Журнал скаутских руководителей "Опыт" №1

Журнал "ОПЫТ" № 1  (1946г.)

ДЖЕМБОРИ

В августе 1947 года будет всемирное джембори во Франции. После десятилетнего перерыва снова соберутся тысячи разведчиков из разных стран, - белых, желтых, черных, - чтобы в величайшем скаутском лагере провести две недели дружбы, веселья, состязаний и знакомств.
  Всех нас, российских разведчиков, волнует мысль: попадем ли мы на джембори, будет ли русский лагерь стоять в ряду других?
  На последнем джембори, в Голландии, наша организация была представлена несколькими руководителями. В 1933 году в Венгрии наш Владимирский Будапештанский отряд защищал своим лагерем честь русского имени. А в 1929 году в Англии Олег Иванович Пантюхов возглавил русскую скаутскую делегацию.
  Что может нам помешать принять участие в следующем джембори? До войны основной помехой было отсутствие денег. Сейчас же мешает невыясненное юридическое положение нашего движения. Пока не заключены мирные договоры, пока сотни тысяч "Ди-Пи" ждут решения своей участи в лагерях, невозможно говорить о нормальных международных отношениях. Правда, не все наши скауты "Ди-Пи". Но и тем, кто не связан Ди-Пи-карточкой /например, нашим парижанам/ предстоят хлопоты о допущении на джембори. Дело в том, что - как мы с большим изумлением узнали - наша организация была во время войны вычеркнута из списков Международного Бюро... Поводом к этому послужило отсутствие сведений о нашей организации. Казалось бы, после нашего сообщения о беспрерывной работе во время войны, наше членство в Международном Бюро должно было быть восстановлено. К сожалению, Международное Бюро не спешит исправить своего поспешного решения. Сознавая всю ограниченность имеющейся у нас информации о международном положении, мы все же не можем понять, какие соображения руководят скаутскими деятелями в Международном Бюро и заставляют их принимать заведомо несправедливые решения.
  Я чувствую, что у многих руководителей готов вопрос: "Зачем же нам так добиваться признания и участия на джембори, разве не можем мы делать свое дело без этого?"
  Конечно, можем. Но все-таки следует приложить все усилия, чтобы попасть на джембори. Дело в том, что на эту поездку нельзя смотреть, как на большое интересное развлечение. Присутствие русского лагеря среди лагерей молодежи всех прочих стран нужно не только и не столько нашему разведчеству, сколько всему русскому делу. Помните, что иностранцы /даже в непосредственной близости от нас/ не имеют понятия, что существует свободное и живое русское общественное движение. От того впечатления от русских, которое останется после джембори у тысяч руководителей и скаутов разных стран - может зависеть их взгляд на русских вообще и на всю российскую проблему. Наша задача, стало быть, если удастся попасть на джембори, будет - при встречах, у костров, на конференциях, состязаниях, в разговорах - достойно представлять российскую молодежь. Я думаю, что тот, кто побывал в этом году в наших лагерях и почувствовал их настроение, не усомнится в том, что мы сможем с честью выполнить эту задачу.
  Старый Волк.

СКАУТИЗМ КАК СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ.

Когда Роберт Баден-Пауэль начал свою роботу с молодежью, он, вероятно, не предполагал, что его педагогическая система окажется настолько удачной, что в невероятно скором времени привьется почти что ко всем народам мира.
  Теперь, когда почти четверть столетия отделяют нас от того времени, стало совершенно ясным, что люди, признающие систему Баден-Пауэля по истине, гениальной, нисколько не преувеличивают.
  В чем же заключается эта гениальность скаутизма, как метода воспитания детей и молодежи?
  Самое основное это то, что скаутизм-разведчество не прививает детям никаких ложных, искусственных понятий и приемов, в своих мероприятиях не пользуется искусственными средствами, а пользуется естественными потребностями, инстинктами и интересами ребенка, направляя их в полезную сторону.
  Возьмите самый скверный поступок мальчика и поройтесь в его причинах. В большинстве случаев причина этого скверного поступка вызвана каким-нибудь желанием или инстинктом, который, при умелом подходе мог привести к совсем иным полезным результатам.
  Например, два мальчика разорили гнездо уток в камышах и разбили яйца.
  Что доказывает этот поступок?
  Во-первых - любовь этих мальчиков к скитанию в природе.
  Во-вторых - любознательность к природным явлениям.
  Ведь главное, что тянет руку этого мальчика к гнезду - это любопытство.
  В третьих, конечно, - жестокость.
  Как отучить этих мальчиков от таких дурных занятий?
  Наказать. Исключить из школы.
  Выругать. Прочесть в школе лекцию о природе и моральную проповедь о том, что нельзя мучить животных.
  Нет, конечно, нет!
  Этих мальчиков надо лечить не от порока, а надо устранять причины, вызвавшие его.
  Во-первых, скитания этих мальчиков в природе должно перестать быть бесконтрольными.
  Во-вторых, на лоне природы надо учить их всем тем явлениям природы, которые так чудно расписаны в книжках, но за не вручение которых в школе ставятся противные колы.
  В-третьих, жестокость мальчиков в 12 лет - явление нормальное, за него наказывать нельзя, а лечить ее можно опять-таки прививанием глубокой и истинной привязанности к природе и искренней любви к животным, растениям, деревьям, лесам, камышам, озерам, рекам. А любовь к ним прививается только через познание их.
  Кто может это сделать?
  Ни семья, ни школа не всегда в состоянии сделать это. Это достигается почти только воспитанием по скаутской системе - т.е. участием ребенка в разведческой жизни.
  Другая, не менее важная сторона скаутизма, характеризующая его, как гениальный метод воспитания, а ее основателя, как гениального человека, это - звеновая система.
  Каждый народ выработал какие-то духовные ценности, моральные устои, которые он старается привить своим детям. В этом, в сущности, и состоит воспитание ребенка. Задумаемся же теперь, кто должен передать нашим детям те моральные правила, христианские заветы и национальные духовные ценности, на которых строили свою жизнь наши предки.
  Конечно, самым удачным будет, если семья даст им все это. Но семье не всегда по плечу эта задача. Не по плечу эта задача и школе. Почему?
  Да по очень простой причине. И взрослый человек принимает советы только от тех, кто является для него авторитетом.
  А ребенок еще более чувствителен в этих вопросах. Он слепо верит только тому, кем он восхищается, перед кем преклоняется.
  А это редко бывает какой-нибудь профессор, учитель, учёный или, вообще говоря, так называемый авторитет педагога.
  Героям какого-нибудь 12-летнего сорванца бывает чаще всего мальчик на 1-2-3 года старше его, который обладает такими качествами, от которых волосы матерого педагога встают дыбом.
  Такой мальчик должен быть сильным, ловким, смелым, опытным, иногда даже хулиганом /в более хорошем смысле этого слова/. Он должен уметь лазить через заборы, хорошо бегать, не бояться холода, собак и хулиганов.
  Вот это герой!
  И если этот герой привлечет в свою компанию наших воспитанников и поведет их по пути преступному, скверному, никакие увещевания, никакие угрозы, никакие наказания не спасут их от гибели.
  Что же делает Баден-Пауэль?
  Такого героя он делает вожаком, которому наговорит примерно следующее:
  "Милый друг! Ты очень славный и крепкий малый. Но жизнь твоя проходит бесцельно. Ты лазишь по чужим садам, ты бьешь лягушек в озере, ты не всегда слушаешься мамы и папы. А вот я тебе предложу прекрасную вещь: хочешь быть вожаком звена разведчиков. Ты будешь их водить в походы, будешь им делать сборы, у тебя будет красивая форма, звеновой флажок, книжки. На сборах ты будешь учить ребят нашим законам и постараешься, чтобы из них выросли люди, верные Богу и родине,преданные скаутским заветам и любящие ближних".
  И будьте уверены, что если этот мальчик согласится стать вожаком и будет управляться умным и хорошим руководителем, то из его ребят выйдут такие молодцы, какие нам и не снятся.
  Вот в чем гениальность Баден-Пауэля.
  Олег Иванович Пантюхов перенес в 1925 г. на русскую почву скаутизм. За 37 лет существования из рядов русского разведчества вышло много прекрасных людей: учителя, профессора, священники, инженеры, многие отдали даже жизни свои за те святые идеалы, которые привила им русская разведческая организация.
  Будем же надеяться, что на тернистом пути, по которому нам приходится идти, не умрет наше родное дело, и из наших рядов выйдет много людей с чистым сердцем, доброй волей и умом, направленным к высшим духовным идеалам нашего народа.
  С.П.

