Опубликовано пользователем Admin
Журнал "ОПЫТ" № 97 (1995 г.)
РАБОТА С МЛАДШЕЙ ВЕТВЬЮ
Не так уж давно мы праздновали 85-летие разведчества. В этом году мы отметили пятилетие возобновления разведческой работы в России. Каждый раз мы делали обзор пройденного пути и задумывались о будущем.Обратим наше внимание на важнейшую отрасль нашей работы, на которую часто по тем или иным причинам мы не делаем необходимого упора. Эта отрасль - работа с нашей младшей ветвью, волчатами и белочками.
Причин часто недостаточному упору на эту работу много. Работа с разведчиками и разведчицами исторически была основной. Кроме того, гораздо скорее и проще показать результат работы нового отряда, чем стаи. Так же, возраст и развитие дает возможность увлекать разведчика обслуживанием себя и своего общества (отряда, лагеря). Разведчики и разведчицы до некоторой степени становятся "рабочей силой", своим трудом проводя в жизнь начинания и мероприятия. Ясно, что строй разведчиц или разведчиков привлекает больше внимания, в то время как строй стаи - скорее игра, чем церемония. А что уж говорить о кострах, песнях и точках ...
Работа с волчатами и белочками требует от руководителя больше подготовки и напряжения. Положение ОРЮР о волчатах и белочках указывает идеал - начальник и даже два помощника, в то время как в отряде достаточно одного начальника-руководителя. Для младшей ветви руководитель на всех начинаниях и в лагере является суррогатом матери и отца, со всеми из этого вытекающими заботой и действиями. Ветераны и сегодняшние руководители младшей ветви прекрасно знают сколько сил и труда необходимо для подготовки материалов и пособий для сборов, походов и лагерей. В лагерях необходима помощь с кухней и оборудованием - сами волчата или белочки многое не сделают.
Вышесказанное - объяснение причин некоторой невнимательности к работе со младшими. Нам важно осознать важность младшей ветви в общей жизни организации. Прошло пять лет работы в России: за это время пропорция открытия и работы отрядов по отношению к стаям равняется три к одному. Уже слышатся вопросы начальников отрядов - как быть, старшие вырастают и уходят в жизнь, а замена откуда? Дорогая сестра, дорогой брат, смена то - стаи! Хоть и методика нам говорить, что работа младших должна отличатся от работы отряда, но все же младшая ветвь готовит кадры будущих отрядов, детей уже знакомых со многими традициями и установками организации. В Зарубежье часто ставиться вопрос о плохо говорящих по-русски. Заменить родителей и школу мы, конечно, в этом не можем. Однако, в работе с младшей ветвью можно совершить много, предоставив русскоязычную атмосферу с раннего возраста. Мы часто говорим о неспокойном веке пагубно влияющем на юношество и идущем вразрез с нашим воспитательным процессом. Начав разведческое воспитание с младшего возраста, у нас больше возможностей подготовить ребенка к очень трудным сегодня юношеским годам. Опять таки, ветераны работы с младшими подтвердят то, что руководитель-воспитатель может очень много заложить в душу белочки или волченка, например, в беседах "у лампы" вечером.
Итак, сестры и братья, обратим должное внимание в будущем на работу с нашей младшей ветвью. Это - залог будущего организации и тем самым будущего нашего общества. Да поможет нам Бог! Приложим все силы!
СтСкм М. Данилевский (1995 г.)
РУССКАЯ ЖЕНЩИНА (Беседа у костра)
Хотелось бы, чтобы один из костров в скаутских лагерях был посвящен не только матерям, но просто Русской Женщине.Женщины, девушки, вы должны гордиться тем, что обладаете даром влияния на мужчин. В вашем присутствии даже хулиганистые мальчишки превращаются в рыцарей. Это касается и наших разведчиц. Сегодня разведчица, а завтра мать - центр семьи. Хотя и говорится, что отец - глава семьи, но всегда и везде семьей руководит мать. На ней лежит большая ответственность за детей, она планирует, распределяет бюджет семьи, она незаметно "дирижирует" всеми событиями в семье.
У русского народа женщина играла важную роль. С времен доисторических амазонок, по сегодняшний день, она наравне с мужем.
Княгиня Ольга прославилась мудрой в Киевской Руси и в православную церковь вошла равноапостольной. В народном эпосе Ярославна, жена князя Игоря, воспета в поэме "Слово". С давних лет русская женщина, плечом к плечу, наряду с мужем, защищала свой очаг, свою родную землю от набегов кочевников. В тяжелые годы татарского ига не легко приходилось нашим пра-пра-матерям. Их продавали в рабство, над ними глумились. И эта же поруганная мать несла пламя неугасаемой свечи через страшные три столетия, передавая из поколения в поколение огонек надежды на освобождение от татарского ига. Через все века, золотой нитью переплетен образ русской женщины в нашей литературе. Пушкинская Татьяна, тургеневские типы. Ни один из писателей не пожалел ярких красок для описания наших красавиц. И тут и там перекликаются изящество женской фигуры с красотой ее души.
Жены декабристов следовали в Сибирь за своими мужьями, разделяя их участь. И не забыть тех моментов, когда через деревни гнали немцы наших пленных. И русские женщины совали им куски хлеба в руки, невзирая на побои конвоиров.
А последняя воина?
Мужчины, от мала до велика, сражались в боях, а вся тяжесть тыловой жизни лежала на плечах женщин - они работали на полях, на заводах. Они, впроголодь живя сами, урывая от себя, последние куски хлеба отдавали своим детям, спасая их от голодной смерти.
Федор Абрамов в своей книге "Пряслины" описывает северную деревню в военные годы. Надо прочитать эту книгу, чтобы знать, как тяжело жилось в тылу, как наши женщины - эти безымянные герои, вынесли всю тяжесть войны. В книге есть, конечно, неизбежная агитация (без этого нельзя было), ножизнь описана ярко и красочно.
Не легко живется в России и сегодня... Будучи в Москве, мне бросилось в глаза, что улицы подметают только женщины, и когда я спросил, почему не делают это мужчины, женщина ответила, что мужчинам позорно подметать улицу... А наши женщины не стесняются работать ни в конторе, ни на фабрике. Отработав свои часы, они спешат домой готовить ужин, убирать, стирать... Ведь на их плечах лежит семья, домашний очаг, уют, семейное счастье. У них еще находится время присмотреть за детьми, проверить с ними уроки, заставить их позаниматься по русскому языку.
Тут надо отдать должное нашим бабушкам. Правильно замечено, что качество "русскости" вдвойне лучше там, где есть бабушка.
