Журнал скаутских руководителей "Опыт" №90

Журнал "ОПЫТ" № 90 (1992 г.)

pp0901.jpg

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Предисловие
2. Честь Первая - Развитие Духовной Жизни
- Самостоятельное Самосознание Себя Христианином
- Развитие Души Ребенка
- О Воспитании Детей и Молодежи
3. Часть Вторая - Сокращенная Молитвенная Памятка
- Требования по Религии на Разряды 3й разряд 2й разряд 1й разряд Разведчик Родины
- Религиозные Специальности
4. Часть Третья - Курсовые Материалы из "Опыта"
Конспект краткого курса по истории РПЦ
Вопросы Религиозного Воспитания
Преподавание Закона Божьего
Св. Георгий Победоносец
О Религиозном Воспитании Разведчиков и Разведчиц

pp0902.jpg


pp0903.jpg



ТРЕБОВАНИЯ ПО РЕЛИГИИ НА РАЗРЯДЫ

3 разряд
1. Уметь вести себя при молитве, понимать ее значение.
2. Знать молитвы: Отче наш, Богородице, Спаси Господи, до и после еды.
3. Рассказать о Рождестве Христовом и Пасхе и о связанных с этими праздниками русских обычаях.
4. Объяснить, как и почему следует причащаться Святых Тайн.
5. Рассказать о св.Георгие - небесном покровителе разведчиков и о св.Ольге.
2 разряд
1.Земная жизнь Спасителя - двунадесятые праздники
2.Устройство храма.
3.Основной смысл литургии и главное подразделение.
4.Молитвы: Уметь прочесть утреннюю и вечернюю молитвы; знать тропарь св.Георгию, Достойно есть. Символ веры и Царю Небесный.
5.Св. кн. Ольга - подробно; житие так-же и Св.Георгия.
I разряд
I. Указать в Ветхом Завете места, предсказывающие Пришествие Спасителя:
1. Земная жизнь Спасителя - Двунадесятые праздники по 4-ем Евангелиям. Коротко об Евангелистах; Подробно Страсти Господни и святое Воскресение;
2. Призвание Апостолов и их имена
3. Заповеди Блаженства и их значение
4. Чудеса: Чудо в Канне Галилейской, Воскрешение Лазаря, Насыщение хлебами и Изгнание Легиона бесов. На выбор 2 чуда - пояснивши значение выбранных чудес в догме церкви.
5. Притчи - 2 на выбор
О Сеятеле, о богатом и Лазаре, о Блудном Сыне, о мытаре и фарисее.
2. Деяния
1. Сошествие. Св.Духа на апостолов;
2. Св. Стефан - 1-й Христовый Мученик. Апостол Павел. Коротко его Значение;
3. Распространение Христова Учения апостолами. Упомянуть о Посланиях;
3. История Русской Православной Церкви
а/ Киевский период 862 - 1240
Христианство до Крещения Руси, Св.Ольга - 1-я епархия.
988 Крещение Руси, св.кн.Владимир.
Первые мученики - св.Борис и Глеб.
Ярослав Мудрый - церкви, школы, монастыри, летописи.
Устройство Киевской Митрополии и зависимость от Константинополя.
Киево-Печерская лавра.
б/ Церковь во время татарского нашествия 1240 - 1480
Трудности и разорение Церкви и ее значение.
Орда и первые мученики там да веру.
Св.кн. Александр Невский. Его защита Православия от католичества. Его отношения с Ордой.
Защитники, просветители и борцы за Веру - митрополиты Святители Кирилл, Петр и Алексей. Хлопоты в Орде о постройке храмов.
1392г. Троице-Сергиева Лавра - Преподобный Сергий Радонежский. Его участие и значение при Куликовской битве.
Соловецкая обитель - Просвещение Севера.
в/ Московский период 1448 - 1700
Независимость русской Митрополии от Константинополя - 1448. Иван Грозный - архиерейская кафедра во взятой Казани 1552.
Крещение татар и объявление чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.
Митрополит св.Филипп /противоборство зверствам Иоанна Грозного/. Дарование России патриаршества. Воцарение Дома Романовых - патриарх Филарет. Патриарх Никон - раскол - 17 век.
г/ Синодальний период 1700 - 1917
Упразднение патриаршества - Святейший Синод Просвещение духовенства - семинарии и духовные академии. Российское миссианство. Присоединение униатов.
Главные Святители периода - преподобный Серафим Саровский.
св.Праведный Иоанн Кронштадский.
д/ Восстановление Патриаршества в 1917
Гонения и террор против Православной Церкви в СССР. Патриарх Тихон
Разведчик Родины
берущий, по выбору, тему своей работы религию пишет статью на тему:
"История Русской Православной Церкви со времени смерти Св.Патриарха
Тихона за рубежом, или в России."

