Журнал скаутских руководителей "Опыт" №8

Журнал "ОПЫТ" № 8  (1948г.)

Великий русский историк Ключевский писал:
"Конец русскому государству будет тогда,
когда разрушатся наши нравственные основы,
когда погаснут лампады над гробницей
Сергия Преподобного и закроются врата его Лавры".

РАЗВЕДЧИК ВЕРЕН БОГУ

Этo первые слова, с которыми знакомится молодежь, поступающая в нашу организацию. Это первые слова первого нашего закона, говорящие, на чем мы строим наше миросозерцание, какой мерой мерим явления жизни и, одновременно, какие ставим себе цели в нашей воспитательной деятельности.
  Сказав эти слова, российское разведчество само определило свое место и свой путь, приняло истину и отвергло ложь.
  Сказав эти слова, мы определили духовный облик члена нашей органи- зации. Все остальные законы могут заключать в себе только развитие этого основного утверждения, его толкование, его перевод в четкие и простые формулы, понятные каждому и служащие для контроля над самим собою.
  И мы знаем, что этим мы даем законную силу в организации громад- ному количеству норм, прежде всего этического порядка,которые служат нам руководством во всех случаях, которые не вмещаются в установления наших законов или не могут быть из них прямо выведены.
  Истины Божественного учения всегда были и всегда будут той основ- ной, конечной мерой /повседневной они стать не могут из-за несовершенства человеческой природы/, по близости к которой, мы будем оценивать явления жизни.
  Преломленное в нашем сознании это основное утверждение должно отложиться в душе каждого разведчика какой-то внутренней категорией, стать частицей его "я". В этом наша главная задача, миссия российского разведчества,по духу глубже всего его характеризующая.
  Разведчик верен Богу, предан родине.
  За эти слова, вернее, за выраженные этими словами понятия, разведчество подверглось жестоким гонениям коммунистической власти, принесло бесчисленные жертвы за идею Бога и понятие родины-России. Ибо в то время не было двух понятий родины. Родина обозначало в то время, как для нас сейчас, представление о Российской империи, о великой российской нации и ее тысячелетней христианской культуре.
  И поэтому, организация, положившая в свою основу эти понятия, не могла существовать, должна была или отказаться от них, или принять го- нения.
  Наши отцы выбрали крестный путь и этим спасли разведчество. Мы знаем, что российская молодежь и сейчас сохранила в своем громадном большинстве те же духовные качества. Об этом мы воочию убедились, работая с нею в годы войны, включая ее в свои ряды после войны.
  Знает это и советская власть и продолжает считать выкорчевывание понятия Бога и России своей первейшей и главнейшей задачей. И если под давлением народных настроений советской власти пришлось сделать уступ- ку "на религиозном фронте" по отношению к взрослому поколений, то сре- ди молодежи она, наоборот, усилила развратительную пропаганду, зная, что, пока понятие Бога будет живо в молодежи, самое существование советской власти в России остается непрочным, временным и противоестественным.
  Тут чрезвычайно показательно отметить некоторые мероприятия советской власти, которые мы заимствуем из журнала "Церковная жизнь" Нр. 2, органа Архиерейского Синода.
  "В последнее время можно констатировать опять сильный подъем безбожной пропаганды, которая во время войны была почти совершенно при- остановлена. Московский "Большевик" напечатал в номере 23-24 руководя- щие линии воспитания для большевистской молодежи, которые требуют внедрения миросозерцания, "отрицающего всякий переход в потусторонний мир".
  Воспитание молодежи в духе ленинизма означает внушение им целост- ного материалистического миросозерцания. Одновременно Центральный Исполнительный Комитет "Комсомола" выпускает для массового распространения брошюру, носящую многозначительное заглавие:
 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ КОММУНИЗМА.

  Они гласят следующее:
  1/ Не забывай никогда, что священники являются жесточайшими, врагами коммунистического государства.
  2/ Приводи своих друзей к коммунизму. Помни, что Сталин, давший, русскому народу новый порядок, есть глава безбожников и не только в Советском Союзе, но и во всем мире.
  3/ Рекомендуй своим друзьям и безбожникам избегать духовенства.
  4/ Остерегайся шпионов, разоблачай саботажников.
  5/ Распространяй атеистическую литературу среди населения.
  6/ Настоящий комсомолец есть вместе с тем воинствующий атеист. Он должен уметь владеть своим оружьем и знать военное дело.
  7/ Сражайся где возможно с религиозным элементом и препятствуй его влиянию на товарищей.
  8/ Настоящий безбожник должен быть хорошим полицейским. Обязанность каждого безбожника охранять безопасность и твердость государства.
  9/ Поддерживай безбожное движение также и денежными взносами, которые особенно необходимы для нашей иностранной пропаганды, так как эта последняя, в силу настоящего положения, может действовать только подпольным образом.
  10/ Ты не можешь быть хорошим коммунистом и верным советским гражданином не будучи убежденным безбожником. Атеизм неразрывно связан с коммунизмом. Обе идеи составляют основу советской власти.
  И так, мероприятия советской власти указывают еще и еще раз, как боится она отвергнутой истины и по сей день борется против здоровой духом российской молодежи, той молодежи, которая, по существу с нами, которая стремится быть верной Богу.
  Тридцать лет преследований и издевательств неспособны были потушить лампаду нравственного сознания молодежи.
  Редакция.

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ

  Руководитель, проверь свою готовность!

Ничто так не создает сплоченную и дружную работу отряда, как тесный контакт между разведчиками и руководителями.
Все ли нами делается для того, чтобы отряд хорошо работал? Все ли нами сделано для нашего сближения с ребятами? Живем ли мы интересами своих ребят? Давайте посмотрим построже на самих себя. Попробуем сами себе ответить на ряд вопросов:
1/ Как часто приходят ребята ко мне за советом и помощью в своих делах?
2/ Рассказывают ли мне ребята о своих сокровенных мечтах и планах
3/ Сознаются ли мне ребята сами в своих проступках?
4/ Могу ли я составить характеристику всех ребят своего отряда, указав их основные недостатки и достоинства?
5/ Знаю ли я, как бороться с их недостатками, а как развивать их хорошие черты?
6/ Воспитываю ли своих ребят, каждого в отдельности?
Если руководитель не сможет ответить удовлетворительно на эти вопросы, то грош цена всем его познаниям в лагерной практике, символике и прочей премудрости, ибо тогда неизвестно, зачем он их накапливал?
Попробуем задать себе новую серию вопросов:
1/ Сколько походов со своим отрядом я сделал после лагеря?
2/ Сколько походов сделал я со звеновыми своего отряда?
3/ Часто ли я бываю в гостях у своих ребят, и часто ли они бывают в гостях у меня?
4/ Знаю ли я, что мои ребята читают и что они прочитали до сих пор?
5/ Знаю ли я, кем мои ребята мечтают стать, когда они вырастут?
6/ Занимаюсь ли я с ребятами спортом?
7/ Сидел ли я с двумя-тремя разведчиками у костра целый вечер?
8/ Рассказывал ли я ребятам интересные эпизоды из своей жизни, и рассказывали ли они мне из своей?
9/ Как часто провожу я на сборах беседы?
10/ Сколько часов проработал я вместе с ребятами на занятиях ручным трудом?
11/ Что связывает меня с ребятами помимо разведческой работы?
12/ Опрашивал ли я у своих ребят, интересно ли им на сборах и что следовало бы, по их мнению, включить в сборы?
13/ Спрашивал ли я у ребят, что им понравилось, а что нет в летнем лагере?
Сколько раз ходил я вместе со своими ребятами в театр, на футбольное состязание?
В музей?
На выставку?
В зоологический сад?
Мне кажется, что эти вопросы можно продолжать без конца. Их можно придумать очень много, и каждый руководитель без труда сможет продолжить эти вопросы. Попытайтесь на них ответить и спешите подтянуться в слабых местах, ибо настоящий руководитель не тот, кто умеет лишь командовать и распоряжаться, а тот, кто использует всякий удобный случай для сближения и сдружения с ребятами, кто действительно является старшим другом и братом для своих разведчиков.

Лесной Еж.


МОРЗЕ.

