Журнал скаутских руководителей "Опыт" №80

Журнал "ОПЫТ" № 80  (1985г.)

pp0802.jpg

ПОЗДРАВЛЯЮТ ЧЛЕНОВ И ДРУЗЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Старший Скаутмастер Главная Квартира и Редакционная Коллегия журнала "Опыт".
  ОТ РЕДАКЦИИ.В этом номере "Опыта" помещены две статьи недавно скончавшегося скм. В. Кеппена. Статьи были получены редакцией после его смерти. В этом номере мы печатаем две курсантские работы /ХХ1Х КНО, проведенные в Восточно-Американском Отделе/. По мере поступления, такие работы будут опубликовываться и в последующих номерах "Опыта". На тему о путях и методах национального воспитания высказалось еще несколько руководителей. Обсуждение этой темы, по-видимому, продолжится, т.к. от нескольких руководителей получены сообщения о том, что они тоже намерены обменяться мнениями по этому вопросу.

РАЗВЕДЧЕСКИЙ ДУХ (Беседа)

Провести беседу на тему "Разведческий дух" меня навела статья нашей сестры Марины Суваловой в "Опыте" №78. Обладание "разведческим духом" не исключительно свойство разведчика. Обладать им может любой человек, даже никогда не слыхавший о скаутизме. Но любой разведчик в какой-то мере им обладает, так как в противном случае, поступившие в организацию мальчик или девочка в ней не останутся, так как им в ней станет скучно. А это потому, что вся наша деятельность, вся наша жизнь, являются проявлением разведческого духа. Разведческий дух - это стремление жить по нашим законам, стремление стать "завтра лучше, чем сегодня". Вряд ли можно подогнать понятие разведческого духа под какую-то философскую формулу, а если и подыскивать какой-то "изм", то пожалуй это будет "скаутизм". Но проще всего объяснить этот дух, приведя ряд примеров из нашей разведческой жизни.
  В одном лагере волчатник дал своим ребятам задание собрать на территории лагеря бумажки и принести ему по 30 штук. Ребята разбежались и начали собирать и один за другим приходили сдавать свою добычу. Пришли все кроме одного Волика, который все идет и подбирает... Когда он, наконец, пришел, то у него оказалось не 30, а около 50 бумажек, "Зачем тебе столько, Волик? Ведь было задано 30?" "Не знаю", ответил Волик," но я видел, что еще валялись другие..." Волик этим .не хотел выслужиться, но не зная того, проявил настоящий разведческий дух.
  Готовим группу новичков к 3 разряду. После бега, в День памяти верных, трое из ребят допускаются к даче Т.О. Саша подходит ко мне и заявляет, что он давать Т.О. не хочет. "Почему, Саша? Ты ведь бег прошел отлично, парень не плохой, вполне достоин стать разведчиком." "Да, но я еще не готов." - "Как это не готов?" - "Я должен обещать жить по законам разведчиков, но я не уверен, что смогу." На последнем костре Саша все же дал Т.О. Нельзя сомневаться в одном: дух разведческий в нем было Встречал я и руководителей отказавшихся от звания скм., потому что считали себя еще недостойными этого звания.
  Помню одного старшего разведчика, ушедшего с поручением из лагеря и возвращавшегося в лагерь к моменту спуска флага. Он был еще далеко от лагеря, но увидел, что флаг начинает опускаться. Он стал "смирно" и отдал салют пока спускался флаг. Никто его не заставлял этого делать, кроме его "духа". Таких примеров можно привести много.
  Старый Волк - ББМ - как-то рассердился на начальника лагеря и покинул лагерь, но три дня спустя вернулся, и перед тем, как с кем-либо поздороваться, подошел к начлагу, протянул ему руку и сказал: "Прости меня, я погорячился, давай на мировую, а о твоей правоте еще поговорим." Хороший он нам дал пример разведческого духа.
  Спасать погибающих бросаются многие, не только скауты, хотя это тоже черта нашего духа. Любить Родину, отдать за нее жизнь, также готовы многие и не скауты. Но вот еще один пример, взятый из рассказа знакомого мне скаутмастера:
  "Ехали в лагерь поездом, занят был целый вагон /Да, были такие времена!/. Ночь. Я вышел из купе размяться. Вижу в конце коридора стоит прислонившись к стенке разведчица, лет тринадцати. Ну, думаю, понадобилось кое-куда, постоял немного и вернулся в купе. В поезде спится неважно, опять вышел и вижу, что та же разведчица, стоит все там же, на том же месте. Подошел к ней и спрашиваю: "Почему ты не спишь?" - "Да так, не хочется." - "Ну, а что же ты тут все стоишь? Давно я уже тебя тут приметил." Девочка потупилась, покраснела, но все же ответила: "Видишь, в вагоне немало малышей. Если кто из них в уборную пойдет, то он спросонья может не в ту дверь попасть и из поезда вывалиться. Вот я и смотрю,," - "Да кто же тебя поставил?" удивился я - "Как кто?" также удивленно ответила она - "Никто, я сама..."
  Вот эти все вместе взятые примеры и составляют отличительную черту разведческого духа - тот уклад ума и сердца, который не подтасовывается ни под какие "измы".
  Скм. В. Кеппен /Шип/
  /Скм. Владимир Кеппен скончался 4 января 1985 года. Вечная ему память!/
pp0803.jpg

