Журнал скаутских руководителей "Опыт" №12

Журнал "ОПЫТ" № 12 (1951г.)

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Недавно один из наших руководителей сказал мне: "А что, если в освобожденной России правительство от нас потребует, чтобы мы изменились, отказались от скаутизма. Если нам скажут, что наша возня с небольшим кругом ребят является недопустимой роскошью в измученной стране, что миллионы ребят нуждаются во всеобщем и быстром перевоспитании и мы обязаны ими заняться?" Видите, какие проблемы уже сейчас встают перед нами. Хорошо, что наши руководители думают о них. Устремленность вперед, в будущее была всегда характерной для нас и будет всегда залогом нашей динамики и жизненности. Но вернемся к теме.
  Если мы превратимся в массовую организацию - мы перестанем быть самими собой. Значит разведчество для новой России умрет, а какую пользу мы сумеем принести на других путях - еще неизвестно. Разумно ли желать гибели разведчества? Оно в годы эмиграции не безуспешно борется с денационализацией и воспитывает сотни борцов за освобождение России. Вряд ли следует сомневаться в том, что и в России разведчество будет приносить пользу в деле воспитания нового общества. Нет, я не думаю, что есть люди, которые оспаривают нашу полезность. Однако несомненно есть люди, которые на вопросы национально-культурного возрождения России, на воспитание нового смотрят иначе, чем мы. Вот почему я хочу остановиться на нашей точке зрения на эти вещи.
  Мы - добровольная организация молодежи орденского типа, ставящая перед собой педагогические цели. Оставаясь самими собой, мы не можем отказаться от добровольности с одной стороны, а с другой - от принципа отбора, т.к. мы честно стремимся к воспитательной работе, ставим своим членам определенные этические требования и, следовательно, не можем сделать разведчиком каждого, кто бы захотел им стать, не имея для этого данных. Мы верим, что эта установка оправдывается нашими национальными нуждами и реальной жизнью. Мы настаиваем на принципе добровольности. Мы считаем, вообще, что все юношеские организации должны быть добровольными. Государственные, массовые, общеобязательные организации - несомненное зло.
  Мы настаиваем для себя на принципе отбора. В принципе мы признаем, что когда-нибудь и разведчество сможет стать многочисленной, многомиллионной организацией, охватывающей очень широкие круги молодежи. Но это сможет наступить только в результате естественного, органичного, постепенного развития разведчества с одной стороны и духовного роста нации с другой. Поэтому мы не будем массовой организацией даже тогда, когда охватим массы. Пока же и на долго вперед, мы - организация отбора. Мы уверены, что это вполне гармонирует с интересами России, т.к. самой России нужен отбор, нужно ядро нового общества, нового, ведущего слоя нации.
  Мы прекрасно понимаем, что проблема перевоспитания встает перед нами в грандиозных, общенациональных масштабах. К ней, несомненно, надо будет немедленно приступить, но как? Вот вопрос. Мы не верим в "ударное", коллективное, массовое перевоспитание, "перековку", "обработку" и т.д. Все это - дрессировка, калеченье людей. Темп воспитания невозможно ускорить, т.к. невозможно ускорить темп созревания человека. А воспитание должно быть органическим и персоналистическим. От человека к семье, от семьи к сословию, от сословия к нации. Культурный уровень нации невозможно поднять одновременной, повсеместной "кампанией", как, например, "даешь ликбез!" в СССР. Культура распространяется концентрическими кругами - как круги от камня, брошенного в воду. Сперва небольшой круг людей, более способных, живых, духовных по своей душевной конструкции, достигает некоторого культурного уровня, затем он поднимает на свой уровень постепенно все более широкие круги нации.
  Государство может /и, очевидно, захочет/ сильно помочь молодежи. Помочь! Вот нужное слово. Мы не сомневаемся, что, изголодавшаяся по свободе наша молодежь проявит много кипучей инициативы в своей общественной жизни, дело государства /например, "министерства национального воспитания"/ будет - помочь молодежи советом, материалами, защитой и, в некоторой мере, деньгами. Государство должно будет помогать начинаниям молодежи, но не вербовать молодежь и не заставлять ее "организовываться". Государство не будет помогать группам молодежи, которым оно может поставить какие-то упреки, но преследовать их оно будет только в случае их явного вреда для нации.
  Национальное объединение молодежи может быть задумано как сеть "Домов молодежи", которые постепенно по всей стране устраивает Министерство национального воспитания. Никто не обязан состоять в "Доме молодежи", но каждая национально-полезная организация молодежи может в нем получить помещение, помощь для работы, некоторые права /скидки и т.п./, общенациональный членский билет "Дома молодежи" и т.п.
  В таком "Доме молодежи" сможет находиться целый спектр групп: разведчики, туристы, юные натуралисты, клубы молодежи, спортивные юношеские общества и т.д. Они под одной крышей, время от времени они совместно выступают, но в основной работе никто из них
  друг другу не мешает руководствоваться своими собственными различными программами, методами, требованиями к своим членам. Добровольное и гармоничное единство многообразия - вот, к чему надо стремиться!
  Старый Волк   МОЛОДЕЖЬ ОТВЕЧАЕТ ЗА РОССИЮ - СИЛУ НАЙДЕМ ТОЛЬКО В СЕБЕ!

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ
 ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОДПОЛЬНОГО ХАРЦЕРСТВА 
 ТИП ВОЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 
/Школа за лесом/
Перевод с польского.

