Журнал скаутских руководителей "Опыт" №62

Журнал "ОПЫТ" № 62 (1976г.)

"ОПЫТ" - Журнал Разведческих Руководителей. Издание Главной Квартиры Организации Российских Юных Разведчиков. / О.Р.Ю.Р. /
  Год издания 29-й Февраль 1976 г.
  ОТ РЕДАКЦИИ
  Когда кто-то спросил Эдмунда Хиллари - "Почему вы полезли на Эверест?" - Он ответил: "Потому что он существовал". Так и мы, русские, потому что русские! Рационализировать наше положение трудно. Поколение, верившее в близкий возврат - ушло. Поколение,боровшееся за создание возможности возврата, передает ответственность следующему, воспитанному в разных лагерях - в Германии, во Франции, в Китае - последним осколкам, "последнего великого кочевья", последним из зарубежных русских, тем, кому с малых лет были знакомы и профиль Нахимова во время Севастопольской обороны и "Незнакомка" Блока и Суворовская шашка у Багратиона в Шенграбене.
  Конгломерат этих двух поколений воспитывает сейчас в русском разведчестве следующее, новое и шаг за шагом передает ему ответственность! Это новое поколение, зачастую не глупее, не менее развито, чем предыдущее, но рожденное в Австралии, Франции, США - оно по-другому смотрит на то, что считалось необходимым в прошлом. Поэтому многие руководители вынуждены искать новые пути, новые способы передачи "Русского наследия", привить интерес, воспитать гордость и избежать бессмысленной зубрежки "на разряд".
  Неоднократно повторяемый лозунг "Разведчество не школа, а игра тоже под вопросом. Возможно, что этот подход - роскошь, доступная занимающимся скаутизмом на своей земле, - нам же, пытающимся сохранить какие-то вехи национального сознания у ребят, которым мы не можем обещать ни близкого, ни далекого возврата на родину, а прямо так, на веру, - нам  пора признать, что идея этой игры - иллюзия и, что многое из того, что мы стараемся провести в жизнь - это ШКОЛА.
  Грядущие поколения, вероятно, определят эпоху семидесятых  годов, как "эру переоценок". По всему западному миру пересматривается все "вплоть от Библии и до газет", как писал Евтушенко. Эти переоценки, в поисках новых путей, отражаются на страницах современных номеров "Опыта" и неудивительно, что и наш "первый блин" во многом последовал их примеру.


pp0622.jpg


БЕСЕДА О ЗНАЧЕНИИ СВ. ГЕОРГИЯ в ОРЮР

Дорогие братья и сестры!
  В преддверья страшных для мира лет, и самых страшных для нашей родины, родилась организация разведчиков. Уже сильно гремел гром, уже Россию сотрясали удары землетрясения, уже большой русский поэт А.Блок писал:
  Двадцатый век - еще бездомней
  Еще темнее ночи мгла,
  Еще страшнее и огромней,
  Тень люциферова крыла.
  Россия как будто шла к небывалому прогрессу и спасительным реформам, но тень наползала со всех сторон, как мгла и люди, как слепые, толкали свою родину к катастрофе. Нужны были светлые идеалы, пример и главное - надежда.
  Основатель организации, О.И.Пантюхов, с первыми своими сотрудниками, недаром избрал небесным покровителем Св.Георгия. С предчувствием ясновидящего, эра Св. Георгия и та страшная эра, что ждала Россию, были им сближены и положили основу идеологии организации.
  Что знаем мы о Св.Георгии? Вторая половина 19-го века и весь 20-и век сделали все, чтобы развенчать значение святых, даже исторически стараясь доказать, что они - миф, апокриф, собирательная сила. Этого не удалось сделать со Св.Георгием. Он - живая историческая личность и могила его находится в Лидде, недалеко от Яффы. Считаясь с контингентом людей, которые будут читать эти строки, я была очень осторожна с историческими материалами упоминая Отцов Церкви, самого крупного христианского историка Евзебиуса и таких общепризнанных историков церкви как Latourette и Morton.
  Св.Георгий родился любимцем богов, среди языческого мира. Родился в Лидде, хотя родители его были из Кападокии /Малая Азия/ и владели огромными землями. Он был красавец, атлет, был талантлив, по-тогдашнему времени прекрасно образован, блестящий стратег и полководец - идол легионов, одержавший много побед над варварами. При дворе Диоклетиана ему не было равных.
  Римская империя переживала в то время большой кризис. Она сильно разрослась, и стало трудно управлять ею, держать вожжи в одних руках. Римская колесница катилась под гору. Растущая сила христианства сего "непротивлением злу" не раз считалась виновницей этого. Свою слабость, неудачи, разрыв с легионами, Диоклетиан не хотел и не мог считать своей несостоятельностью и ухватился за спасительное сваливание вины на христиан. И началось страшное гонение.
  За Св. Георгия Диоклетиан держался. Не имея сыновей, он предполагал, женив Георгия на своей дочери Алисафии, сделать его наследником и этим обеспечить себе верность легионов. Диоклетиан возвышал и награждал воина и ставил его все выше. Но Божий промысел уже сделал Св. Георгия своим избранником. Св. Георгий был христианин. Как и когда он принял христианство - истории неизвестно.
  Первым громом было его запрещение, узаконенной веками римской истории, казни на кресте, которую он заменил отсечением головы. Когда же Георгий отказался вести легионы в карательную экспедицию против христиан, карты его были открыты. Это был ужасный удар для Диоклетиана, здание, построенное им, рушилось. Все имеющиеся у него соблазны и все самые страшные угрозы были безуспешны, оставалось одно - привести угрозы в исполнение. Остались страшные пытки. Надо было низвергнуть идола в глазах солдат, привыкших преклоняться перед физической красотой. Сила веры и сила духа Св. Георгия были таковы, что Божий Покров был на нем и солдаты видели его таким же молодым и прекрасным, как и до пыток. Поспешно отсекли Святителю голову. Тело его было выкуплено, перенесено из Никомедии в Лидду и там похоронено. Кончина его произвела такое впечатление на царицу Александру, что она сама открыто объявила себя христианкой и была казнена, но что еще важнее, все это видела юная девочка, привилегированная раба, будущая императрица Св. Елена, с чьим молоком император Константин всосал христианскую веру. Когда он под крестным знаменем повел свои легионы в бой, среди легионеров шли ветераны войск Св. Георгия. Большинство легионеров были христиане.
  Св. Георгия почитает весь христианский мир, англичане и испанцы считают его своей собственностью. Чтит его и весь мусульманский мир, даже турки приводят своих кликуш и бесноватых в храмы Св. Георгия, веря в то, что если больной, прикованный к специальной колонне, проведет в храме ночь, Св. Георгий уведет бесов и больной исцелится.
  В начале этого века турки заняли столицу Кипра. Очень древний собор Св. Георгия был осквернен - в нем были заперты верблюды. Турки запечатали порталы и выставили стражу. Утром верблюдов в храме не оказалось, их нашли мирно пасущимися мили за две от храма. Через охраняемые ворота они, по свидетельству стражи, не вышли. Турецкий паша пришел в бешенство, но узнав, что это храм Св. Георгия, очень испугался и велел храм очистить и отдать христианам. Имена же мучеников за веру, при этом "Ты Господи Веси!
  Страшно было гонение христиан при Диоклетиане, но не менее страшно было гонение в России при Сталине. Там были тысячи, здесь были миллионы. Но, несмотря на все преследования, почти за три четверти века ни разу не упало разведческое знамя, валился один - подхватывал другой. Непрерываемая цепь донесла знамя через смерть, гонения и нищету, вынесла в зарубежье и вот здесь оно стоит над нами, напоминая нам о нашем долге. Никогда ни один руководитель ОРЮР не получал материальное вознаграждение за свой труд, на этом подчас нелегком, тернистом пути. Единственная награда - быть в списке памяти верных - "погиб на посту", "умер на посту".
  Что же заставляет людей, часто старых и больных, не покидать цепь, а если они временно покинули ее - возвращаться?
  Заставляет Т.О., данное Св. Георгию на всю жизнь, заставляет и рано или поздно приводит обратно в цепь - "умри на посту"!
  Разведчество это легионы Св. Георгия и одному Богу известно не станет ли оно тоже в основу новой возрожденной свободной России! Св. Георгий за нас!
  И.В. Халафова Мельбурн