О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ И СОХРАНЕНИИ РУССКОСТИ

Вопрос национального воспитания русских детей за рубежом и сохранения их "русскости", то есть, сохранение их русского национального самосознания, в том числе и русского языка, как своего национального языка, является одним из самых сложных и трудных вопросов, волнующих наших руководителей. Он стал предметом многих обсуждений, статей, обмена мнениями, а также предложений, что можно сделать для улучшения положения, которое в настоящее время явно неблагополучно.
  КРИЗИС РУКОВОДСТВА
  К сожалению, при рассмотрении всех выступлений и суждений в совокупности, невольно приходишь к мнению, что далеко не всеми достаточно четко осознана потребность в усилении и улучшении работы по национальному воспитанию русских детей за рубежом. Часто заботы о национальном самосознании русских детей чисто декларативны, за выражением озабоченности не видно реального стремления к преодолению бедственного положения, нет стремления к активизации работы по национальному воспитанию и поиску новых - а то и использованию старых, уже апробированных нашей разведческой практикой средств. Лень и апатия овладели душами многих наших руководителей, многие потеряли веру в то, что еще можно что-то спасти, другие же, также изверившись, предлагают изменить национальный дух нашей организации, оставить за ней лишь формальную русскую оболочку.
  Все это дает нам право утверждать, что наш национальный кризис в организации является, прежде всего, кризисом руководства, нежеланием, а в некоторых случаях, увы, неспособностью наших руководителей принять необходимые меры для спасения организации. Именно, для спасения.
  ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
  Многие из нас, руководителей, не понимают, что вопрос сохранения национального русского облика организации, не формального, а подлинно русского, -это вопрос выживания организации, вопрос - будет ли она существовать далее или погибнет. И при этом погибнет вообще, а не только как национальная организация русской молодежи.
  Некоторые, руководители считают, что пришло время изменить дух организации, сохранить только ее скаутские традиции, отказавшись от ее национально-русских черт. Они считают, что мы бессильны противостоять денационализации и предлагают плыть по течению, считая, что таким образом можно сохранить организацию. В частности, недавно возникла теория, что наша молодежь - люди двух культур /что, конечно, верно/ - поэтому и ОРЮР должна преобразоваться в организацию двух культур. Таким образом, мы, мол, сумеем сохранить у себя молодежь и привить ей в какой-то мере любовь к России, дать некоторое русское культурное воспитание. Другими словами, ради привлечения молодежи мы должны открыть двери для проникновения в организацию чужой культуры.
  О том, что это будет смертью организации, как русской национальной, спорить не приходится. Если сейчас, когда мы все /все ли только?/ всячески стараемся оградить нашу организацию от нерусских влияний, денационализация прогрессирует с каждым днем. Что же будет, если мы снимем все преграды?
  Но организация погибнет не только как русская национальная, она погибнет вообще. Создание "организации двух культур" прежде всего разрушит организационное единство ОРЮР, Ведь в Америке создастся организация русско-американской культуры /есть уже предложения переименовать ОРЮР в "Организацию русско-американских скаутов"/, в Австралии - русско-австралийской /хотя язык один, культуры несколько рознятся/, в Германии - русско-германской и т.д. Неизбежное катастрофическое ослабление русского компонента сделает чуждым друг другу отделы ОРЮР в разных странах российского рассеяния, что и будет означать конец единой организации.
  Но не следует обманывать себя - переход на "двухкультурную" работу не спасет организацию и в отдельных странах. С потерей русского национального духа, организация потеряет смысл своего существования, практически перестанет отличаться от местных скаутских организаций и значительная часть "этнически-русской" молодежи предпочтет местные организации, особенно если учесть территориальную разбросанность мест расселения русских.
  Гибель русской разведческой организации будет невосполнимой потерей для русской молодежи, причем не только в отношении национальном, но и в отношении скаутском. Русское разведчество весьма своеобразное явление в скаутизме, отличающееся от многих других скаутских организаций своей духовной глубиной, этическими принципами, методикой работы, всем духом жертвенности и служения. Все это неразрывно связано с русским национальным духом, со служением своей родине-России. Заявления, что, мол, "не будут русскими, так будут американскими скаутами, не все ли равно какими" не может иметь места. Мы, руководители ОРЮР, должны осознать, какая ответственность лежит на нас и готовы ли мы, хотим ли мы выполнить те задачи, которые налагает на нас звание руководителя российских разведчиков, достойны ли мы по своим национальным и духовным стремлениям носить это звание.
  ИЗЖИТЬ ИЖДИВЕНЧЕСКИЕ НАСТРОЕНИЯ
  Сейчас часто можно слышать от наших руководителей, что положение невероятно тяжелое, хуже чем когда-либо, что уже ничего не сделаешь. Все это не так. Были ситуации и похуже, и посложнее.
  Обращусь к своему собственному опыту. Разведчиком я стал в 1937 году, без малого пятьдесят лет тому назад. Сначала одиночкой, затем вожаком одиночного звена; в начале 1938 был организован отряд, в котором я, помимо руководства звеном "Сокол", выполнял должности заместителя начальника и секретаря. Было это в югославской провинции. Все члены отряда - в том числе и я - учились в местных, нерусских, школах, в которых русский язык не преподавался. Не было русской воскресной школы, вообще не было русской церкви: на Рождество и на Пасху приезжал священник, служил в неработающей местной церкви. Из тех времен в музее-архиве Олега Ивановича Пантюхова сохранилось мое письмо, в котором я пишу, что 10% ребят в отряде не говорят по-русски...
  Помню я этих ребят о Например, одна семья - четверо ребят, из них трое в отряде, дети русского, не проявляющего никакого интереса к тому, чтобы они говорили по-русски /пишу так подробно, потому что сейчас часто слышно: "Как их научить русскому языку, если родители этого не хотят"/ и местной, совершенно неграмотной женщины, при замужестве перешедшей из магометанства в православие. Старший, Кирилл, толстый, неуклюжий мальчик, через три года говорил прекрасно по-русски, когда я уехал, занял мое место в отряде. Кстати, мать, не говорящая по-русски, хотела, чтобы дети научились русскому языку. Случай, довольно часто встречающийся сейчас: родители бы рады научить детей, но сами недостаточно владеют русским языком.
  Можно было бы продолжить перечень семей, в которых с русским языком у детей было неблагополучно. Но существенно то, что через три года все в отряде говорили по-русски. Я не хочу хвалиться - в этом не только моя заслуга, хотя я делал, что мог и умел. Дело сделала Ольга Михайловна Изместьева, начальница отряда, в будущем начальница женской ветви подпольной организации русских разведчиков, ближайшая сотрудница Бориса Борисовича Мартино.
  Так что тем, кто уверяет, что положение бесконечно тяжелое, что ничего нельзя сделать, я могу только сказать, что не верю их утверждениям. Можно и нужно многое сделать, стоит лишь захотеть. А вот этого хотения уже у многих нет. Привыкли быть иждивенцами, ждать, что кто-то - родители-ли, русская школа ли - предоставят ОРЮР-у ребенка, говорящего по-русски, а наше дело устраивать ему сборы /впрочем, и этого многим уже не хочется, недаром у нас зимняя работа в загоне/, водить в походы, а главное свезти в лагерь, напоить его, накормить, водить на купание, устраивать костры... Все это, и кормить, и поить, нужно. Но не это главное, потому что без разведческого воспитания, которое в ОРЮР-е неотъемлемо от национального воспитания, все это мертво, безыдейно и бездуховно.
  В те времена знали, что разведческая организация несет ответственность за национальное воспитание и "русскость" детей. /Слова такого "русскость" не знали, знали, что русские дети должны быть настоящими русскими, и все/. Сейчас -же мы все жалуемся на родителей, на воскресные школы, на окружающую среду. Все правильно - родители дают мало, школа того меньше, среда далеко не блестящая -но виноваты в создавшемся положении прежде всего мы сами. Горько и неприятно слушать на БКС, посвященном вопросу национального воспитания, скаутмастера, заявляющего, что "родители нам сдают на лето детей, чтобы быть свободными, русское воспитание их не интересует. Вот мы и делаем, что они хотят, а учить русскому языку - не наше дело, да и сил нет!" Сил нет? Это в организации, где почти треть членов руководители?! Да если бы мы всерьез занялись этим делом, нашлись бы десятки русских людей, которые бы помогли нам, да и школа бы начала лучше работать, и отношение родителей бы изменилось.
  Мы упорно ищем виновных вне организации. Родители, в отличие от всех нас, трехцветной ленточки на погоне не носят, не приветствуют друг друга "Будь готов! За Россию!"о Торжественного Обещания в большинстве своем не давали и, главное, они не разведческие руководители, которые взяли на себя ответственность за судьбу русской молодежи в эмиграции, а может быть - если Бог даст -и не только в эмиграции, но и на родине-России.
  В послевоенные годы, когда в лагерях ДиПи образовались большие скопления русских детей, хорошо владеющих русским языком, задача сохранения "русскости" отошла на второй план, вошло в привычку иждивенчество, требование, чтобы нам поставляли детей, хорошо владеющих русским языком. Вероятно, роковой ошибкой было введение правила, что в лагерь принимаются только дети, владеющие русским языком. В те времена масса детей, говорящих по-русски, быстро бы обучила то небольшое число детей, не говорящих по-русски. Тогда впервые четко было сформулировано, что мы ставим какие-то требования русским детям и отказываемся от каких-то обязанностей перед ними в отношении русскости. Первое, что мы должны сделать, это понять, что если мы не сделаем русских детей русскими, то никто другой этого не сделает.
  НЕТ ЕДИНОГО СРЕДСТВА
  Безуспешность многих наших попыток борьбы с денационализацией прежде всего основана на том, что мы постоянно, как в своих теоретических выкладках, так и на практике, стремимся найти какое-то универсальное чудодейственное средство, какую-то панацею от всех бед, при помощи которой можно было бы быстро и надежно обучить русских детей русскому языку, сделать их национально сознательными, независимо от их возраста и пола, семейных обстоятельств, условий жизни, отношения к этому вопросу родителей и прочих привходящих факторов. Такого средства нет и не будет. Успех может быть достигнут только путем многостороннего, разнообразного, дифференцированного для каждого отдельного случая воздействия на ребенка, длительного во времени и разнообразного по средствам. Особо хочу подчеркнуть два момента: а/ "руссификаторское" воздействие на русских ребят должно осуществляться как групповым, так и индивидуальным методом, причем индивидуальное воздействие в наших конкретных условиях может иметь решающее значение; б/ "руссификаторское" воздействие состоит, так сказать, из больших и малых дел, причем малые дела, мелочи, которые способны создать вокруг ребенка постоянную атмосферу русскости, весьма важны.
