Журнал скаутских руководителей "Опыт" №108

Журнал "ОПЫТ" № 108 (2001г.)

КУРСЫ - ОПОРА ОРГАНИЗАЦИИ

«...Надо побывать на курсе, прожить в курсовом лагере, чтобы понять, что дает курс. А дает он чувство плеча, общего дела, общего нашего круга, дает знания и дух. Посредством курса передаются из поколения в поколение наши обычаи и традиции. Курсовая спайка дает чувство общности нашего дела на будущее...». Эти слова в «Опыте» N 82-83 как видно оказались каталистом: каждый год организация проводит несколько КНЕ (Курс Начальников Единиц) и по одному КДР в год - почти все в России. В прошлом номере (107) нашего журнала был дан обзор XXVI и XX КНЕ, проведенных в 2000 г. сблизи города Ст. Петербурга. Ниже приводятся признанные интересными комиссией инструкторов курсовые работы, а также отклики об этих курсах со страниц «Скаутского Мира» N 10, издающегося в г. Москве.

СтСкм М.Данилевский


Национальное воспитание (Почему я знаю и люблю Россию)

Отвечая на этот вопрос молодому разведчику, я бы обратил его внимание на все те вещи, которые делают меня, человека, который родился за рубежом, русским. Я считаю себя частью сверх тысячелетней истории русского народа. Россия пережила целый ряд гонений, войн и т.д. И несмотря на все это, Россия живет. Подумай, как тяжело было людям жить во время татарского ига! Если народ не дорожил бы своей страной - Россия бы погибла. Современные условия в России нелегкие. Если это нам не нравится, давайте будем теми людьми, которые будут работать на улучшение положения в нашей стране. Россия быдла великой страной и будет великой опять. Много чего зависит от нас самих.

Из России вышел целый ряд великих ученых, писателей, композиторов и пр. и пр. и пр. ...Такое богатство было дано всему миру во всех отраслях жизни. Поучись, и увидишь, что много о чем можно гордиться будучи русским человеком.

Говоришь, что в России трудно экономически. Тяжело было в Зарубежье после революции. Счастье не заключается только в материальном благополучии, а в духовном. Ты русский, православный христианин. Православие прославилось больше в России, чем в какой либо другой стране. Ни одна страна, ни один народ не дали миру больше святых угодников. Если правильно понимать нашу православную веру, мы знаем, что Господь никогда нас не оставляет и в этом наша надежда и подкрепление. Благодари Бога за то, что Ты русский православный человек, надейся на Божью помощь и пользуйся нашей скаутской системой, чтобы самому стать лучшим и, может быть, Ты будешь участвовать в улучшении дел на нашей Родине. Не унывай - «ко всему большому и прекрасному, будь готов!»

о. А. Красовский


"Россия - как много в этом слове для сердца русского слилось ..."

Для меня Россия - это смысл чести моей жизни, поэтому я иду по пути разведчика! Я люблю Россию за то, что она есть - за ее поля, леса, луга, за ее родную природу, за ее терпеливый и умный народ, за ее церковь и за ее непростую судьбу, за ее плохие дороги и за ее "немытость".

Больше всего я люблю НАРОД России - он заслужил большую участь и я верю, что воздастся ей многократно за ее страдания, и станет она выше всех других и будет славиться вечно!

М. Орлов


Я люблю Россию потому, что я здесь родилась, здесь мои соотечественники, родные, близкие, друзья. Я уважаю ее сложившееся в течение многих лет культуру, традиции, обычаи. Я побывала в нескольких странах и думаю, что не смогу жить ни в одной из них так, как в России.

У всех нас сейчас такое чувство, что идет "тихая война" против православия и всех русских. Явно заметно чье-то желание уничтожить наш народ, причем не открытым способом, а потихоньку, через секты, телевидение, прессу, а самое страшное, через образование. И поэтому возникает желание всему этому как-то, по мере сил, препятствовать, и даже появляется, наконец-то, долгожданная гордость за свою национальность. Да поможет нам Бог в этой борьбе!

Т. Серебренникова


Национальное воспитание

(План работы дружины)

СЕНТЯБРЬ

1. Первое воскресенье: Участие в празднике "День Бородина"

2. Праздник "Рождество Пресвятыя Богородицы"

3. Праздник "Воздвижение Креста Господня"

Отв.: Нач. дружины/нач. единиц

ОКТЯБРЬ

1. Поездка в областной этнографический музей г. Новгород

2.Фольклорная экспедиция Преданье старины глубокой

3. Праздник Покров Пресвятыя Богородицы Отв.: Нач. штаба/дух. рук.

