Журнал скаутских руководителей "Опыт" №58

pp058.htm   Журнал "ОПЫТ" № 58  (1971г.)

П ч е л к а

pp0581.jpg

  На вопрос "что же слет нам дал?" трудно ответить и определить то, что вынес каждый из присутствующих.
  Я осмелюсь задать вопрос на вопрос - а что дал слет 59-го года? Совершенно определенно ни тот, ни другой слет не дали и не могли дать готовых рецептов как наладить дело.
  Время ли или наша неспособность передать разведческий дух тем, кого мы ведем явно сказались на слете - масса ребят в лагере оказалась не на высоте. Нам не удалось справиться с этой массой и созвать образцовые лагеря, как это бывало на Джэмбори в Германские времена". Распущенность, лень, дисциплина хромала, инициатива вовсе отсутствовала. "Всегда готовы!" звучало трафаретно. Ребята жаловались на избыток "вольного времени", а сами ничего предпринять не хотели.
  Две неполных недели лагерной жизни со всеми ее обязанностями и необходимостями - церемонии, лагерное расписание, общие костры, поездки на Богослужения, состязания, чисто хозяйственные дела - оставили немного времени для того, чтобы полностью обсудить те вопросы, которые были присланы на обсуждение. Вопросы эти покрывают абсолютно все области нашей работы - Устав, положения, идеологию и даже администрацию... Всё это было как бы сброшено на плечи съезда: с которого теперь и спрашивается... от которого теперь ожидается новая страничка жизни ОРЮР.
  Совет, комиссии и общие руководительские собрания, считаю, сделали максимум того, что можно было сделать за этот короткий срок.
  Долгом каждого руководителя будет дальше работать над тем, что достигнуто на слете и развивать все эти мысли и идеи в своей работе, реагировать как-то, чтобы всё это было достоянием не только одного этого рука, но и всех других, заинтересованных в жизни нашей Организации.
  С т а р ы й С и п


pp0582.jpg

  Много времени прошло со слета. Пожалуй, все стало яснее с птичьего полета. Все мы тогда разъехались в разные концы с ворохом впечатлений, огорчений, радостей. Пора перекликнуться и тем, кто не был "помочь понять" что было хорошо и как поправить плохое.
  На первом плане хорошее чувство, что это могло осуществиться - ведь многие приехали, действительно, за тридевять земель. Самые дальние - Крока Доннер и Юра Лукин. А все перетурбации, которые перетерпел наш старший брат Сокол? А наши "французы"? А не думаете ли вы, на местах сидящие и корни пустившие, что легко было нашим с Запада припереть на колесах при минимальных отпусках? А сколько это стоило? А на место принимать эту ораву? Ведь бывали дни, когда на лагерном котле было 400 человек... а? Это ужо, само по себе, победа - победа над рутиной жизни, над буднями, над самим собой
  Нас руководителей было в лагере много - бывали дни, когда в лагере было 70 руководителей. Разведчики, разведчицы и волчата с белочками не были отбором или делегатами единиц - приехали все, кто мог и хотел. О какой то "селекции" и говорить не приходится. Правда, и результаты этого были налицо... Здесь надо задержаться... объяснить... понять!
  При наличии удовлетворительно организованных лагерей волчат и белочек, эта ветвь самая легкая (не физически) и работа о ней очень благодарная. Приятная, хорошо пахнущая ватага - берут, что им дают жертвенные руки (полупапы-полуняньки) как всегда и везде. Вот где наша надежда и подкрепление.
  Говоря о лагерях разведчиков - плохо. Чудес ждать было нечего, но и такого, что было, тоже. Проблема отбора, а не набора встала во весь рост. Те немногие разведчики по существу потонули и затерялись в гуще случайного неизвестно почему и зачем попавшего в нашу форму. У меня создалось впечатление, что многие и не хотят быть русскими - это им мешает и наши правила, и законы тоже.
  В лагерях и отрядах сестер было немного больше порядка и лагерной эстетики, но та же инерция и тот же набор. Блестящее отсутствие русского языка в общении между собой у младших.
  Кто виноват? Да все мы, начиная с меня. Но тогда уже поздно было исправлять. Съезд шел рядом, и надо было быть там.
  Но и в этом была польза: я увидел, что мы делаем неправильно - надо отбирать и отдавать свое время тем, кто может и хочет. Ведь кругом развал общий и не может не отразиться на наших американцах. Надо спасать кого можно, а не всем тонуть вместе. Я не углубляю проблем, но были симптомы и похуже - симптомы разложения и упадка. Вот и наука всем нам.
  Что же дал Съезд, что дала наша руководительская встреча? Во-первых, собирался Совет (большинство}, решения которого были окончательными, за исключением вопросов, подлежащих референдуму всего руководительского состава. Совет занимался, главным образом, вопросами исправления Устава и Положений, но был также и обмен мнений по всем важным вопросам и проблемам. Была распределена работа по комиссиям: национальное воспитание, религиозное воспитание, методика, Устав и Положения и другие. Все эти комиссии работали и сумели в этот короткий срок пересмотреть, поправить, дополнить и обсудить все те установки, правили и руководства, по которым живет и работает ОРЮР.
  Особенно на высоте была работа Совета, который единогласно принимал решения после всестороннего обсуждения в, поистине, братской атмосфере. Отрадно было видеть братьев, не видевших друг друга десятилетиями и с полслова понимающих друг друга.
  Было неоспоримо доказано, что некоторые руководители не только не знают Устава и положений, но даже не потрудились прочитать их, поднимая вопросы давно уже решенные. Нашлись даже такие, которые открыто выражали мнение о ненужности как Слета и Съезда, так и Устава. Игнорирование коллективного опыта других, существующего порядка и основ работы конечно порочно и неумно и нам надо с этим бороться. "Вотчин" у нас быть не должно. Отходить от скаутизма как такового, с его техникой и идеологией, это терять почву под ногами. Потерять наш национализм - потерять конечный, смысл работы. Но только на технике не создадим разведчика, а без нее тоже не обойтись. Вот обо всем этом говорилось, думалось. Как важно услыхать чужое мнение, особенно если оно не сходится с твоим!
  Мое заключение: отставить двойные ряды отрядов, сокращать и чистить, малых брать всех, а в разведческом возрасте - отбор, выковывать всеми силами молодых руков, но не опираться на них, а их всеми силами подпирать. Чаще видеться, больше связи и тяги друг к другу. Упрощать до минимума административную машину, но ответственно относиться к центру Организации.
  В природу! На тропу! Отставить гипсовое следопытство. В лагеря, когда и где возможно. Веру укреплять не только в церкви, а везде и каждый день. Дело это наше общее, а не только Духовных руководителей.
  Донести до России можно, надо, но ценное Российское Разведчество, а не его жалкое подобие.
  Старый Сип



