Результаты анкетирования участников Конференции

Предлагаем читателям «СМ» и сайта SCOUTS.RU результаты анкетирования участников Педагогической научной Конференции* памяти профессора и скаутмастера М.В. Агапова-Таганского, проходившей в Москве 25-26 сентября 2008 года. На все 14 вопросов собраны неповторяющиеся ответы, которые дают достаточно полную оценку состояния внешкольной воспитательной работы в России на 2008 г. и предложения по изменению существующего положения.
==============================================================

1.  Как вы оцениваете состояние внешкольной воспитательной работы в современной России?

- Большинство родителей сориентированы на престижные виды досуга. Лишь православные семьи ищут для своих детей благополучную и содержательную среду вблизи церковной ограды.

- Хорошее.

- Отвратительное! Состояние положения во гроб.

- Неудовлетворительно в целом. В большинстве случаев не ведется вообще. Но есть инициатива и энтузиазм, только слишком редко.

- В настоящий момент отрицательно, но считаю, что у него будут хорошие перспективы, если оно вернется к свои духовным истокам, хотя бы в виде основ православия.

- Слабая, в основном спортивные секции. Внешкольная воспитательная работа в основном дворовая.

- К сожалению, системы воспитательной работы у государства нет. Существуют частные инициативы, которым тяжело выживать и которые не поддерживаются ни государством, ни крупными организациями.

2. Ведется ли она систематически? Кем?

- Энтузиастами только.

- Не ведется. Делается видимость государством. В стране педагогическая катастрофа.

- Да, государством.

- В городах - это дворцы молодежи, спортклубы, но воспитательный эффект здесь невелик в силу размытости нравственных ориентиров.

- Воскресные школы, скаутские организации

- Нац. Совет общественных молодежных и детских организаций

3. Справляется ли сегодня со своей воспитательной задачей семья, школа, учреждения дополнительного образования, детские организации, Церковь?

- Семья - редко, школа - игнорирует, доп. образование - отлично, детские организации и Церковь - «так-сяк».

- Семья пытается, школа старается, но у нее плохо получается, учреждения дополнительного образования перегружены программами, которые не работают. Если сравнивать со временем 70-х - 80-х годов, то можно поставить ноль. Редкие ростки мало что значат.

- Нет, и здесь многие надежды я связываю с возрождением Русской Православной Церкви.

- В целом - нет. Может быть, какие-то частные школы. Есть порядочные семьи с крепким воспитанием и любовью. Но, как правило, это единицы. И, как правило, это церковная семья. Детские организации - НОРД «Русь» и ОРЮР - ведут работу на пользу детского воспитания, хотя они довольно замкнуты.

- Все сейчас плохо справляются: семья еде дышит, остальные хуже еще. Церковь начала думать об этом.

- Семья занята бизнесом или элементарным выживанием. Школа демонстрирует всеядность и толерантность ко злу. Детских организаций с четкими ориентирами в массовой школе нет. Священники пока неактивны.

- Так справляются, как Крылов в своей басне про квартет написал…

- Единичные случаи полноценного воспитания в учреждениях доп.образования, чаще всего при сотрудничестве с Церковью, также и в школах. В семье – при условии семьи, как малой Церкви.

4. Какие примеры эффективной внешкольной педагогики вам известны?

- Скаутская методика, кружковая государственная система.

- «Школа гармонии» Л.В.Одинцовой

- Создание православных центров доп. образования;

- Православный скаутский центр, который был с 1999 по 2004 г. на Крутицком подворье в Москве;

- Государственная подсистема «пионерия-комсомол» до 70-х годов и система русского разведчества, на которой коммунисты паразитировали.

- Пример школы в Плёсково в Подмосковье.

- Только связанные с возрождением казачества.

- Педагогика будет эффективна при индивидуальном подходе к воспитаннику, чего не наблюдается в наших школах.

- Для подростков лучше ОРЮР при сильном приходе ничего нет в смысле глубины и цельности.

- Макаренко, но это исправительная педагогика, а не внешкольная.

5. Необходимо ли изменить существующее положение дел?

- Обязательно, иначе страна погибнет: не будет будущего.

- Нет, так как непонятно, на что.

- Да, нужно отстранить детей и молодежь от всех последствий массовой культуры и привести в Церковь. Но «не с кадилом» нужно выходить на улицу, а искать подходы к детям. Причем лучше начинать разведческое воспитание с ранних лет. Наверное, лучшая система воспитания - разведческая, берущая свое начало от О.И. Пантюхова.

6. В каком отношении?

- Нужно охватить как можно больше детей, дать им цель вместо «улицы».

- В отношении личностности воспитания, его глубины и смысла. С этим сейчас везде, кроме семьи, плохо совсем.