РЕЛИГИ0ЗНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Религиозные специальности - один из основных методов, которыми располагает руководитель в области религиозного воспитания. Если религиозные требования разрядов дают ребятам какой-то минимум элементарных понятий о христианстве и Церкви, то специальности предоставляют им возможность углубить эти понятия и, в доступной им форме. включиться в церковное служение.
Руководитель должен иметь ясное представление о задачах религиозного воспитания. Не надо думать, что если разводчик верит в Бога и обладает какими-то, более или менее туманными знаниями из религии" то этого уже достаточно и нам делать больше нечего. Верой конечно пренебрегать не надо, так как она находится в основе христианской жизни. Но "вера без дел мертва есть". Она неразрывно связана с жизнью. Вера воплощается в жизнь и преображает ее. И в нашей работе мы должны стремиться к тому, чтобы разведчик не только верил, не только бы назывался христианином, но чтобы он действительно и действенно им был. Жизнь православного христианина не мыслится вне Церкви. Кроме того, даже если он активный член Церкви, христианин не может этим довольствоваться. Нельзя правильно определить активности в Церкви; не включив в нее момент проповедничества. Христос дал всем членам церкви определенное задание: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари". Каждый из нас должен быть готов "дать отчет в своем уповании". Из этого модно заключить, что нашу религиозно-воспитательную работу мы должна проводить одновременно в трех направлениях:
- развивать личную духовную жизнь у ребят, постоянно связывая ее с "делами", с конкретным проявлением "веры" и повседневной жизни;
- готовить их и постепенно вводить в церковное служение, путем участия в церковной жизни;
- готовить их и к проповедническому, к т.н. миссионерскому служению, чем они могут опять таки заниматься уже сейчас, в своей собственной среде.
В жизни христианина все эти моменты тесно связаны между собой. Мы их намеренно схематизировали и может быть немного искусственно разделили для того только, чтобы ясно изложить задачи стоящие перед каждым, руководителем.
Стоит только немного вникнуть в приведенные выше моменты жизни христианина, чтобы увидеть всю заложенную в них потенциальную активность. Есть отряды, в которых все связанное с церковью и религией синонимично для ребят "скуке" и "мертвечине". Мы глубоко убеждены, что, либо руководители в таких отрядах вообще ведут религиозную работу спустя рукава, либо они действительно имеют совершенно превратное представление о сущности этой работы. Ведь начиная с запечатленных в Евангелии и апостольских посланиях земной жизни Христа и деятельности его апостолов, и вплоть до нашего времени, вся двухтысячелетняя история христианства предельно динамична. Подлинное церковное делание несовместимо с пассивностью. И в нашей религиозно-воспитательной работе мы должны до мозга костей проникнуться этой динамичностью, столь свойственной нашим принципам активного воспитания и отвечающей потребностям разведческого возраста. Только тогда мы сможем успешно проводить религиозно-воспитательную работу.


Предлагаемые требования по религиозным специальностям можно охарактеризовать следующим образом:
- теоретическая часть сведена к. минимуму;
- теория сразу же применяется на практике, все теоретические знания соотвевствуют определенным заданиям;
- каждая специальность связана с действительным служением разведчика Церкви.
Требования установлены соответственно среднему уровню разведчиков, с которыми нам сейчас приходится работать. Это не значит, что наши разведчики знают и умеют делать все, что требуется. Но их легко можно этому научить. Так как религиозное воспитание получаемое ими в семьях очень часто находится не на должном уровне, то им может быть придется и попотеть перед тем, чтобы получить специальность. Но этого бояться не надо. Специальность нужно заработать. Руководитель и духовник должны помогать разведчику и поощрять его. Надо избегать формального подхода к сдаче специальностей вообще, а особенно к сдаче религиозных специальностей. Если разведчик действительно из кожи лезет вон, чтобы получить специальность прислужника /выучил все, что надо;
регулярно прислуживает на литургии/, но по жизненным обстоятельствам не в состоянии ходить ко всенощной /напр. учится в интернате, откуда его выпускают только по воскресениям/ и, следовательно, не знает этой службы, то надо постараться максимально использовать лагерные всенощные, но - при сдаче испытания на эту специальность - не требовать от него "исчерпывающих" знаний по этому пункту. Нужен личный подход. Наоборот же, если разведчик, готовящийся к религиозной специальности стоит на высоком уровне и без того уже знает все, что от него требуется, можно требования увеличить. Специальность должна соответствовать действительному росту.
из Опыта № 25, Июнь 1957 г.
pp0906.jpg