  Каким должен быть человек, берущий на себя руководство воспитательной работой с молодежью? Каким должен быть он, чтобы использовать все возможности для внутреннего формирования молодого поколения в сегодняшних условиях напряженной борьбы? Каким должен быть руководитель, призванный вырабатывать характер нового поляка для завтрашней возрожденной Польши?
  Вот вопросы, чьи значение и объем вытекают как из факта, что каждое решение руководителей даже самой маленькой единицы организации отражается на мальчиках, - так и из нашего опыта, приобретенного перед войной, что секрет успеха воспитательной работы в высоком моральном уровне и достаточном числе активных руководителей. Мы знаем, что переживаемые события не только борьба за жизнь, за национальный быт, но и живая школа для народов, из которой мы выйдем спаянные, лучшие, очищенные от мелочности, закаленные. Мы верим, что современные события и страдания нашего народа не только не задерживают великое дело национального возрождения, но еще и ускоряют его.
  Сегодняшняя акция воспитания руководителей, основанная на отборе кандидатов и коротком, сжатом, идеологическом и методическом осведомлении должна проводиться лучше и экономичнее, чем мы это делали перед войной. В условиях сегодняшнего дня тяжесть ответственности за правильный отбор кандидатов падает на непосредственных начальников: она должна точно знать, о каких целях идет речь, а также иметь в виду, что направлять сейчас на курсы неподходящих людей является большим упущением для дела.
  Мы сегодня ставим три условия кандидатам на скаутинструктора:
  а/ руководительская работа;
  б/ характер;
  в/ интеллигентность.
  Следовательно, на подготовку надо направлять людей, активно работающих на должностях воспитателей в строю, в дружине, а не только лишь намеченных на эти должности или штабных. Руководительское звание существует для руководителей воспитательной работы, а не для секретарей, казначеев и не для награждения бывших руководителей.
  Характер: Никакая самая продуманная организационная система, никакая программа не заменит личного влияния руководителя, который влияет на мальчиков всем своим видом, образом жизни, примером. Если мы хотим поднять дух мальчиков, то должны в первую очередь заботиться о том, чтобы руководители были людьми исключительно высокого духа. Идеалы воспитания заключены в наших ясных и простых законах.
  Непосредственные начальники, стало быть, должны знать характер и поведение людей, которых направляет на курс: они будут их "крестными", которые должны взять ответственность за "крестников". Поверхностное отношение к этому вопросу и попустительство могут наделать много вреда в воспитательной работе.
  Интеллигентность не может быть измерена степенью школьного образования: она очень часто вообще не соединена с дипломом. Мы ищем людей, которые быстро поймут новое задание, быстро приспособятся к новым условиям, к новому положению, которые быстро схватят в чем дело. Такие люди нам нужны тем более, что военные условия ставят и будут нас ставить ежечасно перед новыми положениями и мы должны уметь сговариваться быстро без долгих объяснений и оговорок.
  Итак, выбирая нужный нам сейчас тип руководителя, мы снова, как у истоков нашего движения, как 30 лет тому назад, останавливаемся на мощном облике гражданина-солдата. Подчеркнем те качества, которые в характере польского гражданина-воина, польского руководителя молодежи должны быть особенно стойки, живы и сильны. В нашем воспитательном идеале есть нечто, что делает его близким идеалу воинскому, рыцарскому, что-то, что глубже, чем способность к действию, удаль, отвага, сильная воля, укрепление души и тела; что-то, что доходит до глубинных основ нашей христианской личности. Вот слова солдата: "Если сравним все специальности и все профессии, которыми люди занимаются, если сравним все истины о постоянной ценности человека, исполняющего свой труд, то есть одна истина, которая ставит воина выше всего, есть один безусловный факт, который бросается в глаза и все-таки всегда забывается: что солдат - это то существо, которое должно жить и умирать не для себя, а для других... Значит умирает он для чего-то, умирает для кого-то и жить должен иначе, чем другие и делать это должен тоже для кого-то, тоже для чего-то". В этом суть военной службы: готовность к подвигу, к жертве собой не для себя и не за себя, а для других. Это ощущение служения, чистого, бескорыстного несения службы среди прочих пробуждений нынешней деятельности, решает в пользу ценности рыцарского типа; без этого ощущения рыцарь был бы просто "раубриттером" - разбойником, солдат - бандитом. Люди же, так называемые "трезвые и предусмотрительные" в своей недальновидности или прикрытом эгоизме, объявляют эту готовность к жертвам "недальновидностью и недостатком рассудка". Мы же знаем, что только жертвенность и жертва творят истинно большие дела; знаем это по Великому Примеру /Христа/, являющемся источником нашей моральной культуры. Поскольку от рядового воина мы ожидаем пробужденного чувства службы, готовности к жертвам, то предводитель должен иметь эти качества в высшей степени. На французском военном языке это называется "фе сакре" - священный огонь, которым горят офицеры, который дает порыв подчиненным, выбирая сегодня руководителей, мы должны отбирать людей, которые находят в наших рядах не момент риска, забавы или удовлетворения честолюбия, даже не возможность мести за неправды, лично перенесенные, но возможность Службы. Такие люди должны вести молодежь.
  Наш стиль руководства людьми отличается от других. Наш руководитель должен собой давать постоянный живой пример. Он разделяет с мальчиками труд и тягости, опасности и лишения; на его примере мальчики убеждаются, как лучше работать, как лучше жить и бороться в службе, не требуя для себя каких-либо привилегий, облегчений, исключений. Руководитель должен быть не столько вождем, сколько предводителем. Известный полковник Лауренс приводит сказанные ему когда-то арабами замечательные слова: "Только тот может стать нашим вождем, кто носит такую же одежду, как мы, кто ест то же, что и мы, живет на одной ноге с нами, а выделяется только своей личной ценностью". Как такой стиль водительства облегчает поддерживание дисциплины! Избитая это у нас тема и проблема, вызванная глубоко внедренными качествами национального характера, тема дисциплины! И все же она требует все новой постановки и даже новой установки. Дисциплина - способности подчиняться воле начальника для осуществления совместного усилия на общее благо - должна опираться не только и не столько на послушание, сколько на лояльность. К послушанию, правда временному, но все же, может нас принудить штык оккупанта, к лояльности - никогда. Лояльность обязывает. Но лояльным надо быть не только по отношению к начальнику, но также и в отношении своих подчиненных:
  надо уметь уважать их мнения, их моральные оценки; лояльным надо быть прежде всего и в отношении "дела", которому служим. Лояльность требует чего-то большего, чем послушное щелканье каблуками, требует честности и благожелательности, если не любви. Руководитель должен быть способным именно к такой дисциплине.
  "В бою, когда подразделения разбросаны по всей местности, а огонь противника затрудняет связь, приказы начальника не всегда будут достигать вовремя исполнителей. Б таких случаях характер и самостоятельность низших начальников будут иметь решающее значение". /Справочник ком. взвода/. Таковы условия нашей теперешней работы. "Добровольное принимание на себя ответственности, здоровая самостоятельность и предприимчивость, в которую следует вложить всю свою духовную и физическую силу, должны отмечать каждого солдата. Страх перед ответственностью, недостаток самостоятельности и неумение находить выход в разных обстоятельствах - признаки негодности, плохого солдата". /Пех. устав, ч.1/. Мы, которые даже по имени продолжаем старо-польские военные традиции, а именно традиции самостоятельно борющегося авангарда - одиночек, имеем особую амбицию воспитать людей самостоятельных и охотно принимающих на себя ответственность. Вся наша воспитательная система именно так задумана, чтобы вырабатывать эти качества. Самостоятельность без сознательного принимания ответственности может легко дать плохие последствия, выродиться в анархию. Разве нужно еще больше подчеркивать, какое значение имеет сегодня сознательное принимание ответственности руководителем, ведущим мальчиков?
  Оборона, в которой мы временно находимся, требует выносливости и изворотливости. И тут, наперекор мнению, которое мы сами о себе имеем, о нашем "соломенном огне", мы показываем большую устойчивость.
  Один руководитель 12 раз пробовал войти в контакт с другими, пока что ему не удалось. Но он не утомился, не думал о прекращении борьбы, о
  сдаче. Несомненно, что сколько бы судьба ни способствовала нашим врагам совершать опустошения в наших рядах, мы непременно продолжим работу до победного конца. То, что нами на сегодня достигнуто: выносливость, упорность, терпение и непременно и неразрывно с ним связанное спокойствие в самом тяжелом положении - должно быть нашим вкладом в завтрашнюю Польшу.
  Наконец, еще одно качество отличает "нашего" человека от других, это "полевой нюх". Наш мальчик не теряется беспомощно в поле, не ищет людей, чтобы найти путь, чувствует себя в поле и на безлюдье лучше, чем в городе, попадает куда надо, так как имеет нюх. Это шестое чувство - "чувство поля" - не трудно в себе выработать, но для этого должна иметься почва, основание: любовь к свежему воздуху. Руководитель должен ее иметь в такой степени, чтобы мог заражать им других. Это чувство не только помогает в природе, но дает и настроение, спокойствие, равновесие в делах земных, гармонию, которую Бог дает людям в природе.
  Стало быть непосредственные начальники должны убедиться в том, что кандидаты на курсы:
  1. Ищут в наших рядах служения и хотят ему бескорыстно и полностью отдаться.
  2. Обладают руководительскими качествами и нужным подходом к людям.
  3. Способны к лояльности.
  4. Самостоятельны.
  5. Охотно и сознательно берут на себя ответственность в работе.
  6. Выносливы и спокойны в самых тяжелых испытаниях.
  7. Имеют шестое чувство "поля".

  Если так, то надо их как можно скорее направить на курсы, где им будут представлены идейное направление и метод.
  Мы очень рассчитываем на военного руководителя. Он должен быть моральным предводителем, вокруг которого царит хорошая духовная атмосфера. "Атмосфера духа обладает тихой, невидимой, но мощной властью над людьми. В хорошей атмосфере царит простота, искренность, бескорыстность, в хорошей атмосфере духа люди взаимно доверят друг другу, уважают чужие убеждения. Хорошая атмосфера духа дополнительно влияет на единицу, облегчает ей работу над собой, облагораживает. Хорошая атмосфера между людьми, которых связывает общая цель, общие интересы, укрепляет их силы, побуждает к взаимным жертвам и дает им возможность все исполнять лучше и быстрее, а иногда творит чудеса. Хорошая атмосфера - основное условие силы. Атмосфера духа есть создание человека. Если мы стремимся изменить, улучшить атмосферу духа, которую мы считаем плохой или недостаточно хорошей - мы должны изменить, поправить человека, людей. Это трудно только с первого взгляда. Хороших людей очень много. Есть много таких, которые притихли, временно угасли. Этих людей выискивать, будить и собирать. Путь этот долог и труден, как возвращение к здоровью после долгой и тяжелой болезни. Но разве цель не прекрасна? Разве для нее не стоит жить?"
  В действии надо помнить, "что даже прекрасно задуманное действие не будет иметь успеха, если его плохо выполняют младшие начальники.
  Ценность младших начальников, непосредственно руководящих всей жизнью и активностью солдат, имеет огромное влияние на состояние войска, его крепость и готовность в полевой службе как и боеспособность в борьбе". /Справ. нач. взвода/.
  Мы очень рассчитываем на военного руководителя. Рассчитываем на то, что из подполья Польши мы вынесем в новую жизнь не не затхлый воздух подземелья, но здоровую, хорошую атмосферу, атмосферу братства службы и "свежего воздуха служения. Признаки того, что так будет -уже заметны!
  ПОСОБИЯ
  Кандидаты на скаутинструкторов должны до начала курса доказать знакомство с четырьмя следующими книгами: "Скаутинг для мальчиков" Баден-Пауэлла, "Разведческий путеводитель", "Вожатый" и "Большая игра". Речь идет о солидном знании этих книг, а не об обычном у нас поверхностном перелистывании и рассуждении. Чтением должны руководить непосредственные начальники, это им дает возможность обсудить со своими "крестниками" многие идеологические и программные вопросы. Программа курса составлена с предпосылкой, что участники хорошо знают упомянутые книги. Поэтому не следует допускать к участию на курсе кандидатов, которые еще не прочли этих книг. Курсанты должны, в частности, при обсуждении "скаутинга для мальчиков" показать знание скаутского метода /важная глава X/, понимание беседовательного метода Баден-Пауэлла, продолжения традиций рыцарства и походной жизни солдат, а также плана перевоспитания английского национального характера. "Разведческий путеводитель" - хорошие познания законов, истории харцерства и скаутизма. "Большая игра" - знание 1. главы на основании актуальных идейных проблем, главу о принципах конспирации и готовности /Будь Готов!/, а также общее знакомство с программными возможностями современной работы. "Вожатый" - главы о вожатом и мальчике, усвоение того, что такое разведческий метод в конспиративной работе
  молодежи.
  Продолжение следует.
  ...Нет молодого человека, который не лгал бы себе самому, не создавал бы себе грандиозных иллюзий на счет количества своего труда и своей способности к усилию. Но что же такое вся эта ложь, как не косвенное признание той великой истины, что все значение человека в его энергии и работоспособности.


