Журнал скаутских руководителей "Опыт" №2

Журнал "ОПЫТ" № 2  (1947г.)

ПРАЗДНИКИ

Снова будут друзья в разных местах нашего рассеяния желать "Счастливого Нового года!", "Встречи на родине в Новом году!", снова соберутся у разведческих елок встретить тихим, зимним вечером Рождество Христово - святой праздник мира и любви.
  Мы давно забыли, когда праздновала российская молодежь настоящее Рождество, безмятежное, ласковое... Десятилетия войн, революций, изгнания заслонили от нашего взора то почти сказочное время, когда вся великая Россия дружно пела "Рождество Твое Христе Боже наш...", когда славельщики ходили со звездой и вертепом, учащиеся с нетерпением считали остающиеся дни до праздника, взрослые снова переживали "елку", как беспечная молодежь. Когда вся страна, от столичных залов до cамыx скромных комнаток бывала пронизана запахом хвои, горящих овечек, орехов, пряников; мерцала блеском елочных украшений и подарков, звучала колокольчиками саней, звонким смехом и скрипом снега под торопливыми шагами спешащих покупателей сюрпризов "Деда Мороза"...
  После первого шквала урагана нам была дана некоторая передышка. В зарубежье, в предвоенные годы тоже еще можно было по-русски праздновать Рождество. Cкpoмно и беднo, правда, но с ёлками, сладостями, подарками, весельем. Но не то уже это было веселье. Былые, невинные, повседневные мечты сменились одной основной мучительной - "в следующем году - на родине!" Не старые, добрые рождественские рассказы звучали у наc под елкой, а воспоминания о том, как тайком в лесу собирались на Рождество московские последние скауты...
  И вот снова налетела гроза. Никогда мы не забудем наших елок этих грозных лет. Тогда не на святого Георгия и не в лагерь мы собирались, чтобы взглянуть вперед, поддержать друг друг, подвести итог сделанному. И георгиевский поход, и лагерь - если они вообще удавались - были полны страшного напряжения, осторожности, активности. В них покоя и спокойствия не могло быть. Один вечер в году, на Рождество, уносил нас душой от военных будней, направлял наши мысли от задач нашей ежедневной, двойной жизни - "подданных Новой Европы" и разведчиков - к высотам нашей веры, наших надежд и идеалов. Так было из года в год, везде, у всех нас.
  Помню. Январь 1944 года... Мокрый снег на темных улицах лепится на витрины, на плечи людей, гроздьями свисающих с трамваев, на развалины домов... Не одними осколками бомб изрешечены стены развалин, пулями из винтовок немецких жандармов. И каждая из этих пуль прошла через тело расстрелянного у стенки человека. Заборы, доски, облеплены красными плакатами с бесконечными списками убитых заложников... "Новая Европа"...
  В бедной комнате на третьем этаже мы собрались у своей елочки. Одиннадцать сестер и братьев. Скромное угощение, скромные подарки, скаутские песни. Мы вспоминаем и желаем здоровья и успеха всем друзьям на севере, востоке, западе, юге. Мы знаем, что и они о наc сейчас все вспоминают. Стоя вокруг малюсенькой печурки с поднятой крышкой, из которой поднимается небольшое пламя нашего "костра", мы поем "Будь гoтoв!". Несколько человек из присутствующих покинут нас завтра, отправятся снова в далекий путь, в поиски и на собирание русских душ. Один из них говорит беседу. Слабый отблеск огня едва освещает его энергичное лицо. Он говорит о том, что несмотря на все трудности, сегодня, сейчас надо вести нашу работу, на деле доказать жизненную силу нашей идеологии... С тех пор я его больше не видел. Где он теперь?
  Январь 1945 года... От несмолкаемого воя сирен, от гудения самолетов, ужаса взрывов и пожаров, кажется уже негде укрыться, уже ничем не поднять сил... Сильное недоедание ослабило тело. Где-то в холодной комнате большого, полуразрушенного города мы сидим у елки. На ней наспех сделанные, самодельные украшения: наши "пятна", флажки, фигурки разведчиков... Один из нас даже в форме. На этот раз мы не надеемся, мы знаем, что конец войны в этом году. И, в виду новых, грандиозных переворотов и трудностей, наши слова звучат спокойно, отдают готовностью. Нас закалили годы. Приучили все ожидать, все испытывать, все преодолевать. И твердой уверенностью в правоту своего дела звучат слова нашей песни: "Смерть не страшна... Мы не одни..." И из этого круга некоторые исчезли, может быть, навсегда
  Мне, вероятно, не придется наступающие праздники провести в братской среде, у разведческой елки. На этот раз мне придется мыслью перенестись из больничной обстановки в мир братства и жертвенности. В одиночестве мне легче будет вызвать образы далеких и ушедших друзей. О них будет моя первая мысль и о том, что их дело и жертва никак не могли быть принесены даром, что этот вклад в общее дело есть самый верный залог успеха.
  Родные, драгоценные облики... Олег. Упрямый чуб на лбу, сутуловатая фигура. Острый ум. "Все должны пройти школу разведчества, если хотят иметь успех...", - говорил он. Что с ним?
  Андрей. Когда-то он был очень тихим и застенчивым разведчиком "ермаковцем". В последний раз, когда я его видел, я навсегда запомнил его большие серые глаза на спокойном лице. Он уезжал, чтобы больше не вернуться.
  Шура. Я не знаю, как он выглядел, когда погиб. Я его помню разведчиком звена "Орел" в гимназической гимнастерке. Добрый был разведчик! Галя. Говорят она погибла в Варшавском восстании. К нам она пришла в самое тяжелое время. Сирота, в чужой и чуждой семье искала пути к России. Борис. Тихий, с длинным носом и очень бедный разведчик. Его так занимало выступать у костра. Тогда его охватывало оживление. Его убили немцы вместе со всеми другими ребятами русского приюта в Варшаве, имена же их Ты, Господи, веси!
  Вовка, разорванный бомбой, и другой Вовка того же отряда. /"Чог'това кукла" звали его ребята/,Юра, Котик, Коля, еще Коля... И много, много других.
  Клавдий - тот жив. Не может не быть живым этот крепкий, литой, голубоглазый "индивидуалист", как мы его называли. Так верится, что он жив!
  И, наконец, двое, мне самых близких друзей. С их потерей так трудно помириться, невозможно привыкнуть, что их нет, что я остался без них. Малик, крупный, веселый, вечно горящий. Вот войдет он и забасит:
  "Симпатяга, привет трудящимся..."
  Слава. Единственный, неповторимый "Старый Бук". Мы с ним нередко спорили, иногда ссорились. Чувством жил Слава. Сердце было у него слишком большое. Когда я с ним, уезжающим в даль, прощался глазами - он улыбался. Как хорошо, что так, а не сухо, по-деловому или шумно пришлось расстаться навсегда.
  Когда соберетесь под Елкой, сестры и братья, вспомните далеких и ушедших и они будут с вами. Они ведь наша главная поддержка в постоянстве, в вере в правоту, в успех нашего дела.
  Счастливых праздников! Счастливой разведки в Новом году! Встречи на родной земле!
  За Россию! Будь Готов!
  Старый Волк.

