Журнал скаутских руководителей "Опыт" №51

pp051.htm     Журнал "ОПЫТ" № 51  (1965г.)

ПРОБЛЕМЫ ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 
И НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Рассмотрение вопроса о денационализации и национальном воспитании в условиях российской эмиграции следует начать с рассмотрения коренного вопроса - о природе и целях российской эмиграции.
  В отличие от большинства других эмиграций, наша эмиграция, как по своей массовости, так и по причинам ее вызвавшим, является совершенно особенным социально-политическим явлением. Это обстоятельство подчеркивалось целым рядом как русских, так и иностранных исследователей. Указывалось на то, что российская эмиграция представляет собой как бы особенное государство, Зарубежную Русь.
  В связи с этим заключением часто цитируются выдержки из книги американского журналиста Хонтингтона, жившего до 2-й мировой войны в Париже и написавшего интересную книгу о нашей эмиграции. Он, в частности, писал:
  "Среди наций, рожденных войной, есть одна, которая не указана ни в одном атласе. Между тем, население ее - свыше миллиона; по общему уровню своего образования она, вероятно, выше всех других наций. Она не имеет собственного правительства, но ее дипломатическое бюро находится в Женеве и паспорта ее гражданам выдает Лига Наций. Они не владеют собственной территорией, но колонии их разбросаны по всему миру. Половина населения состоит из бывших военных, но эта нация не имеет постоянной армии. Она не имеет также и парламента, хотя в ней представлены все решительно политические течения от монархистов до социалистов, исключая коммунистов, которым объявлена анафема. Граждане этой нации имеют свои школы, дабы дети их не забыли своего благородного языка и блистательной традиции предков. На каждых шесть мужчин в этой нации приходится один с высшим образованием. Талантливейшие музыканты, актеры и художники творят неустанно, причем творчество их предназначается не только для своих сограждан, но и для всего мира. Эта нация есть Россия вне России".
  Эмиграцию можно рассматривать в трех принципиально разных плоскостях.
  Эмиграция, как масса беженцев- это понятие чисто пассивное: испугались угрозы и убежали. У беженцев может быть тоска по родине, но не может быть ни протеста против существующего на родине, ни активной борьбы против этого зла. Психология беженства это психология обреченности. Для беженцев есть лишь один путь - путь постепенной денационализации, путь приспособленчества, ассимиляции... Для тех, кого тоска по родине заест есть еще путь репатриации...
  Эмиграция, как выражение протеста обладает мощным стимулом - непримиримостью к строю, захватившему власть на родине. Последовательная непримиримость укрепляет общность интересов и устремлений, вдохновляет деятельность, поднимает вопрос о национальном воспитании и преемственности идей младшим поколением. Однако, непримиримость, доведенная до крайности /а любые эмиграции изобилуют крайностями разного рода/ приводит к обособлению эмиграции от родного народа, к укреплению сознания собственной исключительности, диаметральной полярности всему происходящему на родине. Предельная непримиримость приводит к отталкиванию от всего, подвергшегося влиянию со стороны объекта непримиримости - от подневольной церкви, прессы, литературы, изобразительных искусств и т.д., и, в конечном итоге, к отталкиванию от самого народа, к утверждению, что "они другие", "у нас с ними нет ничего общего"... Таким образом, и непримиримость заключает в себе, априорно, силы ведущие к денационализации и не способствующие глубинному национальному воспитанию смены, ибо никакое поколение не может жить лишь одной любовью к идеализированному прошлому и одной ненавистью к поверхностно осмысленному настоящему, при полном отсутствии проекции в будущее.
  Морально и исторически оправдана лишь эмиграция, стоящая на пути действенной борьбы за свободу своего народа, ибо лишь ей присущи все три элемента реального Определения своей роли - ПРОТИВ ЧЕГО, ЗА ЧТО и КАК.
  Российская эмиграция, благодаря обстоятельствам своего возникновения и в силу самого факта своего существования - эмиграция политическая. Это отнюдь не значит, что эмиграции в целом и эмигрантам в частности должны быть свойственны лишь политические мотивы и формы деятельности, хотя, косвенно, религиозные, научные, культурные, просветительные, издательские и бытовые начинания эмиграции, будучи признаками ее жизненности и средством ее укрепления, приобретают политическое значение. Естественно, что, нося политический характер, основные устремления эмиграции должны находиться в политической плоскости.