  От редакции:
  В своей статье о Слете Старый Сип хорошо описал свои впечатления и чувства, которые он вынес с этой руководительской встречи. Его лейтмотив - "донести, сохранить" - близкий и понятный каждому из нас.
  Однако эту же проблему можно видеть в несколько ином свете. Несколько иная точка зрения выражена в помещаемой ниже статье неизвестного автора. Статья эта как-то оказалась среди других материалов для "Опыта" и редакции неизвестно кто ее написал. Может быть, автор откроет нам тайну своей личности?
  О любви и истине в нашем деле.
  Каждый из нас по-своему ограничен. И неужели есть среди нас сестры и братья, думающие, что ограниченности они не подвержены; или думающие, что спасение в замене одной ограниченности другой или, что еще невероятнее, в восстанавливании одной ограниченности против другой? Не целесообразнее ли, и не более ли соответствует правде, прежде всего, осознать свою ограниченность, осознать также свои способности и возможности - не против и не над другими, а по отношению к ним и для них; осознать также свою ответственность, и тогда уже в общем деле найти свое место на данном этапе и приступить к совместному деланию вместе с каждым, кто связан тем же руководительским обещанием и кто считает себя также как и ты призванным к руководительскому служению? Но, главное, братцы - долой личные амбиции, долой уязвленные самолюбия, долой все наши "эго": "... да гибнут наши имена".
  Бывают, правда, ситуации "невозможности сотрудничества" - "он меня раздражает", "характерами мы не сходимся", "он великий путаник", тогда как я дотошный "администратор". Один хотел бы подчинения и дисциплины, зиждемой на узком понимании авторитета, а другой, наоборот, хотя и хаотично у него иногда получается, но высшее проявление авторитета видит он в доверии к творческим способностям личности.
  Такие ситуации реальны. На них не следует закрывать глаза. Из них может быть три выхода:
  - либо невозможное становится возможным и сотрудничество налаживается "через не могу", выше "личных отношений", открыв себя насколько возможно другому, доверяя ему, "не ища себе ничего, но сам давая то, что можешь"
  - либо, если по совести не можешь, отойди, но... сотвори благо. Жатвы столько, а делателей так мало, что вряд ли не сможешь найти своего места в общем деле и вне рамок невозможного сотрудничества.
  - Однако конъюнктура может быть такова или разногласия столь глубоки, что и этот выход невозможен. Тогда отойди, просто отойди - хотя бы на время. Но постарайся без претензий. Не думай, что "я прав, я и только я, и во всем только я". И не вноси раздора. Если трудно бывает иногда найти самый честный выход, то мы знаем ведь, что, во всяком случае, "не вокруг творцов нового шума вращается мир"; что любой выход, найденный вне любви, никогда не будет выходом к истине.
  Истина. Опять мы возвращаемся к истине. Ибо тут то и происходит подлинное размежевание. "Мы живем в эпоху, когда истину не любят и не ищут. Нелюбовь к истине ведет к подмене ее какой-нибудь верой, во имя которой допускается ложь".
  Я иногда ловлю себя на вопросе: не подмениваем ли мы, пусть несознательно, но все же не подмениваем ли мы истину нашей идеологией, нашей организацией? Часто создается впечатление, что мы должны что-то спасать, что без нас погибнет: спасать организацию, спасать нашу русскость, защищать определенные идеологические ценности от ужасного мира, в котором мы живем (подразумевается - мы то хорошие, хотя бы принципиально хорошие!), и, конечно, всё зависит от того, кто будет на каком посту в ОРЮР и какое мнение победит в дискуссии, конечно демократическим путем, т.е. большинством голосов.
  В ХIV веке Григорий Палама говорил, что одно слово всегда можно вытеснить другим - это зависит от умения оратора, но: "Каким словом можно заменить истину?", - спрашивал он. Демократия не есть братство, а истина не зависит ни от большинства голосов, ни от аргументов, ни от должностей. Не нашу какую-то правду нам надо спасать и защищать (ибо если она наша, то она тварна, ограничена, смертна), а к истине надо приобщаться. Истина не нуждается в том, чтобы ее спасали или защищали. Наоборот, "истина сделает вас свободными", просветит, преобразит, даст смысл жизни, научит любить. Истина научит находить, менять и творить идеологии, оргсхемы н педагогические системы, а не наоборот. Причем, истина самоочевидна, она не нуждается в доказательствах - "имеяй уши слышати да слышит, имеяй очи видети да видит". А, кроме того, как метко отметил Г.П.Федотов лет тридцать назад, "истина остается истиной даже тогда, когда человек не хочет или не умеет строить на ней свою жизнь".

БУДЕМ ПОМНИТЬ О МОЛОДЕЖИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ.

Статья Протоиерея Сергия Щукина, духовника расформированной группы в Виндзоре (Канада).
  Для каждого православного, живущего в свободном мире, судьба православных братьев в коммунистических странах вызывает боль и печаль. Хотя и имеются сведения, что многие из молодого поколения были тайно или открыто крещены по православному, но это еще не обеспечивает их воспитания в православном духе. Коммунистическая власть не только запрещает обучать детей религиозным истинам, не принимает все меры, чтобы угасить в детской душе те зачатки веры, которые они могли получить в родной семье. Школа, пионерские организации, детская литература, радио и кино - все это пронизано в советском государстве воинствующим безбожием. Где дети и подростки могут почерпнуть христианские взгляды, если нет ни уроков закона Божия, ни молитвенников, ни вообще религиозной литературы? И коммунисты твердо рассчитывали, что новые поколения будут совершенно чужды религии.
  Но, "Жив Господь!". Самыми неисповедимыми путями религиозная вера проникает в душу молодежи. И самым главным поводом для интереса к религии является, как это ни странно, сам коммунизм, который ни теоретически, ни практически не может удовлетворить молодые души. Этим объясняется то искание других, не коммунистических взглядов на жизнь, которые теперь распространены среди молодежи Советского Союза. И советская печать уже не скрывает своей тревоги по поводу все растущего интереса молодежи к религии. Для коммунистовсамым непонятным является тот факт, что, несмотря на все возможные меры для атеистического воспитания, религия продолжает привлекать именно молодежь. Коммунисты считали, что только церковь "создавала" веру в Бога, тогда как в действительности сам человек религиозен по своей природе.
  В настоящее время имеются данные, что молодежь в Советском Союзе начинает объединяться и помогает друг другу в своих религиозных исканиях. Это видно, например, из нижеприводимых листовок, полученных из СССР. Листовки напечатаны на разлинованных страницах ученических тетрадей с помощью резиновой печати. Размер каждой листовки 6 на 8 см.
  1-я л и с т о в к а.
  "Братство Православной Молодежи - движение сынов и дочерей Православной Церкви. Не покушаясь на канонический авторитет иерархов, Братство считается, однако, с тем, что контролируемое богоборческою властью духовенство по существующему антинародному законодательству, лишено возможности следовать заповеди самого Христа: "проповедовать Евангелие всей твари", воспитывать молодежь, оказывать организованную помощь нуждающимся, отвечать на клевету врагов.
  Пока духовенство не станет свободным, все эти задачи должны взять на себя мы - верующая молодежь. Пусть каждый объединит вокруг себя двух-трех друзей и действует не связываясь ни с церковной властью, ни с нами.
  Действенной христианской любовью крепите всенародную спайку и солидарность. Переписывайте, рассылайте листовки всем, у кого есть "уши, чтобы слышать". Неустанно молитесь Господу Богу, чтобы наша вера и наши силы росли и крепли. С Богом, друзья!"
  2-я л и с т о в к а.
  "Иисус Христос побеждает.
  Гонители неистовствуют, предчувствуя свою близкую участь свиней, бросившихся в озеро Тивериадское. Наука развенчала их идола - материю. Она оказалась лишь видом энергии - начала Силы, Воли, Духа. Бесы злобы обезумели: мечутся от плана к плану, от физики к химии, все глубже толкая людей в трясину голода, нищеты, злобы, бесправия, разврата и пьянства. А простого выхода - доверия к человеку, предоставления ему свободы в построении жизни для себя и для своих близких - не хотят видеть.
  Но жив Христос, и, по молитвам умученных отцов и матерей наших, стучится в сердца наши. Заповедь Его - "да любите друг друга", мужественное исповедание верности Ему, бесстрашная проповедь Слова Его помощи и деятельная помощь ближнему искупят наш народ от цепей безбожников и их неистовства.
  Перекрестись, православный христианин, объедини вокруг себя верных сподвижников и во имя Господа Христа без страха вступай на путь Божией Правды. Действуй!
  Братство Православной Молодежи.
  Мы лишены возможности внешним образом помочь нашим братьям в Советском Союзе. Но мы должны не забывать о них, об их самоотверженной борьбе за свою веру. Горе нам, живущим в странах свободы для религии, если мы их забудем! Мы должны молиться за всех работающих для Христа, за всех страдающих и заключенных христиан, за успех их проповеди. Пусть наша любовь и молитва поддерживают их усилия. Это наш вклад в их непрекращающуюся борьбу за веру Христову на нашей Родине.
  Протоиерей С.Щукин