  Мы должны понять, что успех может быть достигнут только упорной, кропотливой работой, что прогресс часто будет незаметным, особенно если судить в короткие промежутки времени. Это дело, как рост дерева - он на глаз незаметен, но дерево вырастает до неба. Так и русскость наших детей - ее необходимо непрерывно и упорно подпитывать и результаты скажутся, часто проявив себя совершенно неожиданно для нас.
  Я не считаю положение безнадежным. Наоборот! Большое количество старых, опытных руководителей, практически сейчас не участвующих в строевой работе, материальная обеспеченность организации, несравнимая с тем, что было, скажем, до войны, вообще высокая материальная обеспеченность всей русской эмиграции, появление многих технических средств, помогающих обучению и воспитанию, по существу делают задачу "руссификации" более простой и легкой, чем это было прежде.
  Закончив этим изложение некоторых общих мыслей по данной проблеме, я перейду к некоторым конкретным вопросам и предложениям, абсолютно не претендуя при этом, что моими предложениями исчерпываются все возможности. Это отдельные мысли и предложения, нуждающиеся, бесспорно, в дополнениях и уточнениях.
  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
  В нашей организации не менее 150 руководителей, обладающих большим опытом работы, хорошо владеющих русским языком. Предположим, что каждый руководитель возьмет на себя обязательство обучить одного русского ребенка русскому языку в течение двух лет. Это дало бы нам приток около 75 русских детей, владеющих русским языком. Я думаю, если бы мы захотели заняться такой работой, то мы бы нашли достаточно помощников и среди друзей нашей организации.
Я именно говорю об индивидуальной работе вне организации, то есть, не на разведческих сборах, не в лагере и методами, хотя достаточно близкими разведческой педагогике, но формально не разведческими. Само собой понятно, что это, по возможности, должно как можно меньше напоминать школу и уроки.
  Задача руководителя - найти какие-то общие интересы с самим ребенком или с его родителями, которые бы дали возможность разведческому руководителю общаться с ребенком в течение 2-3 часов, примерно два раза в неделю.
  Тут очень трудно дать какой-нибудь конкретный совет. Все зависит от возможностей руководителя, согласия и потребностей родителей, интересов ребенка. Как пример, можно для более младших предположить такую ситуацию, что родители согласны отдать ребенка в воскресную школу, но у них нет возможности - а может быть просто желания - тратить время на поездки. Разведческий руководитель может взяться возить ребенка. После школы он всегда сможет сговориться с родителями, чтобы погулять с ребенком, пойти с ним в зоосад, просто пригласить к себе. Так завяжется контакт и образуется время, которое можно использовать для обучения языку, конечно, путем разговора. С более старшими могут быть завязаны контакты на основе общего интереса к шахматам, филателии и т.п. Обычно в таких случаях можно добиться того, что ребенок будет сам приходить к руководителю.
  УПОРСТВО И ТВЕРДОСТЬ
  В любых случаях, как при индивидуальном обучении, так и на разведческих сборах и в лагерях, нужно проявлять упорство и твердость в использовании русского языка. Окрики "Говорите по-русски" мало чему помогают. Нужно твердо отрешиться от соблазна использовать местный язык при затруднениях, когда ребенок не может выразить свою мысль по-русски, или не понимает, что ему говорит руководитель. Нужно обязательно добиться, чтобы все было сказано по-русски. Это может занять довольно много времени - но иначе успеха не добиться! Когда вас не понимают, можно объяснить на местном языке значение того или иного слова, дать словарную справку, но ни в коем случае нельзя переходить на связную местную речь. Стоит это сделать, как ребенок перестанет прилагать какие-либо усилия, чтобы понять вас. Если вы услышите, что двое ребят говорят на местном языке, не бросайте мимоходом "Говорите по-русски", а остановитесь и потребуйте, чтобы повторили сказанное по-русски, если нужно - помогите. Очень часто дети не говорят по-русски не потому, что не хотят, а потому что им трудно, потому, что не умеют выразить свои мысли.
  Все это, конечно, известно каждому руководителю. Но как часто мы спешим по какому-то важному /а может быть и не такому важному/ делу и проходим мимо какого-нибудь из наших разведчиков, который и рад бы сказать что-то по-русски, да не умеет. Пройдем раз мимо, пройдем два, и наш разведчик начнет думать, что говорить по-русски не так уж существенно, раз мы не обращаем внимания на его нарушение правила о пользовании только русским языком.
  Мы не должны отчаиваться, что результаты нашей работы, наших усилий, не видны, особенно на первых порах. Не нужно уставать, не нужно сдаваться, и результаты будут!
  СОЗДАТЬ РУССКУЮ СРЕДУ
Мы должны стремиться создать вокруг русских ребят русскую национальную среду, как в лагере, так и дома, не только в разведческой организации, но и вне ее. Но прежде всего мы должны везде, где только можно, исключить влияние местной среды. Прежде всего это касается наших сборов и особенно лагеря. В последние годы в лагере, в котором я бываю, появились новые "традиции".
Ежегодно выбирается "мисс лагеря", устраивается "Гавайский вечер", ставятся "мыльные оперы". Зачем все это? Разве не хватает прекрасных русских обычаев, русских забав? Почему в лагерь вносятся элементы чуждой культуры, причем далеко не лучшие даже по меркам этой культуры?
  Трудно все перечислить, что можно сделать для того, чтобы ребенок чувствовал постоянно, пусть даже в незначительной мере, воздействие русской культуры, русских обычаев. В русских семьях многое происходит по русским обычаям, но никто не удосуживается сказать ребенку, что это именно русское, не постарается объяснить смысл происходящего. Уже это осмысление дает очень много в деле поддержания русскости.
  Странно проходят в некоторых разведческих единицах елки. В строю стоят седовласые руководители, читается приказ, потом пара выступлений великовозрастных витязей и дружинниц... Кофе, пирожное, кока-кола. Ни одного детского выступления, ни одной детской игры. Да и детей нет. Взрослых в три раза больше.
  Скажут опять - родители виноваты, детей не возят. Мы уже договорились -не перекладывать нашу ношу на других. Легче всего разослать циркуляр-приглашение. Дети сами не придут, и если нет родительской руки, которая их приведет, то пускай найдется рука руководителя.
  И не только о том, чтобы все разведчики - да и не только разведчики -были на разведческой елке должны мы заботиться. Мы должны приложить все силы, чтобы они были и на всех других елках - даже если ее устраивают, к примеру, НОРР-овцы, наши "враги" /слово-то какое мерзкое выдумал кто-то про наших же русских ребят!/. Это только пример. Мы должны позаботиться, чтобы везде, где звучит русская речь, где говорят о России, показывают Россию, были наши дети -конечно, если им это по возрасту. И постоянно должно быть с ними рядом что-нибудь, что напоминало бы им, что они русские.
  Можно попытаться добиться того, чтобы дети свои личные праздники - день рождения и именины - праздновали только с русскими детьми /или раздельно с русскими и с местными друзьями/. Очень хорошо бы было, если бы разведчики устраивали празднование дней рождения и именин у себя, не только для разведчиков, но и для других детей. Это будет способствовать не только сохранению русскости, но и привлечению детей в организацию.
  РУССКИЙ УГОЛОК
  Более пятидесяти лет тому назад скаутмастер Светов, начальник Отделения Одиночных Разведчиков в Югославии, придумал, что каждый разведчик-одиночка должен иметь у себя дома "Разведческий уголок", в котором бы висел русский флаг, разведческая лилия, лежали бы разведческие журналы, все то, что постоянно напоминало бы ему, что он разведчик.
  Сейчас каждый русский ребенок, не только разведчик, должен иметь такой уголок, русский уголок, где бы висел тот же русский флаг, русский православный крест и иконка, была бы лилия - если он разведчик, русские книги, пластинки, магнитофонные ленты с русскими записями, картины-репродукции русских художников, виды России. Одним словом, чтобы ребенок, подойдя к этому уголку, почувствовал себя русским, чтобы все в этом уголке напоминало ему о России.
  ЗИМНЯЯ РАБОТА
Переходя к собственно разведческой работе, должен напомнить старую истину - без зимней работы не может быть ни подлинной разведческой работы, а тем более не может быть работы по обучению русскому языку, по сохранению русскости. Месяц лагеря - не может скомпенсировать отсутствие какой-либо зимней работы. Зимняя работа должна вестись звеньями, шестерками, малыми группами. Особенно это касается обучения русскому языку. Когда я читаю, что какой-либо начальник отряда проводит только отрядные сборы, с отрядом, в котором возраст детей от 6 до 16 лет - я преклоняюсь перед ним - такого сбора я бы не сумел провести.
  ОБУЧЕНИЕ В ИГРЕ ЗИМОЙ
  Разведческая организация - не школа, и свое обучение мы стараемся осуществлять в игре. Для обучения русскому языку, русской истории, географии России имеется много настольных игр, очень удобных и интересных. Например, всевозможные "квартеты" - карты на определенную тему, скажем, историю России, которые по определенным правилам нужно собрать по четыре. Такие карты не трудно изготовить самому. Другие игры, как "наборщик", требуют только карандаша и бумаги, а такие, как всевозможные шарады, загадки, "испорченный телефон" и другие,не требуют никакого оборудования.
  ... И ЛЕТОМ
  В лагере и в походах также можно проводить игры, помогающие обучить разведчиков русскому языку. Например, можно просто перебрасываться мячом, тот кто бросает начинает слово, кто ловит - должен его окончить, и т.п. Все эти игры живые, веселые, и дети никогда не заподозрят, что это закамуфлированное обучение. Здесь не место перечислять все зимние и летние игры, которые могут помочь выучить русский язык - но они имеются, как зимние, так и летние, на любой возраст, любой вкус и любую степень знания.
  РУССКИЙ ЧАС В ЛАГЕРЕ
  В разведческих лагерях необходимо усилить работу по национальному воспитанию детей. Конечно, весьма нежелательно в лагере иметь много теоретических занятий - но тут все зависит от того, как проводилась зимняя работа. Но в любом случае в лагере необходимо ежедневно проводить для всех "русский час". Лучшее время для него с 12 часов до часу, перед обедом. Проводить его можно, в зависимости от программы, группами разной величины - по звеньям, по под-лагерям, но, как правило, с разделением по возрастам, а иногда даже и по знанию русского языка, если имеется большое различие в уровне знаний.