И, наконец, возьмите скаутские лагеря. Начьих плечах лагерная кухня? А вечера, устраиваемые в пользу ОРЮР? Кто там трудится больше всех? И разве за это все не заслуживает она - русская женщина - хотя бы маленького внимания? Так посвятим же какую-то долечку скаутского костра русской женщине. Не надо ли прочитать стихотворение, сказать теплое слово, преподнести букет цветов нашим лагерным труженицам? Этим мы окажем внимание и наше признание.
скм. Л. Артемьев (1993 г.)
Прогноз развития организации в России
На мой взгляд, для здорового и плодотворного развития организации в России необходимо сперва создать прочную базу руководителей, которые понимают и будут понимать суть OPDP. Они должны отложить все личные разногласия и обиды друг на друга и всякого рода тщеславие. Они должны понять" что если они вступили в ОРЮР ради достижения каких-то личных целей, им места нет в ОРЮР.Параллельно с созданием этой прочной руководительской базой необходимо создание эффективной структуры взаимосвязи между дружинами в разных городах и отдельными отделами. Все руководители должны знать к кому они могут обратиться за советом или поддержкой в проведении одного или иного мероприятия. Для этой цели Центр Связи должен составить картотеку с именами > адресами, телефонами и должностями всех руководителей и каждый руководитель должен иметь доступ к этой картотеке.
В-третьих, необходимо сейчас напечатать буклеты" третеразрядники, "Справочник разведчика", песенники и другие пособия, как например, по специальностям" большим тиражом, чтобы эти материалы были доступны, за цену" всем желающим их приобрести.
В-четвертых, организация в России должна стать на собственные ноги в смысле финансов. Для этой цели необходимо разработать и реализовать методы для получения средств от государственных органов и спонсоров на печатание, формы, значки, лагеря, поездки и т.д.
Пока вышеуказанные аспекты не будут налажены" нереалистично принимать новых членов в организацию в России, т.к. "недоделанные" руководители и разочарованные новые члены могут нанести организации большой ущерб.
Временное пребывание на сегодняшнем числовом уровне даст организации окрепнуть и поможет ее здоровому развитию через некоторое время.
Я уверена, что OPDP в России" оставив за собой четырехлетнее "военное положение", будет расти планомерно добавляя свои ряды такими людьми, и малыми и старыми, которые верят в ее идеологию.
Опыт последних четырех лет показал, что ОРЮР-у нужна Россия и что России нужен ОPЮP!
инс И. Редько 1994 г.
ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ЧЕРНОГОЛОВКЕ август 1995 г.
Вопросы волнующие нового руководителя
Говоря о нашей организации в ее настоящем, следует выделить пункты, по которым ее надо рассматривать. Это те пункты, в изучении которых у курсантов возникает большинство вопросов, а именно:1. Проблемы связанные с целями организации, ее задачами и способами их решения.
2. Проблемы связанные с настоящей деятельностью организации.
3. Вопросы тактических и стратегических ходов в будущем.
По первому вопросу необходимо выделить следующие аспекты:
а. ОРЮР организация молодежная и следовательно ей не подходят некоторые моменты характерные взрослым организациям, как политизированность, забюрократизованность и т.д.
б. ОРЮР организация независимая (от государства) и поэтому ей необходимо юридическое оформление.
в. Задачи ОРЮР сформулированные в Уставе не до конца ясны всем руководителям.
В частности вопрос о том, какое государственное устройство видят лучшим в России члены ОРЮР. В Уставе сказано об исторических ценностях России. Отсюда многие делают вывод о необходимости возвращения монархии. Но учитывая деполитизированность ОРЮР и отсутствие монархического строя, в настоящее время говорить об этой версии государственного устройства рано, если вообще возможно. Также важен вопрос о вероисповедании в ОРЮР. Надо выделить, как указывают многие руководители, именно православное направление религиозного воспитания, так как если говорить о Боге вообще, то можно попасть под экуменическое влияние современной неправославной Церкви.
Среди проблем волнующих руководителей OPDP в России следует выделить следующие:
- Взаимоотношения со скаутскими организациями в России и ВОСД;
- взаимоотношения с Церковью (на личном уровне и на уровне Патриархии);
- необходимость (или отсутствие ее) единоначалия на всех уровнях;
- отсутствие действительно рабочего центра в России и координаторов работы ОРЮР в России;
- непродуманная структура организации в России;
- взаимоотношения между руководителями;
- адаптация литературы и методических материалов к современному состоянию ее в России;
- критерии выбора руководителей разных уровней;
- взаимоотношения с государством;
- методическое обеспечение и разработка пособий;
- оценка деятельности руководителей;
- трудности следования Уставу;
- сохранение традиций.
инс Андрей Клочко 1994 г.
Исключение на почве религии
Из газеты "Вашингтон Пост" 1995 г. - В Бой Скауте оф Америка (БСА), американской скаутской организации, никто не обвинял Баз Грамбо в отсутствии честности, преданности, услужливости и дружеского отношения. Никто не сомневался в его вежливости, доброте, послушании, и веселости. Бережливость, храбрость и чистоплотность тоже небыли под вопросом.Вера в Бога оказалась проблемой. Так как он признался, что он - атеист, тринадцатилетнего скаута Грамбо осудили за нарушение 12го пункта законов БСА. И вот, после 6 лет скаутской жизни, Грамбо исключили из отряда № 427 в штате Мэриленд.
Представитель главной квартиры БСА, Ричард Вокер, сказал, что он недостаточно осведомлен, но что руководители отряда "поступили как следовало". "Что у нас (БСА) долг перед Богом - не секрет. Мы - не конфессия, но мы - религиозная организация." Хотя БСА редко исключают детей за атеизм, такие случаи бывали раньше, и неоднократно были обжалованы в гражданском суде. Во время судебных процессов БСА энергично защищал обещание, частью которого является обет молодежи "исполнять долг перед Богом и родиной".
Перевод редакции
Несколько слов о разведческом законоведении
В конспекте КНО "Разведческое законоведение" сказано что в наше законоведение должны входить не только сам Устав ОРЮР с положениями, 12 законов разведчиков, 10 заповедей и 12 обычаев скаутов, но и моральная обязанность каждого из нас вести себя в духе ТО, которое связывает всех нас еще и идеологически.Не трудно определить что такое разведческое законоведение. Ведь каждый может перечислить и законы и заповеди и обычаи разведчиков. При помощи Устава ОРЮР можно схематически изобразить все уровни органов управления ОРЮР, их полномочия и ограничения. Дать же четкое исчерпывающее определение "духа" - задача весьма сложная. А между тем, ни грош ли цена всему Уставу, если среди членов нашего братства не царит дух" некогда данного всеми нами ТО?