ПЕРВЫЕ ШАГИ МОЛОДОГО ОТРЯДА

Молодым руководителям, желающим создать новую разведческую единицу, я хочу придти на помощь и поделиться с ними некоторыми мыслями, некоторым опытом минувших лет разведческой работы.
  Я буду говорить здесь о первых попытках организации отряда, о трудностях, встречаемых при этом, и о путях, которыми частично можно обойти эти трудности.
  Мы живем в особое время и в особых условиях. Организовать теперь какую-нибудь разведческую единицу куда труднее, чем было это в нормальное время. Не везде благоприятствуют этому местные условия.
  Период войны, недостаточный досмотр над ребятишками, общежития в разных лагерях, необузданность и свободное, даже расхлябанное поведение старших, не могло не оставить отпечатка на психике подрастающих ребят. Создался особый сорт разнузданных, свободных, самовольных мальчуганов, с которыми подчас очень трудно справиться.
  Вот тут-то разведчество должно найти наиболее широкое поле действия. Нашей задачей является сплотить воедино ребят, их бесшабашность молодости направить на соответствующий здоровый путь.
  Учитывая лагерный элемент, принимая во внимание все его недостатки, надо постараться сразу подойти к ребятам, войти в их доверие, надо суметь повести их за собой.
  В первые дни знакомства с ребятами - наблюдать их во время игр, намечать ребят более живых, предприимчивых, ведущих за собой в играх остальных. Порекомендовать им пару интересных игр, предложить собраться вместе поиграть. Рассказать о разведчиках, о разведческих играх, о лагерях, о вечерних кострах, походах, привести, к примеру, несколько эпизодов из лагерной разведческой жизни...
  Знакомство с ребятами состоялось.
  Заметив у них заинтересованность, предложить им собираться регулярно в определенные дни. Таким образом, создается какой-то актив, ядро, вокруг которого группируются остальные мальчики. Поделить на группки, для игр и наметить сразу вожаков /ведущих/ в кандидаты на звеновых.
  Завоевав себе авторитет среди ребят, пробудив достаточный интерес можно начать настоящую плановую работу по организации отряда. Первым долгом создать звенья и назначать звеновых /из того ядра, которое, является костяком во всех играх/.
  Одному ведь руководителю немыслимо справиться со всеми. Если его внимание распылится на ряд отдельных лиц, произойдет ослабление отряда, как единицы, как одного целого. Должно быть равномерное развитие единичных членов отряда - и отряда как целого. Этому помогает звеновая система.
  Звено, как самая малая группка, удовлетворяет всем требованиям разностороннего развития каждого разведчика в частности, и, путем солидарного сотрудничества, рыцарского состязания с другими звеньями, повышает уровень целого отряда.
  Назначение в звеновые - самая серьезная и ответственная работа. От этого будет зависеть вся дальнейшая работа. Звеновых и ребят в звеньях не следует перегружать сразу теоретическими материалами. Первый период посвятить выработке общетоварищеского духа к общей дисциплине, дисциплине не школьной и не солдатской, не путем угроз и наказаний, а путем хорошего примера, личного воздействия, путем пробуждения хороших чувств, общей дружбы, понимания общего дела, общих интересов целого звена, а частично и при помощи игр, особенно в организационном периоде, когда надо стараться меньше "проповедовать", а больше действовать наглядно. Подчиняясь строго установленным правилам игр, приходится мальчику считаться с общим мнением, часто вопреки своему желанию. При играх не браться самому сразу за все. Постепенно вводить в курс дела звеновых, поручая им все более и более ответственную работу.
  Таким путем развивается у ребят понятие некоторой зависимости от звеновых и параллельно с этим растет авторитет звенового. Каким должен быть звеновой - не входит в программу этого доклада. Развивать качества звенового надлежит на сборах звеновых, так называемых "советах отряда". На сборах этих проходится материал, предусмотренный "звеновой системой" и план работы в отряде. Следует подготовлять звеновых к предстоящему сбору отряда, ввести их в курс дела, чтобы они могли действительно помочь провести игры, позаботились о необходимых вещах для сбора и т.п.
  Сразу не рекомендуется неопытным звеновым поручать проводить сбор звена самостоятельно. Неудачный первый сбор звенового может подорвать его авторитет у ребят, и тогда на следующих сборах не будет надлежащего послушания. Первые сборы лучше проводить самому, и только со временем передать звеновым инициативу сборов в их руки. Окончательно передать звеновым работу в звеньях только лишь тогда, когда звеновые достаточно будут подготовлены.
  /Я имею в виду отряды, члены которых являются новичками, встретившимися впервые с разведчеством, в том числе и звеновые/. Для этого необходимо создать кадры звеновых, организовать общий лагерь, программой которого будет прошколить лагерников и подготовить
  из них материал в звеновые. Вернувшись из такого образцового лагеря, разведчик сможет уже более или менее самостоятельно вести работу звена.
  Солидарность, общий разведческий дух в отряде вырабатывается путем общих походов в духе разведчества, путем бесед на разведческие темы, путем совместного, солидарного труда.
  Желательно "берлогу" - /штаб-квартиру/ оборудовать собственными силами - это еще более сплотит ребят. Оборудованное собственноручно помещение будет им дорого, ребята будут себя чувствовать в нем как дома.
  Штаб-квартира дает возможность собираться ребятам вечерами после занятий. Можно проводить в ней игры, вести беседы с ребятами, расширять их знания вне времени сборов, все теснее и теснее входить в единую разведческую семью.
  Думаю, излишним будет напоминать здесь о плановой работе. Каждый руководитель обязан составить себе план занятий в своем отряде, звеновые, его ближайшие сотрудники, должны познакомиться с содержанием плана и на основании общего плана составлять план сбора звена.
  Задачей руководителя является забота о том, чтобы к сборам был проявлен интерес, чтобы на сборы приходили ребята, по собственному желанию, охотно, а не под каким-либо давлением или по чьему-либо принуждению. Если появится интерес, ребята caми будут "находить себя", сами проявят инициативу, сами будут воспитываться и обучаться. Ну вот, дело налажено. Работа идет. Отряд расцветает. Продолжая, однако, работу, руководителю необходимо знать, с какой молодежью он имеет
  дело. Мы воспитываем молодежь в национальном, религиозно-нравственном духе, но ничуть не в шовинистическом. Поэтому одинаковое внимание уделяется всем, никого не выделяя, а тем более - никого не унижая.
  Знакомя ребят с идеологией разведчества, познакомить с ней к их родителей. Возникнет обоюдное понимание и сотрудничество. Родители, поняв пользу и положительные стороны разведческого воспитания, в свою очередь повлияют на ребят, чтобы и они относились вполне серьезно к этому вопросу.

