Журнал скаутских руководителей "Опыт" №45

op045.htm Журнал "ОПЫТ" № 45  (1963г.)

"У НЕГАСНУЩЕГО КОСТРА"

  Так назвал свою статью-очерк В. Дмитревский. В статье дан интересный для нас исторический материал, рисующий картину яркой вспышки русского разведчества в период объявления большевиками новой экономической политики. Наряду с историческими данными статья в журнале "Нева" № 5 за 1963 год дает нам очень интересные сведения о явной тенденции вернуться к методике скаутизма в работе пионерской организации. Из статьи можно заключить, что все рассказанное автором о работе бывших разведческих руководителей в годы нэпа, т.е. в 1922-1927 годах, являлось предметом обсуждения на слете пионерских работников в лагере "Артек" весной 1962 года. На этот слет, видимо, были приглашены все, кто имел возможность в двадцатых годах работать с детьми по скаутской методике. Так автор описывает свою встречу в "Артеке" с бывшим скаутом Константином Ольхиным. Бывшему скаутмастеру-одиночке, носившему лесное имя "Белая Лиса", теперь уже 60 лет с лишним.
  В. Дмитревский познакомился со скаутами-руководителями и с методами их работы в 1924 году. В этом году он был послан комсомольской организацией на работу с пионерами в Выборгском районе Петрограда. Его сведения о работе скаутских руководителей в годы нэпа переплетены с описанием работы с детьми комсомольских работников, исполняющих роль партийного надзора над вернувшимися к активной работе скаутскими руководителями. После краха попыток коммунистов-энтузиастов создать организацию "юков", т.е. юных коммунистов и вести работу по комсомольской методике с ячейками, конференциями, съездами, был сделан "шаг назад", к сотрудничеству с оставшимися в России скаутскими руководителями.
  "Кстати, скаутмастера, ожившие в атмосфере нэпа, тоже рвутся в бой и все правдами и неправдами стараются возродить скаутское движение, не выдержавшее проверки революцией", - пишет В. Дмитревский о первых годах нэпа. И дальше: "Правда, между ними идет ожесточенная грызня: правое крыло отстаивает девственную чистоту своей "белой лилии" и, как черт от ладана, бежит от политики, а левое, кажется, готово работать вместе с комсомолом. Известный скульптор и педагог Иннокентий Жуков выступил с фантастическим проектом создания при Наркомпросе штатных должностей Робинзона Крузо и его помощника Пятницы".
  В проекте, представленном И. Жуковым рисовалась такая картина развития скаутского движения в России: "Скаут-флоту приготовиться перевезти в промежуток времени с 1 по 15 мая 1937 года и высадить на восточных, западных, северных и южных берегах Африки конкурирующие скаут-отряды". В других своих письмах-проектах И. Жуков писал о "длительной игре", о "волюнтарной интернациональной педагогике".
  В обоснование своего утверждения, что скаутское движение в России "не выдержало проверки революцией", В. Дмитревский приводит такие исторические данные, которые нам, несомненно, доказывают обратное, а именно, что скаутское движение с честью вышло из испытания революцией. В. Дмитревский пользуется материалом книги Г. Дитриха "Конец и начало", "посвященной предыстории и первым годам пионерского движения в Ленинграде". Приведенные в этой книге "любопытные документы" представляют интерес для нас.
  "Приказ небезызвестного генерала Эрдели, датированный 19 сентября 1919 года: "Признавая в высшей степени полезными организации скаутов, принимаю под свое покровительство таковую на Северном Кавказе и в целях ее объединения с Добровольческой армией назначаю для объединения на всем Северном Кавказе скаутских организаций генерал-лейтенанта Невадовского и начальником штаба "главной квартиры" барона А.П. Лорча".
  "...Выдержка из обращения к скаутам деникинского полковника Козлова, назначенного начальником скаутов Дона: "... Я призываю вас к продолжению дружной скаутской работы, овеянной глубоким чувством любви к нашей дорогой России. Мы дали торжественное обещание исполнить свой долг перед родиной, так будем же выше временных лишений и невзгод. С улыбкой и посвистом, бодро пойдем вперед по избранному пути. С нами наш заступник Св. Георгий Победоносец. Перед нами дракон большевизма и сытого безучастия к чужому горю. Впереди борьба за величие и счастье России. Так будем же неустанно готовиться к борьбе!.."
  "Скаутские "главные квартиры" были организованы при штабах всех белых "полководцев": Колчака и Деникина, Юденича и Врангеля, - сообщает В. Дмитревский, - причем юноши и девушки в широкополых шляпах и со знаком белой лилии на сердце не брезгали никакими поручениями, если даже иные исходили от самой контрразведки и попахивали человеческой кровью. Ведь и Св. Георгий пролил черную драконову кровь!".
  Ясно, что в последних сведениях мы сталкиваемся у автора с тенденцией оклеветать принимавших участие в борьбе против большевизма скаутских руководителей и рядовых скаутов.
  С той же тенденцией автор подает и сведения о возобновлении скаутской работы на родной земле сразу после окончания гражданской войны. И все же я считаю уместным привести большие выдержки из статьи В. Дмитревского,так как из них виден размер активности оставшихся на родной земле руководителей и вся сложность обстановки, в которой им приходилось продолжать скаутскую традицию.
  Условия для сотрудничества между скаутскими руководителями и комсомольскими опекунами над молодежью в годы нэпа создала статья Н.К. Крупской /жены Ленина/ "РКСМ и бой-скаутизм", написанная в конце 1921 года. В статье рекомендовалось "использовать некоторые формы и методы скаутизма в практике комсомольской работы". Статья эта была напечатана в форме брошюры. В декабре 1921 года Н.К. Крупская "была приглашена на заседание Центрального Комитета комсомола для обсуждения вопросов, затронутых в ее брошюре. Именно на этом заседании, чрезвычайно бурным и затянувшимся до глубокой ночи был. предрешен вопрос о создании детской коммунистической организации с частичным использованием форм и методов "скаутинга". Вопрос шел о "спасении не только душ, но и жизней сотен тысяч ребят, выброшенных событиями на обочину дороги в будущее".