Бесспорно" что без подобающего здорового духа всякая организация в лучшем случае закостенеет или распадется. Но также справедливо признать, что на одном "Ура" далеко не уедешь. Ведь нужны какие-то конкретные ориентиры, которые направляли бы эту благую энергию" этот самый неуловимый дух. А таким наводящим маяком и есть Устав ОРЮР. Принадлежность к организации, в которой действуют те же самые законы, обычаи и тот же самый Устав - вот что в большой мере дает ту автоматическую "спайку" между людьми, которые впервые встречаются и при этой встрече узнают, что они бывали в юности в лагерях ОРЮР (даже может быть на разных континентах). А разве при таких обстоятельствах мы не видим истинного проявления разведческого духа?
Да, пожалуй действительно - без совокупности Устава с духом ТО вести работу было бы немыслимо. Без единства этих двух факторов неизвестно как долго просуществовала бы наша организация. И тогда какую пользу принесут России все эти годы изгнания и скитаний? Вероятно" что разведческое законоведение не в последнюю очередь необходимо для нашей общей заветной мечты - воссоздание Разведчества на Родине. Иначе тщетны слова нашей песни:
"... когда же покинем чужбину, костры по России зажжем!"
вит К. Борисов 1985 г.
Национальное воспитание
Мы живем в Петербурге, в городе по природе своей многонациональном. Многие считают этот город скорее европейским чем русским. Ну, что ж, каждое суждение имеет право на существование. Но трудно найти мало-мальски значимое событие в жизни России за последних 300 лет, которое бы не было так или иначе связано с Петербургом. Наша организация - Организация Российских Юных Разведчиков - именно российская. И два слова" "русский" и "Россия", сливаются в одно в моей душе.Однажды в Болгарии в одном ресторане разгулявшаяся группа "наших" упрашивала оркестр сыграть еще раз и зная о том, что к советским людям относятся с прохладцей, они кричали: "знаете, мы не русские, мы не русские, мы грузины". Это было так унизительно, мне было так стыдно, что это на долго запало в душу. Как так - мы, великая русская нация - а людям стыдно называть себя русскими? Почему каждая даже самая маленькая нация гордится тем, что у нее есть, своими достижениями, своей культурой? А мы все время рассказываем анекдоты о русских алкоголиках, о русских беспомощных, ленивых людях.
Я понимаю, за 70 лет советской власти забудешь "мать родную" как говорится" но это страшно, так не должно быть!
Это одна из причин почему я в ОРЮР. Я хочу научить детей гордиться тем, что они живут в России, тем, что они русские в широком смысле этого слова, какая бы кровь не смешалась. Великая православная страна. с огромными богатствами, с уникальной, широчайшей культурой. С замечательной историей, за которую, поверьте, не стыдно. А вот стыдно не знать ее. Стыдно не знать своей культуры.
Слава Богу в Питере много музеев. И мы часто в них ходим. Сколько великих русских имен связано с Петербургом. И мы гордимся тем, что у нас есть такая возможность через искусство, архитектуру и музыку изучать историю России.
Посмотрите-ка сколькорусских песен мы выучили вместе с детьми. Какая другая организация могла бы дать нам возможность так близко приблизиться к нашим национальным истокам?
Всем моим ребятам дано задание за лето подготовить рассказ с таблицей или рисунком о своих предках и я уверена, что они найдут то, чем смогут гордиться у своих отцов и дедов.
Забыть историю, забыть то, что ты русский - значит погибнуть!
инс В. Александрова 1994 г.
Компас для молодых эмигрантов
Под этим заголовком помещена пространная статья о 1794-м отряде американской скаутской организации (Boy Scouts of America-BSA) в газетеWashington Post от 5 августа 1995 г. Ниже приводятся выдержки из этой статьи.
„Когда отряд идет в поход, то кроме стандартного снаряжения, берется рис, курица и вьетнамские рецепты.... В занятиях по карте изучаются объекты Вьетнама... Чо Тет, лунный новый год, отмечается вместе с местной вьетнамской общиной... В конце сбора, отряд отдает салют флагам США, BSA и Вьетнама.... Начальник отряда, Нхан Во, - бывший вьетнамский скаут, организовал отряд менее года тому назад. Сегодня в отряде 35 человек... У отряда есть сестра - 872й отряд Girl Scouts, американской женской скаутской организации, с которыми они часто проводят общие начинания... У отрядов общий спонсор - вьетнамская организация взаимопомощи штата Мэриленд, поддерживаемая местным вьетнамским католическим приходом и ассоциацией бывших вьетнамских скаутских руководителей - Ланг Бат Хоп ..."
Перевод редакции
СКАУТИЗМ И РАЗВЕДЧЕСТВО
С самого своего основания российское разведчество было скаутской организацией. За почти что 90 лет своего существования много чего менялось и изменилось, она меняла свое название, свою методику, она пережила гонение, подполье, расцвет во многих странах мира и возвращение на Родину уже зрелой и могучей организацией.Но всегда мы оставались не только разведчиками, но и скаутами. У нас скаутская лилия; скаутские законы и Торжественное Обещание, скаутская методика и история, говорящая о Баден-Пауле и даже наш Устав говорит что мы -скауты.
Конечно, мы тоже - разведчики и у нас очень много специфично православного и русского, также как и в других странах скаутского мира отношении их религий и культур.
Будучи скаутской организацией, мы имели полное право быть членом мирового
скаутского движения. Политическое или моральное положение того времени
дало возможность тогдашнему Бой-скаутскому интернациональному бюро признать
зарубежную русскую скаутскую организацию. В 1945 году ситуация изменилась,
когда целая группа европейских стран очутилась за "железным занавесом"
. Стал вопрос не так о русских скаутах, как о скаутах тех стран. Ведь не
все скаутские организации были сразу там запрещении, но уже существовали
"зарубежные" организации. Признать их было невозможно - что делать, если
окажутся две организации - одна за рубежом, другая в самой стране. Был
сделан легкий (и политический) выбор - отказаться от всех "зарубежных"
организацый и дать им возможность существовать при местных скаутских организациях.
Никто, конечно, не думал и не рассчитывал, что зарубежные организации выберут
свой собственный путь, сохранят и донесут искру костра в свои освобожденные
страны. Много лет зарубежные организации добивались признания, но все оставались
при своем мнении. ОРЮР вела переписку с Международным скаутским бюро до
1963 года. Мы даже требовали извинения представителя ВОСД за исключение
из собрания скаутских организаций в Москве в 1991 году.
Почему вдруг сейчас мы стали пугаться ВОСД? Что изменилось?
Совет ОРЮР в 1993 году решил установить диалог с ВОСД. Перед
тем, как заняться этим вопросом, я провел 3 месяца собирая и изучал документы
для статьи в Опыте № 94.