ЛАГЕРЬ "ДОЗОР".

Танцевальный вечер был в разгаре... Под музыку оркестра пары кружились на паркете большого зала. Мелькали формы, спортивные костюмы лыжного покроя, разные прически. Кончился танец, кавалеры провожали своих дам к их местам.
  Вдруг на середину зала вышел молодой человек в форме, с белым шнуром, и, вынув свисток, свистнул. Юноши в форме стали прощаться со своими дамами и быстро покинули зал... что это за странная картина? Отрывок из книги воспоминаний? Нет, это произошло на днях, и в нашей среде.
  Время - конец октября 1946 г. Место - "Ди-Пи" - лагерь Лютензее, в Альпах, около Миттенвальда. Юноши в формах - витязи круга "Илья Муромец" из Мюнхена. А свисток - сигнал к возвращению в скаутский лагерь, откуда витязи пришли на танцы. Свисток был дан без четверти двенадцать, По случаю танцев отбой был не в одиннадцать, а в полночь. /Танцы, кстати, кончились с уходом витязей/. Cамое интересное, пожалуй, во всем этом то, что все витязи круга "Илья Муромец" - студенты. Описанная выше оценка едва ли могла иметь место в студенческой среде до первой или до второй мировой войны. Не свидетельствует ли она о значительной перемене в психике. Притом, мне кажется, о перемене положительной. Витязям-студентам и в голову не пришло обижаться на такое вторжение в их личную жизнь /спать по свистку/. Они скорее гордились тем, что у них такая дисциплина. Гордиться было чем. Весь лагерь прошел под знаком искренней дружбы, живых, разнообразных занятий и большой, совершенно добровольной дисциплины. И витязям, и руководителям стало ясно в этом лагере, что скаутизм не менее увлекателен и ценен, как общественное дело и образ жизни для старшей молодежи, чем для мальчиков.
  Мне вспоминаются самые яркие моменты из лагеря. Их было немало. Русская церковь, красиво устроенная в бараке. Два ряда витязей - белые лыжные куртки с откинутыми капюшонами, гетры, в руках пилотки. И в хоре несколько белых курток - регент сегодня тоже витязь. Священнику прислуживает витязь в скаутской рубашке, на погоне - русский флаг. Батюшка говорит прочувствованную проповедь, приветствует приезжую молодежь.
  На сильном холодном ветру ставили палатки и мачту. В капюшонах, перчатках. Совсем полярники. Самым сильным, возможно, переживанием было - несколько дней салютовать родному флагу, развевающемуся свободно, на фоне Альп, над "своим лагерем".
  Спали на чердаке. Оказывается, и на чердаке можно устроить скаутский лагерь. Аккуратный ряд кроватей, хозяйство с продуктами, две доски с приказами, материалами для занятий, карикатурами. Еще, конечно, ни один чердак не видал столько удивительных вещей. Строй, поющий молитву, горячие споры и выступления "ораторов", литературный "вечер" - стихи, проза, "анархо-республику Растяпию", и песни - песни. О кострах писать не могу. Как бы ни старался, ничего не выйдет. Невозможно передать красоту костра на вершинах Альп, когда горы, палатки, сосны, звездное небо и ребята в белом у огня сливаются в одну очаровательную величественную картину.
  У последнего костра мы пели "Будь готов", держась за руки с местными украинскими пластунами, я потом перед старым знаменем свидетельствовали свою веру и волю... Мужественно звучали голоса витязей, когда, опустившись на колени перед замершим строем, они говорили знамени России: "Честным словом обещаю исполнять свой долг перед Богом и Родиной...".
  Прощались с лагерем традиционно. Спустили флаг, рубили все по очереди мачту, взяли из последнего костра уголек на память, фотографировались, кричали лагерю "ура", выезжая на грузовике из ворот...
  Услышанное со стороны: витязи строем идут на подъем флага. Кто-то говорит из зрителей: "Ще не вмерла Россия". И еще, пожилая дама смотрела на нас, а потом вздохнула: "Как жаль, что у меня нет сына..."
  "Назад мчались в грузовике с песнями... Три часа пели, и все разное. Вспоминали лагерь, перебрали любимые лагерные песни, взялись по очереди за скаутские, военные, народные. Кричали всем встречным блондинкам "ура", наводя ужас на мирное население баварских местечек...
  Чего же не было в лагере? Не было, например, смотра, мертвого часа, и, что самое главное - ссор.
  Комментарии нужны? Разные слова, знаете, об опыте, важных выводах ценных наблюдениях.
  Не нужны. Вы согласны? Если из этих строк нельзя почувствовать, чем жил лагерь "Дозор" - спросите его участников - "Стрел", "Медведей" и "Кобр" /самой старшей и мудрой "Стоокой кобре", между прочим,30 лет/.
  Б.М.

ЗАПОВЕДИ ОРГАНИЗАТОРА.

