Журнал скаутских руководителей "Опыт" №23

pp023.htm Журнал "ОПЫТ" № 23 (1956г.)

Дорогие сестры и братья!

  В последнее время мы все были заняты и потрясены значительными и трагическими событиями в Венгрии. Между прочим, еще до них один из руководителей в США выражал в письме мне сомнение - а что если молодые руки и кандидаты в руки вдруг в своей работе будут охвачены сомнением - а не напрасно ли все то, что мы делаем? Стоит ли на это тратить силы и время?.. И вот - Венгрия. Да австрийской границе среди беженцев - ребенок. У него на шее плакатик  - "Да хранит Тебя Пресвятая догородица и святой Стефан. Мы остаемся, чтобы бороться до конца." Родители разлучаются с детьми, чтобы бороться за родину.
  Венгерские события показали еще раз всему Миру, что сейчас существует один существенный вопрос, - "русский вопрос". Уничтожение коммунизма и  возрождение свободной России освободит весь мир от смертельного страха и начнет новый период истории. Человечество должно понять, что все люди должны приложить все свои силы для разрешения "русского вопроса". Но кому же не болеть за судьбу России в первую очередь, как русским людям за рубежом? Именно будучи и оставаясь русским можно сделать больше для России, чем превращаясь в американца или француза. Особенно же много можно сделать для России, посвятив себя воспитанию российского юношества - свободного, честного, действенного,- которое в свое время понадобится России больше чем что либо иное.


Исполнилось десять лет с основания скм. Тарасовым, "Ежом" - "ОПЫТА".
Естественно хочется оглянуться на пройденный путь. За 10 лет, 23 номера - очень немного. В количественном отношений мы похвастаться не можем. Однако,"ОПЫТ"- стал неотъемлемой частью нашего современного разведчества; без "ОПЫТА" мы и его себе представить не можем. При всей нерегулярности и бедности, при всех недостатках "ОПЫТА" мы можем отметить его достижения. "ОПЫТ" был первым руководительским журналом в нашем разведчестве, он за 10, лет сумел не только дать нашим рукам какое то количество полезных материалов, не только предоставил свои страницы авторам, которые думали на темы воспитательной, руководительской работы, но главное создал особый стиль, ставший частью нашего руководительского духа. - Это стиль - свободного высказывания, свободных поисков новых путей работы и Свободной критики.  Когда в журнал поступала возмущенная статья, называвшая Главную Квартиру "дыркой от бублика",  редакция ее поместила целиком. С критикой Старшего Скаута в историческом  аспекте как и с ответом на эту критику было поступлено также. В нашем молодом руководительском составе воспитывается вера в то, что правды бояться не следует, а главное в жизни - не внешняя оболочка, а внутреннее содержание. Трудности издавания журнала заставляли нас выпускать "ОПЫТ" в самых  различных местах рассеяния - это в частности, окончательно способствовало  тому, что вся наша руководительская семья ощущает "ОПЫТ" как нечто истинно свое, близкое и дорогое. 

  В этом году исполнилось 10 лет со смерти Ст. скм. Славы Пелипца. Настоящий номер "ОПЫТА" предлагает читателю его статью, которая когда-то была напечатана в "Зарубежном учителе". Мне, бывшему другом Славы Пелипца с детства, более чем кому-либо следует вспомнить о нашем ушедшем, но незабываемом брате руководителе. Вспомню одно. Незадолго до смерти ( а умер он через месяц после того, как ему исполнилось 30 лет, в нищем, грязном "ди-пи" лагере Менхегоф), Слава, помнится, протестовал против того, чтоб его называли "Святослав Владимирович". Он говорил: "Я горжусь тем, что пацан, сидящий  на мостках лагеря, когда я прохожу кричит мне: "Здорово, Слава!" По крайней мере я знаю, что я еще молод и ребята меня еще считают своим..." Что сказать о Славе Пелипце? Много на этом месте не сможешь. В нескольких словах - Слава Пелипец с детства и всю жизнь жил для России. Одиночное разведчество, руководительская работа, участие в основании русского БКС, война, Россия, подпольная работа, работа после войны... Вот вехи его жизни. Он жил разведчестном и Россией. Он не только "исполнял свой долг" перед ними. Вся его личная жизнь была очень русской и очень скаутской. Конечно, и у него были слабости и недостатки, как и у всех нас. Но у него было ценнейшее достоинство - любящее сердце для всех людей и абсолютно честное отношение к самому себе и к своему делу. Разведческая единица, которая назовет себя его именем не найдет лучше девиза, чем "Не слыть, а быть". В этом выражена вся душа Славы
  - "Старого Бука".
  Желаю вам всем счастливой разведки!
pp023-1.jpg


Редакция "ОПЫТА" приветствует всех руководительниц и руководителей и шлет им наилучшие пожелания к Новому году и празднику Рождества Христова.

  Ст. скм. Святослав ПЕЛИПЕЦ 
(умер 14.9.1946)

  Несколько слов о СКАУТИЗМЕ,

  КАК О МЕТОДЕ внешкольного воспитания

  Когда спросили однажды основателя скаутизма Баден-Пауэлла, что такое скаутизм, он ответил: "Скаутизм - это игра, в которой взрослые становятся детьми, а дети взрослыми".
  Эти слова прекрасно выражают самую суть скаутизма.
  Это была, несомненно, замечательная идея - призвать педагогов всего мира к использованию тончайших инстинктов мальчика для его воспитания.
  Самое существенное - это использование детей для воспитания детей же. Это так называемая "звеновая система". Мальчик 14-15 лет собирает несколько младших на полгода, 1-2 года, детей и проводит с ними время на сборах, походах, прогулках.
  Во время этих оборов мальчик-вожак, в виде игр, рассказов, правил преподносит своему звену те заветы и идеалы, которые внушают ему старшие руководители.
  Вот, в сущности, что такое скаутизм. И эта, с виду простая система, является непревзойденной до сих пор педагогической системой.
  Может быть это неясно для того, кому недостаточно близка детская психология, но, вдумавшись хорошо в этот вопрос, нельзя не согласиться, что ребенок способен воспринять моральные советы и правила только от того, кто завоевал его уважение и восхищение, перед кем ребенок преклоняется.
  Кто же в состоянии вызвать восхищение в маленьком шалуне 12-ти лет?
  Преподаватель в очках и с длинной бородой? Проповедник? Ученый? Нет. Конечно, нет.
  Он восхищается только мальчиком, который несколько старше и сильнее его и который обладает качествами, какие обыкновенно и не снятся спокойному классному воспитателю.
  Каковы же эти качества? Разрешите предложить вашему вниманию выдержку из книги швейцарца Филиппа Монье - "Книга о мальчике Блэз", изд. 1904 г. Пусть его герой, мальчик лет 13-ти, расскажет нам своими словами, кого он считает самым великим, самым достойным уважения.
  "Нет никого на свете, равного Бертону. Бертон велик. Бертон ничего не боится - ни учителей, ни бродячих собак, ни разбойников с пристани. Он не знает* что такое страх. Бертон дрался, по меньшей мере, 10 раз; в последний раз с Мивий, которому он выбил два зуба.
  "У Бертона красные щеки и оттопыренные уши, которыми он может двигать по своему желанию. Он умеет очень далеко плеваться, как взрослые. Он не разменивается на мелочи.
  "Он всегда голоден. Он знает все съедобные растения в лесу. Его можно спросить:
  - Бертон, а что это такое? Он посмотрит и ответит:
  - Это заячья капуста... Это можно есть.
  "Из дому он выходит с большим куском хлеба во рту, который он держит в зубах и отламывает руками. Он не сладкоежка, как Канег. У него просто хороший аппетит".
  "Однажды у Мермильо он позволил Пикте пощупать его мускулы. Пикте мне сказал, что они твердые, как у Фонтана, но крупнее. Если Бертон с ним подерется, то будет красивое зрелище. Это - мастер на все руки. Он может все сделать своими руками. Он себе сделал калейдоскоп, электрическую пилу, гамак, трехмачтовую парусную лодку, с матросами и пушками; и собирается сделать пароход".
  "Ecли вам нужна красивая удочка, хороший провод, насадка с крылышками, или что бы то ни было другое, обратитесь к Бертону. Бертон вам купит или выберет. Он знает лучший магазин для каждой вещи и он скажет вам. Может быть даже вас проводит".
  "Этот человек удивительно великодушен. Он одолжит вам любую вещь и забудет, что он вам ее одолжил. Он честен, откровенен, не злопамятен. Он не имеет в себе никакой мелочности. Когда мы идем с ним за руку по улице, я мог бы дойти до конца света, так мне хорошо".
  Он разбирает споры. Если двое ссорятся и их застает Бертон, то он спрашивает: _
  - Ну?!! В чем дело?..
  "Ему говорят, и одним словом он прекращает всю историю".
  "Он командует. Он определяет, во что играть, цель прогулки. Он создает и уничтожает репутации. Когда он что-нибудь утверждает, никто не противоречит. С его поддержкой можно быть спокойным".
  "Что касается работы, нельзя оказать, чтобы Бертон отличался прилежанием. В особенности тяжело ему дается латынь. Он никогда не мог понять разницы между супинум и деепричастием. Учитель говорит: "У него в голове ветер гуляет". Хотя, Бертон очень образованный. Он твердо решил, кем он будет: он хочет быть великим изобретателем.
  "Он знает, что такое пассаты и он вам легко это объяснит. Он знает страшно мудрые слова, как, "модерн, горизонтальный, профиль, протоксид азота, референдум" и он употребляет их в разговоре. Когда нас пригласили к отцу Сорде, Бертон задал ему кучу вопросов. Мы ничего не поняли, но отец Сорде был им очарован..."
  "Бертон это то, что называют "высший ум". Он никогда не плачет. Когда его тетка умерла, он тоже не плакал. Он никогда не теряет спокойствия. Его трудно рассердить, но когда он сердится, он страшен. Он вам советует, он вас поддерживает и защищает. Когда его спрашивают, прежде чем ответить, он немного задумывается. Вот почему Бертона все уважают".
  Существование Бертонов - неоспоримый факт, и притом один из значительных фактов в детской жизни. Многие воспитатели менее всего склонны разделять восхищение юного поклонника Бертона; скорее они готовы прийти в ужас от наличия в детском мире Бертонов. Важнейшая проблема воспитательного использования вожаков в детской среде слишком часто не встречает ни понимания, ни интереса.
  Конечно, Бертон не педагогический идеал. Он - человеческое сырье. Но это сырье - алмаз, только алмаз, нуждающийся в шлифовке. И если он получит эту шлифовку, он перестанет поражать сверстников художественными плевками, и научится прилично есть. И вот, если Бертон, уже прошедший через шлифовку, скажет своим ребятам: "Разведчик - друг животных", то можете быть уверены, ни одно гнездо в лесу не будет разрушено, и ни одной кошке не будет привязана кастрюля к хвосту.
  И, конечно, к его словам будут ребята прислушиваться в тысячу раз больше, чем к самому интересному детскому рассказчику.
  Нам остается только желать, чтобы за таким Бертоном стояли толковые руководители и следили бы за тем, как он пользуется своим авторитетом в своем звене.
  В 1877 году, в Царском Селе существовал "рыцарский орден" детей, поставивший себе задачей служить добру, бороться со злом, помогать нуждающимся и защищать слабых.
  Были у нас и потешные Петра Великого. Были и другие начинания, аналогичные царскосельскому рыцарскому ордену. Вообще, наблюдения над русской жизнью позволяют прийти к тому заключению, что если бы скаутизм не возник в Англии, он, по всей вероятности, получил бы свое начало в России.
  Приходится еще иногда слышать упрек в том, что русские разведчики, будто бы, не вполне национальная организация. Какой странный, какой неправдоподобный упрек! Да, русские разведчики приняли генеральный принцип игры, провозглашенный Баден-Пауэллом, и никогда от него не откажутся. Да, принцип этот, действительно, провозглашен в Англии. Но детская игра вовсе не английское изобретение. Это универсальное явление. Характер же детских игр, их содержание, их психология - это уже носит национальный отпечаток. Национальный принцип - великое дело, но начало универсализма неустранимо из жизни нации. Если же, применяя насилие над человеческой природой, умертвить принцип универсализма, то и национальный принцип немедленно выродится и захиреет, и место его займет самый убогий, самый пошлый, надутый чванством и претензиями, провинциализм.
  Русское разведчество основано, как организация, в 1909 году полковник ком Гвардии Олегом Ивановичем Пантюховым. За 37 лет своего существования Организация прошла по истине крестный путь.
  Горы непонимания, недоброжелательства и осуждения часто непреодолимым препятствием стояли на пути.
  Этот путь не только героический и крестный. Это путь глубоко национальный. Только слепые не могут этого видеть. И большой еще вопрос, где зародилось больше страстного национального чувства: у разведческих костров или на ученых докладах.
  Есть и жива разведческая организация. Есть кадр опытных руководителей. Ни при каких условиях организация не прекращала своей работы, не прекратит ее и впредь.
  Разведческая организация нужна русской национальной школе. Это положение должно стать неотъемлемым умственным достоянием каждого русского педагога.
  (из журнала "Зарубежный учитель",  номер 2, 1946 г.)
  С.П.