 

ЧТО ЗНАЮТ О НАС В РОССИИ И ЧТО МЫ ИМ ДОЛЖНЫ СКА3АТЬ

В 1965 г. был поднят вопрос о пропаганде разведчества в СССР. Координировать эту работу был назначен скм.Андрей Доннер. На страницах ВеРу многие руководители высказывали свои мнения. Скептики опасались, что переписка с Россией может быть опасной для советских граждан или может повредить карьере членов ОРЮР. Несмотря на наличие скептиков, были и желавшие вести эту работу, но им даже не предоставили возможности попробовать свои силы, и весь проект был предан забвению.
  С тех пор прошло 6 лет, и я считаю своевременным снова поднять этот вопрос. Начну с анализа положения в СССР. Знают ли там о существовании скаутизма вообще? Конечно знают.
  1. Туристы, побывавшие в капиталистических странах, часто сталкивались со скаутами и потом упоминали о скаутах в своих очерках в советской прессе.
  2. Туристы, побывавшие в Польше, Югославии и Чехословакии встречались с фактом сосуществования местных скаутских организаций с пионерами. Большевики старательно умалчивают этот факт из опасения, что найдутся какие-то круги в СССР, которые поднимут вопрос о создании и в СССР параллельной пионерам скаутской организации. Польских скаутов-харцежей советская пресса старается представить в качестве польских пионеров, и только один раз, в журнале "Филателия СССР" №11-12 за 1968 г. в статье "У наших друзей", в которой описывалась IV Международная филателистическая выставка, было сказано: "Кроме того, почетным дипломом награждена скаутская почта Щецина".
  3. Пионерские руководители и пионеры часто встречаются с харцежами при разных встречах, включая туда и обмен лагерниками. Из советской прессы нам известно, что у пионеров возникают вопросы относительно сущности Союза Польских Харцежей. Советская пресса, конечно, умалчивает, что Союз Польских Харцежей существует в Польше с 1911 г., был запрещен коммунистами в 1951 г. и снова разрешен, после прихода к власти Гомулки, в 1956 г. В тех случаях, когда советская пресса вынуждена говорить подробнее о харцежах, о них говорится как об организации созданной в 1956 г.(!). Есть все основания предполагать, что пионеры знают правду о харцежах и статьи в прессе имеют целью пресекновение нежелательных дляпартии и правительства толков.
  4. Скауты хорошо известны в СССР коллекционерам марок. По официальным сведениям в СССР филателистические организации существуют в 700 городах и насчитывают 42000 взрослых членов и 40000 юных коллекционеров. Популярность скаутизма за границей бросается в глаза по обилию марок, выпущенных в честь скаутов.
  Видимо, это заставило власть имущих внести некоторую дезинформацию в среду филателистов. С этой целью журнал "Филателия СССР" №7 за 1968 г. поместил заметку "Письмо из Бурунди" с изображением скаутской марки. Этот образец дезинформации я привожу полностью:
  "На конверте яркая треугольная марка (а изображена четырехугольная, - Р.П.). На ней ребята в красных галстуках. На втором плане - экзотический пейзаж. Вдоль края почтовой миниатюры надпись на французском языке: "Республика Бурунди". Меня заинтересовала эта марка. С каким событием она связана? Обращаюсь к Леону Магабанья, студенту, приехавшему в Москву из далекой африканской страны.
  - На марке, - поясняет он, - группа ребят из "Союза революционной молодежи". Они находятся в специальном лагере труда и отдыха. Так они приобретают трудовые навыки. В нижней части марки - цветок лис (скаутская лилия со звездочками - Р.П.) весьма распространенный на африканском континенте.
  Одна марка. А за ней - новая жизнь молодой республики. В.Керов".
  5. Любой советский гражданин может найти информацию о Скаутизме в Большой Советской Энциклопедии и в соответствующих справочниках. Вот, что говорится в новейшем (втором) издании БСЭ (1956 г.):
  "Скаутизм - одна из форм буржуазного детского и юношеского движения, возникшая в первом десятилетии 20-го века в Англии по инициативе английского генерала Р.Баден-Пауэла и распространившаяся затем во Франции, Германии, Италии, США и ряде других стран. В 1953 г. в 75 странах насчитывалось свыше 5,5 миллионов скаутов. Скаутские организации, объединяющие девочек, носят название "гёрлскауты", мальчиков - "бойскауты". Скаутов приучают к беспрекословному повиновению и строжайшей дисциплине; на первый план в работе многих скаутских организаций выступает военная подготовка. Вместе с тем скаутам прививают трудовые навыки, учат их преодолевать трудности. Во время первой и второй мировых войн скауты старших возрастов в ряде стран несли патрульную службу, службу связи, выполняли вспомогательные полицейские функции, обслуживали армию. В некоторых странах (особенно ранее зависимых) деятельность скаутских организации носит прогрессивный характер, отличается по установкам и программам от официального скаутизма; руководители их стремятся к сотрудничеству с демократическими организациями. Теоретическую основу скаутизма составляет перенесение в психологию и педагогику биогенетического закона, исходя из которого, руководители скаутизма разрабатывают теорию "длительной игры" в охотников, разведчиков, следопытов, якобы соответствующей потребностям детей и подростков и обусловленной их возрастными особенностями.
  В дореволюционной России скаутские отряды охватывали незначительный процент детей, главным образом из среды буржуазии и чиновничества. В период иностранной военной интервенции и гражданской войны в СССР (1918-20) многие скаутские организации действовали на стороне белогвардейцев. Попытки возродить скаутизм в Советской республике под видом т.н. красных скаутов не удалась, т.к. сама идея приспособить скаутизм к делу воспитания строителей нового, коммунистического общества была несостоятельной".
  В справочнике "Международные общественные организации", Москва 1962 г., дается следующая информация о "Международном Бюро Бойскаутов" (МББС). Даю с сокращениями обозначенными многоточием:
  Адрес:.., Руководители:... Создание и деятельность:
  МББС было образовано 11 октября 1920 г. лордом Баден-Пауэлом, но само это движение возникло раньше в 1907-1908 г.г. Последовательно принимались следующие названия: Международное Бюро Разведчиков, Международный Конгресс Движения Бойскаутов, Международная Конференция Движения Бойскаутов. Современное название принято в 1955 г. Это одна из самых массовых детских организаций в капиталистических странах, ставящая своей основной целью воспитание подрастающего поколения в духе буржуазной идеологии. Устав организации предписывает развивать скаутское движение во всем мире посредством укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания молодежи в соответствии с принципами, выработанными лордом Баден-Пауэлом, содействовать развитию связей и обмена между национальными скаутскими ассоциациями, поощрять игры детей на открытом воздухе, помогать их воспитанию в духе братства, независимо от расы, национальности, вероисповедания и классовой принадлежности. Несмотря на предписания Устава, в скаутское движение вовлекаются главным образом дети из состоятельных буржуазных семей.
  Организация имеет весьма разнообразную и широкую программу деятельности, включающую проведение конференций, игр, слетов, празднеств, соревновании и т.д. В 1959 г. в Нью-Дели состоялась 18-я международная скаутская конференция; на Филиппинах был проведен 10-й всемирный скаутский слет. В 1961 г. в Португалии состоялась 19-я международная скаутская конференция.
  Совместно с ЮНЕСКО Бюро участвовало в кампании по обучению гигиене в сельских общинах Мальгашской Республики, в издании учебника по сохранению природы и в других мероприятиях.
  Ежемесячно издается на английском языке журнал "Всемирный Скаутизм"; некоторые статьи публикуются на французском языке.
  Структура: Высший орган - Международная конференция, которая собирается каждые два года. Она избирает международный комитет из 12 членов на 6-летний срок. Комитет назначает директора Международного Бюро. Имеются специальные подкомитеты по финансовым вопросам, стипендиям, изданиям и т.д. Заседания закрытые.
  Официальные языки: английский, французский.
  Связи с МПО (Между правительственными организациями): имеет консультативный статус при ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ЭКОСОС.
  Связи с НПО (Неправительственными организациями): является членом конференции международных организаций, интересующихся вопросами приспособления к жизни лиц с физическими недостатками".
  В том же справочнике дана следующая информация о "Всемирной Ассоциации девушек-скаутов". Цитирую только раздел "Создание и деятельность": Ассоциация была основана в 1928 г. в Лондоне. До этого в точение 9 лет, начиная с февраля 1919 г., функционировал Международный Совет. Проект Устава Ассоциации был выработан в 1928 г. и вступил в силу в 1936 г. Основная цель Ассоциации - воспитание путем сотрудничества у девушек-скаутов всего мира общего взаимопонимания на основе принципов скаутского движения. Выступает также за укрепление дружественных отношений между девушками, как отдельной страны, так и всех стран мира.
  Ассоциация провела 17 всемирных конференций, в том числе в 1952 г. (Норвегия), 1954 г. (Нидерланды). 1957 (Бразилия), 17-я Всемирная конференция состоялась 8-20 мая 1960 г. в Греции.
  Периодически устраиваются встречи, заграничные поездки и подготовительные курсы для руководителей движения. У Ассоциации имеется три мировых центра-общежития: "Наш ковчег" в Лондоне, "Наш домик" в Швейцарии и "Наша хижина" в Мехико.
  Ассоциация издает ежеквартальный журнал; для национальных организаций выпускается также информационный бюллетень. Периодически издается "Голубая Брошюра" на английском, французском и испанском языках".
  Последнее (третье) издание Малой Советской Энциклопедии не дает никакой информации о скаутизме, в то время как во 2-м издании МСЭ 1933 г. была дана информация. Этот факт свидетельствует о желании партии и правительства скрыть от возможно большего числа своих граждан сведений о скаутизме, даже в том искаженном виде, в каком они даются в БСЭ.
  В данное время ни о какой пропаганде ОРЮР в СССР не может быть и речи. Всё, что мы должны сделать, это заинтересовать те крути, которые сталкиваются с проблемами работы с молодежью, фактом существования скаутизма не только в капиталистическом мире, но и в коммунистических странах и подсказать логический вывод, что и в СССР не мешало бы создать параллельно пионерам - скаутскую организации.
  Р. П о л ч а н и н о в