Витязь должен, быть организатором; как когда-то наши предки новгородцы создали и организовали наш далекий север, построили Хлынов и другие цветущие новгородские пятины, так и в наше время молодежи нашей предстоит высокая честь организовать Новую Россию.
  Итак, витязь должен быть организатором. Заповеди организатора:
  1/ Все лучшие идеи, все добрые намерения пропадут даром, если жизнь будет плохо организована.
  2/ Организовать жизнь трудно, ибо она сама стала сложна.
  З/ Организовать борьбу за Родину еще трудней.
  4/ Поэтому на организацию и организационную работу надо обратить особое внимание.
  5/ Хороший организатор может заменить специалиста, ибо он найдет себе знающих помощников.
  6/ Организация должна быть проста, чтобы всем было все ясно.
  7/ Поменьше бумаги к канцелярщины, бери все на свою личную ответственность.
  8/ Начатое дело никогда, не откладывай на завтра.
  9/ Умей подчиняться сам и требуй дисциплины, от твоих подчиненных.
  10/ Никогда не веди дело через головы непосредственных начальников.
  11/ Никогда не обращайся непосредственно к подчиненным подчиненных тебе начальников - ты подорвешь их авторитет.
  12/ Никогда не оправдывайся перед высшим начальником ошибками твоих подчиненных; ты один ответствен "перед ним за порученное тебе дело.
  13/ Девай больше инициативы твоим подчиненным, не связывай их по рукам и ногам бесконечными распоряжениями.
  14/ Не перегружай себя работой, давай работать всем. Решай только то, что твои подчиненные действительно решить не могут.
  15/ Не ищи самого идеального решения - ты рискуешь потерять много времени: оно ни к чему, если придет слишком поздно.
  16/ Если сделал ошибку, не ищи себе оправданий, а ищи способ исправить твою ошибку. Тот, кто сознался в своей ошибке, уже наполовину ее исправил.
  17/ Всякий метод действия не абсолютен, если обстановка изменилась - не бойся менять и метод действия.
  18/ Не теряй голову перед неудачами, они неизбежны в работе.
  19/ Помни, что не всегда надо идти по линии наименьшего сопротивления, - иногда дело выходит там, где казалось оно невозможным.
  20/ Будь справедлив, тверд, но и снисходителен: не укоряй долго своего подчиненного, а поддержи его, если он свою ошибку хочет исправить.
  21/ Помни? важен результат дела, я не видимость, поэтому не требуй от подчиненных, чтобы они делали вид, что работают, когда в действительности работы нет. Дай им больше свободы, но, зато требуй напряженности и интереса к работе, когда действительно есть работа и особенно спешная - это русский способ работать.
  22/ Старайся понять твоего подчиненного и поставить его на такую работу, которая больше всего к нему подходит.
  23/ Развивай в себе чувство интуиции: она поможет тебе разбираться в людях, а также выбирать правильное направление твоего действия.
  24/ Интуиция, смелость, аккуратность, точность, решительность, хладнокровие и рыцарское чувство справедливости - вот основные качества организатора.
  25/ Не верь басням, что русский народ не способен к порядку и организации, если бы это было так, он не создал бы единственную империю в мире - одну шестую часть суши.
  П О Ч Е М У ?
  Французский художник Жан Эфель рассказывает в парижской газете "Франс Суар" о своем посещении Москвы. Приводим любопытный отрывок из его впечатлений.
  "француз поразится целомудрием Москвы. Ни одна проститутка не встречается в этом городе, в котором жителей дважды больше, чем в Париже. Не видать даже обнимающихся парочек, какие встречаются даже в самых стыдливых городах. Московские парочки разрешают себе гуляние не больше, чем под руку, как супруги. Обмен взглядами, столь обычный на наших улицах /и не выражающей больше, чем: "Я нахожу, что вы хорошо выглядите...". - "Очень приятно, что вы это заметили"/ - это молниеносное выражение признания - неизвестно в Москве. Москвичка не понимает такого взгляда, или, возможно, делает вид, что не понимает. Если же взгляд будет упорнее на нее направлен, ей и в голову не придет, в чем дело. Она скорее подумает, нет ли у нее пятна на носу.
  Если в парке или на площади подсесть на скамейку к одинокой женщине, она не обращает на это никакого внимания. Если ее спросить, который час, или что она думает о погоде, она ответит весьма деловито: "Без четверти двенадцать, или погода холоднее, чем в прошлое воскресенье".
  И притом многие из этих девушек, которые как будто совсем не интересуются мужчиной, очень привлекательны - крепкие москвички с каштановыми волосами, северянки с нежным цветом лица, темные кавказки со смуглой кожей. Но мужчины, очевидно, этого вовсе не замечают, Я все еще в недоумении, не интересует их это, или считают они неприличными замечать девушек".

ОБО   ВСЕМ   ПОНЕМНОГУ.

Почему мы так неспособны к аккуратности? Почему наши руководители способны из ничего создать дружины, могут в самых невероятных условиях устраивать лагеря, собирать ребят, проводить курсы, но не могут во время написать письмо, не умеют сберечь чужие вещи, не способны чисто исполнить малейших деловых обязательств.
  На конференции в сентябре все руководители поддержали пожелание организационной секции, чтобы центр не колебался предпринимать решительные меры для повышения дисциплины среди руководителей. Мне кажется, что если и надо что "подтягивать", так это дисциплину деловых обязательств. Нашим главным руководителям, несомненно, будет приятнее, если порой чрезмерная внешняя почтительность по их адресу заменится точным выполнением обещанного: возвращением книг, ответом на письма, передачей "оказий". Ведь это не трудно. Просто, улыбаясь приятно в разговоре с "начальством", подумай: "А чиста ли моя совесть? Не ношу ли я в кармане целый месяц письмо для него?"
  Любовь к форме, к четкому, красивому строю - слабость простительная, Мы готовы с уважением относиться к "военной жилке" каждого руководителя. Мы можем его понять, когда он хочет вместо "секретаря" иметь "адъютанта", когда он требует у себя в лагере четкого раппорта, на формах - все установленные знаки.
  Все же мы хотим заметить таким братьям, что от их "строевой жилки" мало пользы, если она на внешности останавливается. Очень желательно было бы их военные вкусы углубить и применить на их все поведение в работе. Почему бы, например, не рассматривать каждое предприятие своего отряда или дружины, как "операцию". В соответствии с этим следовало бы всякую "операцию" тщательно подготовить и проводить: собрать силы и материал, обеспечить резервы, в удачный момент пустить в ход все силы и "развить успех" до конца, до полной победы. При устройстве лагерей, курсов, выставок, парадных дней такой подход очень и очень уместен.По крайней мере не будет конфузов - то в лагере нет аптечки, то с торжественного вечера никто гостей не провожал...
  Уже не раз руководители постарше, за годы войны неведшие скаутской работы, удивлялись нашим новым песням. Нужно отдать им справедливость, с песнями не все в порядке. Песен много, поют ребята охотно и неплохо. Но выбор... Вдумайтесь сами. В среднем, в течение двух часов у костра, у нас поют 3-4 разведческие песни, не больше. Не лучше и с народными. Огромная популярность "Махорки" и "Трубочки", которую курят "в пивном кабаке", все же не делает их скаутскими песнями. Руководители! Нельзя петь, что попало, и всегда одно и то же. Надо больше скаутских, больше юношеских и народных песен. Недопустимо, чтобы ребята пели исключительно "взрослые" песни.
  К той же теме. Из многих истин, которые надо помнить, одну подчеркнем особо: мы даем индивидуальное воспитание, бойтесь массы, толпы.
  С первого взгляда молодым руководителям покажутся гораздо интереснее и веселее большие костры всей дружины. Ошибка. Неверно, что чем больше "публики", тем веселее. Развивайте в себе и в ребятах вкус к небольшим группам. Выходите из круга своего отряда только изредка, чтобы "свет посмотреть и себя показать". Вы убедитесь, что ничего нет уютнее, веселее - и ценнее, чем круг дружного, сплоченного отряда у костра.
  "Счастливой разведки", - желаем мы друг другу. Перед нами открывается ныне вновь изведанная, важная тропа разведки - одиночная разведка. За последние полтора года наше внимание было обращёно на работу в лагерях "Ди-Пи", на отряды и дружины. Сейчас все больше людей поселяются вне лагерей, добровольно и в результате чистки. Вспомним наш старый девиз: "Всем русским ребятам дать возможность разведки". Ищите ребят вне лагерей, организуйте связь, переписку, одиночную работу.
  Приятно, конечно, что Главную Квартиру считают "на все руки мастером", но очень неприятно, что еще приходится убеждать, что она - не "медхен фюр аллес". Недавно одна дружина устроила КДВ и пригласила одного из членов Главной Квартиры прочесть лекцию об узлах. Этот скаутмастер поехал, думая, что речь идет об углублении знаний, о более сложных или редких узлах и плетениях.
  Увы! Курсанты не умели вязать плоского узла.
  Надо иметь, в самом деле, непоколебимую уверенность в своей правоте, чтобы приглашать Главную Квартиру показать узлы III разряда. Или, может быть, организаторы курса их забыли...
  Во всяком случае, надо помнить: без твердого знания III разряда не то, что устраивать, но допускать на КДВ недопустимо. Пора отвыкнуть от легкомысленного отношения к курсам. Курсы есть дополнение к основной скаутской подготовке. Заменить ее они не могут. Если у разведчика на груди знак КДВ, но нет честно заработанного второго разряда - лучше ему снять свое "В".