ГОДОВЩИНЫ В 1947 ГОДУ

10 лет тому назад: в 1937 году проведен 1 КДВ нашей организации в Шуметлице, Югославия. Утвержден его знак и девиз.
20 лет в 1927 году гибнут в борьбе за Родину: Юрий Петерс, Александр Сольский (скауты Териокского отряда, в прошлом), Мария Захарченко-Шульц и другие их товарищи.
25 лет  в 1922 году оставлен белыми последний город России - Владивосток. 
Основан Комсомол (Коммунистический Союз Молодежи) и при нем красные пионеры.
30 лет в 1917 году произошла революция в России.
40 лет в 1907 году генерал Баден-Пауэль собирает английских мальчиков в первый скаутский лагерь на острове Браунси.
50 лет в 1897 году умер поэт А.Н.Майков.
60 лет   в 1887 году умер композитор А.П.Бородин (опера "Князь Игорь"), умер живописец И.Н.Крамской ("Майская ночь", "Христос в пустыне").
70 лет в 1877 году Россия воюет о Турцией за освобождение Балканских славян. Битвы у Плевны, на Шипке (Скобелев и Радецкий).
80 лет  в 1867 году Россия продала Соединенным Штатам Аляску за 7.200.000 долларов.
90лет в 1857 году по инициативе и по желанию императора Александра II началась разработка крестьянской реформы. Умер композитор М.И.Глинка (Оперы "Жизнь за царя", "Руслан и Людмила").
100 лет  в 1847 году родился путешественник и исследователь Новой Гвинеи Н.Н.Миклуха-Маклай.
150 лет в 1797 году император Павел I издает "Учреждение об Императорской фамилии", регулирующее порядок престолонаследия в России и берет на себя покровительство над Мальтийским рыцарским орденом.
250 лет в 1697 году царь Петр Алексеевич отправляется впервые за границу в составе Великого посольства под Именем десятника Петра Михайлова".
400 лет в 1547 году произошел большой пожар Москвы. После него великий князь Иоанн IV Васильевич созывает Церковный Собор, посылает за границу посольство за мастерами и специалистами и начинает славный период своего царствования принятием царского титула.
450лет  в 1497 г. Судебник великого князя Иоанна III утверждает Юрьев день, как единственный день для переходакрестьян от одного помещика к другому.
800 лет тому назад :  в 1147 году впервые упоминается имя Москвы.