  Программа такого часа: чтение отрывков из произведений русских писателей, чтение стихов - как ведущим "русский час", так и разведчиками, просмотр альбомов с произведениями русских художников, альбомов и наборов видов России и т.п. Могут быть доклады /для старших/ или рассказы /для младших/ о русских обычаях, одежде, памятных местах, для волчат и белочек. "Русский час" может быть использован для подготовки точек для костра, разучивания новых песен.
  ПОБОЛЬШЕ КОСТРОВ
  В последние годы наметилась тенденция к снижению числа костров в лагере.
Оправдывается это тем, что, мол, на кострах скучно. Действительно, костры стали скучноватыми - слишком однообразен репертуар песен и точек. Костры, по существу, никто не готовит, никто по-настоящему не заботится об их программе, о том, чтобы на них прозвучали новые песни, новые точки, кличи.
Пренебрежение кострами - большая ошибка. Они имеют громадное значение не только в разведческом, но и в национальном воспитании. Побольше петь! В песне заучиваются новые слова, ритм и мелодия песен приучают к правильным ударениям. Точки, какие бы простые ни были, приучают разведчиков выражать свои мысли по-русски, учат разговорной речи.
  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕНЬ РОССИИ
  В лагерях дружины "Царское Село" в последние два года* начали проводить "Национальный день". В этот день все разведчики и разведчицы носят не форму, а национальные костюмы народов России. Костер проводится по особой программе, выдержанной в национальном духе /например, в прошлом 1984 году волчата и белочки на костре поставили сценку из "Садко"/. Все это производит незабываемое впечатление на всех, не только на детей, но и на родителей. Почин дружины "Царское Село" должен быть всячески поддержан всеми другими единицами. Само же проведение "Дня" должно получить дальнейшее развитие, должно совершенствоваться и дополняться новыми идеями.
  ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ТЕХНИКУ
  Современные технические средства коммуникации и информации предоставляют разведческим руководителям массу возможностей в обучении детей русскому языку и вообще в национальном воспитании русской молодежи. В довоенные и первые послевоенные годы всего того, что мы имеем сейчас - телевидения, магнитофонов, портативных малых транзисторных радиоприемников и т.п. - не существовало или было в самом зачатке, стоило дорого. Обучение приходилось вести "вручную", дедовскими способами, несколько усовершенствованными благодаря применению разведческой педагогики.
  Перечислим некоторые из возможностей, которые нам предоставляет современная техника:
  В лагере можно радиофицировать столовую, а при желании и возможности под-лагеря. Например, во время завтрака, обеда и ужина зачастую стоит невообразимый шум, беспорядок и балаган, прыганье по столам, и явно преобладает нерусская речь. Если передавать через громкоговоритель, скажем, какой-либо рассказ на русском языке /есть хорошие граммофонные пластинки и магнитофонные ленты с такими записями/, многие заинтересуются и станут слушать, что, с одной стороны, повысит порядок в столовой, а с другой - поможет освоению русского языка. При обсуждении этого вопроса на круге БКС было выражено опасение, что от громкоговорителя будет только лишний шум, но громкоговоритель выключить значительно легче, чем утихомирить разыгравшегося разведчика.
  Упомянутые граммофонные пластинки и магнитофонные ленты с записями на русском языке сказок, произведений русских писателей, русских песен и музыки сейчас легко можно купить по доступным ценам. Они должны быть принадлежностью "русского уголка" каждого разведчика, каждый отряд должен иметь их в числе своих учебных пособий. Магнитофонные ленты с записью русских, в частности разведческих песен можно изготовить самим. Более сложный вопрос с видеозаписями кинофильмов - на русском языке таковые имеются лишь советских фильмов. Но многие из этих фильмов не содержат абсолютно никакой коммунистической пропаганды, а если есть немного, то можно детям дать соответствующие разъяснения. Видеозаписи
  * - В дружине "Царское Село" День Народов России проводится с 1982 г., т.е. четыре года. /прим. редакции/
  стоят дорого, приходится обычно ограничиваться взятием их напрокат. Поэтому их, по-видимому, следует показывать только на отрядных и дружинных сборах, может быть в лагере, в холодную погоду.
  Разведческим руководителям следует всячески рекомендовать родителям использовать те возможности, которые им предоставляет современная техника, причем как можно в более раннем возрасте их детей. Замечательно, если их ребенок будет засыпать под русскую сказку, записанную на граммофонной пластинке или магнитофонной кассете! Мы говорили уже о том, что многие родители хотели бы, чтобы их дети говорили по-русски, но у них нет времени на обучение, им не хватает зачастую настойчивости, а бывает и просто знаний русского языка. Таким родителям технические средства могут оказать огромную помощь. Разведческие руководители также должны рекомендовать родителям дарить на праздники детям не разные безделушки, а русские пластинки и кассеты /конечно, и книги - тем, кто уже освоил русскую грамоту/о То же самое детям, чтобы дарили своим русским друзьям такие подарки.
  РАЗВЕДЧЕСКИЕ ИНОЯЗЫЧНЫЕ ОТРЯДЫ
  Все то, что мы до сих пор говорили, в общем, не выходит из обычной системы разведческой организации и обычной разведческой работы. Следующее мое предложение потребует определенных организационных мероприятий, а также разработки особой методики работы с детьми. Предложение это касается создания специальных разведческих отрядов из детей, плохо владеющих русским языком или совсем не знающих его о В таких отрядах дети, помимо обычного прохождения разрядов на местном языке, интенсивно бы обучались русскому языку. Для того, чтобы ребята учились русскому языку с охотой, сделать определенные нормативы знания русского языка при сдаче разрядов, обещать им, что при достаточном уровне знаний их переведут в отряд, говорящий по-русски, и, главное, допустят в лагерь. У нас еще нет опыта такой работы, но, видимо, без нее не обойтись. Самое главное здесь то, чтобы не впасть в соблазн и начать псевдо-русскую, "этнически русскую" разведческую работу на местном языке.
  Некоторые мысли о проведении звенового сбора с разведчиками, плохо знающими русский язык, я высказал в своей статье в "Опыте" № 7б. В Аргентине уже давно имеется дружина /сейчас отряд/ из ребят, говорящих по-испански. Я слышал скептические отзывы об этом отряде, но недавно я встретился с разведчиком, ранее бывшем в этом отряде, а потом переведенном в отряд, говорящий по-русски. Говорил он по-русски значительно лучше, чем многие разведчики в Нью-Йорке.
  ИНОЯЗЫЧНЫЙ РАЗВЕДЧЕСКИЙ ЛАГЕРЬ
  В развитие идеи об организации специальных разведческих отрядов для обучения русских детей русскому языку можно попытаться провести специальный лагерь с такой же целью. Например, в условиях дружины "Царское Село", имеющей постоянное лагерное место, технически бы не было особенно трудно провести двух- или даже трехнедельный лагерь до начала общего лагеря дружины. Основной вопрос - руководители. Но учитывая, что основной упор в лагере придется на освоение русского языка, можно будет привлечь для работы друзей и родителей, так что строевых начальников понадобится немного,
  Было замечание, что за две недели детей языку не научить. Но если считать, что у ребят будет четыре занятия в день, то есть, порядка пятидесяти за две недели, то это равноценно занятиям в воскресной школе в течение полугода. Учитывая что и остальное время в какой-то степени служит обучению, можно считать, что лагерь равен годичному посещению воскресной школы. Но, конечно, одним лагерем языку как следует не обучить, как мы сказали, нужно комбинированное, постоянное, долгосрочное воздействие.
  НОРМАТИВЫ ПО ЗНАНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
  При прохождении разрядов необходимо учитывать и реальные знания разведчиками русского языка. Нужно разработать нормативы, насколько хорошо разведчик должен владеть русским языком при сдаче того или иного разряда, определить, как проводить проверку этих знаний.
  Для стимулирования интереса к русскому языку необходимо разработать и учредить ряд специальностей, связанных со знанием русского языка, русской истории и географии, вообще родиноведения. Например, могут быть специальности -чтец-декламатор, артист, историк, географ, этнограф, зодчий, землепроходец и т.п.
  ПРОБЛЕМА СТАРШИХ
  Кончая настоящую статью, хочу вкратце остановиться на проблеме старших разведчиков. Нужно признаться, что вопрос, как вести работу со старшими, у нас далеко не решен. Одновременно с отходом от разведческой организации наблюдается у очень многих потеря русского национального самосознания.
  Причина отхода - потеря интереса у старших к "классическим" разведческим занятиям - походам, лагерям, всяким узелкам и т.п. Появляются новые, взрослые интересы, которые удовлетворяются вне организации и обычно вне русского общества. Так как наша организация слишком слабосильна, чтобы удовлетворить огромное разнообразие интересов юношей и девушек, то остаются три области, в которых организация может эффективно удовлетворить возросшие интересы старших и удержать их, как в своих рядах, так и в русской среде.
  Первая область - это помощь организации в ее начинаниях, такая "полуруководительская" работа, примерно то, что делают родительские комитеты и общества друзей. Примерно на такой путь стал круг "Мудрая Сова" дружины "Царское Село".
  Другая область - это культурно-просветительская работа: певческие хоры, театральные группы, литературные кружки. В нашей организации, к сожалению, такая работа проводится мало, в других же организациях молодежи она достаточно хорошо поставлена. Недостаток ее в том, что она требует от участников определенных талантов, которыми не все одарены.
  Третья область - это политическая работа. Практически нет человека, который бы не интересовался политикой, а в условиях наших дней, при великом противостоянии западных демократий и коммунизма, не интересовался бы и Советским Союзом, и Россией, как таковой.
  Когда этот вопрос обсуждался на сборе БКС, то он вызвал ряд возражений, суть которых в том, что по уставу мы не являемся политической организацией. Но все возражения были основаны на недоразумении: имеется в виду не узко-партийная политическая работа, а наша общенациональная, антикоммунистическая работа для спасения нашей родины. Собственно говоря, мы ею уже занимаемся. Наши постановки "Трагедия России", участие в "Днях непримиримости" - уже некоторая работа в этом отношении. Необходимо, чтобы наши старшие разведчики осознали значение этой работы, поняли, что русское национальное дело такое же важное и почетное, если не важнее и почетнее, чем, например, быть членом республиканской или демократической партии США.
  Скм. 0. Поляков