  В. Дмитревский так описывает процесс включения скаутских руководителей в дело спасения ребят:
  "...После разгрома белогвардейщины русские воспитатели маленьких разведчиков - во всяком случае те из них, кому не удалось удрать за границу - вернулись в родные места, огляделись, принюхались и внезапно почувствовали себя незаменимыми. Кто, кроме них, изучивших теорию и практику воспитательной системы "скаутинга", этого импортного, к слову сказать, далеко не дешевого и мало кому доступного товара, способен организовать детвору и внушить ей высокие нравственные идеалы?! "Если нам поклонятся и попросят, -рассуждали эти самонадеянные молодые люди, - что ж, мы поделимся своим опытом и покажем им, как надо работать с детьми". "Им" -это комсомолу, коммунистам, работающих в отделах народного образования, вообще всей советской власти! Вновь принимаясь за дело воспитания детей, они совершенно не принимали во внимание гигантского социального переворота, произошедшего в стране, не верили в силы революции, изменяющие мир и человека, и подходили к своим задачам со старыми, дореволюционными мерками. Англия, где возникла система "скаутинг", продолжала оставаться для них Меккой, а сэр Роберт Баден-Пауэлл, "старший скаут мира" - Магометом с седеющей щеточкой усов, в ковбойской шляпе и с зеленым платком на шее. К 23 апреля 1922 года, то есть ко дню "покровителя" скаутов "святого" Георгия Победоносца, Баден-Пауэлл прислал русским скаутам следующее поздравление: "Мы глубоко сочувствуем вам в эти тяжелые дни, наступившие ныне в России, и надеемся, что эти трудные минуты скоро уйдут навсегда. Наш скаутский закон велит нам улыбаться перед лицом всех затруднений. Трудно следовать этому закону в настоящее время, но вы, развернув широко скаутское знамя и высоко подняв его, должны дать всем блестящий пример, и мы желаем вам успеха на вашем пути. Улыбайтесь!".
  "И они улыбались, - пишет дальше В. Дмитревский со слов одного комсомольца 30-х годов, - улыбались нам прямо в лицо, насмешливо и нагло, с сознанием собственного превосходства. Чувствовали себя этакими "военспецами". Абсолютно незаменимыми! "У нас теория воспитания, проверенная во всем мире, многолетний опыт, призвание, - говорили они, - а что у вас? Имеете ли вы представление о возрастных психологических факторах, о длительной госпитальной игре, использующей атавистические интересы детей? Нет. Ну то-то же!.. Так помогите нам получить помещение, кое-какие средства, одним словом легализуйте нашу деятельность, а об остальном мы сами позаботимся". "Черт их разберет, - думали мы поначалу, - может и на самом деле они детскую душу постигли. Пусть работают, а мы понаблюдаем и поучимся". Так что ж ты думаешь! За год расплодилось всяких "Белых клыков", "Одиноких кротов", "Белых голубок" и прочей живости тьма-тьмущая. Какие-то "Соколиные гнезда" свили, "Медвежьи берлоги" вырыли: рычат, воют, свистят, чирикают! Нас, признаться, оторопь взяла... Взялись мы тогда за чистку. Кто такой вождь "Белый клык", старший скаутмастер Собинин? Начальник особой скаутской дружины при осведомительном отделе штаба "верховного правителя" Колчака. ...Собинин пробрался в Петроград и ушел в глубокое подполье. А потом вынырнул на поверхность в качестве "Белого клыка" и начал создавать "братство лесных племен", намереваясь "оздоровить все человечество". Ну, узнав о всех проделках Собинина, вырвали мы у него волчьи клыки - навсегда запретили работать, с советскими детьми. Освободились мы и еще от некоторых отпетых контриков. А остальные? Остальные пообещали, что будут работать по закону: "Скаут - друг трудящихся".
  Так описывает В. Дмитревский короткий период вынужденного сотрудничества русского скаутизма с комсомольскими воспитателями молодежи. И вспоминает высоту скаутского служения явно с скрытым намерением подхлестнуть современных пионерских руководителей. В дни сорокалетия современной пионерской организации он обращается в прошлое и говорит: "Мне просто хочется вспомнить то самое главное, что отмечало первые шаги массовой детской организации. Я думаю о вожатых. С любовью и тревогой. С восхищением и горечью. Я невольно сравниваю тех, кто начинал работать с пионерами в условиях суровых и трудных, с теми, кто работает сейчас, получив от государства абсолютно все: и огромные средства, и роскошные помещения, и специальное образование. Ведь иные юноши и девушки надевают на себя красный галстук, заранее зная, что проносят они его, ну самое большое, один учебный год, до тех пор пока не освободится место преподавателя. Чего же можно ждать от таких "временщиков", для которых пионерская работа всего лишь полустанок на их жизненном пути?".
  Чтобы подчеркнуть разницу между современным пионерским вожатым и руководителем сформировавшимся в организации русских скаутов, В. Дмитревский рисует портреты трех молодых руководителей -Валентина Цауне, Бориса Вахтина, и Константина Ольхина - ведших работу с детьми Выборгского района и на Финляндской железной дороге в Петрограде в начале Двадцатых годов. В Дмитревский относит их всех к честно сотрудничавшим с комсомолом, но ясно, что и их моральные качества, их практические знания, а главное любовь к детям и чувство служения были прямым результатом их пребывания в организации русских скаутов.
  Думается, что каждый кому не безразлична судьба русских детей, отданных в настоящее время в руки равнодушных "временщиков", сделает у нас на родине правильный вывод из статьи В. Дмитревского. А вывод этот следующий: коммунистический паразит не может использовать для своих целей молодежную организацию, основанную на принципах скаутизма. На этот путь нельзя толкнуть руководителей-энтузиастов, любящих детей. Но на развалинах пионерской организации, на технической базе, которая от этой организации останется, способны возродиться у негаснущего разведческого костра многочисленные группы молодежи, объединенные высоким духом скаутского служения человеку.
  Дятел, нач. дружины "Петроград", Германия.
Человек, который думает только о себе и во всем ищет для себя только преимуществ, не может быть счастливым. Если хочешь жить для себя, живи для других. /Сенека/
/из записной книжки... Старого Волка/