Азбука Морзе является поистине гениальным изобретением. Гениальность ее заключается в изумительной простоте. Для всех букв алфавита употребляется только два вида знаков: точка /короткий/ и тире /длинный/.
И при этом для обозначения любой буквы алфавита надо не более четырех знаков. Эта простота азбуки Морзе делает ее универсальным и незаменимым средством передачи сигналов, сообщений и приказов.
Сигнализация посредством азбуки Морзе может быть производима самыми различными способами и при самых разнообразных условиях. Этим Морзе весь- ма выгодно отличается от семафора, который никогда не будет иметь такого широкого применения, как азбука Морзе. Я думаю, что семафор вообще надо удалить из разведческих разрядов, так как он фактически нужен только морским скаутам. Можно оставить его еще, пожалуй, в разведческой специальности "Сигнальщик", но из разведческих разрядов надо удалить, ввиду сравнительно редкой возможности применения. Но тем более надо обратить внимание на основательное изучение азбуки Морзе. Необходимо стремиться, чтобы разведчик, однажды выучив азбуку Морзе, не забывал ее и всегда был готов к применению на практике этого знания.
Летом, в период лагерей и походов, в каждом походе надо стремиться дать разведчикам возможность сигнализировать и принимать сигнализацию. Немного. Короткое сообщение, короткий ответ и это все. Но это будет заставлять их всегда помнить азбуку Морзе. Ни в коем случае не разрешается разведчикам второго /не говоря уже о первом!/ разряда пользоваться записанной таблицей азбуки Морзе /шпаргалкой/, что разрешается исключительно начинающим разведчикам и разведчикам третьего разряда.
Азбукой Морзе можно сигнализировать самыми различными способами: дву- мя флажками, большим флагом, руками и даже пальцами /на очень близком расстоянии/, фонариком, костром, дымом, свистком, стуком, гудком /трубой/, выстрелами и т. д. Разведчик второго разряда должен, хотя бы теоретически, быть знаком со всеми этими способами. Но не только в сигнализации азбука Морзе имеет очень обширное применение. В передаче сообщений, приказов и предостережений по кабелю, по телеграфу и по радио всюду она употребляется. Столь же широкое применение имеет азбука Морзе и в шифрах. Любой буквенный или числовой шифр может быть передан азбукой Морзе либо обычным Морзе, либо одним из видов переделанного /зашифрованного/ Морзе.
Такое, неограниченно широкое, применение азбуки Морзе делает знание ее совершение обязательным для каждого разведчика. Он должен знать азбуку Mopзе! Это знание может всегда и всюду пригодиться. Но сигнализацией одной не легко поддержать в разведчике интерес к азбуке Морзе. Да, зимой, когда походов мало, это и трудно провести. Тут очень могут помочь записки, написанные каким-либо "таинственным" способом. И эти "таинственные" записки, написанные азбукой Морзе, еще более применимы также и летом в походах, лагерях и при различных разведческих играх.
Для того чтобы писать азбукой Морзе, нам надо иметь всего каких-либо три знака.
Для изображения: 1/ точки; II/ тире; III/ конца буквы. Четвертый знак /конец слова/ совершенно не необходим, так как каждый, не чрезмерно тупой, разведчик отлично может прочесть послание и без него. Я даже определенно рекомендую не употреблять этого четвертого знака, чтобы развить в разведчиках способность обходиться без него. А кроме того, введение его иногда услож- няет процесс письма.
Для передачи сообщений азбукой Морзе совсем не требуется всегда бумага. Разведчик в походе всегда может оставить /или переслать/ сообщение и другими способами. Например: "Морзе листьями". Листья трех различных пород деревьев нанизываются на веревку или прутик. Скажем, так: дубовый лист это точка: березовый это тир, кленовый это конец буквы. И, таким образом, листьями можно написать целое послание. И не знающий азбуку Морзе это послание никак не прочтет. И даже больше того, он не догадается, что это письмо! Но разведчик должен легко его прочесть. Он сразу заметит, что в то время, как дубовые и березовые листья встречаются по несколько штук рядом, кленовые листья всегда нанизаны по одному и что их меньше. И вот он знает кленовый лист это конец буквы. Тогда ему остается испробовать только два способа: 1/дубовый точка, а березовый тире; или II/березовый точка, а дубовый тире. И один из этих способов и позволит ему прочесть все послание.
Кроме "Морзе листьями", следует указать еще и на другие схожие способы передачи сообщений азбукой Морзе: "Морзе цветами", "Морзе грибами", "Морзе ягодами", "Морзе шишками", "Морзе камнями" /кладутся сбоку дороги, чтобы не разрушили прохожие/, "Морзе бусами" /бусы трех цветов или трех величин/, "Морзе узлами". Можно и комбинировать эти способы между собой. Например: лист это точка, цветок это тире, желудь это конец буквы. Интересен также способ "Морзе зарубками" /засечками/. Делается на ветке или прутике. Зарубки /обычно просто вырезаны ножом на коре /различной длины или различной ширины. Разведчик в походе, в разведческих играх никогда не смеет забывать возможности таких "писем"! И чтобы иметь возможность их прочесть, он должен знать азбуку Морзе.
Эти способы хороши еще тем, что подавляющее большинство людей, найдя такое "письмо", даже не догадается, что имеют дело с письмом. Перейдем теперь к различным видам изображения Морзе на бумаге. '
Прежде всего следует остановиться на так называемом "Цветном Морзе". Все послание пишется тремя какими-либо цветами /удобнее всего цветные карандаши/. Это может быть ряд цветных точек, крестиков, квадратов, черточек и т. д. Например: крестик красного цвета это точка; зеленого цвета - это тире, черного конец буквы. Мы, конечно, можем взять три любых цвета. Особенно удобен способ цветных точек, так как тогда послание занимает очень мало места меньше, чем нормально написанное Морзе. Все послание выглядит как ряд густо поставленных цветных точек.
Потом следует упомянуть "Графическое Морзе". Оно может быть изображено различными способами. Вот пример такого Морзе: Очень интересен, а главное мало заметен способ "Морзе точками". Строго говоря, это один из видов графического Морзе, но тут не пишутся все линии, а только точки. Особенно удобно писать этим способом на линеенной /в одну линейку/ бумаге. Например: точки над линией

pp008-1.jpg

ей это точки; на линии это конец буквы, под линией это тире

pp008-2.jpg

Интересно также "Морзе рисунками" /"Морзе фигурками"/. Рисуются очень примитивные фигурки /детские каракули!/. Например: фигурка человека - это точка; "тележка это тире; домик это конец буквы.
Этот вид Морзе хорош тем, что нашедший такое письмо, обычно, думает, что это просто детские попытки рисовать. Рисунки /фигурки/, понятно, могут быть самые различные. Неудобство этого способа /"Морзе рисунками"/ заключается в том, что сам процесс письма занимает довольно много времени и, кроме того, письмо получается очень большого размера. Поэтому этот вид Морзе употребляется только для совсем коротеньких сообщений.
Могут быть и другие способы изображения точек и тире для письма азбукой Морзе. Перейдем теперь к двум видам Морзе, которые встречаются чаще других. Я говорю о "Морзе буквами" и "Морзе цифрами". Пользуясь азбукой Морзе, мы можем написать целое послание, пользуясь всего тремя буквами. Например: а это точка; е это тире; я конец буквы. Получается очень странно выглядящее письмо, все написанное одними гласными буквами.
Но каждый хороший скаут /разведчик/ должен сразу догадаться, что имеет дело с Морзе. Много труднее додуматься, если для этого употребляются все буквы алфавита. Например: любая гласная это точка любая согласная это тире, какая-либо одна определенная /заранее условленная/ буква - это конец буквы. Вот этот способ письма азбукой Морзе уже много труднее прочесть. Так как употребляются все буквы алфавита, то, обычно, мысль о возможности Морзе не приходит в голову.
Обычно, предполагают, что это какое-то письмо буквами, но только зашифрованное каким-то способом.
При писании можно еще стараться /если есть достаточно времени/ так располагать /выбирать/ буквы, чтобы получались какие-то слова, что еще более отгонит всякую мысль о возможности Морзе. Этот вид Морзе очень важен, так как часто употребляется даже в серьезных случаях при передаче секретных сообщений. Правда, тогда он, обычно, получает еще и вторичную зашифровку каким-либо способом.
Не надо забывать и того, что он может быть еще сильно видоизменен /усложнен/ в том смысле, то не гласные и согласные играют роль, но группы букв, которые заранее условлены между писавшими. Вся азбука /алфавит/ разбивается на три группы /произвольно выбранных/ букв. Любая буква, входящая в первую группу это точка; любая буква из второй группы это тире: любая буква из третьей группы это конец буквы. Прочесть этот вид зашифрованного Морзе уже очень трудно, даже в том случае, если и известно, что это Морзе. Одна- ко, обычно же и сама мысль о Морзе не приходит в голову, тем более, что все письмо выглядит как будто это обычное /написанное буквами/ письмо, но только зашифрованное.
Еще раз повторяю, что тщательно подбирая буквы можно все такое письмо написать словами, иногда даже как будто имеющими между собою какую-то связь. А в действительности нет не только слов, но нет и букв! Есть только точки и тире, которые дают новые /по азбуке Морзе/ буквы, из которых и состоит действительный текст письма. Этот вид Морзе "Морзе буквами" очень важен и его надо всегда иметь в виду. Всегда надо считаться с возможностью такой зашифровки секретных сообщений. "Моя эта он три от яметку театр кто П: Т. В. Т. это мой тот кото утро там те алтр трн кто трн трн нота утаск". "Морзе цифрами" по своей идее очень схоже с "Морзе буквами", но употребляется несколько реже. Аналогично со всеми другими видами Морзе все письмо по системе "Морзе цифрами" может быть написано тремя какими-либо цифрами, но тогда сразу можно сказать, что мы имеем дело с Морзе.
Обычно, употребляется другой способ, в котором участвуют все цифры.
Например: четные цифры это точки; нечетные это тире:, ноль это конец буквы. Часто употребляют также группы цифр.
Например: 0-4 это точки; 6-9 это тире; 5 это конец буквы.
986584053256156865907521537685286589651733561756951523145698571235835 89653885963537253970524565
Но можно писать и не в одну строку, но столбиками, как будто это какие-то счета. Как будто это какая-то старая бумага со старыми, ненужными счетами.