РЕПЛИКА О РУССКОЙ РЕЧИ

Согласно известному по "Алисе в стране чудес" тезису, слова могут приобретать любой приписываемый им смысл. Именно это, должно быть, и послужило причиной распространения несколько лет назад в ОРЮР ошибочного представления о значении слов родина и отечество. В свое время я уже цитировал определение этих слов в словарях Даля и Академии Наук СССР /издание 1957~б1 гг./, недвусмысленно указывающих на то, что вместе с отчизной они являются синонимами /см. "Родина -отечество - отчизна", "Опыт" № 63/.
  Между тем, принцип Алисы - принимать желаемое за реальность - живуч. В заметке Бирюка "Как мы говорим" в "СкР" №48 повторяется ошибочное мнение, что родина, дескать, не является "страной рождения". Вот определение, которое дает новейшее издание Словаря русского языка /Академия Наук СССР, 1981-83 гг./:
  "РОДИНА, -ы, ж. 1. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; отечество".
  Бирюк заблуждается и утверждая, что "отечество - страна отцов, страна твоих предков, твоя родина". В русском языке понятие "страна предков" попросту нельзя выразить одним словом. Припомним, что в обоснование эмиграции отдельных групп населения из СССР советская идеология говорит о возвращении евреев и немцев "на их историческую родину", не просто "на родину" или "в отечество".
  Автор заметки заблуждается и в определении слов нация и национальность. В данном случае он ограничивается узким советским юридическим значением /графа "национальность" в советских паспортах. Совет Национальностей Верховного Совета/. Однако эти термины имеют и другое, более широкое значение, которое Бирюк ошибочно принимает за американизм. Справимся еще раз в вышеупомянутом словаре Академии Наук:
  "НАЦИЯ... 2. Государство, страна. Представитель дружественной нации. Организация Объединенных Наций".
  Согласно советской догме, к числу "дружественных наций" несомненно относится и Чехословакия, само название которой говорит о том, что это многонациональное /в другом значении этого слова/ государство. В современных международных договорах встречается выражение "национальная территория" - не о Белоруссии же идет речь! Короче говоря, нация и национальность могут означать "этническую принадлежность" или целое государство. Судить об этом можно только по контексту.
  Попутно добавим, что Бирюк не прав и в отождествлении слов гражданин и подданный. Подданство относится к монархиям, гражданство - к республикам. Следовательно, нужно говорить о подданных Великобритании и о гражданах Франции и США. Подданных США нет и быть не может.
  Инс. Д. Аренсбургер

РУССКИЙ ЯЗЫК

Вполне разделяю мнение Старого Сипа /"Вестник Руководителя" №320/. Без знания русского языка мы теряем основную задачу. Мы - российское разведчество. Без русского языка мы превратимся в местных скаутов. Оказывать услуги России могут люди и без знаний русского языка. Многие американцы, сопротивляясь коммунизму, делают много в общей борьбе. Но наша основная задача - остаться русскими;
  сохранить идеи российского разведчества и передать эти идеи на свободную Родину.
  Нужна смена. Нужны печатные материалы. Нужно знание родного языка. Сегодня русский язык становится "модерным". На нем печатают научные труды. Русский язык изучают в школах. И это делают иностранцы. А что же мы - русские? Если его одолевают американцы, немцы, французы, то русским детям изучать свой родной язык просто необходимо! Кто должен помочь в этом нашим детям? В первую очередь семья, родители, бабушки и деды. Дальше: православная Церковь.
  Наше разведчество не школа. Изучение русского языка должно вестись в прицерковных школах. Много храмов в эмиграции. Пастыри наших православных храмов обязаны позаботиться о том, чтобы и молодежь ходила в церковь, молилась, слушала Богослужения" Но как понять Богослужения не зная языка!? Кто будет в этих красивых православных храмах через 10-15 лет?
  Вот, имея в виду будущее Зарубежной Церкви, нашим пастырям следовало бы подумать о русских прицерковных школах! На должной ли высоте эти школы? У скаутских руководителей нет ни сил ни времени участвовать в работе этих школ. Но и не следует забывать, что в этих школах - наше пополнение. При школе может быть и отряд /звено/ разведчиков. Родительский комитет при такой школе может быть и обществом друзей местной дружины разведчиков...
  Приближаются торжества 1000-летия Крещения Руси. Нам следует добиться признания Зарубежной Церковью наших задач и забот о русской молодежи. Неужели, и по сей день нас считают масонами? Ведь у нас у всех общая цель: привить молодежи русскость и православие! Почему же Церковь нас не поддерживает? Думаю, что если мы добьемся этого, общими усилиями мы сумеем сохранить родной наш язык для православия, для будущей России.

Скм. Л. Артемьев /Тихий Дрозд/

pp0804.jpg


ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 
/По вопросам здоровья - физического и нравственного/