 РАЗВЕДЧЕСКОЕ СОСТЯЗАНИЕ НА ПОЛЕ

  СИГНАЛИЗАЦИЯ ФЛАЖКАМИ.

  Азбука Морзе.

  От каждого отряда участвует команда /звено/ в составе шести человек, возраст участников - не выше 18 лет. Кому исполнилось в день состязания 18 лет, тот еще может участвовать, но тот, кому 18 лет исполнилось накануне /ему, значит, 18 лет и 1 день/, уже не имеет права принимать участия в состязаниях.
  Команда разбита на три группы по два человека. Группы /посты/ расположены друг от друга на расстоянии 300-600 метров, и зависимости от местности и видимости. Посты /группы/ расположены так, что крайние посты друг друга не видят. Первый пост получает шифрованное извещение /приказ/, которое состоит из заранее определенного числа букв /напр., 12/. Это может быть и не зашифрованное сообщение, но просто произвольный набор букв. Но даже в том случае, если это действительно зашифрованное сообщение, то разведчики его расшифровывать не должны. Это не дело сигнальщика! Он должен только точно /без ошибок/ передать /просигналить/ полученный текст.
  Состязание состоит в правильности и скорости передачи, и приеме сигнализации. Когда первый пост получает текст, засекается время. Второй пост принимает сигнализацию первого поста и потом
  сигналит текст третьему посту. Посты могут для сокращения времени одновременно принимать и передавать текст, но это требует особой тренировки. В этом случае на посту один разведчик стоит лицом к посылающему телеграмму и диктует каждый знак /точка, тире, отмах и т.д./ стоящему за спиной другому разведчику, который стоит лицом к следующему посту и флажками передает ему сообщенное. Третий пост принимает эту сигнализацию и передает полученное сообщение в письменной форме, находящемуся на этом посту руководителю. В этот момент точно замечается время. Таким образом, первый пост только сигнализирует, второй пост принимает сигнализацию и сигнализирует, третий пост только принимает сигнализацию.
  Оценка. При оценке главным фактором является правильность передачи и приема сигнализации, а скорость занимает только второе место в оценке. Например, если одно звено передало сообщение с очень большей скоростью, но сделало одну ошибку, а другое звено потратило много больше времени, но ни одной ошибки не сделало, то выигрывает то звено, которое провело всю сигнальную эстафету без ошибок, какая бы ни была разница во времени в пользу первого звена. Только в том случае, если результат /правильный/ передачи и приема сигнализации одинаков, то победителем является то звено, которое на передачу и прием потратило меньше времени. Для проведения состязания между многими звеньями желательно, чтобы каждое звено получило иной текст. Однако давая каждому звену другой, надо следить за тем, чтобы число точек и тире во всех текстах было одинаково. Можно также всем звеньям давать те же самые буквы, но поставленные в ином порядке. Для пронесения состязания необходимо двое судей на первом и крайнем посту. Секундомер для этого состязания желателен, но не обязателен. Можно обойтись и двумя часами, но обязательно с хорошо видными секундными стрелками. Часы у обоих судей должны бить поставлены точно на одно и то же время - согласованы.

  ВАРКА ВОДЫ И УСТРОЙСТВО КОСТРА.
  От каждого отряда участвует команда в составе четырех разведчиков. Предельный возраст участников - 18 лет. Разведчики получают крупно наколотые дрова, посуду для варки и один литр воды. Дрова должны быть сухими и без сучьев. Они для всех команд должны быть одинакового качества и в одинаковом количестве. Посуда для варки у всех звеньев должна быть одинаковая и желательно, чтобы она была с крышкой. Как разведчики устроят костер и каким способом подвесят /или установят/ над ним посуду с водой - это их дело. Могут быть употреблены различные способы. Но запрещается поддерживать посуду рукой - она должна быть укреплена. Разведчики должны как можно скорее своими ножами наколоть мелких щепок, развести костер и как можно скорее довести воду до состояния кипения. Одновременно может работать несколько команд. При каждой команде /костре/ находится судья. В этом состязании можно обойтись без секундомера.

УСТРОЙСТВО НОСИЛОК И ПЕРЕНОСКА РАНЕНОГО.
  От каждого отряда участвует команда в составе трех разведчиков. Носилки изготовляются из двух шестов и одеяла. /Можно также из двух шестов и трех разведческих рубашек/. При изготовлении носилок работает только дна участника команды /они санитары/, а третий, изображающий раненого, не участвует в работе. Когда носилки готовы, то оба санитара кладут на них раненого /он не ложится сам, а совершенно неподвижен/ и, подняв раненого, проносят на определенное расстояние /напр., 25 метров/ и там осторожно опускают носилки с раненым на землю. Это состязание на скорость. Для него совершенно необходимы секундомеры, т.к. разница во времени между результатами команд может быть весьма ничтожной.

УСТАНОВКА И УБОРКА ПАЛАТКИ.
  Можно организовать состязания с установкой и уборкой палатки любого типа и любого размера. В зависимости от размера и типа палатки будет меняться и число участников в командах и необходимый материал.
  Круглая американская палатка. Команда в составе шести человек. Возраст участников - не выше 18 лет. Команде дается: 1. Круглая американская палатка в сложенном виде. Должны быть перед состязанием проверены веревки /оттяжки/ и жабы. 2. Складной шест из двух частей. 3. 24 колышка 4. 4 молотка - примерно по 1 1/2 кг весом.
  Все вещи лежат сложенными на земле.
  Звено /команда/ выстраивается перед судьей в одну шеренгу /вещи позади команды/. Судья просит приготовиться и потом дает команду или свистком или словом "начинай". Когда палатка поставлена, звено как можно скорее снова выстраивается в одну шеренгу и вожак докладывает об этом судье. Судьи /три человека/ производят осмотр палатки и отмечают погрешности. За каждую погрешность установлено штрафное время, которое прибавляется ко времени, потраченному звеном на установку палатки. Затем палатка по команде складывается. После того, как палатка убрана и все вещи сложены, разведчики опять выстраиваются перед судьей и вожак рапортует: "Палатка убрана". Судьи осматривают как сложены вещи. Также и тут предусмотрено штрафное время за погрешности, которое прибавляется ко времени, потраченному на уборку палатки. Время, потраченное на установку палатки и время, потраченное на уборку палатки, складывается. Это дает общее время, потраченное звеном на выполнение всего задания. Для проведения этого состязания необходим секундомер, так как разница во времени различных звеньев может быть весьма ничтожной. Так как трудно иметь несколько комплектов совершенно одинаковых вещей /палатка, шесты, колышки, молотки/, то лучше работать с одной палаткой. Оценки погрешностей, допущенных разведчиками при установке и уборке палатки /"штрафное время"/, могут быть выработаны различные. Приведенная ниже оценка погрешностей была принята на двух международных состязаниях в гор. Регенсбурге.
  Погрешности при установке палатки:
  За неправильно /косо, наклонно/ поставленный шест ----- 10 сек. За большую складку на палатке ----- 10 " За маленькую складку на палатке ----- 5 " За плохо /неправильно/ вбитый колышек ----- 3 " /Не мерить, под каким углом /45 градусов/ вбит колышек, но он
  должен быть вбит косо и достаточно крепко/ За забытый на поле молоток ----- 5 "
  /молотки должны быть сложены после работы все вместе около входа в палатку/ За неправильно открытый вход ----- 5 "
  Судя по состязаниям в Регенсбурге, время на установку палатки надо считать хорошим, если оно равно 2 минутам 40 сек. и если не было погрешностей.
  Погрешности при уборке палатки:
  За явно небрежно сложенную палатку ----- 15 сек.
  За плохо сложенную палатку ----- 10 "
  За не вполне хорошо сложенную палатку ----- 5 "
  Судьи уже заранее должны себе представить, что они будут считать за плохо и что за не вполне хорошо сложенную палатку. Вообще же судьи не должны быть чрезмерно строги при оценке как сложена палатка.
  За забытый на поле шест ----- 10 сек.
  За забытый на поле колышек ----- 3 "
  Судя по состязаниям в Регенсбурге, хорошо работающее звено может выполнить всю работу по уборке палатки без погрешностей в 35 сек.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕВОЧНОЙ ЛЕСТНИЦЫ
  Работает команда в составе трех человек. Дается прочная веревка в 20 м длины /или две веревки по 10 м/ и 12 "ступенек". "Ступеньки" представляют собой прочные, круглые или квадратные палки длиной в 40-30 см. /все одинаковой длины/. Веревка и "ступеньки" лежат на земле. Веревка смотана пополам /если две веревки, то они спутаны в один моток параллельно одна другой/. Разведчики стоят перед судьей спиной к лежащим на земле веревке и "ступенькам". Судья дает команду и пускает в ход секундомер. Когда лестница готова, старший команды докладывает: "Лестница готова". /Команда не выстраивается, но держит лестницу натянутой/. Судья отмечает, сколько времени было потрачено, разведчиками на изготовление лестницы и приступает к осмотру лестницы /какие погрешности допущены разведчиками при изготовлении лестницы/.
  За погрешности также установлено штрафное время, которое прибавляется ко времени, отмеченному секундомером. Оценка погрешностей примерно такова:
  За неправильней узел ----- 10 сек.
  3а весьма косо поставленную ступеньку ----- 10 "
  За косо поставленную ступеньку ----- 5 "
  За неправильный /слишком большой или слишком маленький/ интервал между ступеньками ----- 5 "
  Практика показала, что выгоднее работать несколько медленнее, но зато аккуратно, чем весьма быстро, но очень небрежно. "Штрафное время" в последнем случае очень велико и быстрота работы ни в коем случае не может его покрыть. Разведчики Запорожан и Чернопятов /команда в составе двух человек/ изготовляли лестницу /при максимально быстрой работе/ в 1 мин. 51 сек., но имели при этом 70 сек. штрафных, так что общее время было 3 мин. 1 сек. Они же, работая медленнее, но зато аккуратно /без погрешностей/, изготовляли лестницу в 2 мин. 40 сек. Этот результат должен быть признан весьма хорошим и едва ли может быть значительно улучшен. Нетренированная пара разведчиков изготовляет такую лестницу примерно в 4 минуты.