РАЗВЕДЧИКИ

  ПРОГРАММНАЯ КОМИССИЯ
  По предложению председателя Программной комиссии, скм. Е. Поздеева, мы намерены помещать на страницах "ОПЫТА" все материалы, поступающие в Комиссию. Это обеспечит участие большего количества руководителей в обсуждении новых проектов программ на разряды.

О ПРОГРАММНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА ОРЮР

  Программная комиссия создана Старшим Скаутмастером для анализа и пересмотра действующих программ. Ее главные цели:
  - вызвать и провести широкую дискуссию среди руководителей
  - суммировать и сформировать наше общее мнение о педагогическом идеале, взыскуемом нами путем программных требований.
  - пересмотреть, разработать и предложить Совету этапы достижения наших педагогических целей, по каждой из этих целей и по возрастным группам.
  На первый взгляд в этой работе нет ничего нового. Такую работу мы проделывали несколько раз. Особенно напряженное время были 1945 - 46 годы, когда мы объединяли в Германии разобщенные и разбитые войной осколки поместных русских скаутских организаций.
  Однако каждый генеральный пересмотр происходит в разной обстановке, в другое время, при наличии другого состава /иногда даже другого/поколения/ руководителей, во время доминирования других взглядов.
  Поэтому такой пересмотр всегда НОВЫЙ. Он может принести громадную пользу, если мы со всей искренностью и свежестью воскресим живой идеал РУССКОГО скаута-разведчика в свете тех ценностей, которым мы сами преданы, которым мы сами готовы служить, и отразим его на бумаге как свидетельство нашего единства.
  Но пересмотр может быть и вредным, если мы позволим себе употребить перо для раздраженной или высокомерной полемики с инакомыслящими.
  Только четыре года прошло со времени принятия нынешних программ разрядов. Но уже два года раздаются голоса о том, что они нуждаются в пересмотре. Такой срок, в жизни программ, срок малый. Особенно, если принять во внимание, что за это время ни в нашем положении, положении русских за границей, ни в области педагогической теории не произошло никаких крупных внешних перемен, требующих изменения педагогических концепции. Остается предположить, что:
  а. программы не отражают того облика русского скаута, который мы, руководители, живо переживаем и ощущаем, либо
  б. программа предписывает нам определенный и ясно выраженный тип скаута и ступени его формирования, мы же не имеем ясного представления о том, куда мы идем, и какой тип человека мы хотим воспитать.
  Иначе говоря: или программой потеряно мерило действительности, или мы утеряли педагогическое мерило для оценки нашей программы. Прежде чем делать какие-либо выводы, попробуем разобраться в сущности программного творчества.
О важнейших вопросах программного творчества:
  Программное творчество должно исходить из педагогического идеала. Надо мысленно представить тот тип человека, достижение которого ставит себе задачей скаутизм вообще и русский скаутизм в частности.
  Сразу возникает вопрос - допустима ли разница между типом скаута вообще и типом русского скаута? Не есть ли отклонение от общего идеала скаута, отклонением от скаутизма, новотворчеством, изменой?
  На это надо ответить, что содержание скаутского идеала,по самой своей природе рационально и в каждой стране по своему,культурно - самобытно. И это не простая констатация фактов, - что мол английские скауты патриоты Британской Империи и англикане по вере, а польские скауты патриоты "речипосполитой" и католики. Различие между скаутскими организациями вытекает из самого этического принципа, заключенного в I. законе. Скаут ВЕРЕН, скаут ПРЕДАН.
  Вера и преданность поставлены во главу духовных ценностей скаутизма и распространяются они, естественно, не на чужой, а на свой, т.е. национальный духовный мир - на религию, культуру и родину скаута.
  Поэтому "чистый скаутизм", как бы отмысленный от определенного национально-культурного содержания, был бы не только чистейшей фикцией, но и отказом от закона верности, первого и главного этического закона скаута.
  Однако, когда мы работаем над программами, то речь идет не только о сохранении этих духовных ценностей на знаменах русского скаутизма, а о развитии свежести и силы этих ценностей, как элементов педагогического процесса.
  Я думаю, что любое свободное национальное скаутское движение постоянно, или хотя бы периодически,подвергает пересмотру педагогику сохранения своих верховных ценностей. Это связано с тем, что в общественной жизни нации и молодежи возникают и умирают эмоции и тенденции, моды и увлечения,то ли под влиянием идеологических исканий и постоянного роста, то ли вследствие потрясений, катастроф или просто искажения идеологических установок, Однако тот, кто хочет сохранить верность, должен уметь находить всегда ответ на эти явления. Так, раздел Германии на два государства, насильственное насаждение коммунизма в стране, порабощение Венгрии и трагедия венгерского восстания, духовный упадок. во Франции, и т.п. явления должны были дать новые толчки педагогическим усилиям скаутских организаций этих стран.
  В основе внутренней жизни молодежного движения должна лежать ясная идея: предмет служения и облик героя.
  Поэтому сердцевина программы, ее сущность должна быть осознана нами с предельной ясностью и,что еще более важно, - в атмосфере полного единомыслия.
  Так уж создан человек, что он может находить в себе все новые и новые силы, если только знает, что он действует во имя чего-то очень важного, совершенно правильного и совершенно необходимого. Если человек знает: "Необходимо действовать ТАК, именно ТАК, только ТАК и тогда я исполню свою миссию перед Россией и перед современным поколением русской молодежи,"- то такой человек будет успешен в работе, любим молодежью и счастлив сознанием внутренней правды. Когда каждый из нас уяснит сам перед собой каким же должен быть облик русского разведчика и какими могут быть ступени его развития, тогда надо безотлагательно приступать к составлению текста самой программы.
  Что же должна представлять собой сама программа?
  Система программных требований по разрядам для разведчиков /разведчиц/, есть СХЕМА требований, отражающих наше представление о содержании и о методах развития духовной жизни русского скаута в данных условиях.
  Если это схема духовной жизни, то она должна отражать направление и основную эмоцию воспитательного процесса. Она должна давать ответ на вопрос о ТИПЕ, о типе человека, об общем характере личности скаута.
  Будет ли, в данных поместных условиях, требоваться данный элемент строго или либерально - зависит от условий времени и места. В этом различие индивидуальное, локальное. О типе героя нашего времени это не решает. "Credo" - тоже самое для всей организации.
  Отсюда первый принцип:
  Не надо применять программу к конкретным ребятам данного состава /имя рек/ и данного географического пункта, срока и года.
  Наоборот, программа есть некий абстрагированный идеал, к которому должны быть направлены усилия русских ребят нашего поколения во всяком месте, при всяких конкретных условиях жизни.
  Всякий раз, когда мы отмысливаем качество от реальных его носителей и условий мы формулируем принцип и сублимируем его в область ценностей.
  В этом основной прием программного творчества. Этим программа отличается от плана работы.
  Программное творчество есть проекция качества /свойства/ в количественных измерениях плана.
  Иначе говоря, мы указываем конкретные требования, надеясь, на основании нашей педагогической интуиции, что в этих рамках обеспечено переживание духовных ценностей.
  Каждый из нас на курсах знакомился с предметом "Символика". Это /этическая и/ эстетическая форма выражения нравственных ценностей.
  Нечто подобное имеет место в программном творчестве. Этическое выражается в предмете служения, эстетическое - в увенчании ценности формой.
  Отсюда возникают рамки нашего творчества:
  1. Забыть свои географические и социальные рамки.
  2. Перенести дискуссию в область типологической, общенациональной, российской психологии.
  3. Сублимировать общенациональное в общечеловеческом /христианском/.
  Таковы вкратце изложенные основные принципы или лучше сказать отправная точка работы программной комиссии.
  Программная комиссия будет благодарна за все предложения, хотя бы они касались не всей программы, а только ее фрагментов. Поэтому не откладывайте в долгий ящик и не ждите пока созреет законченный проект полной программы. Пишите то, что уже ясно и отчетливо сложилось.
  Комиссия отнюдь не ожидает, что у большинства руководителей имеются готовые текстуальные решения. Возражения против нынешних программ могут быть основаны и просто на общей неудовлетворенности, т.е. на отклонении программ от некоего, ощущаемого но не сформулированного образа современного русского юноши. И это очень важно, потому что такое сознание неудовлетворенности может лишать руководителя духовных сил на его служение. Больше того оно может угрожать всей организации психозом сомнения.
  Новая программа может иметь успех и принести пользу нашему делу только в том случае, если она будет плодом общих усилий и отражать общность взглядов.
  Успех работы Программной комиссии зависит исключительно от творческого участия в ней всех руководителей.
  Следующий номер "ОПЫТА" будет посвящен только дискуссии по этим вопросам.
  Мобилизуйте ваши духовные силы, чтобы в этом номере выразить ваше "Credo" по этим, важнейшим для нашего движения вопросам.
  Жук-Вожак.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕСМОТРА ПРОГРАММ

НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ

  В связи с потребностью переиздания разрядов, возник вопрос пересмотра текста. Говорят, что в организации дело с разрядами обстоит неважно. Ребята неохотно приобретают новые разряды. В листке Сектора Внутренней Работы скм. Амбургер приводит причины и делает выводы. Чтобы не повторяться, мы посоветуем читателю познакомиться со статьями Старого Лося, а здесь затронем основных два раздела, вызвавших дискуссию: религию и родиноведение.
  Российское Разведчество - организация скаутская. Но если это только так, то наши ребята с успехом могли бы быть и в местных скаутских организациях. Этого однако нет. Значит только одного скаутизма мало. Вот уже полвека мы бьемся за существование своего русского разведчества. Скаутскую идею мы, в нашем движении, преломляем в соответствии с нашей русской спецификой.
  Наше национальное воспитание должно охватить два основных момента: религию и родиноведение. Спрашивается однако, под каким соусом и в каком количестве мы должны давать ребятам эти познания. Тут не лишним будет выяснить основную и окончательную цель. И кто же мы?
  Мы воспитываем молодежь, но мы не школа. Мы и не историко-богословский кружок. Мы скаутская организация, но организация русская. Организация пока только на чужбине. Но на чужбине не вечно. Когда-то Российское Разведчество должно стать основной организацией молодежи на родине. Пионерия нас вытеснила, но она же и уступит нам свое место в свободной России.
  Значит наша окончательная цель: пронести в свободную Россию не столько знания истории, сколько идеи и методы российского скаутизма-разведчества.
  Учить русскому языку, истории, Закону Божию, - дело русских школ. Я в корне несогласен во взглядах на "изучение" религии и истории на сборах. Как-никак, а мы - скаутская организация. В силу эмигрантского положения приходится бороться за сохранение русс-кости. Но с годами все больше заметно отклонение от скаутских основ в сторону национального воспитания. Правда, этого требует обстановка. Но увлекаться чрезмерно историей за счет скаутского направления - тоже не выход из положения.
  "Скаутинг из фан", - определил свою идею Б.П. Скаутизм должен дать полезный отдых учащейся молодежи. С понятием скаутизма у ребят ассоциируется свобода, приключения, сближение с природой, движение, вылазки, игры, жизнь. И что они находят? Ту же школьную скамью, в лучшем случае сидение в тени кустов и того же "учителя", требующего от них исторических познаний...
  Хотя мы и придерживаемся метода отбора,а не набора, но нам не безразличен и количественный рост организации. Разряды же, пестрящие "школьными требованиями" отнюдь не привлекут в наши ряды новых членов.
  Религию и историю я понимаю как средство в скаутском воспитании, но ни в коем случае как цель. Религиозное воспитание - не только преподавание Закона Божия. Религиозное воспитание - это индивидуальные разговоры с ребенком и молитвы и богослужения и украшение штаб-квартиры и чтение и беседы и праздники и символика и добрые дела... Это, скорее, применение на деле Заповедей Божьих, а не зубрежка их текста.
  Так мы должны воспринимать и родиноведение; родиноведение, как познание о родине, но не сухое перечисление князей, царей, дат, исторических событий. Познания о родине - широкое понятие! Понятие родины охватывает все: прошлое, настоящее и будущее, материальное и духовное, культуру и быт. Всего нам не охватить, значит, надо какой-то минимум. И базируясь на минимальной канве исторических, последовательных фактов, мы.должны развивать в первую очередь чувства у ребят:
  - чувство национальной гордости,
- чувство принадлежности к русскому народу, к русской культуре,
- чувство любви ко всему родному.
  Перед нами трудная и сложная задача, в ней не может быть крайностей.
  Очутившись на чужбине, эмиграция почувствовала себя оторванной от родины. Она как бы ушла в воспоминания, в прошлое, резко поставив черту, ограждающую ее от настоящего. Будущее туманно, неопределенно, фантастично... Настоящее вычеркнуто вообще. В результате получается оторванность от реальной жизни. Безотрадная картина - толочь в ступе "воду воспоминаний"...
  В одном из наших скаутских лагерей побывал человек сравнительно недавно попавший сюда "оттуда", и он сказал:
  "Все у вас хорошо, но как-то... нафталинчиком пахнет"... Не следует ли задуматься над этим? Надо ввести какую-то "живительную струю" в национальное воспитание. Надо "приземлиться с облаков", почувствовать ногами почву реального приложения нашему "служению". Тема "Мы и Россия" должна пронизать красной нитью как прошлое, так и настоящее.
  Несомненно придется столкнуться с трудностями. В поисках "настоящего" /я подразумеваю "Россия сегодня", "лицом к России"/, нас могут обвинить в чем хочешь. Изучая сегодняшнюю Россию по советским источникам, все время надо.быть начеку. Следя за современностью, востро чувствовать грань между русским и советским.
  А это в нашей работе необходимо! Жизнь не всегда идет с теорией в ногу. Что кажется простым на бумаге, в жизни получается много сложнее. Ребят не убедить тем, что они русские, потому только, что их папа русский. Надо искать какое-то "применение русскости" в обыденной жизни.
  Говорить об этом мало. Вечные разговоры и упреки /русский, а не говоришь по-русски, России не знаешь!/, как раз могут вызвать обратное действие: нелюбовь и открещивание от всего русского. Меньше громких слов и как больше жизни! Подкреплять слова действием и личным примером.
  Четкая программа нужна. Нужен, особенно для молодых руководителей, разработанный метод национального воспитания. Но опять-таки не столько важен формальный подход, сколько основные, высказанные выше, принципы. Принципы эти не облачить в словесную форму требований в разрядах, но о них следует знать руководителю.
  Требования по религии и родиноведению, помещенные в Опыте № 32 вполне реальны, если их немного упростить, изменить.
  Скм. И.Чекан в одном из писем говорит:
  "...Основная цель религиозного воспитания - пробудить в человеке религиозное самосознание и приобщить к жизни церкви...
  - не терять из виду целостности педагогического процесса,
- действовать, а не вызубривать и запоминать,
- постепенность, приспособление к личности в каждом индивидуальном случае.
  В родиноведении не может быть речи о курсе истории. Четко отмежеваться от школы. Мы не школа. Наша цель не заменить школу и семью, а восполнить... Ударение, опять-таки, скорее на пробуждении основного самопознания - "я русский", осмыслении этого момента и ВЫВОДЕ НА ПУТЬ СЛУЖЕНИЯ из него вытекающем". И дальше говорит Ерш о "воспитании" родителей, без содействия которых все наши усилия национального воспитания - тщетны.
  Не впервые поднимается вопрос национального воспитания, ценные мысли высказаны в "Опыте" № 16. Но в связи с широким обсуждением программ на разряды, еще раз хотелось напомнить и высказать основные положения этого воспитания.
  Тихий Дрозд, Австралия.