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАБОТЫ ОТРЯДА

Говоря о какой-либо воспитательной работе, надо всегда иметь в виду плановость этой работы. Приступая к ней, идти планомерно, шаг за шагом вперед. Составляя план, нужно руководиться общим направлением работы. Костяком плана является "положение о степенях разрядов". Учитывая лагерный элемент, с которым (и над которым) нам приходится работать, надо сразу избрать правильный путь подхода к ребятам, надо суметь повести их за собой. Не перегружать ребят сразу теоретическим материалом. Первый период посвятить выработке общесолидарного духа и общей дисциплины. Достичь этого можно при помощи игр. Подчиняясь строго установленным правилам игр, вырабатывается дисциплина, без которой немыслима работа в отряде. Все обсуждаемые темы с ребятами, проходимый с ними материал не может быть случайным, все должно быть заранее обдуманным, все предусмотренным, руководитель обязан заботиться о том, чтобы ребята все время были заинтересованы, на сборы приходили не понуждаемые, а добровольно и охотно.
  Общее воспитание молодежи вводится как бы к четырём главным пунктам.
  1) Общеиндивидуальное образование характера, в первую очередь - находчивость, самостоятельность и качества, предусмотренные разведческими законами.
2) Умственное, развитие (при тесном сожительстве в звене мальчик быстрее обнаруживает свои способности, наклонности и легче избирает себе трудовую специальность).
3) Физическое развитие, следуя девизу, что "в здравом теле здравый дух". (Достигается это путем постоянного пребывания на свежем воздухе, в поле или в лесу, путем экскурсий, походов и личной гигиены).
4) Служение своим ближним, как индивидуальное служение, так и массовые звеновые добрые дела, и любовь, к Родине (через доблестное прошлое - к светлому будущему).
  Вот общие тезисы разведческой работы. Приступая же к более детальной разработке плана занятий, необходимо учесть: возраст и интеллектуальное развитие отдельных звеньев. Младшим ребятам включается в программу занятий больше игр. Проводить с ними все, что только возможно, при помощи игр. Дело другое со старшими. Старшие мальчики частично "стыдятся" играть с ребятишками. У них другие интересы, другие потребности. Они начинают "философствовать", у них проявляется желание ораторствовать, проявляется патриотизм, общественный интерес, жажда быть полезным старшему обществу. В работе с ними меньше применять надо игр, но зато больше дискуссий, дать им возможность высказываться. Сбор принимает характер дружеских бесед. Но не следует забывать и тут общепринятую схему сбора.
  Исходя из программы степени на III разряд, весь материал можно поделить на три месяца, период, который предусматривается как минимум пребывания в отряде до допущения на III разряд.
  1 месяц:
  После нескольких собраний организационного порядка, собрания ребят принимают характер сборов, в программу которых постепенно включается материал по подготовке на III разряд.
  Руководитель записывает себе главные этапы работы отряда:
  Образование звеньев. Подбор звеновых и их заместителей. Приобретение необходимого инвентаря, организация штаб-квартиры (помещение). Приобретение флажков. Начать вести хронику отряда. Завести книгу посещаемости и приказов по отряду. Организовать советы отряда (сборы-беседы со звеновыми). Приобретение формы.
  Это были главные вопросы технического порядка, о которых не следует забывать руководителю.
  Сделав себе краткий небросок общего плана на месяц, приступается к более детальной разработке с календарем в руках, учитывая по календарю, когда можно наметить сбор отряде, сборы звеньев и советы отряда, торжественные разведческие праздники, традиционные дни, как: День Матери, Крещение Руси, День Русской Культуры, Елка, Красное Яичко и т.п.
  Для облегчения работы ниже привожу основные пункты, которыми следует руководиться при составлении подробных программ отдельных сборов:
  Что такое разведчество? (беседа). Игры (выбивание, эстафета, путешествие по русские городам). Соблюдение правил игры, как основа дисциплины.
  О дружбе среди ребят, как залог совместной солидарной работы. Основные дорожные знаки. Законы в общих чертах.
  Сбор-поход:
  Руководитель заранее назначает место и время сбора. Полчаса перед сбором оставляет дорожные знаки по пути. Ребята, придя на сбор, должны следовать по знакам. Письмо (шифрованное, с указанием дальнейших действий). Беседа: дорожные знаки, их значение в разведчестве. Следопытство у диких народов. Походы такие создают некоторое лагерное настроение, или, вернее, вступление к лагерной жизни.
  Рапорт. Строевая гимнастика. I и II закон. Беседа на тему верности, чести и правдивости. Беседу связывать с историческими событиями: Сусанин, Суворов, княжеская дружина - богатыри. Звено и его качества. Пятно звена. Гигиена и скорая помощь.
  Молитвы перед и после еды. Звеновой флажок. Патрон отряда. Будь готов (девиз и гимн) III и IV законы, заповеди. Беседа: наш долг перед Родиной и нашими согражданами. Св.Георгий, как символ служения ближнему. Татарское иго и Смутное время, как последствия несогласия между отдельными княжествами. В единении - сила. О любви к национальному прошлому. "Коль славен". Игры. Песни, высылка телеграммы. Узды.
  Пятый закон. Заповеди. Объявить конкурс между звеньями. Выработать программу конкурса. Цель конкурса: при совместной работе, при рыцарском состязании вырабатывается общая спайка, солидарность ребят в звеньях, товарищество и сотрудничество, развивается звеновой дух. А это все, взятое в сумме, приближает нас к цепи: осуществление тяготения к солидаризму, к гармоническому развитию отдельных личностей и общества...
  Разведческий бег с препятствиями. Повторение пройденного материала на практике, Родиноведение. Родиноведение - важная и главная отрасль в воспитательной разведческой работе. Основное: видеть перед собой ту цель, к которой мы стремимся: воспитать граждан сознательных, искренно любящих свою родину, честных. В беседах о Родине брать национальных героев, их подвигами связывать целую эпоху. Развивать любовь к прошлому, уважение к предкам-героям, черпать в национальном прошлом "силу и мужество, волю к борьбе с ошибками и грехами своего времени во имя лучшего будущего"...
  II месяц
  Второй и третий месяцы работы проходят под лозунгом конкурса-состязания между звеньями на звание лучшего звеня в отряде. Основными пунктами состязания можно взять: число сборов, посещение сборов, успеваемость, образцовая игра, инициатива, дисциплина (Дисциплина вырабатывается не упреками, не угрозами наказаний и громкими словами, а хорошим примером, призывом к чести разведчиков, воспитанием твердой воли, воспитанием стремления быть лучшим, быть везде первым в хороших делах).
  IV закон. Заповеди. Обычаи разведчиков. Родиноведение. Т.О.(текст по частям). Звонить по телефону.
  Административное устройство организации. VII закон. Узлы. Дорожные знаки. "Отче наш", флаги. Биография героя, именем которого назван отряд (патрон).
  VIII закон. Знак. Первая помощь в несчастных случаях. Указать адреса ближайшего доктора, почты и т.д. Ордена. Заповеди. Обычаи разведчиков. Св. Георгий Победоносец.
  IX закон. Узлы. Салют ( три пальца - три части Т.О., при этом повторение Т.О.). Разведческие праздники. Знамена. Заповеди, форма и знаки различия. Поход после обеда на полдня.
  III месяц
  К этому времени постараться приобрести форму и лагерный инвентарь. Подготовка к лагерю, как к окончательному этапу перед дачей Т.О. В штаб-квартире устраивать вечера-беседы и товарищеские игры. Принимать участие в общественной жизни своего лагеря, в спортивной секции, устроить общую "чашку чая" (День матери, елка).
  X, ХI законы. Упаковка ранца (применить к походу). Дезинфекционные средства. Поход с заданием (Костер: виды костров, программа разведческого костра). У костра народные танцы России (о народностях России и их обычаях). Отдельные исторические народнsе герои (беседа).
  ХII закон. Поход с ночевкой. Повторение пройденного. Подготовка к испытанию на III разряд. Результаты соревнования. Лагерь отряда. Испытание на III разряд и дача Т.О. (Если лагерь невозможен, совершать походы различных видов).
  Так представляется в общих чертах программа работы в отряде по подготовке на III разряд. Эту работу проделывает целый отряд на сборах звеньев и частично на сборах отряда.
  Пользуясь готовым планом работы, и на основании его, после обсуждения на сборах отряда, звеновые составляют себе месячные планы работы в своих звеньях. Вот тут-то перед каждым сбором звеновой составляет подробный план сбора, указывая тему беседы, игры, песни. Для составления плана сборов по звеньям использовать беседы на советах отряда.
  Советы отрядов должны помочь своим звеновым найти общие пути достижения результатов работы, дать им теоретические знания, подготовить звеновых к сборам, как отряда, так и звена.
  Основным материалом для проведения сборов со звеновыми должен служить разработанный план работы в отряде и "звеновая система".
  Каждый звеновой обязан знать свое звено. Все затруднения звенового, неясные ему вопросы по работе, темы для бесед о родиноведении, все вопросы текущего характера должны быть разрешаемы не "советах отряда". С ними же проходится вся программа по плану отряда в ускоренном темпе. От звеновых разрешается, в форме исключения, принять Т.О. досрочно (имея в виду повышение их авторитета среди остальных разведчиков).
  Имея общую программу, можно совершенно свободно составить себе план работы со звеновыми, а пользуясь уже планом общим, звеновой составляет план сбора звена, по схеме:
  1) строй
2) звеновые дела
3) повторение пройденного
4) что-нибудь из теории
5) песни-игры
6) строй
  Для примера привожу план сбора звена:
  Звено строится по росту в шеренгу. Приветствие. Проверка присутствующих. Пара минут строевой в начале сбора (это успокаивает ребят, подтягивает и, после дневной беготни и игр, из "гражданской" - переключает ребят в "разведческую обстановку").
  Тут же звеновой обсуждает с ребятами текущие дела (в звене), после чего приступают к повторению пройденного материала и к изучению нового. Новый материал преподносить в удобоприемлемой форме, в виде игр, иллюстраций, с максимальной наглядностью. Практика.
  Практические занятия подготовляют разведчика к походу, к лагерной жизни, и проходятся на прогулках, в строю, в походах, желательно, чтобы одна из игр по содержанию подчеркивала один из моментов беседы на сборе. Это запечатлит в памяти главное из беседы. Песни.
  Формальная часть сбора заканчивается командой: смирно. Договаривается с ребятами о времени и месте следующего сбора. Оканчивается сбор четким ответом на девиз.
  Вот перед вами вспомогательный материал для составления плана работы. Это не значит, что следует его слепо держаться. Каждый руководитель составляет себе план по своим соображениям, подбирает соответствующие темы для бесед, и, учитывая время года (зима, весна) включает в программу больше походов или же больше материала для прохождения в помещении...
  Счастливой и благополучной разведки!
  Автор.

