Журнал скаутских руководителей "Опыт" №22

pp022.htm Журнал "ОПЫТ" № 22 (1956г.)

Беседа Старого Волка.

  Дорогие сестры и братья!
  Кончилась - на северном полушарии - лагерная пора, самая радостная для всех скаутов и самая трудная для руководителей.
  Я провел почти пять недель в лагерях Германского отдела. Лагеря эти дали много впечатлений и ценного опыта для всех их участников. Думаю, что то же самое могут про свои лагеря сказать и все другие руководители. Теперь наступило время подводить итоги лагерной работе, учитывать ее уроки для наступающей работы в город.
  У меля есть сведения о лагерях в разных местах - об одних подробные, о других приблизительные, о третьих - увы! Слухи... Жалко, что точные данные о проведенных лагерях не приходят ко мне в одно время - приходится картину лагерных достижений составлять до кусочкам.
  Впрочем, этот вопрос посылки сообщений о лагерях интересен отнюдь не только с точки зрения так сказать отчетно-административной. Мне кажется, что надо стремиться, чтобы в каждом нашем лагере, привилась традиция - писать о нем, из него другим сестрам и братьям. Привить эту традицию нетрудно - надо только, чтобы руководители помнили о ней и посвятили час времени в течение лагеря на составление коротких текстов и сбор подписей у лагерников. Когда же традиция возникнет, наши, скауты-разведчики будут ощущать потребность давать знать о себе всему нашему братству - о своем лагере, его названии, продолжительности, количестве участников... В лагерях Германского отдела в этом году это и было проведено. Существует эта традиция и в некоторых других местах, но, к сожалению, еще далёко не повсеместно.
  Хотелось бы мне узнать, в какой степени удалось вам использовать "ОПЫТ" №.21 Для проведения лагерей? Не теряю, надежды получить об этом сведения/ Не сомневаюсь, что южное полушарие успеет материалы. "ОПЫТА" использовать для подготовки и проведения своих наступающих лагерей. Из лагерей северного полушария у меня есть пока что только одна заметка -"Как жалко, что мы подучили "ОПЫТ" только после половины лагеря..." , Между тем, в эту дружину "ОПЫТ" был послан задолго до начала их лагеря, именно надеясь, что руководители еще до лагеря ознакомятся с журналом...
  В будущем году, в августе, в Англии состоится внеочередное джембори -джембори вдвойне юбилейное - столетие рождения Баден-Пауэлла и пятидесятилетие первого скаутского лагеря на острове Браунси.
  В Англии соберется на десять дней 35000 скаутов из различных стран. Число скаутов, молодежи и посторонних людей, которые посетят гигантский лагерь джембори, наверное будет насчитывать сотни тысяч. Английский скаутизм собирается торжественно и достойно отпраздновать свой юбилей.
  Перёд нами естественно возникает вопрос о нашем участии в этом международном скаутском празднике. Собственно говоря, официально никакого вопроса не возникает. Международная скаутская конференция в 1947 году постановила, что никаких эмигрантских (почему-то кроме армян!)скаутских организаций не должно существовать и что мы должны как можно скорее совершить национальное самоубийство, превратившись в американцев, австралийцев и аргентинцев... Мы никогда не помирились с этим несправедливым решением. Не имея признания международного скаутского центра, мы продолжаем делать свое дела и, кстати, воспитывая российское юношество в национальном духе, не забываем говорить ему и о международном скаутском братстве, том самом, из которого нас его немудрые руководители пытались исключить росчерком пера.
  Мы не добиваемся официального признаниям от него нам не станет ни легче, ни привольней в нашей тяжелой работе.
  Однако, если не официальное, то фактическое участие на джембори для нас представляет большой интерес. Одна из важнейших задач скаута-разведчика в зарубежье - представлять свой народ, свою страну перед иностранцами, давать о них правдивые сведения, рассеивать ложные представления. Весь свободный мир находится в состоянии полного неведения истинного положения России и русской молодежи. Мы все знаем, как изумляются немцы, американцы, французы, когда вдруг узнают, что существуют какие-то русские скауты, которые не приехали из России.
  В 1947 году нам удалось послать на джембори одного руководителя в виде наблюдателя. В 1951 году мы послали восемь человек, которые развили активнейшую деятельность, знакомя скаутов всего мира с истинным положением "русского вопроса". В 1955 году мы, к нашему стыду, не сумели никаким образом участвовать на джембори в Канаде. В 1957 году мы будем на джембори. Вы можете быть совершенно уверены в том, что хотя бы несколько человек активнейших руков и витязей из Франций и Германии поедут в Англию и сделают все, что и их силах. Вопрос ставится так: сколько их будет и что у них будет в руках? На этот вопрос ответ должна дать вся организация. Помните о джембори, заинтересуйте этим заданием всех своих скаутов, окажите максимальную материальную помощь Главной Квартире, -тогда участие российского разведчества на юбилейном джембори будет достойно наших задач.
  В этом номере "ОПЫТА" вы найдете ряд материалов, которые, я надеюсь, вам будут и интересны и полезны. Энциклопедическая статья "Педагогика" дает вам основное понятие определения (одного из определений!) педагогики и ее истории в научных терминах. Статья Виноградова представляет мнение этого ученого и, хотя ее определения вполне корректны, необходимо указать, что имеются и другие точки зрения на педагогику, напр., христианская, на которой стоит, в частности, проф. В.В.Зеньковский. Мы постараемся в "ОПЫТЕ" постепенно знакомить вас с разными взглядами на, педагогику и хотя бы кратко излагать точки зрения разных ученых. Для курсантов КДР, настоящая статья может послужить кратким конспектом предмета "Обзор истории педагогики".
  Желаю вам счастливой разведки!
pp022-1.jpg
Старый Волк

Движение разведчиков и разведчиц самотеком распространилось по всему свету. Перед ним имеются следующие возможности:
  - Воспитание полезных и счастливых граждан,
  - Привлечение личности к работе на пользу общества,
  - Укрепление, через скаутское братство, связи между отдельными частями одного государства,
  - Развивание опять-таки при помощи скаутского братства доброй воли между народами, которая будет практическим средством для достижения прочного мира.
  Баден-Пауэлл.

  ПЕДАГОГИКА.

  Н. Виноградов: Статья о педагогике из Энциклопедического Словаря Русского Библиографического Общества Гранат.
 