В ПОМОЩЬ

РУКОВОДИТЕЛЮ.

АЛЬФА И ОМЕГА РУКОВОДИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ

  Когда-то у нас на руководительских курсах говорилось, что руководитель должен быть "ходячей энциклопедией" для того, чтобы справляться хорошо с работой с разведчиками. В теории, это звучит хорошо - руководитель должен иметь разносторонние, проверенные, обоснованные на точном знании фактов, знания, он должен быть в состоянии ответить на любой вопрос ребят. На практике, однако, за исключением разве людей с феноменальной памятью, быть "ходячей энциклопедией" очень трудно и поэтому каждый вожак, кандидат в руководители и конечно каждый руководитель должен заниматься постоянным собиранием, накоплением различных материалов, которые могут пригодиться ему в работе с ребятами.
  У нас почти все, к сожалению, привыкли рассчитывать на те материалы, которые бывают в лагерной библиотеке или в библиотеке дружины.
  Для хорошей руководительской подготовки, для постоянного роста руководительских знаний, необходимо развить в себе привычку, навык к составлению и обработке собственных материалов.
  Естественно, что каждый из нас, занимающихся с детьми, должен иметь все те многочисленные материалы, которые изданы ОРЮР - комплект журнала "Опыт", комплект "Вестника Руководителя", все приказы Старшего Скаутмастера, Начальника Отдела, Начальника Дружины, Устав ОРЮР, все курсовые конспекты. Все эти печатные материалы можно выписать или через склад ГК или получить через дружину.
  Из других общеобязательных материалов у каждого должен быть хотя бы один учебник русской истории, в котором были бы отмечены все те места, которые,нам нужны для прохождения разрядов, учебник русской географии, книжка по истории русской литературы, учебник Закона Божия...
  Желательно также иметь некоторые туземные скаутские материалы /в США - "Хэндбук фор бойс" или его эквивалент для девочек, "Бой скаутс филд бук", американские книжки специальностей, американские книжки для волчат и белочек/. Ясно, что все это невозможно приобрести, посмотреть и проработать в один день, но постепенно, в течение этого года, все это каждому следует иметь.
  Любая публичная библиотека содержит множество книг, как по лагерному делу, так и по ручному труду, книг, в которых можно найти подходящие для нас игры и точки. Делая выписки, записывая названия хороших, полезных книг, руководитель постепенно обрастает необходимым запасом материала, который сделает руководителя более оснащенным, более интересным, более полезным для организании, а что самое главное, сам руководитель будет знать, что зеленый галстук, который он носит ИМ ОПРАВДАН, ибо он приложил силы для ОБОГАЩЕНИЯ СВОЕГО РУКОВОДИТЕЛЬСКОГО БАГАЖА. Такой руководитель не будет ломать себе голову, ЧТО ДЕЛАТЬ НА СЛЕДУЮЩЕМ СБОРЕ.
  Мудрая Сова, начальник дружины "Царское Село" Нью-Йорк.

ИГРЫ И ТОЧКИ

Игры для волчат и белочек

  ГОРЯЧИЕ КАШТАНЫ - Играющие становятся в круг. По свистку водящего играющие начинают передавать по кругу какой-нибудь предмет /если играющих много - несколько предметов/. Тот, у кого окажется в руках предмет, когда водящий засвистит, выходит из игры. Игра продолжается пока один из игроков не останется победителем.
  ТУРНИР. Водящий привязывает каждому из игроков на пояс, сзади, надутый резиновый шар. Цель игры - раздавить как можно больше шаров, сохранив свой шар целым. Игрок, у которого баллон лопнул, выходит из игры.
  Эту игру можно видоизменить разделив играющих на две группы, в таком случае разбивать шары можно только у противников.

КТО ШЕПЧЕТ. На середину круга или комнаты выходит один из играющих с повязкой на глазах. К нему по очереди подходят остальные и каждый что-нибудь шепчет на ухо. Надо по голосу узнать, кто шепчет, назвать егопо имени, и только когда будет правильно названо имя того, кто шепчет, можно снять повязку и поменяться с ним ролями. Чтобы не быть узнанным, каждый старается изменить голос и манеру разговора.

Игра для разведчиков

НОВЫЕ СЛОВА. Из букв напечатанных ниже слов нужно написать
  другие имена существительные в именительном падеже единственного числа. Выиграет тот, кто быстрее других составит 20 новых слов.
  АКТЕР АНГАР ВЕСНА ВЫБОР ВОДОПАД АРФА ВАЛИК КАЙМА КЛОУН
  КАРП МАРКА НАСОС СУКНО УГАР ШИНА СКАЛА МАСЛО КОЛЬЦО
  КАРЕТА МАЯК.

Точка.