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 1. ПРИСЛУЖНИК /ПОНОМАРЬ/

1. Знает основной смысл и главные моменты вечерни, утрени и литургии.
2. Умеет приготовить все, что нужно для совершения этих богослужений:
облачения /какие? как их складывать? в каком порядке?/ свечи, угольки, ладан, елей; воду /для умовения рук, для теплоты/, вино, просфоры.
3. Для походного храма умеет соорудить из подручного материала:
престол, жертвенник, подсвечник для выносной свечи;
патенты для подвешивания кадила, для умовения рук и.т.д.
4. Умеет прислуживать на воскресной и праздничной вечерне, утрени и на литургии. Обучил этому другого разведчика.
5. Обязуется предлагать свои услуги, в качестве прислужника в своем приходском храме и везде, где будет в этом нужда.
11. ПЕВЧИЕ
1. Знать основной смысл, главные моменты вечерни, утрени и литургии.
2. Иметь понятие об историческом развитии церковного пения.
3. Знать обиходное пение богослужения; иметь понятие о гласовом пении.
4. На клиросе лагерного храма соорудит из подручного материала аналой или патент для нот и богослужебных книг.
5. Поет в церковном хору своей дружины или в лагерном церковном хоре. Научил нескольких разведчиков или волчат, не состоящих в хоре, пению следующих молитв: Царю Небесный, Отче Наш, Богородице Дево, Достойно Есть и Символ Веры.
6. Обязуется увеличивать свои знания по церковному пению, принимая участие в приходском хоре и предлагая свои услуги в этой области везде, где будет в том нужда.
111. ЦЕРКОВНАЯ СЕСТРА
1. Знать устройство храма
2. Принимать участие в уборке храма
3. Знать как обращаться с облачениями и какие цвета облачений относятся к праздникам, постам и прочее.
4. Благоговейно относится к святыням храма
5. Знать как нужно украшать храм на праздники
6. Вышить или сшить для храма какой-нибудь предмет
1У. ЗВОНАРЬ
1. Знать основной смысл и главные моменты вечерни, утрени и литургии
2. Уметь звонить в колокола
3. Знать: перезвон, трезвон и благовесть
4. Регулярно посещать богослужения
5. Рассказать о значении колоколов в истории церкви и в жизни российского государства.
У. Ч Т Е Ц
1. Знает основной смысл и главные моменты вечерни, утрени и литургии.
2. Имеет представление о следующих богослужебных книгах, рассматривал их, может в нескольких словах изложить их содержание: типикон, часослов, октоих, минея /месячная, праздничная, общая/, триодь /постная, цветная/, апостол.
3. Знает принципы церковного чтения. Исполняя обязанности чтеца на воскресных богослужениях. Умеет:
на вечерни и на утрени прочесть: Сподоби, Господи..., Ныне отпущаеши и трисвятое, шестопсалмие, прочесть часы /первый, третий и шестой/;
найти и прочесть положенный прокимен, апостол,
4. Научить другого разведчика читать по-славянски.
5. В лагере может соорудить из подручного материала складной аналой для чтеца.
6. Обязуется постоянно упражняться в чтении на славянском языке, по возможности читать в своем приходском храме и предлагать свои услуги везде, где будет в том нужда.
У1. ПАЛОМНИК
1. Знать историю и географию основных святых мест в Св.Земле и в России.
2. Уметь рассказать о двух других святынях Православного мира,
как например на Афоне, в Греции, в Малой Азии, на Синае, в Риме.
3. Уметь собрать себя в паломничество.
4. Посетить монастырь или иное святое место и написать о своих впечатлениях и о том, что там видел.
pp0907.jpg

СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАРШИХ

Разведчики и разведчицы могут сдавать все специальности по желанию, но рекомендуются нижеуказанные специальности оставить для более зрелого возраста.

1. АПОЛОГЕТ /МИССИОНЕР/.
1. Иметь основные понятия о Церкви, ее основании, ее определение по Евангелию и по Символу Веры.
2. Знать основную разницу между Православием и другими вероисповеданиями.
3. Иметь общее понятие о развитии Церкви и 1000-летней истории Русской Православной Церкви.
4. Знать и уметь объяснить 7 святых таинств.
5. Способен толково рассказать инославному на языке той страны, в которой живет, что такое Православие, каковы основы жизни православного христианина и что из себя представляет православное богослужение.
6. Обязуется помогать духовнику и руководителю в проведении духовного воспитания в отряде.

11. ИКОНОВЕД
1. Должен знать назначение иконописи в жизни Церкви
2. Должен иметь представление об истории развития иконописи.
3. Уметь объяснить символику основных православных образов.

111. БИБЛИОВЕД /ЭКЗЕГЕТ/
1. Имеет основные понятия об эпохе написания и авторах
четырех евангельских повествований. Может охарактеризовать каждое из них.
2. Имеет Новый Завет и приобретает навык ежедневного чтения Евангелия. К моменту сдачи испытания, прочел целиком одно из четырех евангельских повествований.
3. Смастерил из кожи или материи обложку /покрышку/ для своего Евангелия.
4. Имеет общие сведения о географии Палестины и о жизни в эпоху Христа. Нарисовал по памяти карту Палестины. Рассказал и объяснил другому разведчику /или своему звену/ основные моменты земной жизни Христа, указав на карте места, где они происходили.

1У. КТИТОР
1. Знать и уметь обращаться со священнеческими облачениями и алтарной /но не евхаристической/ утварью.
2. Объяснить назначение священных предметов в алтаре.
3. Уметь правильно руководить крестным ходом.
4. Уметь прислуживать при архиерейской службе
5. Знать как приготовить утварь к освящению воды,
освящению хлебов, крестины и проч. по указанию священника.
6. Применить свое знание и способности в приходской жизни.