  ИДЕОЛОГИЯ

  ПЕСНЯ      Б.К.С.

  Одним из источников нашей идеологии являются наши законы, заповеди, текст ТО и девиза, наш гимн и наши разведческие песни. Для того чтобы показать, как выводимы идеологические положения из этих источников, я попытаюсь сделать разбор песни курсов БКС.
  "В былом источник вдохновения"
  Из этой фразы вытекает наше положительное отношение к традиции, преемственности. Прошлое присутствует в нашем сегодня, вдохновляет нас. Мы это прошлое помним и чтим. Из него мы черпаем великие и светлые примеры, и зажигаем ими наших ребят. Однако одной памяти недостаточно. Для нас чуждо, например, довоенное "Помни Россию!". Наш клич - "За Россию!" - более активный, направленный на настоящее и будущее.
  "В деяниях Сечи и Петра"
  Не всякое прошлое для нас приемлемо. Мы должны отвергнуть плохое в прошлом и признать лишь хорошее. Тут дается два примера того, что нам следует помнить и осуществлять. Примеры эти образны.
  Оставляется свобода понять, чему мы можем учиться у Запорожской сечи и у Петра Великого. Думается, что у запорожцев мы можем учиться любви к вольности, героизму, товариществу, стойкости в православной вере. У Петра - кипучей активности, готовности пожертвовать собой ради блага родины, государственному уму, вечному стремлению к приумножению знаний и самосовершенствованию, большой простоте, пониманию того вселенского пути, на который он вернул Россию. Впрочем и эти примеры не абсолютны - ни распоясанности запорожцев, ни грубости Петра нам перенимать не следует.
  "В грядущем братское служение"
  Служение - одна из центральных наших идей. Мы стремимся служить ближним, родине, Богу. Под служением мы понимаем свободную и жертвенную самоотдачу, полноценный труд, осуществление и воплощение ценностей. В последней своей глубине служение - это сыновнее исполнение воли Божьей.
  Братство тоже относится к одним из самых главных наших замыслов. В основе братства лежит любовь, а про любовь апостол Павел говорил, что это самое ценное в жизни. Об этом же говорит и первая заповедь, данная Богом Моисею, важность которой особенно подчеркивал Христос. Братство предполагает и равенство и свободу. Часто равенство нарушает свободу, а свобода растворяет равенство. Это мы видим, например, в таких политических учениях как либерали и социализм. Примирить эти две идеи может только братство, любовь, Мы много говорим о братстве - о братстве руководителей, о том, что разведчик разведчику брат. К сожалению, нам далеко не всегда удается достичь этого высокого идеала. Но какой-то минимум для нас обязателен. Баден-Пауэлл говорил о сотрудничестве. Это тот минимум, который от нас требуется.
  "А в нашем нынешнем борьба"
  Жизнь наша трудна и многосложна. Нам редко дано выбирать между добром и злом. Значительно чаще нам представляется выбор между двумя видами зла. Нам нужно иметь смелость делать выбор, не отказываться от него.
  В борьбе много зла. Борьба непервична в жизни, как утверждают, например, коммунисты. Первична любовь. Но борьба бывает необходима во имя добра, во имя уничтожения зла. Так, нам
  нужно бороться с собственными слабостями, бороться о тем злом, которое царит у нас сегодня на родине. Образ разведчика - это образ рыцаря борца.
  "За тот народ, что всех народов"
  Мы патриоты, мы любим нашу страну и наш народ, мы стремимся ему служить. В этом не следует видеть шовинизма, национал-эгоизма. Служение народу - это наилучшая и наиболее естественная форма служения всему человечеству, а через него и Богу. Служение только своему народу идет во вред этому народу. Отвлеченное служение всему человечеству, презрение к национальному своеобразию идет во вред человечеству.
  "Сердечней, глубже и смелей"
  В этом не следует усматривать самолюбования. Глубокий народ не может быть самовлюбленным, сердечный народ не может быть гордым, смелый народ не может не видеть своих недостатков. Мы знаем наши качества и должны стремиться их преумножить. Мы знаем наши недостатки, и мы должны с ними бороться. Мы знаем достоинства других народов, и мы должны их уважать, их воспринять.
  "За край могучих новых всходов"
  Мы стоим за новое, за творчество. Традиция и творчество друг друга взаимодополняют. А устремленность наша вся - в вечное.
  Мы верим, что России суждены большие свершения. Но это не факт, а задание. Осуществление этого задания - дело, в частности, и наших разведческих рук.
  Мы знаем, что Россия сейчас тяжко больна, что она стонет под игом коммунизма. Но внимательный взгляд видит, как постепенно рушатся цепи, заковывающие нашу страну, как постепенно рождается новая Россия. Ей, ее становлению и расцвету мы призваны отдать себя в беззаветном служении.
  "Труда, уклада и людей"
  О труде я писал уже в "Опыте" (см. но. 15). Труд - одна из важнейших задач человека. В нем он раскрывает свои способности, воплощает ценности, осуществляет служение. Недаром наша методика близка к трудовой школе. Труд носит в себе элементы творчества и созидания. Их нужно всячески преумножать.
  Уклад - это порядок, стиль, форма. Содержания нельзя отрывать от формы. Полноценно лишь их гармоническое сочетание. Разведчество тоже знает свой "уклад" - стиль взаимоотношений, темп лагерной жизни символику и т.д. Блюсти и совершенствовать наш церковный, национальный, личный и разведческий уклад - неотъемлемая наша задача.
  Человек стоит в центре нашего мировоззрения. За человеком мы признаем неповторимую ценность, которая наиболее полно раскрывается в труде и служении. Разведчество бесконечно личностно. Недаром мы постоянно, например, говорим об индивидуальном воспитании. Но, как народ гибнет от самозамыкания, так и личность гибнет в эгоизме. Личность должна дополняться соборностью.
  "И в этом свыше назначение"
  Мировоззрение наше религиозно. Об этом недвусмысленно говорит наш первый закон. Разведчик должен не только верить в Бога, но и в связь человека с Богом (в этом и заключается сущность религии). Бог не равнодушен к человеку, и человек не смеет быть к Нему равнодушным. Высшая цель человека - исполнять Божественную волю, внимать Его назначениям и осуществлять их.
  "И в этом радость и почет"
  Служение не только трудно, но и радостно. В символике слова "paзведчик" именно и заключается радость от преодоления трудностей. Что может быть радостней чувства свершенного долга, произведенного труда, действенной любви?
  Ценность человеку не только дана, но и задана. Человек может ее преумножать. В этом и заключается почет, к которому мы стремимся. Ордена и посты - не почет, а следствия почета, как бы внешняя его манифестация.
  "И будет наше поколение"
  Кроме первоединства человечества, кроме его деления на нации, есть еще и деление на поколения. Каждое поколение имеет свои особые задачи. Есть они я у нас. В качестве одной из основных задач нашего поколения
  можно рассматривать исцеление мира от коммунизма и несение разведчества в Россию (этой последней задаче посвящена песня КНО).
  "Давать истории отчет"
  Чувство ответственности неотъемлемо от разведчества. Ответственность восполняет свободу. Вся наша воспитательная система связана с ответственностью. В этом, между прочим, один из замыслов звеновой системы. Руководитель ответственна жизненный путь своих ребят, все мы вместе ответственны за судьбы нашей организации, наша организация несет ответственность за судьбы нашей родины, все человечество и каждый человек в отдельности ответственны перед Господом Богом.
  "А путь осветят нам святые,
  Извечной доблести слова:
  "Да возвеличится Россия,
  Да гибнут наши имена!"
  Это завет той скромности, о которой говорится в двенадцатом законе. Гордыня - корень всех грехов. С гордыней связано и наше человеческое грехопадение. Скромность, смирение - противоположность гордыне. В них одна из основ нашего чаемого спасения.
  Приведенный мною разбор можно было бы расширить и углубить. Здесь я хотел дать лишь пример того, какое идеологическое богатство заключается в том, что я условно назвал "идеологическими источниками". Их толкование дает богатые возможности для бесед у костра. Не только наши, разведческие песни, но и многие другие дают для этого ценный материал. В индивидуальном порядке, во время похода, невзначай можно спросить того или иного разведчика, задумывался ли он над данным текстом, спросить, как он его понимает, и пояснить ему каким-нибудь ярким примером то, что для него осталось заученным, но не внутренне усвоенным.
  Акела.

