засуха, а также иноплеменное нашествие. На случай противления Вестникам есть Вестники Смерти (крепкие парни из числа скаутов – двое или трое), которые уводят строптивого в Изолятор, откуда, за редким исключением (см. ниже), нет возврата до конца Игры.

2. Каждый отряд должен на выбранной накануне территории создать город, т.е. крепостные стены, храм, как минимум одни хоромы с крышей. Для этого используется лежащий на поле горбыль, гвозди, веревки, ветки и что фантазия подскажет. Необходимый инструмент приносят сами играющие до начала Игры (ножовки, лопаты, топоры, молотки, веревки). Он используется под наблюдением ремесленников. Скотч выдается (1 тонкая катушка на княжество). Стены не должны быть выше 1,5 метров. Если у княжества к исходу 1 этапа не построено жилье и храм – начинается холод (и тогда участники должны дополнительно одеться или сделать по 50 отжиманий/приседаний) или мор. В случае войны стены преодолеваются только с помощью лестниц.

3. Каждый человек имеет повязку соответствующего государству цвета (см. описание княжеств). Попавшие на Кладбище сдают свою ленточку своему Вестнику. От перебежчиков в другое княжество принимающий князь может потребовать сменить ленточку на цвет принимающей стороны.

4. Передвижение по территории – только шагом. Бегом могут передвигаться только «конные». Конь представляет собой палку с лошадиной мордой на конце, сделанной из травы, картона или т.п. Она носится с собой или прикрепляется к телу.

5. По территории протекает река Волга с притоками, а также есть два моря, Варяжское (Балтийское) и Черное. Они обозначены веревкой на колышках. Передвижение по воде – только на «ладьях» (которые представляют собой 2 связанных ветки или доски, внутрь которых встают плывущие). Людей, находящихся на ладьях, можно поразить только из другой ладьи. Попавшие в «воду» иным образом тонут. Можно построить мост. Исключение для конницы – могут «переплыть» реку (ползком), держась за коня.

6. Княжество должно соответствовать своим характеристикам. К примеру, Новгородцы, постоянно испытывающие недостаток еды из-за неурожая, торгуют и занимаются ремеслом. Во Владимирском княжестве живет Митрополит. Владимирцы хранят Владимирскую икону Божией Матери и должны построить не менее 2-х храмов. Митрополит хранит и раздает или продает иконы. Шведы должны попытаться распространить католичество мечем. Монголы должны попытаться обрести мировое господство.

7. В конце каждого этапа Игры (его продолжительность определяется каждый раз решением Мастера Игры, но составляет не более 1 часа) по громкоговорителю объявляется перерыв на несколько минут, в течение которых происходит выдача урожая, объясняются новые обстоятельства, можно сбегать за пределы игрового поля и т.п. В иное время человек, покинувший игровое поле, считается умершим от старости и может вернуться только через Кладбище.

8. Необходимо питаться. Если не ведется сельское хозяйство, то раз в этап оставшаяся пища изымается (ее «съели»). Если ведется – выдается новая, обыкновенно в двойном размере от посаженного для южных государств, и 1:1 для Швеции, Литвы и Новгорода. Для пропитания каждое княжество руками крестьян создает вспаханное поле (сорванная трава или перевернутый дерн в зависимости от игры; определяет Мастер) размером во столько квадратных ступней, сколько жителей. Каждая ступня2 поля засевается. Раз в этап поле плодоносит. Для скотоводства необходимо огороженное травяное пастбище, на котором стоят фигуры коров (5 квадратных ступней на корову). Народ, не предъявивший пищи по требованию Вестника или Мастера Игры, начинает вымирать. Можно ловить рыбу. Для этого необходимо соорудить удочку с леской (ниткой), крючком, грузилом и поплавком.