У. БОГОСЛОВ /МИССИОНЕР/
1. Имеет основные понятия о Церкви: её основание, её определение по евангелию и в Символе веры.
2. Имеет понятия о епископсте, священство и диаконстве, а так же и о монашестве.
3. Знать основные разницы между Православием и другими вероисповеданиями.
4. Способен толково рассказать инославному или неверующему - на языке той страны в которой он живёт - что такое Православие, каковы основы жизни православного христианина, что из себя представляет православное богослужение.
5. Обязуется помогать духовнику и руководителю в проведении духовного воспитания в отряде.


pp0908.jpg


О РАБОТЕ В РОССИИ

От редакции - настоящее открытое письмо было опубликовано во французской скаутской прессе в 1991 году. Ски. В. Кавецкий предоставил редакции "Опыта" копию статьи на французском языке. В этом письме высказан взгляд НОРС на положение и на скаутскую работу в России. Хотя, возможно, ввиду ускоренного развития событий в России, в НОРС за это время изменились взгляды, редакция считает нужным познакомить читателя с переводом этого открытого письма.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКИХ СКАУТОВ

Ст.Скм. А. Ручковский
Париж, 10 марта 1991 г.

Дорогие друзья!
Получив ваш последний бюллетень "KIM" №44, я с большим интересом прочитал "новости с Востока". Я заметил, что ни одна статья не посвящена возникновению скаутизма в той громадной стране, которая официально еще называется СССР. Я делаю это замечание не чтобы жаловаться, а скорее чтобы дать вашим читателям информацию, которая у меня есть насчет скаутизма.
Хотя русский скаутизм является старой традицией в истории мирового скаутизма (см. "Познакомимся с НОРС". "К1М" №39), систематическое истребление воспоминаний в течение 70 лет, имеющее целью создание нового человека - единственного могущего довести социализм до лучистой зари коммунизма - парадоксально делает из России страну для миссии скаутизма.
Само слово "скаут" происходит из общего языка, а слово "eclaireur"
- по русски "разведчик" - народ понимает, как - "шпион" - если с запада, или как - "агент разведки"- если направляется на запад.
Новая политика "гласности" и "перестройки" по-скаутскому выражению - "взорвалась" и вылилась в страшный кризис, в котором отчужденная молодежь, разрушенная алькоголизмом, сексом, наркотиками и насилием, предоставлена самой себе, так как семья разрушена и "пионерские" и "комсомольские" организации, которые должны были это заменить, тоже провалились.
Можно сказать, что операция "Чернобыль", организованная ВОСД, замечательно осуществленная западно-европейскими скаутскими организациями, была первым шагом к "открытию заново скаутизма в СССР". Отклики на эту операцию, главным образом описанные в советской прессе, и благодарность М.Горбачева на Всемирной Конференции Скаутизма в Париже в июле 1990 года, обеспечили популярность этой системы образования молодежи в СССР.
И сразу зарождается инициатива, спрятанная в общем неопределенном сознании, всюду проявляется - от Брест-Литовска до Владивостока. Это массовое нашествие! Как грибы в сентябре, растут отряды благодаря энтузиазму русских неофитов, обнаруживающих новый скаутизм и исполненных неоспоримыми убеждениями, что они - избранники и помазанники.
Сейчас можно определить, что в СССР приблизительно 3000 скаутов. Эта цифра все время возрастает, не различая между плохим и хорошим семенем, потому что все имеется в этом урожае.
Из почты, которую мы все чаще и чаще оттуда получаем, мы все чаще встречаемся с положением, что "группа скаутов" создана по инициативе и под эгидой политических партий. Возьмем например случай "Памяти", политической партии, чьи экстремистические и антисемитские взгляды широко известны, которая создала свою -группу скаутов", не понимая или не хотя понять, что означает термин - "скаут". Или еще группа из Саратова, которая бесстыдно себя причисляет к НТС (Национально-трудовой Союз), политической организация, созданной в эмиграции, и недавно основанной в СССР благодаря перестройке. Другие путают скаутизм с военной подготовкой - запятнанной излишком патриотизмом, граничащим с бешенством. Более симпатичные, но такие же опасные, самопроизвольные скауты, заявляющие, что им инструкции по пользованию самоваром не нужны, строящие такой скаутизм, что самому Б.П., если бы он был жив, не захотелось бы этого чаю! Все это из-за молодежного кризиса и спешки жить, так как никто не знает, что будет завтра.
В Москве в ноябре 1990 года прошла первая скаутская конференция для приведения всего этого в порядок, но конференция была плохо подготовлена, и кроме благого намерения из этого ничего не вышло. Зато, по совету ВОСД, была создана "Ассоциация Возрождения Российского Скаутизма" (АВоРС), с целью координировать все эти искренне добрые намерения. С помощью тамошнего представителя ВОСД, АВоРС подготавливает вторую конференцию с целью создать федерацию русского скаутизма, директором которой должен быть единственный представитель ВОСД.
Что касается нашей Национальной Организации Русских Скаутов в изгнании, мы за всем этим внимательно следим и отвечаем на просьбы помощи, посылая нашу документацию на русском языке. Мы здесь во Франции организуем ускоренные курсы образования кадров (в январе 1991 года с тремя представителями из Москвы, а в феврале 1991 года с двумя из Коломны). Мы также предвидим пребывание двух звеньев в нашем летнем лагере в июле 1991 г.
Все наши действия совершаются при содействии ВОСД и дружеской поддержке французских скаутов.
Благодарю Вас за терпение при прочтении этого несколько длинного письма. Я всем шлю свой братский скаутский привет.
Ст. Скм. А. Ручковский
Отредактированный перевод ср2 Т. Монтвиловой

