Журнал скаутских руководителей "Опыт" №84

pp084.htm      Журнал "ОПЫТ" № 84  (1988г.)


  ОТ ГЛАВНОЙ КВАРТИРЫ ОРЮР В этом тематическом номере "Опыта" собран материал, относящийся к постановкам монтажа "Трагедия России". Все изложенное предназначается в помощь руководителям для облегчения работы при создании будущих постановок.


"ОПЫТ" - журнал разведческих руководителей - редактируется
РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИЕЙ ГЛАВНОЙ КВАРТИРЫ ОРЮР
Редактор - Ст. скм. МИХАИЛ ДАНИЛЕВСКИЙ
Технический редактор - ски. СЕРГЕЙ ЗАУЕР Июнь 1988 г. pp0842.jpg
Этот номер "ОПЫТА" отпечатан издательством "ЗАРЯ", в Канаде, в год великого и славного торжества - Тысячелетия Крещения Руси.

"ТРАГЕДИЯ РОССИИ"

Сорок лет тому назад, у лагерного костра, впервые был поставлен монтаж "Трагедия России". По инициативе нашей молодежи было положено начало традиции постановок таких монтажей и других подобных выступлений. С того времени во всех уголках нашей разведческой организации проводились и проводятся эти замечательные постановки.
  С уходом в лучший мир старшего поколения Зарубежья, на нас, как на организации молодежи, все больше ложится ответственность за сохранение идеи непримиримости с советской системой. Мы реже слышим об устройстве Дней Скорби и Непримиримости, но когда эти мероприятия устраиваются, их проведение частично или полностью ложится на плечи наших дружин и отрядов. Продолжение постановок 'Трагедия России" дает нам возможность в нашем духе, нашими силами, отмечать и переживать памятные дни российского лихолетья.
  Подготовка и постановка монтажа "Трагедия России" предоставляет руководителю обширные воспитательные возможности. Тема - национальное воспитание - оживает, когда на спевках и репетициях объясняются значения песен и стихов. А само выступление! Весь монтаж-концерт - основной текст, слова песен и стихотворений, реакция зрителей - все это дает участникам большой духовный багаж. То же духовное удовлетворение и подъем получают члены Организации, подготавливающие и обслуживающие выступление. Мы обязаны передать эту традицию и этот воспитательный метод нашим младшим братьям и сестрам - следующему поколению нашей Организации. Это еще один этап в аспекте "Лицом к России!"
  Настоящий номер "Опыта" полностью посвящен постановке монтажа "Трагедия России". Выходя в свет вскоре после трагического юбилея 1987 года, этот выпуск журнала как нельзя лучше заканчивает тему семидесятилетия лихолетья России. Помещенный материал поможет руководителям при проведении монтажа в будущие годы. Продолжая традицию этих постановок и передавая ее нашему младшему поколению, мы заслужим право без стыда повторить -
  Всегда готов! За Россию!
pp0843.jpg

М.Д. Данилевский Старший Скаутмастер 


"ТРАГЕДИЯ РОССИИ"

  Это было в 1947 году, в тридцатую годовщину трагического для России захвата власти большевиками. Летом 1947 г., в лагере Баварского отдела Организации российских юных разведчиков в Миттенвальде, витязи /старшие члены организации/ мюнхенского круга Дмитрия Донского пригласили всех лагерников и гостей к костру.
  Это не был обычный лагерный костер с веселыми песнями и "точками" / короткими комическими сценками/, а тематический костер -монтаж "Трагедия России". Стихи и песни были тесно связаны с темой костра, а ведущий комментировал их и связывал в одно логическое целое.
  Это были годы, когда молодежь ценила поэтов и знала наизусть их стихи. Монтаж "Трагедия России" был построен из материала, который не надо было искать и разучивать, а только подобрать и смонтировать.
  Начальник круга Владимир Тремль, ныне известный профессор-советолог, начал костер словами: "Унесемся мысленно далеко на восток, в Россию. Вспомним стихотворения и песни страшных, кровавых последних тридцати лет". Бодрые песни царской армии сменялись ранними революционными. О бессудных расстрелах офицеров было сказано словами стихотворения Ивана Савина, посвятившего его расстрелянным братьям:
  Ты кровь их соберешь по капле, мама,
  И, зарыдав у Богоматери в ногах,
  Расскажешь, как зияла эта яма,
  Сынами вырытая в проклятых песках.
  Всех убиенных помяни, Россия,
  Егда приидеши во царствие Твое.
  За стихотворением следовали песни белых добровольцев, первых во всем мире оказавших вооруженное сопротивление коммунизму. Белым не суждено было победить - но сопротивление народа продолжается. Вот песня восставших тамбовских крестьян: "Что-то солнышко не светит, над головушкой туман...", а за ней - неизвестно откуда взявшаяся песня - "Города вдали и огни вдали, чудный город вдали - Москва", в которой есть такие слова:
  Там в снегу, в тайге,
  И в полях везде,
  Как и прежде, Россия жива!
  Пелись эмигрантские пародии на лживо пропагандные советские песни времен страшных 30-х годов - "Широка страна моя родная .... где так вольно дышит человек" - и другие.
Стихи Симонова и советские песни начала второй мировой войны сменяются песнями РОА. В этих песнях говорилось: "Будет строить Новую Россию закаленный в бедствиях народ" и "Твердо верим мы в победу нашу, и в твою, любимая страна". Трагедия РОА и выдача Власова и власовцев на расправу Сталину не поколебали веры у разведчиков в грядущее освобождение России от большевизма. Поэтому костер был закончен песней "Бьет светлый час".
  Костер произвел на всех исключительно сильное впечатление. Когда уже лагерники и гости разошлись спать, группа руководителей осталась еще поговорить, и тут, как вспоминает В. Тремль, С. Тарасов сказал, обращаясь ко всем: "Ну, что, провели костер и конец? Нет, братцы, давайте дополнять, расширять его и этой зимой ставить "Трагедию России" в театре, для широкой публики".
  Сразу после лагеря началась подготовка к выступлениям. Первое из них состоялось 26 октября 1947 г. в Регенсбурге, а затем мюнхенский разведческий хор повторил свое выступление в лагере "Ди-Пи" Шлейсхейме, около Мюнхена. Регенсбургская газета "Эхо" 6 ноября того же года писала: "Концерт оставил большое впечатление и былбольшой патриотической манифестацией русской национальной молодежи".
  Успех в Шлейсхейме был огромным. Было решено в следующем году объединить силы мюнхенцев и шлейсхеймцев и выступить с заново переработанным репертуаром. А в 1949 году к хору мюнхенской и шлейсхеймской дружин присоединилась дружина в Ингольштадте. Разведчики приезжали на спевки за полтораста километров. В. Тремль вспоминает: "Огромный Софиензал в Мюнхене... разборчивая, избалованная мюнхенская публика, духовенство, профессура, иностранцы, "зубры". Таких аплодисментов мы еще не слыхали никогда".
  Всего в Германии в 1949 г. было устроено пять выступлений, включая концерт для больных в мюнхенском госпитале "Ди-Пи" и выступление в лагере "Ди-Пи" Фишбеке под Гамбургом, в британской зоне оккупации. Всего за три года в Германии было устроено тринадцать выступлений.
  В том же 1949 году постановка "Трагедия России" была осуществлена в Буэнос-Айресе, в Аргентине. Об этом выступлении буэнос-айресская газета "За правду" писала 21 мая: "Русские скауты в Аргентине дали всем нам подлинный урок любви к Родине... Наша молодежь сможет с правом сказать себе, что она оказала всем нам такую громадную услугу, которую еще не оказал нам никто. Сама же она уже сейчас достигла того, что не достижимо никакой рекламой, никакими громкими словами. Она завоевала наше сердце".
  Две следующие постановки "Трагедии России" в Америке состоялись в Сан-Франциско /19 ноября 1950 г./ и в Нью-Йорке / 21 января 1951 г./. В Нью-Йорке выступил хор из пятидесяти двух человек - бывших "Ди-Пи". Программа была несколько обновлена. Ведущим был по-прежнему Владимир Тремль. Об этой постановке подсоветским людям сообщил на следующий день "Голос Америки": "Выступление талантливой русской молодежи вызвало горячее одобрение русско-американской общественности. Выступление оканчивалось клятвой русской молодежи отдать все силы для борьбы с тоталитарной диктатурой до полной победы свободных демократических сил".
В конце 1951 года, 11 ноября, в Сан-Франциско местная дружина снова выступила с постановкой "Трагедия России".
Успех первого выступления в Нью-Йорке побудил местную дружину выступить в конце того же года в Филадельфии /15 декабря/, в Кассвиле /23 декабря/, в начале 1952 г. - в Нью-Йорке в зале Театра русской драмы /20 января/ и в Монреале /10 февраля/. Русские люди с восторгом встречали свою молодежь, и в газетах публиковались восторженные рецензии. В ноябре 1952 года состоялось с большим успехом выступление в Буэнос-Айресе.
  С начала 1953 года в Нью-Йорке и Сан-Франциско было решено переменить репертуар. В Нью-Йорке 3 мая был поставлен монтаж "Родина", а в Сан-Франциско - "Сказание о Земли Русской".
  После перерыва в несколько лет, 4 марта 1956 г., в Сан-Франциско местная дружина выступила с постановкой "Трагедии России", а 22 апреля в Лос-Анджелесе было повторение монтажа силами двух дружин. То же самое было сделано и в 1957 году - 10 ноября в Сан-Франциско и 24 ноября в Лос-Анджелесе.
  Потом снова был перерыв в несколько лет. В 1964 г. юные разведчики в Сан-Франциско выступили с новой постановкой "Россия, восставшая из пепла".
  В 1967 году в Нью-Йорке на Дне Непримиримости был поставлен монтаж - "Летопись борьбы за Россию". Затем, в 1977 году, на востоке Северо-Американского отдела "Трагедия России" проведена совместно дружинами "Путивль" и "Царское Село" в Вашингтоне, Нью-Йорке и Лейквуде, причем в Вашингтоне - как часть Дня Непримиримости. В 1982 году дружина "Путивль" в г. Вашингтоне взяла на себя инициативу проведения Дня Непримиримости совместно с местными организациями. "Трагедия России" вошла в программу дня.
  В прошлом, 1987, году нью-йоркская дружина ОРЮР снова поставила монтаж "Трагедия России" - 7 ноября в Си-Клиффе, а 20 декабря в Лейквуде.
  Скм. Р. Полчанинов
pp0844.jpg