pp0623.jpg
 

РОДИНОВЕДЕНИЕ

Эта статья является отчетом о проведенных и предполагаемых курсах по родиноведению. Курсы эти были главным образом созданы на основе материалов слета 1969 года,которые были опубликованы в 59 номере "Опыта", под заглавием "ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕСМОТРЕ ПРОГРАММ РАЗРЯДОВ".
  Отчет этот делится на две части - первая посвящена родиноведению в историческом смысле и базируется на курсах КДВ Австралийского отдела 75 года, вторая - посвященная культурным ценностям России - пока что чисто схематична и "в деле не испробована". Некоторые вехи мы надеемся провести в лагере 1976 года.
  При составлении этих экспериментальных курсов, мы исходили из следующих аксиом:
  а. Знание родиноведения - необходимо. Без национального сознания наше русское разведчество - бессмысленно! /Вопрос об ответственности за воспитание еще одного поколения шизофреников был оставлен в стороне/.
  б. Большинство ребят хочет остаться русскими, их к нам тянет, они прощают нам плохо подготовленные доклады, опоздания и путанницу, только бы получить что-то. Однако читают они по-русски, зачастую с трудом, более ни менее сложный язык им непонятен. Давая им объяснения, приходиться выбирать слова, как в разговоре с иностранцами.
  в. Понятие родины у этого поколения тоже другое. Иx родина - Австралия, Канада и т.д. Они лучше реагируют на "отчизну", находя в этом выход из двойственности их воспитания.
  г. Культурное свое наследие они знают мало. Многие иностранцы знают больше о русской литературе и музыке, чем наши будущие кадры. Винить их нельзя - слишком много нового им надо усвоить и в школе и в окружающей их иностранной среде.
  д. Заставляя изучать историю в рамках разрядов, останавливаясь на революции и, избегая критику старого времени, мы оставляем настоящее в руках левых элементов.
  Базируясь на вышеприведенном, мы решили попробовать создать краткий курс, который бы включал и русскую, и советскую историю - до сегодняшнего дня. Этот курс мы считали должен быть связан с вехами мировой истории, чтобы разбить впечатление о России, как об отсталой стране, выведенной революцией в свет, которое сплошь и рядом получают в школах. Результаты этого курса мы прилагаем с некоторыми комментариями. Часть экспериментов провалилась с треском, часть имела успех, но не в том чего хотелось бы.
  "Безумен тот, кто часть своих сокровищ не бросит, чтобы целое спасти...". Мы решили для начала создать остов, который потом обрастет деталями. Первый вариант был построен на включении мировой истории.

pp0624.jpg   Добранный материал охватывал период от Киева до Петра, и в основном следовал приложенному образцу. Подход этот возбудил, на первых порах, большой интерес, но в итоге оказался несостоятельным. Связь с мировой историей оказалась обузой, вместо помощи. Большинство историю знало плохо. Второй вариант был построен на базе вопросов и ответов. Он был ближе по форме к курсам "разрядов". Курс этот освещал период от Киева до Петра, например:
  Чем знаменита жена Игоря, княгиня Ольга? - Святая Ольга первая приняла христианство.
  Кто крестил Русь в православную веру? - Внук Св.Ольги, Св.Равноапостольный князь Владимир.
  В каком году и где было крещение Руси? - В 988 году, в Киеве на реке Днепр.
  При ком Русь стала крупной европейской державой? - При князе Ярославе Мудром.
  За что Ярослав прозван Мудрым? - За законы "Русская Правда".
  Кто еще из наследников знаменит? - Князь Владимир Мономах.
  Чем прославился Владимир Мономах? - Миротворством и стараниями объединить Русь.
  Что случилось после Владимира Мономаха? - Раздробление Руси на мелкие княжества.
  Что грозило Руси с востока? - Татарское нашествие.
  Что грозило Руси с севера? - Нападение шведов и ливонцев.
  Этот подход имел значительно больший успех, участники его сами размножали и рассылали материалы в другие штаты. Реакция эта не была неожиданностью. Ознакомившись с курсом, который можно "зазубрить", ребята конечно за него ухватились. Самая интересная реакция была в связи с тем же курсом, но в другом. Вместо "ответов" мы просили "объяснить" ответ. Сначала энтузиазм упал, а затем у некоторых стали появляться старые учебники, долго дремавшие на полках. Их стали приносить как лепту для создания следующих экспериментов и появилась возможность работать вместе.
На базе этих и им подобных опытов мы вынесли некоторые заключения, и началась работа над вариантом номер три. Вариант этот не предполагается быть заменой теперешним курсам "разрядов", а лишь вспомогательным приложением.

pp0625.jpg   Мы предполагаем создать остов на базе "дат" в справочнике вожака, в который войдут выборные материалы вариантов номеров один и два, который будет иллюстрирован портретами, картами сражений и т.д. Будут также приведены краткие биографии выдающихся личностей, как, например, Александра Невского, Димитрия Донского, Петра I, Суворова и других. Все эти сведения будут даны ребятам, сдающим "на второй разряд, как схема "Абсолютного минимума", которую они сами, с нашей помощью, должны будут превратить за период лагерных занятий в сокращенный курс, путем добавления материалов /на их усмотрение/, из курсов второго и третьего разрядов. Трудно предсказать, что у нас получится, кроме неизбежности того, что это будет не совсем то, что было задумано.
  Один из подходов, который мы собираемся испробовать - это преподавание в "Обратной хронологии", т.е. в обратном порядке. Например, руководитель начинает объяснение: Советский флот в данное время считают одним из самых сильных в мире. Достижение это часто приписывают Советскому Союзу - так ли это? Каков был наш флот во время:
  а. Русско-Японской войны?
  б. Севастопольской обороны?
  в. Петра I?
  г. Варягов и т.д.?
  Вопрос передачи каких-то основ культурных ценностей России сопряжен с теми же трудностями, как и чисто исторический подход к родиноведению. Передача эта необходима, на ней зиждется весь смысл национальной работы и без нее попытки привить национальное сознание становятся абсурдом. Однако недостаточное знание языка создает критическое положение. Чтение вслух, декламация, наплыв малопонятных слов, подчас наводят на ребят сон.
  Чтобы как-то пробить эту стену и пробудить интерес, приходится начинать с крошечных доз. Опасности преждевременно спугнуть весьма актуальна, особенно среди сдавших второй разряд и, занявших более ответственные посты. Недаром они так  часто твердят о важности практики, которую никто и не оспаривает.
Первые шаги в этом направлении, по всей вероятности, лежат в подборе и систематическом употреблении коротких цитат и отрывков, связанных с курсами по родиноведению, кострами и беседами.

pp0626.jpg   Предполагаемая программа руководителям старшего поколения, возможно, покажется наивной, а более молодым слишком сложной. Однако мы делаем ставку на обычного руководителя, достаточно знакомого с русской культурой, не имеющего времени на поиски цитат и других материалов.
  Мы думаем проводить занятия в следующем порядке:
  а. программа: параллельно с курсом по родиноведению.
  б. поэзия: отрывки в виде примера, по одному, двум четверостишиям, не более.
  в. живопись: как иллюстрация. Возможен способ показать одну картину из книги, например, варяжскую ладью, а потом во время сбора, дать ВОЗМОЖНОСТЬ ребятам ознакомиться со всей книгой.
  г. музыка: отрывки - запись на ленту для сборов. В лагерях можно пускать вещи целиком, например: "Петрушку" Стравинского или "Александра Невского" Прокофьева. Возможно, что лучше сначала проиграть, а затем объяснять то, что было прослушано.
  Следуя исторической хронологии,  наша первая схема предполагаемой программы, оказалась следующего порядка:
  Во-первых, русская история "...от Гостомысла" гр. Толстого  занимает период от варягов до Александра I . Несмотря на легкомысленный тон и изобилие иностранных цитат, многие образы,  например, Ивана Грозного и Петра I, особенно красочны.


pp0627.jpg   Например: Иван Грозный:
  Иван Васильич Грозный
  Ему был имярек
  За то, что был серьезный,
  Солидный человек.
  Приемами не сладок,
  Но разумом не хром;
  Такой завел порядок,
  Хоть покати шаром!


pp0628.jpg   Петр:
  Царь Петр любил порядок
  Почти как царь Иван
  И так же был не сладок,
  Порой бывал и пьян,
  Он молвил: "Мне вас жалко,
  Вы сгинете вконец;
  Но у меня есть палка,
  И я вам всем отец!..
  Следуя дальше:
  ВАРЯГИ и КИЕВСКАЯ РУСЬ
  Поэзия: Стихи гр. А.Толстого - "Крещение Руси", "Три Побоища", "Гаральд Гаргарда" и т.д.
  Живопись: Иконопись этого периода. Иллюстрации к былинам и т.д. Возможна параллель между "Витязями" Киевских и более известными молодежи "Рыцарями Круглого стола".
  Музыка: "Половецкие пляски" Мусоргского.