Педагогика - есть наука о воспитании. Воспитание означает сознательное воздействие взрослого на ребенка, на протяжении всего процесса детского развития, в целях достижения
  воспитывающимися такой самостоятельности, которая необходима ему для осуществления его человеческого назначения. Поэтому педагогика как наука, всегда предполагает известные нормы имеющие отношение, прежде всего, к понятию самой цели воспитания, и определенные способы применения этих норм в процессе воспитательного воздействия. Цель воспитания устанавливается в тесной связи с общим миросозерцанием самих воспитателей, поскольку источниками этого миросозерцания являются не только строго научные данные, но и известные философские и религиозные представления. Что касается средств воспитательного воздействия, то они почерпаются из данных о самом существе человеческой природы, особенно в процессе ее развития, начиная с раннего детства и кончая эпохой юности. Постепенную эволюцию в развитии основных понятий педагогики - цели  и средств воспитания - удобнее проследить на почве краткого  исторического рассмотрения важнейших принципов педагогики, начиная с низших стадий культуры и восходя до современной нам эпохи. Мы сначала остановимся на понятии цели воспитания.
  У первобытного человека воспитание выступает как простое приспособление, необходимое в целях упрочнения существования для молодого поколения в той форме, какая наблюдается у родителей. Уже несколько позднее мы можем говорить о воспитании, как прогрессирующем приспособлении, хотя и в этом случае всегда большое значение принадлежит традиции, поскольку родители прежде всего стремятся сделать детей похожими на самих себя по общему строю душевной жизни. В связи с условиями экономической, социальной и политической жизни, мы видим такую постановку цели воспитания, где решающим фактором является семья, общество или государство, как нечто такое, что стоит выше отдельной личности. Преобладание семейного принципа мы можем наблюдать у древних евреев и китайцев, а исключительное значение государственного выступает перед нами в педагогике древних греков (особенно спартанцев) и римлян. Культ государственности, в связи с принципом подчинения единичного целому, находит для себя защитника в таком теоретике греческого воспитания как Платон (437-347 до Р.Х.),который раскрывает свои педагогические идеалы в своем известном диалоге "Государство". Правда в афинском воспитании мы наблюдаем, по-видимому, уже некоторое освобождение личности от гнета государственности, когда перед нами выступает известный эллинский идеал "калокагатия" (гармония доброго и прекрасного), однако, и здесь еще нет полного выражения принципа личности, как совокупности наиболее высоких сторон человеческой индивидуальности. Это особенно будет ясно для нас, если мы обратим внимание на очень узкое понимание задачи воспитания  в отношении, женщины. Первую более сильную и яркую защиту принципа личности, как синтеза наиболее глубоких проявлений человеческого духа, мы встречаем в эпоху раннего христианства, когда самым существом новой религии отрицались, в порядке морального совершенствования, всякие различия в связи с расой, полом,социальными отношениями, ибо "во Христе нет различий между эллином и иудеем, рабом и свободным мужчиной и женщиной". Естественно, что личность, в столь высоком понимании этого термина, культивировалась и в процессе воспитания в этот ранний период в развитии христианства, который скоро должен был уступить место более узким воззрениям на существо человеческой природы. Это сужение понятия личности в связи с развитием религиозного формализма, наблюдается нами на протяжении всей эпохи средних веков, когда игнорировалась физическая сторона человеческой личности, как противоречащая тогда господствующим аскетическим тенденциям, и недооценивались некоторые элементы и духовной природы человека (например, элемент эстетический и вообще эмоциональный). Гуманистической педагогике, особенно в лице таких мыслителей как Рабле (1483-1553), Монтень (1533-1592) пришлось вести очень напряженную борьбу с средневековым миросозерцанием в защиту общечеловеческих идеалов воспитания, правда, /формулированных недостаточно ясно и часто удерживавших связь с античными традициями, где выступала уже известная нам неопределенность и расплывчатость в самом понимании человеческой личности. Религиозный колорит в определении цели воспитания является доминирующим и у крупнейших теоретиков воспитания в ХVII в. и, между прочим, у самого знаменитого из них - Я.А.Коменского. Последний в своей "Великой дидактике", выдвигая на первый план проблему обучения, или культуры ума, освещаемую им принципами еще только что зарождавшейся тогда реалистической философии, самую цель воспитания определяет с точки зрения господствовавшего библейского миросозерцания, как подготовку к загробной, вечной жизни. Печать сильного влияния как собственного философского мировоззрения, так и целого ряда современных ему жизненных условий лежит и на педагогических взглядах следующего крупного теоретика воспитания Локка (1632-1704), который цель воспитания формулирует в зависимости от потребностей высшего класса английского общества, считая идеал джентльмена, в английском, смысле слова, конечным достоянием педагогической культуры. Бесспорно, крупный шаг вперед делает самый знаменитый теоретик воспитания уже в ХVIII в. - столь многогранная и глубоко талантливая натура Ж.Ж.Руссо (1712 - 1778), Руссо в своем "Эмиле" и целом ряде других работ пытается освободить человека от власти общества и ига культуры, мечтая при помощи воспитание создать т.н. естественного человека и человека вообще, в отличие от культурного человека и человека, как члена общества. Как ни утопичен педагогический взгляд Руссо в целом, творец этого идеала, несомненно, оставил глубокий след в истории педагогических идей, открыв собою новый период в развитии педагогических принципов. Руссо совершенно справедливо выступил с протестом против деспотизма общества и государства над индивидуумом, высказал целый ряд глубоко верных соображений в защиту прав личности, как чего-то вполне самоценного, и постепенно утвердил в педагогическим сознании мысль о том, что цель воспитания  не может ставиться вне зависимости от самой детской индивидуальности, которая никогда не может рассматриваться только как средство для какой-то посторонней, хотя бы и очень высокой цели. Руссо в этом случае является родоначальником того течения педагогической мысли, которое уже в наши дни известно под именем "свободного воспитания" и которое, прежде всего смотрит на воспитание, как на естественный процесс развития изнутри самых разнообразных задатков, которыми так богата, каждая детская индивидуальность. Следующие за Руссо теоретики воспитания, признавая глубокую ценность, выраженных им принципов, пытались освободить их от тех крайностей и противоречий, которых так много было у этого гениального и в то же время парадоксального мыслителя. Так Базедов(1723-1790 г.) создатель известного - "филантропина", глубоко симпатизируя общечеловеческим тенденциям педагогики Руссо, в их отличии от односторонне национальных и узко-религиозных задач традиционного воспитания, выставил идеал культурного человека, европейца, в противовес естественному человеку Руссо. Еще большие и очень существенные изменения в эти основные педагогические принципы Руссо внес Песталоцци (1746-1827 г,.). Признавая огромное значение мысли Руссо о самопроизвольности детского развития и сравнивая в этом отношений воспитателя с садовником, Песталоцци, однако же, сильнее Руссо подчеркивает роль активности со стороны воспитателя в процессе естественного роста, направляя все усилия педагога на развитие и укрепление социальных задатков человеческой природы. В этом процессе постепенного социализирования детского существа главное значение по мысли Песталоцци, должно принадлежать не специальному воспитателю гувернёру, а семье и именно главному члену семьи - матери, которая является у Песталоцци не только воспитательницей и учительницей, но и настоящим реформатором общественно-экономической жизни. В этом заключается социальный замысел педагогики Песталоцци, тоже не лишенный значительной доли утопизма. Ближайший преемник и еще младший современник Песталоцци Фребель (1782-1852 г.), исходя из философско-религиозных предпосылок своей педагогики, еще сильней своего учителя подчеркивал исключительное богатство духовных дарований ребенка, природа которого является своеобразным микрокосмом. Отсюда - необходимость облегчить раскрытие этих природных задатков при помощи соответствующих педагогических мер, в числе которых главное значение принадлежит играм, преследующим воспитательные и образовательные цели. Признавая огромную роль семьи и, в частности, женщины в процессе детского развития, Фребель, однако, в отличии от Песталоцци, был более скептически настроен в сценке фактического положения семейного воспитания и пытался устранить столь ощутимые дефекты современного ему семейного уклада путем создания особых воспитательных учреждений т.н.  детских садов. Последний крупный теоретик немецкой педагогики Гербарт (1776-1841г.) стремился более чем кто-либо другой представитель педагогической мысли, связать педагогические принципы с определенным философским миросозерцанием и опереть их на известные психологические предпосылки, усматривая конечную цель воспитания в создании нравственного  характера, Гербарт, в согласии с интеллектуалистической основой своей психологии, считал возможным осуществить эту цель при помощи утверждения в сознании воспитывающегося  так называемого "круга представлений", обуславливающего наивысшую устойчивость моральной активности. Отсюда - нравственная оценка и самого процесса умственного развития, выражающаяся в принципе "воспитывающего обучения", когда роль интеллектуального образования в конечном счете определяется значением этого процесса для целей морального воспитания. Эти краткие замечания о крупнейших теоретиках педагогики вызывают перед нами тесную зависимость цели воспитания от целого ряда общественных, научных, философских и религиозных условий, в связи с которыми вырабатывались и утверждались как общее мировоззрение, так и педагогические взгляды этих мыслителей. Эта связь между общим мировоззрением педагогов и их взглядами в области воспитания обнаруживается и в позднейших и даже современных нам педагогических течениях, будет ли это так называемое естественно-научное течение, во главе со Спенсером и Гексли или социальная педагогика Наторпа, с ее философскими предпосылками в духе своеобразно-понимаемого кантианства и платонизма, или, наконец, так называемое свободное воспитание (Гансберг, Гурлитт, Шарлеман, Э.Кей, Вентцель и др. )воскрешающее принципы Руссо и симпатизирующее некоторым индивидуалистически-анархическим тенденциям современной нам эпохи. Этим естественно объясняется то разнообразие во взглядах на цели воспитания, с которым мы встречаемся в наши дни. Но нам важно среди этого разнообразия найти нечто объединяющее всех этих теоретиков педагогики и помогающее установить общую цель воспитания. Такой общей целью может считаться, по-нашему мнению, стремление к гармоническому развитию всех лучших сторон человеческой природы. Как ни субъективен в данном случае термин"лучший", однако, в отношении его всегда можно достигнуть известного соглашения, поскольку речь идет о развитии основных, физических, и психических функций. Едва ли может вызывать серьезные возражения и термин "гармонический", ибо стремление к такой гармонии -является естественной тенденцией человеческого духа, совсем не порождая какой-либо нивелировки, поскольку последняя не может рассматриваться как нечто положительное с точки зрения рациональной педагогики, гармония вполне осуществима, если какая-либо сторона человеческой психики является доминирующей, в связи с преобладающими естественными задатками (подобно преобладание известной мелодии в музыкальной гармонии). Гораздо больше трудностей вызывает вопрос о согласовании индивидуальных и социальных стремлений в процессе создания наиболее совершенной личности, но и здесь при настоящем взаимоотношении этих двух факторов - индивидуума и общества - возможна известная согласованность и даже гармония. Право на свободное самоопределение давно признано за индивидуумом общественным сознанием нового времени а, с другой стороны, жизненное воплощение более высоких стремлений человеческой личности осуществимо только при условии ограничения более грубых форм индивидуализма и признания законности основных социальных требований.