  Наивно, однако, было бы предполагать, даже при условии стопроцентной принадлежности миллионной эмиграции к категории политических борцов, что в течение почти пятидесяти лет она, поголовно, могла бы вести напряженную борьбу за освобождение своего народа, фактически, вся эмиграция в целом не принадлежит ни к одной из перечисленных категорий, а включает в себя все три категории - инертную ассимилирующуюся "беженскую" массу, вымирающую основную группу "непримиримых" и сравнительно немногочисленную "надстройку" действенных борцов. Лишь рассматривая последних, как "фронт", а остальных, как "тыл", и можно говорить о национальном и политическом профиле эмиграции и ее возможностях и путях.
  В рамки настоящей статьи не входит сколько-нибудь подробное рассмотрение возможностей эмиграции содействовать освобождению нашего порабощенного народа. Однако, во избежание голословности и в целях придачи некоторой перспективности рассматриваемой теме, укажем схематически на отдельные, более или менее реальные возможности соучастия всех слоев эмиграции в освободительном процессе:
  "В своей борьбе, у независимой антикоммунистической эмиграции два фронта: фронт к свободному миру и фронт на Восток, "на ту сторону".
  Основная задача первого фронта... это - выход в свободный мир в качестве равноправной политической силы, в качестве активной силы, которая утвердила бы доверие к себе и создала себе авторитет - неся тем самым в западную общественность свой опыт познания коммунистического режима и борьбы с ним...
Ближайшей и непосредственной задачей фронта "на ту сторону" был и остается "разговор" со своим народом через голову режима...
Разъяснительная работа российской антикоммунистической эмиграции "на ту сторону" должна иметь своей целью:
  а/ пробуждение и оформление общего недовольства жизнью и порядками;
  б/ пробуждение и оформление общего антисоветского настроения, настроения против режима;
  в/ идеологическая критика основ коммунизма и его практическое опровержение;
  г/ пробуждение стремления больше и больше узнавать об иной жизни - о других политических и экономических учениях, о другом государственном строе;
  д/ как результат - постепенно оформляющееся стремление к переустройству всей жизни, стремление к свободе;
  е/ обострение недовольства и психологическое осознание необходимости и неизбежности борьбы...
  Долг российской эмиграции - использовать все имеющиеся возможности для творческого пересмотра нашего идейного и идеологического имущества, для поисков нового..."
  /цитаты из статьи Ф.Т.Лебедева "Сила между Востоком и Западом - роль политической эмиграции", помещенной в сборнике "Там и здесь", изд. Мюнхен, 1958/
  Ко всему выше перечисленному следует добавить еще, что "фронтовикам" не следует забывать, как о существовании "Тыла" - обывательской массы российской эмиграции, так и о том, что от "тыла" этого нельзя отмахнуться, решив, что важнее направить все усилия к достижению цели № I, чем растрачивать какую-то долю сил на эмигрантские дела. "Тыл" "фронту" нужен - это резерв кадров, источник определенной моральной и материальной поддержки, это определенный вес на чашках весов общественного мнения мира, и поэтому "фронт" обязан задавать "тылу" тон, обязан заботиться и о воспитании новых кадров, следовательно, обязан готовить себе смену, а этот момент уже входит в непосредственно интересующую нас область национального внешкольного воспитания молодежи.
  Долгая эмиграция порождает скепсис... Скептики могут сказать нам: а для чего, собственно говоря, всё это нужно? Не лучше ли, не проще ли раствориться в окружающей нас иностранной массе, чем охотиться за Синей Птицей, жить с трещиной в душе, пытаться воспитывать детей с комплексом расщепления лояльности...
  Ответ на этот вопрос предельно прост. Сегодня никто в мире не в состоянии больше считать, что от угрозы коммунизма можно еще куда-то бежать, что "моя хата с Краю". Красная империя охватывает сотни миллионов людей на двух континентах и в преддверии третьего. Щупальцы интернационального коммунизма протянулись буквально во все страны мира. Коммунизм ведет решительное наступление во всех областях, широким фронтом, а свободный мир, как спящий лев, в лучшем случае сонно отмахивается хвостом; запад нерешительно и, краснея, лишь пытается, не всегда успешно, сдерживать красную агрессию.
  Перед человечеством сравнительно немного альтернатив:
  - крушение коммунизма в результате народно-освободительной революции в России и разряжение международного напряжения благодаря миролюбивой политике нового свободного русского правительства;
  - победа сил свободного мира над коммунизмом;
  - эволюция коммунистического строя в России в правовое, демократическое государство /мало вероятно/;
  - продолжение "статус кво", холодной войны;
  - победа коммунизма во всем мире.
  Есть, конечно, и еще одна, апокалиптическая возможность - взрыв водородной бомбы и гибель современной цивилизации...