Фильмы: "Князь Игорь" /опера/. 
Интересна реакция на само "Слово о Полку...". 
"черные тучи с моря идут хотят закрыть четыре солнца", 
символика совершенно знакомая теперешней молодежи.
ТАТАРСКОЕ ИГО: 
Поэзия: Цикл "Куликово поле" А.Блока.
Литература: А.Солженицын "Куликово поле". Б.Зайцева "Сергей Радонежский".
Музыка: "Александр Невский" С.Прокофьева.
Живопись: Иконопись - Андрей Рублев, Даниил Черный...
Фильмы: "Андрей Рублев", "Александр Невский" /Оба фильма, к сожалению, нуждаются в руководительских комментариях/.
ИВАН ГРОЗНЫЙ:
Поэзия: гр. А.Толстой "Василий Шибанов", "Князь Репин".
Литература: гр. А.Толстой "Князь Серебряный" /в общем устарело,
но некоторые выдержки годятся, например, "Божий суд" и "Пир при дворе Иоанна".
Фильмы: "Иван Грозный" - Эйзенштейна /с рук.комментариями/,
Живопись: Иконопись периода. Картины Репина /убийство сына Иваном Грозным/.
ГОДУНОВ, СМУТНОЕ ВРЕМЯ,РАННИЕ РОМАНОВЫ:
Поэзия: "Борис Годунов" Пушкина. Иван Сусанин.
"Музыка: Опера "Борис Годунов", Опера "Жизнь за царя". "Хованщина" Мусоргского.
ПЕТР I:
Поэзия: "Полтава", "Медный всадник", "Лесом частым" Пушкина. "Вновь Иссакий в облаченьи" А.Ахматовой.
Литература: Начинает сказываться обилие материалов и вопрос выбора становится делом вкуса. Много можно найти в романе "Петр I" А.Толстого.
Живопись: Богатый выбор картин, гравюр и т.д.
Фильмы: Немного, за исключением довольно неудачного "Петр I".
ЕКАТЕРИНА II:
Проблема выбора еще труднее, несмотря на изобилие материалов. Много можно найти у Пушкина в произведении "Капитанская Дочь" и у Алданова "9-е Термидора".
АЛЕКСАНДР I: Поэзия: "Бородино" Лермонтова.
Литература: "Война и Мир" Л.Толстого.
Живопись: Очень большой выбор.
Музыка: "Война и Мир", опера и балет.

Фильмы: "Война и Мир" /в советском варианте особенно хороша первая часть, в американском много клюквы, ББС вариант для телевидения беден, но наиболее точен.
  Начиная с периода Севастопольской обороны, вопрос выбора становится очень трудным. Материалов много и личные взгляды руководителей играют здесь решающую роль.
  НИКОЛАЙ I:
  Севастопольская оборона: Рассказы Л.Толстого.
  Кавказские войны: "Герой нашего времени" Лермонтова
  и его же поэзия: "Кавказский пленник", "Мцыри" и т.д., "Хаджи-Мурат" Л.Толстого.
  Декабристы: "Русские женщины" Некрасова. Эпилог "Война и Мир" Л.Толстого.
  Примеры музыки и живописи еще не подобраны. Для общего освещения эпохи, трудно найти лучший пример, чем "Евгений Онегин" - поэма и опера, фильм-опера и т.д. Западные фильмы на тему Севастополя интересны, но антирусски окрашены и нуждаются в комментариях.
  АЛЕКСАНДР II и АЛЕКСАНДР III:
  Возможно, что это самый трудный период для подбора примеров, из-за их множества. Хотя весь расцвет нашей литературы с ним связан, но подобрать материал для зарубежных разведчиков - дело нелегкое. Оставляя "бытовой" подбор в стороне, многое можно взять из "Бесов" Достоевского. Также интересны: "Отцы и Дети" Тургенева и "Истоки" Алданова.
  НИКОЛАЙ II, ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО и ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА:
  Период от начала царствования и послереволюционная эра описаны Б.Пастернаком в "Докторе Живаго" и Солженициным в "Августе 14 /если допишет/. Из огромного выбора материалов можно предложить: Русско-Японская война - "Песня Варяг", "Из Мукдена им сообщают". 1905 год - поэма Е.Пастернака "1905 год". Предреволюционный период - А.Блок "Возмездие", цикл стихов о России, "Рожденные в годы глухие" и т.д. Н.Гумилева - "Точно молоты громовые". А.Блока - "Петроградское небо мутило дождем". Революция и Гражданская война -
  С.Есенина - "Анна Снегина". Марины Цветаевой - "Лебединый Стан", Волошина - "Демоны Глухонемые". Савинова - "Ладонка". Из прозы также стоит поискать по страницам у Булгакова - "Белая Гвардия", Шолохова - "Тихий Дон", Алданова - "Ключ" и, конечно, у Мельгунова. Также интересны "Конь Рыжий" - Р.Гуля и "Дроздовцы в огне" - Лукаша. Вопрос выбора музыки и живописи опять же дело вкуса, и перечень мировых знаменитостей не нужен. Наши разведчики были удивлены примерами ранней абстрактной живописи в России и по-видимому имеют мало представления о размерах культурного взлета России в дореволюционные годы нашего века. Все советские фильмы о революционном периоде, как и следует ожидать, "окрашены", но на фильме "Сорок Первый", по повести Б.Лавренева, стоит ребят повести /разумеется, с комментариями/.Также интересна и повесть того же названия.
  ВОЗНИКНОВЕНИЕ СССР:
  Политическая сцена детально описана у Солженицина в "Гулаге" /первая часть/. Вдобавок много готовых цитат можно найти у Ахматовой, особенно в "Реквием" и у Есенина в "Русь Советская". Интересна также первая часть "Семь дней творения" Максимова. Главное место в литературе этого периода можно отдать Паустовскому и Шолохову, несмотря на явную ахинею насчет белогвардейцев"
  СТАЛИНСКИЙ ПЕРИОД и ВОЙНА:
  Опять Солженицин: "Гулаг", "Один День...", "Круг Первый". "Один день в жизни Ивана Денисовича", возможно, является самым лучшим. Повесть эта включена в программы многочисленных школ. Очень хорошо поставленный шведско-английский фильм, более понятен для ребят, чей русский язык "хромает", Существует также очень богатый "критический материал". Особенно интересна книга Георгия Лукаша, марксистского критика, написавшего ее "по ту сторону занавеса" - то есть - пишет, критикует и признает "ихний" и обвинять его в пристрастии трудно.
  СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СССР:
  Эпоха временной оттепели в СССР дала очень большое количество интересных материалов. Они, в общем, делятся на две группы: Самиздат и официальная литература. Во времена хрущевской эпохи эти границы не были так резко очерчены. "Один день..." печатался официально. Также интересна повесть Быкова "Мертвым не больно" /"Новый Мир"/. Из чисто самиздатских материалов, разведчикам доступно многое в поэмах Е.Кушева и Голандскова. Интересные стихи можно найти у Булата Окуджавы.
  Трудно сказать является ли теперешний зажим лишь возвратом к литературным традициям, не допускающим ничего кроме описания перехода "от хорошего к лучшему" или преддверием какой-то попытки возврата к неосталинизму. Ужас при мысли об этой возможности никто не описал с таким подъемом и реальностью, как Александр Галич, в своей поэме "Ночной дозор".
  В заключение можно сказать, что включение примеров из произведений литературы, искусства и музыки в разведческую программу не только желательно, но и необходимо.
  Хотя состав нашего очерка связан с родиноведением, выбор других возможных подходов очень широк. До тех пор пока существует какая-то связь с разведчеством, существует и возможность "незаметно" кое-что провести в жизнь. Возможно, что практические ассоциации могут оказаться более удачными. Например, "Экваториальный Лес" - Гумилева, начинающийся с фразы: "Я поставил палатку на западном склоне..." сразу захватывает внимание, особенно у лагерного костра.
  Инструктор С.Халафов Мельбурн