  Что касается средств воспитательного воздействия, то они почерпались и почерпаются из данных о детской природе, особенно в процессе ее развития, поскольку здесь разумеется вся совокупность знаний, приобретенных как чисто научным путем, так и более грубо эмпирическими способами постижения детского существа. Если современная педагогика стремится
  обосновать свои принципы по возможности на строго научных данных, то на более ранних стадиях педагогического воздействия мы наблюдаем утилизирование довольно элементарных наблюдений над развитием детского существа, поскольку всякая прикладная наука исторически предполагает предварительное существование иногда довольно примитивной практики. Современная педагогика в вопросе о средствах воспитательного воздействия опирается на такие науки о природе человека и, главным образом ребенка, как анатомия, физиология и психология. Если первые две науки существуют сравнительно давно, то психология дитяти, как научная дисциплина, может исчислять свое существование всего несколькими десятилетиями, считая своим родоначальником известного немецкого физиолога В.Прейера, сочинение которого "Душа ребенка" появилось в 1882 году. Также достоянием только самых последних десятилетий должна считаться совершенно новая отрасль научного ведёния, известная под именем педологии или пайдологии. Педология, как показывает само название, - есть наука о дитяти, именно о всей природе ребенка как физической, так и духовной. Она, по выражению одного из представителей этой молодой дисциплины (Крисмана) имеет своей задачей изучение всего ,что относится к существу детской природы, собирая и систематизируя весь тот богатый материал, который получается путем исследования детской жизни в самых разнообразных отношениях. Педологию, как науку ненужно смешивать с педагогикой, педология представляет собой чисто описательную дисциплину, а педагогика является наукой нормативной, устанавливающей принципы воспитания и указывающей способы осуществления или применения этих принципов в процессе индивидуального педагогического воздействия. Переживаемая нами эпоха характеризуется исключительным подъемом интереса к изучению детской природы, поскольку все это наблюдается в различных государствах Западной Европы и Америки, при чем в этой последней стране интерес этот получил особенно экстенсивный характер, находя своего наиболее яркого выразителя в известном профессоре педагогики в Уорстерском университете Стенли Голле. В настоящее время мы наблюдаем постепенное увеличение работ в данной области в связи с привлечением сюда метода эксперимента, когда перед нами новая отрасль педагогической науки, так называемая экспериментальная педагогика, также насчитывающая значительное количество представителей в различных странах старого и нового света, наиболее значительный деятель на этом поприще - директор специального института по экспериментальной педагогики в Гамбурге Эрнст Мейман).
  Если мы теперь попытаемся установить основное содержание современной педагогики как науки, то перед нами прежде всего выступит так наз. общая педагогика т.е. та часть педагогической науки, которая выясняет самые основные проблемы педагогики, устанавливает самое понятие о воспитании, как преднамеренном воздействии, определяет границы этого воздействия в связи с фактом наследственности и прирожденности, формулирует понятие о цели воспитания и затрагивает некоторые другие принципиальные вопросы педагогики, постоянно обнаруживая основной характер этой науки, как нормативной дисциплины. Нормы эти устанавливаются отчасти в связи с общим мировоззрением воспитателей, отчасти в связи с теми результатами, которые получаются в области педологических исследований.
  Отсюда огромное значение изучения детской индивидуальности, с чем мы встречаемся в большинстве современных работ по педологии. Это изучение является в высшей степени важным и при установлении самых педагогических норм и при приложении этих норм в процессе педагогического воздействия в отношении определенной индивидуальности. Вот почему центральное содержание современной научной педагогики составляет характеристика столь разнообразных методов для изучения детской индивидуальности. (Более близкое знакомство со всеми этими методами дают Известные "Лекции по экспериментальной педагогике" Меймана и книга американского педолога Уиппла "Руководство к исследованию физической и психической деятельности детей школьного возраста"). Здесь прежде всего предполагаются методы исследования физической стороны детского существа, поскольку на почве собранного таким путем материала устанавливается общий тип физического развития и дается возможность индивидуализировать полученные таким образом нормы при конкретном вмешательстве в процесс телесного развития определенных детей. Следовательно, перед нами выступает особая область педагогики, в настоящее время наиболее разработанная, именно учение о физическом воспитании. Что касается духовного воспитания, то здесь обычно разумеется воздействие на все стороны психики - на интеллект, на чувство и на волю. В отличие от интеллектуалистической педагогики Гербарта и его последователей, современная наука о воспитании особенно подчеркивает особое значение эмоций и активности в процессе формирования человеческой личности. В соответствии с доминированием волюнтаристического направления в современной научной психологии на самое видное место выступает вопрос о воспитании воли, и элементу активности отводится исключительная роль и в процессе культуры ума или,образования (трудовая школа, школа действия Кершенштейнера др.) Конечно, и в отношении духовного воспитания прежде всего выдвигается вопрос о нормах, рассчитанных на средний тип духовного роста, а затем уже ведется речь об индивидуализировании этих норм в соответствии с прирожденными особенностями. Исследование процесса интеллектуального развития и использование результатов этого исследования в целях воспитания составляет предмет особой отрасли педагогической науки - дидактики. В связи с успехами современной психологии и педологии дидактика в наши дни пытается поставить дело обучения и вообще интеллектуального развития на более прочную, истинно-научную почву, поскольку здесь решающее значение отводится эксперименту (мы разумеем новейшие экспериментальные исследования в связи с обсуждением таких дидактических проблем, как проблема обучения чтению и письму, в особенности, орфографии, рисованию, проблема наглядного обучения и т.п.). Несомненно, в связи с успехами этих исследований находятся и реформаторские попытки в других областях школьной методологии (напр., усовершенствованные методы обучения новым языкам и т.п.)Наконец, этому же педологическому движению обязаны своим происхождением попытки новой организации школьного дела в целом, в особенности поскольку здесь, в соответствии с заветами Фребеля, главное внимание уделяется самому раннему периоду детского развития, регулируемого путем своеобразного педагогического вмешательства на почве педологических исследований. Все это указывает на постепенное упрочнение научного элемента в новейшей педагогике в отличие от традиционного отношения к процессу воспитания,  когда на первый план выдвигался принцип искусства и когда здесь все объяснялось исключительной талантливостью воспитателя, опиравшегося не на ясно сознаваемые научные  представления, а на одну интуицию. Конечно и новейшая педагогика не отрицает огромного значения индивидуального творчества в процессе воспитания, поскольку здесь идет речь и о создании самих педагогических идеалов и о целесообразном применении соответствующих мер при осуществлении определённых педагогических ценностей, однако, доминирование при этом чисто научных элементов не может подлежать сомнению и благодаря этому педагогика возвышается на степень положительной науки.
  В России интерес к идеям западной педагогики наблюдался еще во второй половине ХVIII века, в связи с преобразовательными планами Екатерины II и И.И.Бецкого. Здесь мы видим попытки осуществить и у нас некоторые из педагогических взглядов Монтэня, Локка и позднее Руссо. Но все это не могло найти вполне благоприятной почвы, в связи с особенностями тогдашней русской жизни, инерцию которой трудно было повернуть одними творческими идеями эпохи Просвещения. Первая половина XIX века, характеризуется преобладанием у нас официально-националистических идеалов воспитаний и обучения в соответствии с теми профессиональными задачами, которые ставились для педагогического процесса той же государственной властью. Первый сильный протест против узко-утилитарной точки зрения в педагогике, с яркой защитой общечеловеческих идеалов воспитания мы находим у Н.И.Пирогова (1810-1881} в его знаменитой статье "Вопросы жизни" (1856). К.Д.Ушинский (1834-1870) в делом ряде статей (в особенности в статьях "О народности в общественном воспитании", "О нравственном элементе в русском воспитании"), признавая огромное значение общечеловеческого идеала воспитания, пытался в то же время наметить и основные черты русского рационального воспитания, выдвигая на первый план, исключительную роль родной речи в этом процессе воспитания в духе истинно народных начал. Но главная заслуга Ушинского лежит в создании серьезной литературы по педагогической психологии, поскольку он является автором крупного труда "Человек как предмет воспитания", бывшего в течение нескольких десятков лет основным и почти единственным источником психолого-педагогического образования для русских воспитателей и учителей. Мы не будем останавливаться на характеристике основных взглядов последующих теоретиков русской педагогики, выдвигавших какой-либо определенный элемент при формулировке своих педагогических принципов: или элемент общественности, в особенности в отношении средней школы (В.Я.Стоюнин, ум. 1888г.) или естественно-научный элемент, главным образом, в отношении начальной школы (барон. Н.А.Корф, ум. в 1883г.), или элемент религиозно-церковный в отношении той же начальной школы (С.А.Рачинский, ум. в 1902 г.) или, наконец, элемент психологического углубления, в связи с огромным значением психологии для всех отделов педагогики (П.Ф.Каптеров). Несколько изолировано развивались
  в 60-х - 70-х годах педагогические взгляды Л.Н.Толстого, в связи с его учительской деятельностью в яснополянской школе, где он пытался осуществить принципы свободного воспитания, несомненно отражая на себе влияние педагогических идей Руссо. Также самостоятельное место в этом процессе развития  педагогических идей в России занимали педагогические труды проф. Лесгафта (ум. в 1909 г.) работавшего, главным образом, над проблемами физического воспитания. Исключительный интерес к педагогическим вопросам стал обнаруживаться у нас в конце девяностых годов прошлого века и с самых первых лет текущего столетия, когда и до нас докатилась волна того педологического движения, о котором мы уже упоминали, говоря о развитии педологических идей на Западе. Центром этого движения явился педологический кружок в Петрограде, во главе с проф. А.П.Нечаевым. Энергии этих лиц обязано созвание четырех съездов по вопросам воспитания (два съезда по педагогической психологии и два по экспериментальной педагогике), учреждение общества экспериментальной педагогики, создание довольно обширной педологической литературы и т.п.

