Журнал скаутских руководителей "Опыт" №24

pp024.htm Журнал "ОПЫТ" № 24  (1957г.)

БЕСЕДА СТАРОГО ВОЛКА

  Только что исполнилось сто лет со дня рождения Роберта Баден-Пауэлля, известного миллионам юношей и девушек под кличкой "Би-Пи", и бывшего первым и единственным старшим скаутом мира. Летом исполнится пятьдесят лет с того дня, как прославленный английский генерал собрал двадцать мальчиков и устроил с ними первый в мире летний, скаутский лагерь. Этот лагерь с мальчиками вызвал большие перемены в жизни его устроителя. Баден-Пауэлль, под впечатлением своего общения с мальчиками написал "Скаутинг фор бойс", а затем, когда его книга встретила восторженный прием у английских мальчиков, отказался от своей успешной военной карьеры и посвятил себя всецело делу воспитания молодежи.
  1957 год - год большого юбилея, который и мы, русские скауты-разведчики, отметим, особенно в нашей руководительской среде. Баден-Пауэлль, и как человек, и как педагог " личность достойная внимательного изучения. Вся жизнь "БП" представляет пример служения Богу, родине и ближним, пример бескорыстной любви к молодежи и посвящения себя делу воспитания. Педагогическое же творчество "БП", отраженное в его книгах, речах и статьях, представляет большую ценность и сейчас, 50 лет после начала его деятельности и 16 лет после его кончины. Его идеи сохранили свою жизненность, несмотря на огромные перемены происшедшие в мире с наступлением "атомного века". Как известно "БП" не был теоретиком и никогда не занимался педагогикой как наукой. Он даже как-то сказал: "Пе-да-го-ги-ка? Я не знаю, что это такое!" Однако вечно юный старик на практике отлично знал, что такое педагогика. Его понимание души ребенка, его трезвая оценка возможностей воспитателя, его методологическая фантазия сделают честь любому профессиональному воспитателю.
  К большому сожалению нам не доступны труды "БП" на русском языке. Тем не менее имеются отличные переводы его книг на важнейшие языки, и я очень рекомендую нашим руководителям ознакомиться с ними. Скажу о себе, что при всем своем немалом опыте, перечитывая "Скаутинг фор бойс" или "Советы руководителям", я всегда нахожу мысли обогащающие мой кругозор и мое понимание разведчества.
Несмотря на все внешние перемены в жизни человечества, секрет успеха внешкольной, общественной педагогики, выраженной в скаутизме, всегда будет в возвращении к простому, но гениальному приему - истинной самодеятельности детей в обстановке здоровой жизни на лоне природы.
Именно этому учит нас и к этому зовет Баден-Пауэлль.
  Мне недавно оказал один друг, наш руководитель, что его дети увлекаются чтением "Трех мушкетеров". Читают они новое советское издание этого бессмертного романа Александра Дюма. Однако и другие дети увлекаются "Тремя мушкетерами". Недавно в "Комсомольской правде" была статья, из которой мы узнаем, что где-то в России (любопытно, что город не указан) "рас- крыто" тайное общество" учеников средней школы - "Мушкетеры". "Мушкетеров" было не три, а пятнадцать. Под впечатлением прочитанных исторических романов, они создали свое тайное общество с особым уставом, церемониалом приема и традициями. Девиз "мушкетеров" был - "честь".Соответственно девизу и поведение "мушкетеров" было рыцарским. "Засыпались" они на том, что в "День женщины" положили девочкам в школьном общежитие анонимные подарки. Девочки конечно страшно заинтересовались, приняли свои меры - и бедные "мушкетеры" были вскоре разоблачены. Самое значительное во всей этой истории то, что "Комсомольская правда" рассердилась чрезвычайно. Как это возможно? При наличии комсомола и пионеров? Вне партийных организаций? Газета, которой определенно действуют на нервы беспрестанно "разоблачаемые" "тайные организации" школьников и студентов заявляет, что совершенно необходимо покончить с подобным "скаутизмом"! Не правда ли, как хорошо?
  Как нашим руководителям вероятно, известно, я сейчас нахожусь, вот уже несколько месяцев, в санатории, в которой мне придется провести еще некоторое время. Не скрою, что пребывание в санатории - испытание требующее от человека много терпения и волевых усилий. Необходимость бороться о болезнью и вынужденное ограничение свободы не способствуют хорошему настроению. Тут то и приходится напоминать себе постоянно, что "идти на разведку" можно везде, даже в больнице или санатории. Между прочим, в санатории горожанин гораздо ближе к природе, чем в городе. Тут же за забором начинается лес. Когда я засыпаю вечером, из леса часто доносится крик совы ("Да кричит по ночам сова..."). Недавно, в проливной дождь, ко мне в комнату влетел ворон и сел сушиться на спинке кровати ("Черный ворон, что ты вьешься..."). Несколько лет тому назад, в этой самой санатории я как-то нашел ежа, видел лисицу на охоте за мышами. Впрочем, эта разведка отнюдь не самая важная или интересная. Гораздо ценнее то общение с людьми, которое становится возможным в больнице. Оно расширяет кругозор (сужаемый обычной домашней жизнью), дает возможность наблюдения за трудом людей посвящающих себя ближним - сестер, санитаров, врачей. Самое ценное наконец - встреча с больными. Страдающий человек раскрывает нам полностью то, что не заметно в "нормальной"жизни, о чем мы подчас забываем среди своих профессиональных, научных или организационных забот и интересов.
  Сколько здесь возможностей совершать наше скаутское "доброе дело"! И прежде всего - непосредственно воздействовать на людей, которые остро нуждаются в утешении, поощрении, симпатии. Именно здесь понимаешь огромную ценность скромного, сердечного "доброго поступка" (это более правильный перевод английского "гуд терн"), учишься различать существенные дела в жизни людей от внешней мишуры, формы и условностей.
  Счастливой разведки! Ваш
pp0241.jpg

"This is just to remind you when I have passed on that your cusiness in life is to be happy and to make others happy... God has given us a world to live in that is full of beauties and wonders and He has given us not only eyes to see them but minds to understand them if we only have the sense to look at them in that light. We can enjoy bright sunshine and glorious views. We can see beauty in the flowers. We can watch with wonder how the seed produces the young plant which grows to a flower, which in its turn will replace other flowers as they die off. For, though plants, like people, die, their race does not die away, but new ones are born and grow up to carry on the Creator's plan... So guide others to happiness and you will bring happiness to yourselves, and by doing this you will be doing what God wants of you".
  (Из последнего обращения БП к разведчикам.)

ВСТРЕЧА СО СКАУТИ3МОМ (из воспоминаний)

  В 1907 году я открыл дом для трудновоспитываемых детей, которых я взял из сиротских домов, где они себя чувствовали очень несчастными. На следующий год я уcтроил для них лагерь. Там было все, что мог пожелать ребенок: озеро для плавания, лес для игр, холмы для лазанья, - и все же дети были как то странно безразличны ко всем этим привлекательным вещам и, если я их не подгонял, не проявляли никакой активности. Энергично себя вели только шалуны, но эта энергия выражалась в разрушении. Они расстраивали все мои планы, портили игры, подрывали доверие, которое я пытался создать между нами. Моя теория, что если детям дать полную свободу все пойдет хорошо, потерпела жестокий удар.
  Однако, до того как мне пришлось устраивать следующий лагерь, произошло событие - я познакомился со "Скаутинг фор бойс". Один отставной полковник рассказывал мне как-то про перемены происшедшие с мальчиками в его деревне. Они больше не ломали его яблонь и не крали фруктов, наоборот, если ему что-нибудь надо было сделать, скауты всегда охотно это делали не расчитывая ни на какую награду. Между ним и бывшими хулиганами крепла дружба. Я купил книгу БП: что это была за книга! В ней я нашел ответ на все мои больные вопросы. Свобода была уместна, но вместе с ней надо было давать правильные возбудители детям. Мы последовали советам БП, и произошла потрясающая перемена. Я больше не был начальником, которого надо было перехитрить, но избранным руководителем мальчиков, носящим ту же форму, давшим тоже торжественное обещание. Мне больше не приходилось подгонять их, теперь они меня подгоняли: "Когда вы научите нас плавать, можно нам сегодня разжигать костер, можно мне сварить завтрак..., почему все это произошло?
  Получение и ношение значка (честолюбие) не очень благородное побуждение, но БП был реалистом: в то время как мы боролись с волнами, он плыл по ним. Его призыв мог остаться бесплодным, если бы не одно обстоятельство. Он не только указал воспитателям, как обращаться с мальчиками, он обратился к самому мальчику. И всюду, куда попадала его книга происходило тоже самое:
  мальчики (и девочки) рвались поступить в скауты. К счастью для мира, БП был не только пророком, но также и руководителем, и организатором. Новое движение охватило всю страну, но у него уже были готовы планы на этот случай.
  Прошло 50 лет, и мальчики и девочки по прежнему доказывают правильность его методов. Мы, верящие в идеалы и в цель, которые он имел в виду, должны сказать другим о средствах нужных для их достижения, сказать им о нашем опыте и о том, как он обогатил нашу жизнь.
  ВОТ ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ, ВЫРАЖЕННЫЕ ТЕЛЕГРАФНЫМ СТИЛЕМ - - ТОВАРИЩЕСТВО И ЗНАНИЕ СВОЕГО ДЕЛА.
  БП.