В помощь руководителю

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИГР

ВВЕДЕНИЕ
инс. С. Тарасов
Этот курс - часть КНО. проведенного зимой 1989 г.
Цель конспекта - дать курсантам необходимые знания для планировки и проведения игр.
Первая часть - теория, но она опирается на опыт в области игры, накопленный самими курсантами в течение летних лагерей 1986-1989 гг. Эта первая часть была прочитана на курсах.
Вторая часть обращается к рукам и начлагам, которых может заинтересовать наш отрядный эксперимент.
Эту работу, притом, можно охарактеризовать, как краткий путеводитель в страну игры, в которой мы живем, когда мы проводим лагеря.
Первая часть делится на 2 подразделения:
- Первое касается самой игры.
- Второе касается того, кто ее проводит.
В обеих частях, первое подразделение определение, а второе методика.
Надеюсь, этим путем добиться достаточной систематизации, чтобы иметь хотя бы основу нашего конспекта по проведению игр, в соответствии с нашим бытом эмигрантской организации и ее методов воспитания.
Существует множество категорий игр: спортивные, подвижные, неподвижные и т.д.
В этом конспекте я буду говорить исключительно о "большой игре", которая из себя представляет и форму и содержание нашей скаутской жизни.
Это не значит, что вышеупомянутые игры для нас непригодны. Наоборот, без них часто не обойтись для подготовки этой большой игры. Например, чтобы успешно провести ночную игру, необходимо сначала днем поиграть с завязанными глазами.
Спортивное занятие должно быть этапом к большой игре. Так, спортивная игра развивает чувство сплоченности команды, в бою за общую цель. Игры на поляне поучительны тем, что быстро развивают умение играть, чувство семейности тем, что младший подражает старшему, а старший учится владеть своею силою и избегать грубости.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

А. ИГРА
I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) Что такое игра?
Игра это ДЕЙСТВИЕ, которое ставит участника в определенную ситуацию, в которой он движется по заранее определенным правилам. Это действие должно быть:
- поучительным, развивать ум, быстроту реакции - физической и психической, и конечно фантазию.
2) Зачем играть?
Живя в скаутском лагере, по нашим законам и уставу, мы берем на себя должность воспитания молодежи. Воспитание бывает разное: в семье, в школе, в спортивных клубах, везде мы чему-нибудь учимся. И у каждого свои методы воспитания. Для нас скаутов, самым подходящим методом воспитания является именно игра, потому что ребенок ею ЗАНЯТ; игра должна быть ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ, но не ЗАНЯТИЕМ: играющий учится, НЕ ЗАМЕЧАЯ, что его чему-то учат. Только тогда занятие становится игрой. У игры должна быть ЦЕЛЬ. Тогда она приобретает СМЫСЛ.
3) Как играть?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ввести несколько понятий, т.е. внести в решение этого вопроса некую МЕТОДИКУ. Затем, необходимо объяснить, что нужно, чтобы у игры был положительный результат.
II) МЕТОДИКА Легче всего исходить из постулатов:
10 ЗАКОНОВ ИГРЫ
1) ИГРА ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ К МЕСТУ
Чтобы успешно провести игру, необходимо досконально знать местность, в которой она проводится. У игры должны быть точные границы.
2) ИГРА ДОЛЖНА ИМЕТЬ ПРЯМОЕ ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ. Для ее успеха, необходимо ей отмерить СРОК.
У игры, должно быть НАЧАЛО, и должен быть КОНЕЦ.
3) ИГРА ДОЛЖНА ИМЕТЬ НАЧАЛЬНИКА, МАСТЕРА ИГРЫ
Один человек, и только один, проводит игру тем, что ОН ЕЕ ВЕДЕТ. Он не обязательно судья, их может быть несколько. Но может быть ТОЛЬКО ОДИН МАСТЕР ИГРЫ.
4) У ИГРЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ПРОГРЕССИЯ
Немножко, как динамика костров, игра должна затягивать играющих НЕПРЕСТАННЫМ ПОДЪЕМОМ.
В отличие от костров, где в конце всегда должна быть успокаивающая фаза, лучше всего кончать игру САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ МОМЕНТОМ, например, победой одной из играющих групп.
Кстати, КОСТЕР тоже игра. Но особая: КОСТЕР тоже ТРАДИЦИЯ.
5) ИГРА ДОЛЖНА БЫТЬ ПОНЯТНОЙ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ Мастер игры не имеет право начинать игру, пока даже последний волчонок не понял в чем дело и зачем он играет. Если мастер игры не дообъяснил игру, он РИСКУЕТ ЕЕ ПРОВАЛИТЬ. А это хуже, чем вообще не играть. Поэтому мастеру игры нужно быть спокойным, ясным, быстрым, чтобы спасти игру если он видит, что она пошла боком: в этом случае, он часто бывает "DEUS EX MACHINA". И конечно, ему нужен АВТОРИТЕТ, т.е. уважение играющих.
6) КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН УЧАСТВОВАТЬ В ИГРЕ
Звучит это банально, в действительности, этого очень трудно достичь: часто это зависит от умения мастера играть, или его неумения...
7) ИГРА ДОЛЖНА БЫТЬ ВСЕМ ПО СИЛАМ
Недопустимо, чтобы волчонок был исключен по недостатку физической силы.
8) НЕТ ИГРЫ БЕЗ ЛЕГЕНДЫ
Это. вероятно, самое важное.
Чтобы иметь поучительный характер, игра должна рассказывать играющим так называемую "легенду": это не волчата ползут на брюках через кусты, а смелые партизаны, которые подкрадываются к передовым постам Наполеоновской армии, отступающей из горящей Москвы: только тогда они чему-нибудь научатся.
- ЛЕГЕНДА ВАЖНЕЙ ИГРЫ: можно провалить саму игру, но НУЖНО ВСЕГДА СПАСАТЬ ЛЕГЕНДУ, а то дети не поверят следующей игре и легенде.
- Недостаточно объяснить детям легенду, их нужно ПРИМЕРОМ УБЕДИТЬ: мастер игры Денис Давыдов, а волчата его партизаны, за ним рвущиеся в атаку.
9) ЛЕГЕНДА ДОЛЖНА БЫТЬ:
а) и н т е р е с н о й
б) п р а в д о п о д о б н о й
в) п р о с т о й
а) интересной, ясно почему: чтобы все участвовали. Значит, у каждого играющего должна быть своя роль, которую он будет исполнять до победного конца. Нужны генералы, но нет генерала без солдат.
6) Правдоподобной, тоже ясно: участник только тогда начинает играть, когда он ВХОДИТ душой и телом В ЛЕГЕНДУ. Тогда он преображается в свою роль и этим автоматически НЕСЕТ ИГРУ.
в) Простой: идеально было бы:
КОРОТКО ОБЪЯСНЯТЬ - ДОЛГО ИГРАТЬ. Если теряться в объяснениях, то не остается времени для самой игры. Это зависит от подготовки мастером игры, и ясно что и это очень трудно, и требует большого опыта.
10) ИГРА ОПИРАЕТСЯ НА ПРЕДЫДУЩУЮ ИГРУ И ГОТОВИТ СЛЕДУЮЩУЮ Иначе говоря, она этап в чередовании игр, а среди игр должна быть нить. С каждой игрой, играющие набирают опыт, поэтому следует начинать с простых игр, и постепенно их усложнять. Этому чередованию можно, даже НУЖНО, дать общую ТЕМУ, тогда образуется ИДЕАЛ лагеря:

ЦИКЛОВАЯ ИГРА.

Б. МАСТЕР ИГРЫ

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Как мы уже видели в части, определяющей игру, и здесь приходится работать, пользуясь постулатами.
1) У МАСТЕРА ИГРЫ ВЛАСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАД ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ ИГРЫ
Большая власть и большая ответственность. Мастер может игру спасти, или ее угробить. Ничего, если это только простенькая, короткая игра, но представьте себе, что лишь одним промахом мастер может и провалить ВЕСЬ ЦИКЛ, всю тему лагеря, включая пояснительные беседы, лагерную песню, и вообще весь труд подготовки программы лагеря. Нет лагеря без программы, нет программы без легенды, а то это только клетка. И, значит, летит легенда и летний лагерь. В этом случае, лучше не делать лагеря. Итак: ИГРА НЕ ШУТКА, А ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО.
2) МАСТЕР ИГРЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО РУКОВОДИТЕЛЬ, НО РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО МАСТЕР ИГРЫ. В нашем отряде существует специальность "мастера игры", без которой мы не признаем первого разряда. Это имеет определенную причину: для мастера игры нужно знать разведческую жизнь. Чтобы быть руководителем, нужно уметь играть. Конечно, бывают и руководители, ставший ими во взрослом возрасте, но очень редко встречаешь инстинктивных мастеров игры. Это однако бывает, и они есть.
3) МАСТЕР ИГРЫ ДОЛЖЕН СТРЕМИТЬСЯ К ЦИКЛУ Многие думают, что цикловые игры касаются только стаи. Это ошибка. НАША ЦЕЛЬ, это чтобы весь лагерь, от нежнолапки до начальника лагеря, включая завхоза, ВКЛЮЧИЛСЯ В ЦИКЛ. Такие лагеря бывают, и это единственный способ провести скаутский лагерь, а не колонию. Это, конечно, еще не требуется от курсантов, но зато от начальника лагеря. Но вы курсанты уже сейчас должны к этому стремиться.