  ИДЕОЛОГИЯ

  РАЗВЕДЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

  Учение православной церкви зиждется на Священном Писании и на Священном Предании, причем в самом Писании много элементов предания, ибо слова Спасителя, богооткровенные истины апостольского учения записывались, переписывались и переводились людьми.
  Основой нашей разведческой идеологии также, по преимуществу, является предание нашей организации. Его нельзя непосредственно  сравнивать с богоданной основой церковного вероучения, но и оно  обладает своей священностью в таком смысле как мы, например, говорим о священной памяти матери. Свою священность оно приобрело устремленностью к высотам религии, жертвенным подвигом многих наших руководителей.
  Разведческое "писание" по своему объёму очень незначительно. Его можно, по существу, свести к законам, заповедям, гимну, тексту Торжественного Обещания.
  Значительно больше наше "предание", которое создавалось в течение тех почти пятидесяти лет, которые существует скаутизм со времени первого лагеря на острове Браунси. Для нас можно установить следующие этапы творчества этого предания: гениальная интуиция лорда Баден-Пауэлла, творчество нашего дореволюционного руководительского кадра, национальный ренессанс нашей организации, связанный с именами скаутмастеров Шатерника и Агапова и той плеяды руководителей, которая вышла из сараевского звена "Волк", и то углубление нашей идеологии, которое наметилось в нашей организации после второй мировой войны.
  У нас никогда не было официального разведческого мировоззрения. Оно, вероятно, и не нужно. Но был у нас наш разведческий дух, который, верим, и в дальнейшем не покинет нашу организацию. Это живой дух того, что мы понимаем под словом разведка - глубокая вера, действенная любовь, неустанные искания, чувство ответственности, свободное творчество.
  Создателем и хранителем разведческого духа является руководительское братство. Именно оно творит и воплощает наш идейный и духовный замысел в жизни и работе. При этом оно руководствуется двумя моментами - традицией и творчеством. Как разрыв традиции, так и угасание творчества грозят смертью разведческому духу.
  Наше руководительское братство по-своему больше и шире каждого из нас в отдельности, но духовная жизнь организации непосредственно зависит от жизни каждого нашего руководителя. Поэтому, насущнейшее дело наших руководителей - это строить духовное здание нашей организации, умножать ее традиции, вынашивать ее творчество.
  Журнал "ОПЫТ" должен быть одной из основных трибун, на которой выковывается идеология разведчества. Мы не можем признать правильность тех голосов, которые, говорят о том, что удел "ОПЫТА" - это чистая практика, что идеологией могут заниматься в своих "кабинетах" досужие руководители, оторвавшиеся от работы. Не можем мы, разумеется, признать и чистого теоретизирования, отхода от нашего воспитательного дела. Однако основой нашей воспитательной работы всегда останется ее идейный замысел, долженствующий жить и развиваться. Вместе с тем наша идеология - это идеология идейного действия и в этом залог того, что мы никогда не уйдем в отвлеченное и бесплодное философствование.

  Наша работа всегда знала специализацию, но руководительский идеал у нас всегда был универсалистичным. В нашей организации вполне уместны руководители, которые, делают ударение на разведческую практику или на нашу идеологию, но при этом мы всячески должны избежать гибельного разрыва между тем и другим.
Акела.


  В ПОМОЩЬ
 РУКОВОДИТЕЛЮ

  БЕСЕДА -"СВЯТОЙ МЕРКУРИЙ".

  Стоял морозный ноябрьский вечер. Приближалась ночь, и тьма все больше и больше окутывала своим таинственным покровом раскинувшийся по горам и в оврагах Смоленск.
  На улицах, за поздним часом, не было видно людей, лишь временами мелькали темные фигуры, и снова становилось пусто. Но жители Смоленска далеко неспокойно предавались отдыху после тяжелого трудового дня. Прискакавший к князю поутру гонец привез страшную весть: татары взяли Чернигов и через несколько дней их надо ждать под Смоленском.
  Шел 1237 год. По всей русской земле проносились слухи об ужасах нашествиях татар. Хорошо знали смоляне их грозную беспощадную расправу, со страхом думали они о предстоявших бедствиях.
  На городской стене стояла стража. Еще не знали точно как далеко враги, но страшная боязнь заставляла смолян на всякий случай принять надлежащие меры для охраны и защиты города. Татары могли внезапно явиться под стенами: они совершали в день громадные переходы, их выносливые степные кони не знали устали. Тихо в городе...
  Лишь изредка громко и протяжно перекликаются часовые на городских стенах. Тяжело и жутко становится на душе от их заунывного "слуша-а-а-а-ай..." Далеко, долго звучит в горах последний звук, но вот и он замер, и снова все тихо, тихо...
  Соборный сторож Михеич мерными старческими шагами обходит вокруг храма. Стар стал Михеич; бывало прежде несколько раз за ночь обойдет собор и ничего, а теперь вот едва ноги держат, болят старческие кости, тяжело старику.
  Но что это?
  Старик, вдруг остановился и стал всматриваться в высокое темное окно собора.
  Да, там свет... перед иконой Богоматери... Неужели он, Михеич, забыл загасить свечу на ночь? Неужели уж так стар стал? Однако, нет, Михеич хорошо помнит, что загасил все, уходя из храма, да к тому же, разве маленькая восковая свеча может давать столько света, что и старые слабые глаза Михеича увидали?...
  Торопливыми неровными шагами стал подыматься сторож по ступеням соборной паперти; достал ключ, висевший у него на поясе под тулупом, затеплил восковой огарок в старом деревянном фонаре и отпер дверь. В храме была таинственная тишина. Глухо отдавались шаги Михеича под сводами собора; со стен сурово смотрели на него темные лики святых , вот повернул Михеич за колону и замер. От чудотворной иконы Божьей Матери, стоявшей за правым клиросом, лился мягкий, но яркий свет...
  В умилении и трепете преклонился Михеич перед дивной иконой, старческим лбом коснулся холодного камня, и вдруг ему, точно издалека, послышался тихий голос:
  "Иди, Михеич, к рабу моему Меркурию, что живет под горой против обители моей, и скажи, что я зову его на подвиг, для которого привела его на Русь. Не стучи в ворота, он ждет тебя на дворе, подойди лишь к калитке и скажи тихо мое повеление. Спеши!.."
  Словно во сне поднялся Михеич с полу, точно юношеские силы выросли у него, и он бодрыми шагами быстро вышел из храма и стал спускаться к подножию горы, на которой стоял собор.
  Вот Михеич и внизу, вот и домик с запертыми воротами. Тихо позвал старик: "Меркурий! Владычица зовет тебя на подвиг!.."
  И в ту же минуту ворота открылись и перёд изумлённым сторожем предстал юноша в воинской одежде, с мечем в руке. Прекрасное лицо воина сияло радостью. Высокий, стройный, полный сил и мужества он, был дивно хорош. Величавая осанка и открытый взгляд глубоких ясных глаз свидетельствовали о его высоком происхождении. Римлянин родом, он исповедовал православную веру, и вот уже несколько лет, как пришёл на Русь и поступил на службу к Смоленскому князю. - Идем! - ответил юноша Михеичу и оба они стали подыматься на гору по направлению, к собору. Вот они вошли, в храм. Меркурий приклонил колена перед иконой Богоматери, и дивный голос послушался ему: - Меркурий! Посылаю тебя оградить дом мой; для этого и призвала тебя на землю русскую. Властитель ордынский хочет втайне напасть на утро на город со всей своей ратью и сильным исполином. Никто из смолян не знает, как близко враги, и ты иди, втайне, от народа, святителя и князя, на "Долгий мост". Оттуда готовится брань и там силою Христа Бога победишь исполина и рассеешь врагов... Но там, вместе с победою,   ожидает тебя венец мучения, который примешь от Христа Спасителя, ибо ты кровью засвидетельствуешь свой подвиг". В священном трепете внимал Меркурий словам Богородицы. Помолился, потом бодро встал и с радостью поспешил на подвиг, к которому звала его  Святая Дева.
  Местность "Долгий мост" находилась в четырнадцати верстах от Смоленска. Здесь расположились станом татары, ожидая рассвета, чтобы напасть  на Смоленск.
  Была глухая ночь. Костры давно погасли. Люди безмятежно спали в ожидании битвы. Спать можно было спокойно, не опасаясь нападений смолян, так как в городе и не подозревали о столь близком соседе-враге.
  Незаметно вышел Меркурий из города и направился к "Долгому мосту". Незаметно прошел он расстояние отделявшее город от татар.
  Вот показался татарский лагерь. Все спит, даже стража.
  У самой дороги, подложив под себя медвежью шкуру, спит татарский предводитель-исполин. Громадный рост и богатырское сложение выделяют его среди всех. Тихо подошёл к нему Меркурий, одним ударом отсек великану голову и начал разить татар. Лагерь проснулся. Крики ужаса и отчаяния слышались кругом. Скоро всё были на ногах. Лишенные полководца, татары в смятении не знали, что делать. Врагов не было видно, а множество убитых лежало на земле. Страх перед невидимым врагом перешел в панический ужас. - Горе нам! Горе нам! - вдруг вскричали татары, - молниеносные мужи в присутствии светлой жены поражают нас! Бегите, бегите... и все побежало.
  Меркурий преследовал врагов, но усталость начала овладевать им. С пламенной молитвой обратился он к Богородице, благодаря ее за победу, за дивную помощь, за спасение города.
  Усталость и дремота всё сильнее и сильнее одолевали Меркурия, и он тихо склонился на землю и уснул.
  Татары, наконец опомнились. Они увидели, что их никто не преследует; панический страх прошел. Немного уцелело татар, их разрозненные силы стали стекаться. В это время сын убитого великана набрел на уснувшего Меркурия и с  размаха отсек ему голову. Татары не решились идти на Смоленск и поспешно ушли из его пределов.
  Так чудным подвигом св. Меркурия город, при помощи Богоматери, был спасен от разгрома. Между тем на утро, едва отзвонили к утрене, сторож Михеич поспешил к епископу и рассказал ему о виденном и слышанном ночью в соборном храме. Святитель сообщил князю, и тот с дружиной отправился искать Меркурия или по крайней мере, его тело. Долго искала дружина тело Меркурия и, наконец, нашла его в поле, среди множества тел убитых татар.
  С великими почестями внесли смоляне тело своего избавителя в город и похоронили в соборе, за правым клиросом.
  Примечание: Настоящий рассказ - предназначенный волчатскому возрасту -можно использовать как тему для беседы, или просто прочесть его у костра или на сборе. Написан он языком простым; однако для "стильности" рассказа в нем употребляются слова и выражения, которые надо будет волчатам объяснить: тулуп, лики святых, властитель ордынский, рать, исполин брань, стан и т.д. Этот рассказ можно включить в прохождение специальности "дружинник".
  Е.