Разрыв между поколениями.

СМОЛИТВАМИ, С НАСМЕШКАМИ СПРАВЛЯЕТСЯ ПАСХА В С.С.С.Р.

Пасха в Советском Союзе является дилеммой двух поколений - старого и нового, России при Царе и России при коммунизме.
  Большие колокола Елоховского собора пробили в ранней темноте воскресного утра, возвещая о наступившей Пасхе, которая справляется здесь по старому календарю.
  Конная полиция отделила молодежь от пожилых вдоль Спартаковской улицы и по одну сторону всадников на улице напротив церкви стояла молодежь, а по другую сторону, за церковной оградой, теснились пожилые молящиеся, празднуя и воспевая Христово Воскресение, иногда тихо плача.
  "Христос Воскресе!" - восклицали старые, сгорбленные возрастом женщины с морщинистыми лицами, на головах у которых виднелись грубые шерстяные платки крестьянской России, той России, история и обычаи которой создавались столетиями до большевистской революции полвека тому назад.
  "Христос Воскресе!" - они произносили, повторяя этот возглас неоднократно, а через улицу раздавались насмешки, свист и смех.
  Советский Союз это страна, которая любит хвастаться "новым советским человеком - результатом октябрьской революции и ненавидит признаваться в существующих противоречиях в своей среде.
  В Советском Союзе есть новое поколение, воспитанное в духе безбожия, которое не верит, что Иисус Христос воскрес. Это поколение не уважает ни своих старших, ни их религии, которой они не понимают.
  Что же тогда тянет эту молодежь к Русской Православной Пасхе, как в Москве, так и в других городах страны? Они очень редко приходят, потому что верят. Эта молодежь приходит частично из любопытства, но в большинстве случаев для развлечения, а иногда и для того, чтобы поиздеваться над святынями своих родителей.
  - Это единственный раз в году, когда за такие проделки мы не боимся попасть в полицейский участок, - объясняют они.
  До начала Пасхальной службы председатель Комсомола признался, что он, вероятно, будет "присутствовать", но не из религиозных соображений, а лишь потому, что Пасха "представляет собою зрелище - художественное и красивое".
  Другой юноша сказал, что Пасха есть ничто иное как традиция, основанная на глупом суеверии, но, не смотря на все это, является прекрасным старым русским "ритуалом".
  В Новодевичьем монастыре сотни молодых людей прорвались через полицейский кордон и начали теснить пожилых людей. Милиционеры сначала смеялись, а затем начали сдерживать молодежь.
  В Москве Пасха проходит почти без инцидентов, так как в столице находятся дипломаты, иностранцы и туристы. Но не так было в Тбилиси, столице Грузии, где Пасхальная служба была нарушена сотнями хулиганов, которые издевались над молящимися в соборе. Эти молодые люди вскарабкались на алтарь, повесили пальто на иконы, разбрасывали повсюду папиросные окурки, смеялись, кричали и разбили переднюю стеклянную дверь.
  Несмотря на трудности и издевательства, старшее поколение повсюду продолжает придерживаться своих обычаев. Молящиеся наполняют церкви и в тесноте и духоте простаивают. Богослужение, которые продолжаются 6 часов, а иногда и дольше. Изредка бывает, что женщины теряют сознание от усталости или же дремлют на холодном каменном полу с потухшей свечей в руке.
  Старшее поколение не может справиться с молодежью, но молящиеся не сдаются: "Что вам надо? Зачем вы беспокоите молящихся?", - спрашивает старик шумящего юношу. С другой стороны слышится робкая просьба старушки: "Пожалуйста, дайте нам помолиться в тишине".
  Ранним Пасхальным утром молящиеся расходятся по домам - усталые, но счастливые, желая друг другу спокойной ночи и восклицая: "Христос Воскресе!"
  Перевел с английского Владимир Ермилов.
  Примечание редакции:
  Володя Ермилов перевел и прислал эту статью в редакцию "Опыта" два года тому назад. К сожалению "Опыт" за это время не выходил. Однако, статья эта, помещенная первоначально в газете "Лос-Анжелос Тайме" не утратила своей актуальности, так как вещи, описанные в ней, продолжаются и по сей день. Говоря о молодежи в СССР, мы больше склонны говорить о тех, кто не согласен с коммунистическим режимом и часто забываем о другой стороне медали - о миллионах тех, кто толкает стариков и насмехается над Богом. Иностранец, написавший эту статью, подметил как раз эту обратную сторону медали, с которой придется столкнуться и бороться строителям Новой России.

Скм.Р.Полчанинов

АЛЬБОМЫ ДЛЯ ВОЛЧАТ И БЕЛОЧЕК

Доказывать необходимость наглядных пособий при прохождении родиноведения - это ломиться в открытые двери. Это всем известно, но далеко не все руководители придерживаются этого на практике.
  Как можно требовать от волчат и белочек, чтобы они умели рассказать про Киев, Москву и Петербург, если они никогда в жизни не видели ни одной открытки ни одного из перечисленных городов? А если даже и видели? Надо быть гением, чтобы с первого взгляда всё запомнить.
  Поэтому необходимо, чтобы волчата и белочки с самого начала завели свои личные альбомы - альбомы на всю жизнь - памятки детства!
  Постараюсь свои мысли пояснить примером:
  Что должно быть в альбоме волчонка или белочки, готовящихся к сдаче одноглазки?
 