Вкратце, методы БП можно передать в четырех пунктах.
  Во-первых, он говорил об игре. Только когда ребенок нестеснен, свободен и. счастлив как во время игры, может он полностью развивать свою личность и учиться самоконтролю. Так, как котенок ловящий свою мать за хвост учится ловить мышей, так и ребенок лучше всего готовится к жизни посредством игры. Храбрость, готовность, наблюдательность, честность - все эти качества невозможно приобрести только по указке.
  Во-вторых, скаутское движение он сделал орденским обществом с законами, тайными знаками, церемонией приема. Мальчик может стать скаутом только если он выдержит необходимые испытания и принимает их добровольно. БП говорит: "Скаут вежлив... и т.п.", а не "скаут должен быть...". "Как человек ощущает своим сердцем, таков он и есть". Один волчонок, отказывавшийся принять лекарство, вдруг задумался и сказал: "Дай мне мой волчатский берет". Надел берет и выпил лекарство залпом.
  В-третьих, он дал нам звеновую систему. Глубочайшее стремление человеческой природы - быть кем-то, быть нужным, быть важным. Это томление, к несчастью, - часто причина преступности - находит благотворный выход в звеновой системе. Вступив в звено мальчик чувствует; что с ним считаются, его предложения выслушивают, в его талантах нуждаются; если ему хочется власти не тратит это желание попусту в актах разрушения, но готовится к тому,чтоб) стать вожаком. Ему открыта дорога вверх.
  В-четвертых, БП подчеркнул важность личного подхода. Это мы должны стремиться приобрести и сохранить на вою жизнь. В Бекенхэме, в Кенте, живет старик, у которого есть драгоценная вещь: рисунок, изображающий его барабанщиком во время южно-африканской войны. БП, проезжая верхом, нарисовал его в своем блокноте, вырвал лист и дал ему улыбаясь: "Пошли это маме, ей это будет приятно".
  Этот эпизод отражает сердечность и понимание людей, которыми была пронизана вся жизнь БП. Мы, знавшие его, храним в памяти изображение БП такого, каким он был. Мы помним, как он, бывало, указывал на какую-нибудь мелочь и показывал нам, какие значительные выводы из нее можно сделать,
  как он развивал нашу слабую веру в собственные силы и приписывал другому заслугу за достигнутые результаты: как он поощрял нас идти вперед, не с хомутом правил на шее, но свободно, по собственному пути; как быстро он подбирал кличку, которая раскрывала двери дружбы и так проносила счастье через всю жизнь.
  А.М.Мейнар. (перевод с английского)
  Я ПРЕДЛОЖИЛ СКАУТИНГ, КАК НЕЧТО ХОРОШЕЕ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ, ПОТОМУ ЧТО САМ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ИМ БУДУЧИ МАЛЬЧИКОМ И ЗНАЮ, ЧТО, ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ИДТИ ВПЕРЕД И ИМЕТЬ РАДОСТЬ В ЖИЗНИ, БОЛЬШИМ ШАГОМ К ЭТОЙ ЦЕЛИ БУДЕТ ОБУЧЕНИЕ СКАУТИНГУ, ПОКА ВЫ ЕЩЕ МОЛОДЫ.
  (первая фраза первой статьи БП в первом номере журнала "Скаут", апрель 1908.)


РАЗВЕДЧИКИ


3ВЕНО-ЯЧЕЙКА, КАК ОСНОВНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
  Многим известна классическая патрульная система Роланда Филипса, в которой патруль рассматривается, как основная воспитательная единица разведческой организации, как маленький коллектив друзей, в котором дети и подростки приобретают первые общественные навыки, где очень часто их личные характеры сталкиваются с неожиданными препятствиями и где своеобразно разрешаются многие душевные конфликты.
  Позже, многолетним наблюдением над жизнью отдельных патрулей скм.И.А. Гарднер*) заметил, что патруль - это не просто шесть или семь мальчиков или девочек, что патруль имеет свою своеобразную структуру, что в патрулях могут быть более или менее спаянные "двойки", "тройки", к которым как-то примыкают "одиночки"; что между такими ядрами-ячейками и одиночками существуют своеобразные взаимоотношения. Понять структуру патруля- это значит понять закон его подъема и падения.
pp0242.jpg
  Схема: возможная структура патрулей
  Жизнь патруля бывает настолько сплоченной, что очень часто патруль называют естественной (природной) воспитательной группой. На самом деле, естественными в патрулях являются только ядра-ячейки, сам же патруль - ярко выраженная искусственная группа, как школьный класс, как детский сад, - разумеется со своим методом работы, своими забавами и своими развлечениями.
  Под естественной группой следует понимать группу, которая например существовала до вступления в патруль, оставалась ею во время работы в патруле и осталась после распадения патруля. Это обыкновенно небольшая
  *)Скм. Иван Алексеевич Гарднер был одним из руководителей Югославского отдела, а его "Патрульная система" частично печаталась в Белградском скаутском журнале "Вестник Скаута".



группа из 2-3 детей или подростков, редко 4, которых вы можете встретить вместе на улице, в кино; они часто вместе играют дома; это интимные друзья, для которых и само разведчество - один из видов интересного времяпровождения.
  Естественные воспитательные группы могут принимать самые разнообразные формы. Это могут быть дети одной и той же семьи, дети из соседних домов, дети разного пола и возраста. Все они конечно могут входить в Организацию как отдельные звенья, но это могут быть просто "двойки" и "тройки" того или иного патруля, которые можно рассматривать как отдельные воспитательные звенья-ячейки.
  Жизнь и работа таких звеньев-ячеек протекает в совсем других условиях и рамках, и идет параллельно патрульной работе, обыкновенно с ней не сталкиваясь; инструктаж - через советодательный и контрольный центр, состоящий из одного или нескольких руководителей. Сами патрульные вожаки не смогут справиться с подобной работой, но могут быть незаменимыми помощниками.
  Руководитель должен знать., что он не участвует, непосредственно, в жизни ячейки, но руководит ее жизнью. У него в рабочем столе лежат дневники каждой ячейки, из которых он видит и знает, что делают, чем интересуются, как учатся его воспитанники; знает окружающую среду, материальные возможности и характеры отдельных членов ячеек. Не важно, что руководители видят своих воспитанников раз, и то всего несколько минут в неделю: этого вполне достаточно, чтобы иметь на них определенное положительное влияние.
  Как и всякая работа, так и работа со звеньями-ячейками требует известной системы, известной последовательности. Сначала нужно "определить" воспитательную ячейку, изучить ее, составить ориентировочный план работы с ней и, проводя его в жизнь, превратить ориентировочный план в активный или рабочий план каждой ячейки в отдельности.
  Независимо от того работаем ли мы с естественными группами или нет, они существовали и будут существовать. Будут существовать без школ, без юношеских организаций, без нас. Их не надо организовывать. В этом их сила и "естественность". Никакие перебои в работе им не страшны, они существуют во время эпидемий и войн, их распадение обыкновенно происходит под влиянием высшей силы - отъезда, перемены квартиры. Кризисы бывают, но они только укрепляют группу.
  В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ ЕСТЬ ЗАКВАСКА ЛЮБВИ, "ЧАСТИЦЫ БОГА" (КАК НАЗЫВАЮТ ДУШУ), КОТОРАЯ, ЕСЛИ ПООЩРЯТЬ ЕЕ РАЗВИТИЕ, УВЕЛИЧИТСЯ ТАК, ЧТО ОПРЕДЕЛИТ ВЕСЬ ХАРАКТЕР МАЛЬЧИКА. ЛЮБОВЬ, КАК РАДИЙ, УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ПО МЕРЕ ИЗЛУЧЕНИЯ. ЗАЛОЖЕННАЯ В МАЛЬЧИКЕ, ОНА НЕ ПРЕКРАТИТСЯ В МУЖЧИНЕ. ОНА СТРЕМИТСЯ РАСТИ ПОКА НЕ ПРОНИЖЕТ ВСЕ ЕГО СУЩЕСТВО И КАЖДЫЙ ЕГО ПОСТУПОК, ПОКА, НАКОНЕЦ, НЕ ДАСТ ЕМУ ВЫСШЕГО СЧАСТЬЯ ОБЩЕНИЯ ЕГО ЛИЧНОСТИ С БОГОМ... ЗДЕСЬ, НА ЗЕМЛЕ.
  БРАТЬЯ, ПОКА МЫ В СОСТОЯНИИ, БУДЕМ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МОЖЕМ!
  БП.
  (из речи на конференции в Йорке, 1928 г.)


Работа руководителя состоит в том, чтобы сделать жизнь таких групп интереснее и содержательнее.
  Характерной особенностью естественной группы является дружба. Как товарищество присуще патрулям, так дружба отмечает группу. Уточним понятия товарищества и дружбы. "Другом мы называем близкого, преданного нам человека, который уважает и любит нас, который рад поделиться с нами самыми сокровенными своими мыслями и чувствами, который наконец готов в трудную минуту прийти к нам на помощь, поддержать, подбодрить, подсказать нам; человек, к которому мы относимся как к брату, как к сестре... Дружба - одно из самых высоких, самых благородных чувств, какие может питать человек к человеку. Во имя дружбы люди совершают благородные, самоотверженные поступки, идут на славные, героические подвиги. Дружба облагораживает. Под ее влиянием люди становятся лучше, отзывчивее, сердечнее.
  "Товарищами мы называем людей, с которыми работаем, учимся, которые идут с нами по одному и тому же жизненному пути, к одной и той же цели. Недаром русская пословица говорит: "Товарищество не дружба, а связывает". Стремление к дружбе, к товариществу - одно из самых лучших качеств людей. Когда мы хотим похвалить достойного человека, мы говорим: он хороший товарищ, верный друг..."*)
  Работа руководителя в данном случае и состоит в укреплении дружбы, оставаясь в тени, он дает советы группам, ведя их по заранее намеченному пути.
  Когда химик производит какой-нибудь опыт, он обыкновенно заранее знает, каков будет эффект и каковы последствия. Точно также руководитель, применяя тот или иной воспитательный метод заранее предвидит определенную реакцию.
  Бывают случаи, когда химики в своей экспериментальной работе доходят до сенсационных открытий. Такие "открытия" возможны и в нашей разведческой работе, если мы в нашу работу внесем экспериментальный дух, будем научно "подкованы"...
  Не следует забывать, что наша работа должна охватывать элементы науки, искусства, литературы; мы должны давать пищу уму и сердцу, душе и телу, реальности и фантазии; развивать волю, - все в занимательной форме. Мы должны владеть всеми психологическими и педагогическими достижениями, как владеем топором и картой. А это, поверьте, не так уж трудно. Сколько бы дети ни были заняты школой, юношескими организациями и пр., они всегда значительное количество времени проводят дома. Они "что-то" там делают, "чем-то" занимаются, "во что-то" играют, очень часто просто слоняются из угла в угол не зная, чем заняться.
  Домашний круг, это круг интимной жизни, обыкновенно закрытый для окружающих, но всегда открытый для друзей, и вот тут-то звенья-ячейки и проводят свои самые интересные минуты. Организация этой работы - одно из заданий руководителя. Работу на дому я называю "уголковой работой" (Уголок - это место в доме, где дети складывают свои игрушки, свои книги, где они готовят уроки и т.д. Такие одиночные уголки могут иметь свои флажки, эмблемы и пр.) скм. И. Светов
  (в следующем номере: Конкретный пример)
  *)А.Блатин - "Дружба и товарищество".