  ИГРЫ ДЛЯ РАЗВЕДЧИКОВ

  Подсечка (для звена или отряда).
  Участники игры становятся в круг, разомкнувшись вправо или влево на вытянутую руку (если играет одно звено можно разомкнуться и больше). В центр образовавшегося круга кладут небольшой резиновый мячик.
  Один из разведчиков - водящий. Он становится в середине круга, держа в руках конец бечевки длиной в 1,5 - 2 метра. К другому концу бечевки подвязан небольших размеров грузик, напр., мешочек с песком. Вращая низко над землей бечевку, оттянутую грузиком (сначала на небольшом радиусе, потом постепенно увеличивая его), водящий вынуждает играющих подпрыгивать, единственное, что им остаётся делать, чтобы не зацепиться за бечевку.
  Втянувшись в определенный ритм, не так уж трудно наловчиться во время подпрыгивать. Учитывая это, водящий намеренно меняет темп игры, то усиливая, то снижая скорость вращения бечевки. Играющим надо все время быть начеку: чуть зазевался - тут тебя и подсечет бечевка!
  Обычно недолго приходится этого ждать - кто-нибудь да оплошает и зацепился за бечевку, не успев подпрыгнуть. Тотчас же все остальные (в том числе и водящий) разбегаются в разные стороны, а тот, кто не уберегся от подсечки, стремится как можно скорее схватить мяч и кого-нибудь осалить им.
  Осаленный мячом идет водить, и игра продолжается. Если же бросивший мяч не попадет ни в кого из играющих, ему придется водить самому.
  Парные салки с мячом (минимум 2 звена).
  Перед началом игры определить границы площадки, за пределы которой не разрешается выбегать.
  Из числа играющих выбирают двух водящих. Они становятся на лицевой или на боковой стороне площадки. Остальные располагаются в центре у одного
  из них в руках волейбольный мяч.
  По сигналу судьи, играющие, разбегаясь по площадке, начинают перекидывать, мяч друг другу. Одновременно включаются в игру и водящие. Бегая парой, они стремятся захватить в кольцо сомкнутых рук играющего, который в данный момент ловит мяч.
  В ходе игры могут возникнуть следующие положения:
  1. Играющий поймал мяч, и водящие замкнули его в кольцо раньше, чем он успел перебросить мяч кому-либо другому. В этом случае судья дает сигнал свистком, и все останавливаются на месте. Один из водящих бросает мяч в любого из играющих. Если он попал в него, то и пойманный в кольцо и осаленный мячом составляют вторую пару водящих. Если промахнулся, то играющий, замкнутый в кольцо, не считается пойманным и мяч без сигнала судьи снова входит в игру.
  2. Играющий, раньше чем водящие замкнули его в круг, успел перебросить мяч кому-нибудь другому. В этом случае он тоже не считается пойманным, судья не дает свистка, и игра не прерывается.
  3. Играющий, опасаясь быть пойманным, не стал ловить брошенный ему мяч. В этом случае мяч может подхватить кто-нибудь из играющих, и тогда игра продолжается без перерыва. Но мяч может подхватить один из водящих.
  Тогда судья подает сигнал, и все останавливаются на месте. Водящим разрешается сделать два броска мячом, чтобы осалить двоих с того места, где мяч подхвачен. Если броски сделаны удачно, то в игру входит новая
  пара водящих. Если в результате двух бросков осален только один играющий, то попадание в него не засчитывается, и игра продолжается без сигнала судьи.
  Как только составится вторая пара водящих, судья, подбрасывая мяч, снова вводит его в игру. Теперь уже четверо водящих (каждая пара самостоятельно, в разных концах площадки) ловят играющих. Снова кто-то пойман, появляется третья пара водящих и так далее, пока из числа играющих не останется всего двое, еще не пойманных. Они и будут победителями в игре.
  Дотянись до городка (для звена).
  Разделить звено на две разные команды и поставить разведчиков шеренгами лицом друг ко другу. Расстояние между шеренгами - пять-шесть шагов. Стоящие в шеренге один против другого представляют собою соревнующуюся
  пару. По количеству соревнующихся пар должно быть заготовлено соответствующее количество толстых веревок длиной в 5-6 метров, концы которых вручаются играющим. Позади каждого участника игры, в двух шагах от него,
  ставится городок. Намотав конец веревки на правую руку, каждый играющий по сигналу судьи старается перетянуть своего противника и схватить другой рукой поставленный против него городок. Веревку разрешается только тянуть, но
  не дергать. Нарушивший это правило считается проигравшим состязание в своей паре. Победа присуждается команде, игроки которой снимут большее количество своих городков.
  В эту игру можно играть и двум звеньям. В этом случае каждое звено будет равняться одной команде. Но, при участии двух звеньев или больше, возможен интересный вариант:
  Лебедь, рак и щука (играет 3 звена).
  Для игры понадобятся толстые, довольно короткие веревки, концы которых связываются. Внутрь образовавшегося веревочного кольца, держа его в руках становятся трое противников - по одному из каждого звена. Сколько соревнующихся троек, столько должно быть и связанных в кольца веревок. Противники стоят лицом друг к другу. Натянув веревочное кольцо, играющие в каждой тройке располагается по кругу, который руководитель (судья) прочерчивает на земле. В двух шагах от каждого участника игры (точнее - от прочерченного на земле
  ... за спиной играющего) ставится городок. По первому сигналу судьи, играющие поворачиваются - каждый лицом к своему городку, не выходя при этом за пределы круга. По второму сигналу, перекинув веревку через голову за спину, играющие берутся за веревку только одной рукой. По третьему сигналу каждый начинает тянуться к своему городку, пытаясь схватить его свободной рукой. При более или менее равных силах противников попытки эти долгое время будут оставаться безрезультатными...
  Победа присуждается звену, разведчики которого сумеют поднять с земли большее количество своих городков.
  В эту игру можно играть и не по звеньям, составив просто три равные
  по количеству разведчиков команды.