II. М Е Т О Д И К А
12 ЗАКОНОВ МАСТЕРА ИГРЫ
1) БУЛЬ ГОТОВ чтобы никакая ситуация Тебя не встретила беспомощным: нужна Твоя быстрая реакция.
2) ДО ИГРЫ, - ОБЪЯСНИ:
- ЛЕГЕНДУ, КАК ИГРАТЬ
- ЦЕЛЬ ИГРЫ
- МЕСТНОСТЬ/ГРАНИЦЫ
- СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ / СРОК
- КТО СУДЬИ
- ГДЕ ОНИ
- У КОГО КАКАЯ РОЛЬ.
3) ПОСЛЕ ИГРЫ, - ПОДВЕДИ ИТОГ.
- КТО ВЫИГРАЛ
- ПОЧЕМУ ВЫИГРАЛ ПРОВЕЛИ: - КРИТИКУ МАНЕВРОВ:
ЧТО ХОРОШО, ЧТО ПЛОХО.
4) НАЧИНАЙ С МАЛОГО, ПОСТЕПЕННО ТРЕБУЙ БОЛЬШЕ. Учи детей, не утомляй их.
5) НИ ОТ КОГО НЕ ТРЕБУЙ ТОГО, ЧЕГО САМ НЕ МОЖЕШЬ Тебе довольно часто приведется на деле показать к чему Ты годен, не рискуй потерять лицо ...
6) БУДЬ ТЕРПЕЛИВ Не начинай нервничать, если волчонок Тебя не понял: это значит, что Ты плохо объяснил. Помни, что яснее всех Тебе самому. А если самому Тебе не ясно, значит Ты плохо подготовился, и нечего нервничать, а скорее стыдиться.
7) БУДЬ СПРАВЕДЛИВ
Суди с умом и толком, Ты не имеешь права на ошибку: ДЕТИ НЕ ПРОЩАЮТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ. Объясняй всегда свои решения, но не отступай от них.
8) БУДЬ ДОБР
Тогда дети играют без грубости. А грубость в игре - опасна.
9) БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН - БДИ ' От этого зависит весь Твой генеральский престиж, Твой острый глаз и тонкий слух, это Твой АВТОРИТЕТ.
10) БУДЬ ВЕСЕЛЫМ Никто за хмурым не пойдет.
11) НЕ БУЗИ А то получишь в ответ бузу.
12) БУДЬ УВЕРЕННЫМ Знай свое дело, если Ты не уверен, никто им не будет.