  При любой из этих альтернатив /кроме последней/ совершенно определенна роль российского антикоммунистического зарубежья; при любой из них мы призваны представлять собой важную силу, в руках которой могут находиться ключи к окончательному разрешению катаклизм нашего века.
  Отказ от этого пути эмиграцией преступен!
  Итак, путь денационализации, ассимиляции, принятия нового, чужого национального лица есть скольжение по линии наименьшего сопротивления, бесхребетное бегство от исторической избранности в приспособленчество. Путь же национального становления и творческого роста, борьба за русскость подрастающего поколения оправдана и совершенно необходима.
  Определив, таким образом, наш фундамент, перейдем к рассмотрению проблем денационализации и национального воспитания.
  Переживаемые ныне российской эмиграцией годы являются, безусловно, критическими в ее существовании. С одной стороны - как никогда еще остро стоит вопрос о денационализации зарубежной русской молодежи, по большей части уже третьего поколения эмиграции, ветеранов Гражданской войны, вынесших из России боевые знамена борьбы и непримиримости к коммунизму, поработившему наше Отечество.
  Средний возраст старшего поколения эмиграции - 65 лет, и за последние годы увеличилась смертность среди основной группы эмиграции, офицеров Императорской и Белой Армий. С горечью приходится признать, что через 5, самое большее 10 лет, ныне еще сравнительно многочисленные организации старшего поколения сойдут на нет. Освободятся митрополичьи и епископские кафедры, умножатся приходы без священнослужителей, в воинских организациях останутся немногочисленные престарелые прапорщики, заглохнет наша пресса, осиротеют зарубежные русские театры, лишившись маститых режиссеров и актеров...
  Кончится ли с физической смертью старшего поколения героический путь российского Зарубежья? Или на смену придет подлинно русская молодежь, достойная своих отцов и матерей, способная к общественному и творческому подвигу, способная донести до освобожденной России Белую Идею, в широком и чистом ее понимании? Если подойти к ответу на этот вопрос трезво, без наивного ура-патриотического пафоса, то ответ будет весьма неутешительным. Можно смело сказать, что не сотни, а единицы из родившегося за рубежом поколения проникнуты той степенью русскости, которая необходима для действенного служения России наперекор всем препятствиям; для культурного творчества, исходящего из исконных, почвенных источников русского духа, осиянных православием; для борьбы за Россию, словом и делом, вдохновляемой немеркнущими в веках примерами строителей российской государственности и борцов за лучшее будущее нашего народа.
  Проблема денационализации русской молодежи за рубежом волновала сознательные слои нашей эмиграции чуть ли не с первых дней пребывания русских, после революции, за границей. Живя уверенностью в грядущее освобождение России от коммунизма и чувствуя своим долгом внедрение русскости в души детей и молодежи, рожденных и воспитывавшихся в чужеземной среде, Церковь наша и общественность приложили немало усилий к созданию школ и организаций внешкольного воспитания.
  Несмотря на жертвенность наших педагогов и руководителей организаций молодежи, значительный процент молодежи ассимилировался, утратив свое национальное лицо.
  До Второй мировой войны почти во всех странах нашего рассеяния существовало много школ и организаций, дававших молодежи возможность познать и полюбить свою далекую родину. Война уничтожила русские колонии во многих европейских и азиатских странах, началось новое переселение. С большим трудом созданные учебные заведения, культурно-просветительные общества, библиотеки, организации молодежи погибли в хаосе и пламени войны. Эмиграции нашей, постаревшей и уставшей, ставшей снова нищей, пришлось наново пытаться приспособляться к новым условиям жизни в новых чужих странах. Пожилым людям интеллигентных профессий сплошь да рядом приходится зарабатывать кусок хлеба изнурительным и часто непосильным трудом у фабричного станка. Борьба за жизнь поглощает энергию, слабеет напряжение общественного подвига, что в первую очередь отражается на молодежи.
  Лишенное возможности учиться в нормальных условиях, в полноценных русских школах, поколение бывших подростками в военное и послевоенное время молодых людей вырастает "иванами не помнящими родства", правда, во многих случаях, русскими, но без того фундамента, который единственно может питать подлинное национальное бытие русского эмигранта - без знания основ нашей веры, истории и культуры нашей нации и исторических путей нашего народа, томящегося в оковах ненавистной власти. И вот это падение культурного уровня нашей молодежи, часто доходящее до полного отсутствия самых элементарных познаний Православия и России, является одним из грозных симптомов процесса денационализации, ибо интуитивная русскость, русскость по инерции не полноценна, не представляя вех, задерживающих постепенное поглощение молодежи чужеземной средой.