  В порядке дискуссии РОССИЯ И НАША РАБОТА

  Следующий разговор произошел в одном из городов зарубежья, где ещё горит наш костер и где еще думают и говорят о такого рода делах. Однажды вечером три руководителя собрались дома и, как всегда, завели разговор на интересующую нас тему. Спорило в общем только двое - третий еле-еле успевал записывать. Ниже приводится этот спор в сокращенном виде:
 
А. Мне давно хотелось с вами поговорить на одну, меня очень интересующую тему: как мы себя чувствуем за границей, в Америке - как русские временно живущие здесь, как американские русские или же как подлинные американцы ?
Б. Я лично чувствую себя здесь временно проживающим. Может быть я и мои дети умрем здесь, однако, мы все же здесь временно. Я не сижу на чемоданах, но исхожу из мысли, что я здесь временно.
А. Если представится Тебе возможность поехать в Россию, поедешь ли Ты, как русский эмигрант или как американец становящийся русским ?
Б. Ни так, ни так. Поеду как русский домой. Возможно, что меня встретят там "мордой об стол" - все же я туда вернусь.
А. Строишь ли Ты вою свою жизнь на этой мысли? Не лучше ли Тебе здесь остаться и осведомлять американцев о правде?
Б.  О правде я их буду осведомлять до отъезда.
А.  Но как же смотрят другие эмигранты ?
А Если мы будем основываться на первом, будет ли это лучше для наших детей? Может быть они сами последнего не захотят..
А.  Но как же тогда ставить разведческую работу ?
Б.  Нужно нам лицом повернуться к России! И если родители не хотят этого, то лучше пусть возьмут детей из нашей организации. Мы отличаемся от всех других молодежно-воспитательных организаций тем, что мы на первое место ставим Россию.
А. Но как же, все-таки мы "сидим на чемоданах"? С мыслью надолго оставаться или только осведомлять, здешних о правде до отъезда?
Б. Во втором случае ты становишься спиной к Америке. А это невозможно.
А.  Тогда мы патриоты и Америки, и России?
Б. Патриоты России, не Америки!
А. Предположим, Бразилия объявит войну Америке, на чьей стороне ты будешь?
Б. Не знаю, право!
А.  Зачем тогда ты приехал в Америку?
Б. Скажу Тебе по правде - спасти свою шкуру. В Европе было довольно рисковано оставаться.
А. А если, предположим, Тебе придется поехать в Бразилию, кем ты себя назовешь?
Б. Смотря перёд кем. Официально я буду американцем, а вообще же буду говорить, что русский.
А. Значит, подводя итог, нашу руководительскую работу надо основывать на мысли, что рано или поздно мы уедем в Россию - иначе работа наша развалится. Так?
Б. Если мы перестанем верить в наше возвращение, то тогда все наши цели и стремления превратятся в ничто. ,
А. А если ты чувствуешь, что очень возможно, что мы в Россию не вернемся, тогда у тебя нет цели, для чего тогда ты продолжаешь работу ?
Б. Я верю. Мир не сможет еще долго продолжать быть в таком состоянии.
А. В таком случае, мы основываем нашу работу на том, что мы - или вернемся, или же, если не мы, то хоть наши дети, внуки вернутся, и мы их должны подготовить.
Б. Ты прав. Во всем этом нужна большая вера - кто-то из нас вернется. Нужно только верить в возращение, иначе осевши здесь, нечего детей учить и что-либо объяснять американцам.
А. Если же мы осознаем сейчас, что мы то не вернемся, а дети наши может быть, стоит ли их на этом воспитывать?
Б. Да, это будет для блага России. Хотя бы даже мало нас вернется, но мы принесем молодежи идею нашей организации, которую на практике мы видели, там принимали с жаром. Этим мы принесем пользу России.

А что вы думаете по этому поводу, братья руки?
  Ски. К.Бан.


  в помощь  РУКОВОДИТЕЛЮ

  МАТЕРИАЛ ДЛЯ БЕСЕДЫ 
РОССИЙСКИЙ ФЛОТ

  Российский флот - сколько гордости вызывают в сердце эти слова! Они - красота и доблесть; они - бессмертные образы красавцев кораблей под Андреевским флагом; в них тропические тайфуны и льды Арктики, в них сталь линкора и палуба фрегата посыпанная песком, чтобы не поскользнуться в собственной крови...
  Наш флот - книга славы минувших веков, памятник великого духа и источник надежды и веры в прекрасное будущее России.
  "От славного Петрова века..."
  Еще в глубокую старину бороздили наши поморы северные моря и запорожцы совершали лихие набеги на Турцию в своих челноках, однако, истинным создателем флота был император Петр Великий. Полюбил сухопутный московский царевич море, сам выучился плотничать и понял: армия - одна рука, флот - другая.
  И вот пришлось московским воинам впервые сражаться на морской волне, да ни с кем либо, а со страшным врагом - первоклассным шведским флотом. 1703 - первая "морская битва": солдаты под начальством самого царя захватывают с малых лодок два шведских корабля.
  Неутомим Петр... Закладывает Санкт-Петербург, Кронштадт; строит корабли, людей за границу учиться посылает, сам морскую школу основывает... И вот, через десять лет плоды - Гангут, славная победа, затем Эзель, Гренгам, набег на шведские берега, Балтика наша, победа и мир...

