Журнал скаутских руководителей "Опыт" №35

op035.htm

БЕСЕДА СТАРОГО ВОЛКА

Общественные организации возникают, стареют, умирают... Одни существуют коротко, другие дольше, третьим и конца, не видно. От чего зависит долголетие общественной организации? Нас этот вопрос интересует конечно в применении к нашему движению российского разведчества. Как в этом отношении обстоит дело у нас?

Каждый ответственный руководитель должен зорко следить за развитием нашей Организации. Если замечаются признаки постарения, это должно вызвать большую тревогу. Юношеская организация не смеет стареть, она должна оставаться вечно юной. Возможно ли это? Конечно возможно и естественно, если Организация будет "самообновляющейся", т.е. такой, в которой все время органически происходит обновление, омоложение руководительского состава.

Что мы видим у нас? Трагического положения, скажем осторожно, еще нет. Новые люди постоянно появляются, вожаки, молодые руководители, молодые скаутмастера. В Европе, в частности, этот процесс продолжается довольно нормально. Однако, если мы проведем статистику, то увидим, что средний возраст наших руководителей все-таки выше чем был, скажем, пятнадцать лет тому назад. Поколение 35-40-летних, это поколение героических лет войны, подполья, первых лет после войны. Оно целиком на посту. Честь ему и хвала. Но, с другой стороны, если начальнику отряда и его помощнику за сорок - это ненормально. Организация должна держаться на 20-25-летних. Это не значит, что старшим руководителям нечего делать. У нас так много пустот, слабых мест, так много не сделано, что каждому есть место, помощь каждого очень ценна. Важно лишь сохранить принцип: строевые руководители должны быть молодыми людьми. И чем больше молодых руководителей среди старших руководителей - тем лучше.

Почему произошло некоторое постарение руководительского состава? Очевидно потому, что меньше молодых берется за руководительскую работу. Почему? Вот вопрос, который я предлагаю общему вниманию и который мы должны обсудить и решить. Причины могут быть разные. Назову несколько - предположительно:

  • - условия в заокеанских странах труднее: работа, учение, разбросанность...
  • - современная молодежь меньше склонна к общественной работе;
  • - мы, старшие, не умеем подойти к молодежи, найти общий язык, заинтересовать и привлечь.

Очень возможно, что какую то роль играет каждое из этих названных обстоятельств. Если так, то на первое мы повлиять не можем. На второе - повлиять можно, если разрешим третью проблему.

Бывают у нас руководители, у которых очень низкое мнение о молодежи, с которой они работают. Помнится один старый скаут-мастер писал: "Дети теперь св..." Некоторые другие объясняли отсутствие смены тем, что мол молодые никуда не годятся, им ничего нельзя поручить, они все погубят.

Тут надо оговориться, что, конечно, такая возможность существует. Однако надо иметь мужество признать, что если это так, т.е. если новое поколение никуда не годится и все погубит, то

нам нужно немедленно прекратить свою деятельность,ибо она осуждена на гибель, если нет смены.

Однако, я лично настроен не так пессимистически. Прошлой осенью я взялся за строевую работу. Проработал восемь месяцев с отрядом и кругом. Что касается отряда - тут вывод простой. Дети точно такие, какие были всегда, какие были на моей памяти пятнадцать и тридцать лет тому назад. От работы с кругом наблюдения сложнее. Молодежь сейчас иная чем двадцать лет тому назад. У нее иные вкусы, иные замашки, к ней надо иначе подходить. Как? Вот это я и ищу, и как будто постепенно нахожу. Но можно ли сказать, что она "хуже"? Нет, я не думаю. Человек так быстро не меняется (меняется ли вообще?). И в сегодняшней молодежи имеются те же импульсы, те же заботы, те же влечения, что были и двадцать лет тому назад и всегда раньше.

Эта беседа не пытается дать ответ на вопрос. Она ставит проблему. Нам надо думать, изложить свои мысли, обсудить их на страницах "Опыта". Это относится особенно к руководителям, работающим с кругами, к руководителям, работающим с младшими руководителями и, конечно, - к самим двадцатилетним.

Главное же и первое - все время помнить о проблеме смены, все время и в первую очередь искать контакта с новым поколением, привлекать его, давать ему дело и ответственность.

Счастливой разведки!

op0351.jpg


ВОЛЧАТА И БЕЛОЧКИ

СОЗДАТЬ НОВЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬСКИЙ КАДР

Более чем когда-либо, Организация наша нуждается в руководителях белочек и волчат. На протяжении пятидесяти лет нашего существования нам не удалось выработать ни методики в этой области, ни основанных на опыте традиций. Причины этого пробела кроются в некотором "заколдованном круге", образовавшемся помимо нашей воли, в прошлом.

Ряды нашей Организации почти всегда пополнялись детьми разведческого возраста. Этот возраст был основным составом Организации. И только, как бы "в придачу" к этой основной ветви, появлялись стаи и круги, В зависимости от разных причин было больше стай или кругов, но всегда основными единицами были отряды. Острой нужды в основании стай ради того, чтобы отряды могли продолжать свое существование, не было. Каким то образом мы находили достаточное количество детей, поступающих прямо в отряд. Наши руководители никогда такого положения сознательно, не поощряли, но так как руководителей всегда не хватало, то работа велась и концентрировалась в той области, в которой можно было достичь максимальных результатов, т.е. с разведчиками и разведчицами.

В результате таким образом сложившихся условий было положено начало "заколдованному кругу" - не было острой нужды в стаях, не было стай, не было возможности руководителям приобрести опыт, - следовательно нет опытных руководителей; нет руководителей; нет стай и т.д.

И вот приблизительно к концу пятого десятилетия нашего существования наступает период, когда круг этот начинает размыкаться, потому что в силу сложившихся в эмигрантской жизни условий, у нас появляется чрезвычайная нужда в стаях.

После расселения беженцев в начале пятидесятых годов, в новых местах эмигрантского скопления основываются новые единицы ОРЮР. Как и прежде, в основном, это разных размеров отряды. Кое-где появляются круги старших. Стай мало, т.к. нет руководителей. Все активные руководительские силы сосредотачиваются на работе с отрядами. Отряды работают успешно. Ежегодно проводятся лагеря. Выступления среди общественности привлекают в отряд новых членов. Так проходит несколько лет. Работа отрядов продолжается, но количественно они больше не растут. Приток новых детей разведческого возраста почти прекращается. Начинает оказывать свое действие местная культура. Под ее влиянием подростки созревают раньше и теряют вкус к тем идеалам, стремлениям интересам, на которых основана наша программа.

После некоторого наблюдения и размышления, внимание руководителей устремляется на детей младшего возраста. Их всегда так много на елке, на утренниках и на прочих детских выступлениях. В субботних и воскресных школах они, как правило, в большинстве. В этой возрастной группе многое обстоит несомненно благополучнее. Во-первых, сильнее влияние семьи. Во-вторых, прогрессивное образование, столь модное в школах западного полушария, не успело еще парализовать волю и ум, и усыпить воображение детей семи-десяти лет.

Становится ясным, что этот возраст - благодатнейшее поле для нашей работы, а также главный источник для пополнения Организации новыми членами. Это подтвердилось опытом последних лет. С удовлетворением здесь следует отметить, что этот новый источник, вероятно, не скоро иссякнет, так как рождаемость среди русской эмиграции не падает, а количество браков с иностранцами не так уж велико. Кроме того, в течение десятилетнего пребывания в той или иной стране, многие русские почувствовали некоторую духовную пустоту, потому что не смогли вполне приобщиться к местной культуре. Для того, чтобы уберечь от этой пустоты своих детей, они более внимательно относятся к национальному воспитанию. Способствует этому отрадному явлению и то, что во многих семьях материальные заботы отошли на второй план, и хотя бы мать может всецело отдаться воспитанию детей.

Что же мы можем сделать, чтобы извлечь наибольшую пользу из представшей перед нами возможности? Создать новый кадр руководителей белочек и волчат. Каким образом? Во-первых, путем индивидуальных увещеваний и уговоров потенциальных руководителей стай - начать работу. Во-вторых, изданием материалов и пособий для работы с младшей ветвью. Вторым занимаются Главная Квартира и "Опыт". Так, за последних три года, в "Опыте" значительно вырос раздел "Волчата". Первое же входит в обязанности начальников дружин. Первому же, несмотря на длинное вступление, посвящена и данная статья. Хочу сузить свою тему и буду обсуждать ее в пределах работы с белочками только.