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ

МОНТАЖ "ТРАГЕДИЯ РОССИИ"

ПРЕДИСЛОВИЕ
  В этом номере "Опыта" собран материал для руководителей, которые будут заняты постановкой монтажа "Трагедия России". Все изложенное может быть использовано как для выступления на театральной сцене, предназначенного для широкой аудитории, так и для сокращенного варианта, подходящего для лагерной обстановки. Иными словами, результатом может быть тщательно подготовленное выступление, или почти импровизированный "на ходу" монтаж /участники костра в День Памяти Верных на слете 1984 года помнят, как пришлось сократить программу монтажа у костра из-за перемены расписания/. Содержание монтажа может быть сокращено для освещения определенного периода истории, или для введения его в более широкую программу общего Дня Непримиримости. Соответствующие советы включены в примечания, помещенные в конце этого номера.
  В основе этого номера - постановка "Трагедии России", подготовленная Восточно-Американским отделом ОРЮР и поставленная в ноябре-декабре 1987 года в Нью-Йорке и Лейквуде, США. Текст, стихи и ноты - обновлены и дополнены новым материалом, освещающим историю российского лихолетья за семь десятилетий. Приложение №1 - ноты песен; приложение №2 - примечания; приложение №3 - варианты конца монтажа. Основная цель всего изложенного - дать возможность руководителям на местах поставить монтаж в разных условиях.
  За сорок лет, прошедших со времени первой постановки "Трагедии России", собралось много материала, имеющего отношение к проведению этого мероприятия. К большому сожалению, этот богатый материал не попал в архив Организации и лежит по сей день, забытый "в темном углу", у разных руководителей. Неоднократные обращения к нескольким лицам остались без ответа. В 1977 году, когда на востоке США /тогда еще в Северо-Американском отделе/ было решено создать постановку, монтаж пришлось составлять из очень скудного архива, без нот. С того времени, теперь уже в Восточно-Американском отделе, материал расширялся и обновлялся. Ноты составлялись "попроще", для "детского" хора и имея в виду минимальное число спевок. Желающие провести более серьезную постановку, могут воспользоваться более сложными аранжировками песен, которые можно найти в Зарубежье. Текст и стихи подобраны без необходимого кропотливого выбора материала, по той простой причине, что, не дождавшись обещанной помощи, новая версия составлялась минимальными силами. Интересующимся историческими сведениями предлагаем просмотреть старые номера наших изданий, для того чтобы получить полное представление о том, как этот монтаж осуществлялся в прошлом.
  Ст. Скм. М.Данилевский

МОНТАЖ "ТРАГЕДИЯ РОССИИ"

Над Москвой великой, златоглавой,
  Над стеной кремлевской белокаменной,
  Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
  По тесовым кровелькам играючи,
  Тучки серые разгоняючи,
  Заря алая подымается:
  Разметала кудри золотистые,
  Умывается снегами рассыпчатыми,
  Как красавица, глядя в зеркальце,
  В небо чистое смотрит, улыбается.
  Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу. Бедно, разбросано и неприютно в тебе... Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней в этой песне? Что зовет и рыдает и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца...
  Русские люди! Там, далеко в России, большевики празднуют 70-летие Октябрьской революции. Четко печатая шаг, проходят по Красной площади колонны русских людей одетых в военную форму - людей рабов, обезличенных коммунистическим террором. А с главной трибуны, у стен священного Кремля, новые улыбающиеся возглавители коммунистической партии торжественно взирают на эти колонны, проходящие парадным маршем...
  И мы отмечаем этот день - день Скорби и Непримиримости российского зарубежья, больше того, день Скорби и Непримиримости всего российского народа. И душою миллионы россиян с нами, здесь, в этом зале, а не на Красной площади...
  Перенесемся мысленно далеко на восток, в Петроград, на 70 лет назад, в то время, когда прямая линия истории российского государства сделала резкий поворот.
  Россия, Российская империя...
  Как много мощи и гордости в этих словах!
  Россией правил Царь, Помазанник Божий, Божьей милостью император
  всероссийский. Россия воплощалась в нем...
  /Команда: "Встать!"/
  ХОР: Боже,Царя храни!
  /Команда: "Сесть!"/