Ч А С Т Ь В Т О Р А Я
Эта часть конспекта не была прочитана на курсах, по очень простой причине: все курсанты в ней участвовали в течение своей разведческой жизни. В этой части, я просто хочу поделиться опытом с братьями руками, которые тоже встречались с той или иной проблемой. Конечно, первая часть этого конспекта звучит весьма теоретически и идеально. Наш рук.состав долгое время не мог добиться от отряда толковой игры, пока мы сами, к собственному ужасу не осознали, что у нас самих нет никакой системы игры, что в сущности мы сами не умеем как следует играть. Пришлось начать все с начала. Это было летом 1986 г. Увы, быстро убедились, что не имеет смысла устраивать местные игры, типа "железной дороги", когда дети наши даже не способны - по нашей же вине - толково сыграть в самый простой эстафет, а куда там до ночных игр по тревоге, тем паче цикловых? Итак, начинай сначала: мы в первую очередь ввели систематическое СОСТОЯНИЕ ИГРЫ: как минутка свободна - так игра. Хоть самая простая.
Ввели новинку: у костра, вместо песен и точек, - только игры. как заколдованный предмет, спичечная коробка, охотник, и т.д. Каждая игра - короткая, но ВСЕГДА с легендой. После нескольких дней, все разыгрались, мы начали играть на поляне, в игры, развивающие чувства: зрение: метиться в ворота с закрытыми глазами, после прицела с открытыми. слух: нахождение флажка по свистку с закрытыми глазами ловкость: - метание сырых яиц в ловлю (вдвоем)
- бег на одной ноге
- на четвереньках нюх: овощи и пр. по запаху быстрота: бег с препятствиями ... и пр.
Через еще нескольких дней, можно было играть в лесу:
- взятие флажков,
- взрыв железной дороги,
-тяжелая вода,
- сбитый летчик,
- 3 косынки.
В конце концов, в 1989 году в первый раз удалось поставить цикловую игру, в которой участвовал весь лагерь. Легенда: "Ботик Петра Великого".
Волчата были русскими моряками, мл. разведчики - голландскими кораблестроителями, ст. разведчики - пиратами, нападающими на ботик (исторический ли факт, мы сами не знаем). Руководители были русскими рабочими, которые строили корабль и.т.д. Эта игра длилась 21 день, и я думаю, что все будут помнить поход в Голландию, строительство корабля, матросские кепки волчат, пускание корабля. шитье парусов, Андреевский стяг, парадный ужин на корабле и нападение пиратов, ночную сигнализацию из порта к кораблю. Конечно, и смешное: хотели фрегат, получилось что-то вроде баркаса... Но все играли. Счастливой разведки!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ради редкого случая, что на этих курсах участвовали фактически взрослые ребята, следует пояснить, что "ИГРЫ" делились на 2 части:
Первая часть та, которая здесь написана. Вторая часть располагалась так: ибо мало было времени, и много было лекций, то между двумя лекциями вставлялось по 15 минут игр. Этих "игровых перерывов" было слишком много, чтобы всех их описать, но самые важные были таковыми: скорее тренировками, чем играми, ибо без легенды, кроме как, конечно, "Легенда КНО", потому что, как Вы уже догадались, цикловая игра называлась "..-ое КНО". Назовем, значит, эти перерывы "игровыми промежутками". Вот несколько из них.
лимоны
Раздается всем курсантам по лимону. Приказано веем им жить с этим лимоном 24 часа, не откладывая его, и не искажая его поверхности. Сутки спустя, отбираются у них лимоны, держатся с 20-ью другими лимонами час в леднике, потом завязываются курсантам глаза, и на подносе приносятся все холодные лимоны. На каждом лимоне написано имя курсанта, которому он принадлежит. И удивительно! - или нет? из 8 курсантов, 7 узнали "свой" лимон, лишь один ошибся в пользу уж больно похожего на "свой" лимон. Этот эксперимент можно повторять сколько угодно раз, ради "тренировки".
ХОДЬБА ПО КАНАТУ или "как за 10 шагов превратить медведя в балерину".
В комнате по диагонали расстилается 10 метров алюминиевой фольги. Курсанты снимают обувь, и им приказывают бесшумно пройтись по ленте, любым шагом. Забавным оказалось:
- самый тяжелый не был самым громким
- самая легкая не оказалась самой тихой
- после 3-его шага ВСЕ уже ходили намного тише
- последний шаг У ВСЕХ был бесшумным.
УЗНАЙ, ЧТО УПАЛО или КИМ НА СЛУХ
Завязанные глаза.
На каменный пол, по очереди падают 10 разных предметов.
Гаечный ключ, карандаш, свечка, берет (мы носим береты), книга, ключ, монета, и т.д.
Развязав глаза, играющие должны написать на бумажке, что они слышали.
Предупреждение: Не ожидайте, чтобы угадали все предметы ; некоторые не знают звука падающего гаечного ключа. Но все-таки результат удивительный: в среднем, от 60 до 70 % успеха.
КИМ НА НЮХ То же, но на нюх.
КИМ НА ОЩУПЬ
То же, но только дается гладить по поверхности разные предметы. Дерево, мрамор, материя, кожа, и т пр. Очень трудно:
МЕТАНИЕ ЯЙЦАМИ
Играть в это в отсутствие волчат и белочек!
Это не педагогично, играть едой! Но нет ничего, что бы заменило сырое яйцо... По парам, друг с другом перебрасываются яйцом, каждый раз отходя на шаг назад.
Рекорд: 35 метров.
Осторожно: надеть старую и грязную одежду и предвидеть время, чтобы мыть волосы, особенно девочкам...
САН-КИМ
У курсантов конечно есть санитарное образование, раз у них есть 1-й разряд.
Лежит в комнате "поврежденный".
Курсанты впускаются по очереди:
- определить, что с больным,
- принять спасательные меры. Засчитывается - быстрота реакции,
- уверенность "диагноза",
- количество ошибок Все быстро среагировали. У всех масса ошибок ... Полезно подзубрить санитарное дело.
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО
Занимаясь играми в лагере, очень быстро оказывается, что это бездонная бочка. Чем больше мы играем, тем больше нам приходится учиться играть. Не пора ли подумать об общем конспекте игр, не только с методологией, но и с настоящим каталогом игр?
Я, например, пользуюсь "картотекой игр", где я записываю, какая игра, сколько людей, и в чем сложности, какая местность, на сколько времени...
Ведь есть лесные игры, которые длятся 3 дня, связанные с походами, топографией, ориентацией, подкрадыванием, и.т.д.
Нe пора ли нам наконец ввести К.М.И. "Курсы мастеров игры"?
Ведь нужно быть честными сами с собой: кто из нас обновляет свой репертуар игр? Не лень ли матушха заставляет нас играть все в одно и то же, AD INFINITUM ЕТ NAUSEAM?
Давайте, постараемся избавиться одновременно от паутин, скуки, занудливой рутины и бюрократии?

СОДЕРЖАНИЕ "ОПЫТА" ЗА 45 ЛЕТ


(содержание журнала ОПЫТ по темам есть в системе поиска электронного архива)

Индекс статей от № 1 по № 89

скм. Е. Уртьева
От редакции: В индексе несколько разделов, приведенных ниже с указателем страницы в этом номере "Опыта". С каждой статьей в индексе дается два номера: первый -номер журнала, второй - страница в нем.
Передовые 27
Памяти верных 28
Идеология 28
Педагогика и методика 28
Психология 29
Вопросы религиозного воспитания 29
Вопросы национального воспитания 29
Волчата и белочки 30
Разведчики 31
Старшие разведчики 31
Разведчицы 31
Одиночки 31
Витязи 32
В помощь руководителю 32
Материалы по истории разведчества 34
На родине 35
Иностранные скауты и иностранная молодежь 35
Б.К.С. 36
Делимся своим опытом 37
Библиография 38
Между нами 38
Наша жизнь - хроника и информация 39
Давайте познакомимся 40