9. Умершие, убитые на войне поступают на Кладбище и лишаются повязки. Повязка должна быть отдана соответствующему Вестнику. Кладбище делится на две части. Доблестно отдавшие жизнь, соблюдшие заповеди и правила попадают в Эдем, при желании могут сходить в лагерь, отдыхают и могут «воскреснуть» в мир, в свое княжество. Для этого необходимо, во-первых, в порядке очереди ответить на вопросы по истории Руси Хозяину Кладбища (или Мастеру). Во-вторых, Митрополит, или назначенный им Инок соответствующего государства должен «вымолить», т.е. принести на Кладбище письменную просьбу о «воскрешении» того или иного человека. «Воскресающие» христиане должны спеть тропарь Пасхи «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Лучшим из воскресающих, по их желанию и решению Мастера дается «безсмертие», т.е. свобода от «мира» и его правил: 1) либо для помощи в делах управления – в качестве Вестников и т.п.– 2) либо, чтобы покинуть игру для отдыха. Митрополит может даже приказать Инокам составить «житие» этого человека.

10. Стать христианином в Игре можно через возложение руки Митрополита или назначенных им лиц из числа иноков (со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа»).

11. Во вторую часть Кладбища – Изолятор – попадают те, кто скверно себя ведет, злостно нарушает правила, предает своих, обманывает руководителей Игры, калечит окружающих (таковых определяет Вестник государства, с утверждением решения Мастером Игры). Из Изолятора нет возврата в Игру, за исключением случаев, когда какое-нибудь государство усиленно письменно просит о «упокоении» такого человека через Вестника или Иноков. Но и в таком случае за Мастером остается право оставить «окаянного» в Изоляторе или отправить за пределы игрового поля. Однако в Изоляторе можно ответить на вопросы и получить зачет по истории.

12. Каждый человек может – по благословению митрополита и разрешению князя – стать Иноком до смерти или конца игры. Инок отличается черной повязкой, дополнительной к повязке цвета соответствующего княжества. Инок не может участвовать в войне, должен слушаться Митрополита (и князя, если это не противоречит заповедям), знать заповеди с толкованиями и правила игры, а также молиться Богу в храме (при его наличии). Они могут непосредственно общаться с Мастером, ходатайствовать перед ним за свой народ. Князь не может послать такого инока на войну. Иноки могут удалиться из княжества в свой монастырь, выбирают старшего, строят храм, молятся, ведут хозяйство, изучают заповеди и правила Игры, стараются ни с кем не ссориться, делятся насущным с нуждающимися. Иноки могут стать миссионерами в другом государстве, а также Вестниками после «смерти».

13. Человека, взятого в плен, можно обратить в рабство. Его могут выкупить. Раб должен слушаться своего господина. Господин может «убить» непослушного раба (понятно, что никто не запрещает обращаться и человеколюбиво с пленником). Князь может объявить рабом (холопом) преступника, «изгоя», и наоборот, освободить раба. У раба отнимается повязка, он может существовать без повязки только внутри города или, со связанными ногами вне города. Иначе его отправляют на Кладбище.

14. Убитым считается человек, пораженный меловой частью оружия в тело (так называемую «область футболки»). Ранение в руку и ногу считается легким. В голову метить нельзя. Попавший в голову лишается жизни сам. Умершим считается и тот, кто лишился своей повязки (кроме рабов).

15. К каждому княжеству прикрепляется ремесленник из числа Стаффа для помощи в строительстве и изготовлении необходимых предметов. Инструментами (даже своими личными) можно в Игре пользоваться только с разрешения своего Ремесленника. Любое изготовленное оружие должно быть одобрено и промаркировано Ремесленниками.

16. Лучшее из произведенных товаров скупаются византийскими купцами и оцениваются в конце Игры.

17. Цель каждого отдельного игрока – сдать зачет по теме и получить «костерки» на патруль. Для этого надо достойно провести Игру в составе государства, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые» часы. Цель каждого государства – сохранить народ, получить высокую оценку по следующим критериям: 1) работа в команде, в т.ч.послушание начальству, 2) подвиги, 3) политика 4) количество людей 5) красота города и изобретательность, 6) изделия ремесла, 7) исполнение заповедей и правил Игры, 8) общее благосостояние государства (земли, поля, гривны). Шведы и Татаро-монголы оцениваются особо. Государство, добровольно вступившее в союз или слившееся с другим, не исчезает. Исчезает и лишается Вестника государство, потерявшее всех своих людей.

