Журнал скаутских руководителей "Опыт" №39

Журнал"Опыт"№39.htm Журнал "ОПЫТ" №39  (1961г.)

  БЕСЕДА СТАРОГО ВОЛКА

  Многие из вас, вероятно, знают, что я веду непосредственную работу с разведчиками в Мюнхене - я начальник мюнхенской дружины. К сожалению, в настоящий момент, кроме меня в дружине нет ни одного руководителя. Таким образом, мне естественно приходится соприкасаться самым близким, образом с деятельностью звеньев и круга. Ребята у меня хорошие - на сборы ходят охотно, разведчеством интересуются, не Избалованы, не испорчены. Но есть один момент, причиняющий мне огромное огорчение. В последнее время мои разведчики между собой все больше и больше переходят на немецкий язык. Еще года два тому назад этого не было. Но постепенно им становится легче, привычнее говорить по-немецки, чем по-русски. И не только детям более простых семей, но и сыновьям интеллигенции и даже некоторым членам круга. В чем дело?
  - Дело в том, что все эти ребята слишком мало, слишком редко говорят, читают, слышат по-русски. Раз в неделю сбор, раз в неделю "русская школа" - вот и все - каких-нибудь три-четыре часа. А все остальное время - в школе, на работе, на улице - в немецкой среде, немецкий язык. Очевидно, у большинства из них родители мало ими занимаются, общения между ними мало, дома русской среды тоже нет. Да, кроме того, тематика другая. С родителями, с взрослыми разговоры одни, а как начнешь говорить о своих ребячьих делах - о школе, об играх, спорте, забавах - так немецкая терминология сама на язык лезет. Я конечно все время одергиваю, напоминаю, чтобы говорили по-русски, но это мало помогает - даже у наиболее интеллигентных и сознательных вожаков.
  Это обстоятельство естественно отражается на плане моей работы с дружиной. Как я могу со спокойной совестью заниматься на сборе узлами или ручным трудом, когда мне надо спасать русский язык моих ребят, передавать им основные сведения о русской культуре? Я составляю программы сборов так, чтобы занятия главным образом были посвящены именно этой задаче. На каждом сборе беседа по русской истории. Песни. Разучивание стихов (к выступлениям на Рождество). В играх - стараюсь подбирать такие, где надо побольше говорить или писать, в данном случае конечно можно комбинировать и с Морзе и с шифрами. Но в общем разведческую практику как таковую оставляю на лето, на походы и лагеря. Зимние сборы должны быть "накачкой русскости", должны быть каким то заменителем русской среды, которой так не достает ребятам.
  Мне приходилось слышать и из других стран о таких же трудностях - ребята переходят между собой на английский, на французский язык... Так что мне кажется, что мы стоим перед явлением общеорганизационного значения. Поскольку это явление первостепенной важности, нам необходимо над ним хорошенько задуматься и его обсудить.
  По своему первоначальному замыслу разведческая организация должна была давать юношеству только национальное воспитание и главное формировать его характер - основы же русскости, дети ранее получали в естественной русской среде нашего Зарубежья - от родителей, в русской школе, в среде товарищей, читая русские книги. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время - в частности в связи с переселением эмиграции за океаны - русская культурная среда очень ослабела. Мы распылились, школ почти нет, культурная жизнь еле тлеет, родители плохо заботятся о русскости своих детей. И перед разведчеством во весь рост встает новая задача - не только воспитывать РУССКИХ ребят в духе наших законов, но сперва делать их РУССКИМИ - то есть учить русскому языку, русской грамоте.
  Уже появляются у нас в лагерях не говорящие по-русски, уже сдают третий разряд на иностранных языках. Появилась идея о звеньях не говорящих по-русски, постепенно параллельно со своими разведческими занятиями учащих русский язык - очень возможно, что в Германии эта идея будет испробована на практике.
  Если мы решимся выкинуть лозунг - "Главные силы на фронт борьбы за русскость", то это повлечет за собой естественное развитие нужд практического осуществления этого лозунга в рамках всех ветвей организации. Если в звеньях задача - овладеть русской речью и грамотой, то в кругах - задачей будет повышение культурного уровня, направление заинтересованности на нужные, важные вопросы культуры и современности. А для руководителей первейшей оценкой их подготовленности станет умение русским языком говорить беседы и без орфографических и синтаксических ошибок писать письма (ох, как много ошибок мы делаем!), а затем конечно солидное знание русской литературы и культуры до последнего времени.
Конечно, мы не можем значительно усилить наши занятия русской культурой - языком, грамотой, чтением, историей, географией, литературой, если не сократимся в чем-нибудь ином. К сожалению, нам приходится делать выбор - "Что важнее? Что для нас необходимо и что нет? Чем мы можем пожертвовать? Что можем сократить?"
Вот, дорогие сестры и братья, я предлагаю вам обсудить этот вопрос на страницах нашей печати.
pp0391.jpg

ПРИВЕТ  ИЗ  МОСКВЫ

  • "Весь народ вздыхает, ища пищи,...
  • и никто не подает им!
  (Плач Иеремии)
  • Не хлебом единым жив будет человек"
  (Евангелие)