  Церковные и общественные работники, педагоги и руководители организаций внешкольного воспитания встревожено заявляют о страшном упадке национального самосознания, об уходе в быт, в туземную жизнь, подрастающего поколения русской молодежи.
  "Со всех сторон, из кругов, близко соприкасающихся с русской молодежью, начали поступать тревожные вести. Замечаемый уже давно отход от России заменился ее отрицанием, резким и доходящим иногда до полного идейного неприятия всей совокупности не только русской жизни, но и русской культуры..." /П.Е.Ковалевский, "Русская Мысль", Париж/
  Существующие церковно-приходские школы привлекают далеко не большую часть всех русских детей; организации молодежи, несмотря на исключительную жертвенность руководительского состава, наталкиваясь на безразличие родителей, детей и общественности, работают "на холостом ходу", доклады, концерты и спектакли, устраиваемые главным образом для молодежи, ею не посещаются...
  Перед лицом парализующей молодежь зарубежья денационализации, все факторы, препятствующие и способствующие этому процессу должны быть тщательно взвешены ответственными кругами эмиграции, в первую очередь, конечно, нашей Церковью, а затем и органами печати, политическими, воинскими, культурно-просветительными и общественными организациями, и сообща должны быть предприняты решительные меры для содействия развитию тех сил, которые нашу молодежь опекают, воспитывают, образовывают, организуют. Необходимо немедля приступить к усиленной кампании в борьбе за русскость подрастающего поколения, и в этой кампании должны принять участие поголовно все, без различия церковных юрисдикции, партийно-политической принадлежности, периода эмиграции из России - все, кому дорога Россия, ибо равно остро перед всеми стоит вопрос: быть или не быть национальной русской эмиграции, носительнице лучших заветов отечественного прошлого - ЗАВТРА!
  Денационализация - социальный и психологический процесс постепенной утраты эмигрантом /и его потомством/ жизненной и идейной связи с его отечеством и родным народом, вызванный, как давлением окружающей его иностранной среды и ее ценностей, так и внутренним отталкиванием, отчуждением от исторических проблем и путей своего народа на родине и от эмигрантского бытия, проявляющийся:
  - в предпочтении иностранной среды, языка и культуры своим родным;
  - в отсутствии осведомленности о происходящем на родине и интереса к нему;
  - в "окостенении" в рамках понимания отечественных проблем, идейно-политической направленности, - ограничиваемых положением дел на родине в момент эмиграции;
  - в инертном отношении к судьбам, своего народа,
  - в утрате специфических особенностей отечественного быта;
  - в ослаблении, а затем и утрате связей с Церковью.
  Каковы же причины ассимиляции молодежи? Что можем мы сделать для преодоления этого страшного процесса вырождения молодой смены России?
  Основная причина, конечно, это длительность нашего пребывания за границей и вытекающим из этого неумолимый, постепенно нарастающий отрыв от родных корней, от православия, от русского народа и его крестного пути, размагничивание действенной непримиримости к поработителям нашего отечества, отсутствие конкретных перспектив приложения сил эмиграции для содействия разрешению положения на родине.
  Однако на примере еврейского народа мы видим, что и века рассеяния не в состоянии искоренить любви к отчизне и вере праотеческой, если центробежным силам противопоставлены сильные, положительные центростремительные силы. Если пример еврейского народа может быть признан атипичной крайностью, то более близким нам пример, скажем, украинской эмиграции, опровергает решительно теорию о неизбежном вырождении эмиграции. А если подобные примеры всё же будут сочтены неубедительными, то остается только поднять вопрос о никчемности русского народа, который без варягов ни на что не способен!
  Физические расстояния пространства и времени могут быть преодолены духовной близостью, которая подлинно достижима и полноценна лишь при условии связи с действительностью, вытекающей из знания и понимания всей совокупности исторических путей России. Попытки предотвратить отрыв от России и денационализацию путей поклонения эфемерному Граду Китежу, устремленность исключительно в прошлое, романтическое пренебрежение тем, что есть во имя того, что было, или того, чего бы хотелось, чтобы было, еще более усугубляет денационализацию, ибо сущность осознанной принадлежности к народу, русскости, непременно требует динамического, творческого соучастия в процессах, протекающих в толщах народных, проникновения в сокровенные чаяния и искания братьев и сестер наших, отделенных от нас Железным занавесом, учёта того, что мыслят они совершенно иными категориями, по другому оценивают события, идеи и людей, чем предполагает большинство наших зарубежных идеологов и знатоков положения в СССР.