Из писем и из контактов знаю, что многие прочли мой труд несколько
раз, что6 все усвоить, некоторые вообще не читали, а некоторые читали,
но полностью игнорировали факты в своих ответах.
Если внимательно прочесть конституцию ВОСД, то станет ясно,
что она содержит минимальные требования для любой скаутской организации.
Этот минимум находится уже в нашем Уставе. Никто не запрещает добавление
к этому минимуму требований ВОСД. Например, многие скаутские организации
имеют не 10, а 12 законов, например, включая Бой скауте оф Америка. Даже
в одной стране существует федерация, состоящая из нескольких скаутских
ассоциаций с совершенно разными вероисповеданием, культурой и Торжественным
Обещанием.
Мы всегда были, есть и будем скаутами. А наше разведчество придает
еще больше духовности и чувства особой семьи.
Я не защищаю позицию отдельных членов нынешнего ВОСД, или даже
позицию Международного скаутского бюро в Женеве, у них свои соображения,
политика и метод делать то, что им поручила Всемирная Конференция. Но говорить,
что скаутские организации мира (ВОСД) собрались и придумали какой-то заговор
против России - полный абсурд. Такого в тайне долго не продержишь (их все
же свыше 150 стран) и какова была бы реакция всего скаутского мира, не
говоря уже о Российских скаутах, если бы это выяснилось?
Мы являемся скаутами и должны не забывать, что мы говорим о
других скаутах, а не каких-то враждебных и подпольных организациях.
Для примера возьмем книги ВОСД, издание на русском языке и бесплатно
распространяемые в СНГ. Речь идет о двух книгах:
1. Что есть Скаутинг; Книга для скаутского лидера, 1992,
Женева, Швейцария (112 страниц) и
2. Скаутинг, книга для скаута, автор-Людмила Бондарь, 1993,
Женева, Швейцария (176 страниц).
Я не буду давать рецензию этих книг, хотя очень досадно, что
там много английских слов, как скауткемп, Кабскаут, пак (стая), роверринг
и т.д. Я также не отвергаю возможности, что есть и другая книга, о которой
существует мнение, что "ВОСД бесплатно раздает свои книги в тысячах экземплярах,
в которых Бог не упоминается, в которых отсутствует закон о верности Богу
и служению родине, в которых говорится, что для того, чтобы стать скаутом
- нет необходимости быть верующим человеком. Достаточно не быть воинствующим
безбожником! -" Такой книги у меня нет, а если она была напечатана, то
это только показывает, что у ВОСД тоже нет "цензуры" и каждый печатает
то, что ему взбредет в голову. Но надо быть справедливым. Зная Устав и
официальную позицию ВОСД, я опять внимательно просмотрел эти книги и вот,
что я там нашел:
Книга №1:
страница 16: "Долг перед Богом
Этот принцип определяется Скаутским Движением как приверженность
духовным ценностям, верности религии, принятия вытекающих из этого обязанностей
и относится к любой религии."
страница 18: "Скаутское Обещание
Клянусь моей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы
выполнить мой долг перед Богом и Государем (или Богом и страной), помогать
другим в любое время подчинятся скаутскому закону!"
страница 57-61: "Духовное развитие
Прежде всего, один из основных принципов Скаутского Движение
- Долг перед Богом.
Вполне возможно, что для многих из вас этот важнейший момент
человеческой жизни не совсем понятен, но если вы решили стать скаутом,
то должны занимать здесь четкую и ясную позицию.
Религиозному воспитанию в Скаутинге придается громадное значение.
Это самая большая ответственность из тех, что лежит на лидере скаутской
группы.
Все скаутские группы открыты как для верующих, так и для тех,
которые в настоящее время не исповедуют никакой религии.
Однако в этой открытости есть одно жизненно важное ограничение.
Для атеиста, который отрицает существование Бога, ясно, что он не может
искренне, честно дать скаутское Обещание, которое в обязательном порядке
включает Долг перед Богом.
Таким образом, атеист не может быть скаутом.
Религиозная политика скаутских ассоциаций состоит в том, чтобы
каждый скаут стремился:
- приложить все усилия для прогресса в осознании и соблюдении
Обещания с целью сделать все зависящее от него в выполнении долга перед
Богом и своей страной;
- принадлежать к каком-то вероисповеданию;
- исполнять ежедневно обряды и практику той религии, которую
он вероисповедует. -" (На этой странице фотография православного собора
и лилия ОРЮР!).
страница 107: "Три фундаментальных принципа скаутинга:
- любовь к Родине, чувство долга, послушание;
- совместное образование, свобода мысли, общности;
Книга № 2:
Она вроде нашего III разряда, где все, сказанное в книге № 1 более детально описано: прямо скажу что слово "Бог" упоминается в 11-ти параграфах. Тут только хочу сказать, что написано насчет 10-ого закона - Скаут чист в мыслях, словах и делах:
"Скаут с почтением относится к Богу. Он прилежен в исполнении своих религиозных обязанностей, он уважает верования других
Несогласные с диалогом с ВОСД следуют правилу - если достаточно долго писать о чем-то, читатель в конце концов поверит. Руководство ОРЮР даже обвиняется в цензуре.
Перед тем, как писать такие вещи, нужно быть в курсе дела, участвовать в активной работе организации. Для сведения скажу, что Совет ОРЮР не наводил цензуры, а решил печатать спорные статьи в Опыте, а не в Вестнике Руководителя, который является официальным информационным органом ОРЮР и широко распространяется вне организации. Совет также решил в своей переписке называть только фамилии (смотри номера Вестника Совета). Если форма обращения в Совете ОРЮР не подходит скм. Р. Полчанинову, то я прошу прощения и буду его величать по другому.
Я вполне согласен с мнением, что ведущие руководители времени Второй Мировой войны и последующего периода обладали боевым менталитетом, но на сегодня у нас есть и руководители с беженским менталитетом.
Дружина Киев, ЗАО, является филиалом местной организации Бой Скауте оф Америка. Они получают лагерные места американских скаутов и очень выгодную страховку.Никаких добавочных значков на разведческой форме они не носят, не должны употреблять американскую скаутскую методику, не растворились, не исчезли и не кончили жизнь самоубийством. Они молодцы, что нашли способ улучшения разведческой работы.
Сегодня наша работа ведется на трех фронтах. Первый, и самый важный, это укрепление и благоразумный рост ОРЮР в России; второй, это создание дружеских отношений с другими скаутскими организациями России и ведение переговоров о создании "федерации". Процесс формирования "федерации" наверно займет много времени. Третий фронт - это контакт и переговоры с ВОСД. (с 1991 года мы многого добились, не отступили ни от одной нашей позиции, показали себя достойной и уважаемой организацией, даже добились признания героического подвига зарубежных скаутских организаций в деле сохранения и передачи костра на родину). Сам этот факт ставит все зарубежные организации на заслуженное и должное место. Сейчас будет с нами совсем другой разговор. Много терпения, настойчивости и дипломатии пришлось приложить для этого.