pp008-3.jpg

Как мы видим, в этом случае ноль /конец буквы/ даже совершенно не нужен и поэтому его или вообще не пишут или /чаще/ причисляют к одной из групп цифр. Зачем же надо подчеркивать каждую колонку? Ведь эта сумма не читается и никакой роли не играет. Делается это именно для того, чтобы выглядело более естественно, выглядело, как "старые счета".
На этом я закончу рассмотрение различных видов Морзе.
Можно было бы указать на еще кое-какие виды видоизмененного /зашифрованного/ Морзе, но это не входит в цель моей статьи.
Своей статьей я хотел только показать большую важность азбуки Морзе, а равно, какое широкое применение она имеет. Каждый хороший разведчик должен знать азбуку Морзе! Главной же целью этой статьи является желание указать на те способы, которыми можно значительно повысить интерес к азбуке Морзе у разведчиков.
Чтобы они чувствовали практическую необходимость знания азбуки Морзе. Коротенькая /чтобы это не приелось/ сигнализация в каждом походе. Различные письма с сообщениями и приказами различными видами Морзе. Морзе листьями, Морзе зарубками, Морзе камнями, Морзе узлами и т.д. А зимой, на сборах разные "таинственные" записки, также написанные различными способами азбукой Морзе.
В начале только самые простые тремя различными знаками. И употреблять разные /новые/ виды письма Морзе, чтобы записки были уже по своему виду интересными, интригующими. Так можно весьма сильно повысить интерес разведчиков к азбуке Морзен! Я даже предложил Старшему Скаутмастеру ввести "шифр нашей организации", избрав для этого один из видов Морзе. Это еще более повысило бы интерес /а также необходимость/ к азбуке Морзе. Когда разведчики ознакомятся с большинством указанных выше способов письма разными Морзе, то можно устроить состязание: "Кто за час времени напишет какой-либо коротенький текст /например, десятый закон/ большее число раз, употребляя каждый раз другой способ письма азбукой Морзе".
Конечно, в таком состязании выиграют более развитые разведчики, но лишь в том случае, если они хорошо знают азбуку Морзе. Иначе сам процесс письма будет отнимать у них слишком много времени. И это снова покажет разведчикам практическую необходимость основательного знания азбуки Мор- зе.

Одинокий Волк.


ОДИНОЧКИ

СЕКТОР РАБОТЫ С ОДИНОЧКАМИ.

Период сидения в лагерях для Ди-Пи кончается, и уже многие выехали за границу. Менее счастливые, исключенные по "скринингу", также покинули лагеря и включились в немецкую экономику. Таким образом, сам по себе встал перед нами вопрос работы с одиночками, число которых увеличивается с каждым днем за счет дружин и отрядов, связанных с Ди-Пи лагерями.
После съезда в Легау в сентябре 1947 г. сектор работы с одиночками был реорганизован и энергично приступил к работе. Результаты налицо. В Германии и Австрии налаживается работа, установлена связь с Америкой, Англией, Бельгией и Марокко; имеются адреса Аргентины и Венесуэлы.
Успешное развитие одиночной работы зависит, понятно, от усилий всех нас. По невниманию ряда наших руководителей не были получены адреса целого ряда разведчиков и разведчиц, уехавших в Бельгию и иные страны, и благодаря этому, быт может, некоторые из них будут потеряны для разведческого дела. Сектору работы с одиночками нужны адреса русской молодежи в Германии и за границей, а за неимением таковых любой русский адрес может быть использован в целях поисков русской молодежи.
Одновременно для обеспечения материальной стороны работы, сектор объявил сбор старых почтовых марок /включая и обыкновенные немецкие марки в 12 и 24 пф. /, которые будут продаваться в пользу работы сектора. Для облегчения сбора марок сектор рекомендует всем разведчикам и разведчицам клеить на конверте 3-4 марки более редких стоимостей 20, 18, 10, 15, 16 пф., а также всевозможные юбилейные.

ОБЪЯВЛЕНИЕ.
Вышел в свет № 5 "Голос одиночек", журнал для руководителей одиночек. Цена 2. Содержание: От редакции. Работа сектора. Положение об отделениях одиночных разведчиков-иц. Из психологии одиночек. Первые шаги начальника района. Идея. Советы руководителю одиночек. Общество коллекционеров.


ОБЩЕСТВО ЮНЫХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ.

При секторе работы с одиночками Главной Квартиры ОРЮР организовано "Общество Юных Коллекционеров" с целью привлечения в одиночки новых членов и помощи в собирании коллекций старым членам.
В члены общества принимаются не только одиночки, но и все разведчики-цы вообще. Поэтому предлагается нач-кам отрядов выписать нужное количество заявлений о поступлении в члены.
Общество берет на себя заботу снабжать членов предметами коллекций по наинизшим ценам, чтобы сэкономить деньги, которые берут себе торговцы. Сейчас через общество можно приобрести теперешние марки французской зоны /Баден, Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц/ и разведческие марки.
До сих пор зарегистрированы следующие коллекции: почтовые марки, не почтовые и гербовые марки, бумажные и металлические деньги, открытки русских художников и видов России, экслибрис, картинки экипажей конской и прочей упряжи /открытки и вырезки из журналов/ и заказных этикеток Германии.

Р. П.


ПИСЬМО ИЗ БЕЛЬГИИ

Дорогой брат! Неожиданным и милым сюрпризом для нас сегодня явилась получка разведческого журнала "У костра" и обращение к одиночке: "Мы от чистого сердца рады и благодарны нашим друзьям-разведчикам, что они не забывают и помнят о нас. Много нас здесь разведчиков и разведчиц, прибывших из Германии, но судьба разбросала нас по всей стране и поэтому, за неимени- ем сведений друг о друге, нам не удалось сплотиться и сорганизоваться. Ho и здесь, в чужой нам стране, мы не забываем и помним о долге, который мы на себя возложили перед Богом, Родиной и организацией святыми словами "Торжественного Обещания". Несмотря на все затруднения, мы охотно вновь возьмемся за работу, и пусть Бог да поможет нам в успешном продолжении нашего дела".
Всегда готов! За Россию!

ВОЛЧАТА И БЕЛОЧКИ

Из организации работы со стаей.

Работа с волчатами требует не только вечно "возиться" с волчатами, со стаей, а также хороших организаторских способностей. Все заранее должно быть предусмотрено и подготовлено. Для работы с волчатами и белочками нужно ознакомиться сперва со всеми пунктами уложения ОРЮР /устава/ как в вопросах формы, административного устройства, так и в отношении программ на звания. На этом я не хочу останавливаться, так как руководители должны приобрести себе все уложение ОРЮР и внимательно с ним ознакомиться. Сделаю лишь некоторые заметки. Звание, вернее экзамен на звание одноглазки, двуглазки и таежного волчонка это итог известного периода работы стаи. По мысли, вся стая проиграв известное время, приобретя ряд специальностей, подготавливается к экзамену на звание /одноглазку, двуглазку и т. д. / На практике часто в старую стаю входят новые волчата "нежнолапки", которые, по истечении некоторого времени, группой или индивидуально готовятся к сдаче экзамена на какое-либо звание. В каждой подготовке к экзамену избегайте сухости школьного метода. Везде и всюду игры! Caм экзамен должен происходить с полной серьезностью и торжественностью. Если он слегка похож на экзамены в школе /экзаменационные комиссии и т. п. /, то не смущайтесь этим. Волчатам еще не могли надоесть и опротиветь такие приемы ведь они в большинстве случаев в школах еще экзаменов не держали и для них будет это ново.
Общая структура экзамена должна происходить так. Пример: волчата получают задания: двигаться, например, в таком-то направлении, там они встречают первые препятствия, комиссия из 2-х разведчиков дает им письмо, написанное тайной азбукой стаи: "Идти на ходулях на юг". Они получают компас и исполняют первое задание. Там их встречает опять экзаменационная комиссия и дает новое задание. и т. п. Успех экзамена зависит во многом от его организованности. Особое значение и место нужно уделять "испытанию храбрости". Испытание храбрости не должно вредно отзываться на нервной системе детей. Всякую излишнюю мистику, вроде привидений, нужно отбросить. Цель испытания храбрости не есть игра на больном воображении ребенка, а борьба с ненужным вредным воображением нереальной опасности. В каждом случае нужно подходить индивидуально и изучая каждого волчонка в отдельности.
Что касается выбора имени стай, то здесь нужно, чтобы имя стаи было красочным /даже сказочным/, например: "Амурская стая", "Алтайская стая", стая "Великая тайна" или стая "Горного Духа". Имя стаи должно отвечать до некоторой степени и расположению местности данного города, а также климатическим условиям. Например: "Алтайская стая" подходит к стае, живущей в горной области, "Амурская" у реки и т. п. Каждая стая обязана иметь свой бунчук. Даже и в наших ненормальных условиях довольно легко сделать бунчук. Часто это зависит лишь от энергии начальника стаи.

Организация новой стаи:
Организовывая новую стаю, руководителю первым долгом нужно добить- ся симпатии и доверия родителей. Это не легко, и руководители часто это игнорируют. Знание семьи вам поможет узнать ваших первых волчат, так как дети тесно в эти годы связаны с родителями. Влияние родителей в эти годы доминирует еще над другими влияниями.
Первый сбор должен быть ознакомительным и живым. Цель первого сбора побороть естественную застенчивость ребенка и заставить его глаза "блестеть" от интереса. Не набирайте сразу большого количества детей не бойтесь отказать. Пусть каждому ребенку будет честью принятие в стаю. Неисправимых детей нет. Но не начинайте набирать хулиганов. В крепкую стаю, хорошо работающую, и "плохих" детей можно принимать тогда уже на них будет действовать среда хороших друзей.
Вообще легче в сформированную стаю принимать новых волчат, так как сами волчата их ознакомят с основами организации.
 Черный Орел.