  БОЛЬШОЙ БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
  Большой бег с препятствиями обычно имеет дистанцию в 250-500 м. Препятствия ставятся примерно через каждые 50 м. Они могут быть весьма разнообразны.
  1. Завязать 5 разведческих узлов /дается веревка или пять коротеньких веревочек/.
  2. Пришить пуговицу. Пуговица отрезается перед состязанием. Дается пуговица, иголка и нитка.
  3. Снять ботинки, чулки и бежать босиком.
  4. Одеть чулки и ботинки, прыгать 50 м. на одной ноге.
  5. Прокатить бочку 50 м., не выезжая из своей дорожки. 6. Нести два стакана воды /не пролить/.
  7. Влезть в мешок и пропрыгать в нем 50 м.
  8. Пробежать по лежащему /укрепленному/ бревну. Если спрыгнул, не
  добежав до конца бревна хотя бы один метр, должен вернуться к началу бревна и пробежать снова.
  9. Собрать разбросанные на протяжении 50 м дрова /15-20 небольших поленьев/.
  10. Пронести на спине маленького мальчика /волчонка/.

Вот примерно препятствия для бега на 500 м. Ширина дорожки для каждого участника 1 1/2 м. Границы дорожки отмечаются /чертятся/ или
  мелом или опилками или желтым песком.
  Для разведчиков в возрасте 12-15 лет предпочтительнее бег на 250 -300 м /пять, шесть препятствий/, для старших возрастов -300-50О м. Препятствия можно ставить самые различные. Напр., перелезть забор, просигнализировать коротенький текст, запомнить разбросанные по дорожке 24 предмета, пройти по трем кирпичам некоторое расстояние /напр. 15 м/, переставляя их. В тех препятствиях, в которых может быть неточность выполнения или нарушение условий, предусматривается штрафное время /должно быть точно предусмотрено еще до состязаний/.
  Одинокий Волк


  ХРОНИКА

  ОРЮР - Апрель 1950 - Январь 1951г.
  1950 год - год окончательного разъезда из Европы и первых значительных успехов за океанами. В Австрии остается несколько одиночек. Бельгия проводит летний лагерь, но осенью, благодаря разъезду и поступлению руководителей в высшие учебные заведения, разведческая работа совсем угасает. Германия проводит летний лагерь /15 дней, 50 человек/ у озера, недалеко от Мюнхена. Лагерь проходит с успехом, особенно удалась жизнь по звеновой системе - 4 звена и 1 шестерка волчат. Опыт "Братства" /1949 г./ был развит очень удачно, на сей раз с младшими ребятами.
  Самое значительное событие 1950 г. - лагеря в Соединенных Штатах. Первые русские разведческие лагеря в Северной Америке! Калифорнийцы провели лагерь в диких лесах скалистых гор /скм. Селивановский, 15 дней, 30 человек/, ньюйоркцы у озера, вблизи русского монастыря /ски. Ильинский, 21 день, 30 человек/. Эти лагеря, впервые после долгих лет проведенные самостоятельно, без помощи со стороны /без ИРО/ удались, как с точки зрения внутренней работы /что самое важное/, так и с точки зрения пропаганды - русско-американское общество с изумлением открыло в своей среде нашу идейную и активную молодежь. Осень, как всегда, прошла под знаком "Дней Непримиримости".
  Мы выступали в Германии и Австралии вместе с другими национальными организациями /в Австралии это было первое наше появление перед общественностью/, в Аргентине и Марокко - самостоятельно. Соединенные Штаты увидели нашу "Трагедию России". В ноябре она шла в Сан-Франциско, а в январе в Нью-Йорке. Успех в обоих местах был огромный, выражениям восторга, встряхнутой нами "общественности", не было конца. В Калифорнию прибывают транспорты беженцев из Шанхая, которые 2 года промучились в палаточном лагере среди тропического леса на Филиппинских островах. Наши разведчики по-братски встречают и принимают своих дальневосточных братьев.
  В Канаде, где были отдельные одиночки, с приездом ски. Каминского /Париж/ началась групповая работа в Монреале...
  В Аргентине великая княгиня Мария Павловна приняла ОРЮР под свое покровительство.
  Наши марокканцы в 1950 году провели целых три лагеря - для волчат, для разведчиков и КДВ. Они легализировались, как русские разведчики при православном приходе.
  Под конец 1950 года оживилась наша пресса - вышел очередной номер "Опыта" и появились два новых журнала - "Будь Готов" в Австралии и "Разведчик" в Аргентине.
  На Рождество, в Шлейсгейме прошла очень удачно и живо конференция руководителей Германского отдела.
  В конце января выехали в летний лагерь наши аргентинцы на озеро Часкомус, а витязи на побережье океана. С 1-го февраля им последовали чилийцы.
  Во многих местах наши сестры и братья ведут сбор средств для помощи беженцам в Берлине, к чему в конце 1950 г. призвала "Главная Квартира".
  Мы начинаем 1951 год с этой большой акции помощи ближним, пусть же слова гимна:
  "Помогай больному и несчастному Погибающим спеши на зов Ко всему большому и прекрасному Будь готов, разведчик, Будь Готов!" будут нашим девизом на весь 1951 год.

  Из записной книжки руководителя
  25 лет тому назад умер Павлов И.П. /1848-193.../, величайший ученый, психофизиолог.
  135 лет тому назад в 1816 г. крестьянин, мастер-самоучка Сутырин Михаил построил на реке Волге первую коноводную машину особой конструкции. По отзыву специалистов, судно было построено просто
  и дешево.
  250 лет тому назад в 1701 г. вышла первая русская газета "Ведомости" 150 лет тому назад в 1801 г. присоединена Грузия к России


 ВОЛЧАТА И БЕЛОЧКИ

  Редакция рекомендует вниманию наших руководителей ценный материал, освещающий опыт подготовки и совершенствования руководителей, работающих с волчатами. Метод этот применяется в практике курсов, устраиваемых Международным Скаутским Бюро. Поэтому здесь есть часть заданных вопросов, отходящих от наших программ и установок. Курс состоит из трех частей:
  1. Теоретическая /письменные ответы на вопросы, предлагаемые руководством курса/.
  2. Практическая /лагерь/
  3. Работа со стаей.

  Особый интерес для нас представляет теоретическая часть. Она может быть основной заочной подготовки руководителей в условиях нашей территориальной разобщенности, т.к. затрагивает те элементы, которые помогают руководителям разобраться в характере их воспитательной деятельности.
  В приводимом перечне вопросов можно найти большее количество ценных методических и практических проблем, которые могут послужить основой подготовки кадров руководителей, необходимых для охвата организационной и воспитательной работой младших возрастов нашей молодежи.
  Редакция

  Опыт курсов "Лесного знака"
  В вопросах, которые содержатся в теоретической части программы курсов, затрагиваются следующие области:
а/ Скаутский метод, система и приемы воспитания.
б/ Психология ребенка и общие вопроса воспитания.
в/ Работа со стаей /составление плана, элементы занятий, материалы для сборов, проведение сборов во всех их зновидностях.
г/ Организация /включая знание устава и инструкций/.
д/ Традиции, эмблемы, форма и знаки различий. Берлога.
е/ История общескаутская и история национального скаутского движения.
ж/ Скаутская литература.