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ И НУЖДЫ РАБОТЫ С РАЗВЕДЧИЦАМИ

Останавливаясь перед задачей правильного разведческого воспитания девочки, надо, прежде всего, дать себе отчет в том, куда мы ее ведем, к чему?
  И в Торжественном Обещании на первом месте упоминается Бог, и первый закон начинается с преданности Богу. А между тем, часто мы не отдаем себе отчета в этом, и в работе не ведем разведчиц к Богу. Основная цель человека в жизни - его путь к Богу. Это путь трудный, внутренний, и он требует помощи. И ведя разведчиц, надо им дать осмысленность в жизни, а смысл жизни только в Боге. Служение Родине и ближним должно идти в свете христианства, а у нас в свете православия.
  Религиозное воспитание не должно быть только какой-то частью программы, а оно должно освящать все, проходить через все отрасли работы. И мы только тогда истинно служим Родине, когда служение наше не идет в разрез с учением Христа. Слабая сторона нашей работы в том, что мы часто не отдаем себе ясного отчета в этом, или не умеем, или стыдимся показать нашу веру.
  Что может сделать верующая идейная девушка в жизни? Выдающиеся женщины идут по общественно-политическому пути, но их мало. Есть женщины, отдающиеся всецело социальной или педагогической работе, но и их не много. Большая часть выходит замуж и, или служит Родине и ближним через мужа и детей, сознательно выполняя свое назначение, или погрязает в семейной жизни и интересы ее как-то притупляются, сводятся к хозяйским расчетам. Воспитывая разведчицу, надо учитывать два основных пути, возможных в ее жизни: путь самостоятельного труда и путь служения семье и через семью Родине и ближним. Но в каждом из этих путей женщине открыта широкая возможность деятельности, развитие качеств ее души: путь милосердия, ласки и призыва к "свету". Для этого важно развивать у разведчиц их душевные качества, давать возможность христианско-социальной работы.
  Если взять статистические данные после войны, мы увидим, что в некоторых странах на одного мужчину приходится 10 женщин, во всех странах женщин осталось больше, чем мужчин. Так что в наше время особенно остро стоит проблем самостоятельного пробивания дороги в жизнь для девушки. И наша задача воспитать разведчицу так, чтобы жизнь не засосала ее и она сумела бы встать на путь самоотверженного служения Богу, Родине и ближним. Что надо для этого девушке?
  Она должна быть самостоятельна, иметь твердую веру, крепкую волю, энергию, бодрость, любовь, готовность если надо "положить душу свою за други своя", давать себе ясный отчет, для чего она живет.
  Большой трудностью в работе является несамостоятельность женской работы. В большинстве случаев при мужской или так наз. смешанной дружине находится женский отряд. Самостоятельность женской работы приходится отстаивать, но это очень трудно, особенно при наличии молодых и малоопытных руководительниц. Нет женского центра, который мог бы дать нравственную поддержку и ценные указания. Приходится обращаться за помощью к мужским руководителям, которые часто не умеют ее оказать, потому что работа с девочками чужда. А между тем для поднятия женской работы совершенно необходимо, чтобы женская дружина стояла наравне с мужской. Только тогда, когда на руководительницах будет лежать ответственность за их работу и будет дана свобода творчества, может продвинуться работа с девочками.
  Большим недостатком в работе является неразработанность программы, отсутствие разрядов для девочек. Учитывая два основных пути женщины, надо выработать нормы практики для разведчиц. Почти все из практики разведчиков нужно и разведчице, но может быть не в такой мере. Сейчас у многих существует мнение, что это все только для мальчиков. Палатки поставят мальчики, выроют яму - мальчики, мачту поставят мальчики. А случится в жизни разведчице быть "без мальчиков" и окажется, что она не разведчица, а беспомощная балованная девочка. Но, развивая в девочке самостоятельность и практическую сноровку, надо проявить максимум чуткости, чтобы сохранить и развить в ней чисто женские душевные качества. Чтобы девочка не огрубела и не стала "плохим мальчиком".
  Для развития самостоятельности необходимо разделение лагерей. Это разделение не должно быть "институтским", разведчики и разведчицы должны иметь какие-то точки соприкосновения. Лагерники должны встречаться на состязаниях, разведческом беге, кострах. Момент соревнования должен быть между ними. При совместной работе, особенно при наличии мужских руководителей, забиваются женские особенности характера, девочки идут подражательным путем, что впоследствии может нехорошо на них отразиться. В старшем возрасте мальчики особенно забивают девочек своей инициативой. В руководительской женской работе замечается неуверенность в себе, беспомощность. Поэтому наравне с задачей выработки программы для девочек, стоит проблема создания руководительских кадров и большая задача - разъяснить молодым руководителям необходимость предоставить разведчиц их руководительницам.
  Если просмотреть списки окончивших КДР, видно, что немало девушек их окончило, а работает очень небольшое количество. Девушки работают недолго и, или бросают по каким-либо личным причинам, или в большинстве случаев, выходят замуж. Мне кажется, что последнего не надо слишком пугаться, только надо интенсивнее работать по созданию кадров. Пусть старшие выходят замуж, их заменят новые. Вполне естественно, что замужняя женщина не может продолжать постоянную работу с молодежью, всецело ей отдаваясь. Но она может помочь выработке новых кадров, может участвовать в курсах для руководителей и может помогать в работе советами и передачей своего опыта. Сейчас время очень благоприятное для создания кадров руководительниц, потому что в ряды разведчиц вступают взрослые девушки.
  В теперешней работе много трудностей, зависящих от внешних событий. Во-первых, все пережитое оставило тяжелый след в молодых душах; затем перегруженность молодежи школьной работой, с которой надо считаться, так неизвестно, долго ли еще будет возможность воспитания детей в своих русских школах. Затем домашние обстоятельства у многих девочек очень трудные, т.к. во многих семьях девочки уже являются хозяйками и несут на себе, кроме учения, все трудности заботы о семье.
  Самыми основными нуждами работы с разведчицами является выработка программы и создание кадров руководительниц. При выработке программы надо обратить внимание не только на практику. Программа родиноведения для разведчиц может отличаться от программы разведчиков. Разведчица должна знать, кто был Суворов и т.д., но ей также очень важно знать, какую роль играла женщина в жизни русского государства, надо знать, какой быт был в России и уметь правильно оценить, что из уклада жизни прежней России надо сохранить.
  М. Б