Начну с перечисления возможных кандидаток в руководительницы стай. Это, конечно, в первую очередь неактивные руководительницы, которые либо по нерешительности вообще, либо из-за отсутствия опыта, не решаются заняться стаей. Далее, это могут быть старшие разведчицы, исполняющие какие-нибудь административные обязанности или просто "прозябающие" при дружине без дела, но верные спутницы. Таких не очень много, но они есть почти в каждой дружине. И еще два вида потенциальных руководительниц белочек: I) взрослые дамы, бывшие разведчицы, давно отошедшие от нас, и 2) жены наших руководителей. Представительниц двух последних категорий можно неожиданно легко уговорить и вдохновить на руководительскую работу, в особенности если у них есть дети в нашей Организации и если им присуща хоть малейшая склонность к общественной работе. Необходимо только убедить их, что педагогическая деятельность в рамках национальной организации есть лучший и благороднейший для женщины способ служения обществу. Руководительниц и старших разведчиц убеждать в этом, кажется, не приходится.

При разговоре с потенциальными кандидатками в руководительницы, перечисляются обыкновенно следующие, мотивирующие отказ, причины:

1. Нет пособий, не знаю, как вести работу.

2. Не знаю, как обращаться с детьми этого возраста.

3. Боюсь ответственности.

4. Думаю, что мой возраст не подходит к работе с детьми.

Первый аргумент конечно самый серьезный. Но сама его формулировка указывает на то, что кандидатка подходит к предложению серьезно и, вероятно, убедившись, что ей будет оказана помощь и поддержка, начнет работу со стаей. В таком случае, обеспечить будущую руководительницу программами, положениями, статьями из "Опыта", а также указать на иностранную литературу - прямая обязанность более опытных руководителей в дружине. В кратчайший срок новая начальница стаи увлечется своим делом, выработает свои методы и станет совершенствовать себя самою и свою работу со стаей путем постоянного опыта.

Второй аргумент не менее серьезен и заслуживает внимания. За первым его, словесным, значением часто кроется другое, не высказанное ясно - нежелание и боязнь работать с "маленькими". Думаю, что обе стороны этого аргумента объясняются полным незнанием и непониманием внутреннего мира детей 7-11 лет. Эта трудность устраняется чтением соответствующих книг по психологии. Сжатая характеристика и главные принципы работы, а они почти одинаковы для волчат и белочек, даны в конспектах руководительских курсов. Знание типичных для этого возраста явлений не менее важно для работы, чем знакомство с программами одноглазки и двуглазки.

Трудно бывает с теми, кто боится ответственности. Причины этого страха бывают неискоренимы. Однако в большинстве случаев боязнь ответственности объясняется неопытностью, нерешительностью. Тогда ее можно побороть усилием воли. Усилие воли подкрепляется сознанием того, что творишь правое и нужное дело, которое вести больше некому.

Четвертый аргумент - возраст кандидатки. Его можно ограничить только снизу. Начальнице стаи не должно быть менее двадцати одного года. Слишком молодые, хотя и способные начальницы могут вызвать недоверие родителей. Для руководства маленькими детьми необходима зрелость, которая не позволит увлечься и подвергнуть детей опасности. Что касается верхней грани -можно руководствоваться следующим правилом: покуда женщина не стара быть матерью, она не стара для работы в детской организации.

Важно также упомянуть и подчеркнуть те Преимущества работы о "маленькими", о которых забывают или которых просто не знают наши потенциальные руководительницы. Работа с младшими во многом легче разведческой. Если детей любить, и понимать, что им нужно, то удовлетворить их легче, потому что их требования к играм и занятиям гораздо ниже. Вопрос авторитета также несравненно проще среди младших. Они не способны критиковать, т.к. не ищут еще самостоятельных путей. Дети охотно подчиняются и благодарны тому, кто может организовать для них интересное и увлекательное занятие. Обычно белочки "обожают" своих начальниц и авторитет их ставят выше родительского. Начальница стаи в большей мере чувствует себя воспитательницей. педагогом, оказывающим влияние на детские души. Поэтому работа со стаей приносит подчас больше удовлетворения.и радости чем работа с отрядом.

Даже такие типичные для младших отрицательные качества, как эгоцентричность, хвастливость, склонность ко лжи и многие другие, пугающие неопытных руководительниц, не представляют собой серьезных в этом возрасте проблем. Позже, в разведческом возрасте, это уже более крупные пороки, но у белочек это лишь временные проявления данного периода в психическом и умственном развитии. Пример со склонностью ко лжи пожалуй наиболее убедителен. Когда говорит неправду восьмилетний ребенок, то он часто не сознает этого. Постоянно работающее воображение, потребность фантазировать и отсутствие моральных критериев не позволяют ему четко различать правду от неправды. Когда лжет тринадцатилетнее существо, то и такая ложь может быть невольной, но совесть протестует.

В заключение хочется сказать, что начать работу со стаей - лучший и самый простой способ встать на руководительский путь. В процессе налаживания работы о группой младших неопытная руководительница знакомится с трудностями воспитательной работы как бы в меньшем масштабе. С меньшим риском "провалить" работу стаи она постепенно приобретает необходимые для руководительницы качества и навыки. Для начинающей руководительницы отряда риск этот более велик.

И кажется, что в наш век, когда меняется тип русской женщины на родине и за рубежом, не должно быть недостатка в смелых и решительных девушках и женщинах, готовых приступить к воспитательной работе. Наш долг найти их и направить по правильному пути.

Березка.


В порядке дискуссии

ЗА ОТМЕНУ ТЕРМИНА "ВОЛЧОНОК"

Десятки лет мы употребляем принятые в нашей Организации названия.Одни удачные, другие менее удачные, а некоторые и вовсе не удачные. Но названия эти вошли в традицию. Мы настолько консервативны, что даже нам страшно подумать о некоторых насущных изменениях. А сама жизнь заставляет нас кое-что пересмотреть, изменить. Хотя названия-определения и не являются главным фактором, но, однако, они облегчают нам работу.

Для ребят это имеет значение, символизирует какой то стиль, дает интерес нашим начинаниям. Не следует нам слепо придерживаться консервативных определении, а смело идти на некоторые изменения. Каждое движение должно идти вперед - в этом его жизненность.

Стая - первая ступень полноценной дружины. И важная ступень. От нее зависит уровень работы отряда, ибо ребята, пробыв в стае два года, перейдя в отряд разведчиков, уже имеют знания, и дисциплину, и навык к "разведке".

Почему у нас так мало стай? Причин много, и одна из них - название этой ветви. Волчонок - что говорит это понятие русскому человеку? Что символизирует волк? Каким качествам волка подражать ребенку? В русском народе волк но положительный символ. А волчонок это ребенок угрюмый, нелюдим. Наши первые организаторы русского скаутизма приняли с идеей и терминологию от английских скаутов. Русским не впервые принимать заморские идеи. Но перевариваясь в собственном национальном соку, эти идеи принимают национальные русские черты. Мы восприняли идею западного скаутизма, но наше разведчество переросло скаутизм по внутреннему своему содержанию...

По содержанию, занятия с малышами никак не оправдывают название "волчата". Это Слово не входит в жизнь, и его не любят ребята, а тем более против него взрослые. Утверждая это, я опираюсь на факты, т.к. я руководил тремя стаями и была возможность у меня наблюдать за реакциями ребят и их родителей.

Итак, мы приняли заморскую идею. Наша задача - эту идею переварить и преподнести ребятам в русском духе. В этом плане нам следует задуматься о перемене названия "волчата". 

Тихий Дрозд  нач.27 отр.


РАЗВЕДЧИКИ

МИНИМАЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ НОРМЫ

Повсеместно в ОРЮР не обращается достаточно внимания на физическое воспитание. Обычно в отряде оно идет как-то самотеком и часто ограничивается рекомендацией начальника отряда, чтобы разведчики ежедневно делали утреннюю зарядку дома; эффективным проведением зарядки в лагере;

и одним днем в году, посвященным "олимпиаде". Это положение побудило нас включить в новые программы каждого из трех разрядов пункт: "Выполнить спортивные нормы соответственно возрасту".

Возраст

Прыжок в длину

Прыжок в высоту

Бег

Ядро

11

2,70 м.

0,80м.

40 м. в 9 сек.

-

12

3,00

0,85

50 м. в 9 сек.

3 кг. на 4,5 м.

13

3,20

0,90

50 м. в 8 1/2

3 кг. на 5,00 м.

