Журнал скаутских руководителей "Опыт" №37

Журнал "ОПЫТ" № 37 (1961г.)

ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕТА ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ ЮНЫХ РАЗВЕДЧИКОВ

В 1959 году ОРЮР отмечал пятидесятилетие движения российских юных разведчиков - российского скаутизма. По странам, где имеются единицы ОРЮР были проведены руководительские совещания по одинаковой повестке дня, которые подвели итоги последнему десятилетию деятельности организации. В течение 1960 года совет организации путем переписки обсудил результаты руководительских совещаний и, основываясь на них, определяет свое отношение к основным вопросам жизни и деятельности движения, начиная новое десятилетие его истории.
  1. Первое пятидесятилетие нашего движения, прошедшее в исключительно тяжелых условий, доказало его жизненность и правильность его идеологических и методологических установок,
  2. Смысл и оправдание ОРЮР - в национальном воспитании, которое он стремится давать своим членам. Это воспитание необходимо для того, чтобы свободные русские люди за рубежом могли исполнять свой основной долг - участвовать в борьбе за освобождение России. Оно не противоречит обязанностям, которые русские люди за рубежом имеют перед другими странами, т.к. служение делу освобождения России есть также служение делу свободного мира. Только возрождение свободной и христианской России даст безопасность и мир человечеству. Это воспитание, наконец, необходимо для того, чтобы свободные, русские люди могли быть достойными представителями российской культуры в тех странах, где они живут.
  3. Задачей воспитания ОРЮР считает раскрытие в человеческой личности искры Божьей - творчества, гармоническое и всестороннее воспитание личности - верующей, мыслящей, свободолюбивой и жертвенной. Во главу угла человеческой жизни ставится вера в Бога и служение Ему. Поскольку почти все члены ОРЮР православного вероисповедания, то служение Богу мыслится как активная жизнь в православной церкви. Однако, всем членам ОРЮР иных вероисповеданий оставляется полная свобода религиозной жизни.
  4. ОРЮР - независимая организация, не ставящая перед собой партийно-политических целей. Его дело воспитать юношество так, чтобы оно, по достижении зрелого возраста, могло свободно, по собственному решению выбрать путь служения Богу, России и человечеству. Поэтому ОРЮР готов сотрудничать со всеми антикоммунистическими, свободолюбивыми российскими организациями.
  5. ОРЮР чужд шовинизму и национальной самоизоляции. Понимая, что в наше время сотрудничество народов и стран более необходимо чем когда-либо, он активно ищет сотрудничества с иностранными скаутскими и вообще юношескими организациями. В этом отношении ОРЮР считает своей задачей представлять российскую молодежь перед иностранной молодежью и правильно освещать иностранцам все, происходящее в порабощенной России. ОРЮР на международной сцене - на больших слетах, конференциях иностранны организаций молодежи - поднимает русский флаг и представляет русское имя.
  6. Методика ОРЮР основана на скаутской системе, оправдавшей себя в течение полувека в области внешкольного воспитания. Эта методика основана на игре, труде, жизни в природе и самодеятельности небольших групп -звеньев. Естественно, что по мере происходящих перемен, и в методику, и в программу вводятся соответствующие изменения. Однако в высоко индустриализованном обществе нашего времени особенно важно применять принципы самодеятельности и пребывания в природе. Особое внимание ОРЮР посвящает разработке методов работы со старшей молодежью. В этой области упор должен делаться на противодействии основному злу нашего времени - узкой технической специализации. Молодые свободные русские люди должны воспитываться образованными людьми, с широким кругозором, знакомыми как с жизнью в свободном мире, так и на порабощенной родине.
  7. Успех юношеской организации зависит в первую очередь от ее руководства. ОРЮР обращается ко всем русским людям, которые могли бы этому помочь, с призывом принять участие в руководительской работе. Работа с юношеством дает большое нравственное удовлетворение, омолаживает человека, занимающегося ею, а главное, является одним из лучших путей служения России на деле. Для того чтобы стать руководителем надо к этому иметь желание, быть идейным человеком и любить детей - остальное приложится.
  8. ОРЮР стремится помочь родителям в деле воспитания их детей. У родителей много своих забот и занятий. ОРЮР может какую-то часть забот, касающихся детей, с них снять, заняв детей увлекательной и содержательной игрой. Для этого надо, чтобы дети ходили на сборы и ездили в лагеря. Это зависит от их родителей.
  9. Раздробленность - печальная характеристика эмиграции. ОРЮР - самая крупная юношеская организация российского зарубежья, объединившая в своих рядах после второй мировой войны бывших членов различных юношеских организаций. ОРЮР отмечает, что в основе деятельности юношеских организаций лежат в общем те же методические принципы внешкольной педагогики и те же идеологические принципы национального воспитания. Внешние формы, символика не должны служить существенным различием между организациями. Если их объединение и слияние не возможно, то взаимное знакомство, сближение и практическое сотрудничество и возможно, и необходимо.
  10. Опыт показал самые лучшие результаты работы духовных руководителей дружин и отрядов ОРЮР - священников, знакомых с внешкольным методом работы с молодежью, занимающихся с юными разведчиками на сборах и в лагерях. К сожалению, еще далеко не все единицы ОРЮР окармливаются такими духовниками. ОРЮР с сыновней преданностью обращается к иерархам православной церкви с просьбой содействовать участию священников в работе с юными разведчиками.
  19 января 1961. Члены Совета ОРЮР:
  ски. Алексей БАРАТОВ, Нью-Йорк.
  ски. Андрей БАУМГАРТЕН, Буэнос-Айрес.
  скм. Николай ДОННЕР, Аделаида.
  скм, Ромил ЖУКОВ, Мельбурн.
  скм. Анатолий ЖУКОВСКИЙ, Сан-Франциско,
  скм. Андрей ИЛЬИНСКИЙ, Нью-Йорк.
  скм. Георгий КИШКОВСКИЙ, Мельбурн.
  ст.скм. Борис МАРТИНО, Мюнхен.
  шт.икс. Елена ПОЗДЕЕВА, Обераммергау.
  скм. Виктор РОЗЕНБЕРГ, Лос-Анжелос.
  скм. Всеволод СЕЛИВАНОВСКИЙ, Монтерей.
  скм. Вадим ТИХОНИЦКИЙ, Париж.
  скм. Евгения УРТЬЕВА, Сан-Франциско.
  скм. Игорь ШМИТОВ, Буэнос-Айрес.

Из Приказа Ст. скм.
  ...Желаю всем сил и успеха в начинающемся новом десятилетии истории нашего движения. Призываю всех приложить все усилия для исполнения своего долга... Руководителей призываю свою главную задачу видеть в том, чтобы быть воспитателями людей, формирователями душ, призываю их углублять и расширять свои знания как практические - в постоянном контакте с детьми - так и теоретические. Старших руководителей призываю принять деятельное участие в творческой работе по изысканию новых путей нашей теории и практики. Современная жизнь ежедневно несет быстрые и большие перемены. Нам необходимо с ними считаться, нам необходимо их учитывать в наших идеологических, методологических и программных трудах. Участие каждого старшего руководителя в этой работе
  очень желательно.
  Борис МАРТИНО.