ВВЕДЕНИЕ
  - За последние годы в обществе произошли кардинальные изменения моральных принципов, а также медицинского обслуживания и этики.
  - Понятия "новой морали" в отличие от 60-х годов и начала 70-х - не носят больше характера "революционного", а стали наоборот - институционными. Это, отчасти, и составляет трудность противостояния им.
  - Большинство понятий "новой морали" в принципе глубоко отклоняется от христианского мировоззрения.
  - Новоприбывающие в лагерь /и вообще в ОРЮР/ дети и подростки, в некоторых случаях, совершенно чужды понятиям христианско-православной нравственности. Нередко такие ребята действуют очень энергично на остальных и их влияние легко распространяется.
  - Ежедневное общение в быту со взглядами "новой морали" создают и для всех нас условия, в которых, часто не замечая этого, мы забываем или выпускаем из вида христианские понятия.
  ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО ПРОБЛЕМЫ Вышеуказанные причины ставят на повестку дня следующие проблемы:
  - Не христианское /порой явно анти-христианское/ мировоззрение понимает личность человека как -
  1. личность не свободную /подвергающуюся диктатам моды, обычаев, навыков окружающей среды - не разбирая все эти элементы в порядке нравственности/;
  2. личность не ответственную за свои поступки /"новая мораль" имеет тенденцию сваливать все преступления на общество и оправдывать все нарушения/;
  3. личность не привыкшую себе в чем-либо отказывать;
  4. личность не стремящуюся к высшим ценностям;
  5. личность с материальными, а не духовными ценностями и запросами.
  - Из этих пяти пунктов вытекает, что такого рода личность испытывает мало уважения /или вообще никакого!/ к себе, к своим поступкам, к своему телу.
  - В свою очередь такое же отношение определяется к товарищам обоих полов, руководителям и родителям.
  - Практически это мировоззрение проявляется:
  а/ в непонимании дисциплины;
  б/ следственно, и в несоблюдении дисциплины;
  в/ в отсутствии мотивировки для скаутских занятий /сборы, походы, игры, беседы, костры, и т.д./;
  г/ в грубости между собой;
  д/ в непочитании к старшим;
  е/ в общем настроении цинизма и скепсиса;
  ж/ в преклонении перед элементами культуры чуждой разведчеству: музыка "рок", употребление алкоголя, курение, преувеличенная косметика, влечение к наркотикам, половая распущенность и оправдание ее.
  РЕКОМЕНДАЦИИ
  - Более четкое определение дисциплинарных правил.
  - Строгое соблюдение этих правил всеми, начиная с самих руководителей.
  - Пример руководительского состава /словом и делом/ определит ответственную требовательность к самим себе по всем ступеням разведческой иерархии.
  - Но еще больше чем внешняя поддержка правил, необходима разработка скаутскими единицами, на всех уровнях, определенных занятий и бесед, посвященных темам нравственного и научного порядка, имеющим в фокусе личность человека. Вот примеры таких тем:
  х - личность человека - понятие смысла жизни - Бог;
  - понятие свободы;
  - понятие ответственности;
  - понятие красоты;
  - понятие достоинства;
  - понятия любви и дружбы;
  - понятие половых отношений;
  - понятие физического здоровья;
  - понятие соотношения физического и нравственного в человеке;
  х - личность человека и семья /христианские понятия семьи, свободы и обязанности членов семьи/;
  х - личность человека и общество /лагерь может служить примером общества - дружба, сотрудничество, вежливость, обязательства в самом лагере/;
  х - личность человека и Родина /понятие географическое; понятие духовно-культурное; лояльность, критика, забота, любовь к своей стране и народу/.
  ПРОЦЕСС РАБОТЫ
  Постоянство: работа по осмыслению нравственно-христианского мировоззрения может быть эффективной, когда она постоянно включается во все формы жизни.
  Ненасильственность: необходимо избегать всякого рода личной, прямой критики. Не приказывать, а убеждать. По возможности давать примеры и причины.
  Употребление примеров из старины и литературы. Выставлять положительное.
  Употребление примеров из современной жизни. Стараться приводить примеры и феномены из сегодняшней жизни.
  Дискутировать реальные проблемы - брак и любовь;
  - половые отношения и любовь;
  - верность;
  - лояльность;
  - развод родителей;
  - дружба;
  - алкоголизм;
  - наркотики.
  /Во все обсуждения вводить православные, христианские понятия, но не разбирать при всех личные проблемы и тем более не осуждать кого-либо лично./
  Кратковременность, но повторность бесед: беседы должны быть не длинными, не
  скучными. Важно создать атмосферу, в которой нравственность присутствует во всем и есть удел каждого.
  Введение самих ребят в проводимые обсуждения. Стараться заинтересовать детей.
  Задавать им вопросы-проблемы. Как бы они поступили в том или ином случае? Иногда давать им самим провести беседу. Это создает чувство творческого общения и ответственности.
  Проведение работы маленькими группами. Важно дать понять, что индивидуальный разговор тоже возможен и что руководители доступны.
  Необходимая отдушина. В лагере установилась традиция вечерних "игр на площадке" и "Gong show". С педагогической точки зрения пресечение такого рода традиции может не быть полезной. Важно, чтобы такого рода деятельность не становилась рутиной, но пока она носит характер "карнавала". Она как бы принадлежит к разряду ряженых, масленицы и т.п. Конечно, определенная цензура нужна, т.к. в нашем обществе /вне лагеря/ стало "нормальным" на сцене употреблять шокирующие, часто весьма нездоровые приемы.
  Избегать ненужной сухости. Все эти мероприятия по улучшению нравов не должны означать сухость и скучность. Наоборот, очень важно поддерживать юмор, забавы, веселье, которые именно в рамках морали о ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Серьезность сегодняшней моральной апатии в мире очень велика. Как доказательство может послужить специальное обращение к ОРЮР Митрополита Филарета в 1983 г.
  Одним из способов постоянной поддержки вышеуказанного проекта могло бы быть создание комиссии /группы/ руководителей, которые бы занимались этими вопросами, доставали нужный материал и инструктировали других руководителей в этой специфической деятельности.
  Држ. Л. Ткачевская

Т. 0. В.

Роверы и ровер-герл известны во всех скаутских организациях, любой страны, любого направления. Это старшая ветвь скаутизма, в которой подросшие ребята продолжают вести работу, живя интересами своего возраста. Когда я вижу у наших старших разведчиков и разведчиц нарукавный знак витязя/дружинницы, когда я вижу окаймленный черным платок, у меня к ним невольно возникает чувство уважения. Почему? Ведь это просто старшие ребята ничем не отличающиеся от других кроме возраста, также ходящие в походы, участвующие в лагерях /желательно в отдельных, если они не помогают в проведении лагерей младших/. Словом, просто хорошие ребята из нашей разведческой семьи. А вот и нет, не совсем так.
  Витязи и дружинницы не только и не просто "старшие". Витязи и дружинницы - избранные среди старших и избранные не только по возрастным признакам, не только по разведческим техническим или теоретическим знаниям, а избранные потому, что своим духом они оказались достойными тому, что их допустили к ТОВ. ТОВ не дается на основании сдачи разрядов, накопления специальностей или пройденных испытаний и экзаменов - ТОВ для нас, прошедших школу Старого Волка, дается тем, у которых, по наблюдениям руководителей и других витязей и дружинниц, моральный облик в достаточной степени положительно развит. В нашем разведчестве особенность витязя /для упрощения под витязем я подразумеваю и дружинниц/ - его готовность к самоотверженному служению, в первую очередь служению Господу Богу и России, но и шире, служению ближнему, служению обществу, служению разведчеству. К вырастающему разведчику мы присматриваемся, учитываем его положительные и отрицательные стороны, и если считаем его достойным стать витязем, берем его на подготовительные разговоры. Мы объясняем ему, что мы ожидаем от витязя, как мы понимаем смысл "служения" и в таких личных разговорах выясняем, как он понимает это служение, как он относится к вопросу поступления в круг витязей.
  Далее мы даем ему для ознакомления вопросник. Скажу сразу, что изданный вопросник далеко не ограничительный и может быть дополнен руководителем на основании особенностей характера и стремлений "кандидата". Такие беседы с глаза на глаз или вместе с кругом дают возможность кандидату хорошо обдумать заданные вопросы, выяснить не совсем понятное и глубоко задуматься над вопросом собственного служения. Ведь вид и форма служения очень разнообразны. Для нас, разведчиков, ценна, конечно, работа в разведчестве, но не каждый витязь способен или склонен к разведческой работе, т.е., руководительской деятельности, и он должен знать, что его служение может приобрести и другие формы, идти по другим путям. Служение может выражаться в религиозной форме, в политической борьбе с коммунизмом, в преподавательской, в журналистической. Можно служить будучи врачом, инженером, в любой области, если конечная цель не является материальной, карьерной, а лишь только средством, помогающим "служить" делу освобождения России от большевизма любыми методами. Когда мы считаем, что кандидат "готов", сообщаем ему, что он будет допущен к ТОВ. В условленный вечер присутствующие члены круга /не менее двух/ усаживаются у большого костра вместе с кандидатом, затем его посылают развести в отдалении свой костер, у которого он уединяется, но от которого он может подойти к общему, чтобы задавать присутствующим возникшие у него вопросы, или вызвать отдельных лиц к своему костру для беседы по поводу этих вопросов. Такое бдение длится часто очень долго - 2, 3, 4 часа. Наконец, когда кандидат заявляет о своей готовности дать обещание, он отходит к своему костру и повернувшись на восток /у нас - ставши на свой разложенный на земле платок/, дает обещание. Хорошо нужно помнить, что такое обещание витязь дает перед Господом Богом и перед самим собой. Это не громко сказанные во всеуслышание заученные слова, это обет рыцаря, обет, благодаря которому витязь переступает из детского мира в мир взрослых, поскольку этот обет связывает его только перед собственной совестью, и который заставит его во имя обещанного служения во всем и безустанно самоусовершенствоваться, с тем, чтобы с каждым днем служить лучше.
  Давши обещание, витязь возвращается к общему костру полноправным членом нашего старшего братства. Вот потому, за глубоко обдуманное обещание служить, за наложенный на себя крест, любой наш витязь, любая наша дружинница, вызывают во мне чувство уважения и чувство гордости за нашу разведческую организацию. Вот почему, братья и сестры, к ТОВ нельзя подходить шаблонно, по-будничному, оно должно быть глубоко осознано и прочувствовано всеми витязями и дружинницами любого возраста, любого ранга в Организации.
  Скм. В. Кеппен /Шип/.
pp0805.jpg

ВОПРОСНИК ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА Т.О.В.