ВОЛЧАТА

ПЛАН РАЗРАБОТКИ
НЕСКОЛЬКИХ ЦИКЛОВЫХ ИГР ДЛЯ СТАИ
  Ниже я вам предлагаю ряд тем, которые можно развить в виде цикловых игр. За основу предлагаю взять примеры данные в разработанных мною темах "Дружинник" и "Полярник" (изд.ОРЮР). Я приблизительно наметил, как могли бы быть развиты эти темы, но вы сами можете их изменить или дополнить, так как это сырой набросок. К нему нужно подыскать материал - детскую литературу - зарубежную, советскую, иностранную. В каждом сборе должно быть много движения, нечто поучительное и ручной труд. Подобранные для сбора беседы, игры, песни и т.д. следует представить в виде драматизованного действия; в котором участвует 10-12 волчат.
  Итак, перед вами небольшая стая из 10 волчат младшего (7-9) или старшего (9-11) возраста. В поисках за новыми идеями развивайте побольше фантазии, но не забывайте, что это не разведчики, а волчата. Давайте побольше драматизованной игры, увлечь нужно фабулой и "обстановкой".
  А в следующем номере "ОПЫТА" я сам вам детально разработаю (по иной схеме, чем приводимая мною здесь) цикловую игру на специальность "моряк".
  скм. Игорь Шмитов.
 
  1-й сбор 2-й сбор 3-й сбор 4-й сбор
МОРЯК Устройство парохода (из ящиков...), подъем флага и первый выход в море. Буря и нападение пиратов. Кораблекрушение у берегов Тихого океана. Нападение туземцев. Морской парад на новом судне в Кронштадте.
СЛЕДОПЫТ Стрельба из лука. Вырезание себе тайных знаков. Охота на оленя. По следам человека. Что произошло тут? Выслеживание "вора".
КУПЧИК Снаряжение 

каравана.

Нападение разбойников. Поиски клада у берегов Каспийского моря. Продажа товаров на ярмарке в Нижнем-Новгороде.
  1-й сбор 2-й сбор .3-й сбор 4-й сбор
ХРИСТОСЛАВ "Путешествие"по местам, где жил Христос. Устройство "вертепов". Подготовка колядок и елочных украшений. Колядование на Рождество.
КАЗАК Жизнь в стане казаков. Нападение турок. Завоевание Сибири. Постройка "городища". Езда на конях.
СЛАВЯНИН Селение славян. Лепка из глины, постройка вала. Поход на соседей. Пляски у костра Поклонение Перуну. Свержение Перуна. Владимир Красное Солнышко.
ПОЖАРНЫЙ Делание касок и топориков. Строй. Лазание по лестнице. Бег, узлы. Ложная тревога. Тушение пожара, спасание раненых, прыжки. Парад, награждения, песни и т.д.

ПОД ВЫРАЖЕНИЕМ "СТАРШИЙ БРАТ" Я ПОНИМАЮ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ УМЕЕТ СОЗДАТЬ ТОВАРИЩЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ СО СВОИМИ МАЛЬЧИКАМИ, УЧАСТВУЯ ЛИЧНО В ИХ ИГРАХ И ВЕСЕЛЬЕ, ЗАСЛУЖИВАЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ ИХ ДОВЕРИЕ И ЗАНИМАЯ ПОЗИЦИЮ СУЩЕСТВЕННУЮ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ, ИМЕННО ТАКУЮ, С КОТОРОЙ ОН СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ ВЕДЕТ ИХ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ, А НЕ ИЗОБРАЖАЕТ ТОЛЬКО ДОРОЖНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ, К ТОМУ ЖЕ ЧАСТО НАХОДЯЩИЙСЯ СЛИШКОМ ВЫСОКО НАД ИХ ГОЛОВАМИ.
  БП.(Книга для волчат)
  САМОЕ ВАЖНОЕ - ДО КОНЦА ПОНЯТЬ УКАЗАННЫЕ ЗДЕСЬ ЦЕЛИ И ДУХ. Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ ВОЛЧАТНИКИ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ОПУТАННЫМИ ТРАДИЦИЯМИ, ПРАВИЛАМИ И ПРИМЕЧАНИЯМИ. ИХ СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ И ВООБРАЖЕНИЕ, ИХ СОБСТВЕННОЕ МАЛЬЧИШЕСТВО И СИМПАТИЯ К ПРИРОДЕ МАЛЬЧИКА БУДЕТ ИХ ЛУЧШИМ
  ПУТЕВОДИТЕЛЕМ. БП.(Книга для волчат)
  ПОД СЛОВАМИ "БЫТЬ ХОРОШИМ" Я ПОДРАЗУМЕВАЮ - БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ И ОКАЗЫВАТЬ НЕБОЛЬШИЕ УСЛУГИ ЛЮДЯМ, ДРУЗЬЯМ ИЛИ НЕЗНАКОМЫМ. ЭТО НЕ ТРУДНОЕ ДЕЛО, И ЕСЛИ ВЫ РЕШИТЕСЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ОКАЗЫВАТЬ ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ ОДНУ УСЛУГУ КОМУ-НИБУДЬ, ТО СКОРО У ВАС ОБРАЗУЕТСЯ ПРИВЫЧКА ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ ВСЕГДА. НЕВАЖНО, ЧТО "ДОБРЫЙ ПОСТУПОК" НЕВЕЛИК - ХОТЯ БЫ ОН СОСТОЯЛ В ТОМ, ЧТОБЫ ПЕРЕВЕСТИ СТАРУШКУ ЧЕРЕЗ ДОРОГУ ИЛИ ЗАСТУПИТЬСЯ ЗА КОГО-НИБУДЬ, О КОМ ПЛОХО ГОВОРЯТ. САМОЕ ВАЖНОЕ - ДЕЛАТЬ ЧТО-НИБУДЬ.
  БП.


ОДИНОЧКИ


ПЛАН РАБОТЫ О.О.Р.
  Этот план был составлен несколько лет тому назад скм. Доннером для Отделения Одиночных Разведчиков Западногерманского Отдела (ООР ЗГО). Мы его помещаем не для прямого использования в виде "готового рецепта", а лишь как конкретный пример, который можно принять во внимание при составлении подобных планов. Ред.
 

  Ноябрь Декабрь Январь
Секретариат Списки членов. Заполнение опросно контрольных листов. Членские карточки. Книга переписки. Хроника-"Летопись". Листы характеристики.Архив пособий, моделей,образцов ручного труда... Отчет за первую четверть разв. года. Хроника-"Летопись". Архив. Повестки и плакаты 

для Елки.

Казначейство Книга приходов и расходов. Членские взносы. Финансовый план (смета приходов и расходов). Сбор денег по подписным листам. Продажа разведч. открыток, памяток, изделий ручного труда. То же, что и в декабре. Вопросы связанные с устройством елки.
Духовно- 

религиозное воспитание

Разработка материала из разрядов. Объяснение церков. службы. Беседы на темы праздников и о рождественноск. посте. Разбор первого пункта ТО. 4.12:Введение. 19.12:свят.Николая. 

Предложенный материал оформить в виде бесед (личных, в письмах) или использовать печатные издания центра. 

Смысл и дух.глубина разведч. гимна. 

7.1:Рождество Хр. 19.1:Богоявление.


  Ноябрь Декабрь Январь
Национальное воспитание Родиноведение: история и география России в виде отдельных занимательных бесед, статей, очерков, рассказов, иллюстрируемых рисунками, фотографиями и пр. Российская литература, музыка, искусство, наука (статьи, рефераты об отдельных книгах, статьях...) "Книгомонтажи". "Российский календарь": юбилеи и годовщины великих людей. Важнейшие исторические даты.
Чтение книг Составить список книг для каждого возраста. Заинтересовывать рекомендуемыми книгами. В письмах спрашивать мнения о прочитанных книгах. Критика современных изданий зарубежья.
Доброе дело Беседы о ДД. Идеи.Конкретные примеры. Идеи.Рассказы в журнале.
Контакт с родителями и общественностью Лично познакомить с родителями одиночек. 
Вести переписку с родителями (о работе, проводимой с их сыном...)Приглашать на сборы и выступления единиц-"баз". "День матери". Снабжать родителей разведческой литературой и специальной литературой для родителей. Создать круги сочувствующих работе ОРЮР. Ознакомить местные общественн. группировки с идеологией и методикой разведчества. Осведомлять их о нашей деятельности. Помещать статьи и заметки в местной прессе.
Связь с другими единицами ОРЮР Поощрять переписку с членами других единиц. 
Организовать поездки в гости к ближайшим единицам-"базам" (совместный поход,"День матери","елка"...) Информировать членов ООР о жизни и деятельности всей организации.
Контакт с другими ск. орг-циями Всячески поощрять знакомства и дружбу с членами других ск. организаций. Содействовать устройству встреч с иностранными скаутами.
Сборы и походы Имеющиеся одиночные звенья должны работать и жить жизнью нормальных звеньев (по звенсистеме). Также и одиночные группы (в зависимости от общности интересов). Весь материал предлагаемый в плане проходится на сборах и в походах. Сборы один или два раза в неделю 
2 похода на целый день. 
Зимние походы на полдня. Игры в снегу. Лыжи,санки.
Издательство Из Центра ООР будут получены: 2 номера журнала "У костра" (изд.ООР) брошюра "Что такое разведчество?" (проп.материал) "3-ий разряд" (заочные сборы) разв. открытки ко "Дню матери", рождественские...

Примечания:
 

1. ООР приступает к работе в ноябре. 
2. Предлагаемый план работы рассматривать как направляющее русло работы всех одиночных районов ЗГО. Отнюдь не требуется строго выполнять всего указанного в плане. Руководствоваться им применяясь к возможностям на местах.
3. Из центра ООР ЗГО будут все время поступать пособия, инструкции, материалы и 

идеи на разные темы затронутые планом. Однако, обязанность каждого начальника одиночного района - самому подбирать материалы и искать возможностей выполнить план.