В частности, вопросы гласят:
  Группа А.
1/ "Волчата первая ступень скаутской деятельности". Опишите, как  это соблюдается в вашей дружине.
  а/ Сотрудничество руководителей.
  б/ Сотрудничество волчат с остальной дружиной.
2/ Расскажите, как вы используете рассказ "Маугли" в жизни вашей стаи. Укажите конкретно, как вы это сделали на сборах последнего месяца.
3/ Опишите последний сбор стаи, в котором вы сами принимали участие:
  а/ в помещении
  б/ на воле
4/ "Волчат приучают быть ловкими и полезными у себя дома". Что делает ваша стая, чтобы оправдать это изречение?
5/ Как бы вы действовали в следующих случаях:
  а/ Волчата совершенно не заинтересованы своей шестеркой.
  б/ Новичок уже в течение 4 месяцев аккуратно посещает сборы стаи, но еще не попытался сдать ни одного пункта
  испытания на звание "одноглазки";
  6/ В чем смысл "Большого Клича волчат"?
7/ Что такое:
  а/ Маугли в/ Бандар-Логи д/ Игра с флажками
  б/ Шер-Хан г/ Танец Каа.
8/Как объяснить знак различия "двуглазки"?
9/Продолжите рассказ "Королевский анк" из книги "Маугли"
10/ Для какой цели введены "специальности"?
  После каждого ответа отметить источники, из которых можно почерпнуть ответы /например, труды Б.-П., разведческие журналы, устав, положения, справочник и т.п./ на предложенные вопросы. Объем ответов не предписан.
  Группа Б
11/ Как вы объясните своим волчатам, что "волчонок любит Бога"?
12/ Опишите:
  а/ качества хорошего начальника стаи;
  б/ необходимые качества помощника начальника стаи, который подходил бы к хорошему начальнику стаи.
13/
  а/ Игра по шестеркам.
  б/ Круговая игра.
  в/ Игра на тему какого-нибудь пункта испытаний.
  г/ Игра для развития одного из пяти чувств. д/ Игра на ловкость.
14/ Составьте в общих чертах программу для 6 сборов стаи с целью подготовки волчат к требованиям испытаний. Укажите также предполагаемые игры и необходимые пособия.
15/ Сколько в вашей стае волчат, которые были у вас уже год тому назад?
  а/ сколько было таких, которые должны были перейти в отряд скаутов, но еще до этого вышли из стаи и почему?
  б/ Что вы делаете, чтобы впредь этого избежать?
16/ Как узнать по бунчуку, сколько специальностей приобрели волчата стаи?
17/ Какие работы и обязанности можно и какие нельзя возлагать на старшего в шестерке?
18/ Что такое драматизации из фольклора?
19/ Что, главным образом, привлекает мальчика в волчатах?
  а/ Какие виды занятий пригодны для интеллектуального воспитания?
20/ Назовите несколько способов поощрения доброго дела в обстановке вашей стаи.
  Группа В
21/ Рассказывать рассказы - одна из обязанностей начальника стаи. Как часто вы рассказываете? Где добываете материал? Опишите последний рассказ, который вы рассказывали, или тот, который вы думаете рассказать на следующем сборе.
22/ Как вы подготовитесь к вечеру с участием родителей:
  а/ каков будет характер вечера?
  б/какова будет программа /продолжительность отдельных частей/?
  в/ о чем вы попросите начальника дружины и начальника отряда и какую роль они будут играть на вечере?
23/ Отметьте предложения для 3 сборов на воле или походов, каждый из которых будет преследовать свою цель и займет целый день.
24/ Опишите идеальную берлогу. Что вы делаете, чтобы и у вашей стаи была бы такая?
25/ Как бы вы поступили в следующих случаях:
  а/ одному из ваших волчат пора переходить в скауты, а он не хочет этого;
  б/ вы неожиданно получили извещение от заведующего школой, что одному из ваших волчат, старшему в шестерке, запрещается состоять в скаутах из-за неуспеваемости в школе.
26/
  а/ Кто начальник сектора волчат вашего района?
  б/ сколько стай в вашем районе? Которая из них к вам  ближе всех?
27/ Каков предельный возраст волчат?
28/ Когда были основаны волчата?
  а/ в Англии;
  б/ в вашем государстве.
29/ Правила лагерей волчат.
30/ Что такое "Совет дружины"?
  Ответы передаются руководству курса, которое их тщательно разбирает и затем возвращает курсанту с критическими заметками, пополнениями и общим отзывом. Критика положительная или отрицательная, но всегда конструктивна. Если допущена ошибка, то к указанию на нее прибавляется объяснение и совет, как было бы правильно. Правильные и удачные места также подчеркнуты с примечанием "хорошо", "правильно". Особенно удачные рассказы, игры, программы и т.п. передаются в разведческую печать, что также отмечается в соответствующем месте.
  Таким образом курсы полезны не только для самих курсантов, но одновременно являются ценнейшим источником новых идей и открытий.
  Скм. Гертвиг.


 ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ СО СТАЕЙ. 
Как начать работу со стаей.