В ФАНТАСТИЧЕСКОМ МИРЕ МЕЧТАНИЙ И ВООБРАЖЕНИЯ ВОЛЧОНКА

/с польского/.

Совсем не нужно быть ни ученым психологом, ни опытным воспитателем детей, а только хорошим наблюдателем жизни ребенка, его забав и занятий /особенно скрытых/, чтобы убедиться, что каждый ребенок живет своим, особым миром мечты и очень живого воображения.
Взрослый человек, когда хочет позабавиться и приятно провести время, должен иметь подходящее, подобранное общество, требует много изысканных впечатлений для глаза и уха и не всегда остается довольным. Ребенок в волчатском возрасте, между тем, удовлетворяется камешками, палочками, кружками, пуговицами, вместо настоящих источников забавы или, но крайней мере, вместо красивых раскрашенных фабричных игрушек. Почему это так?
Потому что воображение и фантазия ребенка в это время очень буйны и живы в своем развитии.
Камешек для взрослого всегда будет только тем или иным камешком. Для ребенка камешек может быть лошадкой, собакой, курицей, автомобилем, танком, почти всем, хотя он совершенно не похож на настоящего коня, собаку, курицу или автомобиль. Воображение ребенка дополняет этот скромный, серый камешек, который должен стать конем и дает ему все качества коня. Камешек, "произведенный" в коня, является им для ребенка с полной уверенностью. Он представляет себе его масть, гриву, возраст, и даже слышит его топот и звонкое "и-ги-ги", которое сам за коня произносит.
Таким образом, разные камешки и палки, катушки, пуговицы и коробочки превращаются очень быстро в глазах ребёнка в чудесных зверей, солдат, железную дорогу с вагонами и паровозами, домики, автомобили и много, бесконечно много других зверей, предметов и вещей, которые ребенок хочет иметь, ими обладать и им подражать, создавая свой собственный маленький мир. Ребенок радуется своим приобретениям и раз подобранные вещи для забав и фантастических переживаний стремится задержать на все время, в собственность, собирать их, прятать, коллекционировать и даже упорно защищать от чужих.
В карманах детского костюмчика мы находим целые кучи камешков, булавок, пуговиц, проволоки, коробочек, жестянок, из-за которых мать всегда очень сердится, потому что они пачкают и рвут карманы и "засоряют" все углы квартиры. Большинство этих мам и воспитателей, не зная и не понимая души ребенка, делают большую несправедливость, вычищая радикально эти карманы и уголки забав ребенка. Ведь эти карманы это переносные и самые верные склады снаряжения игр ребенка, его собственность, его достижение, его привязанность, а уголки в комнате это его мир переживаний, его казармы с войском, железно-дорожная станция, конюшня, цирк, театр или ипподром. Как часто по этому миру проезжает немилосердная метла, подметая в углах комнаты, уничтожая, как самая ужасная атомная бомба, весь комплекс и объект переживаний ребенка. Почти всегда плач и громкие протесты ребенка сопровождают эти "атаки". Почему? Потому что мы не понимаем ребенка, не входим в его внутренние переживания, а склоняемся только к суровым нормам порядка и рассудка взрослого человека.
Именно в этом таинственном мире забав, основанном на детской фантазии, ребенок охотно остается одиночестве, сам управляет всеми действиями игры и подражает движениям, голосам всех им созданных и управляемых существ. Это он делает с огромным подъемом и серьезностью, подражая как можно лучше оригиналам этих существ, виденным в реальном мире. Но кроме того, ребенок очень охотно введет в тайники своего мира своего ровесника, товарища, брата или сестру, и даже в среде нескольких детей будет играть тем же для него волшебным и привлекательным способом. Такие игры можно часто наблюдать. Они требуют некоторой организации, разделения ролей, руководства целостностью и поэтому нередко неожиданно прерываются из-за какого-нибудь недоразумения между детьми, но не реже и доводятся до конца. Наблюдаемые украдкой, они дают нам подтверждение того, что ребенок имеет свой мир, полный фанта- зии, тайн, чувствует себя в нем отлично и пребывает в нем охотнее все- го и дольше всего, часто забывая про еду и питье, про родителей и воспитателей.
Ребенок, как правило, не допускает к тайникам своего миpa взрослых, а особенно чужих. При появлении таких лиц, он часто прерывает свои игры и умолкает, казалось бы "стесняясь". Но это не стеснение, а страх, что мир его мечты, его творчество, крепости, железные дороги, кухни и самолеты будут, высмеяны взрослым, особенно тогда, если этот мир построен из одних камешков, пуговиц и катушек.
Разумный воспитатель знает о том, что в этом отношении нельзя высмеивать ребенка, наоборот, надо снизойти до него, войти в область его воображения и переживаний с чувством уважения и понимания. Тогда ребенок не только не прервет игры, но попросит взрослого участвовать в ней и помочь. Об этом должны заботиться мать и отец, воспитатель и руководитель, и к этому результату мы должны сознательно и целеустремленно вести. Почему? Потому что взрослый, обладающий доверием ребенка, приглашенный на игру, может в дальнейшем незаметно так направить игру и подсказать ребенку такие возможности и варианты игр, чтобы он и в области интеллекта, и в области воспитания обогащался и развивался.
Хороший вождь волчат должен понимать, что ценность забав ребенка в волчатском возрасте основывается на его буйном воображении. Надо всегда внимательно наблюдать за всеми волчатами, помогать им при организации игр, относиться к ним совершенно серьезно, участвовать в них, чувствовать себя ребенком.
Тогда только мы обретем дружбу и доверие детей и только тогда начнется наше сознательное, плановое воспитательное влияние на них.
Перевод "С. В. "

ЛЕГЕНДА О ПОДСНЕЖНИКЕ

/с польского/.

Зима в том году была такая суровая, что избушка, стоявшая в горах, вся потонула в снегу. Смотря издалека, казалось, что в ней никто не живет/. Однако три существа жили в этой избушке: женщина и двое детей. Отец пошел по свету искать работы и с грустью оставил свою семью в избушке.
Господь побережет вас, пока меня не будет, и сохранит вас в добром здоровье, сказал он на прощанье.
Но его пожелание как будто не исполнилось. Под конец января вдруг занемог мальчик. Мама положила его в кроватку и заметила, что его тело горит в жару. Ночью ему стало хуже, он стонал и плакал от боли. На заре мама сказала дочке:
Останься у кровати брата, а я побегу к знахарке и попрошу ее прид- ти. Она хорошо разбирается в болезнях и у нее столько разных лекарств!
Она выбежала из избы, а через час вернулась со знахаркой, которая славилась знанием лечебных растений. Знахарка посмотрела мальчика и сказала:
Болезнь такая тяжелая только потому, что на свете длится страшная зима. В другое время года я бы вылечила мальчика за несколько часов, но для того чтобы сделать целебный отвар, мне нужны свежие цветы и листья. Где же их найти, когда все кругом сковано льдом и покрыто снегом? Ведь даже за пригоршню золота не достать сейчас стебелька травы!
Но что же делать, чтобы мой сынишка выздоровел? спросила дрожащим голосом бедная мать.
Дайте ему пока несколько ложек молока... И укутайте тепло... Я вернусь вечером...
И старуха ушла, бормоча под нос:
Если бы знать, где найти зеленую травку. Каждая бы пригодилась! Но это невозможно! Снег все покрыл пластом.
Девочка услышала слова знахарки и, не колеблясь, выбежала из избушки в поисках растений.
Бродя по снегу, смотрела она налево и направо, не пробивается ли где-нибудь цветочек через однообразный покров снега. Но вокруг лежал только белый снег, а с сухих деревьев свисали ледяные сосульки. Тогда она бросилась на землю и стала горько плакать.
Не хочу, чтобы умер мой братик! Что я буду делать на свете без не- го!..
Они никогда не расставались, играли днем, спали вместе ночью. А когда летом мама шла косить сено, оставались сами в избе, и тогда девочка кормила братишку, который не раз гримасничал. А теперь этот братишка должен умереть и лежать под снегом на кладбище, а она его больше не увидит. Разве это возможно?
Еще глубже уткнула она лицо в снег, а слезы текли из ее глаз. Пока, наконец, эти горячие и сердечные слезы и пробили снежный покров, выжелобили себе тропку и, стекая вниз, достигли до земли. А тогда, цветы, спящие под снегом, проснулись и подняли головки:
Ах ты, Господи! Неужели уже весна? Неужели надо вставать? спрашивали они с испугом.
Нет, еще нет, отвечали слезы. Вокруг еще лежит снег. Но, там наверху плачет одна девочка, которой очень нужно зеленых листков, что- бы спасти больного брата. Не пойдете ли вы ее утешить?
Растения, у которых были добрые сердца, проснулись окончательно и начали выпрямлять свои ножки.
Это был тяжелый труд, потому что снег лежал на них толстым покрывалом и был страшно холодный. Но благодаря их упорству, им удалось пробить выход и высунуть головки на поверхность. Два зеленых листика выползли из снега, а между ними длинный стебелек, на котором висел цветочек из трех длинных белых лепестков, своим видом напоминающих слезы. Всюду кругом, там, где плакала девочка, вставали из земли белые цветочки. Когда девочка заметила эти цветочки, она их начала поспешно срывать и понесла с торжеством домой. -
Братишка не умрет и будет сразу здоров! кричала она издалека.
Прибежала запыхавшаяся знахарка, приготовила сразу лечебный отвар... и больной мальчик был спасен.
Милосердные цветочки с тех пор всегда появляются раньше всех. В каждом году они пробиваются через снег, чтобы скорее увидать солнце, и поэтому их люди назвали подснежниками.
Перевод С. В.

СОБИРАЙТЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ! ИЩИТЕ ПЕСНИ ДЛЯ ВОЛЧАТ И БЕЛОЧЕК.

ПЕСНЯ СТАИ

pp008-4.jpgpp008-5.jpg

1/ Хор певиц разных птиц, в роще распевают,
По кустам, по цветам, бабочки порхают.
3/ Выйдешь в сад, аромат, радость и веселье,
По полям, по лугам стае новоселье!

Дорогие братья и сестры!
Собирайте детские песни, слова и ноты, посылайте их в сектор "Волчат и Белочек"!
Мы, как никто, бедны в отношении песен для этого возраста.
Откликнитесь, расспрашивайте всех своих знакомых, ищите везде, и в конце концов, создавайте сами и мотивы и слова.
Жду вашего ответа.
"Волчонок"


ВИТЯЗИ

РАБОТА НАД СОБОЙ

Целью работы "Витязей" является формирование человека-гражданина, всегда готового служить общественным идеалам и ближнему. Роль руководителя "Витязей" заключается в том, чтобы пробудить в них желание самокритики и, затем, направлять процесс самовоспитания. Сознание необходимости выработки твердой воли, активности, жертвенности и других качеств, позволяющих "Витязю" занимать в жизни достойное место, должно постоянно прививаться в процессе работы. Чтобы иметь достаточно сил для служения своему народу и ближним, надо иметь качества, создающие эти силы. У большинства молодежи такие качества, как критическое отношение к своим поступкам, самоанализ, твердая воля и пр. находятся в стадии пробуждения или формирования. Для развития и закрепления их необходима систематическая упорная работа над собой.
Без работы над собой не может быть внутреннего роста человека. Лишь сознательно подойдя к самому себе, честно оценивая свои силы и слабости, свои достоинства и недостатки, можно устранить в себе вредные свойства и развить в себе положительные качества человека и работника. / "Все замечания и указания извне не в силах сделать ничего, если человек не сознается перед самим собой в своих недостатках и ошибках. Основа и необходимая предпосылка для самосовершенствования
честное критическое ртношение к самому себе. Научиться этому не просто, прежде всего нужно побороть в себе чувство эгоизма, зависти,; излишней гордости, амбиции и тщеславия. Каждый человек стремится казаться лучше. чем он в действительности есть. Научиться слушаться голоса своей совести, всегда подсказывающей правду, необходимо каждому. Здесь нельзя впасть в крайность, самокритика не должна перейти в самоуничижение и полное отсутствие самолюбия, ибо это приводит к неверию в собственные силы. Всякие крайности приносят вред. Спокойно и уравновешенно, непрерывно подвергая критике свои слова, мысли и поступки, "Витязь" должен научиться находить причины своих недостатков и бороться с ними.
Нет предела самосовершенствования. Каждый человек, безразлично на какой ступени развития он стоит и какую должность занимает, должен помнить, что работа над собой не кончится никогда. Как бы идеально ни исполнял он свои обязанности, каких бы успехов ни достигал, при честном отношении к самому себе всегда можно и должно найти в себе недостатки и бороться с ними.
На ошибках учатся. Нужно запомнить, что однажды скривив душою, и пройдя без внимания мимо своей ошибки, в следующий раз ты ее совершишь еще легче. Повторение ошибок создает дурную, привычку, с которой бороться несравненно труднее. Поэтому нужно приучить свою совесть не спать и быть постоянно на чеку. В совершении ошибок никакого преступления нет. Ошибки первый признак активности, ибо не делает ошибок лишь тот, кто ничего не делает, и часто больше всего их делает самый активный человек. Страшно не совершение ошибки, а то, что она оставляется без внимания. Козьма Прутков говорил: "Чтобы не сделать ложного шага, надо топтаться на месте". Мы не смеем топтаться на месте, надо идти вперед, делать неизбежные ошибки и, осознав их, и выяснив причины, почему они допущены, устранить эти причины и не повторять раз сделанной ошибки. В этом приобретение необходимого каждому "Витязю" собственного опыта.
Самый большой и опасный враг самовоспитания самооправдывание. Всегда, при любых условиях, человек, совершивший ошибку, стремится успокоить свою совесть самооправдыванием. Всегда можно найти тысячу причин, помешавших хорошо выполнить поручение, справиться с актуальной задачей и пр. Взвешивая свою работу, человеку свойственно вспоминать лишь свои удачные действия, правильные мысли и поступки и забывать про свои промахи. Нужно раз и навсегда усвоить, что для внутреннего роста гораздо важнее замечать и обращать все свое внимание не на свои достоинства, а на свои недостатки. Научиться их находить должен каждый, кто хочет увеличить свои силы. Ничего нет хуже, когда человек сваливает вину на "обстоятельства" и на других. Если даже сам он не виноват, то он все же виноват в том, что с этими "обстоятельствами" не справился и что допустил ошибку со стороны другого, не постарался и не сумел оградить его от совершения ошибки, не предупредил его, не помог во время справиться с трудным для него делом. Каждый член организации отвечает за всю организацию, за дела и поступки другого члена организации, независимо от того, стоит ли тот выше его или ниже по занимаемому положению. За ошибки вышестоящих работников он отвечает косвенно и частично, за ошибки же свои и своих подчиненных отвечает прямо и полностью, ибо подчиненный может научиться не делать ошибок лишь от него.
Самовоспитание есть прежде всего выработка в себе здоровых привычек. Приучая себя к сдержанности, исполнительности, неоткладыванию дел в долгий ящик, постоянной духовной бодрости, ответственности, приучи так, чтобы для тебя это не составляло труда, чтобы ты не затрачивал своей воли для того чтобы заставить себя сделать то или иное, и ты станешь значительно сильнее. Выработав в себе одну здоровую привычку, ставь перед собой цель выработать другую, следующую. Работай над собой постоянно и последовательно, начиная с более легкого и переходя к более серьезным задачам. Не давай себе "отдыхать", не "отпускай вожжи", ибо, раз дав себе послабления, тебе будет вдвойне труднее возвратиться на ранее достигнутый уровень.
Научись быть справедливым и не бросай слов на ветер. Научись здоровой критике, критике для пользы критикуемого, а не самовосхваления и самооправдывания. Добейся, чтобы критикуемый тобою почувствовал, что ты его критикуешь для его пользы и пользу дела.
Научись выслушивать и принимать к сведению постороннюю критику, ибо со стороны легче заметить твои недостатки. Критика со стороны укажет тебе незамечаемые тобою собственные недостатки, поможет тебе в них разобраться и справиться с ними. Научись не вступать в полемику с критикующим тебя для твоей же пользы, ибо ты отвлечешь свое внимание от главной задачи - уяснить себе свои недостатки. Используй для себя все то, что посторонний заметил в тебе правильного, а то, что сказано несправедливо отбрось без внимания и ответа, ибо самооправдывание не поможет тебе справиться со своими ошибками и отобьет охоту у всякого помогать тебе в твоей работе над собой, указывая тебе на то, что сам ты упускаешь из виду. Научись больше всего внимания уделять голосу своей совести.
Не спеши и соглашаться с даваемыми тебе советами и критикой, ибо важно, чтобы ты не на словах, не формально, а в своей душе осознал свои ошибки. Не занимайся самоуничижением и самобичеванием, так как нужно, чтобы ты не пал духом, а укрепился в "желании работать над собой.
Нет предела силам человека, нет задачи, которой он не смог бы выполнить. Ищи силы в себе самом, искореняй в себе недостатки. При честном и серьезном отношении к самому себе, ты найдешь в себе силы и дашь свой ценный вклад в общее дело.
Лесной Еж.

АНКЕТА ДЛЯ ВИТЯЗЕЙ И СТАРШИХ РАЗВЕДЧИКОВ.


Сектор "Старшего Разведчества Главной Квартиры" обращается ко всем руководителям "Кругов Витязей и Старших Разведчиков" с просьбой провести среди членов своего круга анкету и прислать ее результаты в "Главную Квартиру" не позже 1-го мая 1948 года.

ВОПРОСЫ:

1/ Как понимаешь ты цель своей жизни в настоящее время?
2/ Какие средства ты видишь для поддержания духовного контакта со своим народом?
3/ Чем должно заниматься "Старшее Разведчество"?
4. а/ Должно ли "Старшее Разведчество" взять на себя какие-либо функции в общественной жизни? б/ Какие?
5/ Какие способы пропаганды ты предлагаешь для популяризации "Разведчества"?
6/ Какие факты денационализации знаешь ты в среде русской молодежи?
7/ Как ты намерен с ними бороться?
8/ Считаешь ли ты себя способным взять организационное руководство над клубом молодежи /неразведческим/?
9/ Какие недостатки ты видишь в работе со старшей молодежью?
10/ Какие конкретные пожелания ты можешь дать?
11/ Удовлетворяет ли тебя лично твоя работа?
12/ Как бы ты желал работать?

Лесной Еж.


ИЗ ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДОЛГ ПРЕЖДЕ ВСЕГО.

/Рассказ из жизни английских скаутов/.