Для работы ОРЮР, особенно в России, нужно общие крепкая позиция и фронт. Внутренний фронт, идущий в разрез, распространяющий неточные сведения и не всегда действующий в рамках разведчества, вреден. Необходима реакция "молчаливого большинства" чтобы вред не распространился.
Мы знаем западный мир, мы прожили всю свою жизнь в разведческой семье. Если не мы, так никто не подскажет, не пособит, не станет плечом к плечу.
Всегда Готов! За Россию!
скм. А. Захарьин, 1995 г.
ИСТОРИЯ СТАИ "ЯСНЫЕ СОКОЛА" (9-я сводная стая, дружина "Обнинск")
Стая собралась зимой 91/92 года. Крестным отцом, давшим ей имя, был шин Петя Тищенко, а родным папой - инс Олег Денисенко, начальник дружины. "Сокола" в те поры состояли только из волчат 6-10 лет, и состав их все время (как, впрочем, и в дальнейшем) слегка изменялся. Занимались в разных, но всегда вполне приличных местах. В сентябре 92 г. Олег нашел волчатам маму - тогда шин Ольгу Коновалову, бывшую до этого начальницей отряда. Жизнь стаи стала регулярной. Первым большим событием стал День Матери - детский концерт, чаепитие с мамами и игры (эта схема проведения сохранилась до сих пор). Затем -Рождество с маленьким спектаклем. В день Св. Георгия мы воспроизвели средневековый русский обычай посвящения княжеских детей в воины: каждого (впервые, как оказалось!) посадили на коня и провезли торжественным кругом, состригли прядку волос и вручили (вместо оружия) подарок в знак принятия в стаю. Волосы смешали вместе и развеяли по ветру со словами старинного заговора - оберега для воинов. Все вместе посадили и полили деревья у конюшни, и отдельно посадили будущий "могучий дуб" пророщенный нами желудь - тоже с заговором. 30 апреля 92 г. в Павловске стая, в которой появились уже и белочки, получила коричневые галстуки и первые звездочки. Б.О. ребята дали утром в парке, и на парад вышли уже в форме в/б. В июне - большой лагерь на р. Угре "Светозар" (13 ребят). Каждый день был связан со славянским календарем или посвящался историческим событиям (Великое стояние на Угре русских и татарских войск). Купание в росе, ночь на Ивана Купалу, поход-погоню за татарскими разведчиками они помнят до сих пор.Поздним летом стая пополнилась взрослыми новичками, по возрасту подходящими для отряда. Для них провели палаточный лагерь "Гремучий ключ". Стая стала сложным организмом. С осени 93 г. мы участили походы и поездки, особенно по местам, связанным с событиями 1812 года.
Установился прекрасный контакт с о. Алексеем, священником местной церкви. Он был так любезен, что приходил к нам на сборы осветить вопросы религии и даже исповедать детей. Начали посещение служб в той церкви и в Боровско-Пафнутьевском монастыре. Уже традиционно отметили День матери. На Рождество сделали спектакль в сиротском интернате. Там же провели испытание на ловкость с участием сирот. В стае, достигшей численности реально около 20 чел. (4 шестерки) (по списку - больше), появились и двуглазки, началась сдача на таежных. В День Св. Георгия -"большой" поход на весь день с разнообразной программой. Перед этим, 23 апреля - участие в празднике День Земли, запуск воздушных змеев, сделанных своими руками. Июнь - городской лагерь -школа в/б совместно со стаей "Золотая рыбка" (Москва);
в июле - трудовой лагерь на Оке,в августе лучшие в/б получают разведческое звание на джембори в Анапе и переходят в отряд им. "Николая Раевского". Идет новый набор 1-2 шестерок. Помощником в работе становится вит. Сергей Перевозчиков (получил звание в Анапе-94).
инс О. Коновалова (1994 г.)
ЗАЧЕМ МЫ ИГРАЕМ В ИГРЫ И ЧЕГО ХОТИМ ДОСТИЧЬ ИГРОЙ?
"Теоретическая физика это игрушка по сравнению с игрой..."А. Эйнштейн
Игра - дело серьезное! Давайте разберемся в этой фразе. Есть у строителей такое понятие: нулевой цикл. Он обозначает первые подготовительные работы, в частности закладку фундамента здания. Игра для ребенка - это "нулевой цикл" его будущей личности. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет.
В развитии и воспитании маленького человека игра выполняет роль доброй, умной наставницы, труженицы. Ребенок еще не может говорить, а уже гугукает, хватает беспомощными ручонками свои погремушки. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы.
Понять природу игры - это понять природу счастливого детства. Ребенок, играя, все время стремится вперед, а не назад.
1) Детские игры воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реакцию -все, что составляет богатство человеческой личности.
Американский психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что называется "самостью" человека - собирание своего "Я":
самовыражения, самоопределения, самопроверки. самоосуществления.
2) Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.
Удлинение детства в играх - это великое завоевание цивилизации; это возможность "отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной".
3) В России игры назывались забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться - это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, успокоиться.
4) Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно отклонения в психике, выносят диагноз: "Дети в детстве не доиграли". Есть такое выражение: "игровая дистрофия детей".
Есть отрасль медицины и психологии игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие качества личности. Ощутимый результат возможен лишь при систематическом использовании целых комплексов игр:
- игры на внимание
- игры, приучающие ценить время
- игры, раскрывающие личностные возможности
- игры, развивающие глазомер
- игры, тренирующие наблюдательность
- игры на быстроту реакции и координацию движений
- игры, развивающие творческие способности
- игры, воздействующие на эмоции и чувства детей
Игра - важное средство воспитания: живое, яркое, радостное. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
А еще игра нужна для радости ощущения жизни и себя в ней, для полного счастливого самовыражения. Игры без малого исключения очень хорошее дело. Если собрать все игры, которые входили в нашу жизнь - это и будет чистое, доброе время жизни. Время, когда мы лучше всего понимали и принимали друг друга, когда были разными и нужными друг другу, что-то самозабвенно делали, отдавали.
Нет игры - нет народа!
Разведчество - это большая игра. Проживая во время игры жизнь путешественника или рыцаря, исследователя или князя, ребята получают определенные знания и, что не менее важно, приобретают опыт духовной жизни. Надо помнить, что игра в разведчестве - не самоцель. В игре дети осваивают "глазки" и "разряды" и строить игру надо таким образом, чтобы она была не только интересна, но и максимально полезна для ребенка.