  АНАЛИЗ  ЮБИЛЕЙНЫX  РУКОВОДИТЕЛЬСКИХ  СОВЕЩАНИЙ

  В юбилейных руководительских совещаниях, состоявшихся во всех отделах по одной и той же повестке, приняло участие, в общей сложности, 42 руководителя. Тезисы, предложенные Главной Квартирой были выражены в двенадцати пунктах. В течение 1960 года, протоколы совещаний отделов были суммированы и представлены на обсуждение Старшему скаутмастеру и членам совета. Одновременно ГК занялась анализом протоколов, результаты которого и публикуются ниже.
  1. СРЕДА, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ
  Как она отражается на нас? В частности, как отражается кризис молодежи - омассовление, автоматизация, коммерциализация, отсутствие идеалов, стандартизация всей жизни и человеческого облика. Что мы делаем и что можем делать в этом отношении?
  После второй мировой войны и периода "Ди-пи лагерей" нам пришлось встретиться с новыми трудностями. Десять лет работы в новых, "заокеанских" условиях дали нам несомненно определенный опыт, который следует тщательно проанализировать для того, чтобы определить дальнейший курс нашего движения.
  Одна из основных трудностей, и может быть корень всех остальных, в отсутствии надлежащей среды, в том, что можно было бы назвать "беспочвенностью".
  Обыкновенно скаутская организация дополняет воспитание, получаемое в школе, в семье. В наших же условиях нам приходится почти во всех случаях заменять школу и семью, хотя бы в самом основном - в национальном воспитании, и создавать почти всегда отсутствующую русскую среду, избегая двух крайностей:
  а) отвергание всего западного, самозамыкание, варка в собственном соку, жизнь прошлым. Этому часто поддаются и родители, и многие эмигрантские группировки, слепо преданные прошлому и живущие исключительно им, без никаких корней в реальности.
  б) растворение в окружающей туземной среде. Этому процессу уже подвергаются и будут все больше подвергаться и родители, и дети под влиянием омассовления, коммерциализации, отсутствия идеалов, стандартизации - факторов играющих важную роль в социальной жизни Запада.
  Чтобы обеспечить жизнь организации мы должны, следовательно, воспитывать в себе и в ребятах:
  а) критический смысл, уважение к чужому мнению, "общечеловеческое" мировоззрение;
  б) способность самому создавать свое мнение и твердо его держаться, даже "против течения", инициативу, ответственность.
  Необходимо повысить качество работы, упавшее после войны; - повысить требования за счет сокращения количества, стремиться развивать в ребятах личные качества (личный подход - основная воспитательная идея скаутизма). Отбор ребят следует проводить осторожно, учитывая, что многие ребята очень медленно становятся хорошими разведчиками. Однако всегда нужно соблюдать необходимую пропорцию, чтобы не получалось, что ценный элемент, вместо того чтобы влиять на других, сам растворяется в их среде. Для исправления ребят, помимо хорошей товарищеской среды большую роль играет предоставление им ответственности. При этом важно, чтобы разведчик почувствовал, что он сам что-то сделал, чего-то добился, так что давать выполнимые задания, постепенно их усложняя. Ребята должны чувствовать, что разведчество их чему-то обязывает. Повышение требований нужно начать со старших.
  На первый взгляд кажется, что туземная среда не отражается на старших руководителях, но имеет сильное влияние на молодых, воспитывающихся и формирующихся в нерусской среде. Но если присмотреться, то заметно влияние среды и на некоторых старших руководителей, хотя и косвенно. А именно - иногда заметен уклон к самозамыканию, т.е. к первой из двух вышеуказанных крайностей. Тут бывает небесполезно иногда прислушаться к более молодым руководителям. И наоборот, последним многому можно научиться у первых - часто нехватающей у молодых жертвенности и преданности делу.
  Влияние среды сказывается по-разному в разных местах, а кроме того и индивидуально. В каждом отдельном случае следует оценить наличие, характер и влиятельность родителей, церкви, русской школы, друзей и т.д. Особое внимание обращать на формирование кадров и работу с кандидатами в руководители.
  Чувство плеча, желание иметь свою компанию все же сильно у всех. К тому же, спайка, желание и умение дружно совместно работать - черты, которые следует поощрять. В связи с этим:
  - с одной стороны, поддерживать дружескую атмосферу: как можно чаще встречаться, причем не только в узко формальных рамках (сборы), а совместно посещать спектакли, выставки, музеи (для старших - вечеринки); совместно заниматься спортом, фотографией, коллекциями; обсуждать книги, пьесы, кинокартины, концерты и т.д. Все это можно, в той или иной мере, применить к стаям, звеньям, кругам,- руководителям и даже к одиночкам через листок связи.
  С другой стороны, избегать рутину - постоянно выдумывать или заимствовать новые идеи для конкретных занятий. Сборы посвящать разработке этих идей, а дальнейшее осуществление предоставлять самим ребятам.
  В сборы стремиться вносить как можно больше элементов национального воспитания. Следует нажать на изучение, песен, народных танцев (мы в этой области позорно слабы!), обычаев, на ручной труд - используя стили народов России; не говоря уж о том, что родиноведение нужно преподносить живо (рассказы, иллюстрации, игры) и не ограничивать его прошлым.
  Можно - как это делается в некоторых дружинах - широко использовать штаб-квартиру, которая была бы чем то вроде клуба для ребят, где они всегда могли бы встречаться и вне сборов, приятно и полезно проводя время. Установить часы и дежурства.
  Цель всех вышеизложенных мероприятий - создание "своей среды". Во избежание самозамыкания, стремиться привлекать ребят со стороны.
  Говоря о влиянии внешней среды, нельзя умолчать о влиянии на наших ребят местных скаутских организаций в тех странах, где эти организации стоят на высоком уровне. Это влияние ясно сказывается во Франции и отсутствует в Аргентине и Америке. В последней стране наоборот даже известны случаи перехода в ОРЮР русских ребят из местной организации: привлекал уровень нашей работы по сравнению с "БСА". Как бы то ни было, связь с местными скаутами следует всемерно разбивать, т.к. она одновременно дает почувствовать ребятам свою русскую обособленность и, в то же время, препятствует самозамыканию (см. ниже: раздел 10).

Братья и сестры!
  Пусть каждый из нас подумает, зачем он состоит в ОРЮР? Только ли по традиционной привязанности или по необходимости проявлять какую то активность? Этими факторами не следует пренебрегать, но руководительство должно быть прежде всего осмысленным  служением.