pp0629.jpg
  В честь Александра Владимировича Колчака в г.Мельбурне, Австралия, назван 14 отряд русских разведчиков.
  Род Колчака идет от турецкого паши Колчака, взятого в плен войсками Миниха, в 1739 году, при сдаче крепости Хотина. После окончания войны, паша поселился в Польше после разделения которой в 1794 году его потомки переселились в Россию.
  Отец адмирала был одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма, нашли среди трупов.
  Александр Владимирович Колчак родился в 1874 году. Окончив морской корпус в 1894 году, Колчак был произведен в чин мичмана и на крейсере "Рюрик" ушел в плавание на Дальний Восток. Колчак увлекался наукой, его перу принадлежит ряд статей.
  В 1899 году Колчак принял приглашение барона Толя участвовать в экспедиции на Север, в качестве гидролога. В 1902 году, когда корабль экспедиции был затерт льдом, барон Толь решил продолжать путешествие пешком. Взяв с собой трех членов экспедиции, он отправился в путь, а остальным велел вернуться.
  Вернувшись в С.Петербург, А.Колчак поднял вопрос о снаряжении экспедиции на выручку барону Толь и его спутникам. Весной 1903 года, Колчак вышел в океан на шлюпке с 6-ю спутниками. Это был трудный, опасный и тяжелый поход. Шлюпка дошла до острова Бенета, где были найдены следы барона Толь. Осенью Колчак двинулся на юг, где он обнаружил, что запасы, оставленные для барона, были нетронуты. Последние надежды найти хоть кого-то в живых исчезли. После 42-дневных поисков, Колчак вернулся в Россию.
  По прибытии в Якутск, Колчак узнал о начавшейся войне с Японией и после многочисленных затруднений отправился в Порт-Артур. В Порт-Артуре он просил адмирала Макарова назначить его на боевую должность, но адмирал решил, что Колчаку надо отдохнуть и набраться сил. Колчак был назначен на крейсер "Аскольд". Отдых, однако, был недолог. После крейсера и минного заградителя "Амур", Колчак стал командиром миноносца "Сердитый".
  Но организм не выдержал, у Колчака началось воспаление легких. Не оправившись от болезни, он вернулся на миноносец и расставил мины, на которых подорвался японский крейсер, за что был награжден Георгиевским оружием.
  Колчак был ранен при сдаче Порт-Артура и положен в госпиталь в Нагасаки. Всем русским офицерам была предоставлена возможность вернуться на родину "БЕЗ ВСЯКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ" и все предпочли вернуться.
  После японской войны, кружки молодых русских офицеров начали работу по возрождению флота. С. Петербургский морской кружок, был одним из самых активных. Помощником председателя этого кружка был капитан второго ранга Колчак.
  Весной 1906 года, был учрежден Морской Генеральный Штаб, начальником организационно-тактического отдела был назначен Колчак. Штатские члены вновь созданной Государственной Думы скептически относились ко всем предложениям о военных и морских ассигнованиях. Колчак своей искренностью и знанием дела постепенно привлек внимание членов Думы. Он предложил построить два корабля, которые могли бы выдержать давление полярных льдов. Проект был принят и корабли построены. Командирами этих кораблей были назначены Колчак и Матисен /спутник Колчака по заполярной экспедиции/.
  Началась 1-я Мировая война. Колчак, флаг-капитан оперативной части, назначен командиров защиты Рижского залива. С небольшими силами, он отбивает германский флот от Риги. Его награждают орденом св.Георгия 4-й степени. На Пасху,1916 года, Колчака производят в чин контр-адмирала. 28 июля 1916 года произведенный в чин вице-адмирала Колчак назначается командующим Черноморским флотом. Кавказская армия снабжалась морем, под постоянной угрозой германского флота. Под командой Колчака, Черноморский флот через несколько месяцев перешел к активным боевым действиям, закрыв вход в Босфор неприятельским кораблям.
  Пришла революция 1917 года. Дольше всех держался Черноморский Флот, но агитаторы сделали свое каиново дело. Когда матросский комитет обратился к адмиралу Колчаку с требованием сдать свое Георгиевское оружие, разгневанный адмирал выбросил его за борт, сказав: "...не вы мне дали". Сдав командование флотом, Колчак уехал в Петроград для доклада Временному Правительству. Убедившись в полном нежелании Временного Правительства спасти армию и флот, адмирал Колчак с группой офицеров уезжает в Америку и становится одним из советников по операциям десанта.
  Колчаку предлагают командование минной дивизией, но по-видимому ему американский флот не понравился, а происшедшие в России большевистские перевороты вызвали желание быть поближе к родине. Колчак уезжает в Японию и оттуда возвращается в Россию.
  Через некоторое время, по дороге в Омск к генералу Алексееву, Колчак получает предложение от Директории и Сибирского правительства стать во главе военного и морского министерства, Колчак сначала отказывается, но потом уступает после долгих и настойчивых требований. Во время поездки на Фронт, Директория была свергнута и Совет министров предлагает Колчаку принять звание Верховного Правителя. Колчак соглашается, не желая выказываться от служения Родине.
  Малочисленная Сибирская армия не смогла выдержать наступления советской армии и, совершив Сибирский Ледяной поход, ушла на Восток, Колчак, задержанный в Иркутске чехами, был предательски выдан большевикам и 7 февраля 1920 года был расстрелян в Иркутске, до дна испив горькую чашу судьбы России.
  Николай Вырубов /БОБР/ начальник 14 отряда им. адмирала Колчака Мельбурн.
  "И лихой моряк, и большой смельчак,
  На Сибири сел адмирал Колчак"
  /Мятлев/
  Среди вождей Белого Движения, личность адмирала Колчака осталась, возможно, наиболее загадочной. Морской офицер, изыскатель, ученый, поставленный выбором и судьбой, номинально править Россией, в момент ее величайшего кризиса, из далекого Омска,его облик в истории остался призрачен. Как вспышки, отдельные эпизоды свидетельствуют о магнетизме его личности. Ведь не смел же никто поднять на него руку, когда бросил он свое, в бою заслуженное, георгиевское оружие, за борт и сказал: "Не вы давали!".
  Под его командованием Белые войска дошли почти до Волги, На борьбу с ним были брошены опытные советские кадры. Страницы советской энциклопедии отражают реальность угрозы его наступления. Трагический момент, когда армия его, уже связавшись разведкой, не смогла объединить фронт с армией генерала Деникина, в ретроспекте истории, стоит на рубиконе возможности и безнадежности Белой победы.
  Во втором разряде упомянуто его провозглашение Верховным Правителем России. Упомянуто также предательство чешского легиона, выдавшего его большевикам, упомянут его расстрел и кратко описаны вехи истории Белого Движения в Сибири. Но:
  "Кто был он, делами какими свое он украсил чело?"
  до его избрания на кратковременный пост, принесший ему гибель, не упомянуто и многим вообще мало известно. Прилагаемая статья Николая Вырубова, начальника 14-го отряда Австралийского отдела, названного в честь погибшего адмирала, поможет многим, мы надеемся, заполнить эту страницу истории. 



  От редакции
  Мельбурн
  Варяга часто поют у костра. "Мы пред врагом не спустили..." сливается с ночными голосами лесов, о которых наши основатели читали у Майн Рида и Жуль Верна. Вот как выглядел знаменитый крейсер.