1914 год... Вспыхивает война. Победоносная русская армия Суворова и Кутузова еще раз подняла оружие для защиты братьев-славян и отечества... Первые победы сменяются поражениями. Но вера в конечное торжество не умирает.
  ХОР: Взвейтесь соколы орлами!
  Катастрофа пришла не с фронта. Недалекие политики раздувают недовольство усталого от войны народа. Революционные агитаторы разлагают действующую армию. Такие слова как "верность присяге", "за Веру, Царя и Отечество!" становятся пустым звуком.
  Российское государство должно было не только бороться с внешним врагом, но и отражать удары более страшного внутреннего врага. Опора государства - армия, разложенная темными силами, не хотела больше воевать.
  Неожиданно быстро пала старая власть. Оставленный всеми Государь подписывает отречение от престола. Совершилась революция. То там, то тут взвиваются красные флаги, как бы символизируя тот кровавый путь, на который вступила Россия.
  ХОР: Смело, товарищи, в ногу...
  Власть находится в руках слабого и бездарного временного правительства. Москва и Петроград во власти толпы - ею руководит Совет рабочих и солдатских депутатов, управляемый большевиками. В толпу брошено много зажигательных лозунгов:
  /Несколько голосов из разных мест/:
  ВСЯ ВЛАСТЬ СОВЕТАМ!
  МИР ХИЖИНАМ - ВОЙНА ДВОРЦАМ!
  ДОЛОЙ ВОЙНУ!
  ГРАБЬ НАГРАБЛЕННОЕ!
  Народ поверил, но был обманут. Власть валяется на улице и вот она уже в руках Ленина, заявившего, что ему на Россию наплевать. Ледяная ночь опустилась над Россией. Начался страшный период военного коммунизма. Но большевики понимали, что они еще слабы, что в России еще есть достаточно людей не зараженных их ядом. Страх контрреволюции витает над новой властью. Гибнет цвет нации:
  духовенство, интеллигенция, офицерство, аристократия. Палачи не останавливаются ни перед чем: гибнут старики, женщины, дети...
  ТЫ КРОВЬ ИХ СОБЕРЕШЬ...
  Стихотворение Ивана Савина
  Ты кровь их соберешь по каплям, мама,
  И зарыдав у Богоматери в ногах,
  Расскажешь, как зияла эта яма,
Сынами вырытая в проклятых песках.
Как пулемет на камне ждал угрюмо,
  И тот, в бушлате, хрипло крикнул "Что, начнем?"
  Как голый мальчик, чтоб не думать,
  Над ямой стал и горло проколол гвоздем.
  Как вырвал пьяный конвоир лопату
  Из рук сестры в косинке и сказал: "Ложись!"
  Как сын твой гладил руку брату,
  Как стыла под ногами глинистая слизь.
  И плыл рассвет ноябрьский под туманом,
  И тополь чуть желтел в невидимом луче,
  И старый прапорщик, во френче рваном,
  С чернильной звездочкой на сломанном плече,
  Вдруг начал петь... И эти бредовые
  Мольбы бросал свинцовой брызжущей струе:
  "Всех убиенных помяни, Россия,
  Егда приидеши во царствие Твое!"
  Белая борьба росла и ширилась. Генералы Алексеев, Корнилов, Деникин, Врангель, Колчак, Миллер и другие - успешно боролись со слабой тогда еще Красной армией.
  ХОР: Из Румынии походом...
  Но Господь судил иначе... Новому солнцу не суждено было взойти над Россией еще долгие годы. Гражданская война была проиграна.
  ВРАНГЕЛЬ
  /Стихотворение Владимира Маяковского/
  Красные наседали, крыли по трапам.
  Кашей грузился последний эшелон...
  Хлопнув дверью, сухой, как рапорт,
  Из штаба опустевшего вышел он.
  Глядя на ноги, шагом резким,
  Шел Врангель в черной черкеске.
  Город бросили... на молу голо...
  Лодка шестивесельная стоит у мола.
  И над белым тленом, как от пули падающий,
  На оба колена упал главнокомандующий,
  Трижды землю поцеловал, трижды город перекрестил.
  Под пули в лодку прыгнул...
"Ваше превосходительство, грести?" "Греби!"...
Большевики зверски расстреливают и сжигают всю невинную Царскую семью. И никто не просил пощады, потому что не было пощады в сердце человека. Но борьба народа с большевизмом продолжалась. То там, то здесь вспыхивали и кроваво подавлялись восстания... Кронштадтское, Ижевское, Антоновское...
  ХОР: Песня Антоновского восстания.
  Белые герои уходили из России, унося с собой незапятнанные белые знамена, любовь к Родине и ненависть к ее поработителям. За ними - могилы их братьев, впереди - тяжесть изгнания.
  Началась эмиграция, все еще полная отзвуками белой борьбы, полная любви к России и скорби.
  ХОР: Молись кунак...
  Русские люди в изгнании продолжают быть культурной силой. Организуются русские гимназии, кадетские корпуса. На Дальнем Востоке, в Харбине, открываются высшие светские и духовные учебные заведения, Нищая эмиграция издает прекрасные книги, журналы, газеты.
  Главная тяжесть борьбы с денационализацией ложится на национальные организации молодежи. Во всех странах изгнания развеваются русские флаги над лагерями русских разведчиков, на слетах соколов, на собраниях молодежи.
  Лучшие традиции российского прошлого живут в сердцах русской молодежи, любящей Россию.
  А трагедия русского народа в России продолжается. Острова Гулага все больше заполняли территорию России.
  /"Перекличка" - два голоса/
  Соловецкий лагерь 7,000 заключенных
  Северо-уральский исправительный лагерь 120,000 заключенных
  Беломор-Балтийский канал 200,000 заключенных
  Лагеря Дальстроя 300,000 заключенных
  Байкало-Амурская магистраль 500,000 заключенных
  Архангельский и Онежский исправительно-трудовые лагеря 500,000 заключенных
  Северные лагеря особого назначения 600,000 заключенных
  Воркутинский и Ухт-Печерский лагеря 1,000,000 заключенных
  Колымский исправительно-трудовой лагерь 2,000,000 заключенных
  И множество других, в которых погибло 60 миллионов невинных людей.
Православная Церковь вступает на путь мученичества. Святыни русского народа - соборы, монастыри - разрушаются или оскверняются. Священники высылаются в концлагеря или зверски расстреливаются.
  /"Перекличка" - два голоса/
  ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН КОЧУРОВ - служил в Америке, построил собор в Чикаго. В Царском Селе
  обличал толпу за злодеяния.................зверски замучен, стал первомучеником духовенства.
  ПРОТОИЕРЕЙ ПЕТР СКИПЕТРОВ - 84-летний настоятель церкви Бориса и Глеба с чудотворной иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радости" в Петрограде................... застрелен на паперти собора Александро-Невской Лавры, когда с крестом в руках пытался остановить вооруженный отряд, ломившийся в храм.
  МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР БОГОЯВЛЕНСКИЙ,
  митрополит Киевский..................... зверски убит у стен Киево-Печерской Лавры.
  ИЕРЕЙ МИХАИЛ ЛИСИЦЫН - ............................. после трехдневных мучений и глумлений был убит.
  ИЕРЕЙ ИОАНН КРАСНОВ -.............................. сожжен живым в пароходной топке.
  ПРОТОИЕРЕЙ ФИЛОСОВ ОРНАТСКИЙ - настоятель Казанского собора в Петрограде, строитель детских приютов для бедных..................... убит на берегу Финского залива.
  ИЕРЕЙ ИОАНН ПРИГОРОВСКИЙ ............................Пасхальная ночь. Убийцы выкололи о. Иоанну глаза, отрезали язык и уши и закопали живым в навозной яме.
  ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ПОДОЛЬСКИЙ.......................... после глумлений и избиений был зарублен на свалке. Пытавшийся его похоронить прихожанин - застрелен на месте.
  ИЕРЕЙ ГРИГОРИЙ ДМИТРИЕВСКИЙ..........................Перед казнью коленопреклоненно молился. Отрублены нос, уши, потом голова.
  ИЕРЕЙ ФЕОДОР БОГОЯВЛЕНСКИЙ...........................убит после гнусных издевательств. Закопан вниз головой.
  ИЕРЕЙ ПАВЕЛ КАЛИНОВСКИЙ, 72-х лет.................был приговорен к бичеванию за то, что имел внуков-офицеров. Умер под ударами.
  ПРОТОИЕРЕЙ ИОАНН ПЬЯНКОВ..........................утоплен после многократного погружения в прорубь.
  ЕПИСКОП ИСИДОР, викарий Новгородский: посажен на кол.
  ПРОТОИЕРЕЙ ЕВГРАФ С СЫНОМ МИХАИЛОМ................были скованы за руки, обожжены паром в машинном отделении парохода и замучены.
  ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ....................................убит в Харькове. Выведен на кладбище, раздет до нага. Когда перед казнью начал креститься, палач отрубил ему руку. Тело после убийства было отдано собакам.
  ИЕРЕЙ ПЕТР ДЬЯКОНОВ...............................закопан в землю по голову и затем расстрелян.
  ИЕРЕЙ ФЕОДОР......................................зверски убит под Оренбургом. Убийцы закручивали дратву вокруг головы, пока не раскололся череп.
  ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ЦЫДРИНСКИЙ....................за волосы привязан к хвосту необъезженной лошади - остались одни кости.
  АРХИЕПИСКОП ТИХОН...................повешен на царских вратах в монастыре св. Митрофана Воронежского.
  /Команда: "Встать!"/
  ХОР: Вечная память...
  /Команда: "Сесть!"/
  А советская пропаганда изощрялась в уверениях, что советский народ - самый счастливый в мире.