  "Дорогой брат! Шлю тебе привет из Москвы. Все благополучно. Работы много. Жму левую руку. Твой..." На обратной стороне открытки снимок дворца пионеров: будущий центр всероссийского разведчества - мелькнуло в голове...
  Думали ли мы, когда еще не так давно выбрасывали лозунг "Лицом к России!", что когда-нибудь член ОРЮР сможет совсем спокойно (или почти!) поехать в Россию, пробыть в Москве четыре недели, поездить недельки две по стране и благополучно вернуться в зарубежье? Между тем, факт остается фактом. Открытка лежит на моем письменном столе. Ее написал один будущий витязь, еще не давший, правда, ТОВ, но уже около двух лет ведущий активную работу в Организации. И он не первый, кому эта возможность была дана. В 1959 году, кое-кто ездил переводчиком по случаю американской выставки в Москве, в № 33 "Опыта" появилось описание поездки, совершенной одним нашим бывшим руком.
  Этим летом в Москве состоялась французская национальная выставка. Трое членов парижского круга "Братство" собиралось воспользоваться случаем, но только одному удалось осуществить эту поездку. Старшине же круга просто-напросто было отказано в визе, за пять дней до отъезда, естественно - без объяснения причин. Но много нашей парижской молодежи смогло - работая переводчиками - посетить саму Москву, и поколесить по стране.
Из того, что мы читали, самое интересное, что было опубликовано по возвращении - Впечатления К.А. Ельчанинова, перепечатываемые, с любезного согласия автора, в настоящем номере "Опыта".

*************   В непосредственной связи со всем этим, хочется коснуться вопроса служения России: мыслить о России иначе как в категориях служения мы не можем. Тема не новая. Но, когда долгое время находишься в отрыве от страны, невольно ловишь каждую свежую струйку, просачивающуюся оттуда. Наши же витязи, да и почти все руководители уже, вообще никогда России не видели. Живешь среди, иностранцев, коим естественно, чужда наша проблематика. Еще хуже действует, и м.б. даже гораздо более соблазняюще или отталкивающе (в зависимости от темпераментов и поколений), эмигрантская среда, когда она - как это, к сожалению, слишком часто бывает - свидетельствует о своем существовании лишь ростом процесса денационализации или ухода в быт (тут тоже, пожалуй, выявляется своя типология: есть бытовики типа "доллары и максимум комфорта", есть и другой тип - самоварчики, березки, русскость склоняемая во всех падежах, но, главное не связанная ни о какой ответственностью). И вот - любой старшина круга это знает - появляются сомнения, высказываемые или нет: стоит ли? и как?
  Свидетельство Кирилла Ельчанинова, наравне с целым рядом других объективных описаний, лишний раз подтверждает ценность нашей? служения и реальность имеющихся у нас возможностей.
Кто дерзнет светильник света поставить под спуд?

***********   Мне приходилось встречаться со многими из бывших на московской выставке. Те, с которыми я говорил, были обыкновенно витязьского возраста, но скорее - русского происхождения, чем русские в нашем понимании этого слова, и к нашему пониманию русскости относящиеся скептически, если не просто враждебно.
  Должен сказать, что я удивлен происшедшими переменами. Не все, далеко не все, но многие - и не из менее толковых - вернулись перевернутыми (полный внутренний переворот в смысле греческ.: "метания"): надо что-то делать, мы не можем ничего не делать. Ставится вопрос об организованном делании и о воспитании целого и целостного мировоззрения почве виденного ими.
  Не стоит, думается, настаивать на той "ответственности, перед которой, в данном случае, стоит Организация и, в первую очередь, каждый руководитель, особенно если он действительный или потенциальный старшина круга.
  Ерш. 



  БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!!! РУКОВОДИТЕЛИ И КАНДИДАТЫ В РУКОВОДИТЕЛИ!!! ПУСТЬ КАЖДЫЙ ИЗ НАС ПОДУМАЕТ, ЗАЧЕМ ОН СОСТОИТ В ОРЮР?
  - по традиционной привязанности?   по необходимости проявлять какую-то активность?
Этим не следует пренебрегать, но руководительство должно быть, прежде всего,
  ОСМЫСЛЕННЫМ    СЛУЖЕНИЕМ