СБОР СТАИ ВОЛЧАТ.

/прохождение специальности дружинника/
  Письменная работа Х КДР попредмету "Волчата" курсантов Г.Месснер и В.Тремль.
  Стая состоит из "15 человек /2 шестерки/. Сбор проводит начальник стаи, старший разведчик. Сбор проводится на поляне в парке. Приходящие волчата прячутся в кустах. Пришедший начальник, выйдя на лужайку, вызывает их по одному. Названный выходит и садится на свое место/ сидит на корточках/. Последним появляется волчонок, носящий бунчук. Его встречают особым криком. Сбор начинается с того, что начальник стаи, усадив всех, рассказывает легенду о св.Георгии. После рассказа осматривают несколько картинок св.Георгия, принесенных начальником стаи.
  Начальник стаи говорит, что сейчас все сделают себе луки и стрелы, но это не так просто: только тот волчонок может иметь лук, кто может попасть шишкой на расстоянии 10 шагов в круг 3 м диаметром. 5 минут пробы. Потом снова все собираются в круг, и, прокричав воинственный крик стай, получают бечеву для тетивы и проволоку. Начальник стаи помогает и разъясняет. Когда у всех луки готовы, волчата садятся в круг, и, подняв новые луки над головой, повторяют за начальником:
  "Обещаю не стрелять из этого лука в моих товарищей. Обещаю не стрелять из этого лука в животных. Обещаю не стрелять из этого лука в стекла". Начальник объявляет, что будут играть в богатырей. Одна шестерка посылается вперед и должна сделать засаду: они представляют татар. Трем из второй шестерки даются имена Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича, остальные из этой шестерки считаются дружинниками. Богатыри и дружина должны обнаружить засаду и разбить ее /бой шишками/. Собравшись после боя, выходят на удобное место, по дороге поют песню. На месте устраивают состязания в стрельбе из лука. Танцы с боевым криком вокруг победителя, сидящего на пне.
  Затем собираются в круг и получают задание на следующий сбор: сделать меч, щит, шлем, к быть вообще похожим на настоящих витязей. На следующий же сбор назначается "великое обжигание стрел".
  Поют гимн волчат. Кончают сбор традицией стаи. Для сохранения тайны стаи волчат, садятся на корточки и по очереди закрывают глаза, уши и рот. Сбор закончен.

ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ.