  ИГРЫ ДЛЯ ВОЛЧАТ

  - Бег на газетах.
  Количество игроков - 2 и больше. Игроки стоят у одной стены большой комнаты. У каждого в руке газетный лист. На другом газетном листе игрок стоит. По данному сигналу игрок кладет лист из руки на пол и становится на него. Затем, не сходя с листа, он берет другой лист, на котором стоял прежде и кладет его перед собой, а затем и становится на него. Таким образом, переходя с листа на лист и передвигая свободные листы вперед, игрок движется к противной стене. Кто первый без ошибок достигнет ее, тот победил.
  - Ловкие прачки.
  Количество игроков - 8 и больше. Волчата поделены на две одинаковые группы (на две шестерки, на две группы из двух шестерок каждая...) У каждой группы имеется - веревка, два палатка и четыре бельевых зажима. Группы становятся в затылок. Перед ними, примерно на расстоянии 50 метров натянуты веревки на высоте волчатского роста. Под каждой веревкой лежат сложенные вчетверо платки. Между каждой группой и веревкой на середине пути лежит шапка и в ней четыре зажима. По данному сигналу, первый волчонок в каждой группе бежит к веревке, по дороге поднимает зажимы и ими прикрепляет к веревке платки. Когда он возвращается на свое место, выбегает второй, который должен снять платки, сложить и положить под веревкой, затем положить зажимы в шапку и вернуться на свое место. Третий делает как первый, четвертый - как второй. Побеждает та группа, в которой все участники исполнят первыми свое задание.
  - Чудо равновесия.
  Количество участников - любое. Материал - книга в твердом переплете, карандаш. Перед игроком на полу стоит раскрытая книга, В корешке вставлен карандаш.
  Задача - встать на правую ногу, правой рукой взять левую ногу за щиколотку, левой рукой взяться за правое ухо. Из этой позиции нагнуться и не меняя ничего в своем положении губами вытащить карандаш из книги. Получается интересное и полезное упражнение (не только для волчат!). Сперва не выходит, а потом ребята так навостряются, что приходится уже брать книги поменьше и карандаши покороче.

  ПАМЯТНЫЕ ДНИ
(октябрь - ноябрь)

6 - X - 1812 г . умер от ран генерал князь Багратион, герой Отечественной войны.
7 1801 г. запрещение пытки в России.
8 1760 г. русские войска занимают Берлин.
  1918 г. смерть генерала Алексеева, основателя Белой армии.
11 1552 г. взятие Казани Иоанном IV
  1922 г. начало 5-го Съезда Комсомола - запрещение скаутов в России.
15 1814 г. родился М.Ю. Лермонтов.
20 1827 г. Наваринский бой.
24 1918 г. основание Комсомола на 1-ом Съезде в Москве.
25 1922 г. оставление Белыми Владивостока. Конец гражданской войны.
26 1898 г. основание Московского Художественного Театра.
1 -XI- 1580 г. победа Ермака над Кучумом под Чувашской горой.
  1894 г. умер император Александр III
2 1721 г. Сенат преподносит Петру 1 титул Императора.
5 1612 г. освобождение Москвы от поляков ополчением Минина и Пожарского.
6 1893 г. умер П. И. Чайковский.
7 1917 г. большевистский переворот в Петрограде.
13 1872 г. открытие высших женских курсов в России.
16 1920 г. Русская армия эвакуирует Крым.
18 1877 г. взятие Карса.
19 1711 г. родился М.В. Ломоносов.
20 1472 г. Иоанн 111 женился на Софии Палеолог.
27 1700 г. поражение русских войск под Нарвой.
30 1853 г. Синопский бой. (сост. ЕПП)

СКАУТСКИЕ ГОДОВЩИНЫ

  (1956 г.)
  10 лет тому назад, в 1946 году, умер Ст.Скм. Святослав ПЕЛИПЕЦ ("Старый Бук") -- Организована Главная Квартира ОРЮР -- Проведен 1 КНО - Начал выходить журнал "ОПЫТ".
  15 лет тому назад, в 1941 году, организация перешла на подпольное положение. Скм. Мартино принял руководство Инструкторской Частью  НОРСР -- В Сербии проведен подпольно IV КДР. Все четыре его курсанта до сегодняшнего дня активно работают в организации. Начальник курса - в советском концлагере.
  30 лет тому назад, в 1926 году в Югославском отделе НОРС основан знак отличия "Пальмовая Ветвь".
  40 лет тому назад, в 1916 году, основаны первые волчата в Англии.
  - В Петрограде собрался, 28 декабря, второй съезд деятелей по скаутизму. (Съезд окончился 3 января 1917 г.)

  МОЛОДЕЖЬ
 НА РОДИНЕ

  КНИГА ВОЖАТОГО

  У нас теперь есть возможность через склад Главной Квартиры выписывать "Книгу вожатого" - настольную книгу пионерских руководителей. Книгу эту можно порекомендовать всем нашим руководителям, с одной стороны как источник ознакомления с работой пионерской организации, а с другой - как интересный справочник, который во многом можно использовать и в нашей работе. В книге 542 страницы, много иллюстраций, несколько цветных таблиц, твердый переплет. Книга издана в 40000 экземпляров (у нас в руках 5-е издание) и стоит в СССР 21 рубль 40 копеек. Заголовки глав показывают богатое содержание книги: 1-Юные пионеры, 2-Руководитель, 3-Учиться упорно, терпеливо, 4-Книга - друг пионера, 5-Пионерский сбор, 6-Растить верных сынов советской родины, 7-Воспитание в труде, 8-Сильные, ловкие, смелые, 9-По родному краю, 10-Юные натуралисты, 11-Умелые руки, 12-Художественное воспитание пионеров, 13-Пионерское лето, 14-Игры.
  Примерно страниц сто наполнено текстом восхваляющим компартию и комсомол, говорящим про пионеров, про советский патриотизм и т.д. Остальные части книги дают огромный материал для практических занятий с ребятами. Тут для нас, в работе со скаутами, очень может пригодиться: описание многих игр, комнатных, полевых, гимнастических; идеи для занятий гимнастикой и легкой атлетикой (чего у нас совершенно нет!); описание подготовки к походам, таблицы Морзе и семафора, совершенно достаточный для программ наших разрядов материал по ориентации и топографии; советы устройства на привале, в частности, разведения костров. Очень много места уделено изучению природы - растениям, насекомым, следопытству... Еще больше дано из области ручного труда - идеи и рисунки - вплоть до делания радиоприемников и авиамоделей. Про фотографию дано достаточно для прохождения специальности "фотограф". В главе о художественном воспитаний пионеров даются интересные советы по работе литературных и драматических кружков, идеи для пантомим, шарад, постановок маленьких пьес. Имеются тут и образчики костюмов и декораций, рассказ как устроить театр теней и кукольный театр. По шесть страниц посвящено занятиям песнями и танцами. Глава "Пионерское лето" очень интересна как описание устройства пионерских лагерей, но они настолько различаются от скаутских, что тут мы можем заимствовать немного. Однако, таблица всех сигналов горном с нотами может нам быть полезна. В общем, можно сказать, что не менее трех четвертей содержания "Книги вожатого" наш рук сможет использовать дли практической работы со своим отрядом, а частично и стаей (пионерский возраст - от 9 до 14 лет). Внимательное изучение "Книги вожатого" помогает нам понять между прочим и те психологические сдвиги; которые происходят на родине сейчас. У нас в руках были этим летом три экземпляра "Книги вожатого". На первый взгляд они одинаковы. Однако, нет: в одной из них несколько цветных таблиц, которых нет в других двух - флаги "союзных республик", национальные костюмы народов СССР, изображение пионерской комнаты в школе. Зато нет таблицы с бесцветными изображениями птиц. Смотрим на издательскую пометку в
  конце книги. Что за номер? Во всех трех книгах помечено "издание 5-е, переработанное и дополненное". Ищем дату издания - у двух февраль 1954,1 у третьей, той самой с новыми таблицами - ноябрь 1954 года. В чем тут дело? Наконец, находим в чем "соль". Существенная   перемена произведена в начале книги, в главе о пионерах. В описании пионерской символики и церемоний, в февральском издании неоднократно упоминается "призыв пионера".
  Дано и определение - "Призыв пионера провозглашается на пионерских сборах, парадах, слетах и в речах, обращенных к пионерам..."
  Но как же гласит это призыв (мы бы сказали девиз)? Этого не дано. Изображения пионерских знамен (дружины и районной организации) показаны только с одной стороны -  с названием соединения. Другая сторона, где должен был бы быть призыв -  не дана. Любопытно, не правда ли? Представим себе книгу для скаутского руководителя, где на полтысячи страниц не будет ни разу упомянуто -  "Будь готов! За Россию!"
  Однако издание "Книги"вожатого" от ноября 1954 г. объясняет эту  странную пустоту. Там уже призыв пионеров назван своими словами и изображен на знамени - "За дело коммунистической партии - будь готов!" Что  же произошло? Произошла очередная перемена, очередная "вариация в сторону" большевистской генеральной линии. Лет тридцать тому назад девизом пионеров было "За дело рабочего класса будь готов!"; с укреплением Сталинской диктатуры этот девиз был заменен другим - "За дело Ленина и Сталина будь готов!". А теперь, в порядке развенчания,  недавнего кумира, девиз изменили ещё раз. Портрет Сталина еще имеется в "Книге Вожатого"  (после портрета Ленина), но о его "деле" уже не говорится. А для того
  чтобы пионервожатые постепенно привыкли к перемене, в февральском издании их книги вообще не был дан текст девиза и вместо него было описательно сказано, что "пионерский призыв - это краткое обращение, раскрывающее основную задачу пионерской организации - воспитывать подрастающее  поколение в духе готовности бороться за дело нашей Коммунистической  партии, за дело коммунизма".