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

  Ниже мы приводим, с любезного согласия автора, статью К.А.Ельчанинова, помещенную в парижской газете "Русская Мысль". Автор, генеральный секретарь Русского Студенческого Христианского Движения и руководитель Юношеского отдела этой организации, провел пять недель в Москве во время французской национальной выставки.
  Ред.
  "В России нет свободы печати, но кто может утверждать, что там нет свободы мысли".
  А.С. Есенин-Вольнин Москва, 1959 г.
  Почему я пишу на эту тему, а не оставляю своих впечатлений для себя? Многие граждане Сов. Союза просили меня говорить на Западе о том, что я видел и слышал: "Мы знаем коммунизм, Запад должен от нас узнать, что это такое".
  В оценке СССР трудно быть объективным, хотя бы по одному тому, что, только долго пожив в Сов. Союзе, можно "оценить" жизнь там. Но еще труднее "увидать" духовный облик людей: нигде, как в СССР, он так не скрыт от поверхностного взгляда туриста.
  "Россия это клубок противоречий, он в нас и вне нас", сказал мне один сов. ученый. Неправильно было бы искать гармонических, ясных и соблазнительно простых ответов на эту полную противоречий сложность жизни СССР. Часто турист "вое увидел и все понял" после недели пребывания в СССР, притом он видит всюду свое во всем отражение, - если он "хромает на левую ногу", он видит только достижения режима, веселую молодежь, переполненные музеи и церкви, стройки и березки. Человек, настроенный против режима, со злорадством подмечает все слабые стороны жизни: очереди, грубость продавщиц, плохо одетую серую, толпу, покосившиеся деревянные домики.
  Объективно говоря, верно и то и другое, и на этом уровне, то есть уровне впечатлений от виденного, спор безнадежен, потому что нет страны в мире, где бы "все было гладко", и ни осуждение режима, ни его оправдание нельзя вынести из такого мира. Правда о режиме и жизни в СССР лежит глубже этих экономических и социальных противоречий, как мне оказал один молодой писатель:
  "Картошка - дело наживное, сейчас ее нет, завтра она будет; плохо то, что нами управляют бонзы, они думают за нас, и на 20 лет вперед все проблемы разрешены, нам остается только подпевать, свалить, воспевать или молчать". Или вот снова слова советского поэта:
  "Мы дорожим свободой, понимаемой, как возможность выбора, не потому. что нам нравится выбирать, а потону, что хотим выбирать без принуждения".
  "В этом воя драма русской интеллигенции, народ стоном стонет от хронического экономического кризиса, а мы, люди с высшим образованием, должны говорить и писать не то, что думаем". Эта постоянная ложь и есть, по-моему, правда о Сов. Союзе, ложь писателей, радио, •прессы, чиновников, партии, Хрущева.
  Кто врет по убеждению, а кто по принуждению. Молодой поэт принес мне сборник своих стихов и покачал те строки, которые он под давлением принужден был включить на место им написанных. Общественный деятель показал мне им написанную статью в газете о счастливой жизни советского человека, - статьи этой он не писал. Журналист был послан в колхоз о заданием описать счастливую жизнь советских колхозниц, после того как их коровы были переданы в колхозное стадо. Журналист видел этих колхозниц, говорил с ними, выслушивал их жалобы, колхозницы голосили, вспоминая своих коров, ставших общими и ничьими, казенными, как все в СССР. Вернувшись в Москву, журналист написал о счастливой жизни раскулаченных колхозниц и т.д. и т.д. Куда можно укрыться от лжи?! Некуда.
  Вот эту ложь турист сразу не может увидать. Он обычно зачарован березками, русскими бабами, бубликами, лубочным искусством. Мне один журналист раз сказал: "Если бы вы знали, как я ненавижу хор Пятницкого, украинские пляски, березки и вою эту лубочную мишуру". Она ослепляет Запад, - одни клюют на спутники, другие на пляски, третьи на баб в платках", и мало кто видит вою трудность жизни советского человека и ту ложь, в которой он принужден жить.
  - Неправда ли, граждане, Пастернак бездарный писатель?! - сказала мне на выставке, но обращаясь к толпе, директриса большого женского журнала.
  Граждане молчали. Обыватель имеет право молчать, советская же интеллигенция не имеет даже этого права, она должна кадить режиму и "воспитывать сознательных граждан". Долгое молчание писателя, поэта или общественного деятеля всегда подозрительно, в особенности, если этот интеллигент не бреет бороды -признак вольнодумства, и проявляет интерес к западной культуре.
  - Я стою одной ногой во Франции, а другой в Сибири - оказал мне бородатый студент филолог.
  Несколько раз мне говорили: "Если вы хотите жить хорошо и спокойно в Сов. Союзе, вы должны получить высшее техническое образование, это даст вам материальную базу, затем вы должны стать специалистом в узкой области, это делает вас необходимым режиму, и затем, для большей верности, попасть в партию. Осуществив годам к сорока счастливое сочетание всех этих условий, вы можете жить спокойно и даже купить дачу и "Волгу". Труднее жить, если вы избрали гуманитарное поприще, тут, чтобы жить и продвигаться, надо лгать, а так как талант и беспринципность, слава Богу, сочетание не слишком частое, то в СССР очень часто заправляют всем люди без таланта и без принципов". Так один студент Академии Художеств мне говорил: "Горе не в том, что мы должны писать колхозников, а плохо то, что нам преподают колхозники то, как писать колхозников"...
  Я не хочу этим сказать, что вся советская интеллигентская элита бездарна, нет, но горе в том, что они вое должны способствовать построению коммунизма, даже если им от советского социализма уже тошно. А как не дойти до тошноты от таких изречений радио, как:   "Сегодня ясное социалистическое утро коммунистического дня", или: "Жизнь полна счастья и побед, да разве может быть иначе, когда..." или: "Наша жизнь прекрасна"... В "парках культуры и отдыха" установлены громкоговорители, с утра до вечера вещающие о счастье, ожидающем человечество при коммунизме. Неудивительно, что от такой "культуры" хотят бежать, и прогуливающиеся в парке москвичи ждут, когда же, наконец, кончится "культура" и начнется отдых.
  Можно, конечно, послушаться совета умных людей, говорящих: "Вы радио не слушайте и газет не читайте". Но тогда и телевидения смотреть нельзя, и в театр на современные пьесы ходить не надо, и современной литературы читать почти не стоит потому, что вся настоящая "культура" говорит об одном...
Неудивительно после этого, что молодежь с такой невероятной жаждой читает все, что идет с Запада. Переводов современных западных писателей очень мало, все что издается, раскупается моментально. Так Хемингуэй, Сент-Экзюпери, Элюар, Р.Роллан читаются запоем.