  ХОР: Широка страна моя родная...
/поется первый куплет песни, а затем только мелодия, под которую декламатор читает стихотворение/
БЕГЛЕЦ
  /Стихотворение М. Колосова/
  Голубели амурские воды
  В этот тихий, вечерний час...
  Он бежал из "страны свободы",
  Чтоб свободы вздохнуть хоть раз.
  Не убил, не виновен в краже
  И душа чиста у него -
  Но страшней пограничной стражи
  Во всем мире нет ничего.
  Черный лес обрисован четко,
  Не шелохнется даже лист.
  Где-то близко ждет его лодка,
  Перевозчик, контрабандист.
  И вот тут, на дороге к воле,
  Обожгло неожиданно: "Стой!"
  Захлебнулося сердце от боли
  Кровяною волною густой,
  Прозвенело в ушах - успею!
  Задержал дыханье, прыжок,
  Грянул выстрел, второй, скорее,
  И упал он лицом в песок.
  Не успел и больше не встанет,
  Значит весело дома жил,
  Кто же душу его изранил,
  А потом на границе добил?
  Рассказали амурские волны
  Думу мертвых, открытых глаз...
  Он бежал из страны "свободы",
  Чтоб свободно вздохнуть хоть раз...
  ХОР: /громче и произнося слова/
  "...Я другой такой страны не знаю,
  Где так вольно дышит человек ".
Дальний Восток переходит из ведения Китая под советскую власть. Начинается травля эмиграции советским правительством. После поражения китайских войск в Манчжурии в 1929 году, разгромлено Трехречье. Из 100-тысячного казачьего населения около трети убито или вывезено в Советский Союз. От насильственной коллективизации крестьяне и казаки Приамурья бежали на другой берег Амура - множество при этом погибло.
Наступившее мировое событие ясно показало всему миру, насколько советская пропаганда являлась ложью. Этим событием стала война 1941-го года. Вчерашний союзник Сталина - Гитлер, начал войну.
  С первого же дня войны стало ясно, что все уверения в силе и мощи Красной Армии лживы. Армия была неприготовлена, раздета, плохо вооружена. И главное: никто не хотел бороться за Сталина. Немцы брали город за городом. Самолеты с черной свастикой бомбили дороги, по которым в хаотическом беспорядке бежали на восток разбитые части Красной Армии. Подавленное настроение охватило армию. Голодные, раздетые, без оружия, русские люди были в растерянности.
  Все понимали, что никто не будет драться за коммунизм. Но еще раз был обманут народ. Были введены старые офицерские чины, на плечах появились погоны, на груди героев - ордена Суворова, Александра Невского, Кутузова. Открывались церкви, все делалось, чтобы заставить народ сражаться "за родину".
  Надеждой зажглись сердца. Начали верить в победу, в возвращение домой, к любимым семьям.
  ЖДИ МЕНЯ /стихотворение Константина Симонова/
  Жди меня, и я вернусь,
  Только очень жди,
  Жди, когда наводят грусть
  Желтые дожди .
  Жди, когда снега метут,
  Жди, когда жара,
  Жди, когда других не ждут,
  Позабыв вчера.
  Жди меня, и я вернусь,
  Всем смертям на зло!
  Кто не ждал меня, тот пусть
  Скажет: "Повезло!"
  Не понять не ждавшим им,
  Как среди огня,
  Ожиданием своим
  Ты спасла меня.
  Как я выжил, будем знать
  Только мы с тобой -
  Просто ты умела ждать,
  Как никто другой.
Своей политикой немцы заставили отшатнуться от себя тех, кто в начале войны видел в них освободителей. Но были и другие. Это были те, которые не верили в улучшение советской власти.
Это были русские патриоты, солдаты и офицеры, попавшие в плен, "остарбейтеры" и многие другие русские люди, знавшие цену советским обещаниям.
  Зарождается Российское Освободительное Движение, создается Русская Освободительная Армия, во главе ее - генерал Андрей Андреевич Власов.
  Вопреки немцам, Власов и его ближайшие сотрудники создали первую после Белого Движения боеспособную русскую, национальную армию, которая оставила после себя вечную славу.
  ХОР: Ми идем широкими полями...
  Но момент борьбы был упущен. Первая дивизия Русской Освободительной Армии была сформирована в конце 1944 года, когда советская армия уже вторглась в Германию. Поздно опомнились немецкие правители противоставить большевикам Россию национальную... жестоко пришлось расплачиваться Германии за политику немца-сверхчеловека.
  Железное кольцо союзных армий все тесней сжимало Германию. Советская армия вступила в Берлин...
  8 мая 1945 года была подписана капитуляция Германии...
  УЖЕ ПОСЛЕДНИЙ ПЕХОТИНЕЦ ПАЛ
  /стихотворение Ивана Елагина/
  Уже последний пехотинец пал,
  Последний летчик выбросился в море,
  А на путях дымятся груды шпал,
  И проволока вянет на заборе.
  Они молчат - свидетели беды
  И забивают о борьбе и тлене,
  И этот танк, торчащий из воды,
  И этот мост, упавший на колени.
  Но труден путь очнувшейся земли,
  Уже в портах ворочаются краны,
  Становятся дома на костыли,
  Там города залечивают раны,
  Там будут снова строить и ломать,
  А человек идет дорогой к дому...
  Он постучится и откроет мать,
  Откроет двери мальчику седому.
  Да, война кончилась, и многие матери обрели своих сыновей, многие жены обняли мужей, многие дети увидели отцов. Но не все. Трагедия России продолжалась. Снова власть обманула народ. Ничего не улучшилось с конца войны... Голод, разруха...
Русское Зарубежье продолжает свой крестный путь... Западные демократии не понимают российской трагедии.
Русские солдаты, боровшиеся с коммунизмом под знаменем РОА, одним росчерком пера в Ялте были переданы на расправу Сталину.
  Началась насильственная репатриация.
  Навсегда в памяти останется выдача казаков в Лиенце. Узнав о предстоящей выдаче, многие из них пытались покончить с собой. Услужливые англичане выдали советским палачам всех - живых, мертвых и умирающих.
  /Команда: "Встать!"/
  ХОР: Со святимы, упокой...
  /Команда: "Сесть!"/
  Мы не забудем этих жертв! Они останутся в нашей памяти вместе с миллионами других безымянных солдат, погибших за Россию. Они гибли с оружием в руках, борясь за Россию, или протестовали против выдачи большевикам своей смертью.
  Военные годы не прошли напрасно. Среди мыслителей свободного мира появляется понимание угрозы коммунизма. Некоторые даже начинают разделять понятия "русский" и "советский". Увы, они и сегодня не в большинстве.
  К сожалению, уроки прошлого не оказались достаточными и для части российского зарубежья. С одной стороны, горя любовью к Родине, с другой - поверив обещаниям Сталина о "новой жизни", группы наших соотечественников на Дальнем Востоке и в Европе берут советские паспорта и возвращаются "на Родину". О, как они поплатились за это временное заблуждение!
  Но вернемся в Россию...
  Умирает Сталин. В народе начинается брожение, в концлагерях вспыхивают восстания. Они жестоко подавляются, но власть вынуждена идти на некоторые уступки. Заграницей страны-сателлиты начинают волноваться - танками подавляются восстание в Восточной Германии, венгерское восстание, свободные веяния в Чехословакии. "Солидарность" в Польше до сего дня не дает спокойствия кремлевским вождям.
  Побывавшие во время второй мировой войны на западе солдаты и офицеры увидели и поняли многое. Стали размышлять и думать... Известны случаи, когда солдаты отказывались стрелять в восставших немцев, венгров, чехов...
Со смешанными чувствами возвращается русский солдат домой...
КОГДА Я ВЕРНУСЬ
  /стихотворение Александра Галича/
  Когда я вернусь......
  Ты не смейся, - когда я вернусь,
  Когда побегу, не касаясь земли, по февральскому снегу,
  По еле заметному следу - к теплу и ночлегу,
  И вздрогнув от счастья, на птичий твой зов оглянусь -
  Когда я вернусь...
  О, когда я вернусь!
  Послушай, послушай!
  Не смейся, - когда я вернусь,
  И прямо с вокзала, разделавшись круто с таможней,
  И прямо с вокзала - в кромешный, ничтожный, раешный,
  Вернусь в этот город, которым казнюсь и клянусь -
  Когда я вернусь...
  О, когда я вернусь!
  Когда я вернусь - я пойду в тот единственный дом,
  Где с куполом синим не властно соперничать небо,
  И ладана запах, как запах приютского хлеба,
  Ударит в меня и заплещется в сердце моем -
  Когда я вернусь...
  О, когда я вернусь!
  Когда я вернусь, засвистят в феврале соловьи
  Тот старый мотив, тот забытый, давнишний, запетый,
  И я упаду побежденный своею победой,
  И ткнусь головою, как в пристань в колени твои -
  Когда я вернусь...
  А когда я вернусь?
  Один за другим сменяются правители Советского Союза. Каждый устраивает "советский рай" на свой лад, каждый в чем-то обвиняет своего предшественника. Каждому из них приходится считаться с тем, что русский человек ищет ответа на очень многие вопросы. В результате правительство "страны пролетариев" то несколько ослабляет, то восстанавливает партийную дисциплину. На смену "оттепелям" идут гулаги и психические больницы, чередуясь, в зависимости от момента.