4. В центре ООР ЗГО будет издаваться информационный вестник "У костра", в котором будет помещаться часть материала и инструкций по плану. Обязанность всех начальников Районов сотрудничать в "У костра", а также привлечь своих одиночек к участию в нем.
5. Каждый начальник одиночного района обязан составить свой план работы в соответствии с общим планом и прислать его в центр ООР до 15 ноября. Также все вопросы и соображения относительно общего плана прошу прислать в центр заранее.
6. Единица-"база" - это более крупное соединение (дружина, отряд...), находящееся вблизи местожительства одиночек. Одиночки могут приезжать на сборы этой единицы, принимать участие в ее походах, лагерях и выступлениях.

Арользен, 15 окт. 19. Горностай.


В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ


3АПИСНАЯ КНИЖКА
  На лекциях по звеновой системе у нас читается о звеновой книге. У французских одиночек, преимущественно больных ребят, находящихся в больницах и санаториях, существует "roulante" - подобие звеновой тетради, облетающей разобщенных ребят и приобщающей их к разведческой жизни. Иметь свои записные книжки рекомендуем мы и нашим ребятам - в них могут находить место материалы по прохождению разрядов и многое другое. Не мешало бы иметь нечто подобное и братьям рукам. Меня еще разведчиком поражало то обилие материалов, которое хранилось у Старого Бука, Бурого Медведя, Барсука, Горностая и других скаутмастеров. У меня самого тоже есть кое-какие записки, но о них я лучше умолчу. Однако недавно еще пришлось заглянуть в записную книжку одного молодого руководителя. В ней я, в частности, нашел много интересных цитат. Поскольку относились они преимущественно к традиционной "акелиной" теме, я часть из них записал себе на память. Кое-какими из них, взятыми вполне произвольно, я хочу поделиться с братьями руками.
  "Некоторые люди не могут простить солнцу того обстоятельства, что от него нельзя в любой момент прикурить сигару". Карлейль.
  Это изречение английского историка и мыслителя направлено против всех утилитаристов. Бьет оно в какой-то мере и наших братьев "пюр-скутистов", которые за вполне нужной, но ограниченной "узелистикой" не видят смысла нашего символа "БКС".
  "Великий человек никогда не знает, в чем его система; систему создают его ученики".
Вейс.
  (надо бы справиться в "Who is who", что это за дядя!). Это в значительной мере действительно и для нашего учителя Баден-Пауэлля, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Это не исключает, а подтверждает его гениальность.
  "Самые жаркие места в аду уготованы тем, кто в эпоху кризиса соблюдает нейтралитет".
Данте.
  Поэт грани средневековья и Возрождения, творец "Божественной комедии" как будто бы предвидел наш век воинствующего и безнравственного нейтрализма. Не об этом ли говорит наш гимн: "Тем позор, кто в низкой безучастности..."
  "Природа не слепок, не бездушный лик;
  В ней есть душа, в ней есть свобода,
  В ней есть любовь, в ней есть язык".
Тютчев.
  Не потому ли мы везем наших ребят в лагерь, при подъеме флага поем "В былинках на земли велик...", а у костра "Дальше, дальше..."
  "Сила духовной жизни у человека не в том, чтобы повторять заученные с чужого голоса правильные формулы - для этого... достаточно быть попугаем, - ... а в том, чтобы человек сам, внутренним свободным движением своего чувства, ума и воли определял свое отношение к истине, добру, сам жил своею верою. И если не все этого достигли, то все могут и должны быть к этому воспитываемы".
Вл.Соловьев.
  Читая эти строки, кажется, что они написаны великим русским философом специально для наших руководителей.
  "Есть люди, у которых радиус умственного горизонта равен нулю. Это место они и называют своей "точкой зрения". Гельмгольц.
  Известный немецкий ученый 19-го века отличался, видимо, сарказмом. Но разве можно ему отказать в остроте и правоте?
  "В основном - согласие; в спорном - свобода; и во всем - любовь".
Бл.Августин.
  Блаженный Августин был одним из величайших отцов и учителей Церкви. Отдельные моменты его учения, например теория предопределения, неприемлемы для православного сознания. Но вышеприведенные слова представляются мне преисполненными христианским пафосом, которому вечно следует учиться разведчеству.
  Акела.
  Знакомы ли вы, братья руководители, с обильным материалом содержащимся в "Беседах у костра" Старого Волка? Это издание вам будет выслано по первому требованию складом "Главной Квартиры".



 

ПАМЯТНЫЕ ЛАТЫ

1957

А. Общая история
  Тому назад...
 

10 лет - - "Доктрина Трумэна" о защите от коммунизма стран, находящихся в опасности. Прекращение насильственной репатриации русских.
20 лет - - Похищение генерала Миллера. "Чистка" Красной Армии, уничтожение ее командования (1937).
35 лет - - 1922: Белые эвакуируют Владивосток. Конец гражданской войны.
40 лет - - 1917: Революция в России.
75 лет - - 1882: смерть Скобелева.
80 лет - - 1877: война за освобождение славян.
90 лет - - 1867: Нобель изобрел динамит. Россия продала Аляску Соединенным Штатам за 7.200.000 долларов.
100 лет - - смерть Глинки (1857).
120 лет - - 1837: смерть Пушкина.
125 лет - - смерть Гете (1832).
130 лет - - битва у Наварина. Смерть Бетховена (1827).
150 лет - - 1807: Битвы у Фридланда и Эйлау. Мир с Наполеоном в Тильзите. Морские битвы с турками в греческом Архипелаге. Изобретен Фультоном первый пароход.
160 лет - - 1797: умер барон Мюнхгаузен.
175 лет - - учрежден орден св.Владимира. Начало Семилетней войны (1782).
200 лет - - 1757: победа над пруссаками у Гросс-Егерсдорфа.
275 лет - - 1682: провозглашение Петра I царем. Стрелецкий бунт.
375 лет - - 1582: основание сибирского казачьего войска.

Б. Скаутские годовщины
  Тому назад...
 

5 лет - - 1952: выбран 11 Совет ОРЮР (впервые выборы происходили по переписке, чтобы дать возможность голосовать всем активным руководителям, где бы они ни находились).
10 лет - - 1947: введена новая программа КДР. Основан "Свисток" (после слития с "Гвоздем" - нынешний "Скаут-Разведчик"). Второй Съезд ОРЮР в Легау. Издан "Справочник для руководителей". Шестое Джембори в Муассоне. Резолюция Международного бюро о непризнании эмигрантских скаутских организаций.
15 лет - - 1942: V КДР, в Варшаве. Инструкторская Часть обосновывается в Варшаве. Вводится термин "белочки" для младшей женской ветви.
20 лет - - 1937: 1 КДВ), в Югославии (Шуметлица). V Джембори, в Голландии (Фогелензанг).

Тому назад...
 

25 лет - - 1932: основан отряд "Генерал Корнилов" в Сараево, Югославия.
30 лет - - 1927: гибнут в борьбе за Россию б.скауты Териокского отряда Юрий Петере, Александр Сельский, Мария Захарченко-Шульц и др.
35 лет - - 1922: запрещение скаутов в России. Основание пионеров. Русские скауты приняты в Международную скаутскую организацию. 1-я Международная скаутская конференция в Париже. Выход в свет "Рове- ринг ту саксесс".
40 лет - - 1917: БП издает "Герль-гайдинг", книгу для разведчиц.
45 лет - - 1912: первое публичное выступление юных разведчиков в Петербурге на царском смотру учащейся молодежи.
50 лет - - 1907: БП проводит первый лагерь о мальчиками на острове Браунси, и после него берется за писание "Скаутинг фор бойс".
100 лет - - 22 февраля 1857, родился Роберт Баден-Пауэлль, основатель скаутского движения.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВЕДЧИКОВ

  -- Что вы увидите? (игра на умение читать карту)
  Руководитель дает нескольким звеньям по хорошей, крупномасштабной карте той местности, где расположен лагерь и указывает на ней какое-нибудь определенное возвышенное место. Звенья должны вообразить, что они находятся на этом месте и в течение определенного времени, "прочтя карту", описать все, что они видят, и сделать предварительные зарисовки. Сдав листки с записями руководителю они идут на указанное место и там уже по настоящему записывают и зарисовывают все, что видят. Выигрывает звено наиболее верно сделавшее предварительную запись и зарисовку. В зависимости от времени и опыта звеньев в чтении карт можно определять угол наблюдений - от 900 до всех 3600.
  -- Большой Ким (игра на наблюдательность)
  Руководитель выбирает лесную тропинку, и отметив 50-60 метров, распределяет на разных промежутках ряд заметных предметов, напр.: кусок веревки, котелок, звеновой флажок, топор и т.д. По этой тропинке затем проводится (медленно, но без остановки) звено или отряд. Запомнив все увиденное, разведчики должны записать все предметы. Пункт можно считать и по предметам и по порядку их.
  В начале можно выбирать яркие, хорошо бросающиеся в глаза предметы, переходя постепенно к мало заметным, сливающимся по цвету с окружающим фоном.
  (Игра может быть включена в бег на 3-ий разряд).
  -- Игра Кима с бегом
  Руководитель ходит по лесу с мешком, из которого вынимает по очереди ряд. заметных предметов, которые держит в течение двух-трех минут над головой. Разведчики прячась от него следят за ним. Первые буквы названий этих предметов составляют название места, куда нужно как можно скорее попасть.
  (Например, руководитель вынимает картошку, увеличительное стекло, хлеб, нож и яблоко - это обозначает; что разведчику нужно бежать на кухню.)
  Если руководителю удается заметить кого-нибудь,следящего за ним, он позвав его по имени, записывает ему минус. Выигрывает тот, кто раньше всех попал в назначенное место и имеет наименьшее количество минусов.
  Игру можно осложнить выниманием предметов в неправильном порядке (нож, хлеб, картошка и т.п...): разведчики должны будут расшифровать переданное. Игру рекомендуется начинать в 1-2 километрах от места назначения. В случае невозможности достать предмет для определенной буквы (как, напр.,
  для "ь") эти буквы можно передавать по Морзе или семафором.
  -- Сцепка и наблюдатели
  В игре принимает участие 2 звена. Одно из них получает от руководителя открытку, на которой написано какое-нибудь задание. Звено отправляется в лес, на опушку, и это задание(сцепку) исполняет. Второе звено должно незамеченным пронаблюдать и возможно точнее записать предполагаемый текст задания. После этого звенья меняются ролями.
  (перевел с английского ски.В.Тремль).