- Объединить скаутские силы России для демонстрации преимуществ национально-ориентированного воспитания в русском разведчестве.

7. В каких направлениях для этого следует работать, что предпринять?

- Нужна поддержка, нужно бороться за это, и особенно на государственном уровне.

- Смягчать идеологизаторские порывы неофитов-скаутов всеми средствами, храня живое предание.

- Изобрести что-то новенькое.

- Создать учебный и исследовательский скаутский центр, который можно назвать в честь Агапова-Таганского.

- Обучение руководителей, можно по примеру Агапова-Таганского по 3 образовательным направлениям: педагогическое, методическое и психологическое;

- Организовывать разные Скаутские Центры, например: методические, информационные. Постоянно действующие лагеря.

8. Нужно ли как-то координировать и объединять педагогическую работу различных детских организаций, движений и т.п.?

- Обязательно, нельзя допускать в этом деле анархию...

- Да, в единстве с РПЦ и объединять педагогическую работу с целью национального христианского (православного) воспитания.

- Ни в коем случае! Это бюрократический тупик для всех!

- Соотносить нужно, но не механически объединять.

- Надо определить границы, в рамках которых можно сотрудничать: Православие, служение ближним, бескорыстие.

- Не надо их объединять. Мы все разные, и в этом наша сила.

- Да, обязательно и, естественно, вокруг Церкви.

- На высшем уровне – Министерство образования, ОРЮР – представительство в гос.системе .

9. Если да, вокруг чего?

- Вокруг РПЦ.

- Кроме гос. структур пока ничего лучше не нашли, хотя сие не идеал «центра».

- Только вокруг Господа Иисуса Христа.

10. На чем должна основываться российская внешкольная педагогика?

- На основах православия.

- На принципах гуманизма и православия.

- На традициях христолюбивого воинства (императорской армии), на правдивой истории, на примерах белых героев.

- См. Н. Пирогов, «Вопросы жизни». Точный, полный и яркий ответ.

11. Следует ли ввести в сферу ее внимания какие-либо идеи, теории, разработки, которые прежде не были известны?

- Следует. Стоит.

- Конечно. Начать с Максима Агапова.

- Каждая эпоха рождает новые потребности. Учитывая эти условия, необходимо продвигать методики, отвечающие потребности времени.

12. Что вы видите главным в скаутской деятельности?

- Развитие ребенка - члена организации.

- Сплоченность на основе тех принципов, которые были сохранены и развиты в эмиграции.

- В разведческой деятельности - служение Богу и Родине. В наше время -воспитательная деятельность.

- Ориентация на русские национальные ценности и культуру.

- Рыцарский дух как служение Богу и Родине.

- Идея служения Богу, Родине, ближним.

- Пробудить в подростках «дремлющие» качества, которые так необходимы России;

- Разбудить в ребенке духовную жизнь, с Божией помощью увидеть таланты в каждом конкретном ребенке и направить на путь служения Богу, Родине, ближним;

13. Что может быть объединительным для всех скаутских организаций России? Всех детских организаций России?

- Патриотизм и православие.

- Образовательное учреждение;

- Это можно сделать на базе совета общественных детских организаций;

- Общее дело, общий проект.

- Если объединять, то объединять разведческие организации, т.е. те, которые направлены на русское служение, а не на скаутские развлекательные мероприятия. Объединение должно быть в православной вере.

- Принципы историзма, гуманизма и православия.

- Баден-Пауэлл и Пантюхов!

14.      Другие ваши соображения.

- Скауты отстаивают церковность, свободу, огненный дух, радость и учат «быть как дети» взрослых и быть взрослыми - детей.

- Нужно навести порядок в использовании слова «скаут», права носить косынки и лилии. Необходимо определить четкие рамки членства в скаутских организациях России (на опыте ОИП и ББМ). Нужна система общепризнанных курсов, общих для всех.

- Обеспечить СМИ полной достоверной информацией о скаутском движении, выпуск литературы, атрибутики.

--------------------------------------------------------------------------------
* География Конференции такова: Россия, Аргентина, США, Франция. Россию представили города: Москва, Черноголовка, Юбилейный, Балашиха, Щелково, Королев, Обнинск, Тверь, Архангельск, Петрозаводск, Мурманск, Санкт-Петербург, Петропавловск-Камчатский.
Участвовали представители нескольких скаутских организаций:
1)    ОРЮР – Организация российских юных разведчиков;
2) НОРС-Р – Национальная организация российских скаутов-разведчиков;
3)    НОРД «Русь» – Национальная организация добровольцев «Русь»;
4)    ВНСО – Всероссийская национальная скаутская организация;
5)    РАН/С – Российская ассоциация навигаторов-скаутов.
--------------------------------------------------------------------------------

    Материалы для газеты "Скаутский мир" №46 предоставлены ОргКомитетом Конференции