  Этот период создает два параллельных процесса: разложение и возрождение. Первый выражается в черствости, в грубости, в алкоголизме, в пассивном подчинении порядкам и правилам, в шкурничестве. Появление в "царстве свободы" такого явления как "номенклатура" можно приписать только этому процессу.
Второй процесс - повышенный интерес к религии и к человеческой правде. Просыпается совесть русского человека... Ее заглушить можно только временно, но убить - нельзя. Эти параллельные процессы ясно выражаются в песнях и стихах.
  ДЕКЛАМАЦИЯ: "Советская Пасхальная", стихотворение Ю. Кима.
  Появляются смелые проявления... В шестидесятых годах появляется "Самиздат", открытое выражение мыслей, которое карается ссылками и психическим лечением. С эстрады Булат Окуджава и Владимир Высоцкий в песнях требуют ответов. Даже юмор Райкина ставит вопросы, на которые нет простого ответа. Один за другим поэты присоединяются к этому движению.
  Образуются молодежные группы, требующие правды... Защита прав человека в мыслях у многих. Все чаще мир узнает о демонстрациях, собраниях и письмах власть имущим. Все чаще и чаще появляются сведения об арестах, ссылках и "лечении" в психушках. Судьба Осипова, Галанского, Огурцова, Сахарова, Ратушинской - говорит об этом... А на этапах, под конвоем, осужденные вспоминали родной дом.
  ХОР: "Маленький домик на юге"
  Ни террор, ни пропаганда, ни преследования не смогли вытравить из русского человека веру в Бога. Человека, сильного духом, можно пытать, преследовать, подвергать лишениям, но лишить его человеческого достоинства - нелегко.
  ДЕКЛАМАЦИЯ: "Что я скажу", стихотворение Ирины Ратушинской.
  За последние два десятка лет возрождение принимает еще более широкий характер. Вера в Бога проявляется в увеличении числа крещений и браков, совершаемых в храмах. В храмах наблюдается все больше молодежи. Русский человек начинает разбираться в том, что советская иерархия не свободна. Мысли по этому поводу высказываются Ириной Ратушинской, дьяконом Владимиром Русаком /в его обращении к Мировому Совету Церквей/, и другими. 23 мая 1987 года составляются обращения к Патриарху Пимену и Михаилу Горбачеву группой в составе священников Якунина и Гайнова, и Бессмертного, Борщова, Бурдюга, Зелинского, Пазухина, Полкова и Пореша, требующие на деле свободы религии. Почему это? Ведь в СССР правительство дает свободу религиозных чувств каждому гражданину?..
Православная узница Александра Акимовна Хваткова /родилась в 1906 году/ была тяжело больна. До этого ее дважды судили по религиозным мотивам и она много лет провела в тюрьмах. Как и все православные, в знак протеста против несправедливого приговора, она отказывалась в лагере от принудительного труда. Длительные мучения, холод и голод давно подорвали ее силы, ее мучили боли во всем теле, а особенно сильная мигрень, вызванная высоким давлением. Во время приступов мигрени, она страшно бледнела, слабела и ей все время было холодно. С помощью других старушек она достала какие-то ватники, одеяла потеплее, но охранники вскоре забрали их и сожгли.
"Чтоб ты замерзла, чтоб ты околела! Не в санаторий приехала!" - бранились охранники. Единственным прикрытием в лагере служило ей казенное хлопчатобумажное одеяло и простыня. Все мерзли, потому что ночи в Мордовии холодные даже летом, а осенью и зимой еще и сырые. Зимой топили мало, или совсем не топили. Все страдали от холода, особенно больные православные старушки, но они переносили это терпеливо и даже старались поддержать других словами: "Чем строже, тем дороже!"
  Православная узница Глафира Лаврентьевна Кульдышева /родилась в 1924 году/. Когда ее арестовали, ее малолетние дети остались с отцом - членом партии, который уговаривал жену отказаться от своих убеждений, чтобы выйти на свободу. Из этого ничего не вышло, и он отказался от жены, ни разу не приезжал в лагерь на свидание, ничем ей не помогал, а потом нашел себе другую женщину. Глафира все ему простила, постоянно молилась со слезами на глазах и была полна смирения. Заболев воспалением суставов, она страдала от боли, но не жаловалась, постоянно улыбалась, благодаря Бога за все. Отбыв свой лагерный срок, она три года пробыла в сибирской ссылке, а теперь живет у матери.
  Православная узница Мария Павловна Семенова /родилась в.1923 году/. Ее трижды судили по одному и тому же обвинению в "антисоветской агитации и пропаганде". Она провела в тюрьмах и лагерях свыше 30 лет. Была она вежливая и молчаливая. Любила голубей и кормила их хлебом, отложенным с еды. У нее были художественные способности:
  она мастерски лепила всяческие предметы из глины. Молилась она подолгу. В 1982 году она была отправлена в ссылку в Казахстан.
  Трагедия России продолжается...
  Мы, российская молодежь, хранившая в себе заветы любви к своей Родине, не остаемся безучастными к судьбе великой России. Совместно с ведущими кадрами Зарубежья, мы переживаем эту трагедию и верим, что недалек тот день, когда кончатся страдания русского человека. Мы молим Господа Бога об этом.
  ХОР: Молитва о России.
  Неотделим народ от страны, породившей его, неотделим и человек от своего народа. И долг каждого из нас сохранить до конца не только любовь к родине, но и непримиримость к врагу - коммунизму. А главное - вера! Вера в Господа Бога, вера в Россию живую! Не красивые слова, за которыми так хорошо скрывать мелкие расчеты и низкие, пустые душонки, а вера живая, кровью прикипающая к сердцу.
  ДЕКЛАМАЦИЯ:
  ЗАКЛЯТИЕ
  /Стихотворение Максимилиана Волошина /
  Из крови, пролитой в боях,
  Из праха, обращенных в прах,
  Из мук казненных поколений,
  Из душ, крестившихся в крови,
  Из ненавидящей любви,
  Из преступлений, исступлений -
  Возникнет праведная Русь.
  Я за нее одну молюсь
  И верю замыслам предвечным:
  Ее куют ударом мечным,
  Она мостится на костях,
  Она святится в ярых битвах,
  На жгучих строится мощах,
  В безумных плавится молитвах.
  Мы перед порогом 1000-летия христианства в России... Там, незримо для мира, но явно для просвещенного светом веры духовного взора, с ношей крестной шествует сам Господь в сопровождении несчетного числа за него пострадавших российских новомучеников.
И настанет час, когда вся Россия, в продолжении 1000 лет возраставшая от силы к силе, победит самоутверждение, разлад, бунт, братоубийство и богохульство. И исполнится тогда полностью пророчество Апостола Андрея Первозванного на горах киевских.
  И сильные слова завещания нам, новому поколению, иеромонаха Михаила Ершова, особенно ярко начертают нам духовный путь.
  ДИКТОР:
  ЗАВЕЩАНИЕ ИЕРОМОНАХА МИХАИЛА ЕРШОВА
"Во Христе вечное спасение. Храните себя, братья. Любите Церковь православную. Любите все уставы Церкви православной. Любите друг друга. Поступайте чинно, благодатно, чтобы вас все видели примером, как в жизни, так и в быту. Так и к вам обращаются. Храните все традиции России. Учите друг друга и вразумляйте друг друга.Если кто обратится к вам о чем-либо узнать, объясните ему и скажите ему благородно, просто. Знайте, что мы должны вразумлять. Мы должны друг друга наставлять, ибо никто к нам не придет и не придет никакая культура Европы и никакая культура Азии. Не придут к нам сыпать нам слова свои. У нас, в милой России, нам отцы оставили историю нетленную и таланты, и всякие добродетели, и науку жизни, практику жизни наших милых наставников душевных - единство любви. От монахов и летописцев, от епископов и священников, от митрополитов и патриархов, от преподобных и пустынников, от затворников и странников - нам пример в Руси святой. От прадедов и дедов, в городах и селах примерных людей, живущих в России. Не глядите на концы земли. Мать - Русь святая. Мы, мы будем принимать в Россию паломников в жизнь вечную, К нам придут, придут учиться. У нас - Церковь Христова. Мы откроем высоту небес. Мы откроем глубину тайны. Откроем бессмертную вечную жизнь во Христе, второго славного пришествия. Мы принимать будем наших страдальцев, эмигрантов. В различных странах болеют и страдают о родине, святой матушке России, Руси святой, о земле обетованной нового Израиля христианского, христиане не Святой Руси. Мы, мы будем крестить новый мир в вечную жизнь изо всех племен и языков, грядущих в вечную жизнь Царствия Христа, Бога нашего. У нас, в России, тайна событий. У нас в России - залог вечной жизни".
  Мы верим, что из тихого озера, Светлого Яра, ныне незримый, явится всему миру град Китеж - Русь Святая - как полное откровение Слова Божия на земле. Восстанет Христианская Россия, засияет Церковь Христова, Вера и Правда на нашей родной земле и во всем мире.
  Истинная свобода, мир, братство народов и справедливость будут восстановлены на Руси!
  Ей, Господи, - буди, буди!
  ХОР: Молитва - СПАСИ., ГОСПОДИ!
  КОНЕЦ