***   На французской выставке в отделе литературы, театра, искусства творилось нечто неописуемое; мы, гиды, с трудом успевали отвечать на вопросы. За слишком большую любознательность многие советские граждане поплатились.
  В отделе культуры был установлен советами очень строгий надзор. Надзор был тройной: милиционеры в форме, советские служащие с нарукавниками и чиновники МВД без формы и без нарукавников. Они то и вызывали в милицию, где подолгу допрашивали тех советских граждан, которые вели с нами слишком долгие разговоры.
  Допрашивали, о чем говорили. Так как наши разговоры, правда, носили часто, нецензурный характер, то я лично всегда предупреждал моих собеседников о возможности ареста; многие предпочитали продолжить разговор вне выставки или прекратить его вовсе. У арестованных обычно отбирали записную и адресную книжки; чем дальше грозил такой двух- или трехчасовой арест, не знаю, но сами арестованные боялись, что дело кончится лишением стипендии или даже - исключением из вуза.
  Сотни раз студенты просили меня достать им ту или иную запрещенную книгу, как Евангелие или книги Камю, Сартра. Книгу мне обычно возвращали, сделав из нее выписки. Желание знать свободную мысль так велико, что я встречал студентов, изучавших специально польский язык, чтобы иметь возможность читать западную литературу в польском переводе. Многие западные писатели, не переведенные на русский язык, переведены на польский; и хотя и с трудом, но эти переводы можно достать в Сов. Союзе.
  На основании наших бесед, которые я имел с советскими гражданами на выставке и вне ее, на частных квартирах или в "парках культуры и отдыха", я укажу на те различные отношения к режиму, которые я встретил у людей, живущих в СССР.
  1) Фанатическая приверженность. Встретил ее у холодных доктринеров, в частности, у одного профессионального марксиста - экономиста, разъезжающего по СССР с лекциями о марксизме. Это был железный человек, пропитанный марксизмом. Сухо и ясно он излагал основные тезисы марксизма. С такими людьми диалог почти невозможен потому, что категории их мышления иные, чем наши, марксистские, и сами исходные положения их мышления не могут быть подвергнуты сомнению. Картезианский дух абсолютно, чужд этим доктринерам. Протест против догматов марксизма порождает часто нигилизм и полный скептицизм. Так очень много студентов, теряя веру в марксизм и не зная ничего другого, кроме диамата, сами того не зная, становятся учениками Ж.П. Сартра.
  Не знаю, к какой категории отнести профессиональных провокаторов, работавших на выставке. Думаю, что они работают на жалованье, энтузиазм их казенный и быстро гаснет, если они встречают отпор.
  К этой же категории можно отнесли студентов и чаще студенток, радующихся сложить со своих плеч беспокойную работу мыслить. Они обычно, как выученный урок, знают диамат; и отшивают фразой: - "Вы все равно меня не переубедите". Таких переубедить невозможно, да и не стоит. Марксизм их держится на полном незнании западной мысли.
  2) Защитники марксизма. Прежде всего, к этой категории относятся идеалисты, верящие в скорый переход от социализма к коммунизму. Они не отрицают всех недочетов режима и трудностей жизни в СССР, даже часто несогласны с Хрущевым, с внешней и внутренней политикой партии, но они говорят: "Приезжайте к нам через 10-15 лет и вы увидите". Многие даже говорят: "Мы делали и делаем много ошибок; но все это выровняется со временем..." От ряда студентов я слыхал такое заявление: "Что же Запад нам предлагает на место коммунизма?! Капитализм?! Нет, спасибо!" Это объясняется полным незнанием Запада, и его политической жизни?
  Защищают режим все те, кто кормится режимом, те сотни тысяч высших чиновников-партийцев, т.е., весь гигантский аппарат. Эти люди часто партийцы из тактических соображений, а не личных убеждений. Так один ученый мне говорил про своих сыновей: "Они все партийцы, но вы не можете себе представить, что они дома говорят про партию и о грядущем коммунизме. Как вы хотите, чтобы я верил в приближение коммунизма, когда ничего нельзя купить, не простояв полчаса, час, а то и два в очередях". Кстати, на эту тему по Москве ходит следующий анекдот: "Через 10 лет у каждого будет свой собственный вертолет. Спрашивается, для чего? Как для чего! Узнал, что в Киеве продается картошка, слетал, купил. Затем из газет узнаешь, что в Горький поступило прованское масло. Летишь туда". Подобного рода анекдотов в СССР рассказывают много.
  3) Но больше всего я встречал людей, терпящих коммунизм, как неизбежное зло. Среди этих людей много молодежи любящей Россию - русскую культуру, живущих этой любовью и старающихся не прикасаться к пошлости и лжи коммунизма. Они живут двойной жизнью; с одной стороны, они лояльны режиму, ходят на митинги, иначе в СССР жить нельзя, о другой ~ живут внутренней жизнью.
  Сердце этих людей в творчестве Пушкина, Достоевского, Толстого, символистов. Среди этой молодежи я встретил потрясающих знатоков русской культуры, способных часами говорить о Блоке, Гумилеве, Белом, Мандельштаме. Больше всего они ищут правду и подлинность и ненавидят ложь и фальшь.
  4) Мне приходилось также встречать людей, не только не признающих режима, но и ненавидящих его за все те страдания, которые он принес русскому народу. Когда Россия освободится, сказал мне один инженер, накопленные ею страдания обогатят весь мир на десятки лет. Интересно, что о ненависти к режиму говорят или люди пожилые, помнящие еще царское время, или молодежь; среднее поколение, люди лет 50-55, воспитанные в сталинскую эпоху, довольно замкнуты, с ними трудно разговориться, но создается впечатление, что они мало думают, предпочитают не думать: опыт показал, что не только свободомыслие, но вообще мысль дело опасное в советских условиях.
  Резюмируя, можно оказать, что советская учащаяся молодежь и интеллигенция все больше начинают думать своей головой и говорить то, что думают. Пример - поэт Евтушенко и тысячи других. К чему это приведет, - трудно сказать. Но, если не будет зажима со стороны власти, процесс этот будет стихийно расти.
  Скажем несколько слов о положении православной Церкви в Сов. Союзе. С опубликованием повой программы КПСС, усилилась борьба с Церковью. За последнее время было закрыто 1.500 церквей, много монастырей, 3 семинарии из 8. Этим летом процесс ликвидации православной Церкви еще усилился, и в СССР положение Церкви сейчас хуже, чем в 29-30 годах. Разница лишь в том, что тогда церкви разрушались и проливалась кровь мучеников, сейчас же церкви просто закрываются, а борьба с религией ведется еще интенсивнее, чем при Сталине путем воспитания. Церковь, кроме того, душится налогами, 80% всего дохода, т.е. того, что жертвуют прихожане или дают требы, идет государству.
  Как происходит закрытие церквей: уполномоченный от Куроедова чиновник, состоящий при каждом епископе, вызывает к себе того или иного священника и отнимает у него так называемую "регистрацию" т.е. право на служение, этим актом закрывается приход.
  Монастыри закрываются ночью. За несколько дней до закрытия монахов предупреждают о предстоящем закрытии. Предлагается пожилым переехать к знакомым или в старческие дома, а молодым поступить на производство. Оставшихся монахов или монахинь ночью увозят в неизвестном направлении на грузовиках. Монастырь закрывается, и на утро паломники натыкаются на кордон милиции.
  Бессилие патриарха Алексея полное. "Его дело служить", как мне сказал один чиновник, наше дело заботиться об ограждении народа от дурмана религии". Многие священники мне говорили: - Врата адовы
  Церковь не одолеют. Мы готовы ко всему". Церкви все переполнены верующими, в большинстве это женщины старше 50 лет. Объясняется это там, что тем, кто учится или работает, ходить в церковь опасно, могут лишить службы или выгнать из вуза. Встречал на выставке многих молодых верующих инженеров, химиков, докторов, но они даже от своих близких скрывают свою веру.
  В виде заключения можно сказать, что все отрицательные явления жизни в СССР, как постоянный кризис сельского хозяйства, ложь, преследование всех видов свободной мысли, все это не временные недочеты режима, а относятся к самой сущности коммунизма и от него не отделимы.
  К. Ельчанинов 