ИГРЫ ДЛЯ ВОЛЧАТ

-- "Осенние листья" - междушестерочная игра (специальность "наблюдатель")
  Материал: Квадратные кусочки бумаги (сторона - 3 см.) всех цветов шестерок. Выбрать шесть обычных деревьев, таких как дуб, береза, клен, липа, ясень.., чьи листья имеют легко запоминающийся силуэт. Для каждого дерева нужно столько бумажных квадратиков, сколько есть букв в его имени. На каждом квадратике нарисовать силуэт соответствующего листа и в центре напишите одну из букв, составляющих его имя.
  Правила игры: Разбросать "листья" по комнате. Волчата начинают собирать "листья" - каждая шестерка свой цвет."Листья" сдаются в шестерочный угол, где один из шестерки подбирает их по буквам и таким образом выясняет, о каких деревьях идет речь. Кто первый справится с этой задачей?
 -- Мешание красок (специальность "художник")
Материал: Для каждой шестерки шесть карточек следующих цветов: желтая, красная, синяя, оранжевая, зеленая и фиолетовая.
  Объясните волчатам, что есть три основных краски: желтая, красная и синяя. Если две основных краски мешать, получается новая краска. Желтая и красная делают оранжевую; желтая и синяя - зеленую; красная и синяя - фиолетовую. Если смешать желтую, красную и синюю, получится серая.
  Правила игры: Шестерки сидят в своих углах. Волчата перенумерованы от 1 до 6. Волчатник выкликает номер, и за ним краску. Если он говорит: "5, фиолетовая!", то волчата с номером 5 должны взять красную и синюю карточки и передать их волчатнику. Кто будет правильнее всего и быстрее всего составлять все комбинации? -- Шестерочная работа (специальность - "художник")
Материал: Большой лист оберточной бумаги для каждой шестерки. Белая бумага в двухсантиметровых полосах. Карандаши и ножницы. Клей и кисточки. Цветная клейкая бумага.
  Задача: Каждая шестерка должна сделать "карту" местности вокруг берлоги, изображая белыми полосами улицы и площади, цветными квадратиками и треугольниками аптеки, квартиры врачей, полицейские участки, почтовые и пожарные ящики, гостиницы и т.д. Парки могут быть отмечены силуэтами деревьев. В углу "карты" поместить таблицу с объяснительными знаками.
  (перевел с английского ББМ.)

МОЛОДЕЖЬ НА РОДИНЕ

ПИОНЕРСКАЯ ДРУЖИНА (продолжение)
  В порядке ознакомления с пионерской работой, мы продолжаем печатать выдержки из книги "Пионерская организация имени Ленина"(Учпедгиз,1950 г.) За общими сведениями о дружине и об обязанностях ее совета (см. в прошлом номере) следует несколько слов о работе дружины, а затем - разбор, довольно детальный, пионерских сборов.
  Содержание работы дружины. Планирование.
  Четкое планирование работы дружины имеет большое организующее, воспитывающее значение. Хорошо разработанный, конкретный план работы, обеспечивает правильное направление деятельности отрядов и дружины, создает ясную перспективу, предупреждает случайность и самотек в работа. Работа по плану воспитывает у пионеров организационные навыки, точность, исполнительность, ответственность за порученное дело.
  Наиболее крупные и ответственные мероприятия по пионерской дружине планируются старшим вожатым на год и включаются в общий план работы школы. В план работы школы включается проведение отчетов и выборов пионерского актива, дружинных сборов, соревнований, смотров и пр.; организация зимних и летних походов пионеров, конкурсов, спартакиад, выставок и т.д.
  Конкретный календарный план работы дружины составляется советом дружины на учебную четверть. В конце второй четверти составляется план проведения зимних каникул, а в конце четвертой четверти - план работы дружины на летний период.
  При планировании работы дружины следует исходить из общего плана учебно-воспитательной работы школы и поручений районной организации, учитывая по возможности предложения отдельных отрядов, звеньев и пионеров дружины.
  В план включаются общедружинные мероприятия: сборы, игры, смотры, шахматно-шашечный турнир, обсуждение прочитанной книги, коллективный выход в театр, соревнования лыжников, вечер художественной самодеятельности и т.д., при чем указывается, когда и где будут проведены эти мероприятия, кто отвечает за их проведение...
  Пионерские сборы.
  Когда пионер выполняет задание вожатого или совета - это будет индивидуальная работа, за которую он отчитывается перед коллективом.
  Но в основном, деятельность пионеров проходит коллективно - дружиной; отрядом, звеном, группой, командой или кружком. Так проводятся экскурсии или походы, смотры и соревнования, сборы, спортивные игры и т.д.
  Среди форм коллективной деятельности важнейшее место занимают пионерские сборы. На сборах обязаны присутствовать все пионеры. Здесь подводятся итоги проведенному, намечаются новые пионерские дела, обсуждаются самые главные стороны учения, труда, дружбы и игр пионеров. Естественно, что организованность сборов дружины, отряда и звена, их идейный уровень, живость, с которой они проходят накладывают отпечаток на всю жизнь дружины, отрядов, звеньев.
  Правильная подготовка и проведение сборов имеют исключительно важное значение для дела воспитания пионеров. Недаром XI Съезд ВЛКСМ уделил большое внимание пионерским сборам. Говоря о недостатках в работе пионерской организации, съезд в своей резолюции "О работе комсомола в школе" отметил:
  "Порой мероприятия проводимые с пионерами носят показной характер". Это указание съезда имеет прямое отношение к сборам, которые подчас не отличишь от инсценировок, где все заранее расписано, как в театре, но где забыто основное, а именно то, что целью пионерского сбора, как любого занятия с пионерами,является воспитание пионеров, которые этот сбор организуют и в нем участвуют, привитие им коммунистического сознания и коммунистического поведения.
  В отчетном докладе ЦК ВЛКСМ XI Съезду комсомола указывается на то, что в отрядах и дружинах редко практикуется, напр., проведение игр, соревнований, но за то много собраний и заседаний. "Нельзя, говорится в докладе, пионерский сбор превращать во второе классное занятие, а между тем подобные факты есть".


В СКАУТИНГЕ НЕТ НИЧЕГО ОСОБЕННО ОРИГИНАЛЬНОГО. ЭТО ЕСТЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МНОГИХ ИДЕЙ, СВЕДЕННЫХ В ОДНУ СИСТЕМУ, ОСНОВЫВАЮЩУЮСЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИИ ОСНОВНЫХ НУЖД НАЦИИ И НАХОЖДЕНИЯ ЭЛАСТИЧЕСКОГО ПУТИ ПООЩРЕНИЯ БУДУЩЕГО ГРАЖДАНИНА К РАЗВИТИЮ В СЕБЕ САМОМ НЕОБХОДИМЫХ КАЧЕСТВ.
         БП.

Сьезд поставил перед комсомольскими организациями задачу "повысить качество пионерских сборов" и указал, каким образом сделать пионерскую работу, а значит и сборы содержательными и интересными.
  На сборах и перед пионерами открываются замечательные страницы жизни и деятельности великих вождей нашей партии В.И.Ленина и И.В.Сталина. В памяти пионеров запечатлеваются выдающиеся события отечественной истории, яркие факты, свидетельствующие о превосходстве нашей социалистической родины. Горячее чувство советского патриотизма становится все более богатым и полным. На сборах пионеры знакомятся о лучшими образцами нашей художественной литературы, лучшими статьями и очерками из детских газет и журналов.
  Пионерам на сборах прививают любовь к знаниям, уважение к труду учителя. На сборах расширяются знания, полученные в классе. Пионеры III-го IV и V классов еще более убеждаются в богатстве и могуществе своей родины, в значении науки, техники и агрономии для строительства социализма и коммунизма; они учатся понимать богатство русского языка - красоту и мудрость заключенную в народных сказках и легендах, в произведениях классиков литературы и лучших советских писателей и поэтов.
  На сборах пионеров старших классов (VI-VII) глубже раскрываются источники силы и могущества советского государства, роль Сталинской конституции в жизни народов нашей родины, значение наших достижении и побед для развития всемирной истории. Старшие пионеры, углубляя полученные в истории знания еще более отчетливо уясняют себе на сборах приоритет нашей культуры, науки и искусства и грандиозные перспективы строительства коммунизма.
  На правильно организованных сборах пионеры непосредственно делятся своими знаниями и мыслями, а не только произносят выученные наизусть тексты стихов и прозы.
  На сборах под руководством вожатых и учителей пионеры учатся организованно и принципиально решать большие и маленькие вопросы своей учебы, труда, игр.
  Беседы на сборах должны носить характер задушевного разговора с обменом мнений о жизни дружины, отряда и класса, дружбе, чести отряда и школы, чувства долга перед родиной. Беседу чаще всего проводит вожатый отряда или учитель. Привлекаются также для бесед с пионерами стахановцы, передовики колхозники, офицеры Красной Армии, врачи, агрономы, инженеры. Активное участие в беседе нужно предоставлять пионерам.
  Среди ребят есть хорошие рассказчики, мастера передавать сказки и содержание прочитанных им историко-революционных, научно-фантастических и приключенческих книг.
  Но не одними беседами, чтением и обсуждением должны заполняться пионерские сборы. Здесь должны быть показаны практические достижения пионеров в разных областях - в спорте, технике, юннатовском деле, туризме, общественно-полезном труде. Трафаретные сборы с "вопросами" учебы и дисциплины, и "номерами" художественной самодеятельности не увлекают пионеров. Не воодушевляют их и сборы, на которых ведутся одни беседы и где отсутствуют практические упражнения, где обилием слов заменяется и труд, и игры, и физкультура. Пионеры должны иметь возможность на сборе и послушать, и поспорить, и потрудиться, и развлечься, и посмеяться, физкультура, пение и игры должны включатся в каждый пионерский сбор.
  Разнообразие пионерских сборов, смена занятий и впечатлений на каждом сборе, живость и занимательность форм их проведения нельзя, однако, рассматривать как самоцель. Они являются педагогическим средством, необходимым для того, чтобы заинтересовать детей, возбудить их инициативу и активность, сделать доходчивым и действенным все содержание пионерской работы.
  Неверно будет однако, если в дружине всё должно будет только занимать или забавлять. Пионерская организация не выполнила своей роли бы, если б она не приучила пионеров к серьезным занятиям, к напряжению усилий, к выдержке и терпению. Пионера следует научить делать не только то, что его захватывает, а все, что необходимо, хотя бы это и было не занимательно.
  Местом сбора летом могут служить: площадка, двор, роща, сквер, поле, берег речки; а зимой: класс, школьный зал, пионерская комната, рабочий клуб, изба-читальня, хата-лаборатория, выставка, музей.
  Но даже зимой, вожатый должен стремиться хотя бы часть сбора (игры, физкультуру) провести на воздухе. Во всяком случае помещение перед сбором следует хорошо проветрить.
  Большое впечатление проводят у пионеров сборы у костра, летом - на воздухе, зимой - обычно у искусственного костра, в помещении. Особенно хорошо проходят у костра встречи со знатными людьми страны, передовыми рабочими и колхозниками, работниками науки и искусства. У костра пионеры с большой охотой слушают рассказы, поют любимые песни, пляшут.
  Крайне важна подготовка к сбору, так как от этого зависит успех сбора. Заранее нужно определить, чем будут заниматься пионеры на сборе, что для этого уже готово, и кому что нужно сделать дополнительно, где будет происходить сбор, кому поручить подготовить место сбора - помещение или площадку, позаботиться о чистоте, о раздевалке, об отоплении, о питьевой воде, об украшении места сбора и т.д.
  Программу отрядного сбора вожатый намечает вместе с председателем совета отряда. Он советуется о программе с учителем в младших классах, и с классным руководителем в старших. Программа обсуждается на совете или на сборе отряда. Программу дружинного сбора старший вожатый назначает вместе с советом дружины. Как правило,к сбору дружины готовятся по отрядам, к сбору отрядов - по звеньям.
  Могут быть сборы интересные своей неожиданностью. Одна вожатая, желая, чтобы ребята со всей непосредственностью поделились своими мечтами о том, кем они хотели бы быть, собрала отряд, не предупредив о теме сбора. Беседа сразу заинтересовала отряд, высказались почти все. Вожатая убедительно показала пионерам, что несмотря на все разнообразие профессий, к овладению которых они стремятся, путь к ним один - нужно учиться на совесть, вдумчиво, упорно, стараясь самостоятельно преодолевать все встречающиеся трудности.
  И в подготовке и в проведении сборов должны осуществляться основные методические требования к пионерской работе: активность, самостоятельность самих пионеров, коллективность в работе, красочность форм, коллективные и индивидуальные соревнования. Задача вожатых и учащихся заключается в том, чтобы поощрять и развивать инициативу, самостоятельность и ответственность пионеров перед своим коллективом. Работа должна быть посильной для пионеров. Излишняя опека над пионерами противоречила бы назначению пионерской организации в общей системе коммунистического воспитания.
  При всем богатом разнообразии сборов, они обнаруживают и много общего. Это прежде всего их своеобразный характер, который отличает их от всякой другой школьной и внешкольной работы.
  Это не собрание с президиумом, протоколом и резолюцией, хотя здесь обсуждаются общие дела отряда и поступки отдельных ребят. Это и не школьный урок, хотя пионеры закрепляют здесь свои знания и нередко получают новые знания и навыки. Это не занятие гимнастической секции или спортивной команды, хотя физкультуре и играм уделяют здесь большое внимание. Это и не занятие технического или сельскохозяйственного кружка, хотя труд занимает здесь весьма почетное место. Это не строевой смотр, хотя не один сбор не обходится без построения и маршировки. Это и не концерт, хотя редкий сбор обходится без художественного чтения, пения и танцев.
  Сбор поэтому и называется этим особым словом, что он не повторяет ни собрания взрослых, ни школьного урока, ни занятий кружка, ни концерта... Сбор - это сложившаяся в практике пионерской работы совершенно своеобразная форма проведений коллективных занятий звена, отряда или дружины.