За последние 30 лет в наших изданиях неоднократно публиковались опросники для кандидатов на Торжественное обещание витязей и дружинниц. Все варианты, в общем, содержали вопросы на одни и те-же темы. Вся беда в том, что руководители на местах, не помня, где искать такие опросники /в спешке, перед лагерем/, брали первый попавшийся опросник, часто уже очень потрепанную ксерокопию.
  Перед слетом Организации 1984 года также пришлось подумать о таком опроснмке. Составлен был новый текст, отвечающий следующим критериям:
  - понятен, принимая во внимание атмосферу церемонии, как эмоциональную, так и физическую /темно; ясный шрифт; однородные вопросы вместе и т.д./;
  - логичен /вопросы по категориям, последовательны/;
  - ясен /вопросы написаны простым языком/; и
  - практичен /на одном листе, хороший шрифт и т.д./.
В основу тем и вопросов легли четыре опросника, опубликованные ранее в наших изданиях.
Торжественное обещание витязей и дружинниц было проведено на слете. Кандидаты, в беседах с отдельными руководителями и в разговоре у костра, не нашли в связи с опросниками никаких затруднений. Будем надеяться, что этот новейший текст опросника полностью оправдает свое назначение.
  Скм. М. Данилевский.

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ВИТЯЗЕЙ И ДРУЖИННИЦ 
Текст опросника 1984 года.

ОПРОСНИК ДЛЯ КАНДИДАТОВ ПЕРЕД ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ОБЕЩАНИЕМ 
ВИТЯЗЕЙ И ДРУЖИННИЦ

Работа над собой
  1. Какие мои основные слабости и достоинства?
  2. Объективен ли я в своих суждениях?
  3. Проявляю ли я чуткость, чтобы понять другого человека?
  4. Хватает ли у меня силы воли для обуздания главных страстей /честолюбие, самолюбие и т.д./?
  5. Умею ли я сокращать свои потребности до минимума /еда, развлечение и т.д./?
  6. Поддерживаю ли я веру в себе участием в жизни Церкви /молитвой, постом, причащением, на богослужениях и.т.д./?
  7. Умею я сознаваться в своих ошибках, не теряя достоинства?
  8. Уважаю ли я чужое мнение, хотя бы противоположное моему?
  9. Стараюсь ли я расширить свой умственный кругозор анализом тех сложных проблем, которые ставятся жизнью?
  10. Интересуюсь ли я обычаями, культурой, историей, государственным строем наций мира?
  11. Работаю ли я над своим физическим развитием?
  12. Есть ли у меня основная цель жизни? Какая?
  13. Что я делаю для того, чтобы быть полноценным членом общечеловеческого и местного общества?
  Россия и я
  1. Считаю ли я своим долгом служить России?
  2. Готов ли я во имя этого служения жертвовать благами моей жизни?
  3. Берегу ли я чистоту русского языка? Совершенствуюсь ли я в этом?
  4. Что я делаю для сохранения русского языка и культуры среди своих сверстников, знакомых и в своей среде?
  5. Интересуюсь ли я русской культурой и историей?
  6. Что я делаю для дела защиты русского имени?
  7. Стараюсь ли я следить за жизнью русского народа под советской властью?
  8. Интересуюсь ли я вопросом освобождения России от коммунизма?
  9. Что делаю я в этом направлении?
  Разведчество и я
  1. Считаю ли я разведческие законы обязательными для себя?
  2. Провожу ли я этические принципы законов в своей среде?
  3. Чем я помогаю своим младшим братьям и сестрам по организации?
  4. Чем я помогаю руководству организации?
  5. Исполняю ли я свой долг постоянной помощи ближним?
  6. Как я понимаю девиз витязей и дружинниц - "служить"?
  7. Готов ли я добровольно и в полном сознании встать на путь служения?
  8. Готов ли я следовать этому девизу в течение жизни?
  9. Готов ли я дать Торжественное Обещание Витязей и Дружинниц?

СЖИГАНИЕ СТАРОГО ФЛАГА

В параграфе 2.1 Положения об эмблемах сказано: "Старый флаг, негодный для применения, сжигается." Бросается ли он просто в печь, или сжиганию сопутствует какая-нибудь церемония, в Положении не сказано.
  В 1984 году, летом, в лагере им. Андрея Ильинского, впервые за все мои разведческие годы, был поднят вопрос о сжигании старого, порванного флага. Во вторник, 10 июля, подошла ко мне начальница 15 сводной стаи "Холмогорцы" шин. Ксения Юнг и попросила меня провести церемонию сжигания старого флага. Мы начали обсуждать этот вопрос и она предложила сжечь флаг под пение гимна "Коль славен".
  Вечером был общий костер для волчат и белочек. Начали его песней "У задумчивого леса". Затем спели "Дроздовскую песню", которую очень любят волчата и после этого я сказал беседу.
  Начал я ее словами из песни - "...и с трехцветным русским флагом, славу полк себе стяжал" и развернул перед собравшимися старый порванный флаг. Я сказал, что наши знамена освящаются в церкви, и что наши старые знамена должны храниться в церкви или музее, но что флаги мы не освящаем и старые, порвавшиеся флаги не храним. Наши старые флаги мы не выкидываем в мусор и не закапываем в землю, чтобы их там ели черви, а сжигаем в лагерном костре. Костер - это почетное место в лагере. В лагерный костер мусор нельзя бросать и на лагерном костре не полагается жарить картошку или сосиски.
  Наш трехцветный флаг - это символ вечной России, которая всегда с нами. Сегодня, под пение "Коль славен", мы подняли над нашим лагерем новый флаг. Сегодня, мы сожжем наш старый флаг. Давайте споем ему в последний раз "Коль славен".
  Я положил флаг на горящие поленья так, чтобы огонь его сразу охватил со всех сторон. Все были в очень грустном настроении, чуть не плакали, прощаясь со своим старым флагом, который развевался над лагерем волчат все их лагерные годы.
  Так родилась новая церемония в лагере. В будущем я бы только предложил уже с утра поднять на мачту старый флаг и обратить внимание лагерников, что мы его поднимаем в последний раз, что он отслужил свою службу, и что вечером, после спуска флага, мы его сожжем в костре. Мне кажется, что День памяти верных особенно подходящий для этой церемонии.
  Скм. Р. Полчанинов.

Курсантская работа

СБОР ДРУЖИНЫ "ЦАРСКОЕ СЕЛО" /28-го октября 1984 г./

Первый после лагеря сбор дружины начался в 3:00 часа дня в большом зале с камином в "Отраде". Как всегда, была подана команда строиться и около сорока разведчиков и разведчиц и два волчонка построились. Мы помолились и спели "Будь готов!" Вова Федоров сказал несколько теплых слов про скм. А. Захарьина и мы спели Алеше "Многая лета", потому что он на съезде в Лос-Анджелосе получил "Белого медведя".
  Все сели в круг и начали петь разведческие песни "Давно еще в Павловском парке", "У задумчивого леса" и др. После песен все побежали на двор играть в веселую игру, где всех делят на три группы и даются разные темы. Темы были:
  "ОРЮР на луне", "Что животные делают после разъезда лагерников" и "Мафия ОРЮР". Эти темы разыгрывались" Игра прошла быстро и хорошо. После игры Лодик Дудиков рассказал о Славянском фестивале, где будут песни и танцы. Славянский фестиваль состоится 4-го ноября в 2:30 ч. в "Hunter College". Всех снова позвали строиться. Спели молитвы и разошлись, а Круг остался для своего сбора.
  Држ. Т. Захарьина.