шин Т. Дыляева 1994 г.
Игра по истории
Смутное время.
Ребята между собой распределяют роли исторических личностей, героев: бояре, поляки, М. Ф. Романов, И. Сусанин, Лжедмитрий.После распределения ролей дается определенное время (руководителем) для подготовки к стратегическим действиям: нападению, защите и т.д.
Все действия разыгрываются в исторической последовательности, например:
Действие №1: Лжедмитрий отдает предпочтение всему иностранному или указом или в разговоре с поляками.
Действие №2: Бояре тайно готовят заговор против Лжедмитрия и выбирают предводителей Минина и Пожарского.
Действие №3: Разыгрывается бой между поляками и русскими (можно теоретически).
Действие №4: Дума выбирает русским царем М. Ф. Романова.
Действие №5: И. Сусанин заводит поляков в болота. Эпилог: завершающая роль царя.
Действия разыгрываются в традициях русской культуры: речь, поведение и т.д. По окончании игры руководитель проводит анализ процесса подготовки и проведения игры.
Можно дать детям домашнее задание по разыгрыванию этой же ситуации, учитывая замечания и предложения.
држ. Т. Афанасьева 1994 г.
Игра по развитию речи
"Мишка, Гришка, Пощипай"Игра для двух детей 6-12 лет. Дети садятся друг против друга. Один из них (ведущий) ритмично поет:
"Мишка, Гришка, Пощипай Ехали на лодке. Мишка, Гришка утонули, -Кто остался в лодке?"
(Можно в такт играть в ладошки). Второй игрок или а) отвечает "Пощипай." и ведущий с чистой совестью бросается его щипать; или б) делает паузу. Тогда ведущий говорит, например: "на букву 'П'". Второй игрок должен назвать имя на букву "П". Например, "Паша". Ведущий запевает:
"Паша, Маша, Пощипай Ехали на лодке Паша, Маша утонули, -Кто остался в лодке?"
(Задача ведущего - срифмовать это имя с другим именем или в крайнем случае словом, не нарушая ритма песенки). Второй игрок называет следующее имя на букву "П", когда он уже не может вспомнить ни одного имени, то обреченно говорит: "Пощипай!" Ведущий щипает его и они меняются ролями.
држ. Е. Ширинова 1994 г.
ОТВЕТЫ НА ОПРОСНИК IV КНЕ
От курсового лагеря я ожидаю новых и интересных впечатлений, знакомств, общения с людьми; приобретения опыта в работе с детьми; соприкосновения с природой.В программе курса мне интересен раздел по истории разведчества; интересно побольше узнать о скаутской идеологии; приобретение опыта в педагогической работе; овладение основами психологии; также хочу разобраться в структуре звеновой системы и в работе с отрядом.
Разведческое образование мне надо пополнить как в теоретическом, так и в практическом плане. Особенно не хватает практических навыков: поставить палатку, суметь найти дорогу в лесу и т.д.
Я считаю, для того чтобы быть хорошим руководителем необходимо развивать в себе следующие качества:
1) ум;
2) способность разбираться в людях;
3) самостоятельность;
4) ответственность;
5) умение анализировать как свои поступки, так и поступки других людей;
6) разумная требовательность;
7) дух сотрудничества;
8) умение увлечь и повести за собой;
9) незлопамятность;
10) пунктуальность и др.
Основываясь на собственном (пока небольшом) опыте (я проходил педагогическую практику в школе в качестве преподавателя и классного руководителя) могу сказать, что руководительская работа - трудная работа. Если мне придется вести руководительскую работу, то основной момент, которому я уделяю особое внимание, будет нахождение контакта с людьми мне подчиненными. Для осуществления руководства прежде всего необходимо как можно ближе узнать подчиненных, постараться к каждому найти индивидуальный подход. Четко знать, что требовать от себя и от других. При поручении какого-либо дела необходимо человека, которому это дело поручается, попытаться заинтересовать в получении положительного результата. Если задание выполнено хорошо, суметь похвалить так, чтобы человек не зазнался. При необходимости выговора, его форма должна быть продумана так, чтобы не отбить у человека, которому он делается, желание в будущем вообще браться за исполнение любого поручения. Я полагаю, что если в своей руководительской работе буду следовать вышеизложенным требованиям (это далеко не все моменты), то смогу добиться положительных результатов.
вит. 3. Турданов
У костра в Павловском парке - Зимой 1970 г., члены ОРЮР В. Дерюгин (ныне
протоиерей в Калифорнии) и М. Левитская (ныне скм. ВАО, дружина "Путивль").
Опыт религиозного воспитания
Религиозное воспитание в нашей единице началось с того что руководители договорились с местным священником о помощи в преподавании Закона Божьего и духовном окормлении единицы. Проблемы с этим не оказалось. Священник молодой и он сразу согласился нам помочь. Раз в неделю он приходил к нам на сборы и проводил беседы о православии. По его просьбе мы купили для ребят книгу "Закон Божий". Священник проводил занятия не только по вопросам разрядов но и более широко и углубленно.Первый раз ребята пришли в храм на экскурсию и священник им рассказал об устройстве храма и иконах и о литургии. В последующие разы ребята приходили не только на службы но и поработать, чтобы вложить свой вклад в возрождение православия (в России). Многие ребята так вдохновились, что стали петь в церковном хоре и прислуживать в алтаре. Некоторые привели в церковь и своих родителей, братьев и сестер, и других родственников.
В большие праздники ребята собираются вместе и отмечают их по традициям, которые сложились в народе. Так например в этом году на Рождество наша единица проводила зимний лагерь: Накануне праздника ребята пошли на вечернюю службу в местную церковь. По возвращению в школу, где мы жили, ребят ждал подготовленный старшими разведчиками спектакль "Про Ивана стрельца, удалого молодца". После спектакля ребята пошли колядовать по деревне. Из-за того что в деревне было много домов, ребята разделились на две группы. После колядования, которое закончилось поздно вечером, ребята собрались на праздничный ужин, на котором делились своими, впечатлениями: о том, как одна бабушка упала на крыльце от вида большой группы людей, разукрашенных и громко поющих колядки; о том, как один мужик дал им буханку хлеба и о том, как один старичок вспоминал, как он в детстве тоже ходил колядовать.
Но не все так хорошо, как может показаться. Некоторые родители не пускают своих детей на сборы из-за того, что мы изучаем религию. Так, например, один отец не пускал своего сына к нам. Однако ребенок его друзей был в нашей единице. Когда отец общался со своими друзьями и заметил по их разговорам, что наша организация благотворно влияет на их ребенка, он разрешил своему сыну ходить на разведческие сборы. В других случаях мы стараемся родителям объяснить, что православие и Россия неотделимы и для того, чтобы знать историю российского государства, надо знать не только его традиции и обычаи, но и православие, и если они и неверующие, но чтобы хотя уважали нашу веру.