  Вообще же, кризис молодежи повсеместен. Его хорошо характеризует один из наших руководителей. "Ребенок, особенно живущий в большом городе, настолько подвергнут влиянию массы, т.е. массовых развлечений, массовых интересов, массовых кумиров, массовых вкусов и проч., что он лишь в редких случаях "находит сам себя". Его прирожденные качества, наклонности и таланты часто вовсе не пробуждается, или заглушаются окружением, или иногда принимают нездоровые, уродливые формы". Юношеские организации - иностранные скауты и эмигрантские русские организации - жалуются на то, что "не чувствуется среди молодежи ни целеустремленности, ни стремления к составлению конкретной программы, способной привлекать посторонние силы..." Наше же положение еще усложняется вопросом национальной идеологии (по этому поводу см. ниже: раздел 6).
  В конечном итоге, в противовес омассовлению мы выдвигаем два основных принципа:
  - отбор
  - индивидуальный подход.
  Эти принципы всегда были включены в нашу систему, но сейчас на проведение их в жизнь надо обращать особое внимание. Кроме того, в этой области, как и во многих других, не пренебрегать опытом других организаций.
  2. РОССИЯ
  Как мы смотрим на страну, народ, режим? "Есть ли у нас родина?" Нужно ли нам познание современной России, и что мы делаем в этом отношении? Как мы себе представляем встречу с Россией и русскими людьми?
  Этот вопрос был выдвинут, главным образом, в связи с дискуссией, разразившейся в приложениях к "ОПЫТУ" № 30 и 34. В дискуссии выяснилось, что остро этот вопрос стоит только лишь в одной дружине. Для нас одинаково неприемлемы ни та, ни другая из нижеследующих крайностей:
  - считать, что России нет после 1917 г., что желательна война и что изучение нами жизни молодежи на порабощенной родине равно "большевизации" организации;
  - презирать запад и эмиграцию, восторгаясь советскими достижениями.
  Россия для нас - родина, во всяком случае духовная родина, но режим - чужой. В СССР живут русские люди; мы должны их знать, любить, стараться им помочь. Судьба России гл. обр. зависит от них, но мы должны максимально использовать имеющиеся у нас и отсутствующие у них возможности действия.
  Встреча с Россией и с русскими людьми мыслится нами исключительно
  в плане служения (см. об этом в "Опыте", посвященном проверке наших внутренних двигателей, № 29, а также в № 36, стр. 20).
  Из всего вышесказанного вытекает для нас необходимость познания современной России. Если советскую литературу нельзя давать в руки всем ребятам, то руководители, во всяком случае, могут ею пользоваться и учить ею пользоваться старших ребят, учитывая уровень каждого и будучи осторожными, чтобы не вызвать со стороны нападков, которые могли бы повредить организации.
  Надо стремиться к тому, чтобы живая связь наша с современной Россией, с жизнью народа там непрестанно чувствовалась в наших разговорах; на сборах, в лагерях, на страницах изданий. Для того чтобы руководители обладали необходимым фактическим материалом можно:
  - расширить раздел "Молодежь на родине" в "ОПЫТЕ";
  - подписать дружины на известное количество периодических изданий на разных языках, в которых обыкновенно имеется более или менее объективная информация о жизни в СССР.
  - расширить, на наших курсах, предмет "Молодежь в СССР" и превратить его в целый цикл "Родиноведения", затрагивающий как историю России, так и современное положение.
  3. МЕТОДИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  В чем ее главные затруднения?
  На чем ее строить? Чем можно привлечь ребят, преодолевая
  притягивание местной среды?
  Основная трудность в том, что Россия - отвлеченное понятие. Ведь у нас воспитываются уже ребята, родители которых часто сами не родились в России. Об иных факторах частично уже говорили выше: влияние среды, желание быть "как все". Стать американцем или австралийцем, "не помнящим родни", легко и даже м.б. выгодно. К этому очень часто стремятся сами родители. Труднее происходит инкорпорация в туземное общество во Франции. Однако это не помогает национальному воспитанию, т.к. здесь как и везде есть и другие факторы: отсутствие, низкий уровень или анациональное направление русских школ, ура-патриотизм или, наоборот, тенденция к денационализации церковных кругов, недостаток знаний у руководителей, неумение живо преподнести родиноведение и т.д.
  Неумелое национальное воспитание ребят отталкивает. Легче бывает сперва развить общечеловеческие гуманитарные чувства и способность возмущаться несправедливостью, бороться со злом. Это создаст здоровую духовную базу для рыцарского служения порабощенной родине. Желание повысить свои знания о родине появится, если будут предложены конкретные пути служения тут, за границей. Опять-таки, в первую
  очередь нужно учитывать интерес ребят к настоящему, к современному. Прошлое нужно связывать с настоящим и будущим, т.е. с вечными ценностями России и всего человечества. Отсюда - важно уделять больше внимания культуре; литературе, музыке, народным песням, танцам, обычаям, и т.д.. Такой "эстетический" подход к нац. воспитанию - лучшая гарантия против ура-патриотизма, и к нему местные шовинисты не могут придраться.
  Неправильно мотивировать изучение России спутниками и экономической конкуренцией, как это делают американцы, англичане и т.д. Необходимо привить желание порабощенным народам - русским в первую очередь - не стесняться оспаривать господствующую на Западе тенденцию приравнивать русский и советский империализмы (о русском империализме см. статью Н.Осипова в одном из последних "ОПЫТОВ") и русских считать поработителями. Это одно конкретное поле деятельности для служения родине за рубежом.
  Мы выросли на Западе, но можем нашим знанием России принести пользу всему человечеству. Вот идеал, к которому мы должны стремиться. Это задача актуальная и рациональная. К ней трудно придраться. "Не думаете ли вы, что юноша, выросший на Западе, но со скаутской выдержкой, и с детства знакомый с Россией, может больше принести пользы нежели простой молодой гражданин вашей страны?" Кроме того, мы стремимся сохранить традиции и костяк орг-ции для перенесения разведчества в новую Россию.
  Все сказанное выше обязывает руководителей к работе над собой и к постоянному самосовершенствованию. С трудной задачей легче справиться общими силами. Для этого использовать круги на местах, круги "БКС", журналы. В "Опыте" надо воскресить разделы "Вопросы национального воспитания" и "Библиография".
  Среди элементов, которые мы можем дать преимущественно перед туземной средой:
  - "своя компания", в хорошем смысле слова;
  - большие, трудные предприятия (походы, акции), в которых ребята проявляют себя;
  - эмоциональный элемент: выступления, традиции ("День памяти верных"), пропагандные акции;
  - пение, народные танцы, музыка;
  - элемент героики (разв. возраст): лежащая на нас ответственность перед русским народом.
  Основная база, без которой невозможно никакое национальное воспитание - русский язык. Советовать родителям посылать детей в русские школы, всячески облегчать им это дело (напр., привозить и отвозить детей). Там, где школ нет или где они не на уровне, брать инициативу в свои руки. Это вполне реальная задача для кругов и для рядовых руководителей, "бывших" руководителей, друзей организации. Укажем на пример школы ОРЮР, устроенной в Буэнос-Айресе. Однако совсем не обязательно формально связывать школу с именем орг-ции. Чаще
  всего предпочтительнее не создавать чего-то нового, а вливаться в уже существующие структуры (церковно-приходские школы, школы при русских центрах) и оживлять их. Находясь в постоянном контакте со школой, легче производить из числа учащихся необходимый отбор для пополнения наших рядов. Следует отметить, что во многих местах наши руководители (гл.обр. рядовые) и дружинницы уже занимаются школьной деятельностью. Желательно было бы расширить этот сектор нашей работы, наладить связь между нашими преподавателями и систематизировать методику действия.
  Говоря о русском языке, в первую очередь естественно обратить внимание на взрослый состав Орг-ции! Ошибаться свойственно всякому, но от простых ошибок, как в разговоре так и на страницах печати, до полной безграмотности - дистанция огромного размера. Тут надо смело взяться за дело. Выход из положения один: для того, чтобы знать язык, надо его выучить. В больших центрах, для взрослого человека достаточно возможностей совершенствоваться в русском языке. Это по всей вероятности связано с какими-то трудностями (время, деньги...), но без знания русского языка (элементарного знания - владеть разговорным языком и грамотно писать) можно ли быть руководителем?
  Европейский отдел предлагает выбросить лозунг: "Всякий передовой человек в XX веке говорит по-русски!" Нам ли, находящимся для этого в привилегированном положении, не использовать имеющихся возможностей?
  Основной принцип в методике национального воспитания - живая связь с сегодняшней Россией: руководитель, сам интересующийся и находящийся вполне в курсе событий, говорящий об этом с ребятами, связывающий элементы повседневной жизни с российской действительностью, предлагающий конкретные пути служения.
  Общее пожелание и насущная потребность - переиздать конспект "Методика национального воспитания".
  4. ПРОГРАММЫ
  Предложения к программам наших разрядов, специальностей и занятий в зависимости от местных условий.
  Этот пункт имеет большое значение в связи с изданием нового "Справочника руководителя". Самое трудное - и задержка сейчас, фактически, только за этим - составить программы, отвечающие требованиям всех наших единиц, разбросанных по разным странам. И как раз этому пункту совещания отделов уделили наименьшее внимание. Дискуссия на эту тему вообще отсутствует во всех протоколах, кроме Австралийского отдела.
  Наши программы частично устарели и не учитывают местных условий. Следует изменить некоторые специальности, ввести новые. ГК не имеет достаточно работников, чтобы полностью этим заняться. Нужны конкретные и мотивированные предложения с мест. Для разрядов - исходить из программ, находящихся в "ОПЫТЕ" № 32. Что же касается специальностей,
  то:
  1) количество их будет сокращено; в справочнике будут только тексты основных специальностей (37 у разведчиков и 27 у старших разведчиков);
  2) многие смежные специальности, редко сдаваемые, будут сведены в одну общую специальность;
  3) отделам будет предоставлена инициатива по составлению программ на любые специальности, не фигурирующие в справочнике, в зависимости от местных нужд;
  4) конкретные предложения в первую очередь нужны для след. специальностей: родиновед, санитар, религиозные, лагерник, переводчик, проводник, астроном, топограф, механик, ремесленные и технические специальности вообще, походник, сапер, связист, следопыт, три орлиных пера, спасатель, пропагандист, автомобилист, альпинист, журналист, завхоз, природовед, пловец, моряк, - а также и для специальностей, еще не существующих, но которые м.б. следовало бы ввести в основные.