  I. ОБЩИЕ ЗАМЕТКИ.   Неопытный руководитель ставит себе вопрос, что нужно для того, чтобы начать работу со стаей и как ее начать?
  Прежде, чем перейти к организации стаи и первому сбору, нужно проверить, существуют ли следующие условия для работы:
  1. наличие руководителя;
  2. наличие детей в подходящем возрасте;
  3. интерес родителей;
  4. берлога или место сборов;
  5. создана ли необходимая атмосфера для работы.
  2. РУКОВОДИТЕЛЬ.
  Первое условие для успешной работы руководителя заключается в любви руководителя к детям и в понимании их интересов. Кроме того, руководитель должен обладать известным культурным уровнем. На все вопросы детей нужно отвечать правдиво и, если руководитель чего-либо не знает, нельзя прибегать к вымыслам, а надо сказать детям, что вот этого он не знает, затем узнать то, что их интересует и в следующий раз ответить. В своих рассказах руководитель должен обладать фантазией, умея интересно останавливать внимание на деталях, которые в свою очередь дадут богатую пищу для фантазии детей. Это умение руководитель достигнет, в первую очередь, благодаря чтению и, в особенности, чтению детской литературы. Кроме того, руководитель должен обладать общими руководительскими чертами, как: выдержкой, уравновешенностью и чувством ответственности. Руководитель должен всегда помнить, что он - воспитатель и пример для детей, которые копируют чуть ли не каждое его движение.
  3. ДЕТИ.
  В наших эмигрантских условиях часто в одном городе русских не наберется достаточное количество детей. Иногда в некоторых местах можно собрать более, чем одну стаю, но гораздо чаще трудно собрать даже шестерку. Мы должны уметь работать с любым количеством детей. Специфической особенностью нашей работы является и то обстоятельство, что у нас в стае могут быть дети, разные по уровню своего развития, интеллигентности и по возрасту. В нормальных условиях хорошо подбирать отдельно стаю с детьми в возрасте от 7 до 9 лет и вторую от 9 до 11 лет. Разница этих возрастов может быть весьма существенной. Нужно индивидуально подходить к каждому волчонку и в особенности в начале работы, присматриваться к интересам, возможностям и пониманию каждого.
  Очень серьезный вопрос при организации новой стаи заключается в том, набирать ли большое количество детей сразу или создать сначала ядро стаи из наиболее подходящих для этого детей. Второй принцип, нам кажется, может дать лучшие результаты и дает возможность создать благоприятную для работы атмосферу. Когда создана настоящая волчатская среда, в стаю можно принимать и детей с известными недостатками, могущими в начале помешать нормальному налаживанию работы.
  Сама среда сверстников, как один из самых важных факторов воспитания, выравнивает и исправляет детские недостатки, которые еще не могли глубоко внедриться в характер ребенка. Поэтому создание здоровой атмосферы - одна из самых важных задач руководителя стаи. Для этого с самого начала нужно поставить дело так, чтобы детям /а до некоторой степени и их родителям/, казалось, что быть, или вернее, стать волчонком - это честь, по этому ее надо заслужить своим поведением.
  4. РОДИТЕЛИ
  Исходя из того, что руководитель-воспитатель и включается в воспитательную цепь - дом, школа, среда, действуя в последней области, он обязан координировать свои действия с первыми двумя и, в первую очередь, с домом.
  В течение всей работы, а в особенности при организации новой стаи, необходима связь с родителями. Прежде чем заинтересовать ребенка волчатством, нужно привлечь и заинтересовать его родителей. Живой интерес и понимание родителями волчатской работы создадут координацию воспитательной деятельности и помогут руководителю познакомиться с индивидуальными особенностями характера ребенка.
  Очень часто родители, в особенности матери, не только заинтересовываются волчатским делом, но и могут оказать руководителю весьма активную помощь при организации и работе стаи. Это важно в особенности там, где руководитель не может найти себе помощника, а детей сравнительно много. Особенно молодые матери могут взять на себя организацию какого-либо выступления, обучение песням, танцам и шитью каких-либо костюмов и т.п.
  Но при этом руководитель на сборах должен оставаться руководителем. Вредно, если родители вмешиваются во время самого сбора и, не без пристрастия, заступаются, скажем, за своего ребенка. Этим нарушается воспитательная работа в стае.
  Поэтому, в общем, помощь родителей не должна выражаться в активном руководстве, которое должно лежать на руководителе. Особенно плохо, если водители начнут выражать какие-либо антипатии по отношению к семье другого волчонка при своем ребенке, или, еще хуже, будут в свои распри вмешивать ребенка. Плохо также, если родители присутствуют на сборах. Этим они мешают работать руководителю, стесняя его. Затем, дети сами при родителях ведут себя иначе, в маленьких конфликтах /неизбежных/ со своими сверстниками ребенок ищет защиты у родителей, более все же пристрастного, чем руководитель, которому легче быть объективным. И, наконец, присутствие родителей мешает развитию
  самостоятельности и исканию взаимоотношений с обществом, которое
  проходит у детей не всегда безболезненно, но которое имеет первенствующую важность для дальнейшей жизни человека.
  Ябеда, капризы и проявление детского эгоцентризма при сталкивании двух детских миров должны смягчаться руководителем. Вмешательство родителей, что должны понимать сами родители, может привести только к нежелательным результатам.
  5. БЕРЛОГА.
  Для стаи идеально иметь свое особое помещение - берлогу. Пусть это даже старый гараж, подвальное помещение или чердак, где бы стая могла собираться и играть в дождливые дни. Берлога - это место встречи стаи лишь в холодные и дождливые дни, когда нельзя уходить в природу или играть на дворе. Нужно стремиться как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Поэтому самое подходящее время года для организации стаи - это поздняя весна или ранняя осень. О берлоге, о ее декорации и устройстве будет сказано отдельно.
  6. АТМОСФЕРА.
  Еще до первого сбора нужно целиком заинтересовать ребенка - приоткрыть перед ним завесу, скрывающую перед ним тот интересный мир, который ему покажется заманчивым и полным чудес. Нужно рассказать ему о волчатах, объяснить - кто такие волчата, показать фотографии и волчат, и разведчиков, прийти к волчонку в форме. В общем, нужно произвести на ребенка впечатление и возбудить в нем желание, стать достойным вступления в стаю. Уже выше указано на создание среды, где царила бы дружба и радость. Такая среда - наилучший способ воспитания. Это цель и ответственная задача руководителя.
  Во многом это можно достигнуть, давая в играх и беседах широкие возможности развитию детского мира фантазии.
  Наше же дело использовать это, развивая положительные качества и смягчал недостатки.   II. ПЕРВЫЕ ШАГИ   Начиная с самого первого сбора, нужно твердо помнить, что сбор не может быть удачным, если к нему заранее не подготовиться. Даже опытные, старые руководители не могут проводить сбор волчат без подготовки, а тем более молодые начинающие руководители! На сборах нужно, чтобы было много движения, игр, нужны крики, сбор должен целиком захватить ребенка, доставить ему много радости. На сборе руководитель не смеет ни на минуту выпустить инициативу из своих рук, не должен упустить руководство детьми, их душами, желаниями, волей и послушанием. Для этого нужно разнообразие, т.к. для ребенка очень утомительно сконцентрировать свое внимание на чем-либо одном и он не воспринимает направляющий импульс руководителя.
  Работа с волчатами основывается у нас на цикловых играх. Основная и самая большая игра среди них есть та, из которой мы черпаем нашу волчатскую символику - это игра в волчат "По таежной были". Красочная легенда, связывающая элементы животных, в первую очередь волчат - это пища для фантазии детей. Такова должна быть таежная быль в изложении руководителей.
  Именно первые сборы и могут проходить в этой игре - игре в волчат, изучая самые основы волчатства - законы, форму и первые правила общественной жизни.
  Конечно, ни в коем случае нельзя это делать сухим изложением: нужна красочность, наглядность и живое участие волчонка в изучении этих "премудростей". Закон волчат превращается в "таинственный лозунг", который пишется на полуразваленной стене, чтобы все знали о появлении в этих местах "Амурской стаи волчат". Кроме того, создаются просто крики стаи, в роде: "Яста!" "А-волк-а-чата-волчата!", -оглашающие "тайгу" - ближайший лесок. Устраивается "скала совета" и т.д., и т.п.
  Чисто схематически первый сбор будет дан в следующем номере.

ОДИНОЧКИ
 ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧНОЙ РАБОТЫ.

  Акела.
  Волей провидения жестокий, все сметающий и разрушающий шквал разразился над Россией. Уничтожено, растоптано, потоплено в крови было бесконечно многое. Не выдержало кровавой бури и разведчество - этот молодой и многообещающий побег в жизни российской молодежи. Под рокот расстрелов была заглушена и раздавлена разведческая работа на родине.
  В силу своих убеждений большинство разведчиков не могло не очутиться в стане белых. Вместе с последними многие руководители и разведчики разделили изгнание.
  Трагедия России и отрыв от родины не мог не повлиять болезненно на жизнь организации, горькие и тяжелые эмигрантские будни подточили ее силы. Тем не менее наши знамена продолжали развиваться, как и не прекращалась наша работа. Наше дело строилось трудами и жертвами наших руководителей, в их глазах это было осуществление идеи служения и исполнения своего долга перед Богом и Родиной.
  С первых же дней эмиграции четко определились задачи разведчества за рубежом:
  1. Продолжение в любых условиях и не взирая на трудности нашей воспитательной работы среди российской эмигрантской молодежи. Особо выделялась из этой работы, была ее форпостом - задача спасти нашу молодежь от грозившей ей денационализации.
  2. Непрестанный внутренний рост организации, совершенствование ее методики, использование опыта пребывания за границей, а также и достойное  представительство нашей нации за границей.
  3. Подготовка такого сильного духовного ядра, которое смогло бы деятельно и творчески служить духовному возрождению исстрадавшегося от многолетних испытаний российского народа и нести наши идеи и работу на родину.
  Последняя задача, столь важная по существу и огромная по масштабам, требовала максимум сил и поэтому ОРЮР не могла пренебречь ни одним человеком.
  Но на пути к ее осуществлению стояло существенное препятствие -бич эмиграции - ее разбросанность. Ее нужно было во что бы то ни стало преодолеть. Но вместе с тем ОРЮР не знала путей заочной работы. Обстановка ставила особые задачи в трудных и своеобразных условиях.
  Разрешением этих задач было создание методики одиночной работы. По этому пути пошли скаутмастера Светов и Полчанинов. Работа эта была не легкая, часто неблагодарная. Опыт иностранных организаций ничего не давал в этом отношении. Тем не менее, несмотря на все трудности, ими было сделано очень много.
  Есть многолетний опыт, но нет твердо поставленных целей и ясных, вытекающих из этих целей, методов. Я отнюдь не хочу сказать, что это методика без методов, наоборот, методов в этих материалах очень много и притом очень интересных и вполне достойных внимания и применения. Однако в них не хватает последовательности и почти абсолютно нет анализа целей, во имя которых применяются эти методы. Благодаря этому, молодому руководителю, для которого как раз и предназначаются эти материалы, несколько трудно создать на основании предлагаемой методики стройную систему своих действий, а к этому-то и должно стремится всякое, предлагаемое разведческому руководителю, пособие.
  Для построения методики работы, мне думается, надо с предельной ясностью установить свои общие цели, уметь вывести из них частные маленькие "цели" и каждой такой "цели" противопоставить определенный методический прием. При такой системе руководитель постоянно дает себе отчет в смысле и назначении каждого своего шага и ни на минуту не теряет общей картины воспитательного процесса. Из этого рассуждения и вытекает в общих чертах ход построения пособия для руководительской работы.
  Я отнюдь не считаю себя достаточно компетентным для создания такой стройной и продуманной системы в области одиночной работы. Но тем не менее мне хотелось бы сделать в этом направлении несколько шагов. Причем спешу оговориться, что в этой статье я собираюсь указывать только некоторые общие принципы, избегая чисто конкретных указаний, которые, как я уже говорил выше, можно почерпнуть из уже существующих материалов.
  Прежде всего мне хотелось бы отметить и рассмотреть существующее у ряда разведческих руководителей убеждение, что, мол, одиночная работа по существу вовсе невозможна, а если и приносит хоть некоторую пользу, то последняя никак не окупает огромное количество затраченной энергии.
  Действительно, что дает нам право утверждать возможность и эффективность одиночной работы? Ведь работа наша воспитательная, т.е. стремится оказать влияние, направить по нужному нам руслу душевные переживания наших разведчиков. А разве возможно влиять на душу и характер человека путем переписки? /А ведь это та основа, на которой зиждется одиночная работа/. Утверждение такого положения многим кажется невероятным и даже абсурдным. Тем не менее оно правильно. Ниже я попытаюсь анализировать те данные, которые дают возможность нам это утверждать.
  Задумавшись над отношением новичка-одиночки к разведчеству, мы обнаружим, что одиночка рисует себе организацию в весьма идеалистических красках. Живя в своей глуши, не имея товарищей и развлечений, через письма и разведческие журналы одиночка начинает смотреть на организацию, как на некую мечту и сказку. Живость и динамика, веселье и радость, полная переживаний и приключений жизнь разведчика - все это ярко запечатлевается в уме и сердце нашего одиночки. Вместе с тем все темные стороны, которых, увы, не избежать никакой разведческой единице, от него скрыты. Такое отношение к организации рождает желание приобщиться к этой необыкновенной разведческой жизни, стать настоящим разведчиком, стать истинным членом нашей семьи. Это заставляет стремиться к увеличению своих знаний, к физическому совершенствованию и нравственному росту. Это уже является верной предпосылкой, обеспечивающей нам влияние на внутренний мир одиночки.
  Продолжение следует...