РАЗВЕДЧИКИ

ДЕЛИМСЯ СВОИМ ОПЫТОМ

ГОДОВОЙ  ПЛАН  РАБОТЫ  ОТРЯДА

  1. ПОЛОЖЕНИЕ
  а. Отряд находится в состоянии полного упадка дисциплинарно и душевно. Нач. дружины стоит перед вопросом закрытия единицы.
б. Нач. дружины поддерживает любое начинание, ведущее к улучшению духа и работы.
в. Администрация, хозяйство и касса в плохом состоянии. г. Предположения:
(1) Состав изменится незначительно
(2) Дружина не взыщет старых долгов.
  2. ЗАДАНИЕ И ЦЕЛЬ: Восстановить работу на прежний уровень, создавши вновь разведческую единицу и воспитав новых членов отряда.
  3. ВЫПОЛНЕНИЕ
  а. Основные положения:
(1) Руководители влиянием, примером, подходом действуют на разведчиков.
(2) Отряд расформировывается, звенья распускаются, все должности сдаются. Для старших создается звено старших разведчиков (критерий: 2-ой разряд и выше). Готовятся вожаки для создания новых звеньев.
(З) Сборы проводятся регулярно каждую вторую пятницу.
(4) Вводится строгая дисциплина наравне с "парламентарностью" (см. Приложение № 1 - Дисциплина и Подход).
б. Координирующие инструкции:
  1. Все планы звеньев подлежат координации с этим планом.
  (2) Разведческая лестница:
(а) Вожак звена старших разведчиков представляет план работы к 1 ноября 1961
(б) Отряд (см. Приложение № 2 - Занятия Отряда).

  4. АДМИНИСТРАЦИЯ И ХОЗЯЙСТВО
  а. Члены штаба временно выполняют все штабные работы.

  1. Помощник начальника Отряда исполняет должность секретаря.
  2. Старший вожак исполняет должность казначея.
  (3) Разведчик X... исполняет должность зав.хоза, так как инвентарь хранится в его доме.
  б. Касса приводится в надлежащее состояние уплатой долгов и текущих взносов. Взносы повышаются с 1 ноября по следующей схеме: 0.75 - разведчики, 1.00 - старшие разведчики и витязи.
  в. Личный состав:
  1. Образование новых звеньев намечается в январе 1962 г.
  (2) Разведческий дух и работа поддерживаются наблюдением, дисциплиной, влиянием, примером (см. Приложение № 1).
  г. Отчетность, планы и рапорты:
  (1) Вожаки составляют план работы на год совместно с руководством на совете отряда.
(2) План сбора или похода сдается Начальнику Отряда на отрядном формуляре не позже ближайшего отрядного сбора.
(3) Помощник начальника отряда ответствен за работу штаба и проведение игр.
(4) Старший вожак ответствен за списки, кассу, и проведение состязаний. Состояние кассы оглашается на последнем сборе в текущем месяце.