До конца дней своих заботился Петр о флоте. Создал Морской устав - "дабы всякий знал свою должность и неведением никто бы не отговаривался...", намечал морские экспедиции на иных, дальних морях, и ускорил свою кончину, спасая солдат гибнувших в холодных волнах Финского залива.
  "...Аки от доброго семени произошло и нынешнее дело морское..."
  (Устав морской, 1720 г.) И вправду, от доброго Петрова семени пошло славное дело флота. Флаг данный флоту Петром Великим - голубой, косой крест на белом поле - стал во всем свете уважаемым символом отваги, победы и благородства. За все двести лет, что наш флот плавал и сражался под Андреевским флагом, преемственность не была прервана: начиная с "птенцов гнезда петрова", лично учились друг у друга наши флотоводцы. Спиридов, Ушаков, Сенявин, Лазарев, Нахимов, Бутаков, Макаров, Колчак... Да разве всех перечислишь?
  Слава флота разносторонняя. На первом месте, конечно, боевая. Чесма и победы Ушакова в Черном море, битвы со шведами в 1789-90 гг., Корфу и победа Сенявина в Адриатике и Архипелаге, Наварин, Синоп, Петропавловск и лихая
  крейсерская и минная война с турками в 1877-78 гг... Бывали и поражения, но в них столько героизма и подвига, что мы и ими с правом гордимся. Севастополь и Порт-Артур, гибель "Варяга" и "Стрегущего" - песни геройству и бесстрашию русских моряков.
  Но не только в боях, и в мирное время был славен флот. Начиная .от Беринга и Чирикова, не переводились в нашем флоте смелые путешественники, открыватели новых земель. В Арктике - Челюскин, Лаптевы, Макаров, Седов и Колчак; в Тихом океане - Беллинсгаузен, Крузенштерн, Макаров... Благодаря трудам и гражданскому мужеству Невельского, не побоявшегося действовать на свой страх и риск, Россия получила Приамурский край. Наши моряки за границей всегда были посланцами дружбы, защитниками слабых. Ушаков и Сенявин, в разгар тяжелых войн, находят время и умение позаботиться о судьбе греков и югославов притесняемых турками и французами. Когда в Америке шла война за освобождение негров, Александр второй, только что освободивший крестьян от крепостного права, посылает наш флот в Америку, - и Англия и Франция, помышлявшие о поддержке рабовладельцев, притихают и остаются в стороне.
  В 1908 г. наши моряки прославились быстрой помощью населению итальянского города Мессины, совершенно разрушенного землетрясением. Никто так охотно и быстро не шел на помощь людям, как русские моряки. Недаром англичане раз даже протестовали: "Ваши, мол, люди подрывают уважение к белому человеку, слишком хорошо относятся к цветным..." В Шанхае раз, один наш матрос, на зло гордым европейцам, дал китайцу-рикше денег, да сам и стал его возить по городу!
  Ни злоба, ни зависть не в состоянии разорвать связи их.
  Такую славную историю флота мог создать только замечательный дух моряков - дух верности родине, дух товарищества и вольной творческой мысли, дух благородства и любви к своему делу. В армии бывало подтрунивали над моряками - какие же вы военные: галстучки, фуражка на затылке, походка в развалку, офицеры перед дамами фуражки снимают, на службе друг друга по имени-отчеству называют... Однако эта видимая внешняя вольность скрывала высокие боевые качества и была выражением особого, морского склада мысли - свободной и широкой. Что было истинной сущностью морского духа - об этом нам говорят наши предки, моряки времен Ушакова и Сенявина:
  "... мы, кадеты, дружили между собой крепко. Дружба наша была идеальная."
  Описание встречи в заграничном плавании:
  "...не в состоянии описать многих чувствительных сцен мною виденных, не в состоянии описать той непритворной радости при свидании с другом, товарищем детства, того торжества дружбы, которое свойственно им одним... Они готовы страдать и умереть один за другого, у них и общий кошелек, общий труд, общая честь и слава, общая польза и виды. Ни злоба, ни зависть не в состоянии разорвать связи их".
  А морской офицер говорил своему младшему брату, перед выходом в плавание:
  "Не давай себя в обиду, если под силу - бейте сами, а отнюдь не смейте мне жаловаться на обидчиков... Всего более остерегайтесь выносить сор из избы, иначе вас назовут фискалами, и тогда горька будет участь ваша".
  Доносительство было самым позорным поступком. "Один за всех и все за одного, сам погибай - товарища выручай!" - вот чем жил флот.
  Удар в спину флоту.
  Несмотря на поражение в войне с Японией, наш флот возродился с удивительной быстротой, благодаря трудам молодых офицеров, учеников Макарова. И уже через девять лет, когда на нас напали немцы в 1914 году, они встретили и в Балтике, и в Черном море непобедимого противника. Несмотря на свой перевес в силах, противник терпел удар за ударом - от наших крейсеров, на наших минах, при налетах наших "Новиков" - лучших в мире миноносцев, от линкора "Славы" в Рижском заливе, от подводных лодок. В Черном море даже старики-броненосцы били сильнейшего "Гебена"... Когда же вступили в строй мощные линкоры-дредноуты, немцам оставалось только прятаться в своих базах. И в армии и во флоте к 1917 году были, наконец, такие силы, что поражение врага было неминуемым. Но в России произошла революция, и немцы это использовали, чтобы развалить нашу армию и флот. Снабдив большевиков деньгами, они их перебросили в Россию. И вот, в то время как на позициях шел бой за родину, в тылу большевики застрелили на улице командующего Балтийским флотом адмирала Непенина; в Кронштадте, перед памятником Макарову, тыловики, за всю войну не сделавшие ни одного выстрела, расстреливали офицеров... Агитируемые большевистскими агентами, матросы митинговали, шатались по улицам украшенные красными бантами, но воевать против немцев не желали. Рухнул фронт, из всей Балтики у нас остался один Кронштадт. Флот превратился в бездушное, запущенное тело... Англичане потопили часть судов в Кронштадте, остальные ржавели на якорях. В Черном море совнарком приказал потопить корабли... Геройский командующий флотом адмирал Колчак сломал и выбросил за борт свой георгиевский кортик, чтобы он не достался коммунистам, а затем, боролся с ними, во главе свободолюбивой Сибири до самой своей смерти от руки чекиста.
  Не может быть флота в рабстве!
  Разрушить флот легко, но возродить его труднее чем что-либо. Не долго продолжался дурман - наши моряки первые поддались на большевистский обман, первые же и раскусили его и восстали против негр. В марте 1921 г., три недели геройски сражался Кронштадт против коммунистов...
  Не сумели коммунисты возродить флота. Четыре строящихся лучших линкора в мире так и не были закончены. В 1941 г. у нас оставались старики 1914 года. И хотя немцы на море были много слабее, чем в первую войну, наш флот остался запертым в Кронштадте и ни одного дела за всю войну не имел.
  Кончилась война, появились в СССР новые корабли. А как с духом флота, как с доверием к нему? Надо признать прямо - коммунисты не забыли Кронштадтского восстания, они не любят флота и не доверяют ему. Недаром Сталин, за всю свою карьеру "генералиссимуса", несмотря на все пристрастие к формам и орденам, так ни разу и не снялся в морской форме. Коммунистические заправилы не доверяют ни одному русскому человеку. Но морякам они не доверяют особенно сильно. Моряки бывают за границей, моряки привыкли широко смотреть, зорко
  все примечать и свободно думать. В этом, конечно, кроется огромная опасность для коммунистической тирании. Но напрасно коммунисты думают, что системой замполитов, доносчиков, бессудных арестов и ссылок они могут держать моряков в рабстве. Не беда, что они морякам не доверяют - важно, чтобы моряки друг другу доверяли, чтобы держались по-морскому, по-товарищескому, думали своей головой и поступали по совести.
  В этом залог освобождения всего нашего народа и возрождения России. А с ней и славного Российского флота под Андреевским флагом.


  БИБЛИОГРАФИЯ

  СЛЕДОПЫТСТВО И ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

  GlLCRAFT - Training in tracking:
  Хорошая книга по следопытству.
  ROSSEL- Tracks and train:
  Много хуже, но все же интересно. Scout field book: В этом скаутском справочнике кое-что имеется о следах, но мало. Несколько интересных фотографий. THOMPSON-SETON - Lives of animals :
  8 томов, исключительно интересных. Хорошо написаны. Дают много практических сведений. Хорошие изображения следов в натуральную величину. Того же автора: "Два маленьких дикаря" и "Книга лесной мудрости". Обе они были переведены на русский язык.
  БАЙКОВ - "Тайга шумит", "Великий Ван", "У костра" и т.д.
  Все книги Байкова способны заинтересовать как ребят, так и руков, и
  вызвать интерес к жизни природы.
  БИАНКИ - "Лесная газета" (последнее издание, 8-oe, Ленинград, 1955 г.) БРЕМ - "Жизнь животных".
  Одинокий Волк - "Следопыт" (изд. ОРЮР, Регенсбург, 1947 г.)
  Содержит очень мало фактических данных, т.к. было написано только с целью заинтересовать ребят этой отраслью.
  Одинокий Волк - Двадцать листов с рисунками следов в натуральную величину (находятся у Черного Орла, который должен их отпечатать).
  J. LOISEAU - Chercheur de pistes: .
  Справочник по следопытству, в котором детально разбираются всевозможные следы, вплоть до змеиных и черепашьих. Кроме того, отдельные главы посвящены методике изучения следа, наблюдения зверей в природе, подкрадывания и т.д.
  G.ANSCIEAU - Lefamilier de la nature:
  Самый лучший скаутский справочник по природоведению существующий на французском языке. Одновременно дает много данных и является практическим руководством. Много иллюстраций. Очень живо написан.
  (по сведениям сообщенным ВВР и ИАЧ).