Курсантская работа

XXIХ КУРС НАЧАЛЬНИКОВ ОТРЯДОВ /КНО/

21 октября 1984 года были первые лекции КНО Восточно-Американского Отдела, которым Ст. Скм. условно дал номер XXIX. Прошлые КНО были в Австралии в 1977-1978 гг. Последние, ХХ1-ые, КДР были у нас, на восточном побережье США, в 1980-1981 годах. Очередные КНО - пусть маленький, но все же вклад в историю ОРЮР.
  Что же? Может быть такое вступление к репортажу звучит чересчур претенциозно? Слишком судьбоносно? Ведь могут нам бросить в лицо такое обвинение... Пожалуй, можно упрекнуть, но можно посмотреть на это и иначе. Ведь каждый из нас, как уникальная личность, так или иначе является вкладом в историю и чем больше каждый ощущает ответственность на себе за возложенную миссию / как человек, как русский, как христианин, как разведчик.../, тем больше он или она требуют от себя, тем больше будут дерзать и тем больше поэтому смогут сделать. Нередко в современных фильмах нам показывают, как зарождались великие движения, начиная с бунта Спартака в Риме, основания христианских орденов в Средневековье, зачатия наций /как, скажем, Русь или США/. Мы видим, что почти все они так и начинались - с группы людей, охваченных идеей, целеустремленных в своих действиях и с большим багажом любви к своему делу. Так ведь был основан и ОРЮР в Павловском парке - маленькой группой людей, которая все же в последствии разрослась в многотысячную организацию, разбросавшую свои ветви по всей планете и объединяющую столь разных людей!
  Поэтому и каждое начинание, будь то курсы, семинары, ячейки, где присутствуют идея и цель, несут, безусловно, особую значительность. Мне кажется, что - не договариваясь об этом, все мы - и курсанты /нас было шесть человек/ и наши инструктора /5 человек/ как-то чувствовали это. Слава нам обрисовал приблизительный стиль самих курсов и содержание программы. Был даже у нас и экзамен-летучка - о схеме организации.
  Но самое интересное было то, что уже с первого дня одним из курсантов был поставлен на обсуждение этический вопрос: как понимать в программе пункт "Молодежь на Родине"? Все, конечно, догадываются, что дело идет о России. Но России ведь нет?! Есть СССР! Это ли наша Родина? Оттуда следующий вопрос: а что именно наша Родина? И затем - а что такое Родина? Это понятие географическое? юридическое? духовное? культурное?
  Дискуссия обещала разгореться, но на помощь пришла мысль, которая, кажется, оказалась всеми приемлема: Русь /Родина/ - это идея! Эти слова были сказаны Владыкой Григорием в проповеди, произнесенной в нашем летнем лагере несколько лет тому назад. Итак, это идея и поэтому она не закована в географические цепи и освобождена от легально-административных форм! Понятие Руси вынашивается в уме и чувствуется сердцем!
  Русь живет на территории СССР, несмотря на коммунистический плен, она существует и вне этой территории, т.к. находится в самих людях и не играет роли, где именно эти люди родились и где в данное время обитают! Русь будет жить, т.к. идея, тем более питающаяся чистым источником животворящего Православия, не может быть убита. Идеи вне физических законов, выше материальных понятий. Кажется, это было вдохновляющим началом наших курсов!
  Држ. Л. Ткачевская.

ЛАГЕРЬ "МАУГЛИ"

Что случается, когда вашингтонская дружина "Путивль" отправляется в лагерь? ИДЕТ ДОЖДЬ... Однако, на этот раз дождь, хотя и лил стеной, но на второй день лагеря.
  Начнем сначала. В этом году, ввиду того, что разведчики и разведчицы уезжали на слет в Калифорнию, лагерь проводился только для волчат и белочек" 23 июня в 7 -15 утра собрались у дома Лиды Герич. Начали погрузку. Работали тихо, чтобы не разбудить соседей, дружно - это почти вошло в привычку, и быстро -уж очень хотелось поскорее уехать из города. На место лагеря приехали в полдень. К ужину стояли оба лагеря - волчат и белочек, вместе с холивудами, очищенной мачтой кострищем и кухней. Тема лагеря: цикловая игра по программе "Маугли". Проводили его Митя Заречняк с помощником - Сашей Рабчевским, и Лена Присекина с помощницей - Наташей Денисенко. Строили лагерь разведчики и разведчицы.
  Место лагеря в этом году было новое. Для одной половины нашей сводной стаи это был первый лагерь. Для другой половины - последний в рядах волчат и белочек. Начальники волновались. Можно ли за одну неделю научить ребят глазкам, специальностям и другим интересным вещам? Но все вышло лучше, чем ожидалось. После первого проливного дождя погода стояла необыкновенно сухая и теплая. Только последнюю ночь был ливень. У ребят была новая начальница, которая сама была в лагере на тему МАУГЛИ десять лет назад и помнила, какие игры ей были интересны. Лагерные песни на тему МАУГЛИ были о зверях и экзотических странах:
  Африканская колыбельная. Красота и другие.
  Мы были в двух походах. Первый - для того, чтобы найти череп для СКАЛЫ СОВЕТА, где волчата и белочки собирались голосовать и решать разные важные вопросы. Второй поход был на самую высокую гору в этой местности. Мы вышли рано утром с фляжками и АНКАМИ /специальными орудиями по рассказу МАУГЛИ/. После половины пути остановились на обед. Жарили на костре сосиски и "маршмело", которые нам дали в дорогу МЕССУИ /наши мамы-кухарки/. Наши будущие таежники сами разожгли костер - одной спичкой. После обеда мы продолжали подъем в гору. Уже было так круто, что лезли на четвереньках. Растительность была густой и мы думали, что никогда не доберемся до макушки. Перед нами вдруг вырос колоссальный камень, а за камнем, сразу на другой стороне был такой вид..! Мы знали, что высоко залезли, когда мы увидели ястреба летающего ниже нас. С горы мы увидели место нашего нового и старого лагерей. Становилось поздно. Мы бросили с горы в долину наши АНКИ, которые по МАУГЛИ "приносят людям беду" и начали спускаться с горы.
  На ребят этот поход произвел большое впечатление. И они долго будут его вспоминать.
pp0806.jpg

pp0807.jpg   Основателем ОРЮР - Организации российских юных разведчиков - является полковник Олег Иванович Пантюхов. Будучи штабс-капитаном Лб. гвардии 1-го стрелкового Его Величества батальона, он основал 30 апреля 1909 года в Павловске отряд, положивший начало движению юных разведчиков в России.
  В Англии основателем скаутской организации был генерал Баден-Поуэлл, автор книги, которая, по распоряжению Императора Николая 2-го, была переведена на русский язык и под названием "Юный разведчик" выпущена осенью 1909 года Главным штабом,
  В сентябре 1914 г. был утвержден устав общества содействия юным разведчикам - "Русский скаут", председателем которого стал вице-адмирал /в отставке/ И. Ф. Бострем. В январе 1916 г. общество устроило первый съезд по скаутизму. В это время в России было 24 независимых скаутских организаций в разных городах. Ко времени второго съезда по скаутизму в январе 1917 г. в России насчитывалось 50.000 бой-скаутов и герль-гайдов в 143 городах. Расцвет разведчества-скаутизма в годы войны объясняется патриотическим подъемом у российской молодежи, желавшей помочь в тяжелые годы фронту и тылу. Разведчики и разведчицы дежурили на станциях, встречая и провожая поезда с раненными, посещая фронт с подарками для солдат, помогая беженцам и семьям мобилизованных.
  Такую же помощь фронту и тылу оказывали скауты в годы гражданской войны белым армиям. Коммунисты - новые хозяева страны - запретили скаутскую деятельность, арестовав и сослав около тысячи руководителей и старших членов организации.
  Вместе с белыми ушли за границу и русские скауты. Как в России, так и за границей, среди руководителей было много офицеров, которые возглавляли почти все зарубежные отделы. Самым известным был начальник Эстонского отдела ген. лейтенант А.К. Байков, бывший профессор Николаевской военной академии.
  Первыми, запретившими деятельность юных разведчиков, были немцы, оккупировавшие в годы Первой Мировой войны западные территории Российской Империи. Российские юные разведчики продолжали работать нелегально, в связи с чем в Риге был расстрелян немцами Фогельман, начальник 92 отряда.
  В третий раз пришлось русским скаутам-разведчикам уходить в подполье в странах оккупированных немцами-нацистами в годы Второй мировой войны. И несмотря на это, непрерывно шла усиленная подготовка руководительских кадров, что дало возможность организации после конца войны выдвинуться на достойное место среди молодежных организаций. ОРЮР ведет сейчас работу в Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.
Цель работы ОРЮР - воспитать кадры русских зарубежных общественных деятелей и сохранить организацию и разведческие традиции до того дня, когда станет возможным возрождение разведческой организации в Свободной России.
  "Часовой", 1984 г. Р. Полчанинов



КОММЕНТАРИИ АВТОРА
  Иногда авторы слишком пространно пишут о вещах, которые без ущерба можно било бы изложить более коротко. Иногда редакции из-за недостатка места должны сокращать присланные для публикации статьи. Право редакторов сокращать и редактировать рукописи никто не отрицает.
  Иногда только бывает любопытно сравнить оригинал статьи с тем, как она оказалась напечатанной. Например, для журнала "Часовой" у меня было написано, что "в январе 1917 г. в России насчитывалось 50.000 бой- и герль-скаутов". Редактор исправил на "герль-гайдов".
  Второй пример. У меня било написано: "В третий раз пришлось русским скаутам-разведчикам уходить в подполье в странах, оккупированных немцами-нацистами в годы Второй мировой войны. В 1920-1920-х годах НОРС - Национальная организация русских скаутов, как она именовалась в те годы, по количеству членов уступала русскому сокольству и НОРР - Национальной организации русских разведчиков, но, как показали дальнейшие события, качественно занимала первое место. В годы войны..." Подчеркнутое было вычеркнуто редакцией "Часового".
  Далее, после слов "после конца войны" мои слова, что организация смогла выдвинуться "на первое место" были заменены словами "на достойное место". Все это, конечно, мелочи, но невольно над ними задумаешься.
Р. Полчанинов pp0808.jpg