"ТРАГЕДИЯ РОССИИ" В АВСТРАЛИИ

  Когда-то в Австралийском отделе ОРЮР был отряд и в Бризбане. Были взлеты и падения. Были походы, лагеря. Были выступления. Помнится, одним из таких выступлений была постановка "Трагедия России". К сожалению, выдающихся певческих способностей у нас не было. Пригласили пианистку. Разучили песни и стихи. Назвали мы это выступление - "Трагедия России - музыкально-вокальный доклад". Было это в пятидесятых годах. Текста доклада у меня не было. Пришлось написать наново, иллюстрируя его песнями и стихами...
  Перед зрителями проходят этапы России: предреволюционное брожение интеллигенции, сама революция. Белое Движение, террор, восстания, бунты...
  Доклад-монтаж сопровождался аккомпанементом на рояле /пианистка Зоя Бук/. Были световые и музыкальные эффекты /барабан, пианино/. Разведчики и разведчицы с выражением прочитали соответствующие эпохам стихи. Хор исполнил ряд песен, то стихая, то усиливая, то аккомпанируя без слов диктору. Постановка длилась более часа. Диктор /дьякон/ прекрасно справился с задачей. Его громкий бас то гремел, то стихал до шепота, повещая трагические страницы нашей Родины. Был успех. Нас поздравляли. Про нас говорили. Нам, как организации ОРЮР, желали дальнейших успехов и процветания. И, без преувеличения думаю, что в этот вечер многие задумались о судьбе нашей Родины.
  Значит, наш труд не был напрасным...

Скм. Л. Артемиев.


pp0845.jpg


КОЛЬ СЛАВЕН

Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в небесах на троне,
В былинках на земли велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен!
Тебя Твой Агнец златорунный
В себе изображает нам.
Псалтирью мы десятиструнной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных озаряешь,
Ты любишь. Боже, нас, как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных. Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.
О, Боже, во Твое селенье
Да внидут наши голоса
И взыйдет наше умиленье
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь мы ставим,
Тебя, Господь, поем и славим!

pp0846.jpg


БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!

Слова - ЖУКОВСКОГО Музыка - ЛЬВОВА

pp0847.jpg

Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный,
Боже, Царя храни!


pp0848.jpg

Взвейтесь, соколы, орлами!
Полно горе горевать!
Толи дело под шатрами
В поле лагерем стоять.
Лагерь город полотняный,
Морем улицы шумят,
Позолотою румяной
Церкви маковки горят.
Там, едва заря настанет,
Строй пехотный закипит,
Барабаном в небо грянет
И штыками заблестит.
Закипит тогда войною
Богатырская игра,
Строй на строй пойдет стеною
И прокатится: " УРА!"
Все покорны царской воле,
По отбою - кончен спор,
И на прежнем ратном поле
Песню дружно грянет хор:
"Слава Матушке России,
Слава Русскому царю,
Слава вере православной
И солдату молодцу! "


РЕВОЛЮЦИОННАЯ

  Гармонизация М.А.Данилевского

pp0849.jpg

Смело, товарищи, в ногу,
Дружно сомкнемся в борьбе!
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе!
Долго в цепях нас держали,
Долго нас голод томил,
Темные дни миновали,
Час искупленья пробил!


ДРОЗДОВСКИЙ МАРШ


pp08410.jpg

Из Румынии походом
Шел Дроздовский славный полк,
Для спасения народа
Исполняя тяжкий долг.
Генерал Дроздовский гордо
Вел свой славный полк вперед,
Как герой он верил твердо,
Что он Родину спасет.
Видел он, что Русь святая
Погибает под ярмом,
И как свечка восковая
Догорает с каждым днем.
Шли дроздовцы твердым шагом,
Враг под натиском бежал,
И с трехцветным русским флагом
Славу полк себе стяжал.
Пусть вернемся мы седые
От кровавого труда,
Над тобой взойдет, Россия,
Солнце новое тогда.


ПЕСНЯ АНТОНОВСКОГО ВОССТАНИЯ

  Гармонизация М.А.Данилевского

pp08411.jpg

Что-то солнышко не светит,
Над головушкой туман.
Толи пуля в сердце метит,
Толи близок трибунал.
Припев: Эх, доля, неволя, глухая тюрьма.
Долина, осина, могилка темна.
Где-то черный ворон вьется,
Где-то совушки кричат.
Не хотелось, а придется
Траву кровью орошать.
Припев
Поведут нас всех огулом,
Подадут команду: "Пли!"
Чур! Не ползать перед дулом,
Не лизать у ног земли!
Припев
  /Полный текст этой песни - в наших песенниках/


МОЛИСЬ КУНАК

  Простая гармонизация М. Д.

pp08412.jpg


ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ

  Арр. М.А.Данилевского

pp08413.jpg


МАРШ РУССКОЙ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ АРМИИ


pp08414.jpg

Мы идем широкими полями.
На восходе утренних лучей,
Мы идем на бой с большевиками
За свободу Родины своей.
Припев: Марш вперед, железными рядами,
В бой за Родину, за наш народ!
Только вера двигает горами,
Только смелость города берет!
Мы идем вдоль тлеющих пожарищ,
В годы тяжких бедствий и войны -
Приходи и ты к нам в полк, товарищ,
Если любишь Родину, как мы.
Мы идем, нам дальний путь не страшен,
Не страшна суровая война,
Твердо верим мы в победу нашу,
И твою, любимая страна!
Мы идем, над нами флаг трехцветный,
Льется песня по родным полям...
Наш напев подхватывают ветры
И несут к московским куполам.