 ИЗ МИРА МОЛОДЕЖИ

  - Ученик Герман-Иосиф Фладе, 18 лет, немец из восточной Германии, приговорен советами к смертной казни за расклеивание антикоммунистических листовок и "сопротивление народной полиции". Под общественным давлением смертная казнь заменена 15-летним тюремным заключением. Родители Фладе по новейшим сведениям бежали из Восточной в Западную Германию.
  - В Брюсселе, у вдовы генерала Вамберси была выкрадена советскими агентами приемная дочь 4-х лет, русская по происхождению Нина Давыдова. Вдова адоптировала ее через ИРО из лагерей ДП. Ее родители умерли и девочка осталась круглой сиротой. Советское посольство долго за ней охотилось, пока в сочельник Нина не затерялась в толпе в большом универсальном магазине, откуда "любезный прохожий" отправил ее в Советское посольство для дальнейшей "репатриации" в СССР.
  - В Москве отмечено 25-летие со дня основания молодежного журнала "Знание - сила". Кроме юбилейных похвал, не обошлось без требования "усилить борьбу материалистической науки против реакционных теорий, мракобесия и англо-американского империализма".


 ВИТЯЗИ И ПОЛИТИКА.

  Если мы в нашей среде занимаемся спортом, то это не значит, что мы спортивная организация; если мы ходим в походы, то мы все же не туристы; если мы занимаемся историей, языками, то мы не школа и т.д., и т.п. Но все, чем мы занимаемся, является жизнью молодежи, ее интересами, на которые мы влияем со своей разведческой точки зрения. Таким образом соблюдается основной принцип Баден-Паулла - присмотреться к жизни и интересам возраста воспитанников и, организуя их, повести их по их интересам, влияя на их действия, согласно нашим принципам, законам и идеологии.
  Если у нас собран известный опыт в области разведчества, то в области витязей мы идем еще на ощупь. Несомненно, некоторое снижение общекультурного развития у витязей ввиду несистематичности, а порой отсутствия обучения в прошедшую войну, дает некоторым руководителям право утверждать, что интересы витязей /до 25 лет/ не превышают интересов довоенных старших разведчиков /лет 15-16/. Однако, мне кажется, если достаточных знаний у старших витязей нет, то есть самоощущения взрослости и их тянет порой заняться чем-то серьезным.
  В поисках знаний и, чувствуя свой антикоммунизм, /в большинстве врожденно или внушено, а не сознательно/, витязей, и особенно более ищущую их часть, тянет к вопросам политическим, социальным и общественным. И не нормально ли это?
  Если мы будем обходить эти вопросы молчанием, как это делалось в русских школах /историю даже учили до 1917 г./, то образуется пустота. Однако пустоты в природе нет. И вот жадно смотрящие на молодежь политические партийные группировки зубами вцепятся в нашу неокрепшую и мало знающую молодежь и, не дав ей на основании своих знаний найти себя, свое "кредо", сделают из нее мелких политиканов, которые утверждают очередные зазубренные политические рецепты, выдуманные многообразными партийными вождями и вождиками.
  Не лучше ли эту проблему решить иначе, и нам, как педагогам, честно подойти к своей задаче и, не вовлекая молодежь в партийные авантюры, дать ей политические знания, дать ей по-серьезному осознать себя, как убежденного антикоммуниста не на основании веры, а на основании личного изучения. Мы не должны, как вся русская эмиграция, в паническом страхе дрожать перед словом "политика", но нам должно быть чуждо любое проявление в нашей среде политиканства и партийщины. Поэтому на сборах круга мне не кажется страшным заняться беседами /докладами/, освещающими жизнь молодежи в СССР, вообще изучающими Сов. власть. Докладами, разбирающими прошлые политические течения. Меня не покоробит от недельной сводки политических событий на сборе круга, где будет сделан упор на антикоммунистическую борьбу. Мне не покажется странным, если круг будет собирать вырезки из газет, освещающие любые области жизни в СССР или отзвуки мировой печати о России и русском вопросе и т.д., и т.п.
  Так же мне не покажется все это странным, как не казалось странным, что польские харцежи стали во время немецкой оккупации на активную службу своей Родине.
  Чем мы, русские, а ином положении? Россия в плену у коммунизма, мы же - свободная национальная молодежь. Какой путь можем мы избрать, как не активной непримиримости к коммунизму, как не серьезную подготовку к идеологической борьбе?
  Инструктор

 РАЗВИТИЕ СКАУТИЗМА И ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

  Скаутизм, возникший в Англии и перенесенный на русскую почву, прошел определенные этапы развития. Первым был воспринят момент педагогический, т.е. скаутизм, как система работы с молодежью, при чем с особенной ясностью та часть, которая говорит о воспитании человека - сильного, смелого, волевого, предприимчивого, здорового, цельного, жизнерадостного, полезного... Затем был усвоен момент гражданственности, патриотизм, идея служения родине, наметилось стремление преобразовать скаутизм, как в методическом, так и в идеологическом плане согласно российскому национальному духу, традиции русской культуры. Это стремление по пройдению определенного эволюционного пути, вылилось в наше Российское Разведчество, которое является национально преломленным скаутизмом. Это развитие отразилось и на чисто педагогической стороне разведчества, стремящегося со свойственной русскому человеку глубинностью, разрешать педагогические проблемы и, не отрицая Баден-Пауэллской идеи игры, как метода воспитания юношества, которая, однако, при утрировании часто вырождается в "спортивный" или "туристический" скаутизм, дополняет его внесением непосредственного момента служения, который и порождает столь характерное для нас горение. Так мы уделяем большее внимание слову, как воспитательному методу, идеологическому творчеству, как теме работы для старшей молодежи и т.п. Однако по этому пути пошел не весь русский скаутизм. Так как зарождение русского скаутизма было не централизованно-соборным, а разрозненно-стихийным, то внутри него наметились два течения:
  интернационально-подражательное и национально-самобытное. Первое, взявшее от скаутизма только методику и общие идеологические моменты, находится в меньшинстве и обречено на внутреннее вымирание, ибо, не приняв гражданственного момента скаутизма /ярко выраженного, например, в скаутизме английском/, нарушив целостность системы, внесло в нее пагубную ущербность и, отказавшись от национальной стихии, как источника творческого вдохновения и обогащения и не заменив его ничем другим, внутренне обеднело и закрыло себе пути к творческому развитию. Второму же, пошедшему по пути искания и творчества на основе неисчерпаемой житницы русского духа, принадлежит будущее.
  Как чисто педагогическая, так и гражданственно-национальная сторона разведчества далеки от совершенства, которое принципиально не осуществимо, а мыслим лишь бесконечный процесс развития и совершенствования и это нам нужно помнить каждый день и каждый час. Однако ниже мне хотелось бы остановиться на третьем моменте - моменте религиозного воспитания, с моей точки зрения, не достаточно нами осознанного, прочувствованного и методически преломленного. Развитие этого момента, по моему глубокому убеждению, является заданным путем российского разведчества.
  Пафос разведчества, которым мы, безусловно, обладаем, как-то не включил с себя религиозного момента, как-то его духовно миновал, не был им преображен. Скаутизм, зародившийся в Англии по вполне понятным причинам испытал на себе влияние протестантства /в данном случае англиканской епископальной церкви/ и мы еще не в достаточной мере сумели преобразить разведчество православием. Протестантизм, родившийся параллельно с секуляризацией, этим величайшим бичом нашей культуры, склонен резко разграничивать житейское от церковного, уделяя религии некоторое место в жизни, вполне почетное, но все-таки совершенно определенное место. Это же заметно и в разведчестве. Так о "верности Богу" говорится в первом, "почетном", законе, но в практической жизни Бог занимает некоторое ограниченное место, скажем, в воскресенье утром на обедне в лагере при подъеме и спуске флага, и т.д. В протестантизме вообще и в скаутизме в частности есть некоторая с трудом уловимая и доказуемая тенденция к "морализации" религии, потеря живого Бога, отказ от укоренения жизни в Благодати, как бы возвращение к ветхозаветной формалистике не преображенного Благодатью Закона. В этом наша вина, наша опасность, наш отход от православия и русскости.
  Бытие в эмиграции и, связанное с ним, повышенное, почти болезненное чувство Родины, имеет опасность роста, переходящего от естественного в уродливое. Непомерно разрастаясь, оно склонно вытеснить чувство религиозное, нарушая правильную иерархию ценностей. Один из наших духовников /кстати, сам разведческий руководитель/ так формулировал эту тенденцию: "Разведчество пишет сегодня своей жизнью и творчеством чудесную книгу о России, первую страницу которой посвящает православной церкви. Но этот путь мы должны изменить, мы должны писать книгу о Православной Церкви, посвящая первую ее страницу России".
  На построении такого порядка могут возразить, что российское разведчество не может быть подчеркнуто православным, ибо в российскую нацию входит значительное количество инославных народов. И, действительно, формально члены ОРЮР могут быть и буддисты и магометане, признающие, однако, основы христианской этики. Но даже при такой постановке вопроса членства в ОРЮР, отдельные инославные группы, как мне кажется, следует выделять в особые автономные соединения со своим религиозным миром, предоставляя им самостоятельно разрешать вопросы религиозного воспитания. Основная же работа ОРЮР должна, как мне думается, вестись под знаком православия. Ибо без  ясной церковности намечается склонность к "разжижению" христианства /как это можно усмотреть, например, в УМК"е/.
  На путях углубления нашей религиозной жизни нам необходимо живое причастие православной идее воцерковления жизни. Последнее следует понимать, как преображение, просветление всей нашей жизни, со всеми ее мелочами и частностями, казалась бы не имеющих никакого отношения к религии, устремлением к Богу. Воцерковление - это собирание всей нашей жизни, отдельных ее элементов и актов воедино и утверждение этого единства в церкви, в Теле Христове. Каковы же конкретные пути этого делания? Это прежде всего соборное воцерковление ведущего кадра организации, ее руководительского состава /я подчеркиваю слово соборное, ибо религия не частное дело каждого из нас, а наше общее дело, дело нашего руководительского братства/. В этом духовном единстве должна быть наша сила, источник нашей динамики и целеустремленность, залог нашего успеха/. Эта наша соборная жизнь уже сама по себе будет оказывать огромное влияние на наших ребят, невольно увлекая духовной напряженностью. Эта общая религиозная жизнь должна найти свое определенное воплощение, проявляясь в духовном общении, в общении молитвенном, в общении таинства /наша традиция не знает, к сожалению, силы общей исповеди и причастия/, в совместном чтении Евангелия, обсуждении волнующих нас вопросов религиозного характера /этому у нас, как правило, не посвящаются ни страницы нашей прессы, ни дискуссионные костры, ни беседы/.
  Эта наша внутрируководительская религиозная жизнь должна, однако, найти свое преломление и в нашей воспитательной работе, находя соответствующие действенные формы. Тут нам придется преодолеть некоторый, укорененный традицией, формализм: так мы должны отказаться от спроса на испытаниях по 2-му разряду только евангельских событий, отмеченных двунадесятыми праздниками /даже если он сопровождается
  предварительной "проработкой" /простите за неподходящее выражение/ этих вопросов в ходе работы, что вcтречается отнюдь не всегда в нашей практике/, нам нужно передать дух Евангелия, который не передается ни ночными играми, ни даже "узелками Доброго Дела". Мы не должны также механически переносить литургику на I-й разряд /которого, кстати, у нас, увы, достигают очень немногие/, ибо понимание литургии необходимо для участия /а не присутствия/ в службе по крайней мере с момента сознательного подхода к исповеди /возрастная грань тут определяется православной церковью, если не ошибаюсь, семилетним возрастом/. Конечно, степень этого понимания, его глубина должны расти соразмерно с возрастом.
  Акела.