Я еще весь под впечатлением ужасного случая, происшедшего поблизости от нашего лагеря и касающегося непосредственно нашей организации.
Но давайте по порядку, хотя мысли хаотически лезут в голову и путаются так, что все еще не могут успокоиться.
Сегодня утром, только что мы успели вернуться с упражнений и разойтись в поисках пищи, а одновременно для практических занятий в следопытстве, как со стороны прудов разразился пронзительный крик.
Мы направились туда и увидели толпу людей, собравшихся на берегу и кричавших. Мы бросились бегом, но пока поспели на место, прошло несколько минут, т. к. было довольно далеко. Стали быстро расспрашивать, что является причиной тревоги, и тут оказалось, что в пруд свалилась проходившая по берегу женщина.
Никто, однако, не бросился ее спасать, а все смотрели испуганно на беспомощно тонущую. А в этом месте было очень глубоко. Поэтому ничего удивительного, что женщина только один раз выплыла на поверхность, призывая на помощь, а после этого исчезла в глубине.
Услышав это известие, несколько человек из нас сбросили с себя одежду и прыгнули в пруд, пробуя, не удастся ли спасти утонувшую.
Среди нас были ребята, хорошо ныряющие, им удалось, наконец, достать женщину, но, увы, уже мертвую.
Подоспел и Дик, и мы немедленно приступили к попытке вернуть ее к жизни. Однако напрасно, в ней не было уже и следов жизни.
Тогда только Дик обратился с упреком к собравшимся, что стояли беспомощно, смотря на борьбу тонущей со смертью, и что никому в голову не пришло придти ей на помощь. Его взгляд упал на стоящего среди толпы Семена Вентама. Стоял он с опущенной на грудь головой, с таким выражением лица, как будто чувствовал себя виновным.
Семен, спросил Дик, ты давно здесь?
Мгновение как бы сомневаясь как ответить, Семен, наконец, сказал:
Почти от начала.
А плавать умеешь?
Румянец покрыл лицо Семена, который ответил тихо:
Умею.
Почему же ты не пришел на помощь этой несчастной?
На этот раз Семен не ответил, нагнул только больше голову. Дик спросил вторично:
Ответь же, почему ты не прыгнул в воду? Забыл о присяге скаута? Боялся! сказал резко Дик. Ты ведь знаешь, что, когда надо спасать ближнего, скаут не смеет чувствовать страха, хотя бы ему пришлось и жизнью рисковать. Товарищи осудят твой поступок и вынесут приговор.
Грустные и прибитые возвращались мы в лагерь, раздумывая над тем, что произошло. Сейчас же собралось наше звено под руководством Дика, и начался суд над виновником, который из-за трусости стал, может быть, причиной смерти этой женщины. Суд составляли: Боб Лаустон, Рафф Рейсон, Эдуард Меисон и Павел Смит. Обвинителем был Джон Фульдс, а защиту взял на себя сердечный друг Семена Джон Фокс.
Дик описал кратко происшедшее и спросил Семена, чувствует ли он себя виновным.
Чувствую, ответил Семен, и подчинюсь наказанию, какое вы посчитаете нужным на меня наложить.
Фульдс, хотя и был обвинителем, не осуждал безусловно виновника, защищая даже его и говоря, что с каждым может случиться минута слабости, когда воля не будет подчиняться желанию. Однако он требовал наказания для примера, чтобы в будущем все знали, что нельзя нарушать присягу и обязанности скаута.
Семен Бентам, кончил свою речь Джон Фульдс, нарушил присягу, отступил от заповедей и потому должен быть наказан.
После него начал свою речь Джон Фокс. С волнением, которого даже старался не скрывать, говорил он в защиту друга, защищая его от поставленных упреков.
Простите ему эту провинность, учтите его молодость и неопытность. Вынесите ему порицание, выговор, но не идите слишком далеко в вашей суровости. Он виновен, я сам это признаю, но простите его.
Джон кончил говорить, и судьи начали свое совещание. Мнения расходились. Наконец, Дик сказал:
Я вижу, что между нами нет согласия относительно степени наказания, которое должен понести виновный. Обращу ваше внимание только на одно. Для того чтобы народ был могучим, он должен точно придерживаться дисциплины, а достигается это путем приобретения отдельными людьми с детских лет соответствующих привычек. Под дисциплиной я понимаю терпеливое послушание законам и выполнение своих обязанностей. Мерами принуждения этого нельзя достигнуть. Надо воспитать в себе это и подчинить свои привычки определенным правилам в пользу других. Снисходительность в этом отношении вредна. Поэтому я голосую за определение ему самого сурового наказания, а именно: за исключение Семена из нашего состава, оставляя ему, однако, некоторое смягчающее обстоятельство, а именно, что он будет принят обратно после того, как совершит какой-нибудь благородный поступок, признанный всеми.
К этому мнению Дика присоединились все и объявили приговор.
Семен выслушал приговор в подавленном настроении, а когда окончили чтение, расплакался. Однако мгновение спустя, он оправился и, поднявши вверх руку, с горящим лицом произнес:
Я принимаю ваш приговор, потому что я его заслужил, и благодарю за снисхождение. Буду всемерно стараться исправить мою вину и заслужить как можно скорее обратный прием в ваши ряды.
Его волнение передалось нам всем. Почти у каждого из нас блеснули слезы и мы стремились один через другого обнять Семена.
Однако он отстранился, говоря:
Нет, друзья, я недостоин вашей любви и дружбы. Я должен их приобрести cнова, а пока прощайте...
И, поклонившись судьям, он смелым шагом направился в сторону своей палатки, упаковал рюкзак и, помахав нам шляпой, пошел в сторону города.
Мы провожали его глазами, посылая ему пожелания успеха.
Он дорого заплатил за минутную слабость, но принял приговор мужественно. И мы были уверены, что сейчас он сделает все, чтобы реабилитироваться.
Пропали среди нас прежняя радость и оживление, воцарилось настрое- ние подавленности. Дик это заметил и сказал, обращаясь к нам:
Ведь вы слышали о законе Линча, под которым подразумевается суровая справедливость, состоящая в немедленном повешении виновного. Название этого суда происходит из города Холмеи, где до сих пор стоит памятник, воздвигнутый в замять Линча, главного судьи этого города. Он в 1493 году настаивал на повешении собственного сына Вальтера за убийство молодого испанца. Убийцу приговорили к смерти. Но мать присужденного подговорила граждан, чтобы они освободили осужденного, когда его будут вести из тюрьмы к месту казни. Отец, предвидев это, приказал исполнить приговор в стенах тюрьмы, и молодого Линча повесили у окна его камеры. Как могуче должно было быть у старого Линча чувство долга, если оно заставило отцовские чувства уступить совести судьи.
Генерал Гордон принес в жертву долгу свою жизнь, когда он был окружен в Хуртуме, он имел возможность удрать, но считал, что он обязан остаться и разделить участь египтян, которых он туда привел, хотя имел все основания быть ими недовольным. Он остался в Хуртуме, и когда город был взят, пал вместе с ними.
Еще долго рассказывал Дик разные исторические примеры храбрости, и разнообразные случаи, в которых до конца исполненный долг спасал жизнь многим людям или даже решал судьбу народа.
Мы недолго ждали реабилитации Семена. Жалко нам его было, но, как сказал Дик, дисциплина должна была быть соблюдена. Сегодняшним поступком Семен доказал, что он смел и, что, действительно, заслуживает наименования скаута. Но расскажу все по порядку.
С самого утра было парно и душно, чувствовалось приближение грозы, к тому же на западе клубились черные облака. Из окрестных ферм все вышли в поле, чтобы ускорить уборку сена, сохранить его от приближающегося ливня. Внезапно, молния разодрала черный покров облаков, и разразился глухой перекат грома. За ним раздался второй, третий, четвертый, переходя в непрерывную канонаду, хлынул проливной ливень.
Все попрятались, кто куда мог мы тоже сидели в палатках, прислушиваясь к звукам неистовствующей бури.
Вдруг, где-то близко раздался крик нескольких людей, и сразу же разразился оглушительный удар грома. Несмотря на проливной дождь, мы побежали, предчувствуя несчастье, чтобы сразу придти на помощь.
Поблизости, под громадным тополем, стоящим одиноко среди поля, мы увидели какое-то необычайное движение. Там, на земле, лежали какие-то люди, около которых возился мальчик. Приблизившись, мы узнали в лежащих окрестного фермера с женой и сыном, а в мальчике нашего Семена.
Из рассказа Семена выяснилось, что, находясь поблизости, он услышал крик людей и удар грома. Он догадался, что они поражены молнией, подбежал к ним и, зная по рассказам как надо спасать таких несчастных, энергично принялся за оказание помощи.
Не теряя времени, принялись и мы под руководством Дика за дело. Наши труды увенчались положительным результатом. Все трое были приведены в чувство, и кроме одеревенения членов ничего не чувствовали.
За это время дождь прошел, небо прояснилось, блеснуло солнце, и появилась прекрасная семицветная радуга.
Фермер и его семья благодарили нас за спасение, но Дик указал на Семена, говоря:
Его благодарите, а не нас, потому что, если бы не он, наверное, не могли бы оказать вам помощь.
Они обратились тогда к сконфуженному мальчику и горячо его благодарили, а Дик, отведя нас в сторону, сказал:
Оцените теперь поступок Семена и скажите, чего он заслужил?
Заслужил обратный прием в наши ряды, сказали мы один голос.
Вы сами решили, ответил Дик.
И, обратившись к Семену, положил ему руки на плечи, говоря взволнованным голосом:
Семен Бентам, сегодняшним поступком исправил ты прежнюю свою провинность. Единогласным решением твоих друзей ты принят обратно в наш состав и с этого дня будешь предметом гордости круга скаутов.
Семен опустил голову, залившись румянцем, мы же, издав громкий крик в его честь, понесли его с торжеством в лагерь. -
В лагере, поставив его на землю, мы прокричали Семену опять троекратное ура.
Перевел с польского Жук-Вожак.

ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Анкета XI-го КДР

После окончания XI-го Курса для руководителей, окончившими курсантами была заполнена анкета, состоящая из десяти вопросов. С целью ознакомления руководителей с духом руководительских курсов, мы приводим ответы из двух наиболее интересных анкет: А ответы курсанта, В ответы курсантки/.

1-й вопрос: Что мне дал курс?
А.

Курс дал мне возможность обогатить знания, необходимые для сознательного подхода к воспитательной работе и, затем, методические и общего характера указания, необходимые в практической работе. За время курса в характере моем произошло то изменение, что я стал более снисходителен к слабостям своих братьев и сестер, тогда как раньше, я редко кому прощал проявление слабости. Сильно в положительную сторону повлиял курс на мое настроение, которое поднялось под влиянием дружной среды и возможности убедиться, что весь наш руководящий состав любит оторванную от меня недавно Родину больше сердцем, чем холодным рассудком.
В.
а/Для знаний: более подробные познания в области, с которой уже раньше была знакома и много нового и интересного, необходимого для руководительской деятельности и вполне сознательной работы.
б/Для характера: чувство взятого на себя долга заставляет помнить о том, какой я должна быть, и, следовательно, какие недостатки должна изжить и какие черты характера развивать.
в/Для настроения: девиз "Будем как солнце" говорит о том, какое должно быть у меня настроение.
2-й вопрос: Что мне больше всего понравилось из работы курса?
А. Хорошая деловая напряженность в работе курса и строгие требования к участникам курса.
Б. Дискуссионные костры.

3-й вопрос: Какое самое лучшее мое воспоминание с курса?
А. Более близкое знакомство со "Старым Воином" и другими "старыми", молодыми душой руководителями.
В. Их очень много. Запомнишь день, кажется, вот было хорошо! Другой еще лучше!

4-й вопрос: Чего недоставало в работе курса?
А.

Недоставало значительно большего внимания к ознакомлению курсантов о разведческой лесной практикой, принимая во внимание, что большинство участников разведческого опыта почти не имели.
В.
Более близкого ознакомления с личностью каждого курсанта в отдельности для возможности узнать, чего недостает данному курсанту, как будущему руководителю, для возможности индивидуальной работы с каждым в отдельности или только с теми, кто в этом нуждается...
5-й вопрос: Каких ошибок, замеченных на ХI-м КДР, надо избежать в будущем?
А.
а/ Занятия по топографии преходили слишком поспешно, без должного внимания к практическим заданиям и контролю их выполнения. Считаю, что было ошибочным ставить их к концу курса. Более целесообразно было бы теоретическое ознакомление провести в начале курса и дать целый ряд практических заданий по съемке, работе с картой и компасом.
б/ Предмет "Лесная мудрость" носил слишком академический характер и давал слишком отвлеченные от живой, повседневно встречаемой природы знания, не наталкивая на "мелочи", дающие почувствовать живой ритм природы и научить понимать, и чувствовать творящееся в ней. Считаю, что знакомство с видами животных по их описанию, а с травами, с точки зрения их медицинской ценности, не пробудит у курсантов стремления проникнуть в тайны природы, не ука- жет им попросту на эти тайны и не даст в их руки ключи от этих тайн.
в/ Предмет "Волчата и Белочки" прошел лишь в виде ознакомления "на ходу" с этой отраслью работы, а он, по-моему мнению, потребовал бы семинарной работы, в виду своей малой разработанности.
г/ Инструкторский состав слишком часто и легко шел навстречу курсантам, если кто-либо из них вдруг решал невозможным подготовиться и провести костер. Составление программы, подготовка к костру и его проведение само собою перекладывалось на плечи инструкторов. Это приводило к тому, что вместо основательной работы для подготовки к костру, первой мыслью курсантa было искать выручки у инструкторов и неизбежное утешение, что инструктора не дадут опозориться, выручат и при плохой подготовке к костру.
д/ Практикуемое отправление в поход или бег слабых вместе с сильными в знаниях, нахожу целесообразным применять только как исключение, а не как правило. Лучшим сочетанием будет сильного с сильным, слабого со слабым /я имею в виду силу и слабость в знаниях/. Пусть сильные пройдут с лучшими результатами, а слабые с худшими, но зато они помучаются и научатся или, по крайней мере, ясно и определенно почувствуют свои слабые места и устранят их с помощью инструкторов. В сочетании же с сильным, он невольно попадает в положение наставляемого ученика, при достаточном количестве времени, а если время ограничено или его не хватает, то роль его снижается до пас- сивного попутчика или исполнителя второстепенной задачи, а это хуже, чем затруднения в походе.
В.
Нужно обратить больше внимания на практику, так как очень нехорошо получается, когда ребята обнаруживают, что сам руководитель их не силен в том, чему их учит /например, сигнализация/. Конечно, курсант КДР должен такие вещи, как сигнализация, раньше на КДР просто нет возможности посвящать слишком много времени этому делу, но, как бы то ни было, а окончивший курсант должен овладеть этой премудростью, называемой хождением по азимуту, командованием и т.д.
6-й вопрос: Какие бы изменения стоило внести в программу курса?
А.
Программа курса была очень полной, и что-либо исключить из нее было бы нецелесообразно. Надеюсь, что на следующем КДР предмет "Витязи" будет уже не в стадии семинарной разработки, а в виде ознакомления с методикой работы и практическим опытом кругов и сектора по работе со старшей молодежью. Это даст возможность большее количество часов отвести на разведческую практику, не ограничиваясь лагерными саперными работами и вязанием узлов.
В.
Предмет "Игры и песни". Новые игры необходимы, необходимы также и песни, особенно разведческие. Разведчики поют слишком мало разведческих песен, зато "Скакал казак через долину" и в духе этого слышится очень часто. Затем, для предмета "Скорая помощь" нужно "запастись" сестрой милосердия или, по крайней мере, кем-нибудь, кто может показать все, что называется "скорой помощью" наглядно /бинтовать, делать искусственное дыхание и проч.
7-й вопрос: Как я намереваюсь развить полученное на курсе?
А.
В меру своих сил и возможностей применить полученное на курсе на практической работе и как можно больше читать, заполняя те пробелы, которые мне ясны и которые обозначатся в дальнейшем.
Б.
Что возможно провести в жизнь. Продумывание материала на досуге /что не всегда можно сделать в лагере/ дает какие-то новые мысли, новые идеи, замечания от себя.


8-й вопрос: Что мне для этого нужно?

а/ личная помощь?
б/ пособия?
А.
Нужна и личная помощь в тяжелые моменты, и хотелось бы побольше пособий вроде "Опыта", книг, освещающих вопросы педагогики, переводных или в оригинале журналов и книг иностранных организаций, с целью позаимствовать элементы из разведческой практики. Практика является слабым местом многих молодых руководителей, не прошедших предварительно школы разведчества. Обладая опытом военной и житейской практики, я не всегда, без возможно- сти сравнения с чужим опытом, способен перевести этот опыт в разведческую работу.
Б.
Конечно, сам по себе "Курс для руководителей", хотя бы по своей непродолжительности, не способен, дать готовых, полноценных руководителей. Поэтому обязанностью каждого окончившего курсанта является самосовершенствование расширение, анализ полученных знаний.
При этом возникают вопросы, которые очень трудно или вовсе невозможно разрешить самому. Для этого-то и понадобилась бы помощь лица компетентного в той или иной области. Пособия всегда пригодятся. Если есть что-нибудь по психологии, педагогике, идеологии, методике, то как эти материалы достать?..;,

9-й вопрос: К какой строевой руководительской роли я вполне готов?
А.

Думаю, что для роли начальника отряда я вполне готов, а для другой деятельности еще полностью своих сил не могу оценить, так как, правду говоря, не совсем ясно представляю себе работу начальника дружины и требования к нему.
В.
Начальница отряда, начальница стаи /не вполне, не имею КНС/.
10-й вопрос: К какой инструкторской деятельности я могу до следующего лета подготовиться?
А.
При возможности применять на практической работе свои знания и, следовательно, обогащать, их своим и чужим опытом, а, кроме того, повышать свою теоретическую подготовку, считаю возможным подготовиться к инструкторской деятельности: для КДВ по любому предмету, для КНО ручной труд, песни, волчата, разведчество, практика II-го разряда, и для КДР топография и лесная, мудрость.
В.
КДВ, КНО. При наличии пособий и возможности солидной подготовки по некоторым предметам, почти все.
Начальник X1-го КДР Лесной Еж.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПЕРВОГО СЪЕЗДА СОВЕТА ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ЮНЫХ РАЗВЕДЧИКОВ

Первый Съезд Совета ОРЮР, состоявшийся 11-го и 12-го января 1948 г. В лагере Шлайсхайм около Мюнхена ознакомился C докладом о работе центральных органов и о положении Jрганизации/ Советом были констатированы:
 