14

3,40

0,95

60 м. в 10 сек.

3 кг. на 6,00 м.

15

3,60

1,оо

60 м. в 9 сек.

4 кг. на.6,50 м.

16

3,80

1,06

80 м. в 13 сек.

5 кг. на 6,00 м.

17

4,00

1,10

80 м. в 12 1/2

5 кг. на 6,50 м.

18

4,30

1,20

80 м. в 12 сек

5 кг. на 7,00 м.


Смысл этого нововведения ясен. Мы не претендуем формировать атлетов. Для особо интересующихся физкультурой и спортом существуют соответствующие спортивные специальности. Но, каждый разведчик нормального телосложения, для того чтобы быть "всегда готовым", не может не следить за своим физическим состоянием. Регулярное физическое развитие входит в понятие "всестороннего и гармонического воспитания", которое мы претендуем давать нашим ребятам.

Включение этого пункта в программы всех испытаний на разряды должно естественно побуждать начальника отряда уделять необходимое количество времени физической тренировке. Определение же самих норм -вопрос в наших условиях трудно разрешимый. Помещенные в № 33 нормы оказались, по мнению многих руков, несоответствующими реальным возможностям большинства разведчиков. Выше приводится таблица с несколько измененными требованиями. Это минимум, который можно требовать в любых

условиях от любого разведчика, в европейских странах. В других странах, на иных материках, стандарты могут быть выше или ниже. Тут уже дело местных руководителей выработать нужные требования и представить их на утверждение начальника Отдела.

Однако каждому руководителю следует помнить, что дело тут не в том, что Петя пробежит или нет 60 метров в 10 секунд, а в том, чтобы Петя регулярно занимался физической тренировкой - бегал, прыгал, лазил, развивал свою мускулатуру и чтобы приобретение им нового разряда соответствовало в этой области, как и во всех других реальному росту его способностей.

 Ерш.


ДВА ДНЯ В ПОХОДЕ 

(план отрядного похода - из курсантской работы - XVIII КНО )

I.

Всем собраться в назначенном месте для выступления в поход.

2.

Погрузка багажа и разведчиков на грузовик.

3.

Путь в грузовике. По дороге пение.

4.

Прибытие на место остановки грузовика.

5.

Разгрузка багажа.

6.

Выступление в путь звена старших с частью багажа и с пом.нач.отр.

7.

Распределение остального багажа между оставшимися звеньями.

8.

Выступление в поход остальных звеньев.

9.

В пути игра - "Встреча патрулей".

10.

Прибытие к месту бивуака.

11.

Обед - из принесенных о собою бутербродов.

12.

Постановка бивуака(Палатки, кухня,мачта, место для костра).

13.

Подъем флага.

14.

Прогулка - ознакомление с местностью и сбором дров на обратном  пути.

15.

Приготовление ужина.

16.

Ужин.

17.

Спуск флага.

18.

Костер. (Беседа - Жизнь леса,животных и птиц)

19.

Отбой.

20.

Внезапная ночная тревога. Игра - "Ориентация на слух". Помощник нач.отр. спрятался в недалеке от бивуака и подает сигналы свистком.

21.

Конец игры - спать дальше.

22.

Подъем.

23.

Зарядка, умывание.

24.

Приготовление-завтрака.

25.

Завтрак.

26.

Подъем флага.

27.

Прогулка по звеньям с заданием собрать сведения о растительном и животном мире. По возвращении звенья рассказывают о "исследованиях".

28.

Приготовление обеда.

29.

Обед.

30.

Мертвый час.

31.

Лесная игра - "Лесное скрадывание врага".

32.

Полдник.

33.

Уборка бивуака.

34.

Спуск флага.

35.

Обратный путь к грузовику.

36.

Погрузка и обратный путь в город.


ски. Игорь Тимохович, нач. 7 отр.

- Доводится до сведения всех сестер руководительниц и кандидаток в оные, что страницы "ОПЫТа" им открыты на тех же условиях, что и братьям руководителям. Когда же мы вновь увидим в "ОПЫТе" раздел "РАЗВЕДЧИЦЫ"? Не говоря уж о том, что некоторые начинающие рук-цы были бы счастливы получить тематический номер, посвященный вопросам женской ветви...


одиночки

РАБОТА С ОДИНОЧКАМИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Начнем с маленького экскурса в историю. Известно, что были одиночки и в России, но судя по тому, что в литературе того времени о них говорится только вскользь, мы себе можем представить примерно такую картину: Был кто-то скаутом Н-окого отряда,потом уехал в другой город, где не было скаутской организации, не порвал связи со своим старым отрядом и превратился в "Одиночку". Или представим себе другой случай. Отряд расположился лагерем в местечке X. Туда же, на дачу поехала семья инженера из какого-то города, где еще никло не слышал о скаутах. Сын инженера встретился со скаутами, сдал III разряд, дал Т.О. стал настоящим скаутом, а на зиму поехал в свой город. Всю зиму он переписывался со своими новыми друзьями, а в следующем году снова встретился о ними в лагере. Так, вероятно, было лет 40-50 тому назад, такие же случаи бывают и в наше время.

Отрядам,того времени,как и отрядам нашего времени трудно было заниматься одиночками,особенно если одиночек было не один-два,а одновременно большее количество.

В 1923 г. на это обстоятельство обратил внимание скм. Иван Светов(Югоолавия), который объединил бывших скаутов, выехавших из России в разные города Югославии в особое отделение одиночных скаутов.

Бывшие скауты,постепенно вышли из скаутского возраста и покинули ряды организации. Все внимание руководителей было обращено на привлечение новичков, ранее не бывших скаутами и которые бы захотели стать скаутами только по переписке. Психологически это было не каждому по плечу, новичков было очень мало и одиночная работа, безусловно, переживала кризис. Подробнее об этом сказано в конспекте по работе о одиночками, имеющемся на складе ГК.

Постепенно стало ясно, что одной переписки мало. Для привлечения новичков нужны:

1/ Личная встреча,разговор о разведчестве, показ фотографий и т.д.

2/ разведческая литература, которую одиночка получает регулярно от своего начальника.

3/ лагерь, в который одиночка принимает ежегодно участие. 4/ молодой руководитель, так сказать: "свой человек",который при личной встрече мог бы стать увлекательным и авторитетным другом.

Эти условия в Югославии, в период 1935-1941 были выполнены, и как всем известно, результаты были налицо. По этим принципам велась работа с одиночками во время войны и среди Ди-Пи, в первые послевоенные годы.

Ликвидация лагерей и разъезд за океан в 1948-1951 г. породил появление большого количества одиночек в заокеанских странах. Повторилось то, что было в 1920 году, увы без изменения к лучшему. Опыт прошлого был всем известен, но руководители, бравшиеся за эту работу, редко где с ней могли справиться и одиночная работа во шла в период нового кризиса.

Из опыта иностранцев, а именно скаутов США, в этой области мы бы могли заимствовать только должность "опекуна", т.е. взрослого человека, который является ответственным перед организацией за деятельность одиночки. "Опекуном" может быть кто-нибудь из родителей, взрослых лиц связанных со скаутизмом или, опять же взрослых, друзей семьи одиночки. Когда я говорил об успешной работе о одиночками в Югославии в сорока городах, без помощи "опекунов" мне, как говорится, и верили и не верили.

Интересно отметить, что до войны одиночная работа велась исключительно в странах восточной Европы и несмотря на ряд попыток, в странах Запада, не имела никакого успеха. Сейчас работа с одиночками ведется в Северо-Американском и Европейском отделах и я считаю некоторым успехом один только этот факт. Причину некоторого упадка в работе с одиночками надо искать в окружающей нас обстановке и общем положении организации.

скм. Р.Полчанинов, нач. 10 одиночного отряда


От редакции

Изобилие полученного материала (не смейтесь, его действительно много накопилось, несмотря на своеобразно проявляющуюся умственную и волевую аскезу некоторых руков) не дает нам возможности посвятить этот номер целиком проблемам старшей ветви, как мы это хотели. Над компиляцией всех этих материалов работают сейчас Овсянка и Бурундук. Мы надеемся, что летом витязьский "ОПЫТ" выйдет.

Е.


В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

ГОТОВИМСЯ К ЛАГЕРЮ

Успех каждого лагеря во многом зависит от того, как лагерь был подготовлен. Удачной подготовке лагеря способствуют четко и заблаговременно составленные инструкции. В виде примера помещаем ниже инструктаж, разосланный ребятам одного из наших отрядов перед прошлогодним лагерем. Ред.