МЕЖДУ НАМИ

/"Дай "Между нами", - сказал редактор "Опыта", - только не слишком крой".- "Ладно, не будем слишком. Дайте хоть поворчать немножко"./
  "ИНС". С этим званием и смех, и слезы. Это та головоломная задача на сообразительность, перед которой становятся в тупик светлые головы наших руководителей. /Нет, серьезно, я их считаю светлыми/. Итак, повторим, ибо время от времени это повторять надо, как некую спасительную формулу. Первое - возраст. Ты рожден в 1930 году /хоть бы и 31 декабря/ - можешь быть инструктором. Рожден 1-го января 1931 г.
  - не можешь! Второе - Должность. Инструктор - на должности секретаря или казначея - ерунда, бессмыслица. Инструктор должен работать с людьми! Третье - временность. Как только инструктор оставляет свой пост, он автоматически и молниеносно перестает быть "ИНС"! Был! И нет его! Четвертое - В звание "инс" производит начальник отдела или представитель ОРЮР с правами начальника отдела.
  Традиции. Духа разведчества, духа единицы не может быть без традиций. Ведь, казалось бы, столько у нас символики и церемонистики всюду. Но вот разъезжаемся и не думаем сохранить традиции своих отрядов и дружин. Переезжают за океан руководители, везут знамена и
  вместо того, чтобы на новом месте продолжить старые единицы с их номерами, названиями, историей - основывают новые. Почему?
  Имена. Казалось бы наши руководители - националисты, разведчики, любители природы - должны обладать богатой, творческой фантазией. По именам наших единиц это не заметно. Суворов, Александр Невский, Ермак - Ермак, Александр Невский, Суворов. Братцы! Да неужели нет у нас больше великих людей? Где Петр Великий, Владимир "Красное Солнышко", Александр Второй, Пушкин, Ломоносов, Корнилов? Где Пржевальский, Дежнев, Колчак, Сперанский, Минин, Пожарский?
  Чудеса! Пишет недавно один руководитель в самую "Главную Квартиру", что не может работать с разведчиками - и учение, и работа, и вообще личная жизнь /действительно, тяжело человеку/. Ну, понятно, отойди от работы, уйди в запас, если веришь, что вернешься к работе, или стань витязем, если не веришь. Но этот друг пишет, чтобы его вычеркнули из организации и объявили об этом в приказе! Вы понимаете что-нибудь? Я не понимаю! Самое интересное, что он тут же просит ему выслать "-- разряд" /новый конспект/, который он еще не видел!
  Одиночки. Не легко одиночным руководителям! /или лучше сказать "руководителям одиночек"/ Плохо им пишут ребята, не раскачиваются отвечать. Дело это известное и не смущает "одинруков". Хуже того, что недавно написал один из них - мало людей интересуется одиночками, желает с ними работать. Есть руководители, которые вообще слова "одиночка" слышать не хотят! Какой позор! /А, правда, что есть!/ Одиночки - это почетный сектор нашей работы в зарубежье. Все наше национальное разведчество вышло из одиночек. /В этом году как раз 20 лет с его зарождения/. Одиночная работа не дает блеска и треска, парадов и выступлений, но требует от руководителя большой любви, терпения, заботы о каждом отдельном разведчике. Требует настоящих качеств воспитателя. Не плохо было бы всех наших руководителей пропустить через этакую пробу - сумеешь, захочешь, вытерпишь работать с одиночками? Тогда наш! А нет - значит не педагог, не руководитель, а "молодежный общественный деятель" /извините за выражение!/
  Хромой Комар. 

  ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

  Ответ Прилежному Медведю.
  Ответ Прилежному Медведю можно было бы написать весьма обширно, но по некоторым причинам мне кажется это излишним. Одной из причин является то, что на многие его мысли имеется уже ответ в моей прошлой статье - Ответ Медведю Ревуну. Ограничусь поэтому только кратким ответом на некоторые высказанные им мысли.
  Скаутская идеология существует. На наших курсах для руководителей даже читается этот предмет, в котором объясняется и разбирается эта идеология. Сколько я знаю, ОРЮР является организацией скаутской, а не лишь для удобства носящей такое название. Присутствие в нашей организации некоторого процента совершенно чуждого и даже враждебного скаутизму элемента еще не делает всю организацию не скаутской.
  Какое название в будущем будет носить ОРЮР по возвращении на родину, я не берусь судить или предугадывать. Твердо верю, что среди различных организаций молодежи будет также и скаутская. Что Прилежный Медведь не один в нашей организации со своими мыслями - я знаю. Это и было причиной, почему я написал мою прошлую статью, которая не понравилась П.М. Я знал, что в нашей организации есть лица, которые ввиду полученного воспитания и сложившегося мировоззрения, с большим трудом могут воспринять скаутскую идеологию. Из письма же П.М. я вижу теперь, что среди них есть и такие, которые никогда даже и не собирались стать скаутами. В какой мере П.М. имеет моральное право носить скаутскую форму и скаутский значок - предоставляю судить ему самому. Пребывание человека в составе разведческой организации обязывает его быть скаутом или, по крайней мере, иметь честное желание таковым стать.
  Одинокий Волк.
  Один. Волк просит кого-либо из членов "Гл. Кв." дать ответ на поднятые вопросы. Сам он в дальнейшей полемике принимать участие не будет.
  Издание и редакция: Главной Квартиры и Круга БКС /Буэнос-Айрес/.