pp06210.jpg



РУКОВОДИТЕЛЬ И РУКОВОДСТВО

Всем известно, что говорить о руководителях, как о каких-то сверх людях или психологических гениях, или о том что "руководителем нельзя стать, а им можно родиться" - ошибочно.
  Слово - руководитель - лишь тогда имеет смысл, когда мы видим, как он может руководить. Д-р Мэй Смит приводит следующий перечень качеств руководителя:
  1. Развитый
  2. Решительный
  3. Мудрый
  4. Идейный
  5. Сообразительный
  6. Ответственный
  7. Неунывающий
  8. Справедливый
  9. Обладает уравновешенным характером.
  Здесь руководитель показан, как личность из ряда вон выходящая. Знаменитый американский психолог Покий, характеризуя руководителя, дает следующие основные качества руководителя: сила, координация, единая цель, умение воспитывать кадры, умение повести за собой группу людей.
  Американский психолог Третгольд утверждает, что не все вышеперечисленные качества существовали или существуют даже у великих людей, чьи имена вошли в историю.
  Безусловно чем больше требований предъявляется к руководителю, тем труднее найти лиц, отвечающих этим требованиям. Очевидно, что во всех сферах государственной жизни страны, нужны ответственные руководители. В промышленности, военном деле и др. областях, начиная от рядовых руководителей и кончая министрами и даже президентами.
  Когда мы посмотрим на таких руководителей, какими были Наполеон, Гитлер, Иван Грозный, Кастро и др., мы увидим, что ни один из них не обладал вышеперечисленными качествами.
  Некоторые из самых выдающихся руководителей, согласно истории, были неврастениками, эпилептиками, людьми слабого и неуравновешенного характера, диктаторами и религиозными ханжами.
  Психологический анализ показывает, что деятельность великих руководителей как в прошлом, так и в настоящее" время, зачастую оценивается субъективным суждением историка или писателя.
  Процесс руководства должен постоянно изменяться, в зависимости от обстоятельств. То, что сегодня хорошо - завтра может быть плохо. До сих пор во всем мире не было найдено идеального государственного или общественного руководителя. Там, где до какой-то степени подходит монархизм - не подходит демократия. И там, где подходит демократия - не подходит коммунизм и т.д. Мы знаем, что существует два вида электронагревателей: один - старой системы, когда бы его не включили, зимой или летом, всегда дается одно и тоже количество теплоты, и второй вид - новой системы с термостатом, дает количество теплоты, смотря по обстоятельствам, зимой - больше, летом - меньше,но держит заданную температуру /цель/ неизменно. Старомодный обогреватель, как неумелый руководитель, он всегда направлен в одну сторону, он не улавливает критические моменты и не знает, когда нужно свернуть вправо, а когда влево. Он может говорить заведомую неправду и прятаться, лишь бы только идти по своей дорожке.
  Американский ученый доктор Барнард пишет, что хороший руководитель в индустрии может некоторым показаться глупым, лишь канал для связи, оратор по функции и вор идей.
  Хороший руководитель должен терпеливо выслушать идеи других, прежде чем их принять или отвергнуть, должен быть хорошим оратором, центром связи. Но, если руководитель будет провозглашать только свои собственные идеи /без обсуждения их, корректирования, если нужно и принятия большинством/, то он будет представлять собой оркестр, состоящий из одного человека.
  Китайский философ Тао-Тэ-Кинг, живший за 600 лет до Р.Х., высказал следующие мысли:
  I.
  1. Лучший воин - не воинственный.
  2. Лучший борец - не злой.
  3. Лучший победитель не принуждает воинов участвовать в битве.
  4. Лучший начальник держит себя скромнее рядовых.
  5. Лучшее состояние - состояние спокойствия и способности разумно использовать людей.

  II. Великие руководители - люди их не замечают.
  Меньшие руководители - люди привыкают к ним и хвалят их.
  Еще меньшие руководители - люди их боятся. Совсем маленькие руководители - люди их ненавидят.
  Важно запомнить, что подходящие кандидаты на должность руководителя, если у них есть и плохие качества, со временем, приобретая опыт, могут стать хорошими руководителями.
  Американский писатель Алекс Бовелс указывает в своей статье "Долг и обучение в руководстве", что практика очень важна в воспитании самого руководителя, например: если руководитель, выступая, будет нетерпеливым, нетерпимым, саркастичным, не будет считаться с мнением других, - он может отпугнуть от себя людей. Но, если он прислушивается к критике, и делает для себя выводы, такой человек может осознать и исправить свои недостатки.
  Один китайский философ сказал, что "сила воли человека лежит между возможным и невозможным".
  Эта статья не дает никаких правил, которых бы читатель придерживался, чтобы стать хорошим руководителем, а лишь показывает какие руководители были и какими они могут и должны быть. Руководитель может быть хорошим лишь тогда, когда он прислушивается к мнению своих руководимых, считается с этим мнением и даже иногда уступает в некоторых вопросах, т.е. представляет собой, как бы современный электрообогреватель.
  Для нас, русских в эмиграции, эта гибкость особенно важна. Если мы не сможем между собой ужиться, наша русская эмиграция тихо и мирно угаснет. Чтобы не допустить этого, мы, молодые руководители, должны лишний раз уступить друг другу, если даже не всегда соглашаемся с мыслями другого. Многие пути ведут к Господу Богу, и если мы идем по одному из этих путей, то все остальное - несущественно.
  А.Васильев /Соловей/
  Сидней



ПРИМЕЧАНИЕ
  Вопрос о сущности "руководителей и руководства", обсуждаемый в статье скм. Васильева, является одной из "вечных" тем мировой полемики. Каждая эра рождает свои понятия и идеи. В виде приложения можно добавить следующее:
  Вопрос "надо ли родиться руководителем или можно стать им, связан с теориями наследственности, с понятием предопределения и с определением "руководства", как такового. Вождь во имя идеи ведущий людей из тьмы и председатель общества, собирающий деньги на детский сад - руководители! Качества, необходимые в их работе, схожи, хотя лишь маленькая доля из качеств, необходимых для первой роли, часто более чем достаточна для второй. Авторы, как Лев Толстой, описывали личность великого руководителя, как пассивно отражательную и сами же разрушали свои теории, показывая своих героев "в деле". Однако почти все сходились в оценки наличия чуткости к "атмосфере момента", необходимой для руководителя.
  Современные теории оставляют вопрос открытым. Подчеркивается принадлежность к известному классу, важность положения "первого ребенка" и соперничество, на фоне которого проходит развитие.
  Хотя прирожденные качества определить трудно, современные теории, в общем, склоняются к тому, что к пяти-шести годам развитие потенциальных возможностей уже достаточно сформировано, чтобы определить будущий путь. Если принять эту точку зрения, то вопрос о "рожденном" руководителе и потенциальном равенстве возможностей становится сомнительным.
  В разведчестве вербовка кадров происходит одновременно с управлением. Фундаментом работы является цель продвижения ребят вперед, т.е. воспитательная концепция, связанная с идеей превосходства руководителя над руководимыми. В проведении этой идеи в жизнь, такт и гибкость очень важны, так как роль руководителя совмещает идеи "канала связи" с идеей "источника". Так как дело идет о возрастной группе ребят, особенно подверженной преклонению перед разными идолами, то отрицать "прирожденные" преимущества трудно. Тенденция ребят идентифицироваться со взрослыми, воплощающими их юношескую концепцию идеала, - неопровержима. Не только знание, но и инстинктивное "шестое" чувство этих концепций, для разведческого руководителя необходимы.
  Покойный Б.Б.Мартино, по-видимому, считал, что руководитель всегда должен показывать то, что он ни минуты не сомневается в том, что его духовный и образовательный уровень очень близок к уровню им руководимых, чтобы процесс продвижения их вперед проходил почти незаметно.
  ОТ РЕДАКЦИИ
  Мельбурн


pp06211.jpg

ЛЕСНЫЕ ИМЕНА

Чтобы "Лесное имя" было выбрано удачно и сохранилось на долгие годы у того, кто его получил, нужно соблюсти некоторые условия. Во-первых, не нужно торопиться давать "Лесное имя". Во-вторых, нужно внимательно наблюдать за ребятами какое-то время, заранее подмечая их особенности, узнавая как можно лучше их характер. В-третьих, давать его обязательно в лагере или, в крайнем случае, во время бивуака. В-четвертых, давать после того как кандидат получил 2-й разряд. Делать это следует потому, что ко времени получения этого разряда, ребята уже подросли, возмужали, вышли из детского возраста и, следовательно, у них легче определить черты их характера, узнать, на что они способны.
  Никогда нельзя давать имена обидные, могущие ранить самолюбие или вызвать насмешку, а то и издевательства. Ребята часто по природе своей бывают жестокими и легко находят способ эту свою жестокость как-то проявить, не сознавая, что они этим могут покалечить человека на всю жизнь. Церемония присвоения "Лесного имени" никогда не должна превращаться в балаган, вызывающий смех, тупые остроты и т.п. Наоборот, эта церемония должна быть использована не только для своего рода игры, для приятного время провождения, а для того, чтобы помочь нам что-то добавить, разбудить, вызвать к жизни скрытое, хорошее, чтобы оно проявилось в вечном и ценном, красивом и большом, к чему стремимся мы всей нашей разведческой системой, методами воспитания и самовоспитания для достижения тех целей, которые мы себе, как организация ставим.
  Стоит сказать еще, что лучше не устраивать серийной дачи имен, сразу большому количеству ребят. Лучше имя давать двум-трем, не больше. Больше запомнится им тот вечер, когда они вошли семью тех, кто призвал их, оценив, наконец, после длительного ожидания.
  "Лесные имена" даем у костра. Нужно, чтобы был он зажжен не в обычном месте. Чтобы горел он неярко. Хорошо, если заранее о нем никто не знает и гореть он должен в красивом, глухом месте, подальше от людей.
  В церемонии принимают участие только те, кто сами уже имеют лесные имена. Они собираются заранее, без ведома других, и в своей среде обсуждают имена кандидатов. Затем, лучшие друзья намеченных, незаметно для других ребят, вызывают по очереди своих "крестников", не говоря им, зачем они нужны. Собравшиеся у костра, поверх формы заворачиваются в одеяла. Хорошо, если их трудно узнать сразу. Но не нужно устраивать маскарад "а ля ку-клукс-клан". Дающие "Лесное имя" условились, отрицательно качать головами, когда старший, ранее получившийимя, будет перечислять ряд имен и закивают утвердительно, когда он произнесет заранее выбранное и наиболее подходящее. После этого, получивший имя, занимает место у костра, заворачиваясь в одеяло, пока приводят следующего и прием новых продолжается. Все это проходит при полной тишине, без слов, без шума. Потом, когда все собрались, старший встает и проводит короткую, подходящую этому моменту беседу. Тему легко выбрать: "Наше братство", "Значение дружбы", "Четвертый закон", "Один за всех - все за одного". К концу беседы, сильной, воздействующей на глубокие чувства ребят,
  пламя в костре увеличивают и проводят заключительную часть церемонии - прожигание косынки угольком из братского костра. Получившие имена, снимают косынки и передают их своим лучшим друзьям, которые вдвоем, держа косынки за края, проносят их над огнем костра и, растянув перед старшими, стоящими с другой стороны огня, дают ему их прожечь в вершине треугольника косынки, с тем, чтобы потом ребята могли вокруг дырочки вышить изображение своего "зверя" или написать свое "лесное имя".
  Обязательно нужно, чтобы концом церемонии была бы молитва! Сами понимаете, друзья, в каких только первородных грехах не обвинят нас, если оставим мы ее во мраке "язычества"!
pp06212.jpg
  Сокол
  Мельбурн