 ШВЕЙЦАРСКИЙ ПРИМЕР

В Швейцарии вышла в свет книга " Кригсгешедихте Киндер"( Дети, пострадавшие от войны). В ней описываются те усилия, которые швейцарцы до сих пор приложили, чтобы помочь детям, пострадавшим физически и духовно от лишений войны в других странах. Швейцарские скауты приняли большое участие в этой большой помощи ближним. Мы приводим ( по журналу "Джембори") два отрывка из этой книги, первый, описывающий лагерь для французских детей около Цюриха и второй: прощальное письмо руководителей в другом лагере отъезжающим на родину ребятам.
  ФРАНЦУЗСКИЕ МАЛЬЧИКИ СТАНОВЯТСЯ ШВЕЙЦАРСКИМИ СКАУТАМИ
"Посылаем Вам тридцать мальчиков из Ниццы в трехмесячный лагерь. Они в возрасте от девяти до четырнадцати лет и физически очень слабы, а нравственно совершенно распущены. Все хлопоты о снаряжении, пропитании и т.д. сделаны, Вам остается только слегка за этой стороной дела следить. Три женщины будут Вам даны в помощь. Ваша основная задача сделать ребят здоровыми телом и душой. В этом отношении Вам не сможет никто помочь".
Когда мне это сказали, я сразу подумал: " Я сделаю из них скаутов".
Я сел в поезд в Лозанне. Некоторые ребята орали, как хулиганы, другие дрались; у всех был какой-то кошмар в глазах. Мне сказали: "Это ваша партия".
  Между Лозанной и Цюрихом надо было выбрать вожаков, так как я хотел сразу начать, лагерь по-скаутски, а не вроде пикника. Я говорил с каждым мальчиком, но почти все были так взволнованы, что почти не решались отвечать. Наконец, я нашел двоих, бывших когда-то скаутами, и они мне сказали, что такие есть еще среди "одичавших". Один старый волчонок показался мне подходящим и, наконец, я выбрал одного настоящего уличного босяка, чей уверенный вид меня сразу пленил. Моей первоначальной мыслью было утвердить вожаков по выбору, но для этого не было времени. Приходилось рисковать. Следующей заботой было привлечь к себе тех ребят, которые казались недовольными, что их не собираются баловать, как почетных гостей. Я сказал им примерно следующее: "Ребята, вам здорово повезло, что вы попадете в скаутский лагерь. Скауты всегда впереди и вас, значит, считают способными вести других ребят". Затем надо было изобрести клич для этой недисциплинированной толпы. Он был придуман без затраты лишнего времени и звучал очень просто: "Нисуа! Вив ла Франс, виз ла Сюисс, камп д'Ишвиль - ура! (Ниццане! Да здравствует Франция, да здравствует Швейцария, лагерю Ишвиль - ура!).
  Затем я собрал своих вожаков и сказал им: "Отряд будет предводиться Судом Чести. (Штабом Отряда - по русской терминологии). Вам придется выполнять его решения. Я вам помогу советом, устрою все, что нужно для работы, подумаю о будущем. Но у меня не будет много времени, чтобы о вас заботиться. Что у вас не выходит - обсуждайте в Суде Чести".
  Я не знаю, каким чудом им это удалось понять!
  Большим успехом пользовалось учреждение почетного знака. Кто себя чем-нибудь отличал, мог носить в течение одного дня красно-белые наплечные ленточки, которые очень торжественно вручались при спуске флага. В начале лагеря это был единственный знак, кроме платков, выданных вожакам. Я выдавал его раз или два в неделю до половины лагеря; затем это уже стало не нужным, так как к тому времени его сменила красно-белая лилия, знак Т.О. ( примечание переводчика: Швейцарский скаутский значок изображает эмалированную лилию, поделенную вертикально на две половины: красную и белую).
  Междузвеновое состязание было большим успехом. На доске для объявлений находился лист, украшенный звеновыми пятнами, на котором ежедневно отмечалось положение звеньев. Я давал темы состязания иногда неожиданно, вне плана. Вдруг я заявлял вожакам: "Четыре пункта самому чистому звену!" Я внимательно следил, чтобы мальчики доверяли справедливости системы состязания. Могло случиться, например, что последнее звено могло выдвинуться каким-нибудь неожиданным заданием.
  К концу месяца все вожаки сдали III разряд и дали Т.О. Им пришлось многому научиться самим, теперь они могли учить других. К окончанию лагеря двадцать три мальчика дали Т.О., прочие семеро не смогли по малолетству. С большей частью отряда мне удалось пройти немного пунктов II разряда: Морзе, следопытство, деревья и узлы.
  Я имел успех, т.к. я старался осуществить на деле "Скаутинг фор бойс". И вот секрет этих трех месяцев напряженной разведки: чтобы достигнуть чего-нибудь серьезного, надо взять десяток страниц из "Скаутинг фор бойс" и выучить их на память, или, по крайней мере, как следует их продумать и выписать выдержки. Одно это уже даст некоторый успех.
  Одна старая дама сказала мне: " У вас были четырнадцатилетние мальчики. Наверно некоторые из них Вам принесли массу хлопот".
  - Нет, сударыня, я сделал их вожаками и они руководили лагерем.
- Ну, в таком случае. Вы делаете чудеса!
Я не хотел ее разочаровывать и скромно улыбнулся. Но это чудо, конечно, не моя заслуга. Его сделал метод - звеновая система.
"Там, где эта система правильно применена, она не может не дать успеха!" (Б.П.)
Вот, что меня утешает, когда я с грустью вспоминаю о моих ребятах, вернувшихся, снова в ад войны.
Р.