 
Исключительно тяжелое моральное и материальное положение российской молодежи в зарубежье в результате лишений шестилетней войны и условий жизни послевоенного времени.
2 Угроза еще большего ухудшения условий воспитательной работы и беспрерывно растущая опасность денационализации молодежи в процессе распыления эмиграции по разным странам и уменьшения возможностей посещения русских церквей и школ.
3 Крайняя необходимость общественного внешкольного воспитания и самовоспитания нашего молодого поколения в рядах организованной молодежи.
4 Успешное развитие Российского Разведчества и распространение разведческой воспитательной работы в ряде стран Австрии, Англии, Аргентине, Бельгии, Германии, Италии, Люксембурге, Марокко, США, Франции и Швейцарии.
5 Успешная и бескорыстная работа ведущего кадра ОРЮР, несмотря на крайне тяжелые условия жизни руководителей и множество разнообразных препятствий в их работе. Долголетняя, жертвенная работа ст. скм В. В. Мартино по руководству организацией на страже ее достоинства и независимости.
6 Оживление деятельности различных эмигрантских общественно-политических группировок, обычно близко интересующихся молодежью, но не всегда понимающих суть и особенности разведчества. Совет постановил огласить следующие основания Российского Разведчества и его деятельности:
Начало ОРЮР положил Старший русский скаут, полковник О. И. Пантюхов, основавший первый отряд юных разведчиков 30 апреля 1909 г. в г. Павловске. С 1909 г. и по настоящее время организация беспрерывно ведет свою работу сперва в России, а после уничтожения большевиками разведческих кадров на Родине, во всех странах российского рассеяния. 
2 ОРЮР есть добровольная и независимая общественная Организация российской молодежи, существующая трудами и жертвами своих руководителей. Разведческим руководителем может стать каждый россиянин, желающий и могущий руководить группой молодежи согласно идейным и организационным основам ОРЮР.
3 ОРЮР ставит своей целью всестороннее и гармоническое общественное воспитание и самовоспитание молодежи в религиозно-национальном духе, дополняющее воспитательную деятельность церкви, семьи, школы.
4 В своей воспитательной деятельности ОРЮР стремится способствовать процессу индивидуального творчества самораскрытия молодежи путем организации ее самодеятельности на основе совместного труда, воспитательных игр и близости к природе.
5 Идеологически деятельность организации направлена на образование будущих творческих и активных участников свободной общественной жизни национальной России. В основе идеологии разведчества лежит: 
а/ Признание Божественного происхождения и назначения свободно развивающегося человеческого духа и истин евангельской этики, кладущей в основу жизни любовь к Богу и ближнему. 
б/ Понимание пути совершенствования человека, как гармонического развития духа и тела, радости творческого труда и активного служения идеалам Божественной этики. 
в/ Стремление к построению человеческого общества путем свободного сотрудничества личностей, общественных образований и народов. 
г/ Воля к возрождению свободной, национальной России, создавшейся от основоположника своего Св. Равноапостольного Князя Владимира, трудами Святителей, Государей и всех людей российских, дома правды, мира и согласия всех народов и племен, населяющих ее пространство. 
6  В работе старшей молодежи ОРЮР признает необходимым идейное, национально-гражданское, надпартийное воспитание, предоставляя своим взрослым членам право и свободу изыскания, путей личного участия в борьбе за Россию. 
Мюнхен, Фельдмохинг. 12 января 1948г.
 
Члены Совета ОРЮР: 
Скм. Леонид Артемьев.
Скаутинстр. Ольга Безрадецкая.
Скм. Лев Гижицкий. Скм. Андрей Доннер. 
Скм. Ромил Жуков. 
Скм. Анатолий Жуковский. 
Скм. Евгений Поздеев. 
Скм. Ростислав Полчанинов. 
Скм. Сергей Тарасов. 
Скм. Игорь Шмитов.


23-й ОТРЯД РАЗВЕДЧИКОВ В МЕЙПЛОЙЗЕ.

После переезда начальника отряда в другой лагерь, руководство работой перешло к образованному из звеновых совету отряда. Для помощи был приглашен постоянным членом совета один из общественных деятелей лагеря. Совет начал свою работу с разработки подробного плана работы на ближайшие три месяца. Были определены основные этапы в работе: 1/ подготовка к выступлению перед общественностью лагеря в День матери, 2/ встреча Нового года и 3/ подготовка к рождественской елке. Намечено было провести несколько лесных игр совместно с белорусскими скаутами. Для поднятия интенсивности рабо- ты звеньев было объявлено состязание на лучшее звено. Звеновые взяли на себя обязанность дежурить в штаб-квартире по неделям. В обязанности дежурного звенового входил и учет исполнения пунктов состязания.
Совет отряда собирался еженедельно и обсуждал общеотрядные дела. К проведению Дня матери отряд подготовился хорошо. Было устроено выступление в лагерном театре для всех жителей лагеря и, кроме этого, костер и угощение для родителей и представителей общественности.
Разведчицами и разведчиками была проявлена большая активность, и это их упорство в работе послужило причиной того, что у одного из спортсменов лагеря появилось желание помочь им в работе. Отряд приобрел человека, который стремился стать руководителем. Возглавляемый вновь обретенным руководителем, отряд успешно подготовился к проведению рождественской елки, на которую были приглашены родители, педагоги, представители общественности и белорусские скауты. Выступление прошло с большим успехом и дало отряду порядочный денежный доход.
Разведчиками был проведен сбор пожертвований в пользу комитета помощи туберкулезным, во время которого было собрано больше тысячи марок. Сейчас, по причине отъезда нового руководителя на курсы, отряд снова остался временно без начальника, но разведческий дух позволяет им не падать духом, и жизнь отряда не угасает.
Дятел.

ОЧЕРЕДНОЙ ТРИУМФ РОССИЙСКИХ РАЗВЕДЧИКОВ.

В день рождения Баден-Пауэлла в гор. Регенсбурге были проведены международные скаутские состязания в виде похода с препятствиями и заданиями. Принимали участие скауты пяти национальностей, а именно: украинцы, русские, белорусы, латыши и югославяне. Длина похода 14 километров. Число заданий двадцать. Организованы состязания были Регенсбургским Международным Скаутским Комитетом. Протектором состязаний был старший латышский скаутмастер Земгал. Старшим судьей был украинский скаутмастер Ефимович. Помощником старшего судьи был русский скм. В. Розенберг. Кроме того, было еще десять судей, в том числе два руководителя ОРЮР, а именно: скм. В. Селивановский и ски. В. Лузин.
Состязания начались в 9 часов утра /судьи и наблюдатели вышли уже в 8 час. утра/ и закончились в 16 ч. 30 м. Погода была весьма благоприятна для проведения похода-состязания. Поход-состязание закончился победой сборного звена Регенсбургской дружины ОРЮР.
 
I. Русские 64 пункта.
II. Белоруссы 62 "
III. Латыши 58 "
IV. Украинцы 46 "
V. Югославяне 11 "

Следует заметить, что результаты всех звеньев были не особенно хороши, в том числе и победителей. Совершенно неожиданным и непонятным был полный провал украинцев, которые допустили целый ряд тяжелых ошибок и упущений. Югославянские скауты потеряли дорогу и прошли только треть ее. Это отчасти, вполне понятно, так как югославянский отряд /Ландсгут/ существует только пару месяцев, и в его составе нет ни одного скаута второго разряда. Задания же и препятствия были достаточно серьезными и, понятно, молодым югославянским скаутам оказались не по силам.
Одинокий Волк.


ЖИЗНЬ ШЛЯЙСГАЙМСКОЙ ДРУЖИНЫ.

Скаутмастер Л. М. Гижицкий принял дружину в октябре 1947 года от своего предшественника скаутмастера В. Н. Буткова в следующем состоянии: за исключением ст. разведчицы Е. Михайловой в дружине, состоящей из 206 человек, не было ни одного руководителя. В кассе дружины был дефицит в 600 марок. Штаб-квартира была разграблена и занята под транзитное помещение. Разведчики были предоставлены самим себе, никакой работы среди них не велось. Это положение не могло не отразиться на поведении разведчиков. Со времени принятия дружины скаутмастером Л. М. Гижицким произве- дены, следующие мероприятия:
 
1. Привлечены к работе пять руководителей и назначены начальниками единиц.
2. Удален из дружины элемент, не поддающийся в данных условиях исправлению.
3. Создан штаб дружины.
4. Произведен ремонт штаб-квартиры и установление в ней дежурств руководителей.
5. Привлечен к работе в дружине духовник дружины отец Константин Каминский, руководящий религиозным воспитанием.
6. Членами "Кругов Витязей и Старших Разведчиц" проведено два выступ- ления для молодежи /Устная газета/, на которых присутствовало до 100 человек гостей.
7.  Проведен зимний 10-ти дневный лагере в Миттенвальде, в котором было 27 детей, с зимним спортом /лыжи/, беседами и занятиями. 
8. В "День матери" 1-го декабря 1947 года младшими отрядами разведчиков и разведчиц проведено выступление из декламации, инсценировок и танцев, на котором присутствовали приглаженные родители.
9. Под руководством духовника дружины о. Константина Каминского проведны рождественские колядки по всему лагерю.
10. Проведены рождественские елки: 
а/ Елка для старших под Новый год, с присутствием старших разведчиков и разведчиц на новогоднем богослужении.
б/ Елка для младших на 3-й день Рождества, с беседой духовника дружины о. Константина Каминского.
11. Проведены следующие социальные и благотворительные мероприятия:
а/ Сбор средств в Фонд помощи туберкулезным, по время которого членами дружины собрано около 7000 марок. 
б/ Пилка дров для дома престарелых. 
в/ Доставка топлива престарелым, инвалидам и больным. 
г/ Пилка и рубка дров, примерно, 15 жителям лагеря.
12. Проведен 10-ти дневный лагерь "Круга Ст. Разведчиц" в Миттенвальде.