СМЫСЛ   ИГРЫ

В лагере для вожатых меня попросили провести беседу на тему: "Игры".
  Думая, что никто не захочет сидеть и слушать одну руководительницу целый час, а то и больше, я решила задать вожакам" несколько вопросов, что бы они мне рассказали про игры. Они разбились на группы /каждая из 5-6 человек/, а я дала им 1/2 часа для того, чтобы обсудить между собой следующее:
  1. Для чего разведчики /или разведчицы/ играют в игры, на сборах и в лагерях?
  2. Какие бывают игры? /просила только классификацию, а не список всех игр, которые вожаки знают.
  3. Как надо выбирать игру?
  4. Как надо проводить игру?
  Когда они все опять собрались, они мне рассказали к каким заключениям они пришли. Таким образом, каждый мог выразить свое собственное мнение. Во время отдельных обсуждений я заметила, что те, кто сначала в присутствии других молчали, в маленькой группе, среди друзей, перестали стесняться.
  Все вместе мы пришли к следующему:
  а. В игры, главным образом, играют для развлечения. После того, как дети посидят спокойно, обсуждая что-то, им хочется встать и побегать. Игры также часто бывают полезными, помимо того, что это разрядка энергии. Игры учат: чувству товарищества, "духу команды", развивая координацию и технические навыки, и внимание.
  б. Существуют игры различного типа, каждая преследует ту или иную задачу. Все вышеозначенные преимущества принимаются во внимание, но иногда подчеркивается та или иная цель игры.
  в. Серьезные темы, которые ранее обсуждались, могут быть
  потом использованы в виде игры. Самые маленькие волчата могут выучить кое-что из истории, если станут разыгрывать роли, например, князей киевских.
  г. Дети различного возраста могут использовать свои знания по скаутской теории и практике в беге с эстафетой, где каждый шаг бега зависит от решения какого-то задания.
  Все были согласны, что это гораздо интереснее, чем задавать вопросы и отвечать на них.
  Игры развивают память, как, например, игра "Ким". Различные вариации списков вещей на память - хороший способ. Например, руководитель входит в комнату и у него что-то неправильно в форме, например, эмблема /значок/ не на месте, скауты должны запоминать, что именно было неправильно.
  Игры по командам и эстафетам /релэй/ поощряют здоровое соревнование, а также развивают координацию и дают разрядку энергии.
  Для того чтобы выбрать игру, вожак должен помнить, какая игра интересна для различного возраста. Также надо учитывать подходит ли место для игры.
  Например, девочкам может быть неинтересно играть в "тог оф уар", в то время как это как раз то, что заинтересует группу сильных мальчуганов.
  Для успеха игры необходимо объяснить цель и правила так, чтобы все знали в чем дело.
  Это более всего относится к сложным играм, где много народа, как например, в лагере.
  Для успеха игры нужно знать, когда ее прекратить, иначе интерес будет потерян и удовольствие испорчено.
  И, наконец, самое главное в игре - это энтузиазм вожака, потому что от этого зависит общий успех.
  Оля Казанская /Панда/
  Сидней
  С Т Р А Х О В К А:
  Типичный лагерный формуляр похож или идентичен со школьными Формулярами того же типа. Однако в походы и бивуаки обычно идут без всякого легального костыля, чтобы не отпугнуть слишком частыми анкетами, ни родителей, ни ребят. Это чувство легальной беззащитности, к сожалению, многим молодым вожакам и руководителям сильно подрезает крылья. По-видимому, нужна страховка всех участников,покрывающая всю годовую деятельность, как это делается в спортивных клубах.


pp06213.jpg

ИГРЫ В "ДРАКОНА"