шин С. Малышев 1994 г.
Из опыта работы в отряде
Чтобы лучше узнать разведчиков, определить тип их нервной системы, темперамент, характер, чтобы понять их личность и пользоваться этим в работе и правильно строить наши отношения, а использую следующие методики:1. Даю разведчикам возможность написать сочинение (например: "Каким а был до вступления а отряд?"), т.к. сочинение это размышление о жизни, вечных истинах и т.д.
2. Даю разведчикам задание написать письмо (другу воображаемому или реальному, родному человеку, людям будущего).
3. Провожу индивидуальные беседы с глазу на глаз.
4. Веду тайную переписку с разведчиками и разведчицами.
Для разведчика-подростка (11-15 лет) потребность в исповеди очень насущна, т.к. несмотря на большое число сверстников и взрослых, которые его окружают и дома, в семье и в школе, людей, по настоящему близких, обращенных к его внутреннему миру, очень мало.
Потребность в такой исповеди очень личная, поэтому реакцией на мое предложение написать письмо и пр., бывает ирония, скепсис, иногда даже открытый отказ от задания, что, по моему мнению, является своеобразной защитой от вторжения в детскую душу. В таком случае я советую не настаивать на своем предложении, а проявить терпимость и уважение к праву ребенка на автономию.
Но если разведчик открылся тебе, пошел на исповедь, то ты для него значимый человек и ясчитаю это руководительским счастьем!
инс Ю. Дыляев 1994 г.
Как можно состязанием поднять скаутский дух?
Любое состязание мобилизует ребят, заставляет показать свои возможности и навыки. Практически любое состязание может поднять скаутский дух; надо только следить, чтобы а. соблюдались правила этого состязания;б. правила были доведены до всех; и в. ребята боролись за честь звена или команды, а не демонстрировали только лучшие физические и интеллектуальные способности. Бывает полезным напомнить ребятам, что их соперники в состязании - их же товарищи, а не противники, и в скаутском духе в трудном случае надо поддержать и "своего" и "соперника". Во время состязания руководитель, его проводящий, должен следить, чтобы был соответствующий настрой, увлеченность самим процессом, участием, а не голым результатом. Пожалуй, верны не совсем серьезные выражения: "важно участие, а не результат" и "победила дружба". При подведении итогов тоже важно не акцентировать внимание исключительно на победителях. а обязательно отметить особенно старавшихся и упорных, отметить, что это общий праздник и победа в конце концов всех.
В конце одного из наших лагерей, уже после скаутского бега, народ стал как-то увядать и несколько пал духом. Чтобы встряхнуть разведчиков, решили провести туристическую эстафету. Проинструктировали все звенья, дали небольшое время для подготовки, расставили руководителей по этапам. Этапов было много, участвовали все; естественно, было много переживаний, оценок было тоже много, они доводились до всех участников, но конечный итог мы так и не стали подводить в явном виде, объявив победителей отдельных этапов (это были практически все звенья) и особо отличившихся. Воодушевление было большим, а в качестве приза всем разведчикам был устроен праздничный ужин. Разведческий дух поднялся и лагерь закончился на высокой волне.
инс М. Дроздов 1994 г.
Опыт национального воспитания
"... Если крикнет рать лихая - Кинь ты Русь, живи в раю, Я скажу - не надо рая. Дайте Родину мою!"С. Есенин
Много лет советская школа и народное образование целенаправленно и, нужно сказать, достаточно плодотворно вели политику уничтожения национальной культуры. И лишь в последние три-четыре года появилась мода вводить в расписание уроков предмет "народная культура". Изучение своей Родины и воспитание любви к ней должны вестись планомерно, систематически и пробуждать глубокое и искреннее чувство в душах детей.
Работу по национальному воспитанию в отряде начинаю с малого: каждый новичок готовясь к сдаче третьего разряда готовит экскурсию по городу Пушкину с использованием стихов русских поэтов и иллюстрациями русских художников.
Экскурсии (пешеходные) по Ст.Петербургу ребята стали готовить самостоятельно, решив, что для зарубежных друзей проводить экскурсии с помощью экскурсоводов нам не "по карману". На сегодняшний день разведчики разработали пять экскурсионных маршрутов.
На следующем этапе - уходя в походы - разведчики получали задания по сбору фольклора. Ребята готовили магнитные записи песен, собирали игры и танцы, зарисовывали и составляли эскизы народных костюмов.
Собранные материалы ребята используют при подготовке к рождественским праздникам и масленнице. Сегодня разведчики готовят фольклорную программу к фестивалю народного творчества.
В этом году я подготовила циклпесен о России, а ребята готовят слайды по итогам наших лагерей и путешествий.
Цель этой работы: создание большого слайдфильма и подготовка и проведение интеллектуально-игровой программы "Родом из России", в которую войдут
- Фестиваль "Калинка",
- "Русская ярмарка",
- "Праздники моей России" и
- "Молодецкие забавы".
шин Н. Соколова 1994 г.
Поправки в статье "Опыта" №94 "Прошлое, настоящее и будущее"
На эту статью я получил очень много откликов, главным образом о коснувшейся теме. Но также я получил письмо отскм Р. Полчанинова, касающееся исторической точности.Я очень благодарен Славе за его комментарии, так как они заставили меня проверить весь текст и внести не только исторические точности, но также исправить допущенные опечатки.
В тексте статьи включено множество цитат разных авторов. Я полагаюсь на их историческую точность, хотя она не всегда могла быть такой - но это уже дело историков, а суть статей не в этом.
Прошу прощения у заинтересованных читателей „Опыта", но приходится взять перо в руку и внести следующие поправки:
стр. | строка | написано | надо читать |
8 | 27 | международное | Всемирное |
10 | 16 | Баден Поуеля | Баден-Поуэлл |
10 | 16 | (пропущена строчка | эта книга переведена |
после :) | на русский язык | ||
14 | 21 | 15-ти | 14-ти |
14 | 22 | Венгрия | (вычеркнуть) |
16 | 8 | гифа | чифа-нач. французского |
отдела В.А.Темномерова | |||
23 | 11 | 12 | 11 |
23 | 13 | 14 | 11 |
23 | 13 | России | шато де Росни |
24 | 38-41 | (вычеркнуть всех, кромеРусских Скаутов) | |
25 | 15,19 | дивизия | отдел |
30 | 13 | на марафоне | в Марафоне |
121 | 3 | 26-30 дек 1915 | 26-30 дек (ст.ст.) 1915 |
121 | 8 | 1932-1934 | 17 августа 1934 г. |
121 | 9 | 1942 (?) | 6 мая 1942 г. |
121 | 11 | 14-15 ноября | 14-15 ноября 1945 г. |
121 | 25 | мая 1990 | 1/14 мая 1990 |
Всегда готов! За Россию!