  Для разрядов и специальностей можно использовать и иностранный опыт (см. напр., статью вит. А.Фортунато в "ОПЫТЕ" № 34). См. также на эту тему статью скм. В.Селивановского ("ОПЫТ" № 29, стр. 31).
  Австралийский отдел считает, что специальности надо расширить, т.к. они способствуют борьбе против омассовления; что очень мало дается в смысле "трудовой школы"; что больше внимания надо уделять религиозному воспитанию. Часто руководители очень мало могут дать в этом отношении, не каждая единица имеет духовного руководителя, а в то же время требования на разряды и религиозные специальности довольно высоки.
  Нужны новые программы и у волчат. В этом возрасте ребята не только любят играть в дикарей и войну, но интересуются и современной техникой (автомобили, космонавтика...). До сих пор мы это не учитывали в наших программах! 7-ой стаей был несколько лет тому назад произведен опыт цикловой игры на тему "Межпланетный летчик". Интересно было бы, чтобы тогдашний начальник стаи поделился своим опытом.
  После того, как мы заимствовали нашу методику у Каминского, не было никаких усилий с нашей стороны ознакомиться с методикой, применяемой другими скаутскими организациями. Принцип цикловых игр весьма плодотворен (не только у волчат, но и у разведчиков, как это было доказано дружиной "Киев"), но большинство волчатских специальностей следует переработать. Требования на глазки желательно повысить. Стоит просмотреть программы американских волчат (русский текст был недавно установлен и будет напечатан как в бюллетене нью-йоркских вожаков "Искра", так и в одном из следующих "ОПЫТОВ"), чтобы убедиться в том, что их руководители больше ожидают от своих младших ребят, чем мы.
  5. РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Что надо делать и что делается, чтобы придать религиозному воспитанию достойное значение, чтобы религию сделать стержнем воспитательного процесса, мировоззрения нашего скаута и динамическим вдохновителем активного христианского -миссионерского - образа жизни?
  Наш первый закон гласит о верности Богу, но мы не уделяем достаточно усилий религиозному воспитанию наших ребят. Часто оно сводится к преподаванию Закона Божия. В результате у ребят возникает поверхностное, не продуманное отношение к религии, сводящееся к формальному исполнению обрядов. В религиозном воспитании разведчество должно ставить ударение на развитии духовной жизни, гораздо больше, чем на приобретении какого то количества знаний о религии (этим ребята занимаются в русской школе). Ребята должны почувствовать реальность и жизненность религии, участвуя в жизни Церкви.
  Чего нам надо добиваться?
  1) Нам, руководителям, в первую очередь самим пересмотреть свой подход к церкви,
  2) Стараться увеличивать свои знания в религиозной области. Но знания без живой веры абсолютно ни к чему не приведут, тогда как в обратном случае - вера, воплощаемая в повседневной жизни, может дать правильное направление к дальнейшему приобретению нужных знаний.
  3) Нам нужно добиваться благорасположенности к нам церковных властей. В области религ. воспитания это нам поможет для нахождения священников, согласных быть духовными руководителями наших дружин.
  В некоторых дружинах есть у нас подлинные духовные руководители, священники, умеющие работать с молодежью, пользующиеся разведческой методикой, целиком входящие в нашу повседневную жизнь, участвующие в работе единиц и озаряющие ее духовно. Ребята охотно обсуждают свои частные вопросы с такими священниками, которых чувствуют "своими". Там же, где духовника нет надо стремиться найти подходящего священника, но пока что религ. воспитание полностью ложится на руководителей.
  Выработка подлинной методики религиозного воспитания - не дело одного дня. Надеемся, что на страницах "ОПЫТА" постепенно будет выкристаллизовываться под видом методологических принципов тот опыт, который накапливают в дружинах ищущие руководители. В этом плане кое что уже сделано (см. статьи Акелы и Брата Пилигрима), но почти все еще остается в зачаточном состояний. Стоит ли говорить о том, что успех в деле созидания методики религиозного воспитания во многом зависит от умелого сотрудничества начальников единиц, т.н. "специалистов" по  этому вопросу и духовных руководителей. Помимо нашего собственного опыта, интересно было бы ознакомиться с материалами довоенного Религиозно-Педагогического Бюро, с опытом РСХД и католического скаутизма в разных странах.
  6. НАШИ ЗАДАЧИ
  Не следует ли нам пересмотреть и дополнить наши, задачи, нашу идеологию? Русское национальное воспитание стало только одной из задач, политическая роль эмиграции, вероятно, закончена и вряд ли реальна в будущем. Широкий взгляд на наши задачи - что мы можем принести в области духовно-идеологической русскому человеку на родине? Что мы можем делать во имя истины, добра и красоты сейчас на Западе, исполненном скверны, неверия, материализма, лжи, несправедливости? Стоя на страже правды и добра, нельзя смотреть только на Восток - истина и правда неделимы, за них надо бороться (и подготовляться к этой борьбе, борьбе духовной) везде, всегда.
  Наша идеология достаточно широка. Однако все время возникают новые задачи, в решении которых мы заинтересованы и, следовательно, должны стремиться участвовать. Широкий взгляд на наши задачи показывает, что национальное воспитание с целью принести семена разведчества в Россию - только одна из них. Русским надо быть сегодня, т.е. надо действовать в трех направлениях: Россия - эмиграция -иностранная среда, в которой мы живем. Быть для нас русским сегодня значит участвовать в жизни страны, в которой мы живем, стремиться внести свой вклад в ее достижения, приобщаться к культуре Запада -и одновременно стремиться к живому контакту с Россией, быть представителями народа и русской культуры на Западе.
  7. СТАРШЕЕ ЮНОШЕСТВО
  - А не следует ли наши методы и программы для старших разведчиков (15-18 лет) приспособить к интересам и нуждам сегодняшней молодежи этого возраста, и если да, то как?
  Часто уже в 14 лет ребята начинают интересоваться ухаживанием, танцами, вечеринками. Помимо этого, мальчики также интересуются наукой и техникой, девочки - модой, нарядами и своей внешностью. В некоторых странах подростки создали свой мир, отличающийся безвкусицей и омассовлением. Большинство ребят 15-18 лет считают старших "ничего не понимающими в жизни", хотя довольно охотно и привязываются к тем из них, "кто их понимает". Руководитель старших разведчиков должен именно стараться быть таким "понимающим взрослым". На ребят этого возраста нужно обращать особое внимание (в частности же, на тех из них, кто живет в трудных условиях - без семьи, разведенные родители, плохая
  среда. В эти годы крепкая дружба и здоровая атмосфера могут спасти таких ребят от социальной и нравственной гибели). Многие уходят из организации именно в этот период, чаще всего безвозвратно, потому что они "больше не маленькие", что значит, что мы не смогли заинтересовать их толковой работой. В наших условиях вряд ли реально выделять особые отряды старших разведчиков. Обыкновенно это будет звено при отряде, которому будут ставить дополнительные требования и давать ответственные должности при отряде или дружине (элемент реального служения). В связи с этим желательно ввести специальные требования для получения звания старшего разведчика, не ограничиваясь вторым разрядом (обширное задание - в плане служения - требующее физической и духовной силы, твердости характера, определенных технических способностей).
  Нужно стремиться к тому, чтобы все три разряда были пройдены к 15-16 годам. При этом следует учитывать способности каждого разведчика. Важно, чтобы испытание соответствовало определенному усилию и каким то конкретным приобретениям. От более способных требовать больше. Некоторых ребят разряды и специальности уже больше не интересуют после 16-17 лет. Таких нужно занять другим: издание журнала, песенника, помощь при отряде (старший вожак, завхоз, казначей), подготовка выступлений, походов, лагерей.
  Старшие разведчики нуждаются и в особых встречах с руком, которые могут носить и неофициальный, дружеский характер. В этом возрасте у каждого есть свои "проблемы", которыми он поделится только с тем, кому доверяет. В этот период также, многие оканчивают гимназию и интересуются разными профессиями. Можно устроить соответствующие разведки-экскурсии (библиотека, университет, завод, лаборатория, госпиталь, аэропорт и т.д.). Важно уже тогда развивать в ребятах интерес ко многим сторонам жизни. Однако работа должна носить практический характер. Интересные походы и разведки в природе продолжают интересовать большинство. Конкретное служение России в этом возрасте вполне возможно. Главная трудность - часто низкий уровень ребят в области русского языка и родиноведения. Немалую важность имеет и эстетическое воспитание. Развить хороший вкус не значит настойчиво внушать свое мировоззрение, а расширить кругозор ребят и приучить их принимать собственные решения, уважая мнение других.
  Таким образом можно постепенно подготовлять старших разведчиков к более ответственной работе крута.
  - Как вести работу с возрастом 18-25 лет? В чем ее затруднения?
  Не все скауты старше 18 лет имеют качества необходимые для руководительства - круги должны в первую очередь быть предназначенными для таких ребят. Это не значит, что молодые руководители не могут участвовать в работе круга; наоборот, такая работа развивает спайку и дружбу. Однако мы теряем большинство старших, которые не становятся  руководителями. Среди них есть ценный элемент.
  Ребята возраста 18-25 лет обыкновенно заняты:учатся в университете, заботятся о жене и детях, работают - иногда совмещают одно, другое и третье. Все же есть желание общаться со сверстниками. Его то и надо использовать. Ведь в дальнейшем большинство таких ребят уходит в быт. В какой то мере каждый скаут что то от Организации получает, но наша цель не только в воспитании таких "рядовых граждан". Мы должны стремиться воспитать не только честных и порядочных папаш семейств, но и жертвенных и инициативных людей, готовых на реальное служение Богу, родине и ближним - не только в пределах своего домашнего уюта.
  Основные трудности в работе с витязями: мало руководителей, ребята заняты, отсутствие (а м.б. просто невозможность) методики; многих не интересуют интеллектуальные дискуссии, тогда как других отталкивает именно эта антиинтеллектуальность.
  Основной напор должен быть произведен в области самовоспитания и реального служения: помощь дружине и единицам (стенгазета, развозка волчат и белочек по домам после сборов, штабные должности, занятия с разведчиками по определенным специальностям...), помощь центру организации (издательство, иностранный сектор...), русская школа, клуб для молодежи, встречи с соотечественниками и т.д. и т.д. Нужно вносить элемент служения везде, где можно. Например, разучив новые песни хор круга (кот. может состоять и не только из членов орг-ции) выступает перед русской общественностью, выезжает в города, где еще не ведется наша работа (такие еще, кажется существуют), выступает на вечере туземных скаутов...