Циркуляр № 1 - о летнем лагере (разослан за два месяца)

1. Настоящим приводятся все нужные сведения лагерникам 5-го отряда. Ввиду важности подготовки к юбилейному лагерю, необходимо чтобы все придерживались этого циркуляра.

2. Вменяю в обязанность вожакам в контакте с родителями подготовить звенья к лагерю.

3. Даты лагеря: ..... Адрес: ......

4. Описок лагерного имущества приводится в Приложении № 1. Этот список обязателен для всех членов Отряда, и отклонения от него повлекут за собой невозможность принятия участия в начинаниях Отряда.

5. Список звенового инвентаря приводится в Приложении № 2.

6. По всем вопросам по покупке любого инвентаря к лагерю следует обращаться к заведующему хозяйством отряда ст.р-ку X...

7. Вменяю в обязанность Старшего Вожака Отряда привести в порядок отрядный инвентарь:

икона гвозди русский флаг лопаты веревки и блоки для флага топоры керосиновая лампа аптечка запас веревки типография

8. Плата за лагерь - ...., включая проезд. Эту сумму следует внести не позже чем за неделю до отъезда.

9. Все члены отряда обязаны погасить всю задолженность кассе отряда до ... Должники в лагерь допущены не будут. Одновременно следует сдать регистрационный лист секретарю дружины или начальнику отряда.

10. Вменяю в обязанность вожакам сдать точные списки лагерников к ...

11. Сообщаю, что парадная форма в лагере состоит из походной формы (чистой), начищенных сапог, пилотки, со всеми знаками отличия, курсов, наградами и специальностями.

Будь готов! За Россию!

(подпись нач.отр.)


Приложение № 1 - ЛАГЕРНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ

ФОРМА

3 рубашки (защитные)

3 пары коротких брюк (защити.)

1 пара длинных брюк (защити.)

2 косынки

2 пилотки

1 разв. пояс

1 зажим для косынки

1 шнур со свистком

1 нож, походный

1 пара сапог

карандаш и записная книжка.


ПРИБОР ДЛЯ МЫТЬЯ
ОДЕЖДА

4 майки, белые

4 пары нижних трусиков

4 носовых платка

6 пар высоких шерстяных носков

2 пары легких носков

1 пара легких ботинок (спортивн.)

1 куртка защитного цвета

1 пара купальных трусиков

1 опальный мешок или 2 одеяла

1 надувной матрац или 1 брезент

для подстилки

1 смена ночного белья

1 подушка (по желанию)


ПРИБОР ДЛЯ МЫТЬЯ

1 большое полотенце

1 маленькое полотенце

1 зубная щетка и порошок

1 гребешок

маникюр (по желанию)

бритвенные принадлежности (по жел.) мыло


РАЗНОЕ

1 рюкзак

1 карманный фонарь

1 иконка

25 ярдов крепкой веревки

1 компас

1 топорик

1 аптечка

мазь для загара


ПРИБОР ДЛЯ ОБУВИ

1 щетка для обуви.

вакса


ПРИБОР ДЛЯ ЕДЫ

1 судок (армейский)

1 кружка вилка, ложка


ПРИБОР ДЛЯ ШИТЬЯ

нитки, иголки

пуговицы, булавки


ПИСЬМЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

бумага,конверты с марками,открытки...


Разрешается брать: бинокль, фотоаппарат, защитные очки. Оружие в лагерь можно брать только с разрешения начальника лагеря. Лишнего в лагерь не брать!

Приложение № 2 - ОПИСОК ЗВЕНОВОГО ИНВЕНТАРЯ

Вожаки ответственны за приобретение следующего инвентаря для своих звеньев:

прибор для следов 2 пары сигнальных флажков

1 большой топор

2 маленьких лопаты

1 фотографический аппарат

100 ярдов веревки

гвозди

спички.


По всем вопросам вожакам следует обращаться к зав.хоз.отряда.

Циркуляр № 2 - (за 15 дней до отъезда)

А. ПРЕДЛАГЕРНЫЕ НАЧИНАНИЯ

1.Настоящим доводится до сведения членов отряда о предлагерных начинаниях:

- отъезд квартирьеров в лагерь....

- смотр вещей и докторский осмотр.....

- отъезд в лагерь


2.Личное лагерное имущество следует принести в штаб-квартиру на смотр вещей. Вещи остаются в штаб-квартире до утра.

3.Отъезд в лагерь точен. Опаздывающих ждать не будут, форма - походная.

Б. ЛАГЕРНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ

1.Лагерные состязания состоят из двух категорий:

а. Лучший лагерник (три места) б. Лучшее звено.

2.В конце каждого дня штаб лагеря засчитывает пункты за прошедший день. Результат вывешивается на доске объявлений.

3.Зачет ведется из принципа зачета пунктов воем, кто не замечен в провинности и неисполнении. Звено или лагерник, набравшее большинство пунктов, объявляется победителем.

4.Состязание "Лучший лагерник" состоит из следующих пунктов:

а. Разведчество

Исполнительность

1

Английский язык

-2

Товарищество

1

Вежливость

1

Отношение к природе

1

Знание и исполнение

разведческих законов

2

б. Форма

Аккуратность

1

Чистота

1

Правильность

1

в. Практика

Строй

Дисциплина


Пунктуальность

Лучшая палатка

(по месту) 3,2,1


5.Состязание на лучшее звено состоит из следующих пунктов:

Лучшая палатка (по месту:)

3,2,1

Строй

2

Дежурство

2

Звеновой дух

3

Администрация

1

Исполнительность

2

Лучший лагерник (по месту:)

3,2,1

Среднее число индивидуальных

пунктов 4,3,2,1.


В. СВЯЗИСТЫ В ЛАГЕРЕ

1.Каждый вожак выделяет одного разведчика из звена связистом в штаб лагеря.

2.Тотчас же по прибытии в лагерь связисты являются начальнику лагеря за заданиями. В лагере каждый день они являются в штаб лагеря, сразу же после подъема и по зову.

Г. СМОТРЫ

1.В этом году в лагере проводятся смотры три раза в день:

а. утренний - официальный - в строю б. дневной - во время занятий в. вечерний - без строя.

2. Результаты всех смотров зачитываются в состязаниях.

3. Одновременно в лагере могут быть смотры формы и лагеря - по тревоге.

4. Смотры проводятся начальником лагеря, помощником начальника лагеря старшим вожаком, вожаками, приглашенными руководителями или - в любое время - комиссией судей, назначенной начальником отдела.

Д. ДОЛЖНОСТИ И СФЕРЫ РАБОТЫ

1.Настоящим приводятся должности и распределение работы в лагере. Ни в коем случае нельзя считать перечень должностей или сферы работы исчерпывающими.

2.Помощник начальника лагеря:

а

Заместитель начальника лагеря

б

Начальник штаба, и ответственный за выполнение программы и работы.

в

Наблюдает за кухней

г

Наблюдает за санитарным пунктом

д

Ответственен за прохождение разрядов и специальностей

е

Заведует стрельбищем и хранит оружие

ж

Держит связь о духовником лагеря

з

Связь с лагерями и с центром

и

Готовит и заведует церемониями

к

Ответственен за подготовку состязаний по теории

л

Нападения: ведет наступление с отрядом (без дежурного звена)

м

Составляет планы и ведет работу штаба.


3.Старший вожак:

а.

Ответствен за строй

б.

Ответствен за учет лагерников

в.

Наблюдает за чистотой и порядком в лагере

г.

Наблюдает за купанием

д.

Наблюдает за пожарным предохранением

е.

Руководит постройками

ж.

.Ответствен за посылку и распределение почты

з.

Наблюдает за выполнением расписания и ответственен за проведение

и.

Ответственен за подготовку к состязаниям по практике

к.

Нападения: ответственен за защиту лагеря вместе о дежурным звеном


4.Санитар:

а.

Ответствен за первую помощь в лагере

б.

Доставляет больных в центральный санитарный пункт

в.

Ответственен за содержание аптечки

г.

Наблюдает за гигиеной лагеря и, через старшего вожака,проводит нужные меры.


5.Заведующий хозяйством:

а.

Отвечает за инвентарь лагеря и звеньев

б.

Выдает инвентарь вожакам

в.

Ответствен за транспорт

г.

Помогает пожарному лагеря в работе

д.

Собирает заказы и передает закупки.


6.Секретарь-летописец:

а.

Ведет летопись и переписку

б.

Ведет административную сторону штабной работы

в.

