Раздельное обучение - шаг от пропасти

Интервью с доктором мед. наук КОЗЛОВСКОЙ Г.В.

Шишова Т. Л.
Аннотация редактора

В последнее время в прессе активно обсуждается проблема раздельного обучения и воспитания мальчиков и девочек.

Как обычно, мнения разделились. Но вот что примечательно: в полемике мелькали имена известных киноактеров, звезд эстрады и даже футболистов, но почти не звучали высказывания психологов, педагогов и врачей, профессионально изучавших данный вопрос.

Мы хотим хоть немного восполнить этот пробел и публикуем мнение крупнейшего детского психиатра, зав. отделом Центра психического здоровья доктором мед. наук Козловской Г.В. Можно сказать, это тоже звезда, причем мировой величины, поскольку Галина Вячеславовна одна из немногих психиатров в нашей стране и за рубежом занимается изучением психики детей раннего возраста. А ведь именно раннее развитие ребенка во многом определяет его личность весь дальнейших ход его жизни...

Г.К.: Новое часто бывает хорошо забытым старым. А в данном случае и забыть-то старое почти не успели, потому что история совместного воспитания мальчиков и девочек очень невелика. В нашей стране, например, раздельное воспитание стало директивно применяться примерно с конца 50-х годов. А до этого воспитание традиционно было раздельным. Можно сказать, что таковым оно практиковалось испокон веку. Почему, спрашивается? - Да потому что традиционно каждый народ ставил своей целью сохранение и преумножение здорового потомства.

Поэтому воспитанию молодого поколения уделялось очень большое внимание. И не только среди аристократической прослойки общества, но и в среде бедняков детей старательно ориентировали на мужской и женский образы, считавшиеся идеалом данной культуры. Интересно, что у всех народов, несмотря многообразные различия между ними, женщины и мужчины резко различались в своих обязанностях, задачах, работах, и внешне и внутренне. Это безусловно имеет под собой глубинную основу.

Корр.: Какую?

Г.К.: Женщина и мужчина - по-разному устроенные организмы. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость, ранимость, терпимость, нерешительность. Мужчине, наоборот, присущи резкость, решительность, азартность, увлеченность, обуянность идеями, бесшабашность, удаль и так далее. Надо сказать, что в трудные моменты женщина вполне могла проявить очень большую смелость, и находчивость. Но это именно в трудные моменты. А в основном, главенствующую роль в обществе традиционно играл мужчина. Хотя при этом женщина тоже всегда была активным строителем общества, но со своими задачами и со своими особенностями. И казалось, что эти особенности присущи полам изначально, а значит, они могут быть сохранены, невзирая ни на какие педагогические новшества и социальные эксперименты.

Поэтому-то в свое время общественность так легко согласилась на совместное обучение мальчиков и девочек. Было приведено множество доводов, почему раздельное обучение тормозит развитие общества. Говорилось, например, что при раздельном обучении не удается использовать задатки женского ума, что уровень образования, которое получают женщины занижен, и в результате они бывают невостребованными в обществе, где правят мужчины.

Корр.: Что ж, теперь, по прошествии пятидесяти лет, пожалуй, пора подвести некоторые итоги.

К.Г.: Сторонникам совместного обучения мальчиков и девочек казалось, что новация безопасна и от нее общество получит одни только выгоды. Но выяснилось, что это не так.

Выяснилось, что подобное вмешательство в воспитательные процессы вызывает большие изменения не только в поведенческом плане, но и на уровне биологии. В поведенческом плане отход от принципов раздельного обучения и воспитания меняет половую ориентацию, делая ее смешанной: феминизирует мужчин и маскулинизирует, омужествляет женщин. У женщин появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мужчины соглашаются на второстепенную роль, роль ведомого. И женщина, сама того не подозревая, обрекает себя на одиночество. Ведь такой феминизированный мужчина не очень-то ей и нужен! Ей нужен защитник - активный, сильный, бесшабашный. Короче, настоящий мужчина. А у нее под боком не мужчина, а ребенок, который сам требует защиты и помощи. Так возникает опасный перекос ролей. Феминизированный мужчина, будучи инфантильным, женственным, ведет себя как зависимый человек. Тем более с женщиной, претендующей на роль командира. Это, естественно, порождает проблемы в семье и в воспитании детей.

Корр.: Давайте остановимся на воспитании подробней.

К.Г.: Феминизированный папа уже не может быть авторитетом в семье. Это уже не наказующее звено, к которому мама может обратиться за помощью, когда ребенок плохо себя ведет.

Нет, теперь во многих семьях мама выполняет наказующую функцию: бьет ребенка, ставит его в угол... А папа жалеет его и, смягчая факт наказания начинает с ним играть. А мама, соответственно, в присутствии ребенка делает отцу замечания... Вот и получается, что смешанное воспитание привело к нивелировке ролей мужчин и женщин в обществе.