  В эмиграции сильно развита тенденция в воспитании молодежи, из, по-видимому, профилактических соображений, ознакомлять молодежь с жизнью родины лишь, в лучшем случае, до начала 1-й мировой войны, и то избегая освещения моментов, требующих, вследствие своей неизжитости, вдумчивого и объективного к себе отношения, без учета которых, однако, понять причины почти пятидесятилетнего мученичества нашего народа, осознать смысл пребывания нашего за рубежом, осмыслить российскую катастрофу, в конце концов - понять страшный мировой кризис нашего века - невозможно, а следовательно остаются неосознанными и категорические императивы, вытекающие из правильного, объективного понимания природы современного российского и общемирового кризиса.
  Для молодежи, не видевшей сессии, знающей се по рассказам и из книг, не понимающей причин со падения, не ощущающей, хотя бы косвенно, страдальческого жития подъяремной России, вопрос о смысле сохранения русскости не может иметь долиной остроты, ибо мыслится он в разрезе нашего зарубежного мирка, в подавляющей массе своей законсервировавшегося в момент своего физического отрыва от родной земли. Русскость, которую очень часто пытаются привить молодежи - лубочного характера. Она ограничивается диапазоном и возможностями эмиграции, в полном отрыве от упований и опыта молодого поколения на родине, без светлых призывных маячащих целей, без стремления к каковым и без служения которым русскость становится беспочвенной и, будучи таковой, влечет за собой постепенную ассимиляцию, углубляемую еще и тем, что эмиграция наша представляет собой бесконечное количество расщепленных, враждующих, ожесточенно непримиримых групп, расходующих свою энергию на междоусобную борьбу вместо сотрудничества во имя освобождения России.
  Подрастая, не ассимилировавшаяся часть молодежи пытается определить свое место в эмигрантском спектре, со свойственным юности идеализмом надеется найти приложение своим силам и знаниям для конкретной работы для России, и, встречаясь с разладом, местничеством, отсутствием целеустремленности, молодежь задает себе роковой вопрос - быть русским, ради чего? Ради участия в этой эмигрантской буре в стакане воды? НЕТ! И начинается уход сначала в быт, а затем и окончательное отречение от русских проблем, интересов и традиций. Вместо твердой почвы созидательного национального делания, найдя зыбкую тину удельного злопыхательства, человек навсегда потерян для России.
  Наша эмиграция, в массе своей, происходит из среды, в которой первичным и основным источником воспитания подрастающего поколения была семья с твердым и непоколебимым авторитетом родителей, прививавшим своим детям испытанные и одобренные обществом понятия о жизни. В эмиграции же, в особенности в некоторых странах, в частности и главным образом в Америке, русские семьи очутились в социальной обстановке, отличающейся от свойственной и привычной им. В современном, высоко промышленно развитом обществе семейная атмосфера утратила строго патриархальный, самодовлеющий характер.
  В воспитательном процессе принимают участие и внешние факторы, как окружающая среда:
  - школа, с ее культом местных национальных героев, языком, укладом, официальной идеологической направленностью;
  - работа, прививающая доминирующие в местной среде материальные и духовные ценности;
  - средств массовой связи: кинематограф, театр, радио, телевидение, местная пресса, реклама, буквально ежеминутно воздействующие на психику человека, внедряющие в душу стандартные понятия и запросы,
  - искусство и литература располагающие к туземному восприятию действительности;
  - круг знакомых среди местного иноязычного населения, образующийся в связи с местом жительства, работой, школой, и располагающий к восприятию, скажем, "америкен вэй оф лайф" и стандарта "ту кип ап вит тзе Джонсес";
  - семья, в которой родители заняты погоней за долларом, находясь при этом в невыгодных условиях в качестве иностранцев, не владеющих в достаточной степени местным языком. При чем, как было указано выше, привычный родителям патриархальный уклад жизни является в местных условиях анахронизмом, приводящим к конфликту между родителями и детьми, постепенно все больше и больше воспринимающими местный подход к жизни.
  Последним - решающим критерием национальной лояльности является вопрос идентификации - кем себя считает человек - русским, или американцем, французом, перуанцем, эфиопом и т.д.
  скм.А.Ильинский, нач.друж., Нью-Йорк. /продолжение в след. №/