18. Имеют хождение денежные единицы «гривны». 25 серебряных гривен (скрепок) равны 1 золотой. Золотые гривны по окончании Игры обмениваются на «костерки».

19. Оружие:
Меч – палка с комом монтажной пены на конце, намазанным мелом («заточенный меч») + полиэтиленовая крышка в роли фиксатора, «гарды».
Копье – длинная палка с комом строительной пены на конце, который намазывается мелом
Булава – ком намазанной мелом пены на веревке. Булава поражает через латы (кроме металлической кольчуги).
Латы – картон или туристический коврик, скрепленный скотчем, прикрывает тело или голову латы защищают от меча и копья. Можно срывать их руками.
Щиты – любые.
Меч-кладенец поражает (отнимая сразу все жизни), при малейшем прикосновении клинком к любой части тела, кроме головы, разрушает любое оружие, с которым соприкоснется. Клинок при этом не надо мазать мелом. От Меча-кладенца может защитить только настоящая металлическая кольчуга.

[i] Заповеди и их применение:

Краткое содержание:

- Возлюби Бога более себя
- Возлюби ближнего своего, как себя

10 ЗАПОВЕДЕЙ (ветхозаветных)

1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебе других богов.
Вера в единого Бога. Наличие храма и службы в нем; исполнение заповедей, послушание Божьим слугам, в данном случае Мастеру, Вестникам, Митрополиту и от него поставленным.

2. Не сотвори себе кумира.
Отказ от идолослужения, скромность, послушание начальству за исключением случаев, когда оно требует непослушания Богу.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе. т.е. зря.
Нарушением является и сквернословие. За божбу, за злословие на Мастера – неслышание просьб. Богохульство – смерть.

4. Шесть дней делай вся дела твоя, в день же седьмой – покой Господу Богу твоему.
Ленивые вымирают. Часть доходов, времени и людей – на храм и дела милостыни. Молитвы. Давай даже рабам отдых.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле
Послушание старшим в патруле и княжестве, Великому Князю. Забота о «стариках» и память об умерших. Послушание законной гражданской власти.

6. Не убий.
Военные действия только с целью уменьшения кол-ва убитых, для защиты ближних своих от агрессии. Помощь в беде.

7. Не прелюбодействуй.
Нельзя без благословения вступать в брак, расторгать его, вступать во внебрачные связи, уходить из иноков. Наказание – неплодие, мор и др.

8. Не укради.
Не только красть нельзя, но и приносить убыток, давать деньги в рост, пользоваться беспомощным состоянием для наживы, брать в долг и не отдавать и т.п. За нарушение – нашествие с разорением, увеличение ордынского выхода, налогов, неурожаи. За исполнение - наоборот

9. Не клевещи.
За вранье и злые доносы – смерть злая. Не рой яму другому, сам в нее попадешь!

10. Не пожелай ничего, что есть у ближнего твоего.
Т.е. не завидуй, в т.ч. не жалуйся на несправедливость начальства, на милости по отношению к другому.

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА (новозаветные):

1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. (Я – последняя буква алфавита)

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. (Но не хныкающие. Благословен плач о несовершенстве себя и мира. Блаженны безропотно переносящие обиды)

3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. (Противоположность – наглые)

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. (Противоположность – несправедливые и лживые)

5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. (Противоположность – сквернословы, скабрезники и блудницы)

7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. (В том, конечно, случае они молодцы, если эти правдолюбцы прощают несправедливости своим гонителям)

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех! (Награда обещается всем страдающим за исповедание христианства. Противоположность – предатели христианской веры, испугавшиеся неприятностей).