РАЗВЕДЧЕСТВО В ПОДПОЛЬЕ!

Чтобы писать о подпольной работе русских разведчиков в годы второй мировой войны, необходимо, прежде всего, познакомить читателей с обстановкой, предшествовавшей излагаемым мною событиям.
  Жил я и работал в разведческой организации в Югославии, почему и начну свое изложение с момента вступления Югославии в войну. К 1941 году наша организация довольно сильно разрослась и окрепла. На трех руководительских курсах были созданы кадры руководителей, (Шуметлица, 38 г., Шуметлица, 39 г. и Белашница, 40 г.), так что к моменту объявления войны кадры у нас были.
  Как известно война была молниеносная и на двенадцатый день Югославия капитулировала. Разведческая деятельность за все это время не только не прекратилась, а наоборот усилилась, т.к. разведчики старались помогать своим ближним, пострадавшим от немецких налетов. По пришествии немецких оккупационных войск мы очутились перед следующими фактами: все организации запрещены, Югославия разделена на несколько частей, вследствие чего потеряна связь с другими единицами и, наконец, в это время все старшие руководители в Сербии отошли от работы. Подпольная работа стала возникать почти по всем городам, где были раньше разведчики, совершенно самостоятельно, независимо друг от друга, т.к. связи никакой не было. Собирались по очереди на частных квартирах, в парках и в лесу, за городом. Надо сказать, что это нам было не ново, т.к. в мирное время наша организация была весьма слабо материально обеспечена и собственные штаб-квартиры были для нас редкостью. Сборы проводились по частным квартирам. Теперь приходилось соблюдать все правила конспирации, ибо врагов у нас было много.
  Группа молодых руководителей (начальники отрядов) в Белграде объединилась под руководством искм. О.Полякова и стали продолжать работу. К этой группе примкнуло еще несколько вожаков и это было руководящее ядро. Верный путь был скоро найден. Наши руководители стали просачиваться в организацию, разрешенную властями, так наз. "Дружину русской молодежи", и там, благодаря своей энергии и опыту, выдвигаются на руководящие должности. Умалчивая о скаутизме, работа велась с молодежью по нашей системе. В исключительно тяжелых условиях был проведен лагерь под Смедерево и в нем четвертый курс для руководителей. Был издан "Спутник руководителя" и переброшен в Хорватию. В январе 42 года к нам пробрался из Хорватии скм. Полчанинов. Это было наше первое соприкосновение с внешним миром. Мы почувствовали, что мы не одни и что разведческая работа идет дальше. Мы получили приказ от 2-го января 42 года, из которого узнали, что организована инструкторская часть, и что начальство и заместительство на страны Европы взял на себя Б.Б.Мартино.
  Работать дальше становилось все труднее. Избегая насильственной мобилизации на работы в рудниках, руководители пробирались в Германию и дальше на восток. На местах оставались те, кто учился в гимназии. Мне пришлось покинуть Сербию в апреле 42 года. В это время, работа в Дружине молодежи развилась очень интенсивно. Работа велась со всеми возрастами (Дружина насчитывала до 200 человек). В провинции было несколько одиночных, звеньев. Так же велась работа и в Хорватии (Сараево, Загреб, Баня Лука). Попадая в Германию и следуя выработанной тактике, наши руководители вливались, в НОРМ, где и продолжали разведческую работу. Все были на учете. Появлялось чувство плеча. Центром в это время стала Варшава, где находилось наше руководство в лице Мартино и других видных руководителей. В Норме велась работа исключительно по нашим методам. Пользуясь вывеской НОРМА, велась переписка, обмен литературой и поддерживалась связь с другими отделами (Сербия, Хорватия, Польша). Наше руководство задалось целью создать как можно больший кадр руководителей, что и удалось осуществить, проведя курсы руководителей в Берлине в 42 году, в лагере Бельцкуль "Русь" в 43 г. и около Неймаркт "Град Китеж" в 44 году. В НОРМ'е издевалась наша литература, которая служила ценным пособием в работе. Была издана "Звеновая система", "II разряд", "Положение о волчатах и белочках", программа курсов для руководителей и много других пособий. Летом 1943 года я получил возможность побывать в Белграде. Там я застал очень живую работу. К этому времени "Дружина русской молодежи" распалась, и наши руководители после трудной борьбы заняли руководящие должности в отделе внешкольного воспитания при русской гимназии. Работа велась двоякая: одна с широкой массой молодежи, другая, же в узком скаутском кругу, куда принимались уже проверенные и верные люди. Я присутствовал на нескольких руководительских сборах и на нескольких звеновых сборах у разведчиков. Впечатление осталось самое лучшее. Работа была напряженная и деловая. В провинции Сербии работа замерла, т.к. из-за частых партизанских набегов почти все русские перебрались в Белград, где было спокойнее. В Хорватии работа шла хуже. Под разными названиями продолжалась та же разведческая работа. Очень успешно работал отряд в Баня-Луке и затем в Загребе. В Загребе издавался журнал "Ярославна", который приходил в Берлин и распространялся дальше. Таким образом оказалось в подпольной скаутской организации четыре отдела: германский, польский, сербский и хорватский. Руководство в лице зам.ст. русского скаута на страны Европы и инструкторской части находилось, как я уже упомянул выше, в Варшаве. В Варшаве работа с русской молодёжью велась с переменным успехом. Главная же работа велась в инструкторской части. Через Варшаву шли наши материалы и дальше на восток, где снова стала возникать работа. Связь с остальными странами, где были русские, скауты (Венгрия, Финляндия) была налажена, поскольку это было возможно.
  События 1944 года сильно изменили картину. Сербский и хорватский отделы отпали, затем Польша. Наша Главная Квартира очутилась в Австрии. Много руководителей пропали без вести. Крах Германии был неизбежным. Руководство стало подготавливаться к этому моменту. Заготавливались скаутские документы для руководителей. Было дано два пункта сбора: на севере Германии - Нордгаузен и на юге - Мемминген. Но события шли слишком быстро, так что к моменту освобождения - руководительский состав остался разбросанным по всей Германии, что отчасти и послужило на пользу, ибо вслед за освобождением повсюду стали возникать отряды русских скаутов.
  Подводя итоги, необходимо отметить, что наша организация стойко перенесла годы войны и террора, что доказало жизненность организации и крепость кадров руководительского состава. Тяжелая боевая обстановка и конспирация подняла дух и дала много ценного опыта.