Ответственен за красный угол и доску объявлений

г.

Ответственен за отрядное знамя.


7.Спасатель:

а.

Отвечает за безопасность при купании

б.

Обучает плаванию.


8.Заведующий музеем:

а.

Отвечает за состояние и пополнение музея отряда

б.

Собирает и держит в порядке экспонаты.


9.Хранитель костра:

а.

Отвечает за состояние кострища

б.

Готовит материал для костра

в.

Помогает в составлении программы костров.


10.Пожарный:

а.

Отвечает за пожарное предохранение лагеря

б.

Вместе с зав.хоз. держит пожарный инструменты в готовности

в.

Помогает Заведующему Хозяйством.


11.Трубач:

а.

Подает сигналы согласно расписанию

б.

Держит трубу и барабан в порядке

в.

Исполняет должность заведующего связью.


12.Дежурный вожак:

а.

Отвечает за чистоту лагеря

б.

Через Старшего Вожака приводит лагерь в надлежащий вид

в.

При дежурстве на кухне, отвечает за приготовление пищи

г.

Нападения: со своим звеном защищает лагерь, под руководством Старшего Вожака.


Будь готов! За Россию (подпись нач.отр.)

ски.М.Данилевский, нач. 5 отр.


ТОЧКИ ДЛЯ КОСТРОВ

По просьбе некоторых руководителей Австралийского отдела мы начали в прошлом номере публикацию точек для костров. Централизацию этого материала взял на себя ски.Павел Уртьев. Поддержите издание сборника по "Точковедению", присылая лаш материал по адресу:

Mr.Paul URTIEW - 927 Divisadero -SAN-FRANCISCO, Calif. USA.

Разбитое зеркало

Выходит прислуга с ведром, наполненным водой и начинает якобы убирать комнату. Делает неуклюжее движение и разбивает большое зеркало. Вдруг слышатся шаги хозяйки. Прислуга боится, что попадет, снимет с себя фартук и становится за зеркалом. Хозяйка, не замечая ничего, начинает причесываться. Прислуга во всем подражает хозяйке, как бы -отражение в зеркале. Наконец хозяйка замечает, что что-то не то и начинает проверять, делая всякие быстрые и непредвиденные движения.

Чтение стихов

Выходит разведчик, изображающий поочередно, как разные люди читают то же самое стихотворение. Лучше всего подходит: "Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда" или "Тиха украинская ночь, прозрачно небо...".

Типы для подражания: маленькая девочка

- Ну, скажи Верочка стихотворение, скажи детинька...

- Не хочу-у-у...

- Ну скажи, доставь маме удовольствие...

- Н-н-н-е-е-т...

Мнется, мнется, а потом все же начинает, вскоре сбивается и в слезы).

Гимназист (выходит к доске, подмигивает товарищам, ему подсказывают, причем неправильно...), семинарист (на распев...), кадет (военная выправка, слва отчеканены...), институтка (кривляние, заигрывание), актер-профессионал.

Радио - точка для быстро говорящих и хорошо владеющих языком артистов.

Артист садится в ящик и покрывается одеялом, изображая собой испорченный, военного времени радио аппарат. Хозяин радио-аппарата пытается

наставить его на какую-нибудь станцию. Артист под одеялом издает писк, визг, треск, пение, рецепты пирогов, новости, джаз и все возможное вперемешку. Кончается, отчаянием "хозяина или испугом хозяина, который бегом спускается вниз по лестнице (считая этажи) и зовет полицию. Полиция (несколько человек) бегом поднимается (считая этажи), забирает радио-аппарат и медленно спускается вниз.

Собачий суд

Участвуют шесть человек. Все действия и разговоры выражаются собачьим лаем, или визгом подходящими к роли каждого. Так, например, участвуют судья - бас, адвокат - тенор, прокурор - баритон, подсудимый - жалкий писк и два полицейских - грубый лай. Суд идет и тихие доклады превращаются в спор. По лаю судьи, всё замолкают, затем снова начинают. Кончается приговором над подсудимым и уводом его с суда.

Блоха Максимилиан

Выходит разведчик и разговаривает со своей дрессированной блохой. Выделывает всякие трюки (прыжки, следуя взором да скачущей блохой или рисуя ее фокусы электрическим фонарем...). Вдруг Максимилиан теряется из виду. Дрессировщик его ищет, зовет и, наконец, находит.

Опять прыжки и фокусы. Опять теряется Максимилиан. После долгих поисков блоха находится на каком-нибудь зрителе, но фокусов она больше не выделывает. Вывод - это не Максимилиан.

Веревочный акробат

Берется у кого-нибудь волос и - мимика - растягивается по земле. На расстоянии нескольких метров устанавливаются "столбы" (два разведчика) и "вбиваются в землю". "Растянутый по земле волос" привязывается к столбам, на определенной высоте. Столбы плохо выдерживают, качаются;

один из них вырывается. Их снова забивают, укрепляют. Снова натягивают "волос". Пробуют натянутость - столбы соответственно реагируют. Акробат собирается с духом, прыгает на "волос",... но падает вместе со столбами (означает, что волос выдержал, да столбы были плохо вкопаны).

Астроном

Объясняется теория наблюдения звезд: надо выкопать яму, и оттуда можно наблюдать даже днем. Вызывается желающий из сидящих у костра. Ему предлагается вообразить, что он сидит в яме, покрывают его курткой и дают смотреть через рукав. В рукав наливается вода. Астроном протестует, на что следует ответ: не копать яму на помойке.


КАК ПОЙДУ Я НА БЫСТРУЮ РЕЧКУ

слова и муз.А.Попова

op0352.jpg

Как пойду я на быструю речку, 

Сяду я на крутой бережок, 

Посмотрю на родную сторонку,

На зеленый приветный лужок.

Ты сторонка, сторонка родная,

Нет на свете привольней тебя! 

Уж ты, нива моя золотая, 

Да высокие наши хлеба!

Эх ты, русское наше приволье

, Краю нет: все луга, да поля...

 Ты широкое наше раздолье, 

Ты родимая матерь - земля!..


МЫ СКАУТЫ

слова К.Синькевича* муз.вит.Л.Кишковского

op0353.jpg

Мы скауты страха не знаем, Стремимся мы делать добро И в песнях своих вспоминаем Любимее наше звено.

Мы бодро поем и шагаем С любимою песней вперед И вместе всегда вспоминаем Наш русский родимый народ.

И горы, поля и долины Нам вторят и о нами поют И родины дальней картина Пред нами невольно встает.

Неважно, что мы на чужбине
Родились, росли и живем; Мы верим: в России как ныне, Мы песни свои запоем!


* Примечание. Первый и единственный куплет этой песни взят из сборника "Сто разведческих песен", стр. 43 (изд. дружины Лос-Анжелес, 1955 г.). Остальные три куплета сочинены г-ном К.Синькевичем.


ЛАГЕРЬ

слова из сборника муз.вит.Л.Кишковского. "Сто разв.песен",стр.49

op0354.jpg

Ночь тиха; в дали безбрежной, 
В небе реют облака, 
Ветер мчится с песней нежной,
Чуть журчит вдали река!

Семь палаток, флаг отрядный, 
Дым костра из мелких дров, 
Вот наш лагерь не нарядный,
Но милее всех дворцов.


От редакции

Леня Кишковский, витязь и регент хора на Юбилейном Слете САО ОРЮР,- а помимо того регент кафедрального собора в г.Лос-Анжелес взял на себя раздел пения в " Опыте". Под его руководством, начиная с № 34, помещаются в "Опыте" слова и ноты народных, военных и разведческих песен. Критику, пожелания, замечания и... материалы направляйте ему через редакцию "Опыта" или непосредственно по адресу:

L. Kishkowski - 1427 No.Edgemont st. - LOS ANGELES 27, California. USA.


ДЕЛИМСЯ СВОИМ ОПЫТОМ

ЛАГЕРЬ "ДАЛЬНИЙ ВОСТОК"

На предварительных руководительских совещаниях членов штаба Австралийского отдела, руководителей дружин "Севастополь" и "Очаков", принято было решение организовать к концу 1959 г. двухнедельный курсовой лагерь.

Заранее от руководителей дружин Отдела получены были списки кандидатов - старших разведчиков и старших разведчиц, которым такой лагерь мог бы помочь закончить начатые в течение года занятия на курсах КДВ и КНО.