 Стр.1 - Заглавие. На этой странице в.-б. должны написать свое имя и фамилию, день рождения и день Ангела, свой адрес и имена и отчества родителей.
Стр.2 - Список пунктов Одноглазки, на которой начальник стаи отмечает сдачу отдельных пунктов, указывая дату экзамена.
Стр.3 - Русские флаги и знаки в.-б. (для раскрашивания на сборе).
Стр.4 - Форма (для раскрашивания на сборе).
Стр.5 - Законы в.-б., обещание, салют и адрес нач. стаи. На этой же страничке начинаются виды Киева. Не рекомендуется раскрашивание видов городов.
Стр.6 - Москва.
Стр.7 - Петроград.
Стр.8 - Чтение времени по часам.
Конечно, альбом не должен ограничиваться 8-ью страницами. Родители и руководители должны стараться помочь в.-б. пополнить свои альбомы всевозможными иллюстрациями, касающимися географии, истории и культуры России. Эти иллюстрации можно вырезывать из местных и советских журналов и туристических брошюр.
  Кроме того, на сборах можно уделить время рисованию с том, чтобы потом рисунок поместить в альбом. Можно дать тему и на дом, но рисование должно быть частью прохождения общего плана подготовки к "глазкам". В конце года, на общей выставке альбомы в.-б. могут оказаться удачными экспонатами.
  Альбомы для в.-б. должны быть также и их личными архивами. Пусть они там хранят дипломы, полученные в школе, ёлочные программы, в которых они принимали участие, письма, поздравления, подписи лагерников на память.
  Составление подобного альбома должно приучить в.-б. к порядку и к умению хранить сувениры подобного рода. Руководителям также не мешает этому научиться.
  В конце заметки дам еще несколько технических советов:
  Не надо мазать много клея на картинки. Достаточно слегка намазать в 4-х углах, отступя от края. Это на случай, если потом придется какую-нибудь иллюстрацию перенести со страницы на страницу.
  Снимая картинку с листа надо ее не отдирать от листа, а наоборот - положив картинку лицом вниз, осторожно отдирать от нее бумагу.
  Не советую употреблять "гуми-арабик", так как со временем он оставляет на иллюстрациях жирные пятна.


    Волчий Клык

ЕЩЕ О НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЯХ

Для занятий по родиноведению, природоведению и пр. советую рукам попробовать использовать цветные 35-миллиметровые диапозитивы или как уже их называют в России "слайды". Эти слайды можно легко и дешево делать самому, переснимая их из книг и журналов для проектирования на экране при помощи прожектора.
  Делается это очень просто: если у вас есть обыкновенный фотографический аппарат (35 мм) с нормальным объективом (50-55мм) к нему нужно докупить добавочный объектив (клос-ап ленс) для съемки мелких предметов. Надо подобрать такой объектив, который вам даст возможность приблизить аппарат к картинке на расстояние нескольких дюймов, так чтобы даже небольшие картинки заполняли всё поле.
  Из серии таких снимков можно составить целые программы, с заголовками и даже с записанными на магнитофонную ленту комментариями и музыкой. Хорошо составленные программы не только доставляют удовольствие зрителям, но и являются интересным и творческим занятием для их составителей. Вообще нам пора начать более широко пользоваться всевозможными "аудио-визуальными" аппаратами, к которым ребята привыкли в школе.

В помощь волчатникам

ОБРАЗЕЦ РАСПИСАНИЯ ЛАГЕРЯ ВОЛЧАТ И БЕЛОЧЕК

Летом этого года 4-й Отдельный Сводный Отряд им. Адмирала Нахимова (гор. Вашингтон) провел удачный лагерь для своих волчат и белочек в районе Лост-Сити, штат Вест-Вирджиния.
  Умело составленное расписание лагеря безусловно способствовало его успеху. Ниже мы приводим это расписание в помощь тем волчатникам, которые будут проводить подобные лагеря в будущем.

  Основное расписание выглядело так:

0730 - Побудка, 0735 - Зарядка, 0745 - Умывание, 0815 - Уборка,
0845 - Осмотр, 0900 - Молитва, поднятие флага, 0915 - Завтрак;
0945 - Занятия, поход или игра, 1230 - Обед, 1300 - Отдых, 1400 -
Занятия, поход или игра, 1600 - Полдник, 1830 - Уборка, умывание, 1845 - Осмотр, 1900 - Ужин, 1945 - Спуск флага, 2000 - Лампа,
2100 - Отбой.
Ниже приводим некоторые отклонения от основного расписания:
  Первый день: 1530 - Устройство лагеря, 1945 - Лампа - правила лагеря.
  Второй лень: 0945 - Прогулка - найти "скалу совета". 1630 - Спевка. 2000 - Костер. 
  Третий день: 1400 - Купание.
  Четвертый день: 0945 - Поход на 4 часа - обед в дороге, 1700 - Спевка.
  Пятый день: 2000 - Костер.
  Шестой день: 0945 - Поход. 1400 - Купание, 1630 - Спевка, 2200 - Испытание храбрых. 
  Седьмой день: 0945 - Подготовка к бегу, 1400 - Бег на Одноглазку
  (Полдник в бегу). 
  Восьмой день: 0945 - Поход, 1400 - Купание, 1630 - Спевка, 1945 - Костер - Торжественное Обещание. 
  Девятый лень: 1400 - Спуск Флагов - закрытие лагеря, 1600 - Проверка места и вещей - погрузка, 1630 - Отъезд.



  Р.Полчанинов.

СТАРЫЕ ИГРЫ В НОВЫХ ВАРИАНТАХ

(Мы решили перепечатать нижеследующие материалы из журнала "По следам", так как последний издается в очень ограниченном тираже и многие руководители его не получают)
  КОЛЬЦО (с пальца на палец) - Когда-то в Югославии, волчата с увлечением передавали с носа на нос спичечную коробку. То ли наши носы были меньше, то ли коробки были больше, но в Америке носы в коробку не влезают. Я с успехом заменил коробку картонным кольцом, которое свободно надевается и снимается с мизинца на мизинец. Состязаются шестерка волчат против шестерки белочек. Кольцо должно само перейти с пальца на палец без помощи других пальцев. Совет: не давать кольцу скользить слишком далеко, так как оно может застрять. Побеждает шестерка, которая первая передаст кольцо в конец.
  ЗАГАДЫВАНИЕ СЛОВА - В эту игру можно играть вдвоем или со всей стаей. Загадывающий слово пишет первую и последнюю букву, а вместо остальных букв ставит черточки. Каждый по очереди называет какую-нибудь букву. За каждое неправильное слово строится "виселица" - рисунок из отдельных черточек. Отгадавший загадывает новое слово.
  Эта игра, также как "испорченный телефон", помогает учить русский язык.
  СОБИРАНИЕ ГВОЗДЕЙ - Вместо того, чтобы прятать один предмет, прячется сразу 20 одинаковых гвоздей. Побеждает тот, кто соберет больше всех. Победитель прячет гвозди для следующей игры.
  ЗВЕРИНЕЦ (игра-шутка) - Один играющий уходит. Когда он возвращается, ему говорят, что он должен указать на любого и сказать "Изобрази корову, петуха или любое другое животное". Тот, на которого указали, должен изобразить это животное - замычать, закукарекать и т.д. Во время отсутствия ушедшего или ушедших остальные договариваются, что если тот назовет какое-нибудь "оскорбительное" животное (вроде осла, бегемота или шакала), ему покажут, зеркало.