И3    НАШЕЙ    ЖИ3НИ

По   отделу   Вюртемберг - Баден
  1. Из письма начальника Отдела 10.9.46: "Вы просили меня посеять наши разведческие семена в Вюртемберге и Бадене, а также углубить и укрепить корни нашего ссудосберегательного товарищества.
  Задача создания отдела нашего в Вюртемберге оказалась нелегкой, может быть более тяжелой, нежели это могло бы быть.
  Я справился с этой задачей. Мною создан Эсслингенский отряд. Там сейчас два звена мальчиков (орлы и сокола), стая и звено девочек (ласточки). В настоящее время этим отрядом руководит Николай Владимирович Гижицкий, врач по профессии и серьезный знаток спорта. Работу с девочками ведут две девушки, Светлана Ш.-К, и В.А. "Летом мы собирались в лесу. В плохую погоду - у меня. Нам обещано помещение. Я подарил отряду знамя. Оно освящено Владыкой митрополитом Серафимом. УНРРА дала нам футбольные мячи, перчатки для бокса, ряд комнатных игр и детские флейты. В июне месяце мне удалось устроить лагерь. Продолжался он четыре дня. Расположились мы на опушке леса недалеко от города Кральсхейм. Всего в лагере было 12 человек. Закончился он походом. Этот лагерь сколотил наши кадры. Лагерь несомненно оказался удачным".
  "Меня просили прочесть доклад, для чего УНРРА предоставила мне помещение. Удалось не только сговориться с родителями, но и заручиться помощью УНРРА. Это дало мне возможность организовать второй наш лагерь, на этот раз на две недели, в лесу, в Альтхайме, близ Ульма. Всего в лагере было 34 человека. Лагерь этот был также очень удачный. Вторую неделю мы провели в лагере, по просьбе родителей. В этих лагерях мы прошли третий разряд".
  "Судьба русской молодежи, конечно, не могла не волновать меня. Пришлось приступить к открытию русской гимназии. Ныне и это уже осуществлено. Это дает нам возможность развить разведческую работу в Штутгарте".
  "Намечены очаги нашей работы в Гальброне, Вайблингене, Шорндорфе и Гмунде. Не порвал связи и с Ульмом".
  "Наши отношения с польскими и латышскими скаутами не оставляют желать ничего лучшего. И те, и другие помогают, чем могут. Армянские разведчики, очень сердечны".
  2. 12 и 13 октября 1946 года в городе Эслингене по инициативе нач-ка Отдела была проведена Конференция, на которой участвовали делегаты Главной Квартиры ОРЮР, руководители в Вюртемберге и Бадене, родители разведчиков, представители гимназии им .св.Сергия Радонежского, общественные деятели, представители редакции "Юнге Ворт", представители УНРРА и ИМКА и Армянская, Латышская, Литовская и Вюртембергская (немцев) бой-скаутские делегации. Всего участников было 56. Конференцией было получено письменное отношение от советника министерства культов д-ра Хассингера и были посланы приветственные телеграммы Президенту США Труману, министру культов д-ру Теодору Хейсс, Старшему Русскому Скауту полковнику Пантюхову и Заместителю Старшего Скаута на Европу Ст.Скм. Б.Б.Мартино.
  1-й день конференции начался докладом, д-ра Гижицкого о трудах съезда в Гаутинге. Конференция почтила вставанием незабвенную память Славы Пелипца и приняла решение поддержать новосоздаваемый фонд его имени, после чего выступили с приветственными речами представители УНРРА, ИМКА, журнала "Юнге Ворт", русской общественности и дружеских иностранных скаутских организаций.
  На 2-й день конференции собравшихся приветствовали прибывшие представители Главной Квартиры, после чего был прочитан реферат д-ра Гижитского о работе со старшей молодежью, вызвавший оживленный обмен мнениями. Представитель делегации армянских скаутов заверил конференцию о желании армянского разведчества идти нога в ногу с их русскими братьями, равно как и с другими народами.
Из доклада брата В.Лейдениуса:
  "Мы заканчиваем год нашей педагогической работы. Этот год не был легким".
  "Мы, как культурное и общественное целое сильно, здесь в Вюртемберге, отстали. Даже в таком вопросе, как организация лагерей, мы национального экзамена не выдержали. В Вюртемберге и Бадене нет ни одного русского лагеря. Наши далеко не малочисленные этнические группы разрознены и вкраплены в чужие, подчас положительно нам инородные тела".
  "Вследствие отсутствия здесь квалифицированного кадра работников, проведение скаутских идеалов в жизнь встретило большие трудности: большое дело легло на плечи энтузиастов, которым все пришлось начинать с самого начала".
  "Последователи великого современного педагога Баден-Пауэля, мы никогда не претендовали на ведущую роль в деле народного просвещения. Скаутизм, как педагогическая дисциплина, есть практика внешкольного воспитания. Нашей основной задачей является воспитание характера". "Сегодня мы глубоко удовлетворены, имея возможность сообщить присутствующим, что по нашей инициативе возникла и начала свою работу гимназия в Цуфенгаузене".
  "Для того, кто уже учиться не может и ищет в жизни иных путей, мы помогли открыть курсы автомобилевождения. В Штутгарте возникли курсы английского языка".
  "С иностранными братскими скаутскими организациями мы уже поддерживали тесный контакт, и это следует упорядочить. Нами уже разосланы соответствующие труды, армянам, латышам, немцам и полякам. Мы желали бы также привлечь к этому делу эстонцев и украинцев".
  "Верится, что и впредь нам удастся сохранить это общечеловеческое понимание, согретое вечными заветами Христа, Бога нашего".
Из реферата д-ра Гижицкого о работе со старшей молодежью:
"В результате катастрофы, постигшей нас и приведшей нас в изгнание, не только семья переживает кризис, но и молодежь наша оскудевает. Причинами являются падение авторитета родителей, превращенных изуверским фашизмом в бесправных "унтерменшей" и лагеря УНРРА, не могущие дать детям примера жизни, в которой труд и творческий порыв занимают подобающую роль".
  "Энтузиасты руководители гибли лишь за возможность пронести светлый спасительный огонек скаутизма к дням нашего народного просветления. Только руками Гитлера и в результате его разрушительней человеконенавистнической машины погибло свыше 60 руководителей. Жертвенный порыв и непрекращающаяся борьба за заветы разведчества придают этому движению большой моральный вес".
  Конференция горячо поблагодарила руководителей движения в Вюртемберге и Бадене, высказала мысль о необходимости создания штаба сотрудников при нач-ке Отдела и определила задачи, лежащие перед создаваемым штабом:
  1. Поддержка русской гимназии имени св.Сергия Радонежского в Цуфенгаузене, а также создания при ней отряда российских юных разведчиков. К благотворительным организациям УНРРА и ИМКА конференция обращается с просьбой помочь устроить при помянутой гимназии интернат для иногородних воспитанников ее.
2. Организацию курсов для вожатых.
3. Организацию зимнего лагеря в Альпах.
4. Организацию общества друзей скаутизма, совместно с которым войти в тесную связь с благотворительными организациями УНРРА и ИМКА, при помощи которых можно надеяться, что организация будет обеспечена необходимыми для нее клубными комнатами, формой разведчикам, лагерным имуществом и педагогической литературой.
5. Всемерная поддержка фонда имени скаутмастера Славы Пелипца.
6. Развитие дальнейшей культурной и общественной самодеятельности здесь, способствуя открытию курсов английского и испанского языков, автомобилевождения и курсов кройки и шитья. Улучшения в вопросе русской прессы и открытие отделения русского Красного Креста - важнейшие задачи, к которым конференция призывает местные общественные силы.
7. Разбудить дух бережливости и привить вкус к сбережению в среде молодежи.
8. Организацию финансовой базы отдела поручить ссудосберегательному товариществу "Бой-скаут".
9. Принять участие в устройстве детской рождественской елки.
  Лесной Еж.