Лето 1946 г. проведено нами в живой и разнообразной работе. На территории Германии и Австрии от 2 июля до 2 октября было проведено 9 различных лагерей в общей сложности 150 дней. Через эти лагеря прошло около 500 ребят из 30 разных кругов, отрядов и стай. В курсантских лагерях было проведено: 4 КДВ, 1 КНО /1 курс начальников отрядов/ и 3 КДР / VIII,IХ и X/. КДВ окончило 45 человек, КНО - 10 человек, КДР - 24 человека. Впервые был также организован Старший Руководительский Курс, который не мог быть оконченным из-за недостатка инструкторов /11 слушателей/.
  Победа Регенсбургских скаутов.
  13 октября в Регенсбурге был большой праздник, в котором приняли участие разведчики семи городов, семи разных лагерей ДП. Праздник и состязания были организованы директором ИМК'и. Условия состязания были следующие:
  1/ Участие в состязании имеют право принимать бойскауты не старше 16 лет.
  2/ От каждого города /каждого лагеря УНРРА/ могут участвовать не более 16 скаутов. Начало состязаний в 10 часов утра, 13 октября. Программа состязаний следующая:
  I. Большой бег. Дистанция 350 м, разделенная на семь частей по 50 м. На каждые 50 м свое задание: 1/ бежать со стаканом воды, 2/ на ходулях, 3/ прыгать в мешке,4/ пришить отрезанную перед состязанием пуговицу,5/ снять ботинки и чулки к бежать босиком, 6/ одеть чулки и ботинки и прыгать на одной ноге, 7/ взять на плечи маленького мальчика /волчонка/ и пробежать последние 50 м.
  ПРИМЕЧАНИЕ. За все погрешности предусмотрены штрафные пункты /штрафное время/.
  II. Установка и уборка палатки. Команда на 6 человек. Американская палатка, состоящая из двух полотнищ, которые нужно состегнуть. 2 шеста, 10 колышков, 2 молотка. После установки - осмотр судьями. Затем уборка палатки и снова осмотр. Время установки и уборки складывается.
  III. Раздевание, укладывание, одевание. Дана складная походная кровать и одеяло. Надо расставить кровать, раздеться, укрыться одеялом. Осмотр судьями одежды, аккуратно ли сложена. Затем одеться и сложить кровать. Время одевания и раздевания складываются.
  IV. Пилка_и колка дров. Команда из 6 человек. Полено, длиной в 1 м и диаметром 20 см. Задание: распилить на 4 части. Каждую часть расколоть на 8 пален и сложить колодцем. Убрать после работы. Даются 1 пила, 1 топор.
  V. Изготовить носилки и перенести раненого. Дано: 2 шеста,20 м, веревки, одеяло. Команда из 3 человек. Раненого пронести на носилках 25 м.
  VI. Перетягивание каната. Команда из 6 человек.
  VII. СПОРТ.
Троеборье: Бег на 60 м. Прыжки в высоту и прыжки в длину.
  Из всех регенсбургских скаутов всех национальностей необходимо было выбрать 16 лучших, для состязаний для этого были произведены предварительные состязания среди регенсбуржцев. В результате состязаний была составлена команда из 6 русских, 6 латышей и 4 украинцев. После этого распределили роли, кто в чем стартует. В день праздника, 13 октября, прибыли в Регенсбург 7 команд из 7 разных городов. Русские разведчики прибыли только из Пассау и тоже в смешанной команде: 6 русских 6 украинцев и 4 поляка.
  Горнист протрубил зорю, взвились флаги.
  Директор УНРРА произнес короткую речь. Состязания начались... Погода прекрасная.
  1. Пилка и колка дров. Результаты следующие:
  I место - Регенсбург......... 6 мин. 35 сек.
  II " Хам ............... 6 мин. 57 сек.
  III " Швандорф........... 7 мин. 7 сек.
  II. Установка и уборка палатки.
  1 место - Хам .............. 3,46 /2.35 + 1,11/
  II " Регенсбург........ 3,49 / 3,08 + 0.41/
  III " Пассау............ 4,10 / 3,29 + 0,41/
  Регенсбург получил диплом.
  III. Раздевание, укладывание и одевание.
  Участвовали 12 человек от 6 городов. От Регенсбурга: 1 русский - Запорожак Кирилл, и 1 латыш. Только месяц тому назад Запорожак переведен из волчат в разведчики. Ему 12 лет. Запорожак взял первое место. Он работает по своей собственной "системе", одновременно руками одевается, а ногами складывает кровать. Его проворство, ловкость и новое изобретение, вызвали у публики большой восторг и смех.
  Второй участник - латыш Дамниц - был тоже хорош и занял третье место.
  I место Регенсбург    3,15 /1,21 + 1,54/
II " Гогенфельс         3,56 /1,54 + 2,02/
III " Регенсбург        4,09 /1,37 + 2,32/
  Регенсбург получил два диплома.
  IV. Большой бег.
  Участвовало 12 скаутов из 6 городов. Первое место взял русский разведчик Новицкий А., из Пассау. Ему тоже 12 лет. Он был самым маленьким из всех 12 участников. Волчонок, которого ему пришлось нести на плечах, был лишь немногим меньше его.
 
I место Пассау 4,08
II " Гогенфельс 4,40
III " Хем 4,54

  V. Изготовление носилок и переноска раненого.
  От Регенсбургг стартовала команда в составе 3 человек: Н. Фруктова, В. Хмелева и К. Запорожанка. На предварительных состязаниях они взяли первое место. В результате долгой тренировки они добились рекордного срока в 65 - 55 сек.
  Но польские скауты, с которыми им пришлось состязаться, не уступали им ни в чем. Страшным напряжением сил Регенсбургская команда улучшила свое время еще на 2 сек. И, обогнав только на 1 сек. поляков, наши ребята взяли первое место.
  У польских скаутов был недостаток в работе. В конце дистанции они не спустили, а бросили носилки на землю.
 

I место Регенсбург 0,53
II " Гогенфельс 0.54
III " Пассау 1,23

  VI. Спорт. Троеборье.
  В спорте участвовало 14 человек. Лучшие результаты. Бег: дистанция 60 м - 8,6 сек; 8,9 сек.; 9,0 сек.
  Прыжки в высоту: трое взяли 1,40 см.
  Прыжки в длину: 4,53 и 4,52
 

I место  Гогенфельс /поляки/  68 пунктов 
II "  Регенсбург /украинцы/  66 " 
III "  Гогенфельс /поляк/  52 " 

  VII. Перетягивание каната.
  От Регенсбурга была сборная команда: 4 русских и 2 украинца. Им пришлось состязаться с поляками из Гогенфельса. Польские скауты были, как на подбор, огромные рослые ребята, и настолько выглядели старше своих лет, что пришлось проверить их документы. После упорной и жестокой борьбы поляки победили.
 

I место Гогенфельс
II "  Пассау
III " Регенсбург

  Состязания продолжались с 10 утра до I7 ч. 15 мин., с перерывом на один час для обеда. Каждый из скаутов получил по плитке шоколада. После состязаний начались подсчеты пунктов и заполнение дипломов. Результаты для первых четырех городов оказались следующими:
 

I место Регенсбург 26 пунктов
II " Гогенфельс 23 "
III " Пассау 14 "
IV " Хам 12 "

  По окончании подсчетов были розданы призы и дипломы. Затем опять выступали с целым рядом речей. Спустили флаги, и с песнями, под барабанный бой, разошлись на ночь.
  Особенно интересный в этих состязаниях была героическая борьба "малышей" против "больших" и "верзил". Они бесстрашно, упорно боролись - и победили.
  Молодцы маленькие! Новицкий, Запорожак, Чачар, и героическая команда малышей дровосеков из Швандорфа.
  Итак, Регенсбург занял опять первое место, как и 18 августа, собрав самое большое количество пунктов, из которых больше половины приходится на русских разведчиков. Снова Регенсбургская дружина при Православной Общине поддержала славу русских разведчиков.
  ОДИНОКИЙ ВОЛК.


ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ.