  ЗВЕНОВЫЕ

  СОСТЯЗАНИЯ

  Ниже мы приводим план звеновых состязаний, который будет исполняться в 1957 году дружиной "Нижний Новгород", в Лос-Анжелесе.
  Этот план, составленный автором "Разведческих игр и состязаний" (изд. ГК ОРЮР,1953 г.), является конкретным примером того, что можно предпринять в области звеновых состязаний. Как таковой он может быть использован руководителями при составлении подобных планов для их единиц.
  1. В звеновых состязаниях принимают участие на равных правах все звенья
  разведчиков и разведчиц входящих в состав дружины.
  2. Звание лучшего звена в дружине и ежегодный переходной приз получает звено, которое в течение года, в результате всех состязаний соберет наибольшее число пунктов. 3. Все состязания делятся на три группы:
  А. Состязания с высокой оценкой.
  Б. Состязания со средней оценкой.
  В. Состязания с низкой оценкой.
  А. Состязания с высокой оценкой
  В каждом из состязаний входящих в эту группу звено может получить 24 (за взятое первое место), 20 (за второе место), 16 (за третье), 12 (за четвертое), 8 (за пятое; или ноль пунктов, в зависимости от достигнутого результата.
  1. ПОСЕЩАЕМОСТЬ
  Средняя посещаемость сборов и походов с 1 января по 20 декабря. Если средняя посещаемость ниже 50 процентов, то звено получает ноль пунктов.
  2. СДАЧА РАЗРЯДОВ
  Засчитываются все разряды сданные с 1 января по 20 декабря. Один первый разряд равняется двум вторым разрядам или четырем третьим разрядам. В случае одинакового результата, преимущество у звена, в котором сдано больше специальностей.
  3. ПОХОД-СОСТЯЗАНИЕ
  Поход по дорожным знакам с различными заданиями и препятствиями. Участвует все звено. Звено не явившееся на состязание в указанное время или осилившее менее половины заданий и препятствий получает ноль пунктов.
  Б. Состязания со средней оценкой
  В каждом состязании входящем в эту группу звено может получить 15, 12, 9, 6, 3 или ноль пунктов. Принцип тот же что и в группе А.
  1. СИГНАЛИЗАЦИЯ
  Сигнализация и прием сигнализации. От каждого звена участвует по 4 человека, 2 на отправительном посту и 2 на приемочном посту. Текст из 30 букв. Скорость передачи - не менее 10 букв в минуту. Оценка в зависимости от точности передачи и приёма. Только в случае если точность одинакова у двух или нескольких звеньев, то преимущество получает то звено, которое выполнит задание в самое короткое время. Если звено сделало более трех ошибок (процент погрешностей больше десяти), то считается, что звено задания по сигнализации не выполнило, и оно получает ноль пунктов.
  2. ДНЕВНИК ЗВЕНА
  Оценивается аккуратность записей, подробность их и внешний вид дневника. Оценку делает коллегия судей в составе трех человек, назначенных начальником дружины.
  3. ПОСТАНОВКА И УБОРКА ЛАГЕРНОЙ ПАЛАТКИ
  Четырехместная палатка типа "домик", размера 10 на 8 футов (3,05 на 2,44 метра}. От каждого звена участвует команда из 4 человек. Время потраченное на постановку и уборку палатки складывается. Команда каждого звена ставит и снимает палатку два раза. Засчитывается лучший результат. За погрешности допущенные при постановке и уборке палатки добавляется штрафное время: -- При постановке палатки:
 
за неправильно (косо) поставленный шест...  10 секунд
за большую складку на палатке... 10 секунд
за малую складку на палатке...  5 секунд
за плохо или неправильно вбитый колышек....  3 секунды
за забытый на поле молоток 5 сек.

при уборке палатки:
 

за плохо сложенную палатку 10 секунд
за небрежно сложенную палатку 5 секунд
за забытый на поле шест 10 секунд
за забытый на поле колышек 3 секунды

  4. РАЗВЕДЧЕСКИЕ ШИФРЫ
  Каждое звено получает 12 зашифрованных текстов. Участвует все звено. Разведчики и разведчицы могут производить расшифровку или по одному, или совместно, - как сами найдут удобнее. На расшифровку дается звену полтора часа времени. Сколько текстов расшифруют за это время? Или: сколько времени затратят на расшифровку всех текстов? (Шифры указаны в брошюре "Разведч. игры и состязания", стр.131-157. Уметь также пользоваться ключами к шифрам "Двойной крест" и "Кронфельд")
  5. КОСТЕР И КИПЯЧЕНИЕ ВОДЫ
  Сложить костер из заранее заготовленных дров. Установить или подвесить котелок с водой. Довести воду до кипения. На разжигание костра надо истратить не более трех спичек. Оценка в зависимости от скорости выполнения задания. От каждого звена участвует команда из трех человек.
  6. НЕИЗВЕСТНОЕ СОСТЯЗАНИЕ
  Состязание, в котором - до момента его начала - участники не знают, в чем оно будет заключаться. Только перед самым началом состязания будут объявлены условия и задание.
  В. Состязания с низкой оценкой
  " В каждом из состязаний, входящих в эту
  группу звено может получить 10, 8, 6, 4, 2 или ноль пунктов, в зависимости
  от достигнутого результата.
  1. УСТАНОВКА И УБОРКА ПОХОДНОЙ ПАЛАТКИ
  Двухместная палатка типа."А". От каждого звена участвует 2 человека. Время потраченное на постановку и уборку палатки складывается. Команда каждого звена ставит и снимает палатку два раза. Засчитывается лучший результат. За погрешности, допущенные при постановке и уборке палатки, добавляется штрафное время (также как и при постановке лагерной палатки).
  2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВЕРЕВОЧНОЙ ЛЕСТНИЦЫ
  Веревка длиной в 50 футов (15,25 метров); 12 деревянных ступенек. От каждого звена участвует команда из трех человек. Каждая команда изготовляет лестницу два раза. Засчитывается лучший результат. За погрешности при
  изготовлении лестницы добавляется, штрафное время:
 

за неправильный узел... 15 секунд
за косо поставленную ступеньку 10 секунд
за неправильное расстояние между ступеньками (слишком большое или малое) 5 секунд

3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ НОСИЛОК
  От каждого звена участвует команда из трех человек. Изготовляются носилки двух типов.
  Первый тип: два шеста длиной по два метра и веревка длиной в 16 метров.
  Второй тип: два шеста по два метра и три разведческих рубашки. Время потраченное на изготовление обоих носилок складывается. Время считается с момента отдачи приказания и до того времени, когда команда, закончив изготовление носилок, поднимает их с земли с лежащим на них одним из участников команды.
  4. ИГРА КИМА
  В течение года проводится два состязания - одно в начале, а другое в конце года. Дается одна минута на разглядывание 24 предметов. Считается средний результат достигнутый в каждом звене. Оба состязания оцениваются как одно состязание, т.е. оба результата складываются.
  5. ПОИСКИ ВЕЩЕЙ
  В течение года проводится два состязания - одно в природе и одно в помещении. Прячется восемь предметов. На поиски дается один час времени. Оба состязания оцениваются как одно, т.е. результаты обоих состязаний cкладываются.
  6. СПОРТ
  Бег на 60 метров. Прыжки и высоту и в длину. Участвует, в каждом испытании, два человека от звена. При оценке принимаются во внимание результаты достигнутые во всех трех дисциплинах. Таким образом, состязание в спорте представляет собой троеборье.
  Звеновые состязания в 1957 году состоят из 15 различных состязаний, из кот. 3 с высокой оценкой, 6 со средней и 6 с низкой. Все состязания должны быть закончены к 20 декабря 1957 г.
  Скм. В.Розенберг, нач. дружины.


  ИГРЫ ДЛЯ ВОЛЧАТ

  Ковбои и мустанги.
  Количество играющих - 12. Материал - несколько веревок по 2 метра длиной. Ограниченное поле игры.
  Две трети игроков - ковбои, а одна треть - мустанги. Каждая пара ковбоев держит за концы по веревке. Она пытается поймать мустанга, обвязав петлю вокруг него, однако не выпуская при этом концов веревки из рук. После первой игры происходит перемена ролей.
  Ковер-самокат.
  Количество игроков - 8 и больше.
  Вое игроки кроме одного ложатся на пол, на расстоянии 50 см. друг от друга. Это расстояние необходимо удерживать. Оставшийся счастливец ложится поперек других с вытянутыми руками. По данному сигналу все лежащие на полу начинают катиться в одном направлении. Получается ковер-самокат, на котором едет лежащий сверху. Освобождающиеся из-под него вскакивают и, забегая с другой стороны ковра-самоката, ложатся снова.

  ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

ЯНВАРЬ 2.1.1908 умер о. Иоанн Кронштадтский.
8.1.1642 умер Галилео Галилей.
10.1.1877 победа над турками под Шипкой.
13.1.1703 выход первого номера первой русск. газеты "Ведомости".
14.1.1919 умер ген. Дроздовский.
18.1.1654 присоединение Малороссии.
1825 открытие в Москве Большого театра.
21.1.1775 казнь Пугачева.
29.1.1821 открытие русскими моряками материка Антарктиды (Беллинсгаузен и Лазарев)
ФЕВРАЛЬ 2.2.1907 умер Менделеев.
4.2.1589 постановление первого патриарха в России.
6.2.1900 А.С.Попов впервые в мире передает по радио сигнал о бедствии на море.
13.2.1833 издание Полного Свода Законов Российск. Империи.
22.2.1918 начало первого Кубанского похода.
МАРТ 5.3.1613 избрание на царство Михаила Федоровича Романова.
6.3.1925 выход первого номера "Пионерской Правды".
10.3.1861 умер Шевченко.
11.3.1914 умер географ и путешественник П.П.Семенов- Тян-Шанский.
28.3.1839 родился М.П.Мусоргский.
1918 Ледяной поход.