  ИНОСТРАННЫЕ СКАУТЫ

  ПЕРЕМЕНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ И РАБОТА
 АНГЛИЙСКИX РОВЕРОВ

  В этом году, у английских скаутов введены значительные перемениы в области организации и работы роверской ветви. Нашим рукам будет интересно узнать про них, тем более, что работа взрослой ветви во всех скаутских, организациях до сегодняшнего дня остается наиболее экспериментальной. Как говорит в предисловии к брошюре "Организация и воспитание роверскаутов", британский чиф-скаут лорд Роуаллан, "роверская ветвь дружины! всегда имела бурную карьеру. Планов роверской работы было сделано бесконечно много, некоторые были испробованы и не удались, другие вообще не были как следует испробованы..."
  Новое положение о роверах вводит впервые верхнюю границу возраста. Отныне ровёра перестают быть роверами, когда им исполняется 24 года. Им предлагается стать руководителями или "деятелями" организации (примерно соответственно нашим штаб-инструкторам). Если ровера старше 24-х лет не служат организации как руки или вспомогательные деятели, они не могут быть ее членами. Им остается поступить в гильдию"ольдскаутов, которая представляет особую организацию. В области организации кругов постановлено, что круг не должен иметь меньше восьми, и, больше тридцати членов. Разрешается основывать круги не только в дружинах, но и при районах, (дистриктах). Рёкомендутся круги делить на звенья. От 4 - до 6 человек, во главе с вожаками, у которых  особое название - "ровер-мейт". Для роверских вожаков планируются особые курсы.
  По старому положению роверская ветвь разделялась на кандидатов ("ровер-сквайр"), роверов проходящих роверский "тренинг" и роверов "служебного стажа" (старших). Последние теперь больше не существуют.
  Для того чтобы стать ровером, кандидат должен пройти некоторую подготовку. Она не должна продолжаться больше 6 месяцев, а у старых разведчиков должна быть как можно короче. До ТО роверов кандидат носит форму старших разведчиков, если был таковым или не носит формы вообще. Кандидат должен иметь первый разряд или, если у него его нет, он должен показать достаточные знания, чтобы подготовить мальчика ко второму разряду, а также по саперному делу и разведке в рамках первого разряда. Кроме того, кандидат должен изучить основные книги Би-Пи и уметь успешно принимать участие в дискуссии на скаутские - общие и местные - темы. Дав ТО роверов, ровер приступает к своему "тренингу", который и распределяется на все 4 - 5 лет его пребывания в роверах. "Тренинг" происходит по трем направлениям - жизнь согласно законам и ТО (в частности,  активная религиозная жизнь, в зависимости от церкви, к которой принадлежит ровер), практика и коллективная жизнь круга.
  Раньше у роверов имелись два испытания, с соответствующими значками (на левом и правом погонах) - "скиталец", за большую туристическую разведку, и "знак прогресса", за проведение в течение шести месяцев какой-нибудь акции, требующей изучения, вопроса, записей, моделирования, доклада на тему и т.д. Теперь в практическом "тренинге" роверов четыре испытания. Это - "скаут-крафт", лагерное дело и практические знания по некоторым старшим специальностям; "экспедиции", скаутские большие походы и поездки (в частности, за границу) проводимые маленькими группами; "проект", исполнение какого-нибудь задания, по собственному выбору, продолжающегося не менее шести месяцев, и "служение", шестимесячный стаж работы в стае или отряде с младшими ребятами. Все эти занятия ровер, в принципе, проходит один. Жизнь круга состоит из собраний посвященных изучению разных тем из областей "Мировые дела" (транспорт, экономическая и политическая география, международные договоры и т.д.), "Национальные дела" (вся жизнь Великобритании как нации и государства) и "Культурные темы" (искусство, наука, литература, религия и т.п.) Кроме того, круг проводит коллективную помощь ближним.
  Новый план для роверов составлен осторожным стилем, выражен больше в предложениях и советах чем в определенных указаниях и требованиях.
  В заключение скажем, что как ни странно, английские ровера, в противовес роверам других организаций очевидно не ощущают потребности отказаться от украшения формы разными значками и этим демонстрировать "взрослый" подход к скаутской работе (содержание, а не форма!}. Сейчас у англичан введено еще больше скаутских значков для роверов, чем было раньше. Тут и звеновые ленточки, и звездочки, и четыре разных значка для ношения на погонах... Последнее, что придумали, самый высокий знак для ровера -инициалы Би-Пи с баронской короной над ними.
  Обозреватель.

  ДЕЛИМСЯ СВОИМ ОПЫТОМ 
ГЕРМАНСКИЕ ЛАГЕРЯ 1956 г.

  Пять недель лагеря, 90 участников... Это дало столько впечатлений и опыта, что коротко и не расскажешь. Попробуем, однако, вспомнить и отметить хотя бы самое интересное.
  ... разведчиц был вполне самостоятелен - с собственной кухней и мачтой. В первые дни лагеря это встретило сопротивление девочек (как же мы будем сами?) и некоторых руков (общий подъем флага эффектнее!). Однако довольно скоро девочки привыкли и остались довольны своей независимостью. Отдельная кухня себя вполне оправдала. Девочки ели иначе чем мальчики -меньше и в другом стиле. Пример - кофе и чай у девочек подавались не сахаренными и только некоторые из них в одиночном порядке клали себе сахар. Любопытно отметить, что когда в обоих лагерях одновременно была проведена общая варка обеда по звеньям, первое место заняли мальчики - у них было больше идей, больше разнообразия, больше украшения столов и сервировки.
  В этом году в германских лагерях было 16 человек из Франции. Все увеличивающееся сближение двух отделов за последние годы дало много взаимной пользы. "Французы" наслаждались настоящей жизнью в лесу - рубкой деревьев, ежедневными (часто несколькими) кострами... Все это во Франции недостижимо. Немало и интересных песен и традиций перешло от "немцев" к "французам". Зато Германский отдел теперь решил принять "французские" слова вечерней зари:
  Кончен день, пала тень
  На полях, на горах, в небесах.
  Ночь придет, все уснет
  В лагерях.
  От забот отдохни,
  Новых сил наберись в тихом сне,
  Помолись и усни
  В тишине... в тишине.
  Из Франции привезено много скаутских песен - местных: "Лучше скаутской песни мы не знаем ничего...", песня 1-го Парижского отряда, песня довоенных южных лагерей ("На радость, не на горе, на Средиземно море поехала дружина как-то раз...") и другие. Ставшая лагерной песней мужского лагеря "Суворов", песня 81-го пехотного Апшеронского полка ("Друзья апшеронцы лихие...") - тоже из Франции.
  Еще одно нововведение в лагерях этого года по предложению парижан -дневные совещания начальника лагеря с вожаками. Вещь в общем известная и бывшая ранее в некоторые лагерях. Однако в этом году она была особенно интересна тем, что оценка по состязанию звеньев производилась начальником лагеря при вожаках - последние имели полную возможность наблюдать, почему ставится то или иное количество пунктов и защищать свои интересы.

  Из четырех воскресений лагеря, в первое не было еще в лагере священника и поэтому были проведены религиозные сборы - два православных, для старших и младших (волчата и белочки), и один буддийский - для калмыков. Сборы прошли с большим успехом. Старший сбор состоял из молитв, Символа Веры, чтения Евангелия, беседы. Продолжался он несколько больше получаса. Младший, с волчатами, принял особые формы - именно сбора. В тот день евангельское чтение было о бесах, вошедших в стадо свиней. С волчатами и белочками тема бесов превратилась, по их собственной инициативе, в оживительную дискуссию. Руководительница проводившая сбор не читала евангельского текста, а прочла тот же эпизод по "Закону Божию", затем пояснила своими словами. Малыши слушали сидя. Затем начались высказывания, частично из собственного опыта. Большой интерес вызвало замечание одного волчонка, что если сидя болтать ногой, то на нее сядет бес. Дискуссия прошла оживленно и показала большой интерес к проблеме. Никаких сомнений в существовании бесов и в необходимости защищаться от них у стаи не было. Интересно отметить, что на своем религиозном сборе волчата белочки дружно и громко пели молитвы, чего не бывает, когда они  и присутствии старших.
  Что же касается церковных, то особое внимание было обращено на  их "стильность". Вечерня служилась вечером, а утреня утром - чего редко можно добиться в приходских церквах. Службы отправлялись по Минее; старались не сокращать стихиры. Одна вечерня была даже с канонархом - приехавшим из Сан-Франциско руководителем! Надо сказать, что в гласах иногда сбивались (пели же фактически без регента!), но было приложено много стараний. Жалко что из-за дождей и недостатка времени не было проведено подготовки к общему пению ребятами некоторых частей службы. Это бы увеличило их "участие". Зато, было обращено особое внимание на волчат: ектении пелись медленнее, и их пели младшие.
  В лагерях было много походов по звеньям. Как на зло во время этих походов обыкновенно лил дождь. Тем не менее они проходили успешно и бодро. Вечером, после возвращения звеньев из походов, у костров (по лагерям) вожаки рассказывали, как прошел поход. Самое ценное, что можно отметить -удивительно хорошее, сердечное отношение местного населения к нашим скаутам, именно как к русским. Наши звенья на дорогах и в полях Баварии сделали свой маленький вклад в дело понимания русского вопроса иностранцами. Еще одно замечание к походам - необходимо требовать от звеньев, чтобы они обязательно варили пищу в походе (некоторые ленятся) и подчеркивать, что только поход с горячей пищей - настоящий разведческий поход.
  (Продолжение в следующем №)
  ББМ и ИАЧ.