МАЛЕНЬКИЙ ГОРОД НА ЮГЕ


pp08415.jpg

Маленький город на юге. Лишь на минутку застынет
Пристань внизу под горой. Молча прильнувши к окну.
С теплою песней о друге Ласковый сон в колыбельке,
Льется гармонь за рекой У изголовья ночник.
Низенький дом с мезонином. Месяц двурогий к постельке
Весь пожелтевший фасад, Ласковой сказкой проник.
Солнцем согретый в долине Стеганый детский халатик,
Дремлет задумчивый сад. Брошен устало на стул,
Тихо вращаются спицы - Лишь оловянный солдатик
Вяжет старушка чулок, Строго стоит на посту.
Мягкою тенью ложится Тихий глухой полустанок,
Байковый детский платок. Поезд, прощанье, перрон,
Взглянет на карточку сына Звучная песня баяна,
Думает думу одну, В даль уходящий вагон...


МОЛИТВА О РОССИИ

  Скм. Е.К.Ларионова

pp08416.jpg


К О Н Д А К

pp08417.jpg
  Сан-Франциско, 1967 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ ВТОРОЕ

СОВЕТЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

Это приложение разделяется на две части: общие примечания и примечания специфические. Все нижеследующее относится к выступлению, состоящему из пяти частей:
  1. Церемония.
  2. Вступительное слово.
  3. Монтаж.
  4. Заключение - апофеоз.
  5. Выступления представителей духовенства, общественных
  организаций, и т.п.
  А. ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Лучше всего ставить монтаж на сцене. Серьезно оформленное выступление производит прекрасное впечатление. Однако, для такого выступления требуется тщательная подготовка не только выступающих, но и самой сцены.
  2. Если по тем или иным причинам нет возможности устроить выступление театрального характера, можно выступить "у костра". В таком случае на сцене полукругом сидят выступающие; чтец/диктор текста стоит отдельно у "аналоя"; декламаторы встают при декламации, все встают при каждой песне, регент выходит к "костру" и управляет пением. Костер /с лампой/ в середине полукруга. Такой способ постановки значительно уменьшает требования со стороны публики.
  3. Еще менее формальный способ структуры монтажа - объявление чтецом стихотворения или песни, которые следуют. Это очень удобно в том случае, когда нет возможности провести достаточно репетиций и всем участвующим выучить - когда и что происходит по ходу монтажа. Так, например, чтец перед стихом или песней говорит:
  "Эти мысли ярко выражены в стихотворении М. Волошина "Заклятье", или "...об этом нам говорят слова песни "Взвейтесь соколы орлами" При этом слушатели знакомятся с названиями произведений и их авторами.
  4. Подбор песен можно менять по надобности. Так, вместо "Взвейтесь соколы" можно петь любую военную песню, как напр., "Солдатушки" или "В шапке золота литого", в зависимости от условий постановки. "Дроздовскую" можно заменить любой добровольческой. Если делается упор на казачество, вместо "Взвейтесь соколы" можно включить "Славим Платова-героя", а вместо добровольческой - казачью добровольческую - "Родных полков былую славу", взамен песни "Молись кунак" можно взять "Замело тебя снегом, Россия", вместо "Со святыми упокой" можно спеть "Спите, орлы боевые".
5. Хорошо начинать монтаж церемонией. Разведчики стоят на сцене строем, в полной форме. Знаменосцы выносят знамена, проходя через аудиторию выходят на сцену. Команды: "Равнение на знамя!", "Смирно!". Если местные условия того требуют, выносится и флаг данного государства. Знаменосцы на середине сцены. Поется "Царю Небесный" и, если присутствует архиерей, "Ис полла эти деспота". Затем, если в данной стране так полагается, гимн государства и "Коль славен". Знамена разводятся /если надо, то по местным государственным правилам/ или уводятся со сцены. Участвующие садятся у костра. Церемонию можно провести и без выноса знамен, исполнив только молитву и гимны. В таком случае знамена должны быть поставлены заранее, по сторонам сцены.
  6. Вступительное слово говорит не основной диктор, а кто-то другой. В этом вводном слове следует указать происхождение и историю постановок "Трагедия России" и дать основные мысли о "Дне Непримиримости" или о годовщине революции. Полезно подчеркнуть то, что мы - молодежь, продолжаем нести знамя борьбы. Если, как это произошло в 1977 и 1987 г.г., выступления проводились всем отделом ОРЮР, хорошо указать, откуда участники и какие единицы принимают участие в постановке. Необходимо объяснить публике, что монтаж - одно целое, и попросить не аплодировать до окончания всей постановки.
  7. Желательно отметить присутствие в зале ветеранов антисоветской борьбы. Это можно сделать так: во время вступительного слова указать, что "среди нас - участники борьбы с коммунизмом -от добровольческого движения до наших дней", попросить их встать, а публику - аплодировать. В 1977 и 1982 г.г. в Вашингтоне ветераны антисоветской борьбы заранее приглашались в качестве почетных гостей. В конце программы младшие разведчицы преподнесли им белые гвоздики. Однако, тут выявилась неожиданная проблема: не все участники РОА хотели, чтобы оглашались их имена или чтобы их как-то выделяли. Остановились на тех, кто согласился.
  8. Монтаж можно соединить с программой общественного Дня непримиримости. В таком случае основной порядок проведения /см. выше/ меняется:
  1. Церемония.
  2. Вступительное слово председателя собрания.
  3. Речи, доклады.
  4. Монтаж /вкл. вступления, см. А6/, апофеоз.
  5. Заключительное слово председательствующего. Такой формат удачно проводился в 1977 и 1982 г.г. в Вашингтоне.
  9. Монтаж можно изменить, с ориентировкой на специальную тему. Так, в Вашингтоне, участвуя в общественном собрании, посвященном Белому Движению, дружина "Путивль" поставила монтаж, составленный по старым материалам "Трагедии России" /см. заметки в этом номере "Опыта"/. Программа собрания следовала порядку, указанному в А8.
  10. Заранее следует установить количество и продолжительность заключительных выступлений, приветствий и т.п., т.к. общий подъем и участников и зрителей теряется при длинных речах, следующих после окончания постановки.
 
Б. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ.
  1. "Революционная" и "Антоновская" песни написаны на четыре голоса. Удачно первую петь мужским составом, а вторую - запевать мужскими голосами, а припев - "Эх, доля..." - петь всем хором.
  2. Первая перекличка делается разными участниками. Надо создать впечатление выкриков из толпы.
  3. Вторая и третья переклички должны проводиться на подобие той, которую мы проводим при "Перекличке Верных" на церемонии "Дня Памяти Верных". Хорошо это делать в два голоса, имея их в противоположных концах сцены или костра.
  4. Если есть возможность, можно добавить перекличку, перечислив ряд разрушенных храмов. Подробные материалы имеются в разных опубликованных в Зарубежье источниках.
  5. После перечисления умученного духовенства следует петь только "Вечную память".
  6. Текст и мелодия марша РОА "Мы идем широкими полями" даны полностью, т.к. за истекшие десятилетия в разных источниках были опубликованы разные варианты. Песня "Маленький домик" напета одним из бывших заключенных. Ее гармонизация сделана в тональности этого напева. Для нашего нормального хора советуется петь на три тона ниже.
  7. Если есть возможность прочитать рассказ о насильственной выдаче /репатриации/ казаков в Лиенце, то такой рассказ вставляется после описания этого происшествия - перед пением "Со святыми упокой".
  8. Постановка 1987 года приурочена к преддверию 1000-летнего юбилея Крещения Руси. Заключение, без апофеоза, подводит нас к мыслям об этом историческом событии. Очень желательно "Спаси Господи" повторить всеми присутствующими, а затем, повернувшись к костру с девизом, этим самым означить конец монтажа.
  В другие годы окончание выступления, начиная после слов "Заклятия" Волошина, можно, как пример, провести на тему последнего куплета "Давно еще в Павловском парке" - "...костры по России зажжем" /см. приложение №3 - концы монтажей 1977 и 1982 г./. Окончание может быть посвящено теме "За Россию!". Апофеоз - немая картина, требует тщательной подготовки и скорых перемен на сцене. После последней песни или девиза, занавес закрывается. В одном из углов сцены сразу же ставится пьедестал. На него всходит "Россия" /разведчица в боярском костюме с кокошником/ с русским флагом. Все участники на коленях, лицом к "России", протягивают к ней руки. Занавес открывается на одну-две минуты. Это очень эффектный конец постановки.
  Все вышеуказанные примечания не включают многие сценические эффекты, которые нам теперь доступны. Перемена цвета и силы освещения, в зависимости от текста, усиливает впечатление. На заднем плане сцены могут проектироваться диапозитивы разных картин, соответствующих ходу повествования. Выбор декораций предоставляется устроителям. Инициатива "режиссера" в каждом случае зависит от имеющихся в данной обстановке возможностей.
  Ст. Скм. М. Данилевский.