Базиль Мэтьюз

ДУХ ИГРЫ

Почему мы устраиваем игры? Что значит "уметь играть"?
  Что мы хотим выразить, когда говорим всякому изучающему спорт:
  "Умей играть"?
  Все эти вопросы полны интереса не для нас одних. В настоящее время, когда во всех странах, среди всех народов, и даже рас, "игры" все более и более становятся достоянием не только детей, но и взрослых, эти вопросы приобретают всемирное значение. Итак, что значит "уметь играть"?
  Это понятие заключает в себе требование справедливости, смелости, чести, правды, лояльности. Здесь требуется подчинение личности благу команды и высшее развитие той же личности для пользы той же команды. Понятие "уметь играть" заключает в себе дисциплину и выдержку, которая достигается только физической тренировкой. Оно требует добродушия в борьбе, и рядом с этим рвения и напряжения, способности переносить падения и удары, выносливости в терпении, боли; требует уважения к противнику, сообразительности и чувства товарищества. Кроме того, оно требует увлечения игрой, как таковой, уважения к ее правилам и любви к совершенствованию.
  На все поставленные вопросы нам будет легче ответить, если мы к ним прибавим еще один:
  "Почему мы вообще играем в игры?".
  Вопрос, на первый взгляд, очень простой, а в действительности не так легко на него ответить.
  Ответ: "Мы играем, потому что нам весело" не есть ответ, так как представляется только разновидностью предыдущего вопроса: "Почему нам весело играть?".
  Прежде существовала теория, что мы играем, чтобы применить избыток энергии. Эта теория вряд ли имеет почву под собой, так как игра часто неудержимо влечет к себе и усталого и голодного ребенка; и часто мы особенно любим играть, когда устали от работы.
  Существует и другая, более основательная теория, что игра нужна нам, как занятие для часов отдыха, отдыха от дел и необходимых обязанностей. Человек уже так создан, что помимо работы, сна, еды, он требует развлечения в свободное время. Эта теория "развлечения" близко связана с теорией наследственности.
  Доктор Стэнли Холл говорил, что играя мы повторяем действия наших прапрадедов. Играя, мы как бы повторяем и проходим через все стадии их деятельности. Вот почему сердце молодежи так льнет к играм, как будто они напоминают ей об "утраченном рае".
  Еще иная точка зрения (и она не так уж противоположна той, которую мы только что изложили) уверяет, что в нас заложен инстинкт игры, что ребенок инстинктивно играет, потому что игра лучшее приготовление к жизни. Тигренок играет в борьбу, прыгая на свою же мать - тигрицу, и это для него приготовление к будущей охоте. Если бы он не играл в охоту, ему бы не выжить, так как он не умел бы охотиться. Щенки восторженно грызут и ворчат друг на друга. Котенок гоняется за листиком или платком и этим готовит себя к погоне за мышами и крысами, Точно также ребенок играет, чтобы приготовить себя к деятельности взрослого человека. Он бегает, бросает, прыгает, ловит, ударяет, охотится, плавает и т.д.
  Те, которые придерживаются теории наследственности, говорят, что мы играем, потому что в игре заново переживаем всю историю человечества. Сторонники же теории инстинкта говорят, что мы играем, чтобы приготовить себя к деятельности зрелого возраста. С научной точки зрения теория наследственности более правдоподобна, но, в сущности, она не противоречит теории инстинкта.
  Вопрос "почему мы играем?" имеет практическое значение для нас постольку, поскольку он помогает нам разрешить другой вопрос: каково значение игры для нашей жизни? Другими словами, какая связь между духом, который руководит нами в играх, и тем духом, который мы проявляем в жизни?
  Например, какая по существу для меня разница между ежедневной ездой на велосипеде к месту службы, и ездой на том же велосипеде во время гонок или во время тренировок к гонкам? Какая разница между работой мальчика - разносчика газет и тем же мальчиком в качестве бойскаута несущим тяжелый рюкзак в походе?
  Нам легче будет ответить на это, когда мы уясним себе: какова конечная цель и работы и игры.
  Обычная цель работы - достигнуть наибольших результатов в самое короткое время с наименьшей затратой энергии. Но вы играете не для того, чтобы затратить наименьшее усилие и добиться скорее цели. В игре вы расходуете силы ради радости, которую эта затрата вам дает. В игре вы не ищете самого легкого способа; вы ищете препятствий ради счастья преодоления их, вы не избегаете их. В игре цель не польза, а деятельность.
  Ребенок или молодой человек, играя, выискивает затруднения, чтобы преодолеть их; он находит опасные места для того, чтобы перелезть через них; он переносит утомление, чтобы выработать в себе выносливость.
  В этом что-то неуловимое, но, тем не менее, очень реальное. В сущности, это радость здорового тела, действующего ради чистой радости самого действия, ради счастья человеческого духа при победе над затруднениями. Это столь прекрасная, столь не поддающаяся описанию радость жизни.
  Следовательно, игра это форма деятельности, предпринимаемой ради радости, в ней самой заключенной. Надо ли считать работу чем-то противоположным этому?
  Всякий (ребенок или взрослый) знает, что он испытал столько же радости, когда написал картину, или сочинил песню, или построил красивую мебель, или подал прекрасное сочинение, или соткал теорию или выиграл судебный процесс, или получил хороший заказ - что всё это давало ему столько же счастья, как и превосходный удар в теннисе, как выигранное очко в футбол. Радость, доставляемая нам удачной работой или удачной игрой замечательно похожа.
  Больше того, личность человека одинаково проявляется и в игре и в радостной работе; и в том и в другом мы видим полное и свободное выражение тела и ума, борьбу против затруднений, преодоление препятствий, спортивное отношение к соревнователям и наслаждение успехом.
  Поэтому мы заключаем, что лучшая работа та, к которой мы приступаем со спортивным духом. Если это так, то игра и дух игры лучшее приготовление к работе в жизни. Здесь с нами согласна современная теория необходимости интереса в деле образования. Если предположить, что мы способны научиться лишь тому, что мы делаем успешно и с интересом, то лучшим рычагом воспитания является тот же дух, которым мы руководимся в играх. Игра и дух игры воспитывают из молодежи граждан.
  Изучая характер как четырехстороннее развитие человека - тела, ума, духа и общественности - мы приходим к заключению, что игра способствует созиданию всех четырех сторон.
  Игры создают равновесие качеств. Ни один настоящий спортсмен не будет односторонним. Он всегда совершеннее, когда в нем развиты самые разнородные свойства.
  Для примера возьмем несколько характерных свойств мальчиков и взрослых. На первый взгляд кажется, что эти черты взаимно исключают друг друга. В действительности же они дополняют друг друга.
  Спортсмен осторожен. Он все время должен быть начеку. Во время бокса он все время следит за малейшими движениями противника. Когда он играет в бейсбол, он ни на минуту не спускает глаз с подающего противника. Когда он взбирается по скалистым горам, он осторожно осматривает каждый камень, на который становится. Осторожность ему необходима.
  Но, одновременно, он должен обладать быстротой, решительностью, уверенностью, от чего часто может зависеть его жизнь.
  Еще от него требуется выносливость. Но выносливость спортсмена не похожа на выносливость факира или стоика. Его выносливость сопровождается смелой предприимчивостью. Это выносливость Федипида, который пробежал много миль в полном вооружении, чтобы скорее принести афинянам весть о Марафонской победе.
  Существует такое же соотношение между двумя, по-видимому, друг друга исключающими качествами - командованием и подчинением во всяком атлетическом спорте.
  И это соотношение, это смешение разнородных качеств, которые все нужны для совершенного спортсмена, вызывает всестороннее развитие мальчиков и взрослых - развитие тела, ума, духа. Если одна сторона развивается в ущерб другим, спортсмен становится односторонним, становится менее сильным противником.
  Начнем с тела. И здесь необходимо развитие всех частей тела. Для первоклассной игры требуется не только развитие сильных мускулов. Свободное дыхание, здоровые легкие, насыщающие кислородом весь организм, тоже необходимы. Не менее важны и выносливость сердца и правильное кровообращение, и пищеварение - это центральная лаборатория человеческой силы. Необходим также свежий, быстро соображающий ум и уравновешенная нервная система - всё это составляет необходимое оружие хорошего спортсмена
  Этот прекрасный, уравновешенный идеал истинной атлетической жизни несколько парадоксально требует, чтобы деятельность и отдых обязательно чередовались. Совершенно очевидно, что деятельность необходима, но не менее необходим отдых. Отдых это не просто физическая неподвижность. Отдых это полный покой, совершенное прекращение мускульной работы, в связи с покоем ума и духа.
  Мы должны в себе развивать способность спокойного созерцания звезд и деревьев; быть может, даже созерцанием Бога - если хотим достигнуть жизненной полноты. Поэтому большая ошибка считать, что спорт и атлетические игры в первую очередь развивают только физические силы. Качества, необходимые, чтобы создать из мальчика взрослого спортсмена, в полном смысле этого слова, так разнообразны, что они охватывают все стороны его личности. Конечно, физические свойства также необходимы, как и характер. Слабосильный - взрослый или мальчик - не может быть хорошим игроком ни в футбол, ни в бейсбол, точно также как не может им быть и слабовольный человек. Таким игроком может быть только физически здоровый человек с сильным характером. Но физическая сила и нравственные правила становятся нераздельной частью первоклассного игрока, только когда он пользуется ими в высшем смысле этого слова. Они должны стать для него духовным орудием.
  В чем же состоит "дух" игры? Какая сила превращает человека в настоящего спортсмена, в умеющего играть игрока? Очевидно, сила эта - наше сокровенное "я" Это наше сокровенное "я" научается владеть этими физическими и духовными силами в зависимости от истинной цели нашей жизни - не профессиональной цели, а истинной цели.
  Поэтому ответ на вопрос: "Первоклассные ли мы спортсмены?" зависит от ответа на вопрос: "Какая истинная цель нашей жизни?", "Чего жаждет наш дух?".
  Какая же цель необходима, чтобы стать отличным спортсменом? Вся история спорта не колеблясь отвечает: "Ты не сможешь сделаться большим спортсменом, если тобою будет руководить дух эгоизма".
  Эгоист - ребенок или взрослый - не может не быть плохим членом своей команды, потому что в самой основе духа целой команды лежит жертва собственного тщеславия ради пользы команды. Заносчивость тоже дисквалифицирует его, как хорошего спортсмена, потому что в таком случае он будет стараться выиграть игру не ради своей команды, а для приобретения личной славы.
  Или, говоря положительно, главное требование, чтобы стать хорошим спортсменом, это альтруизм, товарищество, дружное, совместное действие. А это ведет нас еще дальше. Это означает, что истинный спортсмен в каждом человеке, прежде всего, видит человека, совершенно независимо от случайности класса, национальности, расы, цвета кожи.
  Великодушная, дружная совместная работа в команде, сглаживание разницы расы, класса и национальности, личная дисциплина - вот корень истинного "умения играть". И здесь мы найдем то, в чем сейчас так нуждается мир, живущий вялой личной жизнью.
  Мир не спасется "духом игры", но этот дух может очень способствовать повышению уровня человеческой жизни.