  5. РУКОВОДСТВО И СВЯЗЬ
  а. Связь поддерживается посредством контакта с руководством непосредственно до образования звеньев, а после этого через вожаков.
б. Начальник отряда и помощник начальника отряда поддерживают связь о родителями посредством телефонных разговоров и личных встреч.
в. Руководство встречается не менее раза в месяц для обсуждения работы и мероприятий.
  ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 - Дисциплина и подход
  1. ДИСЦИПЛИНА
 
а. Дисциплина поддерживается следующими мерами:
  (1) Обязательно оповестить Начальника отряда, помощника
начальника отряда или старшего вожака об опоздании или предполагаемом отсутствии.
(2) Извещать вожака об опоздании или отсутствии на звеновом сборе.
(3) Задолженность членского взноса погасить к 1 ноября 1961 г.
(4) Членский взнос платить на первом сборе в месяце.
(5) Поведение, особенно в форме и на гладах посторонних, должно быть на высоте.
(6) Уважительные причины опоздания:
  (а) Родители задержали.
  (б) Задержка в школе.
(7) Уважительные причины отсутствия:
  (а) День рождения, именины - собственные или родителей.
  (б) Болезнь.
  (в) По просьбе родителей.
(8) Невыполнение вышеуказанных пунктов влечет за собой:
  (а) Первый раз - выговор.
  (б) Второй раз - наказание.
  (в) Третий раз - исключение.
 
 б. Контакт с родителями
(1) Оповещать родителей о всех начинаниях посредством личного разговора, телефона, и извещений.
(2) Извещать о всех взысканиях.
(3) Звонить в случае опоздания, отсутствия или неуплаты членского взноса, на следующий день после сбора.

  2. ПОДХОД
  а. Все дела отряда обсуждаются на сборе во время совета отряда, когда дается возможность высказать мнения всем членам отряда. Обсуждаются текущие дела и начинания, а также задачи и проблемы.
б. Каждому разведчику дается возможность откровенной беседы 6 начальником отряда или помощником начальника отряда на любую тему.
в. Попробовать провести идею дружинного звенового состязания.
г. Преподнести теорию и практику на сборах, как можно интереснее, указав применение всему, в наше время и в нашем положении.
  ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 - Занятия Отряда
  1. ПОЛОЖЕНИЕ
  а. Знания 3-го и 2-го разрядов у старых членов отряда недостаточны.
б. В отряде 5 новичков.
в. Звеньев нет, кроме звена старших разведчиков.
  2. ЗАДАЧА
  а. Подготовить новичков к 3-му разряду и даче Торжественного Обещания.
б. Повторить 2-ой и 3-ий разряды.
в. Постараться пройти некоторые специальности.
  3. ВЫПОЛНЕНИЕ
  а. Ввиду того, что в текущем плановом году 20 отрядных сборов,
разделить вою работу отряда на 20 отделов:
(1) Теория 8-го и 2-го разрядов - ответствен начальник отряда.
(2) Практика 8-го и 2-го разрядов - ответствен начальник Отряда.
(в) Игры (по 3 на сбор) в аспекте теории и практики - ответствен помощник начальника отряда.
(4) Состязания, с мыслью проверить пройденное, на предыдущих сборах - ответственен старший вожак.
(5) Расписание сборов с предметами указаниями в (1) по (4) выше, которые будут обязательны для очередного сбора, предполагается приготовить к 15 ноября 61 г. Ответственные руководители должны сдать расписания своих предметов к этому времени.
(б). Специальности стараться пройти на сборах и походах, но главным образом в индивидуальном порядке, в виде задания.
в. Выучить минимум 5 новых песен к лагерю.
г. Минимум раз в два месяца поход отряда.
д. Сговориться об общих начинаниях (прогулках, похода, посещениях музеев и выставок, вечеринках) с другими единицами.
е. Восстановить спортивный вечер.
ж. Звенья проводят сбор с духовником раз в три месяца (до установления новых звеньев - по группам).
  Дикий Кабан, нач. 5 отр.


РАЗВЕДЧИЦЫ

В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ

ЖЕНСКАЯ  ВЕТВЬ  В   О.Р.Ю.Р.