  БРАВЫЙ ПОЛКОВНИК /ПАНТОМИМА/. Бравый, боевой полковник, стоя смирно, делает смотр проходящим мимо него парадным маршем солдатам. Он поворачивает голову направо и провожает движением головы и глазами слева направо проходящие мимо него воинские части. Затем снова смотрит на право и т.д. Время от времени полковник четко отдает честь. Внезапно он хмурится, обращает внимание на одного из марширующих солдат, сходит со своего места, показывает пальцем на солдата, грозит ему пальцем, качает головой. Полковник показывает жестами, что ему не нравится осанка солдата, он демонстрирует как плохо солдат марширует, склонив голову, выпятив живот, неправильно двигая руками. Полковник поднимает палец вверх, чтобы показать солдату, что он ему сейчас продемонстрирует как надо правильно маршировать, он показывает, грозит пальцем солдату и возвращается на свое место. Полковник снова становится смирно и принимает парад. Затем снова находит другого, плохо марширующего солдата и с еще большим ожесточением учит его маршировать. Возвращается на место, провожает долгим взглядом ушедших влево солдат, подчеркивая, что парад окончился. Отдает последний раз честь, четко поворачивается направо, вынимает из кармана платок, вытирает лоб, прячет платок в карман, глубоко вздыхает и уходит в сторону таким же точно образом, как ходили те солдаты, которых он учил - склонив голову, выпятив живот, криво расставляя ноги, невпопад размахивая руками...
  собрал скм. А. Ильинский.

ВДОЛЬ ДА ПО РЕЧКЕ

русская народная песня

  Обработка М. Гривского
op0451.jpg
 
 
  Вдоль да по бережку, вдоль по крутому. Добрый молодец идет. Ай, да люли...
  Сам он со кудрями, сам он со русыми Разговаривает. Ай, да люли...
  Кому мои кудри, кому мои русы Достанутся расчесать? Ай, да люли...
  Доставались кудри, доставались русы Старой бабушке чесать. Ай, да люли...
  Стара баба чешет, стара баба гладит, Только волосы дерет. Ай, да люли...
  Доставались кудри, доставались русы Красной девице чесать. Ай, да люли...
  Красна дева чешет, красна дева гладит, Волос к волосу кладет. Ай, да люли...


СПОКОЙНОЙ НОЧИ!

  из "Царскосельского Костра"
op0452.jpg

  I. Тлеет, тлеет огонек едва, Шепчет сонная листва На деревьях стройных. Словно огонек в окне Гаснет песня, гаснет в тишине:
  "Спите все спокойно в эту ночь!"
  2. Где-то между черных гор Слышен тихий разговор Речки беспокойной:
  "Спите все спокойным сном, Наше счастье расцвело кругом. Спите все спокойно в эту ночь!"
  3. Ветер, ветер чуть махнул крылом, Веет ласковым теплом Из долины знойной, И в дали едва-едва Нежной песни слышатся слова:
  "Спите все спокойно в эту ночь!"


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

/продолжение/

Сломанная нога.

  Организуем любую игру с элементами бега. Посвященный мальчик или девочка падает, извиваясь от боли. После короткого исследования инструктор констатирует перелом кости в ноге и поэтому
отдает ряд распоряжении, связанных с первой помощью в данном несчастном случае. Отдельным ребятам, более ответственным поручает:
I. Приготовление лубков, носилок, ваты и бинтов.
2. Снятьботинок и чулок со сломанной ноги. Назначает ребят для помощи при накладывании перевязки. Посылает одного /посвященного/ за телегой в ближайшую деревню и т.д. Появляется общее напряжение и интерес. Сделав перевязку, нужно использовать этот интерес, объясняя на этом примере необходимость умелой помощи, потребовать упражнений, игра в звене. Звеньевые назначают мальчика со сломанной ногой и затем повторяют способ помощи, показанный начальником отряда. Исполнить это один раз - без соревнования, а другой раз повторить как соревнование, записывая каждую исполненную подробность скорой помощи, после объяснения разоблачим инсценировку случая.

Катастрофа.

Подготовить с помощью своего знакомого, ребятам неизвестного, несчастный случай на пути своего отряда в виде: а. потерявшего сознание пешехода; б. лежащего в обмороке велосипедиста, налетевшего на дерево /испорченный руль велосипеда требует починки/, в. вытащенного утопленника, окруженного беспомощной группой деревенских ребят и т.д.
Примечание: при всяких такого рода упражнениях, обратить внимание на организацию, разделение работы, привлечение на помощь многих ребят, спокойствие спасающих, скорость и целесообразность действий.

РАЗВЕДКИ - ОБСЛЕДОВАНИЯ

  Разведки-обследования бывают: краеведческие, этнографические, по природоведению, экономические. Все звенья производят обследования одного типа, обследования сравниваем и оцениваем. Выиграет звено, доставившее больше всего хороших подробностей. Такие игры возможны на всех ступенях обучения. На низших будем требовать исследования простых вопросов, на высших же обратим внимание на более сложные подробности, основанные на заключениях и на разговорах с местными жителями. Хорошо, разбить группу на двойки, тройки, поручая им собрать сведения на определенные вопросы. Обследования нужно производить так, чтобы все члены данного отряда были заняты. Будем требовать характерных различий между окрестностью, явлениями жизни и предметами данной местности и местом своего собственного пребывания. Требовать заключений. Не определять количества вопросов; однако от знающих и старших ребят /старше 17-и лет/ можно требовать более широкого обследования не только деревни, но и определенного пространства. Для разведчиков младше 14-и лет проведем например:
  Обследование некоторых подробностей деревни /сколько хат, сараев, чистые ли дворы, как выглядит школа и.т.д./.
  Обследование дороги /как содержится, обсажена ли деревьями, песчаная ли, какой ширины/.
  Обследование леса /какие породы деревьев, подшитый ли, цветут ли кусты, какие звери, ягоды, грибы/.
  Обследование полей /сорт посевов, их состояние, иные растения/.
  Обследование церкви /как велика, сколько куполов, колокольня/.
  Обследование кузницы /количество мехов, техника, оборудование/.
  Обследование развалин /их древность, состояние их, дела/.
  Обследование кладбища /памятники выдающихся людей, деревья, ограда, содержание/.
  Обследование часовен и придорожных крестов, военных могил /их состояние, украшение и т.д./.
  Обследование базара /предметы торговли, народность продавцов/.
  Обследование улицы, парка.
  Обследование старинных построек, чем-либо известных.
  Обследование старых городских стен, и т.д.

  В звеньях старших разведчиков обследования будут более подробными, ребята должны будут исследовать ряд явлений и дать свои заключения и суждения.
  Обследование краеведческое /деревни/:

  а.   Название и принадлежность к высшей административной единице.
  б.   Здания публичного пользования /церковь, школа, почта, народный дом/.
  в.   Положение морфологическое и гидравлическое.
  г.   Расположение деревни /деревня скученная, разбросанная или в ряд и т.д./.
  д.   Направление дорог, какие они, обсажены ли деревьями /плодовыми/.
  е.   Вода стоячая или проточная /расстояние, где/.
  ж.   Питьевая вода /откуда и как берут, хорошая ли/, источники.
  3 .   Количество жителей /мужчин, женщин/.
  и.   Количество семейств и количество хат /домов/.
  к.   Сколько человек живет в хате.
  л.   Национальное соотношение /какое меньшинство/, языка, вероисповедания.
  м.   Речь, говор, жаргон.
  н.   История деревни.