  ОТ РЕДАКЦИИ
  Стили и содержание предыдущей статьи, вероятно, несколько удивили читателей. Чтобы внести некоторую ясность, надо сказать, что статья эта была переведена на русский язык и издана в виде предисловия к сборнику "Игры" в Париже в 1929 году. (ИМКА Пресс - "Христианский Союз молодых людей"). Хотя статья эта, в основном, совпадает с нашими взглядами на роль игры, она содержит некоторые странные и даже чуждые нам элементы. Эта статья отражает то, что было новым и передовым сорок с лишним лет назад. Некоторые идеи расцвели, отцвели и успели породить реакцию. Некоторые вопросы, как, например, расизм, нас русских вообще никогда особенно не волновали. Но, в общем, статья хорошо обрисовывает смысл игры и спорта в английском и скаутском смысле слова. "Спортсменшип" - очень глубокое философское понятие и над этим вопросом следует задуматься.



ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Ниже помещаем отрывок из письма "Дятла" (Миши Парфенова) об интересной цикловой игре волчат, проведенной в летнем лагере 1971-го года.
  Для волчат и белочек была намечена цикловая игра "Путешествие на фрегате "Коршун" вокруг света". Все волчата жили непосредственно на "корабле", спали в подвесных матросских койках и каждый имел корабельную должность. Корабль удалось довольно хорошо соорудить из листов крепкого картона, но программу игры удалось выполнить далеко не полностью, так как очень сильно отвлекали меня хозяйственные заботы. К счастью, фантазия ребят дополнила недостаточность моего водительства в игре - разведчики сами время от времени воображали себя пиратами и играли с малышами наравне. Так что переживаний было довольно много.
  "Сова" с каждым годом всё плодотворное принимает участие в проведении летних лагерей. В этом году она осуществила весьма полезное, на мой взгляд, дело. Используя современную технику (магнитофон на батарейках) она во время "тихих часов заставляла меня напевать мотивы всех песен, какие я мог вспомнить. Если я не ошибаюсь, то было записано более 200 мелодий. Она собирается переписать всё это с маленьких кассет на большую ленту и сможет желающим делать с этой ленты копии.


  Ниже мы помещаем доклад скм.Георгия Месснера, сделанный им на Слете САО летом 1969 г. Несмотря на истекшие три года, доклад этот не утратил своей актуальности.


 

ДОКЛАД СКМ. МЕССНЕРА

Мы говорим о национальном воспитании и религиозном, а давайте поговорим сейчас просто о воспитании. Мы организация воспитательная - специалисты по воспитанию детей - а так ли это во всех случаях?
  Нам повезло, что мы унаследовали удачную систему Б.П., добавили звеновую систему, да от поляков позаимствовали волчатскую методику. Вот и обрадовались - ежели будем действовать по шаблону, то выйдет хорошо. Кривая вывезет. Провели сегодня собрание отряда по стандартному трафарету или лагерный день по расписанию, без опозданий... и считаем достижением - вот уже и воспитание детей.
  Отчасти это и так, система хороша и даже автоматическое ее проведение помогает. Но достаточно ли этого? Стало заметно, что мы не оставляем достаточно времени и не делаем усилий, чтобы добавить индивидуальный подход, поговорить по душам, узнать о чем ребята думают, какие у них мысли, интересы, желания, проблемы...
  Вызвано это, по-моему, состоянием и подготовкой нашего рук. кадра. Многие руки, выросшие из нашей среды, не имели возможности получить достаточную подготовку и разобраться в основах воспитательной системы, а должны были копировать своих старших руков. При каждой копировке всегда преобладает перенятие формы за счет преемственности идей и смысла. Материалов, дающих информацию о педагогических основах заложенных в нашей системе нет, да и просто материалов, дающих новые мысли, идеи и предложения для оживления трафарета тоже нет. "Опыт" почил уже много лет назад.
  Курсы - это другой способ передать суть нашего движения молодым - устраиваются очень редко - один КДР в США за двадцать лет. 8 КДР повсюду за 20 лет. КНО и другие курсы совсем замирают. Какие же способы остались передать молодым наше коллективное знание, опыт и идеи?
  Но посмотрим также и на самих себя. Встречаемся мы редко, собрания БКС очень редки. Ежели встречаемся, то говорим о делах Организации, а не о воспитательных проблемах. Даже при встречах у кого-нибудь на именинах разговор идет о чем хочешь - о модах, еде, выставках - а о том, что делать с каким-нибудь бузотером в отряде ни слова. Как будто это всё ясно, понятно и никаких вопросов нет.
  Вокруг нас публикуется много книг и материалов по педагогике, детской психологии, пособий по скаутизму - кто из нас в них заглядывает? Мы же ведем работу "от сих до сих" по программам, разработанным лет 40 назад, а тут человек по луне сегодня гуляет! Отстали мы невероятно. К примеру, сейчас в США идет бурное развитие отрасли социологии и психологии по методике работ всевозможных организационных структур, о мотивации и работе с людьми, о способах ведения собраний и т.д. - как раз о том, чем мы занимаемся. Кто из нас следит за этим? Кто знает о "Мэк Грегор теории Х, У", иерархии нужд Маслова или о "Петер принципл"? Даже не говоря о высоких материях, у нас наблюдается понижение знаний даже в таких простых разведческих дисциплинах как вязание узлов, Морзе, первая помощь и т.д.
  Наша организация отличалась от других организаций зарубежья тем, что она была организацией молодежи, а не организацией для молодежи, т.е. у нас молодежь вела работу, а не полковники и капитаны командовали ребятами. В этом, по-моему, и заключалась наша сила и живучесть, благодаря этому мы и просуществовали 60 лет.
  Мы, сорокалетние, уже, конечно, забыли как вели работу в 17 лет и какие у нас тогда были мысли и интересы. И, конечно, мы не знаем и даже не заинтересованны знать какие мысли и проблемы у ребят сегодня, и что бы нам следовало делать, чтобы им было интересно. Мы, наоборот, боимся узнать, чем интересуется сегодняшняя молодежь. Порядок стал важен: исполняй и не рассуждай!". Это противоречит принципам нашей методики. У нас ребят должны вести свои же "пирс", которым они подражают, которых они понимают и которые их понимают. Ведь разведчество это большая игра, а не большой строй.
  Мы как-то перестали доверять нашим молодым. Ужасно боимся, что они что-то сделают не так, как мы бы этого хотели. И, слава Богу, если они не будут делать так, как мы, старшие, хотим.
  Как видите, я неистово воплю об омоложении рук. состава, нашей психологии и методики. Но мне скажут: всё это прекрасно, но нет молодых, не остаются, уходят, не годятся они и т.д. И вот последняя проблема, которой я хочу коснуться - это вопрос "почему уходят?" Есть объективные причины - университетская система, раннее обзаведение семействами и т.д., но есть у нас и причины, которые мы сами можем исправить. Дело в том, что у нас хорошо разработана методика для возраста от 6 до 16 лет и также есть неплохие наметки методики для уже зрелой и сознательной молодежи 21 и выше. Но у нас полный пробел в системе работы с возрастом посередине от 16 до 21 года. Это тяжелый возраст - разведческая методика для них уже смешна и не удовлетворяет. Это период поисков себя - отрицание авторитетов, конфликтов с окружающими, эгоизма и интенсивной проверни своих сил и взглядов. Витязьский метод, построенный на служении выбранным идеалам, не годится, т.к. ничего у них еще не выбрано, а доверия авторитетам никакого - желание достичь всего самими у них очень интенсивно. Держать такую публику в лагерях и отрядах нежелательно - они нарушают нормальную разведческую жизнь и уклад, да и им самим скучно. С другой стороны, они хотят и продолжают встречаться. Что же делать? Я думаю, что, базируясь на психологии этого возраста и используя опыт других скаутских организаций, можно и нам разработать методику для работы с этим возрастом.