Корр.: Но ведь, с другой стороны, сейчас активно внедряется ранняя сексуализация детей и подростков - так называемое "половое воспитание", а точнее - "сексуальное просвещение". Мальчикам и девочкам доходчиво, наглядно, с использованием видеофильмов и муляжей объясняют, чем они отличаются друг от друга и что из этого следует. Может быть, это поможет восстановить нарушенный баланс?

К.Г.: Отнюдь. Ранняя сексуализация - особенно при смешанном воспитании! - оказывает отрицательное воздействие на формирование личности. Как мужской, так и женской. У мужчин она вызывает изменение половой ориентации, интерес к своему собственному полу и отвращение к противоположному. А у женщин возникают, видимо, другие, сейчас пока еще мало фиксируемые осложнения, потому что женщина, в основном, является страдательной фигурой в этом процессе ранней сексуализации общества. Женщина становится предметом сексуальной эксплуатации, она должна принимать противозачаточные средства, которые оказываются далеко не безобидными для ее организма.

Ранний сексуальный опыт приводит ее в группу риска здоровью. Такие женщины больше подвержены гинекологическим заболеваниям, у них развивается бесплодие, постепенно утрачивается интерес к семейной жизни, в том числе и к сексуальным отношениям с мужчиной. Недаром в западных странах, где вовсю пожинают плоды сексуальной революции, так много фригидных женщин. Казалось бы, они чуть ли не с пеленок осваивают технику секса, а результат прямо противоположный.

Корр.: Ну, хорошо, поведенческие изменения - это понятно. Но вы упомянули и изменения на уровне биологии...

К.Г.: В развитых странах были проведены исследования: ученые пытались понять, почему происходит такая массовая феминизация мужчин и маскулинизация женщин. Мы это видим повсеместно, в том числе и в области высокой моды. Исказились эталоны женской красоты. В основном, женщины сейчас излишне худые, без материнского начала. У них неразвитая грудь, растрепанные волосы, резкие манеры, мальчишеский облик. Многие из них не только курят, но и пьют наравне с мужчинами. "В чем дело?" - задались вопросом западные ученые и изучали это на уровне хромосом. Обнаружилось, что мужская хромосома, Y-хромосома, которая, по сути, обуславливает мужской облик, имеет склонность к редуцированию, уменьшению. А феминизация мужчин приводит к нивелировке полов, конвергенции, сближению мужчин и женщин, к появлению этакого гермафродита - существа, в котором нет четкого разделения женских и мужских
признаков. Отсюда напрашивается вывод, что формирование женщины и мужчины требует строгих воспитательных, традиционных приемов.

Корр.: Неужели воспитательными, педагогическими приемами можно повлиять даже на хромосомы?

К.Г.: Да! Кому-то это покажется невероятным, но факт остается фактом. Кстати сказать, научная мысль развивалась в данном направлении уже давно. Еще последователь Дарвина Ламарк говорил о том, что смена видов в природе может происходить достаточно быстро. А наш ученый Лысенко утверждал, что даже с помощью воздействия внешней среды можно повлиять на генетическую информацию и в пределах одного поколения получить изменения генетической программы.

Корр.: Но над Лысенко так смеялись в последние годы...

К.Г.: Смеялись-смеялись, а тем не менее селекционеры во всем мире до сих пор пользуются его открытиями и методами.

Напр., яровизацией для повышения урожайности. Как к нему ни относиться - а фигура это, конечно, неоднозначная - вклад Лысенко в науку неоспорим. Да и потом, сходных мнений насчет воздействия на генетическую программу придерживались и другие генетики. И на примере такого, казалось бы, безобидного эксперимента, как смешанное воспитание полов - особенно в западных странах, где под влиянием феминисток, оно внедрялось очень жестко - мы сталкиваемся с серьезными биологическими проблемами: с уменьшением воспроизводства потомства, с массовым бесплодием, с феминизацией мужчин...

Корр.: Иными словами, с деградацией, которая ведет к вырождению рода?

К.Г.: Совершенно верно, это элементы вырождения. И возникает вопрос: что же ожидает человечество, если дифференциация полов сглаживается? - Увы, ничего хорошего! Больше того, оказывается, такое бывает и в животном мире. В некоторых популяциях обезьян вожак выбирает себе пару и производит потомство только с ней. А у остальных женских особей даже не развиваются вторичные половые признаки. Если же "супруга" вожака умирает, то он выбирает другую самку. Это очень напоминает процесс, происходящий в пчелином рое. В случае смерти пчелиной матки кормят особым образом другую пчелу, и тогда она становится маткой. Так и в этих популяциях обезьян у самки могут появиться вторичные половые признаки лишь, когда она становится востребованной для производства на свет потомства. То есть, половая ориентация - вещь хрупкая. И не только на протяжении жизни одного поколения, но и в течение жизни каждого отдельно взятого человека она может быть изменена, нарушена. А с другой стороны, женское и мужское начало - это настолько традиционно, серьезно и фундаментально для человеческого общества, что, конечно, в наших генетических программах наверняка заложена половая ориентация. И хотя под воздействием внешних факторов она изменяется, это можно исправить, если придерживаться правильных, традиционных моделей поведения.