Каждый год, в течение многих лет разведческой работы в Австралийском отделе, ребята с удовольствием играют в эту ночную игру. Говорят о ней задолго, еще перед лагерями, ожидают ее в лагере, и живо обсуждают все случившееся во время игры сразу после ее окончания. Пожалуй, стоит поделиться с вами, как мы ее проводим и, если она вам не знакома, может быть вы устроите ее в ваших лагерях этим летом. Обычно "Дракон" появляется у нас в конце первой недели лагеря, когда ребята успели уже познакомиться с окружающей местностью, успели втянуться в лагерное расписание, когда они справились уже с постройками и нормально устроились в палатках. В это время можно без риска нарушить сон в отрядах за счет той пользы, которую, по-моему мнению, ребята получат от серьезной разведческой тренировки ночью в лесу. Кроме того, в первой неделе наших лагерей ночи у нас всегда бывают безлунные, темные, когда только яркие звезды горят высоко в небе.
  В день игры руководитель, который будет ее проводить вместе с вожаком старшего звена, разведчики которого будут "драконами", незаметно уходят из лагеря, для того, чтобы объяснить вожаку правила игры и выбрать место для игры. Место должно быть не дальше полумили от лагеря, что бы не терять времени ночью на дорогу. Оно должно быть в лесу без оврагов, обрывов, не опасное. Хорошо, чтобы на нем не было зарослей колючей ежевики и т.п.
  Вечером, по расписанию обычный лагерный костер. Ребята не должны знать, что их ждет. К концу костра, когда стая уже ушла спать, к руководителю подходит вожак, выбранный главным "драконом", и что-то "по секрету" ему сообщает. Руководитель изображает удивление, испуг и, призвав ребят ко вниманию, рассказывает им приблизительно следующую историю:
  "Наша разведка только что донесла, что в районе лагеря появился злой дракон вместе со своими драконятами. Они обладают страшными лучами смерти, убивающими все живое на своем пути. Драконы похитили драгоценнейший клад и, охраняя его, поклялись, что никому клад не отдадут. Но мы храбрые разведчики, рыцари, клад должны отобрать... и т.д. - и т.д."!
  Игравшие раньше отлично понимают в чем тут дело. Новички поддаются неожиданности. И те и другие, какими бы они не были скептиками, равнодушными ко всему таинственному и неведомому, все равно хоть как-то откликнутся на хорошо преподнесенную историю и нужное для игры настроение будет достигнуто.
  Во время беседы руководителя, звено "драконов" незаметно уходит, чтобы снять форму, влезть в длинные штаны, захватить тужурки / ночи у нас очень холодные!/, вооружиться яркими электрическими фонариками /"лучи смерти"/, взять керосиновую лампу /"драгоценный клад"/ и убежать в лес, чтобы заранее, где-либо на более ни менее доступном месте, зажечь ее, предварительно закамуфлировав, так чтобы слабый свет от нее был бы все-таки виден шагов за сто со всех сторон.
  В это время руководитель, проводящий игру, объясняет оставшимся ее условия и правила, потом отпускает ребят по палаткам, чтобы они приготовились к борьбе за клад. Затем, когда ребята снова все в сборе, их нужно точно посчитать, раздать каждому первую "жизнь". "Жизнь" - это картонный кружок, карточка, может быть пуговица или резинка надевающаяся, чтобы не потерять, на руку. Если игрок "убит", о чем ниже, то он отдает первую "жизнь" тому, кто его убил, но чтобы иметь возможность продолжать игру, получает на "базе", - исходное место вблизи игры, - от главного судьи вторую "жизнь" и начинает игру снова. Количество "жизней" в зависимости от времени, назначенного на игру.
  Если игра будет продолжаться часа полтора-два, можно иметь по две-три "жизни" для каждого игрока. Но не обязательно все "жизни" будут использованы, - хороший игрок не отдаст ни одной!
  Наконец, звенья идут на "базу". Хорошо, если у проводящего игру, будет два-три помощника, опять-таки в зависимости от количества ребят.
  Помощники должны быть судьями, чтобы следить за правильным выполнением условий. Придя на базу, руководитель указывает приблизительное направление, где драконы могут хранить клад, дается свисток, засекается время и игра начинается. Сам он остается на "базе". Он должен иметь с собой походную аптеку и много терпения, чтобы самому не побежать играть с ребятами.
  В начале игры, ребята обязательно по два, или целыми звеньями, уходят на разведку, окружая лес со всех сторон, а потом и в нападение, как только "клад", свет лампы, кем-либо из них не обнаружен. В игре могут участвовать только разведчики, разведчицы и новички. Играют только те, кто хочет. Ни в коем случае нельзя заставлять тех, кто боится.
  Количество защищающих "клад" драконов, из расчета один на пять-семь нападающих, но это приблизительно, так как заранее трудно предвидеть, кто будет сильнее, кто будет играть лучше.
  Нападающие могут маскироваться, вымазать себе лицо так, чтобы их трудно было узнать. Могут переодеваться, меняя свою одежду, могут камуфлировать себя зеленью, ветками, папоротником и т.п.
  Могут, обнаружив свет лампы или луч фонаря дракона, подкрадываться, подползать, прятаться от опасности, но могут и прорываться бегом, но не сломя голову! Могут убегать назад менять место атаки, заходить со всех сторон. Драконы "убивают" нападающих, поймав их "лучом смерти" и назвав без ошибки по имени. В таком случае "убитый" отдает свою "жизнь" и бежит за второй. Потеряв последнюю, остается на "базе".
  В случае если нападающий под лучом фонаря не узнан, он может лежать, спрятав лицо, и убежать как только дракон перестанет на него светить. Драконы не имеют права "силой узнавать" противника, они не имеют права трогать нападающих. Игра должна проходить честно, обманувший уходит на "базу". Судьи имеют право отобрать фонарь, если дракон нарушил это правило. Драконы должны быть не ближе 50 шагов от "клада", за этим следят судьи, лишая драконов "лучей смерти", если они это правило не выполняют. Игра должна проходить в полной тишине. Допускается давать о себе знать только на языке леса.
  Потушенная лампа - проигрыш драконов - отобранный клад. Но при подсчете потерянных нападающими жизней,может выйти так, что "клад" отобран не весь. Чем меньше потеряно "жизней", тем большая часть "клада" спасена, и наоборот. В общем, не так важно выиграть, как очень важно хорошо играть! Минут за 15 до конца игры, нужно дать второй свисток, чтобы ребята знали о приближении конца игры, а также по звуку могли бы легче найти базу. Третий свисток - конец игры. Все должны немедленно собираться вместе и после того как судьи убедились, что потерянных нет, все поотрядно идут в лагерь. Хорошо, если кухня приготовит ко времени возвращения ребят горячее какао, с парой сытных бутербродов! Утолив голод, не забыть помолиться на сон грядущий.
  Разбор игры на следующий день, перед занятиями, с громким "ура"! в честь победивших и особенно в честь тех, кто играл по-настоящему, по-разведчески!!!
  Попробуйте, друзья, и напишите, как прошла игра у вас. Может быть, вы сумеете развить ее, добавить, изменить, внеся разнообразие, - буду благодарен всем вам, если откликнетесь.
  Счастливой разведки! Бог в помощь!
  Сокол
Мельбурн

ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ в ПРАКТИКЕ

/Медицина и самооборона/

Последнее время повелось "пересматривать" разные вопросы, особенно вопросы, связанные с передачей русского наследия.
  Однако практика помимо лесной и лагерной ее стороны, тоже содержит многое неразрывно связанное с переменами в окружающем нас мире и подлежащее непрестанной ревизии.
  В подаче скорой помощи, например, отразились перемены в медицинской практике. Искусственное дыхание "изо рта в рот" во многих случаях заменило прежние методы /большинство второразрядников знакомо с ними в теории, хотя многие недооценивают необходимость проверить и очистить проход воздуха, чтобы не вдуть кровь и грязь в легкие/, не говоря о более сложных случаях применения этого метода, связанных с сердечными припадками. Многим неизвестно, что метод этот прекрасно применим "через платок", хотя знание это может оказаться решающим в момент кризиса, когда дорога каждая секунда, а брезгливость мешает прикоснуться губами.
  Подобных примеров немало. Укус змеи нельзя разрезать, потому что яд, разбрызганный по поверхности кожи, тогда попадет в кровь. Нельзя также высасывать из-за возможных ранок во рту и повреждения ткани.
  Медлить, ища пульс на руке, не рекомендуется, найти его легче на шейных артериях и т.д. Теоретические знания ребят редко связаны с понятием "почему?".
  Выход напрашивается сам собой, - требовать от сдающих второй разряд, прохождения курса скорой помощи при каком-нибудь санитарном обществе. Проводить подготовительные и повторные курсы в отрядах и лагерях под руководством квалифицированных медицинских сестер и докторов. Не поддаваться искушению использовать прошедших санитарные курсы, как инструкторов, потому что практические знания у них почти, наверное, недостаточны.
  Если вопрос скорой помощи теоретически разрешим, то с самообороной дело обстоит сложнее. Некоторое знание требуется уже на уровне второго разряда, т.е. в той возрастной группе, когда возможность нужды в этом знании вполне реальна, особенно среди разведчиц, а сдерживающие центры плохо работают.
  Большинство из методов, обычно преподаваемых, базируются на приемах джиу-джитсу и зависят от инстинктивной реакции, приобретаемом долгой и непрерывной тренировкой. Следовательно, они отпадают, так как ни в лагере, ни даже на еженедельных сборах приобрести этот "навык" нельзя. Что же остается для среднего разведчика? Остаются приемы армейского типа, простые, легко усваиваемые, но сопряженные и в практике и в применении, с довольно большим риском повреждения.
  Например, кроме общеизвестного удара коленом или ногой куда следует, они выглядят приблизительно так:
  а. Против обхвата за шею сзади - бить локтем в печень или под ложечку.
  б. Против обхвата спереди - бить лбом по носу или скуле,
  в. Против ножа /без необходимости не вырывать/ сохранять расстояние, бить ступней сбоку по колену, чтобы сломать или вывернуть.
  г. В большинстве случаев необходимо как-то отвлечь внимание противника, если нечего кинуть в глаза, то плевать и стараться бить в момент реакции. В случае попытки душить спереди, бить расставленными пальцами в глаза и т.д.
  Это все, конечно, для какой-нибудь экспедиции в джунгли? К сожалению, нет, это для цивилизованного мира в двадцатом веке.
  Подводя итог, вопрос можно поставить примерно следующим образом:
  а. Мы можем эти грязные методы не применять, продолжать их игнорировать и оставлять в наших разрядах прежние требования известных знаний.
  б. Честно изъять их из программы и заменить рекомендацией изучать каратэ и т.п.
  Или мы можем решить, что статистика нападений и насилий в рубрике обсуждаемой возрастной группы такова, что знание основных методов самообороны не только желательно, но даже необходимо. В этом случае, однако, надо идти с открытыми глазами и преподавать приемы без всяких белых перчаток.
  Инструктор Сергей Халафов
  Мельбурн