К моменту отъезда в лагерь выяснилась невозможность для руководителей получить достаточно продолжительный отпуск, а также появилась необходимость принять в лагерь сводный отряд разведчиков в составе двух звеньев. Это обстоятельство сильно помешало задуманному плану и заставило пересмотреть и изменить предполагаемую программу лагеря. Вместо нормального курсового лагеря, требующего по положению о курсах двух недель при полном обслуживании курсантов специальным рабочим звеном, пришлось провести шестидневный лагерь без посторонней помощи, своими силами, при недостаточном количестве руководителей. Указанные причины привели к тому, что фактически курсовой лагерь проведен полностью не был. Удалось проделать только интересный опыт, позволивший дать всем курсантам ряд чисто практических знаний по программе КДВ и КНО, а также по программе первого разряда... Удалось также дать отряду разведчиков шесть дней хорошего лагеря... В основу программы курсового лагеря "Дальний Восток" легло новое Положение о курсах ОРЮР (см. "Опыт" № 31). Из него было взято то, что могло в шестидневный срок дать курсантам КДВ и КНО максимум практических и теоретических знаний, при согласовании этой работы с практикой первого разряда и проведением отрядом своей лагерной жизни.

В повседневную жизнь курсового лагеря были введены обычные традиции курсов. С руководителей были сняты все знаки отличия, и они стали в общий курсантский строй. Ежедневно, по очереди, курсанты несли обязанности начальника лагеря, дежурного по лагерю, начальника отряда; несли дежурства по хозяйству лагеря, по санчасти; выполняли роль вожаков в курсовых звеньях...

Программа составлена была так, что в утренние часы курсанты заняты были больше теоретическими занятиями, а послеобеденные часы посвящались практике. Как правило, всем практическим занятиям предшествовали соответствующие беседы; давались советы, теоретические указания, объяснения. Все это оживлялось ежедневными лагерными событиями: тревоги, быстрые общие сборы, выходы в поход, большие игры, лагерные церемонии.

В свободное время лагерники могли купаться, играть в городки (впервые введенные как спортивное развлечение), просто отдыхать.

Расписание лагерного дня соответствовало, в общих чертах, обычному -с той только разницей, что день начинался раньше, а также выкраивалось больше времени за счет мертвого и вольного часа, продолжительность коих была сокращена. Время для занятий было увеличено также за счет смотров, которые фактически отсутствовали, т.к. порядок в палатках требовался постоянный, за чем следили в любое время суток.

Система оценок введена была нормальная. Общие оценки сообщались после подъема флага или перед занятиями, о личных беседовали по душам отдельно.

В течение всего лагеря, в распоряжении курсантов находилась довольно полная Библиотека, со всеми нужными конспектами и рядом русских и иностранных книг, гл.обр. по скаутской практике. Кроме того, естественно, все три руководителя, бывшие в лагере готовы были в любое время помочь советами, а также ответить на любые вопросы лагерников...

Выдержки из дневника

Для большей наглядности и для обмена опытом проведения работы в лагере подобного типа, приводим выдержки из дневника руководителя лагеря.

Среда 30 декабря. Первое руководительское совещание. Принимается программа на текущий день. Постройка лагеря, распределение курсантов и отряда по подлагерям, чистка и приборка, приведение в порядок кухни и хозяйства. Первый общий сбор курсантов. Беседа о курсах и предстоящей работе.

Четверг 31 декабря. 
Подъем в 6.00. Зарядка, умывание, приборка палаток.
В 7.00 - молитва, подъем флага, распределение дежурств на день. 
С 8.30 до 12.00 курсантские занятия: организация курсового лагеря, правила лагерной жизни, обязанности дежурных, традиции курсовых лагерей; о дисциплине, принципы командования, практика по строевым занятиям. В это время два курсанта и два рука - с отрядом.
12.00 - купание. Потом обед, отдых, построение патентов. 
2.30 - 6.00 - занятия: теория утренней гимнастики, практика - курсанты по очереди проводят зарядку, теория разв. игры, игра в "пятнистое лицо".
 6.00 - 7.00 - практика первого разряда: постройка лагерного объекта на выбор. 
7.00 - ужин, спуск флага, спать по палаткам.
 В II.00 вечера - тревога: подъем к новогоднему костру. Сбор у костра, краткая беседа о прошедшем годе.
 В полночь - "бой часов на Кремлевской башне", гимн, поздравления, а далее - угощение, шутки, точки, песни... 
1.15 - спать.

Пятница 1 января 1960. Подъем на полтора часа позже. Дальше расписание обычное. Перед началом занятий - несколько слов о смысле оценки и о том, как она будет проводиться. Занятия: лагерные церемонии, смотры... Идеология разведчества, история разведчества. Спевка - подготовка ко дню памяти верных.

В 4.00 часа дня - тревога: два курсантских звена отправляются в поход с заданием выбрать место для лагеря. Подготовка большой разведческой игры. На обратном пути маршрутная съемка. В 7 часов, тревога в лагере: бывшие в походе нападают на лагерь. Вечером еще час занятий: костры и точки. Вместо костра, беседа в штаб-палатке: молодежь на родине. Дискуссия.

Суббота 2, января 1960. Подъем в 6.00 часов. День по нормальному расписанию. Утренние занятия: КНО - работа отряда (теория), КДВ - работа звена. Практика: курсанты по очереди проводят получасовые отрядные сборы (беседа, игра, практические занятия.

Послеобеденные занятия. Практика 1-го разряда: носилки, переноска раненых, первая помощь, - Спевка: разучивание новых песен. - Для двух звеньев - поход по тревоге: выбор места для лагеря, панорамная съемка, звеновые и отрядные походные перестроения. При возвращении в лагерь, игра -подкрадывание.

На костре беседа о религиозном воспитании. Чтение из Евангелия по очереди разведчиками и курсантами.

Ночью, ожидание нападения на лагерь (не игра - опасность реальная). Ночные дежурства по лагерю, обязанности дежурных, смены, пароль, отзыв. Лагерь надежно охраняется до утра.

Воскресенье 3 января. Утренние занятия: национальное воспитание (лекция и дискуссия). Днем: полевая игра, потом - "городки". К трем часам приехал духовник дружины, отслуживший молебен.

Занятия после молебна: Волчата и белочки^ работа старшей ветви; подготовка церемонии "Памяти верных".

Вечером, после костра - проведение в курсантской среде церемонии "Памяти верных".

Понедельник 4 января. С утра дождь. Вместо предвиденной большой игры проводится, согласно запасной программе, дискуссия на тему "ОРЮР". Курсанты критикуют работу организации, курсантки защищают. Следует вторая дискуссия, на тему: "Почему на чужбине остаемся русскими? Нужно ли национальное воспитание?" Дискуссия проходит очень живо.

В 12.30, приготовление к походу, В 13.00 выход двумя группами в поход. До 16.00 час. практика по 1-му разряду: строятся бивуачные лагеря (мачта, флаг, шалаши, кухня). Приготовление обеда, короткий отдых. Начало игры: старшие групп высылают разведку для установления контакта с противником и нахождения его лагеря (расстояние между лагерями - две мили по прямой). Распределение сил для атаки и захвата флага, разрушения лагерных объектов, взятия в плен противника. У каждого за поясом косынка, потеря косынки - "первая смерть", но каждый имеет три "жизни". Потерявший косынку обязан отдать одну "жизнь", но получает косынку обратно и может играть дальше сразу или, если его ведут в плен, убежав из плена. За взятый флаг, звеновые флажки, разрушение лагерных объектов, "взятые жизни" -определенное количество пунктов победителю.

"Буш" и пересеченная местность - два перевала между лагерями - затрудняют нахождение лагерей, но к шести часам первая группа, отдав пленного и следуя за ним. находив лагерь противника. Подготовка к атаке и сама атака дает отличные результата. Прорыв в мало защищенный лагерь. Флаг срезан. Ожесточенная борьба, призыв о помощи осажденных. Напавшие бегут, не успев захватить звеновые флажки и разрушить лагерь... В 20.00 час., группы, собравшись в своих лагерях, уже в темноте с песнями возвращаются домой.

Вечером, прощальный костер. Руководители долго за полночь в штабе лагеря обсуждают результаты дня, общие оценки, результаты курсов.

Результаты лагеря:

Из восьми курсантов КДВ двое сдали все испытания с оценкой "отлично", четверо сдали "условно" (должны представить к назначенному сроку курсовые тетради), двое - также "условно" (должны представить курсовые тетради и сдать второй разряд).