  Для старшей ветви опыт иностранных роверов пригодиться не может, кроме как м.б. французских католических, так как повсюду старшая ветвь - "бедная родственница".
  - Не следует ли подумать о создании движения
  молодых людей, вышедших из разведчества ("ольдскаутов"), движения не политического, но ведущего взрослую духовно-культурную работу во имя обновления России?
  Старые скауты, не работающие в организации либо погружены в семейную жизнь, либо заняты исключительно "погоней за долларом" и приятным времяпрепровождением, либо работают в политических или церковных организациях. Контакт с ценным элементом следует поддерживать. Всячески способствовать созданию кружков старых скаутов. Однако при малочисленности нашего руксостава, инициатива в этом направлении фактически зависит от самих старых скаутов. Руководство дружины должно все же пощупать почву и дать начальный толчок.
  Особо стоит вопрос участия старых скаутов в обществах друзей.
  8. ЖЕНСКАЯ ВЕТВЬ
  Сегодняшняя установка: мы - мужская организация, девочки временно при нас, пользуются мужскими программами. Пока не найдутся руководительницы, способные создать женское разведчество, у нас не будет женских программ, женской методологии и организационных принципов. Правильно ли это? Какие возможности изменить создавшееся положение? Какие предложения?
  Мужские программы, которыми пользуются разведчицы часто совсем не подходят женской ветви. Для успешной работы самостоятельных женских единиц нужны программы и методика, учитывающие специфические нужды девочек. Это, естественно, дело руководительниц.
  На юбилейном слете САО была образована группа по разработке женских программ разрядов, которая вошла в контакт с руководительницами других отделов и получила от них тексты иностранных программ и местные пожелания. Надо надеяться, что в ближайшем будущем будут опубликованы проекты женских разрядов ОРЮР.
  Тем не менее, мы считаем, что совершенно независимые мужская и женская организации (как это практикуется в большинстве стран) -крайность, к которой мы никак не стремимся. "Совместность" имеет свои положительные стороны на уровне каждой ветви. Однако автономности женской ветви мы должны добиться, в ее же собственных интересах.
  9. ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ
  Какие есть предложения к ее проведению, в зависимости от местных условий?
  Главным фактором жизненности организации был и будет ее руководительский кадр. Подготовка руководителей - самая острая задача. Из-за занятости руков, трудно проводить и нормальные, и курсовые лагеря. Трудно совмещать одно с другим из-за недостатка руков и непродолжительности отпусков (в Америке - 2 недели). В большинстве мест теоретическую часть курсовой подготовки необходимо проводить в городах или заочно, если курсант находится далеко от центра разв. работы или если его дружине трудно самой проводить КНО или КДР. При нашей малочисленности целесообразно стараться особое внимание обращать на качество. До сих пор большой процент курсантов, сдавших КНО, в дальнейшем все равно не вел активной работы. Поэтому подбор будущих руководителей необходимо проводить более тщательно и в то же время стремиться передать избранным как можно больше знаний. Может быть имеет смысл требовать определенный срок активной работы со стаей или отрядом - для сдачи КНО. Хотя и трудно проводить курсовые лагеря, однако ни в коем случае нельзя их совсем упразднить! Необходима хотя
  бы одна неделя для прохождения практики и создания атмосферы "БКС". В связи с практикой, желательно усилить участие наших руков в иностранных скаутских курсах, там где это может принести пользу (Франция, Англия, Канада, Австралия?), а также и ознакомиться с иностранными журналами для руководителей. ГК и сами курсанты могут всячески стараться взаимно облегчать себе работу (распространение пособий, составление библиографий по разным отраслям).
  Можно было бы установить определенную периодичность устройства курсов по Отделам. В "курсовой год" концентрируются все инструкторские силы, по возможности выписываются также инструктора из соседних стран, в крайнем случае сокращаются даже лагеря для ребят.
  10. ВНЕШНИЕ СНОШЕНИЯ
- С русской общественностью. Положение на местах, трудности. Что сделать? Предложения местного и общего характера.
  С точки зрения сношений с эмигрантской общественностью можно разделить наши центры на три группы:
  - в одних мы играем крупную роль, ОРЮР - единственная юношеская организация, пользующаяся престижем и проч;
  - в других, несмотря на качество нашей работы, мы мало заметны на фоне общественной жизни: вообще не считаются с юношескими организациями, эмигрантская деятельность сводится к воинским и инвалидным объединениям;
  - наконец, в таком крупном центре как Париж, ОРЮР - самая молодая по времени основания организация среди многочисленных существующих и завоевавших себе уже солидную репутацию и финансовые возможности.
  Трудности:
  - обвинение ОРЮР в принадлежности к тем или иным течениям - от солидаризма до массонства включительно;
  - боязнь "слишком русской линии" ОРЮР; Возможности действия:
  - информация о жизни организации: статьи и заметки в местной прессе; плакаты и стенгазета в Русском Доме или при церквах, выступления, выставки...
  - Общество Друзей Разведчества.
  - личный контакт с местной иерархией и главными общественными деятелями;
  - связь и сотрудничество с юношескими, приходскими и иными организациями.
  - С местными скаутами. Что делается? Какие трудности? Что надо делать? Особо - о других скаутских организациях в изгнании.
Контакт происходит на уровне:
  - Главной Квартиры: Иностранный сектор информирует о деятельности ОРЮР и, совместно с другими организациями в изгнании, стремится добиться урегулирования нашего положения в мировом скаутизме;
  - на местах: дружеские связи с туземными скаутами помогают нашему общему делу признания мировым скаутизмом и национального служения в иностранной среде. В первую очередь использовать многих нам сочувствующих руководителей, издателей журналов ("Семпер вигиланс"...). Отсюда вытекает важность личных связей с главными квартирами, руководителями, дружинами; выступлений, участия в международных лагерях, приглашения в гости в наши лагеря, снабжение нашими информационно-пронагандными материалами ("Рэшен скаут ньюз", марочки, джэмборийские блоки...).
  Каково бы ни было отношение к нам со стороны мирового скаутизма, в лице его официальных представителей, мы остаемся верными идее скаутского братства и соответственно воспитываем ребят.
  11. ФИНАНСЫ И ИЗДАТЕЛЬСТВО
  Это наши больные места. Что делается?
  Что предлагается? Как улучшить сбор и уплату средств? Оплачивается ли литература? Как улучшить ее издательство материально? Как улучшить ее распространение?
  Наш основной провал - прекращение издания "СКАУТА-РАЗВЕДЧИКА". Правда, появляются местные издания, но до сих пор ни одно из них еще не дошло до уровня CКР. Пока журнал издавался, им не дорожили: существуют хронические неплательщики, распространение было плохо налажено, даже в нашей среде. Временно, пока никто не предложит взять на себя регулярный dыпуск журнала, мы должны будем довольствоваться местными изданиями, При нашей общей поддержке, м.б. какое-нибудь из них достигнет надлежащего уровня. Ведь таким способом родился и "СВИСТОК", ставший потом "СКАУТ-РАЗВЕДЧИКОМ".
  Финансовое положение центра улучшилось, но средств все же не хватает. Необходимо наладить сбор членских взносов на местах, распространение форменных принадлежностей, изданий, значков. Долги за Филиппинское джэмбори выплачены, но надо печатать cправочник, надо улучшать издательство журналов и конспектов. В первую очередь это зависит от финансовых возможностей.
  Наконец, связь, связь, связь! Должна быть постоянная связь между дружинами и центром. Желательна личная связь между руками и ребятами.
  12. НОВЫЕ ЧЛЕНЫ
  Мы малочислены, а детей в эмиграции много. Что делается, что предполагается сделать, чтобы увеличить наш численный состав? Тут же обсудить вопросы оповещения людей о нас, пропаганды.
  Несмотря на то, что необходимо повысить требования, мы должны также стремиться увеличить наш численный состав на местах, где существует крепкое ядро и ведется настоящая работа. В противном случае, следует сперва создать такое ядро, строго отбирая ребят. Основным пополнением теперь и в будущем должны быть ребята волчатского возраста. Это - нормальное положение в центрах, где работа лучше всего поставлена. В связи с этим нужно направлять больше руководителей на работу с младшей ветвью, увеличить количество и улучшить качество пособий в этой области, обратить внимание на подготовку начальников стай (в дальнейшем быть готовыми возобновить КНС и уже сейчас разработать программу курса, ознакомиться с методикой и литературой иностранных организаций). В некоторых крупных городах живут многочисленные семьи, дети которых ни в какой юношеской организации не состоят. Нужно в первую очередь с ними войти в контакт - лучше всего добиться личного разговора с родителями. Руководства Отделов, по примеру Австралийского, должны больше внимания обратить на возможности начать работу в новых местах. В США, например, много русских живет в центральной части страны. Первым делом следует узнать о потенциальных кандидатах в руководители - иногда могут и быть бывшие скауты, которых мы потеряли из виду - и постараться их заманить в ближайший лагерь (идеал, конечно, в курсовой лагерь). Параллельно с этим следует вообще наладить пропаганду о разведчестве в городах, где нет наших единиц, а русские ребята есть, чтобы хотя бы привлечь одиночек (это гораздо более реальная возможность чем создание целых единиц). В связи с этим, обратить и больше внимания на работу с одиночками. В этой области особенно остра нужда в новых методах и руководителях. В США и в Австралии огромные расстояния делают личный контакт вне лагерей невозможным, что создает трудности, которые преодолимы в Европе. Кроме того, много ребят с трудом пишут по-русски, что страшно осложняет положение.
  Привлечение новых членов - дело хорошее, но не менее важно не терять тех, которые состоят в организации. Часто после хорошего лагеря работа возобновляется месяца два спустя, когда большая часть энтузиазма испарилась. Возобновление зимней работы следует планировать заранее - до лагерей или в них, но ни в коем случае не по возвращении. Многие родители желают на лето избавиться от детей. Поэтому желательно удлинять лагеря. Из-за недостатка руков важно наладить звеновую систему в отрядах - тогда можно обойтись с минимумом руководителей.
  Сектор Внутренней работы ГК.