ПАМЯТИ ВЕРНЫХ

ПЕТР РОМАНОВИЧ СОКОЛОВ

Петр Романович Соколов, Маугли, родился в казачьей станице в 1903 году. Потеряв в детстве отца он воспитывался у своего деда, атамана станицы. По сложившийся в семье традиции, Петр Романович поступил в Иркутский Кадетский Корпус, где учился, когда началась гражданская война. Ему тогда было 14 лет. Дед к тому времени умер, мать и родные были далеко. Как и многие юноши того времени, он присоединился к Белому движению и после победы большевиков, с частями добровольческой армии пробрался из Сибири в Китай, в Манчжурию, откуда позднее переселился в Шанхай. Во второй половине 30-х годов Петр Романович и его супруга уехали в Малаю. Во время второй мировой войны, Петр Романович приобрел известность в партизанских отрядах, боровшихся против японцев в юго-восточной Азии. Японцы сулили большую награду за поимку "Туан чине", как его называли малайцы, что значит "китайский господин". Однако никто его не выдал, и Петр Романович попал в плен совсем случайно, так что японцы сперва даже и не сообразили, какая крупная рыба попала в их невод. Всем хорошо известны те зверства и издевательства, которым подвергались в японских лагерях военнопленные. Не миновала эта чаша и Петра Романовича,- он потом всю свою жизнь страдал желудочным заболеванием, из-за толченого стекла, которое японцы подсыпали в рис, изредка выдаваемый голодающим заключенным.
  По возвращении в Малайю, после окончания войны, Петр Романович служил в военизированных английских полицейских отрядах, боровшихся против диверсантов-коммунистов, стремящихся захватить в стране власть. Кавалер многих боевых наград, за эти годы Петр Романович получил еще ряд орденов. В 1958 году по состоянию здоровья он ушел в отставку и эмигрировал в Австралию, где поселился в Сиднее. Такова краткая биография Петра Романовича Соколова, прозванного "Маугли", то есть "пришедший из джунглей".
  Чтобы полностью описать его интереснейшую, изобилующую приключениями жизнь, понадобились бы том,а не статья в журнале. Поэтому я ограничусь тем, что попытаюсь рассказать о нем, как о человеке. Редко в жизни встречаются люди, обладающие редчайшим качеством - умением всегда понять другого, не осуждать его слабости, но тем временем оставаться верным своим собственным принципам. Таким был Петр Романович. Я думаю, что среди нас, скаутов того времени, не было ни одного, который в трудную минуту не обращался бы к Маугли за советом, помощью или просто, чтобы "отвести душу". Делили мы с ним не только тяжелые минуты, но и самые лучшие. Дом Соколовых всегда был полон ребят, не проходило ни одного дня без того, чтобы три-четыре человека не заглянули. Все знали, что ни Маугли, ни его жене /любимой всеми нами "Мэм"/ мы не мешали, что на шум, наши заботы, наши подчас замысловатые, но наивные споры их искренне интересовали. Маугли поступил в скаутское движение в юные годы, в Китае, и до конца своих дней был примером всего того, чему учат нас наши законы. Для него это не была лишь "возня с ребятишками", это был образ жизни, который он, однако, никому никогда не навязывал и тем самым возбуждал желание следовать его примеру. Он стремился воспитать в нас глубокую веру в Бога и любовь к России, к ее языку, к ее истории, хотя сам смеялся и говорил, что образование у него "теплушечное". Он всегда уговаривал нас учиться как можно дольше, за что многие из нас ему по сей день благодарны.
  Последние три года Маугли тяжело болел. Началось с участившихся головных болей, из-за шрапнели, которая не была своевременно удалена, после ранения в голову. Обросши хрящом, шрапнель давила на глазной нерв. Врачи не могли пойти на рискованную операцию, так как сердечное заболевание, которым он страдал много лет, ухудшилось. В довершение у него обнаружили рак, от которого он и скончался в 1964 году.
  Мы знали, но не хотели верить, что Маугли скоро от нас уйдет. Тяжелее всего для нас, молодых и неопытных, казалась та безропотность, с которой он переносил свои страдания. Несмотря на мучительные боли, его вера в любящего и милосердного Бога не колебалась, и не нам приходилось утешать его, а наоборот. Он уверял, что муки - это справедливое наказание за его грехи, и с истинно христианским терпением ждал избавления в смерти. Единственное его огорчение было то, что ему приходиться умирать на чужбине.
  В письме, написанном примерно за год до смерти, он выражал опасение, что недостаточно тщательно выполнял свой скаутский долг. "...Да, мой старый отряд идет, четко отбивая шаг... Вот они все братья мои усопшие собрались вокруг костра, а я новопришедший, стою в стороне. И спрашивают они друг друга: "Что братья, принять в скаутский круг брата нашего Петра? Достойно ли он нес свой скаутский долг?" А я стою поодаль, и горло сжимает страх, когда я вижу насколько слабо в свете костра блестит моя лилия. А, если они найдут меня недостойным? Вот чего я боюсь...". Я думаю, никто из нас отчетливо не помнит похорон Маугли - мы все былискованы отчаянием потери, не вспоминая слова любимого им псалма - "Господи пасет мя, и ничтоже мя лишит...".
  "Маугли","Пит","Петр Романович"...
  Светлая вечная память тебе, друг и брат наш возлюбленный.
  Да будет пухом тебе чужая земля! I
  Елена Бердникова
Мюнхен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В лагере "Варяг", в юго-восточной Виктории, недалеко от городка "Нуджи", состоялось "Джэмбори" Австралийского отдела ОРЮР,
  Вдобавок к Аделаидском и Мельбурнским дружинам примкнули сиднейцм и в течение двух недель представители почти всех Австралийских дружин ОРЮР стояли под флагом, под командой большинства их руководителей. Ввиду того, что в лагере было свыше ста пятидесяти человек, включаю стаю,25, и руководителей,- многое из предполагаемых программ пришлось изменить и применить к обстоятельствам.
  Из опыта лагеря, можно заключить следующее:
  а. В лагерях со сборными группами, т.е. группами в которых ребята друг с другом недостаточно знакомы и нет ни одного руководителя, знающего всех ребят, проводить раз рядную программу трудно. Особенно страдает в этих
  "несыгранных" условиях, как ни странно - практика.
  б. Старшие группы нуждаются к каком-то виде взрослой жизни. Проведенные курсы лекций, и обсуждения после костра, были особенно удачны. Ребята сами выбирали кого из руководителей они пригласят лектором на обсуждаемую тему.
  в. Против ожидания декламация не вызывала летаргического сна. Преподнесенная, как "репортаж очевидцев", она напротив имела большой успех. В связи с предреволюционным периодом были взяты цитаты из стихов Бунина, Блока, Цветаевой, Ахматовой, Волошина и Есенина, а также выдержки из поэмы В.Маяковского "Фрунзе" о Врангеле, начинающейся со слов - "Наши наседали, крыли по трапам". Короткие выдержки /опять же сюрприз/ имели меньше успеха, чем более длинные цитаты или короткие стихотворения.
  г. На другом конце спектра, в стае "цикловая игра в славян", завершенная "крещением Руси", оказалась полной неожиданностей. Перун, вырубленный из бревна, появился, к сожалению, одновременно со змеей /неподалеку от лагеря/. На второй день волчатами и белочками овладела суеверная истерия. Считая деревянного болвана виновником появления змеи, они с яростью начали выворачивать его и потом долго провожали по руслу лагерной речки. Конечно трудно было бы выбрать более удачный пример для доказательства пагубности язычества, но все же резкость реакции была для нас неожиданностью.
  д. С практикой тоже вышло не так как предполагали. Курсы самообороны, "командо"-стиля провести не удалось. Не получился также и курс по оказанию первой помощи. Однако "дзюдо", проведенное под инструктажем лагерных дзюдо-ка /коричневый, зеленый и желтый пояса/ имело очень большой успех.
  В будущем на базе прошлого лагеря мы надеемся провести курс от новичка до желтого пояса.
  е. Ночные игры, всегда популярные, оказалось труднее провести в сводном лагере, чем в обычном. Вне лагерной дисциплины у старших ребят появилась естественная тенденция садиться и болтать, оставляя защиту и атаку более младшим. Вот вкратце итог нашего "джэмбори".
  Возможно, что слишком частые "джэмбори" провести не удастся, что до следующего "джэмбори" придется подождать пару лет. К тому времени многие участники этого "джэмбори" перейдут из руководимых в руководящих. Тех, кто отойдет и забудет - жаль. Мы не забудем и будем ждать их возврата.
  Но самое главное, неотъемлемое это то, что "джэмбори" у нас было, что все мы стояли строем под общим флагом, что все слышали, как в ответ на призывы: "Будь готов!" и "Приложите все силы!", звенел и сливался ответ: "Приложим все силы за Россию!". "Всегда готовы за Россию!".

pp06214.jpg