Б К С

КУРСЫ В ЛАГЕРЯХ ГЕРМАНСКОГО ОТДЕЛА 1956 г.

  В летних лагерях ГО в этом году были проведены занятия по всем трем степеням курсов.
  На КДВ было семь слушателей. Средний возраст - 16 лет. Из семи, шесть с опытом вожаческой работы. Одна участница должна была уехать раньше из-за болезни. Шесть прослушали курс до конца. Программа курса выглядела так 1. Скаутизм-разведчество - 4 лекции. Ски. В.Тихоницкий (он же начальник Курса). 2. Звеновая система - 4 лекции. Ски. А.Поремский. 3. Методика занятий - 3 лекции. Ски. В.Кеппен. 4. Символика - 2 лекции. Старый Волк. 5. Игры - 3 Лекции. Ски. В.Тихоницкий. 6. Молодежь в СССР - 1 лекция. Старый Волк. Итого было прочитано 16 лекций. Кроме того, было проведено три особых костра КДВ (курс был начат костром) и один костер общий с КНО. Из лекций, "Игры" и "Символика" были проведены главным образом о работе разных звеньев - из личного опыта руков.
  Участие в курсе было затруднено курсантам тем, что пять из них в лагере несли обязанности вожаков. Интерес к курсу и внимание на лекциях были хороши, но записки велись плохо и за курсом вообще курсантам трудно было следить - недостаточное владение русской грамотой и у некоторых вообще
  низкий интеллектуальный уровень. В результате, испытания почти не сдавались: оробевшие курсанты отложили их на неопределенное будущее. Вывод - теоретическую программу не следует ни в коем случае делать больше,  чем на была в этот раз. Давать максимум практики по разрядам и идеи  для работы со звеном и, конечно, стремиться провести курс в отдельном, хотя бы и коротком лагёрьке.
  На ХVI КНО было 9 курсантов - 5 разведчиц и 4 разведчика. Средний  возраст - 20 1/2 лет. 5 курсантов имели в прошлом уже некоторый руководительский опыт, 4 - опыт работы со звеном.
  Программа курса выглядела таким образом (в исполнении):
 
1. Религиозное воспитание - 2 лекции. Епископ Нафанаил.
2. Скаутизм-разведчество: - история - 6 лекций. Старый Волк. - идеологические основы - 2 лекции. Ски. А.Поремский.
3. Звеновая система - 4 лекции. Старый Волк.
4. Работа с отрядом - 5 лекций. Скм. Е.Поздеев.
5. Методика занятий - 1 лекция. Старый Волк.
6. Методика национального воспитания - 7 лекций. Е.П.Поздеева.
7. Символика - 3 лекций. Старый Волк.
8. Одиночки - 3 лекции. Ски. В.Тихоницкий.
9. Костры - 2- лекции. Старый Волк.
10. Игры - 5 лекций. Ски. В.Тихоницкий.
11. Лагерное дело - 4 лекции. Старый Волк.
12. Администрация - 2 лекции. Ски. И.Чекан.
13. Волчата - 4 лекции. Старый Волк.
14. Молодежь в СССР - 5 лекций. Старый Волк.

Итого было прочитано 55 лекций.
  Помимо лекций было проведено 7 костров КНО (курс начался костром) и один костер совместно с КДВ (в "День поминовения верных"). После разъезда из лагерей младших было проведено еще три старших костра, на которых участвовали курсанты КНО кроме двух уехавших. ТО витязей не удалось провести из-за ежедневных дождей в конце лагеря. Темы костров были - о курсе, воспоминания ски. В.Кеппена о России, воспоминания о 1945 годе, дискуссия о педагогических проблемах лагерей, в которых протекал курс, воспоминания о наших верных, беседа о природе (накануне "натурпохода"), беседа ски. П.Уртьева об Америке, наша работа во время прошлой войны, будущее разведчества в России, град Китеж.
  Был проведен общекурсовой поход на 24 часа и поход по парам на 24 часа. Курсанты несли обязанности дежурных по лагерям, говорили беседы на звеновых кострах, проводили разведческие беги на испытания.
  Оценка курсантов проводилась по системе БКС и по следующим пунктам -
  внешний вид, палатка, точность, занятия, исполнительность, поведение у
  костра, отношение друг к другу, настроение, общее поведение и инициатива. Кривая оценки крутила во все стороны, как в какой день. Из 90 возможных, средняя оценка в день была - 63.
  Лучшие графы - занятия, настроение, отношение друг к другу, внешний вид, общее поведение. Хромали  точность и исполнительность, и редкостью была инициатива.
  Курс имел свой трудности и особые проблемы, которым когда-нибудь надо будет посвятить особую статью. Вкратце можно сказать, что при всей  "взрослости" и ровном поведении. Курсу недоставало традиционно-курсантской динамики, горения.
  И тут курсантам было трудно записывать лекции  по-русски; некоторые записывали частично по-немецки и по-французски.
  После разъезда младших лагерников, Старый Волк прочитал для пяти старших курсантов КНО и одного витязя кончившего XIV КНО в прошлом году следующие лекции по КДР:
  - Обзор истории педагогики - 4 лекции.
  - Идеология - 4 лекции.
  - Руководитель - 2 лекции.


МЕЖДУ НАМИ

  - Ох, часты у нас отступления от "Положения о строе" и церемониях!
  Однако в этом году в некотором лагере кажется был поставлен рекорд. Дежурный по лагерю: "Лагерь, будь готов!"
  Лагерники, дружным хором: "Всегда готовы за Россию!" Дежурный по лагерю, во всю нелегкую: "Ура-а-а-а!" Лагерники - ??? (не догадались ответить хором - "разойтись!")
  - Прилетел в Германию один бывший нью-йоркский рук и говорит: "Вы знаете печальную весть? Одинокий Волк умер! Мы в лагере по нем панихиду служили..." Приелось извлекать последнее (и в виде исключения "неругательное") письмо Одинокого Волка, написанное уже после панихиды, чтобы убедить неутешного брата, что Викторович еще очень жив и проводит  лагерь в Калифорнии. Дай Бог ему здоровья! Теперь после панихиды, живи спокойно.
  - Смех сквозь слезы... Вот некоторые перлы собранные при сдавании теоретических испытаний на разряды.
  (Растерянные руководители задают нервно вопросы, а ребята лупят бодрые ответы:)
  - Кто был первый русский царь?
  - Суворов! - Кто основал разведчиков?
  - Святой Георгий! - Кто основал Петербург?
  - Александр Невский! - Почему он назван Невским?
  - Потому что на Неве побил татар! - Как погиб Александр II?
  - Его кажись жинка убила! - Что было решено на первом джембори?
  - Что все скауты мира будут собирать деньги, чтобы купить Баден-Пауэллу титул лорда! - Как называется первая часть литургии?
  - Пресс-комедия!
  - Разговор гостей в лагере между собой. "Я и не подозревал, что у нас есть еще так много хорошей молодежи!" - "Да, и заметьте какая молодежь - какие они порядочные, какие ч-и-истые..." (это с дрожиментом в голосе). Мрачные размышления старшего рука: "М-да, не спорю, хорошие, и порядочные, и чистые (всерьез, без дрожимента)... Но вон дурень - витязь, в будущем рук, а вместо того, чтобы отдыхать ночью, встает во время ночной смены, когда в соседнем лагере его предмет воздыханий несет дежурство... Другой этаким песиком но сводит глаз с другого объекта в течение всего расписания дня, а вон арапы, даже поход на первый разряд по парам использовали, чтобы две пары по дороге случайно встретились (подали рапорта как ни в чем не бывало, да старые руководители вмиг выяснили всю тактику со стратегией)... Хорошие у нас ребята, чистые, но право же надо сократиться с флиртом - у витязей, молодых и будущих руков должно хватить силы воли, чтобы на первое место в лагере поставить безупречное исполнение своего долга согласно лагерной программе и расписанию дня. Вне дежурства, лекции, костра - в свободное время, щебечи сколько хочешь... "
  Хромой Комар.