  ПОЛОЖЕНИЕ О РУКОВОДИТЕЛЯХ

  (утверждено на совещании   Совета ОРЮР, состоявшемся Руководительский состав на Слете САО в 1959 году)
 
1. РС состоит из членов организации имеющих звания: штаб-инструктора, инструктора и скаутмастера.
2. Штаб-инструктор и инструктор суть неквалифицированные руководитель скис звания, утериваемые при прекращении руководительской работы, связанной с ними.
3. Скаутинструктор и скаутмастер суть квалифицированные руководительские звания, сохраняемые при перемене поста или прекращении руководительской активной работы.
4. Руководительские должности могут быть строевые; заместитель начальника и начальник единиц, и соединений, представители ОРЮР и их заместители, начальник Главной Квартиры и его заместитель, Старший скаутмастер и его заместитель, и штабные: члены штаба соединений, представительства, сотрудники Главной Квартиры и сотрудники Старшего скаутмастера.
5. В звание штаб-инструктора может быть произведен действительный член ОРЮР, не моложе 18 лет, занимающий штабную руководительскую должность. От него требуется знание устава ОРЮР.
6. В звание инструктора может быть произведен действительный член ОРЮР, не моложе 18 лет, занимающий строевую руководительскую должность. От него требуется знание устава и положений ОРЮР.
7. В звание скаутинструктора может быть произведен действительный член ОРЮР, не моложе 18 лет который - а. Сдал испытание на 1-ый разряд, б. кончил КНО или сдал испытание на звание скаутинструктора, в. исполнял строевую руководительскую должность не менее года или не менее чем в течение восьми недель лагеря.
8. В звание скаутмастера может быть произведен скаутинструктор: а. имеющий не менее трех лет строевого руководительского опыта, б. кончивший КДР или сдавший испытания на званые скаутмастера.
9. Испытания на звания скаутинструктора и скаутмастера принимает? по рекомендации начальников отделов (представителей) Старший скаутмастер или по его поручению начальник Главной Квартиры.
10. Старший скаутмастер - первый между равными скаутмастерами. Звание Старший скаутмастер связано с исполнением должности Старшего скаутмастера.
11. Квалифицированные руководители, не ведущие активной работы, могут сохранить свое звание перейдя в разряд рядовых руководителей. Рядовые руководители обязаны участвовать в деятельности круга БКС или одного из крупов витязей (дружинниц) (если им не больше 25 лет), платить членские взносы и выписывать руководительскую прессу ОРЮР.
12. Витязи и дружинницы, занимающие строевые руководительские должности, не имея прав РС, но будучи его сменой, находятся в тесной связи с РС. Их список публикуется при списке РС, им доступны издания и информации для РС, они могут быть кандидатами круга БКС и присутствовать - с правом участия в дискуссии, но без права голосования - на руководительских встречах, совещаниях и съездах. Если РС отдела малочислен, годовое совещание отдела может дать этим витязям /дружинницам на руководительских постах право участия в выборах руководящих органов отдела.
Постановления настоящего положения об облике, службе и поведении руководителя относятся и к витязям/дружинницам на руководительских должностях. 
Облик руководителя
13. Качества руководителей определяют состояние всей организации. Поэтому нравственный, волевой и интеллектуальный облик руководителя имеет решающее значение.
14. Руководитель движим любовью к детям и желанием служить Богу, России и человечеству.
15. Эти движущие побуждения бескорыстны. Руководитель действует жертвенно и не ожидает для себя никакой награды, кроме внутреннего удовлетворения от своей деятельности.
16. Руководительский состав не каста. Руководитель помнит, что он скаут и исполняет разведческие законы, применяя их содержание к вопросам и нуждам взрослого человека.
17. Руководитель предан разведчеству без фанатизма и узости. Он расширяет свой образовательный и профессиональный горизонт и круг интересов и способен добиться успехов не только в разведческой, но и в личной жизни.
18. Руководитель постоянно работает над собой, развивая и обогащая свой религиозный опыт и нравственную силу, волю и чувства, ум и знания, как общие так и специальные, нужные для практической работы со скаутами.
19. Руководитель относится ко всем людям чутко и тактично, уважая их мнение и личное достоинстве, стараясь их понять и не позволяя себе пренебрежительности к ним, даже если он не согласен с чужим мнением или поведением.
20. Руководитель следит за своей внешностью, языком, привычками и всем поведением так, чтобы всегда быть живым примером скаутского поведения. Человек, позволяющий себе несдержанность в напитках, ложь, нещепетильное отношение к чужой собственности или недостойное поведение к особам другого пола не может быть произведен в руководительское звание.
  Руководитель и его служба
21. Руководитель добросовестно исполняет свою должность, планирует свою работу и дает о ней требуемый отчет.
22. Руководитель чувствует свою - совместно с другими руководителями - ответственность за все разведчество, интересуется общеорганизационными вопросами и посильно участвует в их разрешении.
23. Производство в руководительские звания "по инерции" или за "выслугу лет" недопустимо. Каждый руководитель получает звание с тем, чтобы занять и определенную руководительскую должность. Должность руководителя должна быть точно определена. Недопустимо, чтобы руководитель фактически исполнял должность, но формально на ней не числился или чтобы два или больше руководителей были на одной должности совместно, без точного определения кто лично за исполнение этой должности ответствен, а кто его помощник и в какой именно области.
24. Вступление на должность должно быть ясно указано в приказе высшего руководителя назначающего человека на эту должность и в приказе назначенного руководителя его подчиненным (если таковые имеются). Вступая в должность, руководитель должен ознакомиться с состоянием поручаемого ему дела и принять все связанные с этим документы и имущество.
25. Приняв строевую должность, руководитель назначает своего заместителя (если такового еще нет) и в дальнейшем готовит его к занятию своего поста, в случае появившейся в этом необходимости.
26. Если обстоятельства временно препятствуют исполнению руководительской должности, руководитель не умалчивает об этом и не прекращает связи со своим начальником, но подает прошение о предоставлении ему отпуска на определенное время. Получив положительный ответ, он передает должность своему заместителю и уходит в отпуск.
27. Руководитель не может оставить свою должность не заявив об этом начальнику и не получив на это приказа. Руководитель не может оставить должность не передав ее со всеми делами своему заместителю или назначенному преемнику и не представив начальнику отчета о своей работе и работе своих подчиненных за время от последнего представленного им отчета и до дня оставления должности?
  Руководитель и другие руководители
28. Руководители ОРЮР ответственны за правильное развитие разведчества как движения и функционирование его как организации. Деятельность и взаимоотношения руководителей основываются на братстве, которое олицетворяет идейные и духовные идеалы и стремления всех скаутов,- и на дисциплине, которая создает возможности порядка в жизни и работе организации.
29. Руководитель умеет работать, как исполняя приказы своего начальника и отдавая приказы своим подчиненным, так и сотрудничая и достигая единства путем сговора с другими руководителями. К разрешению вопросов путем приказа следует прибегать только если оно не было достигнуто сговором.
30. Конфликты среди руководителей пагубны для общего дела. Посему:
а. При решении всех служебных дел, если в результате их обсуждения не достигается полного единомыслия, решение выносит руководитель, ответственный за данное дело, а его сотрудники подчиняются его решению.
б. Служебное решение или распоряжение не может быть воспринято как личная обида. Обидчивости нет места в руководительской работе.
в. Ультиматумы в руководительской работе не допустимы. Руководитель не может исполнение своих служебных обязанностей делать зависимым от удовлетворения старшим начальником его личных условий.
г. Вопросы, касающиеся жизни и работы руководительского братства не выносятся вне его перед младшими или посторонними.
д. Руководитель не руководит скаутами через голову подчиненных ему их начальников и не обращается через голову своего непосредственного начальника к вышестоящему, если не имеет на это предварительного разрешения.
с. Руководитель не делает замечаний или выговоров другому руководителю в присутствии младших.
31. Конфликты между руководителями улаживаются в руководительском братстве. Руководитель не имеет права выносить конфликт перед постороннее судилище, минуя Суд Чести ОРЮР. Руководитель обязан подчиниться решению Суда Чести.
  Руководитель и скауты
32. Разведчество - есть юношеское движение. Хорошим руководителем можно быть только сохраняя юность духа, горячее сердце, искренность мыслей, способность воодушевляться, дружить, радоваться заодно с детьми и юношеством.
33. Руководитель не командир и не учитель, а старший брат, помогающий младшим в их стремлении стать хорошими, честными и сильными людьми.
34. Главное и основное воспитательное средство каждого руководителя - личный пример. Если руководитель представляет пример достойный подражания, а ребята от души стараются быть такими же как он, проблема его воспитательной работы в основном разрешена.
35. Поощряя ребят к скаутской работе, руководитель воздействует на их чувства - эмоции. Это воздействие оказывается не на отрицательные эмоции как: страх, корыстолюбие, тщеславие и т.п., но на положительные: любовь, сострадание, дружбу, великодушие, желание совершенствоваться и т.п.
36. Для успеха в работе руководитель должен обладать авторитетом у ребят. Этот авторитет должен быть не внешним, основанным на служебном положении, приказе, внешних знаках на форме, а внутренним, основанным на любви и уважении ребят к личности руководителя.
37. Руководитель должен искать максимального общения с ребятами и близости к ним в работе, игре и быту. Авторитету вредит не эта близость, а важность, сухость, официальность и неискренность.
38. Главный источник авторитета - правильное поведение руководителя по отношению к скаутам, руководителям и посторонним; понимание нужд и проблем ребят, а также основательные знания того, что руководитель требует от скаутов при прохождении ими разных программ.
39. В некоторых случаях скаутской жизни руководителю необходимо отдавать приказы своим скаутам, чтобы подчеркнуть важность момента или необходимость быстрого и четкого действия. Обращения руководителя к скаутам должны быть всегда совершенно ясны, чтобы скауты правильно понимали что это такое: просьба, совет, предложение или приказ.
40. Приказ должен быть формулирован так, чтобы всякая возможность его неправильного понимания была исключена. Должно быть ясно кому отдается приказ - которому скауту или которому звену и т.п. Приказы нельзя отдавать "в толпу", с тем, чтобы "кто-нибудь" их исполнил. Отдав приказ, руководитель требует от скаута повторить его, чтобы убедиться, что он был понят.
41. Отдав приказ, руководитель не смеет забыть про него или небрежно отнестись к тому, как он был исполнен. Исполнение приказа должно быть осуществлено и проверено.
42. Руководитель воспитывает скаутов в духе правила - "приказывать может только тот, кто умеет подчиняться" и сам служит им в этом примером. Отказ исполнить приказ или не исполнение приказа после двух напоминаний влечет за собой освобождение руководителя от занимаемой должности.
43. В системе скаутского воспитания нет места наказаниям, понимаемым как причинение неприятности воспитаннику за нарушение им установленных норм поведения.
44. Для ограждения общего порядка скаутской жизни и работы от помех со стороны отдельных ребят могут быть применены дисциплинарные, успокоительные меры, например, приказ постоять некоторое время смирно, отправиться в свою палатку, уйти с костра, вернуться со сбора домой и т.п.
45. Нарушения ребятами норм поведения следует рассматривать не юридически, а психологически как проявление собственной слабости и измену самому себе - своей цели и своим идеалам. Взыскания, которые руководитель налагает на провинившихся таким образом, должны быть ими поняты как взыскания с самих себя, как добровольное мероприятие для исправления допущенной ошибки по отношению к себе и другим. Такие взыскания должны иметь положительный, творческий смысл, например: помощь другим, совершение какой-нибудь нужной работы и т.п. Вредные для здоровья, например, воздержание от еды или отдыха - и унизительные взыскания недопустимы.
46. В работе с волчатами/белочками вышесказанное следует приноравливать к особенностям младшего возраста. В работе с витязями/дружинницами вышеуказанное не имеет применения, поскольку работа взрослой ветви строится всецело на сознательности и добровольности. (см. Положение о витязях).
47. Мерами поощрения и наградой скаутам могут быть: похвала, благодарность в приказе, именная грамота, оказание чести тем или иным способом (например, право поднять флаг, зажечь костер, сфотографироваться со знаменем и т.п.) и знаки отличия. Награждения вещами следует избегать. Можно в виде награды дарить предметы скаутского обихода на память о достигнутом успехе.
  Руководитель и общество
48. Разведчество не может и не имеет права существовать изолировано от общества, игнорировать его проблемы и воспитывать юношество не сотрудничая с родителями и иными факторами воспитания.
49.
 