ДЕЛИМСЯ СВОИМ ОПЫТОМ

ТЕМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ В ЛАГЕРЕ СТАРШИХ

Однажды, в нашем Отделе был устроен зимний лагерь, в котором собралось человек двадцать исключительно старших разведчиков и разведчиц, витязей и дружинниц. Большое место в программе лагеря заняли дискуссии. Собирались группами или все вместе и обсуждали вопросы, волнующие ребят. Каждый высказывал свое мнение, спорили, перестреливались аргументами, а кое-какие понятия всё-таки уяснили и к каким-то выводам каждый для себя пришел, руководителю такого рода дискуссии дают возможность не только ближе познакомиться с ребятами, но и деятельно участвовать в становлении их мировоззрения. Главное - не догматизировать, а умело ставить вопросы, чтобы ребята сами находили на них ответ. И еще - не выступать с лекцией, не навязывать своего мнения. Многие вопросы для руководителя не новы - он уже много над ними думал и многим может обогатить познания ребят. Но руку надо оставаться исключительно руководителем дискуссии - ставить вопросы, сопоставлять ответы, помогать формулировать выводы. При такого рода участии руководителя сплошь да рядом сами ребята к нему обратятся с вопросом: "Ну, а Ты что думаешь по этому поводу?" Но тогда это уже будет ответ на вопрос, а не доктринерство и учительство.
  Приходилось после лагеря встречаться с некоторыми из его участников, которые говорили об интересе подобных дискуссий и о том внутреннем обогащении, которое они из них почерпнули. Может быть, печатаемые ниже темы пригодятся и в других местах.
  Надо отметить, что темы были выбраны самими ребятами. Вопросы, относящиеся к каждой теме, либо предлагались руководителем дискуссии, либо становились во время самого обсуждения темы. Они приводятся лишь в качество примеров.
  I. Любовь
  - Что такое любовь? - Дружба, братство, товарищество, флирт, влюбленность...
  - Возможна ли "свободная любовь"?
  - Смысл брака: его сущность, церковный и внецерковный брак.
  - Развод.
  - Цель брака - взаимное счастье супругов? Дети?
  - Подготовка к браку возможна ли? желательна ли? необходима ли? В чем она может состоять?
  - Камни преткновения супружеской, жизни.
  - Вопросы возраста, образования, социального происхождения,
  расы, национальности и религии, финансово-материальные
  вопросы - их роль и взаимосвязь. - Вопрос о контроле деторождения принципиальная постановка
  вопроса.
  - Брак и монашество - два жизненных пути.
  2. Наша русскость /исходя из нашего теперешнего положения/
  - Что "нормальнее": быть русским или жителем той страны, где сейчас проживаешь?
  - Существует ли иное разрешение этого вопроса, некий средний путь - "немцы с русской душой" или "русские с немецким паспортом"?
  - В чем заключается наша русскость?
  - Обязывает ли она нас к чему-либо?
  - Что значит быть русским, Россия - нация или федерация народов?
  - Имеет ли вообще момент "родины", "патриотизма" какое-нибудь значение /теперь все больше и больше говорят об Объединенной Европе, о двух Блоках - западном и коммунистическом/ или это условное понятие, выживающее?
  3. Что значит быть верующим?
  - Что такое вера? В чем ее суть?
  - Противоречит ли она разуму /науке/? Каковы их взаимоотношения? - Вера и принадлежность к Церкви. Можно ли верить вне Церкви?
  - Почему люди верят? И наоборот - причины неверия.
  - Необходима ли вера для спасения? - Достаточно ли верить? Обязательно ли вера должна проявляться в делах?
  - Необходимо ли верить во все догматы? Или есть главные среди них? Мы всех догматов наверно не знаем - обязан ли христианин верить в то, что он не знает, и как это вообще возможно?
  - Проявление веры в жизни - в семейном кругу, среди друзей, в школе, в государстве.
  - Есть ли вера что-то раз навсегда данное или постигнутое, или она может колебаться? Должна развиваться? Как?
  4. Смысл жизни
  5. Выбор жизненного пути
  - Когда, в каком возрасте он происходит?
  - Под каким влиянием?
  - Исчерпывается ли выбор жизненного пути избранием профессии и устройством своей личной жизни?
  - Факторы избрания профессии.
  - Что такое "призвание"? Как оно ощущается? Имеет ли каждый человек свое жизненное призвание?
  6. Женщина в XX веке
  - Постепенная эмансипация женщины в течение истории: ее причины, их оценка.
  - Роль христианства в этой эмансипации. Христианский взгляд на женщину: "равноправие" с мужчиной, или "подчинение" /"жена да боится своего мужа"/ или становление вопроса в иной плоскости?
  - Женщина и образование.
  - Женщина и профессия: должна ли /может ли/ работать?
  - Женщина и семья.
  Ерш.