  Обследование антропологическое:

  а. Описание внешности мужчин и женщин /рост, форма головы, цвет волос, глаз/.
  б. Характерные фамилии.

  Обследование этнографическое:

  а.   Одежда мужчин и женщин /своего производства или купленная, название отдельных частей/.
  б.   Хаты - заграждения /их постановка, материал, из которого они построены, форма, чем крыта крыша, сруб хаты, фундамент, покраска стен, двери, окна, запоры, заборы/.
  в.   Внутренность хаты /количество комнат, и названия, какой потолок, обстановка - своя или купленная, печка, дымовая труба, стиль/.
  г.   Хозяйственные предметы /своего изделья или купленные/, сельскохозяйственные орудия, упряжь, средства передвижения.
  д.   Народное искусство: украшение /хат, внутри их, одежд/, изделия для продажи, танцы, песни, народные праздники, игры.
  е.   Легенды, сказания, поговорки, прибаутки.

  Обследования культурно-общественные:

  а.   Организации /пожарная команда, сельскохозяйствеыное общество, кооператив, народный дом, союзы молодежи, церковные/.
  б.   Гигиена /чистота хат, колодцев, людей, скотных дворов, улиц, уборных/.
  в.   Культура /состояние грамотности, сады, огороды, цветы, церковь, кладбище, детские сады, школы, читальни/.

  Обследование экономическое:

  а.   Почва.
  б.   Удобрения, какие.
  в.   Система и род обрабатывания полей.
  г.   Фрукты и овощи.
  Д.   Разведение домашних животных и птицы /количество на одну семью или душу/.
  е.   Величина хозяйства /род, преобладание/ - безземельные.
  ж.   Домашняя зажиточность.
  з.   Заработки и другие занятия.
  и.   Торговля/магазины, лавки, в чьих руках, организация продажи продуктов/.

  Обследование по природоведению:

  а.   Геологическое /почва, скалы, камни/.
  б.   Растения /деревья, кусты, травы, цветы, лечебные травы, грибы/.
  в.   Животные /птицы, пресмыкающиеся, рыбы, жуки, черви/.

  Все обследования должны быть иллюстрированы: набросками, рисунками или фотографиями. Сведения, собранные всеми звеньями /отрядами/, должны быть обработаны генеральным референтом и прочитаны на сборе.
  /продолжение следует/
  /перевод с польского шт. инс. О. Меер/


МОЛОДЕЖЬ  НА РОДИНЕ

"РАССУДИТЕ НАС, ЛЮДИ"