В Мюнхенском университете УНРРА как всегда, шумно. Лекции только что окончились, и студенты спешат на ужин в столовую. Кое-где в коридорах стоят группы молодых людей, оживленно беседующих на свои студенческие животрепещущие темы. В узкой проходной зале возле большого зеленого стола, двое "чемпионов" в пинг-понг усиленно тренируются к предстоящим состязаниям. Вокруг целая толпа зрителей следит за каждым ударом и выражает вслух свое одобрение или неудовольствие.
  А в одной из полуосвещенных аудиторий - широкий стол, покрытый какими-то спискам, схемами, бумагам, и вокруг стола - группа студентов со значками лилий на отворотах пиджаково чем-то оживленно толкуют.
  Это заседание недавно сформированный штаб Баварского Отдела ОРЮР, который весь целиком состоит из студентов. Где же легче всего им собраться, как не в университете.
  Вопросов много. Курсы, программы занятий, расширение студенческого Круга Витязей Ильи Муромца, образование нового Круга, печатанье материалов для работы, зимний лагерь, упорядочение работы штаба, связь с провинцией... Трудные все задачи. Но и энтузиазма много. Недаром по университету прокатилась эпидемия Разведчества, и везде видны наши разведческие значки. Бог в помощь!
  Перспективы не то, чтобы уж очень многообещающие. Лагерь ДП, заброшенный куда-то в глушь, возле Платтлинга. Какая-то дама занимается с какими-то разведчиками, а существуют ли они вообще - неизвестно, что-то о них не слыхать.
  И вот через полчаса после приезда в лагерь, обнесенный колючей проволокой, в школе шум и гам /типично разведческий/ сменяется полной тишиной. Двадцать пять мальчиков и девочек, собранных в класс чуть ли не по тревоге, выстроились в шеренгу для встречи. Правофланговый - крепкий мальчуган - четко салютует и протягивает левую руку для разведческого рукопожатия. А через пять минут мы уже в кругу поем наши песни и кричим: "Ха-джи-джи". Скоро выясняется полная картина. Никто еще из детворы в лагерях не был, в палатках не жил, у костра лагерного не сидел. Но как держаться за руки при зажигании костра, какими узлами привязывать палатку к колышкам, когда в лагере побудка и когда обед - знают почти все. Руководительница сама в лагерях тоже не была, да и работа разведчиков ей знакома лишь по журналу, а работа развивается и отряд живет. Значит - есть в работе разведческий дух. А дух это главное. Раз он есть, то все остальное тоже будет, и знания, и опыт, и необходимые пособия, и походы, и лагеря.
  Так вошел в Баварский отдел 27-й Сводный Разведческий Отряд. А вот перед нами злополучная разведческая брошюрка, наделавшая так много шума, смеха и неприятностей. По ее вине произошло досадное недоразумение и обиды, какие, слава Богу, в разведческой дружной среде изживаются быстро и бесследно. Дело в том, что ее появление было приписано не тому, кому следует.
  Собственно говоря, за эту брошюрку похвалить бы следовало, так как она - главное свидетельство разведческой инициативы. Издана она была никому не известным отрядом, который сам по себе родился, сам по себе начал работать, сам приобрел кое-какой инвентарь /даже палатки/, и, не будучи связан со всеми нами, сам начал и брошюрки издавать.
  Нет нужды, что издавать нужно лучше и по содержанию, и по внешней форме.
  Без связи, без пособий, без руководства - издавать - дело нелегкое. Под лежачий камень и вода не течет. В следующий раз, связавшись уже с центром организации, с пособиями, инструкциями и подготовкой - начнут издавать уже действительно хорошие и необходимые материалы.
  Инициатива - качество незаменимое. Так вошел в Баварский Отдел ОРЮР 26-й отряд Разведчиков в Ландсгуте.
  А Гаутингскому лесу так, видно, и не суждено в этом году вздохнуть от разведческих нашествий. Ну, понимаю, июнь, август - летние месяцы, куда ни шло, можно потерпеть. Но вот сентябрь уж наступил, а они все не угомонятся, - курсы закатили для руководителей. Окончили курсы - взялись за конференцию - два дня галдели и выносили резолюции. Когда уж их из лесу вынесет?
  Но вот, наконец, сняли свои палатки, нагрузили на грузовики, уехали. Уф! Теперь можно поспать спокойно, дай Бог, весной в другое место повадятся.
  Ан не тут-то было.
  В самом конце ноября снова явились, флаг свой на пне укрепили, костер зажгли, какие-то церемонии снова устроили. В чем дело? Что они, окончательно с ума спятили? Ничего подобного. Все совершенно нормально. Открывается новый 6-й Круг Витязей Дмитрия Донского. Не дома же его за чаепитием открывать! Поехали в лес, зажгли костер, устроили беседу о работе Круга, о новых задачах, разучили песню Витязей, спели старые знакомые разведческие пески, вспомнили родные народные мелодии и приехали домой еще совсем рано, часам к десяти вечера.
  На нашем "далеком севере", в английской зоне только закончился II курс для начальников Отрядов. Как всегда, целый ряд трудностей, связанных с расстоянием, питанием, преподаванием и прочими препятствиями, неизбежно сопровождающими любые разведческие курсы, был, наконец, преодолен, и 27 ноября в лагере Фишбек под Гамбургом был в первый раз поднят флаг II КНО.
  9 часов утра. Молебен св.Георгию Победоносцу. Серьезное и ответственное дело должно начинаться с молитвы. А кого же просить о счастливом течении курса, как не нашего небесного покровителя св. Георгия.
  Методика, разряды, символика, игры и пески, разведчество, звеновая система, волчата, витязи. Лекция за лекцией, две, три, пять, иногда семь лекций в день. Следи за тем, что говорит инструктор, успевай записывать, следи за внешностью, успевай все сделать во время, проявляй инициативу... Сбавляют отметку за все: за отношение к товарищам, за неисполнительность, за неточность, даже за настроение: "Разведчик весел и никогда не падает духом", "Руководитель не имеет нервов", "Хранители костра, не смеют гаснуть, они должны гореть и зажигать других".
  Занятия в штаб-квартире. Утром - подъем флага. Флаг подымается на шесте в помещении. Командует "дежурный курсант. Командовать надо уметь, законы знать надо на память, надо все помнить, ничего не забыть. Рапортовать надо четко и ясно, салют должен быть отдан правильно. Нелегкая задача, особенно для небывавших в лагерях.
  Вечерами - беседы у лампы. Разведческий гимн "Будь готов", песни, игры "у костра", дискуссии. Беседа о том, "допустимо ли и нужно ли сотрудничество в работе между разведчиками и р-цами" затянулась до позднего вечера... Сколько вопросов, сколько животрепещущих, актуальных проблем.
  Зачеты по играм на II КНО сдаются на практике. По договоренности с директором школы - вся школа /до сотни детей/ выведена на прогулку. Три часа игр на вольном воздухе под руководством курсантов показали способность и знания молодых руководителей. Обратно шли строем под пение походных песен.
  В штаб-квартире негде яблоку упасть. В маленьком помещении набилось до семидесяти ребят, разведчиков и гостей. Демонстрируется программа у костра. Еле удалось закончить программу, никак не уговоришь разойтись по домам. А когда, наконец, младших уговорили разойтись, старшие еще долго пели, беседовали, играли...
  Торжественное обещание курсанты давали при участии разведчиков и разведчиц Фишбекской дружины.
  Старая разведчица Ирочка, бывшая еще давно на КДВ, сейчас не работающая по недостатку времени в организации, не выдержала и давала
  Торжественное Обещание вместе с курсантами. Кто раз заразился разведчеством, того всегда будет тянуть наша дружная среда, наши обычаи и традиции.
  Курс окончился. Как всегда, жалко расставаться! за десять дней курсов сжились и сдружились, как в обычной жизни за полгода не сдружишься.
  Уставшие, но довольные успешным окончанием Курса, со свидетельствами и овальными значками "хранителей костра" курсанты возвращаются к своим отрядам.
  Счастливой разведки!