скм. А. Захарьин (1955 г.)
К ВОПРОСУ О ВСТУПЛЕНИИ В ВОСД
В последнее время в руководительской среде ОРЮР идут бурные дискуссии по проблеме, которая может сыграть важную роль в перспективе. Мало того, она может стать ключевой в вопросе сохранения или изменения облика организации. Я имею ввиду формулу об отношениях ОРЮР с ВОСД и о вступлении нашей Организации в общероссийскую скаутскую структуру, которая, в свою очередь, явится коллективным членом ВОСД. По наблюдениям автора, в России большая часть PC желает вступления в подобную организацию. Но, тем не менее, существует группа руководителей, придерживающаяся противоположной позиции. Поэтому, по правилам цивилизованного спора необходимо знать аргументацию всех сторон. Автор хотел бы оговориться, что данной статьей он выражает лишь свою, частную точку зрения, хотя некоторые аргументы, приводимые им, есть плод коллективных размышлений.Как проставляется, проблема вступления или, соответственно, не вступления в ВОСД, несколько упрощается. Она имеет ряд сторон, которые остаются в тени. Постараюсь их подчеркнуть.
Национальная.ВОСД является интернациональной, международной организацией. В настоящий момент, после краха коммунистического СССР, в мире существует одна сверхдержава - Соединенные Штаты Америки. США всеми возможными средствами стремятся к распространению в мире своего культурного, экономического, политического влияния. В России настойчиво пропагандируется американский стиль и смысл жизни. При внимательном прочтении литературы ВОСД, которая сейчас появляется в России, можно увидеть что ВОСД-это всего лишь инструмент для поддержания и сохранения американского влияния в скаутизме, основанного на ПРОТЕСТАНТСКОЙ культуре и ПРОТЕСТАНТСКОМ мировоззрении. Конечно, для Европы возможны некоторые модификации, но в России культивируется именно американский стиль. То есть - расплывчатое понимание Бога, как Всемирного, Всеобщего Сверхъестественного Существа, подмена Веры Духа-Верой Сознания, превалирование "общечеловеческих ценностей" над национальными, и т.п. Как известно, в ВОСД есть и неверующие. Нам предлагается быть вместе с теми в одной российской организации, кто "верит не в Бога, а в Духовность". Всем памятны заявления господ из ВОСД о том, что ОРЮР должна отказаться от "антикоммунизма" и т.д. Считается, что вступив в ВОСД мы сохраним свое нынешнее лицо, мол ВОСД никого и ничего контролировать не будет; Это глубокое заблуждение, ибо контроль за соблюдением "Конституции ВОСД и Скаутского Закона" будет осуществляться с помощью, как членов будущей российской скаутской организации, пришедших "не из ОРЮР", так и с помощью тех руководителей ОРЮР, кто не полностью разделяет ряд ценностей зарубежной ОРЮР. Таким образом, вступив в ВОСД, ОРЮР перестанет быть НАЦИОНАЛЬНОЙ организацией, и станет ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ. Кроме того, она будет "соучаствовать во зле" воспитывая наших ребят на основе "общечеловеческого Скаутского Закона".
Религиозная. Автор уже писал о несовместимости ПРАВОСЛАВНОГО и ПРОТЕСТАНТСКОГО мировоззрения. Но речь не об этом. Многие иерархи всех юрисдикции Русской Православной Церкви, приветствуя и благословляя национальную работу с подростками, считает ВОСД масонской организацией. И в глазах таких иерархов, вступив в ВОСД юридически и официально, ОРЮР станет "сопричастна и к этому злу".
Педагогическая. Деятельность очень многих организацией, связанных с ВОСД, направлена не на укрепление и рост детских коллективов, не на индивидуальную работу с подростком, а на развитие внешних связей, контактов, поездок, организацию шумных и красочных слетов, соревнований, одним словом ШОУ. Шоу становится главным средством поддержания деятельности, а ПОДГОТОВКА к ШОУ-главным стимулом работы детей. Автор беседовал с рядом руководителей "восдовских" организаций и в России, и за рубежом, и на вопрос о том, чем вы повседневно занимаетесь, слышал горный ответ: "готовимся к летнему джембори!". Очень жаль, но такие ответы слышатся уже и в ОРЮР... Конечно, ничего нельзя абсолютизировать, и так не везде. Но то, что подобная тенденция имеет место- бесспорно. Вступление ОРЮР в ВОСД приведет к развитию в российской ОРЮР шоу-педагогики, к усилению внешней деятельности, в ущерб внутренней работе с кадром Организации.
Материальная. Я не хотел бы обсуждать вопрос: сколько, за что, как и может ли в принципе, руководитель получать деньги за работу в ОРЮР,- это отдельная проблема, имеющая для России еще и свою специфику. Но! Автор лично знает нескольких руководителей ФСР-апологетов вступления в ВОСД, которые получают зарплату от ВОСД, в качестве главного источника своего существования. Может быть это не плохо, и достойно, не в этом дело. Проблема в том, что слишком будет велик соблазн, получив от ВОСД ставку, стать проводником его идей и методик в ОРЮР. В нынешней России ВОСД прекрасно знает кому и за что он платит.
Организационная. Объединение всех скаутских организаций России в одну, суперсверхструктуру, приведет к появлению монстра, который неизбежно повторит один из главных недостатков Всесоюзной Пионерской Организации -МАССОВОСТЬ. Массовые организации, да еще и детские, не нужны и вредны. При массовой организации обязательно возникнет угроза появления бюрократического аппарата из взрослых для работы в детской организации. Как бывший пионерский вожатый могу честно сказать, что с моей точки зрения, - это было самое страшное в ВПО имени В.И. Ленина, если не говорить об идеологии. Наша сила и прелесть в нашей непохожести, многочисленности, разнообразности. Мы можем все и дружить, и общаться между собой, и поддерживать контакты, но вряд ли нас стоит всех загонять под одну крышу. Если государство не в состоянии поддерживать 5 разных детских организаций, а хочет поддерживать для удобства лишь одну - это беда и недостаток /причем серьезный!/ Государства, но не повод, чтобы создавать для этого Государства "одну большую, дружную семью".
Боюсь, что вступив в ВОСД, ОРЮР много потеряет, а что приобретет ... об этом лучше не писать.
инс. Кирилл АЛЕКСАНДРОВ, 1995 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
- 1901 просмотр