  Молодежь сегодня - эта тема нам не чужда. Нашу молодежь мы наблюдаем ежедневно. Много видели американских фильмов из жизни "золотой молодежи". И невольно напрашивается вопрос: "А чем живет сегодня молодежь но родине?"
  У нас нет прямого с ней контакта. Иностранцы-туристы, возвратясь оттуда, освещают советскую жизнь не всегда верно. Многие из них, по своему незнанию той системы, не умея читать "между строк", не всегда отличают истинную картину жизни от пропагандного блефа. Пресса в эмиграции, давая комментарии советским газетам, сгущает краски, освещая только плохие стороны.
  Какая же все-таки там молодежь? Где найти истину?
  В свое время, изучая литературу, мы узнавали жизнь общества на основании литературных произведений.
  Можно пойти и теперь этим путем. Для бесед о родиноведении имеется много повестей, как дореволюционных, так и современных писателей. Есть, конечно, и здесь пропаганда. Без нее не выйти ни одной книге в свет. Но в советском человеке выработался какой-то иммунитет: пропаганда проходит мимо ушей, на ней не останавливается взгляд.
  Под таким углом мы должны смотреть и на советскую литературу: не обращать внимания на пропагандную шумиху, а брать из книги необходимое, жизненное. И эту жизнь мы можем выловить из бытовых романов.
  Передо мной книга Александра Андреева "Рассудите нас, люди". Книга написана живым языком, читается легко. Она отражает свет и тени. Два мира сходятся, расходятся, перекрещиваясь, дают довольно полную картину современного быта молодежи: - мир рабочих ребят и и мир прослойки материально обеспеченных, "власть имущих".
  Алеша Токарев, рабочий парень, в парке встречает Женю. Мать Жени генеральша, против их любви. У нее на приимете богатый жених, Вадим, из "династии ученых", как он сам подтрунивает над родителями. Вадим под влиянием Аркашки-стиляги...
  Не будем останавливаться над сюжетом. Предоставим слово автору. Приведем несколько штрихов, которые дадут некоторую картину быта молодежи.
  ...Вадим в ожидании Жени, читал старый роман.
  - О чем ты читаешь? - спросила его Женя из соседней комнаты.
  - Одесса двадцатого года. Бестолковые обыватели. Чудаковатые романтики. Человек мог делать все, что ему взбредет в голову. Большое счастье - жить в такое время. А тут? Человека как личность уничтожает дисциплина, грубый окрик. Прежде чем сделать шаг, прислушиваешься, не последует ли окрика: "Не смей! Нельзя! Не туда!"
  - А ты шагай туда, куда положено, - пошутила Женя.
  - Не хочу я, понимаешь, не,хочу, куда положено! До возмущения не хочу!
  - Чего ты хочешь? - Вадим молчал.
  - Вот и не знаешь, что сказать. Некуда тебе идти. Именно таким, как ты, поводырь нужен. Иначе натворишь глупостей. Пропадешь. Наслушался у Аркашки всякого вздора и болтаешь о свободе личности! Болтун ты. Живешь без руля и без ветрил.
  - Ты ли это, Женя! Я тебя не узнаю.
  - Я сказала то, что есть, а ты подумай. Ну, хватит, пошли...
  ...У входа в парк встретили Алешу. Женя познакомила.
  - Алеша поступает в наш институт, - сказала Женя.
  - Запаслись крепкими надеждами? - спросил Вадим.с насмешливым намеком. Девушка наблюдала за ними. Озорное.любопытство дрожало в уголках ее губ. Мы вышли на Садовую.
  - Куда же мы пойдем? Пошли в ресторан. Туда и Аркадий придет.
  - Мне в ресторан не хочется, - сказал Алеша.
  - Нет денег? Финал ужина я беру на себя, - подхватил Аркадий.
  - Деньги еще не все. Нужно еще иметь и моральное право на посещение таких мост.
  - Ого! Это уж что-то идейное. Окрика боитесь? Ну, а на то, чтобы дышать воздухом, есть хлеб, тоже надо иметь право?
  - Ресторан - не хлеб. Это расточительство времени и денег, и часто не своих. На расточительство обязательно надо иметь право.
  - По-вашему, Алеша, зайти в ресторан поужинать, даже выпить бокал вина - зазорно?
  - Нисколько! - воскликнул Алеша. - Каждый поступает так, как ему нравится. Просто я не выношу пьяных рож. Вы замечали, как водка искажает человеческие лица?
  Наступило молчание... Мимо пронеслись машины...
  - Вы работаете? - заговорил Вадим, обращаясь к Алеше.
  - Он недавно из армии вернулся, - пояснила Женя. - А-а! - протянул Вадим. - После десятилетки провалиться изволили?
  - Вы опять угадали, - согласился Алеша.
  - Но мысль о дипломе точит душу, как червь? Как будто все счастье в этом дипломе! Вот мои родичи-ученые. Они хотят сделать и меня ученым...
  Мы остановились возле метро. Среди серых колонн толкались молодые люди. Одни поджидали своих подружек, другие искали лишний билетик в концерт... Вот появился парень в узеньких парусиновых штанах, подчеркивающих кривизну ног. На штанах грубые и отчетливые строчки и кругом карманы на молниях. Клетчатая, яркая рубаха. Напомажены волосы.
  Парень вел тоненькую девушку, одетую тоже в узкие штаны. Держа ее за шею, как собачонку, чуть отстранив от себя, он озирал окружающих ленивым и презрительным взглядом. А девушка, семенившая сбоку, не догадывалась, должно быть, что она в собачьей своей покорности смешна и жалка.
  Молодые парни, подвыпившие для храбрости, громко смеялись, задевали прохожих, отпускали остроты примитивные и тяжелые как кирпичи...
  - Живете вы, Вадим, сегодня, а мыслишки ваши как будто из бабушкиного сундука, - сказал, продолжая разговор Алеша. - Они давно слежались и заросли паутиной...
  - У него тетушки - старые девы, - не без удовольствия вставила Женя.
  Вадим понял, видно, что говорил неумно и, прикрывая смущение, с досадой оборвал Женю.
  - Оставь моих тетушек в покое! - поворачиваясь к Алеше, добавил: - Я рассчитываю на то, что вы способны понимать юмор.
  - Вполне. Моя мать, малограмотная женщина, с детства внушала мне и моим братьям простую заповедь: старайтесь делать людям добро, приносить пользу. Пользу! Образованный человек обязан приносить пользу как можно больше. Пусть это замечание не покажется вам юмористическим...
  Алеша умолчал об отце: старику до отчаяния хотелось, чтобы хоть один из его сыновей получил высшее образование... Когда Алеша, любимец отца, не сдал после школы в институт, отец постарел лет на пять...
  - Все ерунда, что вы говорите, - раздался уверенный и насмешливый голос.
  Это подошел Аркадий с друзьями. Клокастая "кубинская" борода, ястребиный нос и умные, нагловатые глаза.
  - Ерунда, - повторил Аркадий, пожимая всем руку. "Польза людям", "смысл жизни", "благо", "честь", "совесть" - все эти христианские понятия давно пора спустить в мусоропровод. Чтобы преуспевать в этом мире, нужно отбросить весь добродетельный хлам. Необходимо выработать из себя подлеца. Не просто подлеца, а величайшего подлеца! Кто больше подлец, тот выше поднимается по служебной и общественной лестнице. Это закон. И если вы его не постигните, то ничего в жизни не добьетесь.
  - И достигли успехов в таком направлении? - спросил Алеша.
  - Ничего, не жалуюсь.
  - Ого! Кидаетесь словами, чтобы подчеркнуть свою оригинальность.
  Я не раз встречал людей, которые изо всех сил старались ошарашить словом или поступком, чтобы выделиться.
  - Никакой оригинальности в этом не вижу, а только здравый. смысл, - ответил Аркадий. - Вы с нами идете?
  - Нет.
  Аркадий вопросительно взглянул на Вадима, затем на Женю.
  - Мы же сговаривались?..
Женя опустила глаза. Вадим пожал плечами. Аркадий сказал: "Мы будем ждать".
  Он сбежал по ступенькам, уводя за собой друзей. Но тут же вернулся и сказал шутливо: "И еще запомните один совсем не христианский закон: - "Утопающего - толкни".
  - Ладно, запомню, - сказал Алеша и невольно поежился, точно за ворот опустили кусок льда.
  - Рисуется, - заметила Женя, когда ребята ушли. Вадим пояснил с досадой: "Просто у него есть определенность, свои суждения обо всем".
  - Аркадий не рисуется, - сказал тихо Алеша,- он законченный стиляга. Не потому, что носит узкие брюки и замысловатый джемпер, а по своей сущности. По эгоистической, по волчьей сущности. "В мире существую только я. Все остальное должно служить моим желаниям и прихотям. Что не дается добром, возьму подлостью, силой"... Вот она - философия стиляг!..
  Автор книги не дает никаких выводов. Он сделал наброски. А вывод должен сделать читатель. "Рассудите нас, люди!" - так и названа книга.
  Стиляги - продукт не только, советской жизни. Это скорее вольнодумные идеи попавшие туда извне. Часть рабочей молодежи, не получив образования, груба, невежественна, зла на свою судьбу, идет по аморальному пути.
  Но есть молодые люди, дети богатых семейств. У них есть все. Их не беспокоит завтрашний день. Трудиться им не надо - пусть трактор работает, он железный, а нам давай наслаждения...
  Будучи сынками генералов, партработников, чувствуя сильную защиту за плечам, они не боятся бузить.
  Как там, так и на западе "стиляги" - люди заинтересованные в первую очередь веселой легкой жизнью. Революцию они не сделают ни в моде, ни в экономике, тем более в политической жизни. Цельной идеи, идеи служения человечеству и родине у них нет. Такой идеей гореть может только цельная личность. Такой личностью в романе является Алеша.
  Не чужда ему идея свободы. Он горд. Ему тяжело, но он не сдается.
  - Свои двери /в жизнь/ я открою сам, пройду в них честно. Я своего добьюсь. Я не сдамся! - говорит Алеша...
  Вот, именно таким перестраивать жизнь. Будь у них готовая идея, они пойдут за ней. Им, Алешам, совершить освобождение родины!..
  Тихий Дрозд, Австралия.