МОЛОДЕЖЬ НА РОДИНЕ

  ПИОНЕРСКАЯ ДРУЖИНА

  В порядке ознакомления с пионерской работой, мы начинаем печатать выдержки из книги "Пионерская организация имени Ленина" (Учпедгиз,1950 г.)
  Глава 12 посвящена структуре пионерской дружины. В ней даются также подробные указания о том, какая должна в дружине вестись работа.
  ...Пионерская дружина, во главе которой стоит старший вожатый, является основной организационной единицей; она осуществляет всю многообразную и увлекательную деятельность пионеров, направляя ее на дело повышения качества знаний и сознательной дисциплины всех учащихся. Вся работа пионерской дружины связана и подчинена учебно-воспитательным задачам школы и тесно связана с работой школьной комсомольской организации.
  Совет дружины систематически информирует пионеров о деятельности районной, областной и Всесоюзной организации юных пионеров имени Ленина. Сознание принадлежности к большой пионерской семье воспитывает у пионеров чувство ответственности за организацию, в которой они состоят, чувство пионерской чести.
  Когда пионеров немного в дружине, они на отряды не разделяются.
  Организатором работы пионерской дружины является совет дружины. Старший пионерский вожатый и совет дружины должны привлекать к активной работе в дружине как можно больше пионеров.
  Центральный комитет ВКП(б) в решении по итогам Первого всесоюзного слета пионеров указал, что необходимо "...развернуть шире и решительнее работу по вовлечению детей в руководство пионерорганизацией, стремясь в то же время к тому, чтобы всю эту работу сделать занимательной и захватывающей для детей".
  Пионеры активисты всегда имеют огромное желание, работать, но у них недостаточно опыта и навыков работы.
  В дружине организуются сборы председателей советов отрядов и вожатых звеньев (отдельно для III и IV, и V-VII классов). Сборы проходят примерно раз в месяц.
  После проведения отчетов и выборов в дружине целесообразно собрать весь избранный актив, чтобы объяснить значение оказанного доверия со стороны пионеров и их ответственности перед пионерским коллективом. Одновременно следует обсудить с активом план работы дружины на ближайшие 2-3 месяца, рассказать о порядках и традициях установленных в дружине.
  Учеба пионерского актива не сводится, однако, к проведению сборов актива в самой дружине. Определенные группы актива, редакторы стенгазет, активисты юннатской, туристической работы, горнисты, барабанщики и др. всегда имеют возможность учиться в кружках при доме пионеров, на станциях юных техников и в других внешкольных учреждениях.
  Старший вожатый должен учить пионеров-активистов пользоваться материалами "Пионерской правды" и других пионерских газет для работы в своих отрядах и звеньях... _
  Необходимо проявлять заботу об идейном росте, о повышении культурного уровня и общего развития пионерских активистов. Советы некоторых дружин организуют специально для актива интересные лекции, вечера, прогулки, экскурсии, походы в кино и театр.
  Совет дружины не может ограничиться работой только с выборным активом. Необходимо поддерживать хорошие начинания, инициативу всех пионеров помогать им доводить до конца начатое дело, учить их добросовестно относится к общественному делу.
  Старшему вожатому не следует подменять детский актив, не следует брать на себя дел, которые могут и должны выполнять сами пионеры...
  ...Надо поддерживать каждое ценное предложение пионеров, смелее давать самостоятельные ценные поручения.
  - Уже сам факт поддерживания инициативы, предложений пионеров, является поощрением и всегда вызывает еще большую их активность. Заметка в газете, благодарность совета дружины, похвала на сборе дружины или на семинаре актива - полезные меры поощрения, повышающие активность пионеров. Важно, чтобы работу пионеров отмечало и руководство школы, а также общественное организации. Пионеры в таких случаях глубже сознают общественное значение своего труда, переживают чувство гордости за свой вклад в общее дело коллектива, и это имеет большое воспитательное значение.
  Совет дружины систематически проверяет, как пионеры выполняют данные им поручения, помогает преодолевать встречающиеся трудности. Вновь избранным вожатым звеньев, членам советов отряда, редакторам стенгазет необходимо рассказать, каковы их обязанности, что они должны делать, как повести свою работу.
  Совет дружины организует ознакомление пионеров с деятельностью комсомола, готовит пионеров к вступлению в ВЛКСМ. На сборах совета дружины решаются вопросы о выдаче пионерам, достигшим 14-летнего возраста рекомендаций для вступления в ВЛКСМ.
  Совет дружины составляет план работы дружины, организует обучение пионерского актива, контролирует работу отрядов, готовит и проводит сборы дружины, спортивные соревнования, путешествия, различные конкурсы, вечера и другие общедружинные и межотрядные массовые предприятие.
  Совет дружины работает под руководством старшего вожатого и подчиняется районному(городскому)комитету комсомола. Активную помощь совету дружины в его работе оказывают директор школы, заведующий учебной частью и учителя.
  (продолжение следует)

  О СОСТОЯНИИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В 1956 ГОДУ

  Полезно бывает иногда сопоставить то, что пишется с тем, что на самом деле происходит. Для изучения жизни и быта молодежи в СССР, и в частности работы проводимой в пионерской организации, мы располагаем теперь большим количеством советских изданий. На первом месте стоит всем нам доступная "Книга вожатого", (см. рецензию в ОП 22). Ею можно пользоваться не только как источником сведений о пионерской организации, но и как первоклассным справочником по разведческой практике. Среди книг надо, также отметить "Пионерскую организацию имени Ленина", выдержки из которой приводятся теперь в "Опыте". Кроме всевозможных Книг регулярно выходит десятка два официальных периодических изданий. Все больше и больше слышно и об официозных, подпольных листках (пишут о них советские же газеты), но на Западе их пока достать нельзя.
  Естественно, что книги носят почти всегда нормативный (вот как должно быть) и теоретический характер (вот как в мнимой, идеализированной дружине ведется работа). В журналах же и газетах, кроме статей теоретических пропагандных, можно найти и сведения о повседневной жизни молодежи, тем более если приобретен навык чтения между строчками. Однако не обо всем можно писать! Тут-то и приобретают интерес удачные встречи с людьми "оттуда".
  Недавно, двое наших руководителей встретили, совершенно случайно, одного крупного работника пионерской организации. Встреча, происходившая на улице одного из больших заокеанских городов, была действительно на редкость удачной. Наши руководители избегали всякой полемики. Они задали ряд самых простых вопросов о пионерской организаций. Интерес полученных ответов быть может настолько в их содержании (никаких сногсшибательных открытий!), сколько в искренности, с которой отвечал человек вполне осведомленный в этой области. Мы приводим краткое содержание этого разговора, воздерживаясь от всяких комментариев.
  "Какой процент, из общего числа детей, состоит в пионерах? Пионерская организация охватывает примерно 90 процентов детей в возрасте от 9 до 14 лет.
  Как происходит набор в пионеры? Обязательно ли в них состоять?
  Нет, никого не заставляют. Но быть пионером совершенно нормально для каждого школьника в этом возрасте.
  Какую цель преследуют пионеры?
  Главная цель - хорошо учиться. Пионерские дружины всегда находятся теперь при школах. Мы стараемся как можно больше связывать пионерскую деятельность со школой. В каждом отряде пионерская работа согласуется с школьной программой. Она является как бы вспомогательным средством для учения. А если пионер плохо учится?
  Это невозможно. Плохой ученик не может быть пионером. Если кто плохо учится, то вожатый или его товарищи - лучшие ученики-активисты стараются ему помочь. А если дело не идет, то приходится исключать из дружины.
  Хорошо ли поставлена работа с пионерами?
  В работе с пионерами встречаются у нас большие трудности. Есть, конечно, много хороших дружин. Легче работать в больших городах, где есть дом пионеров или даже, как в Москве, дворец пионеров. Но в общем, должен признаться, уровень слабый. В большинстве случаев, или скажем - очень часто по крайней мере, ребята работают неохотно, спустя рукава.
  Чем это объясняется?
  Тем, что мы не умеем их заинтересовать. Очень часто сборы проходят слишком однообразно, плохо подготовлены...
  Но руководители же имеют какую то подготовку? Существуют ли какие-нибудь руководительские курсы?
  Руководители, "вожатые", как мы их называем, - в большинстве случаев девушки, студентки педагогических институтов, или просто члены комсомола. Никакой особой подготовки они для ведения работы с пионерами не имеют... Нет, "курсов" нет. Есть журнал "Вожатый", в редакцию которого каждый может обращаться за советом.
  Вожатые назначаются комсомолом. Обычно они занимаются только этим. За работу получают от 600 до 800 рублей в месяц.
  Чем занимаются пионеры ?
  Занятия у них самые разнообразные. Занимаются туризмом, помогают колхозам, занимаются самодеятельностью в разных кружках... А летом, в лагеря?
  Да, летом устраиваются лагеря. Но, в большинстве случаев, это не настоящие лагеря. Ребята спят в домах, не в палатках. Все уже готово, когда они приезжают... Беда в том, что "тети" всякие, как они называют вожатых, не оставляют им никакой свободы, они не могут проявлять никакой инициативы! А в этом возрасте, мальчишки, вы сами знаете...
  Мне иногда приходится разъезжать по службе. Вот однажды, действительно я напал на настоящий пионерский лагерь. Далеко от больших городов, стояла лагерем дружина - человек 60. Сами шили палатки, сами проводили занятия и игры, без взрослых... Но мы все время стараемся делать как можно лучше. Пересматриваем методы работы, улучшаем их. Что не надо - смело отбрасываем!
  В общем, настоящий лагерь должен более походить на скаутские лагеря? Нет! Причем тут скауты?! Это совсем другое! Мы с ними ничего общего не имеем... Скаутов в России никогда не было...
  Тут нашим руководителям пришлось провести краткую беседу о скаутизме в России и о том, кем и как он был прекращен, и какие следы остались в пионерской работе. Хорошо, что наши руки могли всю свою аргументацию основывать на советских же источниках, в частности, на вышеуказанной книге "Пионерская организация им. Ленина" (см. выдержки помещенные в ВР 45, стр. 8)! -- Долго еще продолжался разговор. Многое узнали наши руки о жизни "там", а их собеседники с недоверчивым удивлением "открывали Запад"...
  В 4 часа утра все же пришлось им расстаться...
  ИАЧ.