ПРИЛОЖЕНИЕ ТРЕТЬЕ

ВАРИАНТЫ КОНЦА МОНТАЖА ВАРИАНТ 1

Мы, Организация Российских Юных Разведчиков, как представители молодежи, переживаем тернистый путь нашей Родины. Мы не остаемся безучастными к ее судьбе. Мы верим, что близится час освобождения России от коммунистического зла, и мы донесем знамена и разожжем костры разведчества в свободной Руси.
  Песня: "Давно еще в Павловском парке". Девиз... Клич... "Всегда готовы! За Россию!" Апофеоз.
  ВАРИАНТ 2
  Пусть кругом ночь и не видно пути! Пусть мы одиноки! Пусть кругом кресты над могилами сынов России!
  Пусть над нашей Родиной пылает кровавое зарево коммунизма! Мы не сдадимся! Один в поле - и тот воин!
  Мы ждем часа, когда десница Божия бросит среди мрака первый луч зари - зари истинного мира! И вместе с уходящей ночью исчезнет с лица земли кровавый коммунизм!
  Мы будем жить и бороться - ЗА РОССИЮ! Мы победим - ДЛЯ РОССИИ!
  Песня: "В былом источник вдохновенья".
  Апофеоз.
pp08418.jpg

К СРАВНЕНИЮ ПРОГРАММ МОНТАЖА:

ПРОГРАММА 1947 ГОДА

Редакцией получены записи скм. Ю. Месснера, по которым можно сравнить постановку 1947 года с последними постановками 1987 года.
  1. Взвейтесь соколы орлами - песня
  2. Война мне всю душу изъела - стихотворение
  3. Смело, товарищи, в ногу - песня
  4. Двенадцать - стихотворение
  5. Дубинушка - песня
  6. Ты кровь их соберешь - стихотворение
  7. Частушки 1 - песня
  8. Пусть свищут пули - песня
  9. Не выдаст моя кобылица - стихотворение
  10. Из Румынии походом - песня
  11. По долинам и по взгорьям - песня
  12. Молись кунак - песня
  13. Миром Господу помолимся - молитва
  14. Мы поколенье суровых людей - стихотворение
  15. Антоновская - песня
  16. Частушки 2 - песня
  17. По советским дорогам - песня
  18. Голубели амурские волны - песня и декламация
  19. Если завтра война - песня
  20. 22 июня - стихотворение
  21. 41 год - стихотворение
  22. Землянка - песня
  23. Господи, помилуй - молитва
  24. На позицию девушка - песня
  25. Жди меня - стихотворение
  26. Не обвиняйте - стихотворение
  27. Корку хлеба - стихотворение
  28. Партизанская - стихотворение
  29. Болгария - песня
  30. Война закончена - стихотворение
  31. Москва - песня
  32. Бьет светлый час - песня.

МОНТАЖ, ПОСВЯЩЕННЫЙ БЕЛОМУ ДВИЖЕНИЮ

ДИКТОР:
Дорогие соотечественники!
  Перед вами лагерный костер, вокруг которого собрались разведчики и разведчицы, чтобы предложить вашему вниманию короткий монтаж из песен и стихов, посвященный Белому Движению и его вождям.
  В нашей работе, особенно в лагерях, мы пользуемся этим методом для ознакомления ребят с прошлым и настоящим нашей родины.
  По нашей разведческой традиции, мы просим вас не аплодировать после отдельных песен и стихов.
  "Нужно зажечь светоч, чтобы была хоть одна светлая точка среди охватившей Россию тьмы" - сказал генерал Алексеев при создании Добровольческой армии. Его мысли выражены в песне, которая в честь его называется Алексеевской.
  ХОР:
  Пусть свищут пули...
  ДИКТОР:
  И со всех сторон потянулись к этой светлой точке русские люди, отдавая все на борьбу со злом. Хорошо это описано в стихотворении "Не выдаст моя кобылица" Туроверова.
  ДЕКЛАМАЦИЯ:
  Не выдаст моя кобылица,
  Не лопнет подпруга седла.
  Курится в Задонье, дымится
  Седая апрельская мгла.
  Запомним, запомним до гроба
  Суровую юность свою,
  Дымящийся гребень сугроба,
  Победу и гибель в бою.
  Тоску погребального звона,
  Тревогу в морозных ночах,
  И блеск тускловатый погона
  На хрупких, на детских плечах.
  Мы отдали все, что имели
  Тебе, восемнадцатый год,
  Твоей азиатской метели,
  В степной, за Россию, поход.
ДИКТОР:
  Пошла молодежь из Петрограда, Москвы и других городов. Как видно из слов Добровольческой песни, каждый,кто считал себя сыном России, спешил влиться в ростущие ряды Белого Движения.
  ХОР:
  Вспоили вы нас и вскормили...
  ДИКТОР:
  Пошли русские люди по далекой Сибири, надеясь, как это видно из слов Дальневосточной добровольческой песни, на то, что скоро засияет свет спасения.
  ХОР:
  Русь зовет... /см. текст в конце монтажа/
  ДИКТОР:
  Пошли офицеры и солдаты, заброшенные войной за пределы России. Как мы слышим из слов всем нам известной песни, с румынского фронта ведет свой славный полк генерал Дроздовский.
  ХОР:
  Из Румынии походом...
  ДИКТОР:
  А за их спинами колыхало красное зарево пожарищ, струились слезы, лилась кровь. Савин, в своем стихотворении описывает все ужасы и злодеяния Гражданской войны:
  ДЕКЛАМАЦИЯ:
  Ты кровь их соберешь по каплям, мама...
  /см. текст в "Трагедии России"/
  ДИКТОР:
  В России не было места, не охваченного смерчем борьбы не на жизнь, а на смерть. Народ, поверивший ложным обещаниям красных, не поддержал белых, и последний главнокомандующий увел Белую армию на чужбину. Трогательно и ярко описывает этот момент поэт Маяковский в своем стихотворении "Врангель".
  ДЕКЛАМАЦИЯ:
  Красные наседали... /см. текст в "Трагедии России"/
  ДИКТОР:
Битва была проиграна. Воины Белой армии уходили за границу в неизвестное. Уходили с надеждой на скорое возвращение в любимую Россию. Недели ожиданий сменялись месяцами, месяцы - годами... Уже мало осталось в живых тех, кто так доблестно и отважно шли на борьбу со злом под знаменами Добровольческой армии. Мы, русская молодежь за границей, оторваны от России физически, но не духовно. Нам дорого прошлое нашей земли и мы верим в светлое будущее нашей Родины.
Ст. Скм. М. Данилевский

Р УС Ь    З ОВ ЕТ

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ

Мы от моря и до моря
Русь великую прошли
Много слез, скорбей и горя
Мы с собою унесли.
ПРИПЕВ: Русь зовет! Идем родная, лишь немного подожди!
Скоро-скоро засияет свет спасенья впереди!
Не сломил нас гром и битвы,
Дух наш смелый не угас,
Наши жаркие молитвы
Небо слышит и сейчас...
ПРИПЕВ
Мы подняли наше знамя
За измученный народ,
В нашем сердце снова пламя,
Снова Русь к себе зовет...
ПРИПЕВ
Ты сынов своих навстречу
В помощь нам скорей пошли,
С ними смело грянем в сечу
На врагов родной земли!
ПРИПЕВ
Мы идем, а с нами тени
Павших братьев и вождей,
С нами многих поколений
Души лучших сыновей...
ПРИПЕВ
А за нами весь могучий
И истерзанный народ -
Русь сдвигает брови тучей,
Снова нас к себе зовет!
ПРИПЕВ
Русь зовет! Придем,родная,
С очистительным огнем.
И от края и до края
Снова знамя пронесем!

pp08419.jpg