В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

КВАРТЕТ ПО РОДИНОВЕДЕНИЮ

Материал для игры. Приготовить несколько серий карточек /путешественники, полководцы, писатели и т.п./; в каждой серии по семь карточек.
  На каждой карточке значится: группа, к которой она принадлежит; имя одного путешественника или полководца и т.п. с краткими о нем данными и, по возможности, его портретом /вырезать из журналов, старых календарей... или нарисовать/; имена остальных членов той же группы. Например: КОМПОЗИТОРЫ - Чайковский /I840-I893/: "Евгений Онегин", "Щелкунчик", симфонии - Глинка, Мусоргский, Стравинский, Бородин, Прокофьев, Балакирев.
  Ход игры. Играющим раздается по равному количеству карт. Остающиеся карты кладутся на середину, закрытыми.
  Каждый играющий стремится набрать себе наибольшее количество полных серий. Один из играющих начинает спрашивать, обращаясь наугад к кому-нибудь из своих товарищей. Например, если у него уже есть, из серии композиторов, Балакирев, Прокофьев и Бородин, он просит кого-то дать ему Чайковского. Если эта карта имеется у того, у кого он спрашивает, тот ее отдает, и первый игрок продолжает спрашивать у других те карты, которых ему не достает. Если же этой карты не имеется у того, у кого ее просят, то очередь спрашивать переходит к нему. Если в порядке игры, кто-нибудь из играющих остается без карт, он берет первую из оставшихся на середине и продолжает играть.
  Игра может кончиться, когда кто-нибудь собрал себе полностью одну серию. Или можно продолжать до того времени, пока не будут собраны все серии; тогда выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество серий.
  Примеры серий:
  ПОЛКОВОДЦЫ
  - Суворов - война с турками и с французами. Измаил.
  Альпийский поход. "Чертов мост".
  Кутузов - Турецкая война, Крымская война, Бородино.
  Пожарский - организатор Ополчения во время Смутного времени и освободитель Москвы.
  Адмирал Макаров - командир эскадры во время Японской войны.
  Корнилов - основатель и возглавитель Белого движения.
  Врангель - защитник Крыма, главнокомандующий с 1920 г., организатор эвакуации Белой Армии. Власов - возглавитель Русской Освободительной Армии.Казнен большевиками в 1946 г.
  УЧЕНЫЕ
  - Ломоносов 1711-1765 - физик, математик, лингвист. Составил первую русскую грамматику и основал Московский университет.
  Пирогов 1810-1831 - врач-хирург, педагог и мыслитель.
  Тимирязев 1843-1920 - сельскохозяйственник.
  Лазарев 1788-1851 - исследователь Антарктики.
  Менделеев 1834-1907 - химик.
  Мечников 1845-1916 - зоолог, микробиолог. Нобелевская премия.
  Павлов 1849-1907 - биолог.
  ЖИВОПИСЦЫ
преп.Андрей Рублев, Нестеров, Айвазовский, Репин, Шишкин, Васнецов, Кандинский.
  КОМПОЗИТОРЫ - см. выше.
  ПИСАТЕЛИ - Пушкин, Тургенев, Чехов, Достоевский, Гоголь, Толстой, Пастернак.
  ПУТЕШЕСТВЕННИКИ - Афанасий Никитин, Невельской, Пржевальский, Козлов, Миклухо-Маклай, Дежнев, Семенов-Тянь-Шанский.
  ТЕАТР, ОПЕРА и БАЛЕТ
  - Комиссаржевская, Дягилев, Станиславский, Ермолова, Шаляпин, Павлова, Лифарь.
  и пр., и пр.
  Тур.