  Неоднократно обсуждался этот вопрос и не раз выносилось решение "пока нет у нас гениев-руководительниц, дело отложить в дальний ящик".
  Таким мудрым решением мы добивались двоякой цели:
  1. освобождались от хлопот пошевелить мозгами на эту тему
  2. проявляли свое рыцарство по отношению к "слабому полу" (у вас нет дельных голов, так сидите и не рыпайтесь, вяжите наши узлы, рубите на кухне дрова, только поменьше старайтесь тюпать топором по ногам, тянитесь за нами - вот вам и весь сказ!).
  Но скаутмастер Анохин в свое время смотрел на это дело куда шире. То ли что будучи доктором, не стеснялся заняться "женским вопросом" не знаю, но Анохин, не ожидая когда найдутся женщины-организаторши, сам создал первый отряд разведчиц в Киеве, в 1914 году.
  Была ли у него выработана особая программа и специфические "женские методы", - нам не известно. Но факт остается неоспоримым: начало женской ветви было положено мужским руководителем.
  Не следует ли и нам, подражая Анохину, протянуть руку нашим сестрам и оказать рыцарскую помощь?
  Иностранные скауты имеют совершенно независимую организацию для девочек. Имеется иностранная литература, освещающая методы работы с девочками.
  Ничего нет только пока у нас.
  А ведь идеология остается общая. И цели те же. Разведка-скаутизм, звеновая система, метод вожачества остаются в силе. Значит надо пересмотреть только программы.
  Будет ли женская ветвь ОРЮР, на подобие иностранцам, совершенно самостоятельной или будет у нас общий орган управления, - вопрос решат сами разведчицы, когда станут покрепче на ноги.
  Сотрудничество, однако, обеих ветвей благоприятно влияет на мальчиков (думаю, в такой же мере и на девочек).
  В лагере ли, в походе, на вечера, разведчики стараются выразить свои рыцарские чувства: услужить, быть вежливее обыкновенного, блеснуть красноречием у костра, проявить инициативу. Есть, понятно, некоторые и минусы, но их можно всегда легко ликвидировать.
  Я за сотрудничество.
  Это не значит, однако, что, сотрудничая с нами, разведчицы не должны искать своих путей. Как раз наоборот.
  На страницах "Опыта" я поднимаю дискуссию о выработке основных положений для разведчиц. В первую очередь подлежат пересмотру программы разрядов и специальностей.
  Никто не собирается отнимать инициативы у наших сестер. Ясно, что они и сами могли бы оправиться с этим делом. Но поскольку за 50 лат ничего не сделано, не продолжать же этого топтания на месте и еще полвека. Виноваты в этом не столько разведчицы и их руководительницы (а их на пальцах сосчитать можно!), сколько мы сами. Мы до сего времени не подумали об этом. Правда, и самим то нет времени взяться за свои программы, но руководство могло бы продумать основную канву "реформ".
  Ничего специфического и сугубо женского нет, ни в программах, ни в методах. Ведь не посылаем же мы разведчиц в лагерях рубить деревья и копать "лагерные удобства", значит, при желании, критерий найти можно...
  В требованиях на разряды девочкам не надо знать саперное дело, но, именно здесь нужна "женская линия".
  У мальчиков мы развиваем мужество, ловкость, смекалку, отвагу, патриотическое служение.
  До некоторой степени все это надо и девочкам, но у них, в основном, везде должна проявиться деликатность, женственность и сердечность. Меньше всего нам нужны солдаты в юбках. Нам нужна патриотическая, религиозная мать, доселе основа русской семьи. Нам нужна умная, русская женщина, друг и воспитатель следующего поколения в еще более трудных условиях денационализации в будущем.
  Разведчики, покидая наши ряды, уходят в поисках куска хлеба для своих семей. С детьми остается мать. На ее плечах ложится забота о воспитании, забота о домашнем уюте.
  Вот где камень преткновения. Мать, будучи знакома в молодости с идеями разведчества, даст нам моральную опору и базу в общественном мнении.
  Важнее ли руководители, или руководительницы для нашего движения - это еще вопрос.
  Чем раньше мы создадим благоприятную обстановку для работы женской ветви, тем скорми мы получим ту моральную поддержку, о которой была речь выше.
  Сегодня мы имеем одинаковые шансы пересмотра основных положений. Нужны общие указания к руководство.
  Разработать курсовые темы. Давать эти темы кандидаткам на КНО и КДР. Поднять дискуссию по конкретным вопросам. Написать несколько статей в "Опыт".
  Таким только путем мы создадим общую канву мыслям и действиям наших сестер.
  Тихий Дрозд, нач. 27 отр. 

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

ПАМЯТНЫЕ  ДАТЫ

  В 1962 году исполняется:
20 лет 

25 лет с

 с начала битвы под Царицыном ("Сталинградом", "Волгоградом" - 
похищения большевиками начальника РОВС - генерала МИЛЛЕРА 
разгрома командного состава Красной армии в "большой чистке"(1937)
40 лет с окончания гражданской войны в России - последние белые части покинули Владивосток в октябре 1922 года
50 лет с  выборов в Четвертую Государственную Думу - последний до большевистского переворота Российский парламент введения закона о страховании рабочих и введения больничных касс при фабриках - 1912 (использовать для докладов в кругах)
100 лет со дня рождения П.А. Столыпина (14 апреля 1862) "Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия. Каждое утро, когда я просыпаюсь итворю молитву, я смотрю на предстоящий день как на последний в жизни и готовлюсь выполнить все свои обязательства, уже устремляя взор в вечность. А вечером, когда я опять возвращаюсь в свою комнату, то говорю себе, что должен благодарить Бога за лишний дарованный мне в жизни день. Это единственное следствие моего постоянного сознания близости смерти, как расплаты за свои убеждения. И порой я ясно чувствую, что должен наступить день, когда замысел убийцы, наконец, удастся".  (П.А.Столыпин).
Общие сведения о столыпинских реформах можно почерпнуть из книги С.Г.Пушкарева - "Россия в XIX веке" (Чеховское изд-во) стр. 416-431. Кроме того, в 1956 году вышла в свет в Нью-Йорке книга профессора А.В.Зеньковского - "Правда" о Столыпине". (Издатель: Анпольски Букс - 91 Форт Валингтон авеню, Нью-Йорк 32, Н.Й. С.Ш.А.)
150 лет с Отечественной войны 1812 года - эту годовщину надо широко использовать в беседах, при организации тематических сборов, в символике лагерей, в докладах и т.п. Подчеркнуть тему единства, сплотившего всю российскую нацию во время нашествия Наполеона. Использовать такие понятия как "Кутузов", "Багратион", "Бородино", "Платов", "Денис Давыдов", "Москва", "Партизан" и т.п. - имена полководцев, сражений, героев 1812 года. Пользоваться "Войной к миром", и историческими романами, описывающими Отечественную войну - Данилевский "Пожар Москвы", Краснов "С нами Бог". Разучить "Бородино ", "В шапке золота литого", ''Шумел горел пожар московский", "Славим Платова героя". В уже упомянутой книге С.Г. Пушкарева - "Россия в XIX веке", см. стр. 161 и след. - Много интересных данных также в книге Л.Бескровного - "Отечественная война 1812 г. и контрнаступление Кутузова",
200 лет со вступления на престол императрицы Екатерины II - тоже можно очень хорошо использовать для бесед. Связать с "Капитанской дочкой" - которую многие из наших ребят наверное не знают - 1762
250 лет : Войска Петра Великого вступают в Поммеранию - в порядке ее освобождения от шведов - 1712
350 лет : Народное ополчение под возглавлением Минина и Пожарского проходит путь от Нижнего Новгорода до Москвы, побеждают польское войско и освобождают Москву от польского гарнизона. Очень хорошая тема для бесед и для символики. Источники не так легко найти как для Отечественной Войны, но можно: среди старых книг - например "Юрий Милославский" и вероятно среди исторических романов советского издания - 1612
450 лет - 1512, Москва начинает войну о Литвой за освобождение Смоленска, которая успешно кончается в 1514 году
500 лет - на московский престол вступил Иван III - 1462. Освобождение от татарского ига, присоединение Новгорода, построение каменного Кремля, женитьба на Софии Палеолог
600 лет - на московский престол вступил князь Дмитрий Иванович - впоследствии названный "Донским" Литовцы занимают русские земли до Черного моря - 1362
700 лет Восстание против татар. Татары изгнаны из Ростова, Владимира, Суздаля, Ярославля. Александр Невский едет в орду просить у хана, чтобы он не наказывал восставших. На обратном пути князь умер.