Корр.: И как же теперь быть? Снова сделать поворот на 180 градусов и вернуться к отдельным школам для мальчиков и девочек? Но резкие перемены всегда вызывают недовольство в обществе. А у нас и так сейчас напряженности хватает.

К.Г.: Перед встречей с вами в нашем отделе прошла блиц-конференция по проблеме раздельного воспитания. И одна из наших коллег, педагог с очень большим стажем, высказала очень интересное предложение. Не нужно специальных школ, можно в рамках одной школы организовать классы для девочек и классы для мальчиков. На переменах и после уроков дети могут общаться, а учатся пусть раздельно.

Корр.: Кое-где по этому пути уже пошли. В Москве есть такие школы, в республике Коми их уже 500. Теперь и Ставрополье решило перенять опыт раздельных классов.

Г.К.: По-моему, это очень щадящий метод. Хотя и он потребует определенных изменений. В частности, изменений педагогического состава. Сейчас этот состав почти целиком женский, что крайне отрицательно сказывается на мальчиках. Ведь мальчики психологически и физически более ранимы, а значит, более уязвимы для педагогического воздействия. Они легко перенимают женский тип поведения воспитателей и педагогов, становятся нерешительными, боятся девочек, попадают под их прессинг. Девочки развиваются быстрее мальчиков, подчиняют их себе, начинают проявлять к ним агрессию. А тут еще и учителя, в основном, женщины, которым психология девочек гораздо ближе и понятней. В результате мальчики не могут вырваться из-под женского давления.

Корр.: Есть и еще один аспект. В начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т.п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.

К.Г.: Да, еще и поэтому раздельное обучение целесообразней. Пусть мальчик будет равным среди равных, в ситуации, когда различия обусловлены только разным уровнем способностей и характерологическими особенностями, а не разным уровнем психофизического развития мальчиков и девочек.

Корр.: А на какие особенности при раздельном обучении мальчиков и девочек стоило бы обращать внимание?

К.Г. : Психитрам нередко приходится сталкиваться с последствиями так называмой дидактогении. Это педагогические ошибки, вызывающие у ребенка стресс, который в дальнейшем может перерасти в психическое расстройство. Одна из самых распространенных дидактогений в нашей школе - установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. А мальчики, как правило, совсем другие. Они обычно гораздо более шумные, подвижные, активные, чем "идеальный ученик". И, находясь в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять - сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс. Кто такие послушные, незаметные дети? - Это дети, неуверенные в себе, дети с какими-то комплексами. А здоровый мальчишка обычно - жизнерадостный, веселый шалун.

Вспомните знаменитый рассказ О'Генри "Вождь краснокожих". Вот типично мальчишеское поведение, поведение здорового ребенка. А если в школе установка на незаметность и послушность? - Кого это воспитывает? Здесь возникает порочный круг: мальчишка, у которого потребность в разрядке больше, чем у девочек, на уроке вертится. На него прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают за то, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает. Вот вам и порочный круг, когда дидактогения переходит в школьный невроз. У ребенка возникает отвращение к школе. Обратите внимание, чаще всего - в 90% случаев! - школьный невроз наблюдается у мальчиков.

При раздельном обучении этой дидактогении можно было бы избежать. Например, уроки для мальчиков можно было бы сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку, даже посреди урока давать им возможность двигательной разрядки. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.

А в смешанных классах от мальчиков требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему урок, проявить двигательную активность, попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. И девочки начинают ему подражать, перенимают мальчишечьи привычки. А им это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения - более разумны, степенный, скромный.

Корр.: Я замечала, что мальчики охотней слушаются мужчин. Тут есть какая-то закономерность?

К.Г.: Когда к нам обращаются с жалобами на неуправляемость, непослушание ребенка, мы всегда интересуемся взаимоотношениями в семье. Как правило, выясняется, что папа, даже при его наличии, исключен из воспитания ребенка. Мама выступает во всех ипостасях, а папа лежит на диване, смотрит телевизор и ни во что не вмешивается, не пользуется авторитетом. Ребенок же в таком случае проявляет яркое неповиновение. Он хамит, дерзит, может даже набрасываться на мать, кусаться, рвать ее вещи. Так агрессивно он реагирует на то, что мать пытается им командовать. В конце концов, измученная мать приводит его к врачам, и мы первым делом советуем ей изменить взаимоотношения в семье. Если она следует нашему совету, то вдруг выясняется, что когда те же самые указания дает ребенку отец, ребенок подчиняется. А маму слушаться отказывался! Причем, как правило, такую реакцию дают именно мальчики. Они подсознательно чувствуют, что положение, при котором в семье командиром является мать, ненормально, и бунтуют. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: "Да кто ты такая, чтобы на меня орать?" А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо - мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки - мальчики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчуковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.