Из семи курсантов КНО трое, не имевших КДВ, сдали испытания КДВ с оценкой "хорошо". Они же сдали часть практики 1-го разряда и часть программы КНО. Четверо, уже имевших КДВ, сдали испытания по практике 1-го разряда и часть КНО.

Кроме того, одна старшая разведчица, недавно поступившая в организацию, прослушала КДВ-КНО, сдала 3-й разряд, дала ТО и будет помогать при формировании отряда разведчиц в одной из наших дружин. Занимаясь практически с ребятами, она должна будет попутно сдать второй разряд и готовиться к первому, состоя в числе курсантов КНО.

Как видно из вышесказанного, фактически удалось провести полностью КДВ, провести ряд практических занятий по программе 1-го разряда и дать некоторые знания по КНО, который предстоит продолжать в течение года и закончить, как только представится этому возможность.

Работа КДВ явно прошла лучше. Пребывание в лагере двух звеньев разведчиков, что в начале мы считали помехой для работы курсов, оказалось большой помощью. Курсанты КДВ имели возможность ежедневно практически заниматься с ребятами и в этих занятиях применять на деле как свои теоретические знания, так и практические навыки. Руководителям курсов легче было судить о способностях, характере, желании и умении каждого курсанта КДВ. Для КНО нам не хватило времени, как не хватило и возможности охватить полностью все, что требует программа этого курса.

В заключение хочется сказать, что курс проведен как опыт. Опыт - дать в короткое время максимум возможного. Использовать лагерную обстановку, использовать пребывание в нем старших разведчиков и старших разведчиц -вожаков звеньев или помощников вожаков; в отрыве от ребят и, следовательно, могущих получить лично для себя все, что давала им программа лагеря. Это последнее обстоятельство явно принесло пользу - дух лагеря был на высоте. Курсанты сдружились, почувствовали себя более взрослыми, осознали свои силы, уверенность в работе, интерес к ней...

Для нас, руководителей, этот лагерь дал также много. Он показал нам, что необходимо больше работать каждому из нас над самим собой, приобретая и усовершенствуя те знания, которые мы хотели бы передать старшей молодежи. Кроме того, мы убедились лишний раз в том, что наша молодежь требует особого подхода: в ней уживаются противоположности - детскость и легкомыслие младшего возраста с запросами и требованиями взрослых людей. Нам не удалось в 16-18-ти летних пробудить серьезнее отношение к работе, чувство ответственности, волю к самостоятельным усилиям. Мы убедились, что почти все курсанты не готовы еще стать самостоятельными начальниками отрядов.

Случаи из лагерной жизни:

Со второго дня все дежурства по лагерю несут курсанты. Руководители не мешают. Помогает только вывешенное на двери штаба расписание дня. Начальник лагеря - старшая разведчица, дежурный руководитель по лагерю - старший разведчик. Еще до побудки у расписания их фигуры. Смотрят на часы, на расписание, советуются. На лицах растерянность. Когда лагерь проснулся, она еще увеличивается. Первые команды, чуть ли не о дрожанием в голосе. Во время подъема флага они путаются, сбиваются. Руководители стоят в строю, им разговаривать нельзя, хотя на них и смотрит с мольбой о помощи "начальство". Но в результате, с церемонией подъема флага справились. Дальше день идет хорошо, точно и без особых затруднений. "Начальство" старается, приобретает уверенность, когда чувствует, что ребята их слушаются.

Первые примерные занятия с отрядом. Очередной начальник отряда -старший разведчик. У него в подчинении два звена курсантов. Ему нужно в полчаса провести сбор. Начинает беседу. Говорит о Торжественном Обещании, о его значении, дает неплохие примеры. После беседы ведет отряд на соседнюю лужайку для практики и игры. Застенчивость прикрывает некоторой напускной самоуверенностью, но занятия проводит хорошо: показывает как надо ходить в "буше", подкрадываться, подползать. Требует исполнения от курсантов. Проводит игру, отправив часть в буш,

использует опыт, полученный в военном кадетском лагере. Кончает сбор отлично.

Второй начальник отряда - старшая разведчица. Сразу же не знает, что делать. Странно, особа не из робких, язык подвешен не плохо, но "страшно", говорит. Наконец начала. Беседа о св.Ольге. Экскурсия в историю из приходской школы. "Святая потому, что хорошо отомстила древлянам...", но кое-как справляемся. С практикой опять трудность -идеи разбежались. Что делать? Наконец, проводит игру в перемену движений. Игра домашняя, жаль на нее тратить время в лагере, но ребятам нравится и проходит весело. В конце жалоба: "А я и не знала, что так трудно провести сбор, даже на полчаса".

Некоторые курсантки ловчатся на кухню - предыдущий лагерь пробудил в них хозяйственные способности. Кормят замечательно! Но жаль из них делать поварих. Ловчение прекращается.

Самое слабое место при оценках общих и личных - графа "Отношение к лагерному имуществу". Как не лепили минусы, как не внушали, что не делали, "а воз и ныне там" т.е. не воз, а топоры, пилы, лопаты - всюду, но только не там, где им надлежало бы быть. Не лучше отношение и к своему собственному имуществу - курсовые тетради,например, можно найти на лужайке, где проводились занятия, после дождя...

Второй бич - в оценках, т. наз."инициатива" - добиться ее от лагерников для дела не удалось. Инициативы, собственно говоря, у них было хоть отбавляй, но проявлялась она несколько странно, главным образом, с заходом солнца, ночью. Смотаться раза три за ночь на пруд, спустить палатку соседу, ловить "нападающих на лагерь", рискуя сломать себе голову в темноте через "буш", ничуть не смущаться, что на деле тот "враг" оказывается самым премирным, косолапым "вомбатом", устроить заграждение из нанизанных на веревку консервных банок, в надежде, что на них нарвутся старшие разведчики, пытаться утащить свой собственный флаг и т.д. и т.п., в общем инициативы хватало... Но вот беда! Подобной инициативе курсанты и обязаны, что несчастные, недосыпающие "руки" решили ребятам КНО не давать, решили, рано, пусть подрастут, пусть набьют себе шишки в жизни, тогда можно будет с ними разговаривать.

В штабе лагеря была подобрана неплохая библиотека, которая могла бы немало помочь курсантам самим заняться на досуге. К сожалению, только несколько курсантов брали на просмотр тот или другой конспект или рассматривали картинки в библиотечных книгах. Согласен, лагерная обстановка не очень располагает к чтению вообще, серьезному тем более. Но при составлении программы занятий была надежда, что кое-что из курса курсанты смогут пройти сами. Это не вышло. Причина - отсутствие той же инициативы, да плохое знание русского языка. Нет привычки читать по-русски.

Очень плохо обстояло дело с курсовыми тетрадями. Почти никто не сумел вести их так, как советовалось и требовалось для курсов. Причина, пожалуй, та же - неумение достаточно быстро писать по-русски и непривычка это делать.

Часторуководители попадают впросак. Попали и мы. Хорошо разработанная лесная игра прошла плохо. Вышло дословно: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Пересеченная местность затянула игру. В ней приняли активное участие самые сильные, остальные проскучали. Надо лучше знать самим трудности местности, особенно когда действия должны развиваться в австралийском буте. В игре инициатива у курсантов была на высоте. Маскировка, применение к местности были использованы замечательно. Вторая группа отлично построила бивуачный лагерь. Жаль было не воспользоваться шалашами и не провести в них ночь.

Хорошо проходили спевки. Легко и быстро было разучено несколько разведческих и добровольческих песен. Сами подбирали втору, легко делились по голосам. Соколу в роли Жарова не стоило большого труда добиться от курсантов приличного исполнения новых песен. Непременно в течение зимы дадим курсовой концерт для публики.

скм.Р.Жуков, нач.Австрал.отд.


МОЛОДЕЖЬ НА РОДИНЕ

ПОДГОТОВКА ПИОНЕРСКИХ ВОЖАТЫХ

Реформы, проведенные в Пионерской организации в 1958 году предусматривали в частности проведение занятий и курсов с пионерскими вожатыми. Это дело было поручено Советам пионерской организации. За последнее время в журналах ВЛКСМ начали появляться сведения о том, какая работа проводится в этой области.