  ДЕЛИМСЯ  своим опытом

  И3 ЖИЗНИ 5-го ОТРЯДА  РАЗВЕДЧИКОВ "ЕРМАК"

  Звеновая система .

  Когда я принял отряд в конце 1955 г., то в нем было только одно настоящее звено - "Орел" - 3 человека. У них была спайка и дух звена, они часто собирались и проводили время вместе. Остальные 10 человек были несколько месяцев тому назад переведены из волчат, и из них было составлено два звена. Из них не все были в лагере. Принимая отряд, я уже себе составил некоторый план действий, проведя вместе с ребятами летний лагерь. Многих из них я ближе узнал, со многими еще в лагере подружился - в общем у меня создалась довольно ясная картина. Однако, начав работу с отрядом, я столкнулся лицом к лицу с задачей формирования звеньев и назначения вожаков. Нам так много на КНО говорили про звенсистему, что я решил идти по этому пути. Ребят я разделил более или менее по естественным группам на 4 звена-ячейки. К этому времени они сами привели около 6-7 новичков. Но вот с вожаками произошел казус: я назначил тех ребят, которых я заметил как активных в лагере. Работа в городе пошла лучше, чём я ожидал: к началу лагеря отряд развернулся в 4 звена (24 разведчика). В лагерь не попало только три человека, главным образом из-за родителей. До лагеря звеновая система дала хорошие результаты: звенья часто ходили сами в походы, проводили много сборов, коллективных начинаний, общественной работы и т.д. Я время от времени нажимал на вожаков, и дела шли очень хорошо. Должен отметить постоянную, ревностную, бескорыстную работу моего помощника. Он очень много сделал для пpoдвижения работы отряда. Звенья дружно готовились к лагерю, закупали и готовили инвентарь...
  Но вот начался лагерь. С первого дня вожаки оказались не на высоте положения: они не смогли потянуть за собой ребят и скисли. Наблюдалась такая картина: команда "становись!" - звено само, без вожака, становится и подравнивается... И, наконец, появляется вожак, по дороге надевая косынку. Все звено с облегчением вздыхает: наконец, пришел. Подобные случаи не редки. В конце концов пришлось лагерные работы проводить так: каждый рук (хорошо, что нас было четверо!) брал звено и шел исполнять работы по лагерю. Так же приходилось действовать в цикловой игре и в походах; ребята же с удовольствием делали работы под таким руководством. Тогда же стали выделяться среди звеньев настоящие "заводилы". Теперь, после лагеря, я решил немного реорганизовать отряд: некоторые из ребят выделены в одиночки при отряде, из-за выезда их из города, все вожаки и остатки "Орлов" (одни уехали, а другие - "старшие") переведены в штаб отряда, а остальные три звена, с маленькими переменами, оставлены так как они были до этого. Вожаками я назначил лагерных звеновых "заводил". Уже сразу я заметил другой их подход к делу: они тянут за собой, а не толкают перед собой, как было раньше. Со штабом я занимаюсь как со звеном старших разведчиков (им в среднем 15 лет): мы собираемся раз в две недели на сбор штаба (ни в коем случае не сбор старшего звена), обсуждаем работу отряда, строим планы и т.д. Я им дал некоторые привилегии, как членам штаба, и должен сказать, что пока что вижу только хорошие результаты. Они из кожи лезут, чтобы доказать свою годность к такой работе (я им сказал, что если они в Штабе не смогут вести работу, то будет им крышка), и очень много мне помогают в работе. В особенности им нравится получить ответственное задание в играх, в походе, в работе и в общественных начинаниях. Вообще могу отметить, что за исключением двух-трех разведчиков я вижу большой подъем в работе отряда.
  Интересное наблюдение: заводилами в звеньях оказались ребята поступившие в отряд уже в возрасте 13-15 лет, как видно действительно из-за идеи. Старые вожаки были почти одного возраста со своими звеньями, а новые на два года старше. Опыт отряда разведчиц тоже показывает, что иногда вожак на несколько лет старше ведет звено лучше, благодаря своему авторитету.

  Курс для вожаков

  Закончили сейчас КДВ. Начали весной, в лагере провели практику по программе курса и 2-го разряда. Курс проводила начальница отряда разведчиц. Курсантами были вожаки разведчиц, старшие разведчики и вожаки отряда.
  Интерес к курсу - явный (судя по вопросам и разговорам), но записки... ох, уж и труден наш язык! Пишут так, что иногда думается:
  зачем учить шифры, когда все разно нельзя понять, что и на каком языке написано. Много времени уделено, дискуссиям в отдельности и всеми вместе - о работе звена и о вожаке. В общем курс не прошел даром.

  Цикловая игра разведчиков

  В этом году, благодаря удобному расположению лагеря проведена была цикловая игра - "осада и защита Севастополя". Сам лагерь был построен в виде затопленного корабля: ворота - капитанский мостик торчащий из воды (ванты, рейки, вымпел); по середине лагеря - грот-мачта с двумя флагами; палатки поставлены по бортам корабля. На берегу озера построена гавань. Ребята с большим удовольствием строили корабли и вообще принимали участие в игре. Звено "Олень" и два руководителя были неприятелем, остальные разведчики защищались. Неоднократно проводились ночные тревоги, нападения и игры, дневные походы и морские сражения (одно из них красочно описано в СКР, но. 11). В общем, у всех остались хорошие воспоминания об игре; особенно же из-за того, что окончилась в ничью: на море русские побили неприятеля, на суше неприятель оказался сильнее. Интересный момент: "Олени" долго не соглашались быть французами - хотим быть русскими! Руки не знали, что делать; уже хотели назвать игру "маневры Черноморского и Балтийского флота", но кажется "Олени" прельстились беретами и гимном - "Алена салом нос потри, и не жуй петуха - зареве!" (приношу извинения парижанам за такое искажение французского гимна).

  Олимпиада

  Впервые под таким названием было проведено спортивное состязание в лагере разведчиков. Соревнование было только по звеньям, и личные достижения шли в пользу звена. Очень помогло и то, что присутствовали сестры и своим "писком" подбодрили команды. Состязание началось с "марафонского бега" с препятствиями; старт был дан выстрелом из револьвера (что очень подействовало на участников). Проведены были состязания в прыжках на расстояние и в высоту, в метании "ядра" (камня), в футбол и в волейбол. Никаких сногсшибательных рекордов не было поставлено - результаты были ниже среднего. Главное же - ребятам олимпиада понравилась. Она закончилась вызовом сборной команды старших разведчиков и разведчиц руководителям лагеря. Руки еле-еле вылезли живыми: 15 на 9, 15 на 3, 15 на 1 - все в пользу руков.
  Ски.К.Бан

  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ - УРОК (Нью-йоркские лагеря, 1956 г.)

  Руки, помните завет вождям никогда не обращайтесь к толпе. И никогда не работайте с толпой. Лагерь, собравшийся на костер (это я развиваю мысль Волка; см.ОП, но. 21), после того, как пропели "Будь готов", - тоже становится толпой, если он превышает 30-40 человек, особенно, если есть большая разница в возрасте. Такой большой костер никогда не может быть удачным, просто потому что поющие на одном конце не слышат поющих на другом. Для лучшей слышимости хорошо поющие сбиваются в одну кучу и начинают, по существу, выступать. Все остальные становятся зрителями. Волчата скучают и засыпают, а члены старшей ветви строят друг другу глазки. Коллектив рассыпается.
  Потому отставить большие костры! Больше 30-40 человек на костер не пускать. Если есть 90, устроить два костра. Единственное исключение - последний лагерный костер с церемонией ТО, забиванием топора. Но его следует сделать предельно кратким: три-четырё песни пропетых стоя, беседа, церемония, может 1-2 крика и всe. Единственный способ руководить толпой, - это в строю, и на такое короткое время 90 человек могут сохранить подобие строя. Но не больше.
  Ски. Б.Пушкарев.