ББМ - ИАЧ.

pp0392.jpg


ТАЙГА

Слова Ив. Черенцова Музыка Л.Кишковского*)

pp0393.jpg

Поднявши шапки чуть не в поднебесье,
Кедровый лес богатырем стоит.
А у полян листвою чернолесье,
Между собой о чем-то говорит,

За годом год. Века и снова
Покрывши горы, речек берега,
Стоит она, нахмурившись сурово,
Таинственная, гордая Тайга...

Она на вид угрюмая и злая,
Наводит ужас в сумраке "ночном.
Но вы, ее доподлинно узная,
Найдете там родительский прием.

Она всегда укроет и согреет,
Как мать вас может лаской одарить.
И тот закон, какой Тайга, имеет,
Никто, ничем не сможет подкупить.

  От редакции - Штаб-инструктор Леонид Кишковский, заведующий разделом пения в "Опыте", просит присылать ему слова и ноты русских народных, солдатских и разведческих песен для публикации их на страницах журнала. Писать на адрес редакции.
  *) Мелодия к этой песне, придумана мною по просьбе разведчиц дружины "Киев". Л.К. 



У ЗАРИ-ТО, У ЗОРЕНЬКИ

Русская народная песня.
Обработка для хора С.Благообразова

pp0394.jpg

У зари-то, у зореньки
Много ясных звезд,
А у темной-то ноченьки
Им и счету нет.

Горят звездочки на небе,
Пламенно горят,
Моему-то сердцу бедному
Что-то говорят.

Я бы целу ноченьку,
Не смыкая глаз,
Все смотрела бы, звездочки,
Милые, на вас. 


  ТОЧКИ  ДЛЯ   КОСТРОВ

  По просьбе некоторых руководителей Австралийского отдела мы начали в № 31 публикацию точек для костров.Централизацию этого материала взял на себя ски. Павел Уртьев. Поддержите издание сборника по "Точковедению", присылая ваш материал по адресу П.Л. Уртьева (см. на стр.17)
      Свежие новости
  Вбегает репортер в контору газеты и, запыхавшись, говорит редактору: "Свежая новость: сегодня утром сгорел военный склад. Убытки невероятные - все сгорело дотла!" - "Не годится, - говорит редактор, - чересчур старо!".
  Через некоторое время вбегает другой репортер и кричит: "Скорее, скорее, печатайте новости: час тому назад ограбили самый большой банк на Вол стрит!" - "Поздно, - говорит редактор, - уже целый час прошел!".
  Входит третий репортер и с прохладцем, посматривая на свои ногти, говорит: "Хотите последнюю новость?" - "Не приставай и так дел много". - "Я говорю - хотите последнюю новость?" - "Ну, давай, только скорее". - "А чего торопиться? Через минуту взорвется городской газовый бак". Тут слышен громкий взрыв.
  Статуя в парке.
  Идет воришка по парку, оглядываясь, чтобы его не поймали. Вдруг идет пара влюбленных. Воришка не знает, куда скрыться, залезает на пьедестал и принимает позу статуи. Пара не, замечая, проходит, он вытирает пот, спускается, но тут замечает, что идет полицейский, быстро - новая статуя. Полицейский удивляется, останавливается, но потом, потерев лоб, уходит. Бедный вор снова спускается, вытирая пот. Опять кто-то идет. Статуя снова становится. Идет старая баба с ведром, видит статую; начинает ее мыть, а потом берет ведро и выплескивает грязную воду на статую. Статуя должна вовремя отскочить в сторону.