  Руководители и пособия - вот основная проблема нашей внутренней работы. Говоря проще, нужны руководительские курсы и нужны напечатанные материалы, Курсы летом, курсы осенью. Зимой тоже будут курсы - для начальников стай, начальников кругов, возможно, что и КДВ и КНО. Трудно, но провести надо, нужны знающие и опытные руководители. Их слишком мало, их надо готовить. Иначе наши возможности перерастут наши силы... Понемногу появляется и необходимая литература. Еще мало, но все же усилиями фрайманской дружины выпущены "Беседы у костра", "Звеновая система", конспекты КДР, оканчивается печатанье III-го разряда. Все материалы немедленно расходятся по местам работы. Задачи большие. Темпы, темпы, темпы...

СКАУТСКАЯ ПЕЧАТЬ.

Июльский номер журнала Международного Бюро "Джембори" сообщает интересные подробности о новой возрастной категории британского скаутизма - "сениор-скаутах". Речь идет о возрасте 15-18 лет, который англичане считают переходным между разведчиками и "витязями.
  Необходимость заняться особо этим возрастом была выдвинута войной. Во время войны много разведчиков 15 и 16 лет дельно помогали в "Звеньях военной службы". После окончания войны выяснилось, что эти ребята, благодаря своему опыту, обладают подготовкой, превышающей все программы разрядов. В результате продолжительных дискуссий этой проблемы, выработаны следующие принципиальные положения:
  I/ Дружины сами решают, будет ли у них категория "сениоров".
  2/ Всем разведчикам по завершения 15 лет дается возможность повторить Т.О., которое они могут глубже и иначе понять, чем в начале своей разведки.
  3/ Где образуются "сениоры", они объединяются в отряд/ в среднем 24 человека/.
  4/ Где имеется больше одного звена "сениоров", там должен быть руководитель, которому поручена работа только с этой категорией. Таким образом, вводится новая степень специализации руководителей.
  5/ Для "сениоров" будет несколько изменена форма и введены особые знаки различия. Цвет "сениоров" - коричневый/. Волчата - желтый, разведчики - зеленый, витязи - красный/.
  6/ Занятия с "сениорами" будут серьезнее и полны "приключений". Упор останется на разведке в природе, но внимание будет также обращено на культурную и современную жизнь молодежи. Разработана серия специальностей для "сениоров".
  Эти нововведения связаны также и с реформой английских школ. По новому закону о воспитании средняя школа будет разделяться на две ступени: младшую - для возраста 11-15 лет и старшую - выше этого. Интересно в связи с этим заметить, что и волчатский возраст в Англии кончается теперь в 11 лет /раньше в 12 /.
  Проблема "сениоров" будет поставлена повсюду. Уже у нас замечается необходимость говорить о "младших" и "старших" витязях.
  Из других славянских организаций интересные идеи о "сениорах" имеются у поляков, которые на эту тему издали сочинение "Вендровницы".

НАШИ НОВЫЕ ТОВАРИЩИ.

/Из отчета Георгия Лукина о посещении лагеря калмыков в Нидерраунау/
  ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ. 18.10.46 я выехал по взаимному договору в калмыцкий лагерь Нидерраунау около г. Крумбаха, с целью наладить там скаутскую работу. Вечером у меня был разговор с г.Саджой Цагайдиновым. Выяснял обстановку в лагере. Рассказал ему о нашей работе, показал ряд фотографий.
  19.10.46 утром я разговаривал с начальником лагеря, начальником просветительной части, директором гимназии и буддийским священником. Все они обещали полную поддержку в работе. В тот же день были проведены: сбор штаба дружны, собрание родителей и сбор старшей молодежи, который прошел очень успешно.
  20.10.46 были проведены сборы разведчиков, разведчиц, волчат и белочек /прогулка/.
  Кроме этого были проведены еще 2 собрания штаба с директивами для дальнейшей работы.
  ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ. Прибыли 26.10.46 г. с скм. Сагайдаковской. Были очень радушно встречены ребятами. Вечером созвали совещание руководителей. После совещания - собрали старшую молодежь.
  Переговорив с нач. дружины и его помощником, мы пришли к заключению, что нужно организовать ремесленные курсы, открыть клуб молодежи и раз в неделю устраивать собрания с общеобразовательными докладами, играми, песнями и танцами.
  27.10.46 был устроен маленький поход разведчиков и разведчиц, который прошел весьма удачно. После похода мы посетили буддийский храм и ознакомились с буддийскими обычаями и традициями.
  Впечатление, как о ребятах, так и о начальстве лагеря очень хорошее/. Чувство большой дружбы царит в лагере.
  От всей души желаем нашим новым товарищам полного успеха в работе и счастливой разведки!

ПРОВЕРЬ СБОЙ СЛОВАРЬ!

РАСТРЕЛЛИ а. Знаменитый итальянский тенор? 
б. Член Конвента французской революции? 
в. Российский зодчий? 
г. Мирская фамилия нынешнего папы? 
"Крестословица" а. Древнерусское слово? 
б. Появилось, при Петре Великом? 
в. изобретено в эмиграции? 
г. Введено Чеховым? 
РЫНДА а. Старинный экипаж? 
б. Московский придворный чин? 
в. Река в Карелии? 
г. Часть старинного костюма? 
ЭСКВАЙР а. Сельскохозяйственная машина? 
б. Английский титул? 
в. Шотландский воин? 
г. Американская мера? 
ХОРС а. Иранский бог? 
б. Порода собак? 
в. Древнерусское божество? 
г. Разновидность пантеры? 
ПОНТИФИКАТ а. Папский манифест? 
б. Римская провинция? 
в. Царствование одного папы? 
г. Византийское адмиралтейство? 
ДУЛЕБ а. Персидский поэт? 
б. Древняя монета? 
в. Представитель одного из славянских племен? 
г. Кавказский горец? 
КОРЗКО а. Старорусская обувь? 
б. Головной убор? 
в. Древняя одежда? 
г. Старинный музыкальный инструмент? 
ОГНИЩАНЕ а. Секта? 
б. Сословие? 
в. Племя? 
г. Ремесленники? 
Ласси а. Английский поэт? 
б. Итальянский изобретатель? 
в. Герой романа Вальтер Скотта? 
г. Российский полководец? 
РУМБ а. Руль судна? 
б. Измерительный инструмент? 
в. Угол? 
г. Корабельные часы? 
ЛАЦКАН а. На воротнике мундира? 
б. На груди? 
в. На рукаве? 
г. На плече? 
ГИЧКА а. Маньчжурская повозка? 
б. Лодка? 
в. Полярная чайка? 
г. Киргизское имя? 
АНДЕРСЕН: /"Сказки Андерсена"/ а. Шведский писатель? 
б. Датский? 
в. Норвежский? 
г. Голландский? 
АДМИРАЛ а. Французское слово? 
б. Голландское? 
в. Арабское? 
г. Итальянское?