  ГЕРМАНСКИЕ ЛАГЕРЯ 1956 ГОДА
 (продолжение)

  В лагерях было много младших: три "ватаги" волчат (не называть же семерку шестеркой) и одна "стайка" белочек (их тоже было семь). В этом году у них было большое количество руков. Начальница стаи, и по одному старшему на каждую "семерку". Казалось, что при таком проценте успех работы должен быть обеспечен. Однако успех был меньше, чем можно было ожидать. Причины этому были разные. Старшие ватаг волчат очень усаливали от возни с волчатами и их приходилось для отдыха сменять, а перемена в руководстве, конечно сказывалась на работе.
  Затем, совершенно явственно было видно, что недостаточно иметь несколько энергичных витязей или старших разведчиц - необходимо, чтобы они были как следует подготовлены для работы. Почти все волчатники знали теорию волчат по КНО. Однако чувствовалось отсутствие специальной практики и особой подготовки именно к этому лагерю (ведь съехались из разных мест). Кроме одноглазки и двуглазки, стая играла в "казаков". Местность была идеальной, воодушевление волчат темой было большое (у белочек много меньше). Однако провести цикловую игру и дать "специальность" все же не удалось до конца, именно из-за отсутствия идей и знаний по теме у молодых волчатников.
  Очень себя оправдали особые костры стаи. Они проходили неизменно с огромным успехом (тогда как с общих костров многие волчата шли спать). Не говоря уже о воодушевленном пении и кличах, волчата и белочки затаив дыхание слушали в любом количестве беседы о казаках, проявляя к теме самый активный интерес ("а какой длины был меч у Соловья разбойника?"). Но, к сожалению, такие беседы говорили только старшие руки, которые собственно со стаей и не работали. Младшие волчатники должны еще научиться этому искусству.
  Несмотря на то, что лагеря были всего в 40 км. от миллионного города Мюнхена, природа там самая нетронутая - настоящие леса, полные ягод и грибов, озеро кишащее рыбой. Все тропинки полны следов; в лесах мы видали коз, оленей, барсука (разведчик увидевший барсука в третий день сдавания "трех перьев" получил и лесное имя "барсук"), лисицу, цаплю, орлов-мышеловов, слыхали сов...
  Одним из самых сильных переживаний в лагере был "натурпоход" для старших
  - перед восходом солнца, под руководством гостя, зоолога, бывшего скаута.
  Удачно прошел"день младших" в обоих лагерях. К полному изумлению лагерников команда была передана самым младшим. В женском лагере начальницей была назначена очень честолюбивая и энергичная кандидатка на третий разряд, а помощницей одна из белочек. В мужском - примерно такая же пара из мальчиков, только мужское начальство оказалось гораздо менее амбициозным и энергичным. Новая власть украсилась пестрыми аксельбантами и начала править. Расписание дня было заготовлено для обоих лагерей, но оно было написано азбукой Морзе. "Сестра начальница" даже не позволила себе его объяснить и разобрала сама. В женлагере день шел как по ниточке, там царили свисток и часы. Обед был на три четверти часа раньше срока! Все остальное расписание
  - тютелька в тютельку. Правда, маленькое начальство так измоталось, что под вечер уже слегка пускало слезу от нервов и усталости.
  В мужском лагере дело шло иначе. Новый начальник решил воспользоваться властью и завалился на полдня спать, предупредив, что если его кто разбудит, - получит наряд...
  ББМ.
  (В следующем номере: "Еще о германских лагерях"  Акела.)

  ИЗ МАТЕРИАЛОВ ХVI КНО 
ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ "СКАУТИЗМ-РАЗВЕДЧЕСТВО"

  По приводимым ниже вопросам можно себе создать представление о программе предмета "Скаутизм-разведчество" на шестнадцатом КНО.
  Список этих вопросов был роздан курсантам по окончании курса, чтобы облегчить им подготовку к испытаниям.
  Предмету "Скаутизм-разведчество" было посвящено 8 лекций.
pp023-2.jpg
 
1.   Что такое скаутизм и каковы его задачи ?
2.  Идеологические основы скаутизма.
3.  Биография БП до Бурской войны.
4.  Кто и как основал "кадет" в Мефкинге ?
5. БП в Англии (1902-1907).
6.  Первый скаутский лагерь.
7.  Какие переживания из своей жизни БП применил для построения ск. системы
8.  "Скаутинг фор бойс".
9. Основание и первые годы Британского скаутизма (1908-1920).
10.  Как началось международное скаутское движение?
11.  Где происходили разные джембори?
12. Как организован международный скаутский центр?
13. Международный скаутизм и русские скауты.
14.  Характеристика Британского скаутизма.
15. Характеристика Американского скаутизма.
16.  Характеристика Французского скаутизма.
17. Характеристика Немецкого скаутизма.
18.  Характеристика Польского скаутизма.
19.  Конец жизни БП.
20. Основание "юных разведчиков" в России (1909- 1910 гг.)
21. "Потешные".
22.  Попытки объединения русского скаутизма в 1914-1917 гг.
23.  Русский скаутизм в годы гражданской войны.
24. Ликвидация русского скаутизма большевиками.
25. Начало русского скаутизма за границей.
26. Причины ослабления русского скаутизма за границей.
27.  Параллельные организации, возникшие за границей.
28.  Деятельность скм. Шатерника.
29. Деятельность скм. Агапова.
30. Английская система руководительских курсов.
31.  Система курсов "БКС" (КДВ,КНО,КНС,КНК,КДР).
32.  Разведчество во время второй мировой войны.
33. Вопрос единства, руководства и возглавления организации после второй мировой войны.
34. Сравнение английского скаутизма с нашим разведчеством.
35. Соображения о будущем нашего движения в России.

ИНФОРМАЦИЯ


  1. Летние лагеря ОРЮР в 1956 году (по последним данным)
 

Австралия Пасхальный лагерь 15-го отряда (Аделаида): 4 дня, 9 чел. Лагерь "Верность" (Мельбурн и Аделаида): 9 дней, 22 чел.
Apгeнтинa -  Лагерь "Тихий Дон": 3 недели, 40 чел. Лагерь "Санкт-Петербург": 10 дней, 18 чел. Волчатская колония: 8 дней, 26 чел.
Германия - Зимний лагерь "Доброволец, имени Юры Гипариса" 10 дн.,36 ч. Летние лагеря "Суворов" и "Белый Крест": 5 недель, 90 чел.
Канада - Лагерь - колония "Великий Новгород": 8 недель, 45 чел.
США - Лос-Анжелес Лагеря "Вулкан" и "Заря": 2 недели, 42 чел.
Нью-Йорк-Сан-Франциско Лагеря "Псков" и "Байкал": 4 недели, 35 чел.
  Лагерь "Ноев ковчег": 2 недели, 37 чел. Лагеря "Севастополь" и "У семи сосен" :2 недели, 46 чел.

ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЛАГЕРНИКОВ В 1956 г.: 446 чел.

pp023-3.jpg


Подготовка кадров
  В течение 1956 года проведены следующие Курсы:
  - Пятнадцатый Курс Начальников Отрядов (КНО): Мельбурн,Аделаида, Лос-Анжелес.
  - Шестнадцатый Курс Начальников Отрядов(КНО): Мюнхен, Штутгарт, Гамбург
  Париж, Сан-Франциско.
  (На ХVI КНО прочитано также несколько лекций по программе КДР)
  - Курсы для Вожаков (КДВ):
  1. Сан-Франциско.
  2. Буэнос-Айрес.
  3. Мюнхен.
  4. Мельбурн.

  3. Издания ОРЮР

  В настоящее время регулярно выходят нижеследующие периодические издания: "СКАУТ-РАЗВЕДЧИК" - иллюстрированный журнал для юношества, в
  частности, для разведческого возраста. Выходит раз в два месяца.
  "ВЕСТНИК РУКА" - орган связи разведческих руководителей.
  Выходит ежемесячно. "ОПЫТ" - журнал для руководителей и старшей ветви. Выходит поквартально.
  Адреса представителей наших изданий: Австралия: Nicholas DONNER - 66, Kintore Ave. - PROSPECT (S.A.) - Australia.
  Аргентина: Igor BRUSNIKIN - Puan 329 - CASEROS (B's.A's.) - Argentina. Германия: Helen POSDEEV - Oberammergau (Obb.) - Haus "Osterbichl" - Deutschland.
  Франция: Wadim TIKBONITSKY - 12, rue Daru - Paris (8) - France.
  Сан-Франциско: Michael DANILEVSKY - 900 Oak str., apt. 1 - SAN-FRANCISCO, Calif.-USA. Нью-Йорк: Nicholas IVANOV - 92, E.Broadway, apt. 3 - NEW-YORK.2 - NY - USA. Лос-Анжелес: Victor ROZENBERG - 658 No.Heliotrope Dr.- LOS-ANGELES, Calif. - USA.

  "Опыт" за 10 лет...

  - Основан в 1946 году в Мюнхене скм. Сергеем ТАРАСОВЫМ (Ежом).
  - За 10 лет вышло 23 номера, общей сложностью в 729 страниц (не считая обложек). Самый "тонкий": 16 страниц (номер 2). Самый "толстый": 48 страниц (номер 16).
  - Тираж: каждый номер издавался в среднем в 150 экземплярах. Максимальный тираж: 250 экз. (номер 13).
  - "Опыт" печатался:
  номера:1-11 в Германии,
  12 в Буэнос-Айресе,
  13 в Нью-Йорке,
  14 в Сан-Франциско,
  15 в Буэнос-Айресе,
  16 в Нью-Йорке,
  17 в Австралии,
  18 в Нью-Йорке,
  19 в Париже,
  20 в Буэнос-Айресе,
  21-22 в Мюнхене,
  23 в Париже.
  - Особым приложением к следующему номеру "ОПЫТА" будет издано Содержание журнала за 10 лет.
  В следующих номерах:
  Записная книжка рука (Акела) Еще о лагерях ГО 1956 г. (Акела) Пионерская дружина (продолжение)
  План работы Отделения Одиночных Разведчиков (Горностай) Волчатский цикл "моряк" (Черный Орел)
  Звено-ячейка, как основная воспитательная единица.