Пионерские сборы планируются исходя из общего плана работы дружины, отряда или звена.

Сборы, как и весь план пионерской работы, должны постепенно усложняться в соответствии с программой обучения, с воспитательными задачами класса и школы, со сроком пребывания пионеров в организации и их опытом за прошлые годы. Целесообразно, учитывая интересы пионеров, назначать вместе с директором и классными руководителями с самого начала учебного года основные моменты плана работы на год. В этих планах определяется наперед и основное содержание сборов на год, полугодие или учебную четверть. Между сборами должна соблюдаться преемственность. Неправильно, когда в дружине, отряде или звене устраиваются только праздничные сборы, на которых не остается времени для повседневных дел.

(в следующем номере: Начало и конец сбора. Тематика сборов дружины, их подготовка. Пример сбора.)


МЫ ХОТИМ ВЕРНУТЬСЯ К ПРОСТЫМ ПРИНЦИПАМ ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРУ В ПРИКЛЮЧЕНИЯ... ВСЕ ШАГИ В НАШЕЙ ИСТОРИИ БЫЛИ АВТОМАТИЧЕСКИМ РОСТОМ... НАМ СЛЕДУЕТ ИДТИ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ ВПЕРЕД, С ПОЛНОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЯ, ПРОДОЛЖАТЬ И РАЗВИВАТЬ СКАУТИНГ В МЕРУ ВСЕХ НАШИХ
(из последней речи БП на Конференции в Гааге, 1937 г.)


ИНОСТРАННЫЕ СКАУТЫ

СУДЬБА СКАУТИЗМА В ЮГОСЛАВИИ
  До последней мировой войны Югославия, как и все славянские страны, имела свою скаутскую организацию, над созданием которой немало потрудились и русские скаутмастера. Югославская организация была признана Международным Скаутским Бюро и входила во Всеславянскую федерацию скаутов, членом которой была и наша русская организация. С тех пор что немцы запретили скаутизм, после занятия ими страны, не было у нас никаких известий о судьбе скаутизма в Югославии. Тем не менее, ходили слухи, что какая-то работа "на подобие скаутской" там ведется. Полгода тому назад стали до нас доходить югославские "скаутские" журналы. Лилия на них была заменена кленовым листом. Наконец, совсем недавно один наш руководитель получил оттуда письмо, в котором, в частности, даются сведения и о положении юношеской работы после войны. Всю эту часть письма мы приводим без сокращений и каких бы то ни было изменений, как это просит автор.
  "... История возникновения разведческой организации в Югославии довольно интересна. 1941-1948, и даже до 1950 года все копировалось по советскому образцу. Так возникла пионерская организация, массовая организации детей. Страна щедро давала все, что могла. Организация действительно была массовой, но и далеко не воспитательной в буквальном смысле слова. Не было ни кадра руководителей, ни метода создание новой смены руководителей. Руководители были "чиновниками". Конфликт с ССОР был до некоторой степени на пользу, он дал возможность руководству провести переоценку ценностей. Страна неожиданно очутилась между двух огней - Западом и Востоком. Новые условия жизни требовали новых форм работы. В эти самые минуты, некоторые старые разведческие руководители югославской организации, учитывая происшедшие перемены, а частично и сами прошедшие сквозь огонь военной непогоды, формировали свои первые отряды. Было много хорошего и у пионеров, и у них. Но было и много плохого. Трезво оценив положение вещей, они скаутизм применили к новым условиям. Была выброшена религия, введена большая демократичность, социалистические принципы заняли свое место. Пионерская организация не смогла конкурировать с энтузиазмом, жертвенностью и бессеребренностью новых руководителей. Общество не могло не оценить первых успехов. Руководство страны смело дало новой организации возможность расширить свою работу, - и не ошиблось. Сейчас очень часто руководящие органы печати уступают свои страницы скаутской организации. Высшие коллективные органы управления страны дают сотни миллионов на воспитание детей, имея в виду и разведческую организацию. Правда, страна ожидает и требует омассовления организации, а она еще недостаточно сильна с кадром - в этом главный недостаток. Кадры не создаются днями и неделями, а охватить массу значило бы потонуть в ней.
  "Сейчас после возобновления добрых отношений с Советским Союзом, возможна и параллельность пионерской и разведческой организации, а может быть и наступят изменения в смысле омассовления".
  На основании приведенных строк трудно представить оеёе, что именно представляет собой сейчас то что автор письма называет "скаутская организация". "Большая демократичность", в принципе, - одна из характеристик скаутской организации. Как это замечает в другом месте своего письма сам автор, "скаутизм и раньше был пронизан" этим принципом. Но совсем иначе обстоит дело с религией, о роли и месте которой в нашем движении указывает не только сам основатель, Баден-Пауэлль, но и все пятидесятилетнее наше существование. Характерным, во всяком случае, является требование правительства "омассовить" организацию. Спрашивается, как это можно совместить с одной из основ нашей методики - индивидуальным подходом, и с принципом отбора?... Невольно вспоминаются попытки создания юков после революции в России. Но, с другой стороны, может быть нынешняя работа югославских скаутских руководителей сыграет свою роль в деле возрождения подлинного скаутского движения в Югославии? Как бы то ни было, ни от кого, думается, не ускальзывает интерес проводимого сейчас в Югославии опыта - создания, на территории народной республики, массовой организации скаутского типа, параллельно пионерам.
ИАЧ.