Руководитель имеет важную задачу - установить хорошие отношения и сотрудничество с родителями и добиться разведчеству общественной поддержки.
50. Для разрешения этой задачи руководитель должен развивать в себе некоторые способности: умение изучать людей, разбираться в людях, сходиться с людьми и устанавливать с ними дружеские отношения.
51. В основе предупредительности к людям и добрых отношений с ними должна лежать искренняя доброжелательность к ближнему.
52. Залог успеха в сотрудничестве с обществом состоит в том, что люди видят в руководителе не только добросовестного воспитателя их детей, но и пример результата скаутского воспитания.
  Права руководителя
53. Руководитель имеет следующие права: 
а. Занимать руководительские должности.
б. Участвовать в управлении организацией путем участия на съездах, совещаниях, в выборах и в избранных руководящих органах.
в. Принимать испытания на разряды и ТО от новичков и возводить их в звание действительного члена ОРЮР (примечание: этим правом не обладают, штаб-инструктора).
Круг БКС
54. Круг БКС есть соединение руководителей, ставящее себе задачей:
а. Укрепление братских отношений и дружеского сотрудничества в руководительской среде.
б. Сохранение и развитие духа, идеологии и методики системы курсов БКС.
в. Способствование повышению руководительской квалификации и подготовке новых руководителей по системе курсов БКС.
г. Исследовательскую и творческую деятельность на поле изучения и построения разведчества как педагогической системы и общественного движения.
55. Круг БКС состоит из действительных членов и кандидатов.
56. Действительными членами круга БКС могут стать все активные руководители, окончившие КНО или КДР, или бывшие инструкторами на этих курсах.
57. Кандидатами могут стать все прочие руководители и витязи/дружинницы на руководительских постах, при условии, что они деятельно стремятся стать действительными членами.
53. Все члены круга БКС принимают участие в достижении задач круга под руководством старшины круга и его заместителей.
59. Старшину круга БКС назначает Старший Скаутмастер, из действительных членов круга или принимает эту должность на себя.
60. Старшина круга БКС назначает своих заместителей на местах, из действительных членов круга.
61. Знак круга БКС изображает солнце - круг с восемью лучами и в нем костер КНО.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ

  В течение 1959-1960 года нами была проведена анкета среди читателей "ОПЫТА" для того, чтобы установить с ними более живую связь и принять во внимание их пожелания, касающиеся дальнейшего выпуска журнала.
  На анкету откликнулось, все же, 16 человек (в наш век бумагобоязни это, согласитесь, граничит с чудом!); среди них представители Буэнос-Айреса, Аделаиды, Парижа, Мельбурна, Сан-Франциско, Брисбейна, Монтерея и Нью-Йорка - хотя бы по одному руководителю из каждого из этих центров. Не представлены Лос-Анжелес, Франкфурт, Мюнхен и Сидней.
  Возраст ответивших колеблется между 19 и 52 годами, соответственно следующему распределению:
  - до 25 лет : 4 человека
  - от 26 до 35 : 7 человек
  - за 35 лет : 5 человек.
  По роду службы распределение ответивших следующее:
  - строевики : 8
  - штабники : 5
  - одиночки : 1
  - рядовые : 2.
  Все ответившие регулярно получают журнал. 13 из них читают его "от корки до корки"; 1 читает целиком, но "по выбору статей", как он пишет; двое (им меньше 25 лет!) просматривают и читают только то, что интересует.
  Предпочитаешь ли ты получать "ОПЫТ" через дружину или на дом?
  Большинство предпочитало бы получать журнал не через свои единицы, а непосредственно на дом.
  Практически, это вполне возможно, хотя и осложняет финансовые расчеты хозяйственного сектора. Каждый читатель может (некоторые давно так уже делают) лично подписаться на "ОПЫТ", изъявив об этом свое желание издательству: журнал будет ему высылаться непосредственно по его личному адресу.
  Существует также возможность получать "ОПЫТ" авиапочтой за дополнительную плату. В каждом отдельном случае, сговариваться с издательством.
  Твое мнение о тематических номерах? Понравились? Нужны ли впредь? На какие темы?
  Всем (кроме одного) нравятся тематические номера. Многим они пригодились для работы. Большинству они нравятся именно как справочники по тому или иному предмету.
  Все (кроме все того же!) считают, что тематические номера нужны и впредь. Поступило предложение один номер на три делать тематическим.
  Для дальнейших номеров предлагаются следующие темы:
  - Национальное воспитание. Как бороться с денационализацией? Насколько ОРЮР не школа сентиментальных ретроградов, а школа миссионеров для будущей России? С другой стороны новая проблема: боязнь родителей, что наш "национализм" вызовет конфликт в душе ребенка, который не будет знать, русский ли он или американец... Так и в отношении ребенка в среде местных жителей.
  - Старшая ветвь - витязи (с тех пор вышел специальный номер, ей посвященный. См. № 36).
  - Старшие разведчики.
  - Молодежь и юношество в России.
  - Иностранный скаутизм.
  - Зимняя работа.
  - Руководители о своих скаутских и нескаутских проблемах.
  - История разведчества: неизданные материалы, собранные в связи с юбилеем.
  - Беседы - игры - песни (Стоит ли посвящать этому специальный номер? Не лучше ли в каждом номере стараться помещать несколько игр, несколько песен, несколько точек... Ски. П.Уртьев занимается у нас собиранием точек, вит. Л.Кишковский заведует разделом пения, но никто еще не взялся за игры и за собирание материала для бесед. Есть ли желающие?)
  - Работа с одиночками.
  - Женская ветвь и проблема "смешанности" организации.
  - Белочки и волчата.
  - Разведчики.