ВОЗДУШНЫЙ ЛАГЕРЬ

Макет вышки, реализованной одним звеном для своего звенового лагеря.

pp0511.jpg
  Почему не дать постройку такой вышки в виде задания звену, сдающему специальность
  сапера?
  Е.


НЫНЕ ВРЕМЕЧКО ВОЕННО

/Оборона. Кинбурна --- 1.Х.1787 г./

pp0512.jpg  

Ныне времечко военно, 
От покоя отдаленно, 
Наша Кинбурнска коса 
Вскрыла первы чудеса!
Флот турецкие подплывает, 
Турок на Косу сажает, 
Как в день первый октября 
Выходила тут их тьма.
Они шанцы тут копают, 
Из судов припас таскают, 
Чтобы Кинбурном владеть 
И себя в победе зреть.
 
Но Суворов генерал, 
Он не спал и не дремал, 
Свое войско учреждал, 
Турок больше поджидал...
Их Суворов видя дерзость, 
Оказал тут свою ревность, 
Закричал: "Забудем страх, 
Ступай, наши, на штыках!"
Приказ только получили, 
Турок били и рубили, 
А которых потопили, 
И оставших полонили.
Уж не видя пред собой,
Что вновь скоро будет бой,
Песни громко мы запели,
На покой в Кинбурн пошли.   Оборона Кинбурна - одна из славных суворовских побед над турками. Крепость Кинбурн - на узкой косе на Днепровском Лимане, напротив Очакова, откуда выходили турки на гребных судах. Из 6000 турок в живых осталось только 700 человек, взятых в плен. Суворов был дважды ранен. За победу при Кинбурне Суворов награжден Орденом св. Андрея Первозванного.

М Е Ж Д У     Н А М И

Недавно одна руководительница, в порядке студенческого обмена, смогла пробыть два месяца на другом континенте. Науки науками, а она немедленно вошла в связь с местным Отделом ОРЮР. Познакомились, подружились. Провела она целую неделю в летнем лагере одной из единиц. Оказалось, что многое из того, что всем местным рукам было привычно и казалось банально, для нее было совершенно ново - система состязании между звеньями, песни, кличи, проведение смотров... А кроме того, и это м.б. самое ценное, сколько ночных часов проведено в дискуссиях с местными руководителями! Ведь так создается дружба, крепнут связи, выковывается единство духа.
  Почему бы не устраивать регулярного обмена руководителями между Отделами? Ведь между США и Европой это так нетрудно! А при желании, и с Австралией, наверно, можно что-нибудь наладить.
  Нам пишут: "Стены не пробьешь! Бесполезно! Всё равно молодым у нас хода нет. А кому же с ребятами заниматься, если не молодым?"
  Из того же города: "Беда, да и только! Молодые ни на что не способны. Никакого чувства ответственности, никакого постоянства в работе. Что же будешь делать? Приходится тянуть".
  Кто же прав? И как найти выход?
  Парадоксы отрядной работы. "Мой Ваня такой русский, такой русский, что большего и желать трудно. Вот только по-русски совсем не говорит. Но у вас он быстро научится. Возьмите его в лагерь".
  - Знаете, нас ваша идеология мало интересует. Наш сын все равно русским никогда не будет, хотя и говорит он прекрасно на русском языке. Мы его посылаем к вам, потому что, всё-таки, практика в языке, да и потом мы спокойны в течение месяца.
  - Извините нас, но Петрусю мы в этом году пошлем не к вам, а в другой русский лагерь. Там он хоть научится говорить по-французски! /сик!/
  Архаромеринос.


От редакции: Настоящий номер выходит с опозданием, и только на 16 страницах! В редакционной папке много разнообразного и толкового материала, но не хватает рабочих рук, чтобы корригировать, печатать восковки, крутить ротатор.
  Кто чем может помочь?
  Редакционная коллегия: скм.Л.АРТЕМЬЕВ, инс.И.КОРОТКОВ, скм.И.ЧЕКАН /редактор/.- Ответственный секретарь редакции: друж.О.ПОЗДЕЕВА. - Технический редактор настоящего №: р-к 2 р.В.КАВЕЦКИЙ.
  Всю переписку направлять по адресу: O.POSDEEF - 81 GARMISCH-PARTENKIRCHEN Аm Herrgottschrofen 701/C.