"ПАЛОМНИЧЕСТВО" ГРЕЧЕСКИХ СКАУТОВ ДИАСПОРЫ НА РОДИНУ

  Журнал "World Scouting" дает интересные сведения о своеобразном "паломничестве", устроенном этим летом греческой скаутской организацией.
  Как известно, греки, как и шотландцы и норвежцы, были вынуждены из-за бедности своей страны, искать себе место жительства вне Греции, почему и очутились в самых отдаленных краях земли. Одни из них, после некоторого времени, возвращались обратно, другие продолжали жить на новой родине и в большинстве случаев принимали ее подданство, некоторые, наконец, остались греческими гражданами, однако, в душе все они чувствуют себя греками. Почти в каждой стране можно найти процветающую греческую колонию, с православными церквами, школами и даже скаутскими отрядами. Таким образом, "Сома Эллинон Проскопон" имеет разветвления по всему миру. Греческие отряды существуют в таких отдаленных местах как в Египте, во Франции, в Бельгийском Конго и Бразилии.
  Чтобы собрать всех скаутов греческой диаспоры, или хотя бы представителей от каждого отряда, и чтобы познакомить их с Родиной, этим летом было организовано "паломничество на Родину греческих скаутов зарубежья". Кроме греческих отрядов были приглашены и все скауты греческого происхождения, а также и по звену разведчиков каждой страны, где существует греческий отряд. В этом "паломничестве" приняло участие приблизительно 1000 разведчиков. Были представители почти всех заморских отделов, и куда больше скаутов греческого происхождения из США, Австралии и Южной Родезии. Кроме того прибыли американские, египетские, французские и сирийские скауты, а также греческие разведчики из самой Греции, в большинстве своем королевские скауты.
  Многие из приезжих, как греки, так и иностранцы, впервые вступили на греческую землю. Это было для всех одним из самых знаменательных моментов...
  Была планирована 25-тидневная программа. Сначала, девять дней в лагере, в замечательно красивом и в то же время историческом месте - Марафоне, в сосновом лесу на берегу моря. Были устроены, конечно, церемонии открытия и закрытия лагеря, костры, состязания... Проводились всевозможные скаутские занятия, плавание и спорт. Важнейшими событиями лагеря были визит премьер-министра и послов присутствовавших наций, прием делегатов каждой группы городским головой Афин, другой прием - старшин делегаций Национальным советом, церемония у могилы неизвестного солдата, собрание руководителей круга "Лестного знака" (эквивалент нашего круга "БКС"), собеседование вожаков и производство в королевские скауты (эквивалент нашего "разведчика родины").
  Сразу после лагеря, около пятидесяти разведчиков посетили Корфу, где они были приняты королем Павлом и провели день в гостях у королевской семьи.
  В течение двух недель были организованы проекции в глубь страны, чтобы показать мальчикам достопримечательности Греции и познакомить их со всеми характерными местами их родины.
  Некоторые из разведчиков предпочли остаться в окрестностях Афин и осмотреть достойные интереса древние развалины. Другие разбили лагеря в разных местах ими выбранных; третьи путешествовали, пока остальные проводили несколько дней на Афоне. В то же время были устроены руководительские курсы и тренинг морских и воздухоплавательных скаутов.
В последний вечер, все те, кто скитался по стране собрались у костра в центральном тренировочном лагере организации - "Пиргос Вассилиссис", около Афин, как слетаются ласточки перед перелетом... Ласточка и была выбрана эмблемой этого оригинального слета.
ски.Л.Виноградова. (по "World Scouting", янв.57)

ДЕЛИМСЯ   СВОИМ  ОПЫТОМ

ЕЩЕ О ГЕРМАНСКИX ЛАГЕРЯX 1956 г.
  После заметок ББМ и ИАЧ о лагерях "Суворов" и "Белый Крест" (см. "Опыт" 22 и 23), мы помещаем интересные размышления Акелы по поводу лагеря (о руках) и о самом лагере "Суворов". А почему молчат "Зеленый Луч", "Господин Великий Новгород" и летние американские лагеря? Ред.
  В этом году мне удалось побывать в лагере только несколько дней. Тем не менее хочется поделиться несколькими мыслями, возникшими в "Суворове".
  За последнее время у нас появился тип "гастролирующих" руководителей. К нему, к сожалению, стал принадлежать и я. В этом явлении много отрицательного. Часто это постепенный отход от Организации, попытка оправдать свое систематическое бездействие единичным усилием, маленькая вспышка "штурмовщины", которая так отравляет общий ход нашей работы.
  Вспоминаются слова одного из руков "Суворова": "От разведчества нельзя отговариваться службой, ибо само разведчество - служба". Вместе с тем за "гастролями" скрывается большая проблема. Так же как наши ребята переживают пубертет, так и руководители знают определенный критический возраст. Переживания его можно сформулировать так: молодой 16-19 летний руководитель часто переживает разведчество еще как "большую игру",естественно, а не усилием воли сопереживает он интересы ребят, ему еще импонирует "карьера" в организации. После перелома руководитель часто переживает разведчество как повинность, основная его радость - не непосредственное веселье купанья и костра, а идея служения и любовь к ребятам.
  Переход этот нередко бывает трудным, разведчество, подчас, начинает тяготить. Старшие руководители должны помочь самоопределению своих младших братьев. В связи с этим становится понятным, почему у нас не со слишком большой легкостью дают руководительское звание. Я, например, получил звание скаутинструктора через четыре года после занятия первой руководительской должности, через три года после окончания КНО и через два года после окончания КДР. И то, быть может, я получил это звание слишком рано. С тех пор как я стал скаутинструктором прошло семь лет, но мое гастролирующее положение в организации не дает мне внутреннего права на звание скаутмастера.
  Лишь очень немногие наши руководители ставят такие важные жизненные вехи как семью и работу в зависимость от разведчества. А между тем именно на этих руководителях, вероятно, держится и будет держаться наша организация. Однако именно их небольшое количество требует помощи гастролеров.
  Дело в том, что налаженная работа с отрядом или дружиной требует от руководителя не менее пяти часов в неделю и полный годовой отпуск. Если работа менее налажена (хромает звеновая система, требуются курсы для вожаков, отряд переживает кризис, дружина переживает бурный рост) или на очереди стоят экстренные мероприятия (подготовка лагеря, устройство выставки, издание журнала), то количество необходимого времени может удваиваться. Лишь очень немногие руководители могут выдерживать такую интенсивность в течение ряда лет, особенно же если их жизненные условия складываются невыгодно для работы.
  Таким образом, наш руководительский состав будет естественно распадаться на следующие категории:
  1.Монахи от разведчества.
  2.Руководители, периодами ведущие руководительскую работу, а временами уходящие на гастролерство.
  3.Постоянные гастролеры.
  4.Бывшие руководители, превратившиеся в "сочувствующих".
  5.Молодые руководители, не определившие еще своего пути.
  Одной из наших задач является соблюдение внутреннего единства этих категорий и максимального использования каждой из них для нашего общего дела.
  Несколько особо стоит проблема "штатных" руководителей. Она несомненно будет актуальной для нашего будущего на родине и ей стоило бы заняться на страницах "Опыта".
  Разведчество, как впрочем и каждое настоящее дело, требует постоянного треннинга. Отрыв от работы очень болезненно отражается на качествах руководителя. Поэтому я против теории "все или ничего", согласно которой руководитель должен или работать активно или уходить в запас. Если руководитель временно отходит от работы, то он не должен отказываться от гастролей. Кроме той пользы, которую он может принести ими организации, он, пусть не полноценно, но все же поддерживает свою "форму", облегчает свое возвращение к активной работе, борется со своим руководительским "старением".
  Труд играет большое значение в нашей идеологии. В труде раскрывается человеческая личность, создаются ценности, воплощается служение. Кроме своего идеологического значения труд имеет для нас и воспитательный смысл. Недаром наша воспитательная система зиждется на "трудовой школе".Поэтому, совершенно естественно, труд не может фигурировать у нас в качестве наказания. А между тем в нашей лагерной жизни еще бытуют наряды.
  Это можно объяснить двумя причинами - тем, что во всяком труде есть элементы работы, а работа недуховна, она не приносит удовлетворения, воспринимается как наказание. Недаром изгнание из рая сопровождалось словами о том, что в поте лица будет добываться хлеб. С другой стороны, это объясняется недостаточной фантазией руководителей в области наказаний и поощрений.
  Всякий лагерный труд должен носить творческие элементы. Он должен быть связан с наградой - внешней или внутренней. Возьмем, например, постройку "холивуда". Разнообразие возможностей постройки этого необходимого лагерного атрибута отнюдь не меньше чем, скажем, кухни. Тут, например, возможно введение состязаний на лучшую лагерную постройку. В отношении варки обеда возможно состязание по трем моментам - качество обеда, скорость его приготовления и порядок на кухне. Желательно, чтобы руководитель участвовал в наиболее механическом труде, например, копании ямы, чистке картошки.
  Этим он показывает, что не гнушается тяжелой работы и своим присутствием и рассказами делает работу интереснее. Наоборот, более творческий труд руководитель должен предоставлять разведчикам. Тут он может давать советы, но самому ему, пожалуй, не стоит вести работу, даже если он сделает ее гораздо лучше ребят.
  Вместо нарядов можно придумать немало иных, более педагогических наказаний. Думается, что одним из основных видов наказаний должно быть отлучение от лагерной жизни - похода, костра, купания, игры, прохождения разрядов и т.д. Это, несомненно, будет тяжело переживаться разведчиком, хотя он и будет пытаться бравировать это наказание, а ценность совместной жизни, труда и развлечений подымется в глазах ребят.
  Очень сильной формой наказания или поощрения может являться внимание или невнимание руководителя к отдельному разведчику. Взять с собой на рыбную ловлю, вместе заняться скаутской практикой, провести личную беседу, посидеть у костра с первым ночным дежурством, поздравить перед строем с именинами или днем рождения и т.д. - все это производит большое впечатление на ребят. Если руководитель будет часто проводить такую индивидуальную работу, то отсутствие ее будет ощущаться каждым отдельным разведчиком как наказание.
  Чрезвычайно большое значение в системе наказаний и поощрений играет ответственность. Умело преподнесенное индивидуальное задание всегда будет воспринято как честь. И, наоборот, подчеркивание чьей-либо безответственности, непредоставление заданий будет восприниматься в качестве наказания.
  Этот спектр санкций можно было бы, конечно, преумножить. Думается, что при творческом подходе к работе можно вполне избежать нарядов.
  Одним из самых главных моментов в лагерной жизни является темп. Физические и психические мускулы лагерников должны быть постоянно натянуты; за исключением того времени, когда руководитель сознательно их освобождает для отдыха. Страшнейшим врагом лагерной жизни является "слоняние", размагничивающее дух лагеря. Именно для этого введен у нас дежурный по лагерю, основная обязанность которого сводится к формальной слежке за исполнением расписания дня, который освобождает начальника лагеря (а возможно и его помощника, и прочих руководителей) для возможности произвести анализ ситуации, внести коррективы в намеченный план и включиться туда, где темп по той или иной причине начинает опадать. Например, ребята вяло собирают дрова. Руководитель отправляется с ними, заражает своим темпом, приучает и в дальнейшем этот темп соблюдать. Другой пример: план предусматривает работу такого-то звена над определенным объектом, но этот труд не может занять всех членов звена, руководитель моментально придумывает занятие этим ребятам.
  Неотъемлемой составной частью лагерной жизни, в особенности же лагеря большого, не отрядного, является руководительское совещание. Обычно центральным моментом такого совещания является обсуждение следующего дня, его планирование. Это планирование, между прочим, чрезвычайно важно для соблюдения того темпа, о котором я говорил выше. План этот должен быть гибким, предвидеть различные неожиданности (например, в отношении погоды) и должен быть снабжен рядом "запасных" идей. Скажем, запаздывает обед. Расписание дня не предвидит этого обстоятельства. Игра, занятия по разрядам или купание закончены. Из этого положения естественно вытекает "слоняние". Последнее должно быть моментально прекращено из того "запаса", который был выработан на руководительском совещании.
  Руководительское совещание в лагере должно быть гораздо шире, чем только вышеупомянутое планирование и даже анализ предыдущего дня. Огромное количество организационно-технических проблем очень часто отвлекает подобное совещание от проблем чисто педагогических. А вместе с тем обсуждение их совершенно необходимо. В этой области, среди прочего, можно рекомендовать следующие приемы. Во-первых, личностная постановка вопроса, т.е. обсуждение индивидуальной работы с теми или иными разведчиками. Каждый вечер можно заняться 1-3 ребятами и обсудить те воспитательные мероприятия, которые нужно было бы к ним применить. Во-вторых, можно ставить и коллективные цели, т.е. обсуждать мероприятия, направленные на воспитательную цель, касающуюся всего лагеря. Так, можно ставить вопрос о развитии смелости, предприимчивости, хороших манер, внимательности, воли и т.д. и т.п.
  Кроме того, руководительское совещание может ставить и вопросы, касающиеся самих руководителей. С одной стороны, это обсуждение деятельности (промахов и удач) отдельных руководителей. С другой стороны, это постановка проблем, касающихся жизни нашего руководительского братства. Например, один руководитель в частной беседе со мной высказал мнение, что церковность хотя и полезна в нашей работе, но она отнюдь не обязательна для отдельных руководителей. Один курсант КНО спросил меня на лекции о том, какое политическое устройство России вытекает из нашей разведческой идеологии. Все это вопросы (разумеется, и многие иные), которые могут обсуждаться на руководительских собраниях. Более того, их обсуждение я считаю желательным, ибо оно способствует сближению нашего руководительского кадра.
  Всякий лагерь дает много тем для обсуждения. Здесь я поделился лишь частью мыслей, которые у меня возникли всего лишь за неделю пребывания в лагере. Быть может в следующий раз я остановлюсь и на других вопросах, которые возникли у меня в "Суворове". Думаю, что постановка вопросов, навеянных тем или иным нашим лагерем, окажет пользу "Опыту".
Акела.