pp0583.jpg

  Маленький разведчик говорит большому:
  - Когда ты мне вернешь 50 копеек, которые ты у меня одолжил полгода тому назад?
  Большой разведчик только отмахивается рукой и молча уходит. Маленький разведчик садится и начинает думать вслух:
  - Я больше не могу ждать. Тут дело не в 50-ти копейках, а это дело принципа - мне нужны деньги! Я подойду к нему и скажу ему прямо в лицо: "Верни мне мои 50 копеек!" Нет... Это слишком мягко. Он мне никогда не вернет денег. Я ему скажу: "Давай деньги, иначе я..." Нет, это тоже не хорошо. А что если он скажет "Если я... что?". Мне придется сказать: "Ничего". Ага! Я ему не дам возможности ничего сказать. Я на него налечу и как начну кричать: "Эй ты, забулдыга, гони сейчас же мои деньги, пока я не...". Нет... Это тоже нехорошо. Он рассердится, и я вместо денег получу синяк под глазом. Ага! Я знаю как я это сделаю - я его пристыжу. Я ему скажу: "Как тебе не совестно обижать маленьких?"
  В это время раздается громкий голос большого разведчика:
  - Эй, Петя!!! (большой разведчик подходит к маленькому) Вот тебе твои 50 копеек, которые я у тебя одолжил.
  Маленький разведчик хватается за голову и падает в обморок.



  А. - Послушай, одолжи мне 5 рублей. Мне надо сходить к доктору. Б. - Хорошо, только ты мне их обязательно верни в субботу. А. - Хорошо. Верну. Спасибо. Б. - А, собственно, почему ты хочешь идти к доктору? У тебя опять болит живот?
  А. - Я боюсь, что я начинаю терять память.
  Б. - Ха-Ха! Я надеюсь, что ты не потеряешь память до субботы! А. - 0 какой субботе ты говоришь?
  Б. - Я говорю о той субботе, когда ты обещал вернуть мои 5 рублей! А. - Какие 5 рублей?
  Б. - Где мои 5 рублей?! Давай их сюда!!!
  А. - Какие 5 рублей?! Какой доктор? Кто ты такой?
  "Б" начинает колотить "А" и они оба выбегают за сцену.


  Один разведчик надевает на себя несколько слоев одежды. На сцене он говорит, что ему очень жарко. Другой разведчик предлагает ему снять куртку. Тот снимает куртку и ему всё еще жарко, так как у него под курткой другая куртка. Приятель предлагает ему снять и эту куртку, но под ней оказывается теплый свитер. Эта история продолжается, пока разведчик не снял пять-шесть слоев одежды и остался в пижаме. Тогда он расстегивает пижаму и видит под ней еще один свитер.
  - Наконец-то я нашел свитер, который я потерял месяц тому назад!


  А. - Что ты мне подаришь на Рождество?
  Б. - О, я тебе не могу сказать. Это секрет и сюрприз.
  А. - Ну, брось ломаться, ведь мы не маленькие. Скажи, что ты мне
  подаришь!
  Б. - Ну, так и быть. Я тебе дам маленький намек, а ты отгадай!
  А. - Хорошо!
  Б. - Возьми бумажку и карандаш и напиши цифру "5".
  А. - Пять. Есть!
  Б. - Теперь прибавь единицу.
  А. - Так, это будет шесть.
  Б. - Теперь раздели эту цифру на два.
  А. - Есть. Это будет три.
  Б. - Теперь из этой цифры вычти три! Что у тебя получилось?
  А. - Ничего! Ноль!
  Б. - Правильно. Это и есть твой подарок.


  Скаутмастер объясняет разведчикам сигналы рукой. Показывает сигнал "Сбор. Иди сюда".
  - В походе не полагается орать. Надо пользоваться сигналами, чтобы противник нас не услышал. Когда я дам такой сигнал (сбор!) что ты будешь делать, - спрашивает рук разведчика.
  - Я тоже отвечу сигналом.
  - Каким сигналом.
  Разведчик молча отрицательно качает головой.


  А. - Ты слыхал, что Иванов поехал в Париж, открыл собственное дело и заработал 10000 франков?
  Б. - Дурак. Во-первых, это был не Иванов, а Петров. Во-вторых, он поехал не в Париж, а в Лондон. Кроме того, он не заработал 10000 франков а потерял на этом деле 10000 фунтов. А самое главное то, что эту историю я тебе рассказал вчера вечером!!!
  А. - Удивительно, как люди переворачивают всё наизнанку!


  Один разведчик стоит и считает вслух: "Один, два, три, четыре..." Другой подходит к нему и спрашивает: "Что ты делаешь?" Первый разведчик говорит, что он считает полицейских. Тогда второй говорит:
  "Разве ты не знаешь, что считать полицейских строго запрещено. За это полагается штраф - по одному доллару за каждого полицейского. Сколько полицейских ты насчитал?"
  - Пять, - ответил первый разведчик.
  - Хорошо. Давай сюда пять долларов.
  Первый разведчик дает второму пять долларов и тот уходит. Тогда первый разведчик обращается к публике и говорит:
  - Ну и надул же я его!!! Ха-Ха-Ха! На самом деле я насчитал пятнадцать полицейских!
pp0584.jpg