Так летом 1959 года Московский областной и районные советы пионерской организации провели смотр знаний, умений и навыков старших вожатых

области (т.е. платных работников, ответственных за работу целой пионерской дружины). Смотры проводились по районам, в виде 10-дневного лагерного сбора, главным образом в помещении школ. Поскольку все еще не существует ни определенного круга требований к вожатым, ни программы для их практической и теоретической подготовки, то были проведены "ряд собеседований на темы политического, трудового, физического воспитания, эстетики и детской литературы." Даже обсуждались вопросы вытекающие из перестройки школы, и осуществление "ступеней" и "законов". Наконец, проверялась подготовка по спорту, туризму, техническому творчеству, фотографии, способность к роли затейника, умение разучить с пионерами песню и т.п. Кроме того проводились практические занятия. Участники получили личную книжку, в которую ставились зачеты.

Из 689 участников 620 сдали все зачеты по практическим умениям. "Больше половины ведут в своих дружинах различные кружки,готовят пионеров—инструкторов по туризму, массово-затейной работе, фотоделу, домоводству и т.п.". Туристская подготовка вожатых за последнее время улучшилась - почти всё овладели навыками походной жизни. Но "с физкультурой и спортом дела по-прежнему плохи. Райкомы и горкомы комсомола не уделяют физической подготовке вожатых почти никакого внимания".

Очень интересно для нас, что "политический кругозор многих вожатых невелик. Они слабо разбираются в вопросах внешней политики, международного положения. Далеко не все оказались способными анализировать явления общественной жизни и рассматривать их в развитии".

Наконец, "ограниченными оказались знания вожатых в области искусства, литературы (в том числе и детской), особенно музыки и живописи".

"Многие вожатые, особенно из числа новичков, чувствуют себя в школе неуверенно. Они превращаются в исполнителей поручений директора школы, не находят контакта с педагогическим коллективом. Это очень тяжело сказывается на их настроении".

В связи со воем вышесказанным решено было "создать заочный трехгодичный университет культуры с четырьмя факультетами: музыкальным, театральным, изобразительного искусства и этики." Кроме того все слушатели университета будут проходить в обязательном порядке марксистско-ленинскую теорию. В Москве должен быть открыт Клуб старших вожатых, где последние смогут "отдыхать, веселиться, заниматься в кружках и секциях".

Сравнительно много молодых вожатых нуждаются в повседневной конкретной помощи. К ним решено прикреплять опытных вожатых и в первую очередь направлять их в областную школу вожатых. Наконец, райкомам и горкомам комсомола"... порекомендовали "заменить тех вожатых, которые, как подтвердил смотр, не в состоянии справиться с работой".

Сведения из других местностей подтверждают результаты Московского смотра. Так весной много писалось о введенных ежегодных всесоюзных заочных спортивных соревнованиях пионерских работников, по легкой атлетике, плаванию, туризму и спортивным играм к которым призывалось готовиться и тренироваться в течение лета. Но в Новгороде например никто о спорте и соревнованиях не думал - ни сами вожатые, ни горком, ни обком. На стадион вожатые пришли даже без спортивной формы: одна вожатая в туфлях на высоком каблуке, другим "лыжные брюки мешали прыгать",третьим приходилось на пятисотке "прямо на ходу сбрасывать с себя шерстяные кофты". Первые места заняли вожатые,самостоятельно интересующиеся и занимающиеся спортом.

Во время соревнований у участников появляется интерес к спорту.Они клянутся что будут регулярно тренироваться, ходить в походы. Но проходит неделя - другая и вожатые преспокойно забывают о своих хороших намерениях, а райком, горком и советы пионерской организации не напоминают им об этом. Речь в данном случае явно идет уже не только о Новгороде, но вообще об общем положении.

В заключение приведем пример работы со старшими вожатыми Еревана. "Раз в две недели вожатые собираются в Доме пионеров или в одной из школ. Здесь они рассказывают о делах в своей дружине, обмениваются опытом, знакомятся с постановлениями центрального и республиканского советов пионерской организации, обсуждают важнейшие постановления партии и правительства события в стране и за рубежом. Члены совета помогают вожатым разучивать новые песни, танцы, игры, занимаются с ними спортом, учат подавать команду. С вожатыми совет устраивает экскурсии на различные выставки, в музеи, картинную галерею с последующим обсуждением картин".

Лось, начЕО.


MEЖДУ НАМИ

Некоторое время тому назад, Ваню Иванова назначили начальником отряда "Иван Великий". Ребята его, ивановцы, не знали ни одной песни. Сам Ваня тоже многое позабыл. Необходимо было обзавестись песенником. Не достать! Стал Ваня требовать издания песенника для своих ивановцев. В Канаде издали песенник, в Лос-Анжелесе издали песенник, в Париже издали песенник. Известили об этом Ваню Иванова. Реакции не последовало. Написали ему второй, третий раз - тоже отсутствие какой бы то ни было реакции... Ребята же его, ивановцы, все по-прежнему, кроме "Картошки" и "Взвейтесь, соколы" ничего не поют.

М-да, выписать десяток песенников, это каждый может...

Из той же оперы. В разговоре с членом ГК начальник стаи сожалеет, что

нельзя достать знаков волчатскнх специальностей. Через пару недель ему сообщается: "Есть возможность получить любые значки волчатских специальностей. Сообщи, какие нужны".

Это было девять месяцев тому назад. Но до сих пор от нашего нач.стаи ни слова.

Архаромеринос

Один старший руководитель объезжал отдел. Был в дружине А., а затем в дружина Б. После этого он написал руководителям дружины А.: "Работа с ребятами у вас лучше, но спайка и культурный уровень старших в Б. выше. Давайте подумаем, что в этом отношении можно сделать у вас". Он надеялся, что это письмо начнет плодотворную дискуссию. К его великому изумлению письмо вызвало не дискуссию, а целый ураган обид, возмущений, упреков и неприязненно-пренебрежительных откликов о дружине Б. Причем все это затянулось на несколько месяцев. Скажем коротко по этому случаю. Обидчивости в нашей среде не может быть места. Если старший руководитель критикует работу, на это может быть только один ответ: "Cкажи, как нам сделать лучше?". И не по-скаутски заявлять: "Ты нас обижаешь, сравнивая с дружиной Б.". Где же братская любовь и уважение?

Из некоторого города сообщили, что начальник отряда назначил поход и был страшно разочарован, когда явилось только два разведчика. Он их послал по домам! Недопустимая вещь? Даже если один придет, с ним надо пойти в поход. Что значит разочарование начальника отряда по сравнению с разочарованием мальчика, с большим ожиданием готовившегося в поход?

Волчатникам надо знать многое, вернее - все. И не лезть за словом в карман. Одна руководительница жалуется, что волчата сердятся, если она сразу не находится, что ответить на такие вопросы как: "Сколько зверей в день убивал древний славянин?" "Какой величины бывали костры на Ивана Купала?" "Какого типа были палатки, в которых спали казаки Ермака Тимофеевича?"

Первые поселенцы в Америке с трудом пережили первую голодную зиму, а затем их спасли от голода дикие индюки, появившиеся в изобилии. В память этого происшествия в Америке установлен "День благодарения". Американский ученик одного нашего руководителя пишет об этом по-русски так: "Они были очень благодароемкие и очень верили Богу. Они поймали и зажарили турчанку" (индюшку).

Из предмета "Что такое родитель и как с ним бороться?". Рук говорит молодому вожаку: "У твоего звена должен быть девиз". - "Я придумал девиз, но мама говорит, что его нельзя брать потому что он коммунистический". - "Какой же это девиз?" - "Один за всех и все за одного".

О трудностях религиозного воспитания. Сборы звена начинаются к заканчиваются молитвой. Ребята собрались на именинах одного из разведчиков. Сбор, не сбор, а так - чай с пирогом. Прежде чем сесть за стол, один разведчик - сын священника - предложил прочесть молитву. И никто его в этом не поддержал. И что самое грустное, не поддержали родители именинника, бывшие при этом. Получается, что молитва это часть сбора - не больше.

Слова одного нашего друга, биолога: "Ваши лагеря - учебная команда. Ребята слишком перегружены занятиями. Живут среди природы, но совершенно

с ней не общаются. Ведь для этого надо не спеша гулять в лесу, на лугу, спокойно и долго к ним присматриваться. Вы ребятам не даете ни времени, ни возможности для этого".

Давайте, подумаем об этом!

Воодушевленный молодой начальник отдельного отряда пишет про трудности устройства штаб-квартиры и, в частности, говорит: "Бревна для сидений из леса таскать неудобно". Конечно неудобно, думает читающий письмо, таскать что бы то ни было. Однако, в дальнейшем выясняется, что речь шла не об этическом, а о физическом неудобстве. Но может быть автор письма запутался в своем словаре?

Хромой Комар