ПРОГРАММА германского КДВ, 1956 г.

  В дополнение к сведениям о КДВ лагерей "Суворов" и "Белый Крест", помещенным в номере 22 "Опыта", предлагаем вниманию руков детальную программу теоретических предметов курса, сообщенную нам ски.В.Тихоницким (нач-ком Курса).
pp0243.jpg

А. СКАУТИЗМ-РАЗВЕДЧЕСТВО
  1. Что такое скаутизм и каковы его задачи?
  2. Баден-Пауэлль.
  3. Основание скаутов в Англии.
  4. Основание юных разведчиков в России.
  5. Разведчество во время первой мировой войны.
  6. Разведчество в годы гражданской войны.
  7. Ликвидация разведчества большевиками.
  8. Начало русского разведчества за границей.
  9. Возникновение параллельных юношеских организаций в эмиграции.
  10. Русское разведчество в Югославии.
  11. Разведчество в годы второй мировой войны.
  12. Современное состояние русского разведчества.
 

  Б. ЗВЕНОВАЯ СИСТЕМА
1. Что такое звено?
2. Как создается звено?
3. Каким должен быть вожак?
4. Должности в звене.
5. Дух звена.
6. Сбор звена.
7. Поход звена.
8. Отношение вожака к скаутам.
9. Отношения вожака и начальника отряда,и других вожаков.
10. Заповеди вожака.

В. МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ
  Принципы методики занятий и идеи для занятий по разрядам.
Г. ИГРЫ
 

1. Организация игры.
2. Список 100 игр.

Д. СИМВОЛИКА
 

1. Что такое символ?
2. Зачем нужна символика?
3. Принципы символики.
4. Отдельные символы.
5. Какие бывают стили?
6. Отдельные стили. 
7. Разведческие обычаи и традиции.

Е. МОЛОДЕЖЬ В СССР
 

1. Школы в Советском Союзе.
2. Что такое комсомол?
3. Почему в СССР разрешаются только коммунистические организации?
4. Построение пионерской организации.
5. Внешние/формы пионерской организации.
6. Программы занятий пионерской организации.
7. Пионеры и школа.
8. Пионерские лагери.
9. Сравнение разведчества и пионерской организации.
10. Молодежь и коммунизм в России.

МЕЖДУ НАМИ

  Про старый добрый ОРЮР уж никак нельзя сказать, что "ничто не ново под луной". Недавно нам пришлось узнать - совершенно случайно, из частных писем - что в Сан-Франциско волчата носят коричневые платки, а в Буэнос-Айресе все наши скауты - синие пилотки. Оригинальные нововведения! Оно может быть и хорошо выглядит, но не кажется ли нашим руководителям, что все-таки не следовало бы так, кому какое дело, менять форму, не только не спросив на это разрешение но даже и не сообщив никому об этом?
  Мы не принадлежим к тем людям, которые способны разговаривать только о прошлом и вздыхать - "Вот, у нас... до войны!" Тем не менее есть навыки, создавшиеся в прошлом, которые весьма подходят к нашему атомному "сегодня". Руководители должны быть скаутам старшими товарищами - кто о этим будет спорить? Естественный вывод из этого - руководители живут со скаутами общей семьей в лагере, не создавая особого "общественного слоя". Насколько нам помнится, у нас раньше руководительские палатки ставились в один ряд с разведческими и в программе лагеря не предусматривались никакие привилегии руководителям - в частности особая еда или празднества. Если кое где это и происходило, нет никаких оснований поддерживать эту "традицию". Наш дух, дух простоты и воздержания - аскезы. Мы очень высокого мнения о нравственных качествах наших руководителей. Однако несмотря на это, или вернее как раз поэтому, нам кажется, что даже невинные диссонансы в гармонии лагерной жизни вроде празднования именин и дней рождения руководителями, с особой закуской и пивом в руководительской.палатке (или комнате - в зимнем лагере) совершенно излишни. Отказаться от этих городских замашек не так уж и трудно, а тогда не будет и нужды ставить руководительские палатки в стороне от прочих.
  Привелось нам недавно в редакторской папке "Опыта" видеть одно заморское письмо с описанием некоторого сбора: "...но девочки,это тихий ужас. Они совершенно не слушают, дерутся, и их невозможно успокоить... Вдруг одна из них заявляет, что ей нужно уходить домой. Другая говорит,что ей нужно маме помогать, третья просто не желает оставаться без подруг, так как ей нужно "что-то очень важное сказать". Удерживай, не удерживай, ушли все трое не подождав конца сбора. Мое личное мнение, что девочки просто пошли смотреть телевизию. Здесь это наш главный соперник. Детей ничего больше чем телевизия не интересует... Письмо это частное и написано не обладателем зеленого платка. Как жаль, что подобные описания так редко встречаются в нашей разведческой и особенно руководительской переписке! Чего только люди не пишут, а вот дать картинку сбора, поведения детей, то ли не догадываются, толи ленятся. А нам кажется, что только такие картинки могут составить общую большую картину положения наших русских детей в разных странах рассеяния, без которой составление разных программ и курсовых лекций довольно бессмысленно, ибо оторвано от реальности. Хромой Комар.

ИНФОРМАЦИЯ

Важнейшие события в жизни ОРЮР (дек.56 - март 57)
  На южном полушарии благополучно прошли летние лагеря. В австралийском лагере "Зеленый луч" (скм.Р.Г.Жуков) приняло участие 53 человека, гл.обр. из Мельбурна и Аделаиды. В аргентинском лагере "Господин Великий Новгород" (скм.И.Брусникин), с мужским подлагерем "Детинец" и женским - "Софийская сторона", было около 40 человек.
  В Сан-Франциско закончился первый местный курс для вожаков (КДВ). Нью-Йорк провел несколько удачных выступлений с монтажем "В борьбе за Россию", о чем были даны хорошие отзывы на страницах местной зарубежной прессы.
  Во время рождественских каникул в Баварии был устроен десятидневный зимний лагерь "Памир"(оки.И.Чекан), собравший 31 человек, из Мюнхена и Парижа.
  За последние месяцы основано 2 новых стаи, 4 отряда и 1 круг.
  Подробная информация о жизни ОРЮР дается в ежемесячном издании - "ВЕСТНИК РУКА", кот. можно выписывать со склада "Главной Квартиры".
  2. Склад "Главной Квартиры"
С октября 1956, при секретариате "Главн. Квартиры" в Париже находится и склад ГК. На складе ГК имеются в достаточном количестве многочисленные издания ОРЮР Только что получена новая партия форменных и штатских (серебр.и бронз.) значков.
Адрес склада "Главной Квартиры" (находящегося при секретариате ГК):
  Elie KOROTKOFF - 2, rue de Paris - CLICHY (Seine) - France.
  Адреса представителей нашей прессы - "ОПЫТ","Скаут-Разведчик","Вестник Рука":
  Австралия: Nicholas DONNER - 66, Kintore Ave.- PROSPECT (S.A.) - Australia. Аргентина: Igor BRUSNIKIN - Риал 329 - CASEROS (b's.A's.) - Argentina. Германия: Helen POSDEEV - OBERAMhERGAP (Obb.) - Eaus "Osterbichi" - Doutschland. США (Лос-Анжелос): Victor ROZENBERC- 658 No.Heliotrope Dr.-LOS-ANGELES, Calif.USA. США (Нью-Йорк): Nicholas IVANOV - 92,E.Lroadway, apt.3 - NEW-YORK,2 - NY - USA. США (Сан-Франциско): Michael DANILEVSKY- 900,Oak sir.,apt.1 - SAN-FRANCISCO, Calif... Франция: Wadim TIKEONITSKY - 12, rue Daru - PARIS 8 - France.
  Редакция просит авторов статей и заметок присылаемых в "ОПЫТ" присылать тексты отпечатанными на машинке, через строчку, или, в крайнем случае, написанными разборчиво от руки. При печатании настоящего номера, из трех статей пришлось изъять несколько фраз, кот. при всем желании невозможно было прочесть в рукописи (даже увеличительное стекло не помогло!).