  КОНКРЕТНЫЕ ВЫВОДЫ:

  1. Тематические номера будут выпускаться и впредь. Единственное условие для того, чтобы они оправдывали себя то, чтобы как можно больше руководителей принимало участие в их составлении. Как указывает один читатель, "помимо того, что тематические номера расширяют горизонт и дают новые познания, они ценны тем, что дают возможность всем руководителям высказываться и сплотняют руководительский кадр, дают чувство плеча..."
  2. Из предложенных тем, на ближайшее будущее мы выбрали три:
  - Вопрос национального воспитания, как самый актуальный и самый трудный из вопросов, стоящих ежедневно перед руководителем.
  - Женская ветвь. Надеемся, что в этом номере будут опубликованы проекты разрядов для разведчиц.
  - Старшие разведчики. Проблематика работы в возрасте 15-18 лет. Анализ британского и французского опыта. Проект испытаний на звание старшего разведчика.
  3. Мы не определяем заранее сроков выхода каждого из этих трех номеров, а начинаем их готовить одновременно. В процессе составления номеров, всем руководителям будут разосланы вопросники, которые помогут нам точнее определить профиль каждого номера и подыскать соответствующий материал. Очень просим всех вас, братья и сестры, считать себя сотрудниками редакции по составлению этих номеров.
  4. Как только один из этих номеров будет готов, он займет место очередного квартального номера.
  ЕСЛИ ТЫ НЕ ОТВЕТИЛ НА АНКЕТУ, ТО ХОТЬ СЕЙЧАС НАПИШИ НАМ, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ "ОПЫТЕ"
  Оценка и критика статей, помещенных за последние три года. Какие больше всего понравились? Какие не понравились? Почему?
  В общем выходит, что все в "ОПЫТЕ" интересно, хотя и не всегда со всем можно согласиться (Слава Богу, что у нас есть еще возможность иметь свое собственное мнение и свободно его высказывать! Желательно, чтобы писали в редакцию о том, с чем не согласны и изъясняли причины несогласия, высказывали свое мнение). Только один руководитель честно просмотрел свою подшивку за три года и привел полный список тех статей, которые ему понравились. Спасибо.
  Вот несколько ответов на этот вопрос:
  "Помилуйте, кто помнит все статьи за три года? В общих чертах можно сказать, что уровень статей стал несомненно выше, чем был тогда, когда журнал печатался поочередно всеми Отделами. Трудно сказать, что больше понравилось. Интересны статьи по вопросам национального и религиозного воспитания... Очень необходимы сведения о молодежи на родине..."
  "Чтобы критиковать, надо самому писать... (Примеч. редакции: мы этого не просим и рады любым высказываниям, при условии, конечно, чтобы они не ограничивались простым критикантством, а содержали в себе конструктивное начало) Однако пару слов, все же скажу: хороши статьи, дающие конкретные идеи для работы. Хуже - религиозно-философские: они спорны, а иногда так просто "пахнут" сектанством. Мнение это не мое (Примеч. редакции: нам же как раз хотелось знать твое мнение и аргументацию), а нашего духовника: "В статьях Агапова, говорит, так много самого беззастенчивого хвастовства, так много преувеличений, делающих из скаутизма какую-то "новую религию", что надо обратить внимание редакции, чтобы подобные статьи не развращали молодежь" (Сик! С подлинным верно!)... Я согласен с этими мнениями и считаю, что не надо мудрствовать от лукавого". (Примеч. редакции: Во имя свободы слова помещаем и такого рода высказывание, хоть оно, по-нашему скромному мнению, звучит немного архаично и бесцветно, и м.б. немного слишком отдает чуждым ОРЮР духом. Если понятно, что уважаемый батюшка может не быть полностью осведомленным об эволюции наших идеологических исканий, то грустно, что автор, занимающий ответственный руководительский пост, не смог ему указать на то, что в творчестве Агапова имеет для нас исторический интерес, а что и по сей день остается для нас актуальным и продолжает нас вдохновлять. Кстати, интересно знать, что спорно и в чем опасность "развращения"?).
  "ОПЫТ" имеет для меня всегда интерес. В нем чувствуется, что мы думаем, и иногда - глубоко, над разными проблемами воспитания. Но младшему руководительскому составу отвлеченные вопросы часто не под силу".
  А вот и голос молодых, еще не совершеннолетних:
  "Меня затрагивают статьи, когда я в них вижу прямое отношение к работе."
  "Трудно дать общую оценку. В волчатском вопросе польские материалы очень ценны. Чем больше практики, тем лучше. "Русский империализм" Осипова очень полезен при сношениях с иностранцами, а также для бесед".
 
ОТВЕТ РЕДАКЦИИ:
  При составлении каждого номера мы всегда стараемся соблюдать равновесие между следующими тремя элементами:
  - практический материал, помогающий в строевой работе;
  - расширение горизонта руководителей;
  - "заумная проблематика" и "сугубая теория" для "избранных".
  Какие разделы "ОПЫТА" желательно расширить, упразднить? Какие новые разделы ввести в "ОПЫТ"? М.б. стоит изменить тематику в некоторых разделах?
  А) Расширить:
  - "Делимся своим, опытом": случаи из жизни единиц учат и могут пригодиться для работы в разных местах.
  - Юмористический раздел: под видом юмора Хромой Комар мог бы затрагивать и серьезные идеи, на кот. никто бы не обратил внимания, если бы они были изложены в серьезной статье!!!
  - Молодежь на родине. - Волчата.
  - Разведчицы.
  Б) Упразднить:
  - ничего не упразднять! В) Ввести (или воскресить):
  - Родители и школа.
  - Библиография: краткие содержания книг для руков, разбор
  иностранной скаутской литературы ("по названиям судить трудно. Так, у американцев "Справочник для роверов" - дрянь редкая, а "Справочник для вожаков" довольно полезный"), критика книг для детей и юношества...
  Г) Изменить тематику;
  - "Делимся своим опытом": интересует, как составлен был план сбора, а не как прошел тот или иной сбор.
  - "Молодежь на родине": поменьше длинных выдержек из советских материалов; нужны краткие справки и анализ.
  Д) Разные пожелания:
  - Нужна помощь для курсовой работы: практические примеры бегов, состязаний, идей для испытаний.
  - Нужны примеры конкретного подхода в работе к ребятам разного возраста.
  - Необходимо давать практический материал за 1-2 месяца до дня его использования. Пример: историю разведчества и сведения к юбилею - в конце 1958 г.; материалы для лагеря - в ноябре для южного полушария, в апреле-мае для северного. Также для "Дня матери, Дня непримиримости" и проч.
  - Больше удалять внимания связи разведчества с природой. "Как может руководитель наказывать разведчика тем, что оставляет его в лесу?! Что это за рук, которому в лагере, при установке мачты "мешает" гнездо?!"
  И, наконец:
  - Желательно иметь не 4, а 6 или даже 12 номеров в год
  (Примеч. редакции: что называется, угробили!)
  Что самое трудное в твоей работе с ребятами?
  - Отсутствие времени и возможностей для должного количества сборов...
  - Трудно добиться точности, аккуратности, внимания, бережного отношения к своему, и еще больше - к лагерному имуществу. Трудно добиться серьезности, когда это надо и, наоборот, детскости, когда прибегаем к скаутской романтике. Трудно пробудить инициативу. Трудно заставить "слушать природу", еще труднее - любить ее. Трудно добиться от родных понимания смысла нашей работы...
  - Борьба против омассовления. Инертность детей. Отсутствие идеалов.
  - В работе с волчатами чувствую большой недостаток в материалах по родиноведению: жизнь и обычаи древних славян, Белое движение. С волчатами также плохо за неимением фабулы, на которой строить работу: цикловая игра "Славянин" не клеится со "скалой совета".
  - Преодолевать собственные пробелы в знаниях.
  - Городские расстояния.
  Какие вопросы в твоей работе с ребятами или в личной руководительской жизни тебе трудно решить самому и по которым ты хотел бы устроить дискуссию на страницах "ОПЫТА"?
  - Мы и иностранцы: как объяснить иностранцам, с которыми и у которых мы живем, суть нашего движения?
  - "Соль специальностей в воспитании разведчиков". Причины непопулярности специальностей.
  - Достижение посещаемости сборов в больших городах (процентное отношение, влияние на родителей или на детей...). Форма, день и место сборов, описание конкретных примеров в разных странах за месяц или даже больше.
  - Нужен ли журнал для ребят? Как наладить регулярное его издание? ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕДАКЦИИ:
  Открыть на страницах "ОПЫТА" дискуссию на предложенные темы. Чтобы не разбрасываться, начнем, скажем, с вопроса разведческих специальностей: в чем сущность системы специальностей? Пользуются ли специальности успехом в твоем отряде? Как привить желание сдавать специальности? Какие изменения ввести в программы специальностей?

  Проведенная анкета нам кажется весьма показательной. Она, во всяком случае, принесла много новых идей, новых тем, целесообразных предложений для улучшения журнала, и широко открыла путь сотрудничества с редакцией всем руководителям. Теперь остается только поблагодарить ответивших на вопросник и приступить к делу.
  Редакция.