 Прошу всех руководителей по всем интересующим их вопросам инструкторского и педагогического характера и руководительской жизни обращаться к Начальнику Инструкторского Сектора Гл.Кв.
  Старый Волк.
  Адрес: Борис Мартино. Розенгайм. Штэдтишес Кранкенгауз, /13


ОТВЕТЫ
  на "Знаешь ли ты..?", помещенные в № 1 "Опыта".
  1. Российский зодчий (архитектор) XVIII века.
2. Изобретено в эмиграции писателем Ремизовым.
3. Юноша с топориком - почетный караул во дворце Московских государей.
4. По-английски, значит, примерно - "его благородие". (В адресах)
5. Бог Солнца у древних русских славян. Он же Волос.
6. Царствование одного папы.
7. Древний Волынянин.
8. Одежда времен Киевской Руси.
9. Земские бояре времен Киевской Руси.
10. Российский полководец времен императрицы Анны Иоанновны.
11. Угол на компасе, указывающий одно из 16 направлений.
12. Пристегивался на груди мундира.
13. Лодка с двумя гребцами.
14. Датский.
15. Арабское.


ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ... ? (общее)

1. Что значит "Правобережная Бавария"?
2. Чем в русской истории знаменит австрийский городок Куфштейн?
3. Какие государства чуть не воевали из-за почтовой марки?
4. Какой корабль последним носил русский флаг, до нашего времени?
5. Где имелась до последней войны вооруженная русская часть?
6. Какого происхождения берет?
7. Когда карандаши послужили оружием?
8. Что в лапах у орла на гербе Соединенных Штатов?
9. Какое государство на своих почтовых марках называет себя по-латыни?
10. Из какой войны имеются самые старинные фотографии русских позиций?
11. Какая страна, имеет в гербе попугая?
12. Где водятся съедобные ящерицы?
13. Мог ли пророка Иону проглотить кит?
14. Когда и где пошел первый поезд?
15. Какой народ не знает войны?
16. Какая республика входит в состав монархии?
17. Какого происхождения песня: "Ты не шей мне, матушка, красный сарафан"?
18. Как по-английски "человек"?
19. Откуда пошло "Пропал за понюшку табаку"?
20. Когда и где за питье чая полагалась смертная казнь?

  ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ... ? (история)

1. Что нашел древний греческий историк Геродот единственно достопримечательным в Скинии (нынешней России)?
2. Почему мы называем знак звена, лагеря "пятном"?
3. Когда в последний раз русские переселенцы присоединили к России новую область, по собственному почину и без участия правительства?
4. Что означало и из какого языка нами было взято слово "варяг"?
5. Когда на Российском гербе имелось изображение иностранного ордена?
6. Как звали Владимира "Красное Солнышко", Ярослава Мудрого?
7. Когда приходилось русским воевать против швейцарцев?
8. Сколько детей было у императора Александры I?
9. Кто первый русский святой (по времени канонизации)?
10. Какие имелись знаки отличия в древнерусском войске (до Петра Великого)?
11. Что было самым большим почетом для победоносного полководца в Московской Руси?
12. Сколько Лавр имелось в России?
13. Где и когда имелись черноморские казаки?
14. Как во времена Киевской Руси называлось Черное море?
15. Кем было запрещено ношение длиннополых кафтанов при московском дворе?
16. Кто из русских монархов сказал: "Свобода - душа всего на свете"?
17. После Петра Великого, в течение более 200 лет только один император был женат на русской. Который? 18. Какая русская женщина была французской королевой?