Насколько можно полюбить Россию

    Конец 19-го века, город Бурж в центре Франции. Семья мелких лавочников. Много детей. Конечно, лавка останется старшему сыну, другим сыновьям дают образование. А девочек либо выдают замуж, либо устраивают гувернантками. Так и получилось. Маргариту Ш устроили гувернанткой в русскую дворянскую семью. А у ее хозяйки брат оказался в беде с четырьмя детьми, причем младшему было шесть месяцев. Маргарита перешла в эту семью в роли няни и гувернантки. Маргарита была очень красивой и, естественно, ее хозяин граф Т. в нее влюбился. Они повенчались, и у них родилось еще двое детей. Маргарита была католичкой, но дети были все православными и каждое воскресенье она ходила в Москве на раннюю литургию в церковь святого Людовика, а после водила всю ораву детей (их все же было шесть) на Богослужение в православный храм. Православные службы и праздники она прекрасно знала. Выучила русский язык, но не по книгам, поэтому у нее были пробелы, в частности с падежами.

    Пример:
    - Я шла по улице и встретила отец Александр (Ельчанинов).
    - Мамочка, не отец Александр, а отца Александра.
    - Хорошо, ну, я и говорю отца Александра.
    - Мамочка, не отца Александра, а отцу Александру.
    - Отстаньте, никогда я не научусь правильно говорить по-русски.
   
    Ну, сами понимаете, революция, эмиграция, Франция, смерть супруга, Маргарита Ш. графиня Т. Осталась жить со своей дочерью. Все остальные дети разъехались по всему свету.
   
    Жила она на юге, на берегу моря, и каждое лето из-за жары и наплыва туристов и отдыхающих приезжала к нам в Париж. Для нас это был праздник. Во-первых, она была большой умницей и с тонким юмором, а, во-вторых, она дивно готовила.
   
    Но не об этом повествование. Она продолжала очень регулярно ходить в католический храм, но как-то она заболела и несколько недель не ходила на богослужение, ее пришел навестить молодой священник (католик) и, увидев иконы, спросил, почему у нее иконы в доме. Она объяснила, что дочь православная, что ее муж был православным, и этот мало осведомленный священник ей сказал, что если у нее - католички - дети православные – она отлучена от церкви. Дело в том, что при смешанных браках (католик с православным), католики требовали от своего католика, чтобы он подписал обязательство, что дети будут католиками. Он не знал, что между Москвой и Римом было соглашение, отменяющее это обязательство. Приехавши в очередной раз летом в Париж, Маргарита объявила нам, что у нее одна нога в могиле, а другая на банановой корке, но она не собирается умирать без церковных Таинств. Ей было уже больше 75 лет. Ну, что же, пошли в наш православный храм, и она перешла в православие, а ее восприемницей была ее падчерица, моя родная бабушка.
Вскоре после этого, вернувшись домой, она пошла возобновлять свой эмигрантский паспорт в местную префектуру и попала на молодого чиновника. Вот по ее рассказам их диалог:

    - Мадам, вы родились во Франции, в городе Б.?
    - Да.
    - Вас лишали французского гражданства?
    - Нет.
    - Хотите, я Вам восстановлю французское гражданство, Вам с французскими бумагами будет удобнее, чем с беженскими.
    - Нет
    - Почему же?
    - Я была русской, когда Россия была счастливой, я хочу остаться русской, когда Россия несчастная!
  
     Маргарита Адольфовна, графиня Т. скончалась в глубокой старости в 1966 году и похоронена на знаменитом кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа как и следует «русскому» православному человеку, недалеко от могилы ее супруга, который был одним из первых похороненных на этом кладбище.

    Любящая правнучка Мариша (ски. Мария Жесткова)