НОЯБРЬ

Костер "День непримирения" (7/11)

Отв.: Нач. дружины

ДЕКАБРЬ

1. День матери (1/12)

2. Праздник "Введение во храм Пресвятыя Богородицы"

(4/12)

3. Автобусная поездка по святым местам Нижегородчины

Отв.: Нач. отрядов/нач стаи/штаб/дух. рук.

ЯНВАРЬ

1. Рождественская елка

2. Колядование

3. Историческая игра: "Народное ополчение 1612 г."

Отв.: штаб/круг

ФЕВРАЛЬ

1. Игра "Русь славится богатырями"

2. Фольклорный фестиваль "Народы малой Родины"

Отв.: штаб/круг/нач. единиц

МАРТ

Лагерь при Дивеевском монастыре "Святые места области"

Отв. Нач. единиц/нач. друж.

АПРЕЛЬ

1. Историческая игра "Славься Отечество!"

2. Пасха

Отв. штаб/ дух. рук.

МАЙ

1. Георгиевский поход (6/5)

2. Двухдневный поход "И помнит мир спасенный" (9-10/5)

Отв.: Нач. друж./нач. отрядов/нач. стаи/круг

ИЮНЬ

Археологическая экспедиция "Раскопки поселений"

Отв.: Нач. друж./нач. единиц/штаб

ИЮЛЬ

Исторический лагерь для вол/бел "Нижегородское ополчение"

Отв.: Нач. друж./нач. стаи

АВГУСТ

Фольклорный лагерь "Эх, Русь! Россия!"

Отв.: Нач. друж./ нач. единиц

О. Макарова

ЯНВАРЬ

1. Участие в праздничестве Р.Х.

2. Христославие

3. Сборы. Тема: "Русские традиции в быту".

ФЕВРАЛЬ

Посещение артиллерийского музея. Тема: "Слава русского оружия". (Приурочено ко дню защитника отечества.)

МАРТ

1. Национальный русский праздник "Масленица".

2. Весенний лагерь "Новгородское вече", г. Новгород.

3. Сборы. Тема: "Ручной труд". (Лапти, плетение корзин и т.п.)

АПРЕЛЬ

1. Посещение музея-кв. Достоевского (1052 отр.). Тема: "Достоевский и наш город".

2. Посещение музея-кв. Блока (1051 отр.) Тема: "Поэзия Блока".

3. Экскурсия в Пушкин (1112 стая). Тема: "Екатерининский дворец как один из шедевров дворцово-паркового искусства".

4. Экскурсия в Гатчину (1111 стая). Тема: "Гатчина -летняя резиденция русских императоров".

5. Празднование 30 апреля. (Основание русских скаутов)

МАЙ

Георгиевский поход

ИЮНЬ

Лагерь "Взятие Измаила" (1051 отр. и 1112 стая)

ИЮЛЬ

Лагерь "Быт Древней Руси" (1052 отр. и 1111 стая)

АВГУСТ

Русские народные праздники, "Медовый спас" и "Яблочный спас"

СЕНТЯБРЬ

"Выборг - город финской губернии"

ОКТЯБРЬ

1. "Петергоф - город русских фонтанов"

2. Сборы. Тем;а: "Славянские напевы".

НОЯБРЬ

Лагерь "Эпоха Петра I. Русский флот."

ДЕКАБРЬ

1. Церковный праздник, "Введение во храм Пресвятой Богородицы"

2. Подготовка к празднованию Р.Х.

M. Орлов


КНЕ - "сироп"  скаутской жизни

(Инс. ИГОРЬ ДМИТРИЧЕНКОВ, Ногинск)

С 27 октября по 5 ноября в пос. Мельничный ручей Ленинградской области проходили сильнейшие, по моему мнению, КНЕ в истории ОРЮР с 1990 года. Собрались сильнейшие инструктора, много скаутинструкторов и скаутмастеров, 2 начальника отдела, начальники дружин и отрядов. Сильнейшие были курсы, а все, потому, что параллельно с КНЕ проходил XXVI КДР, на которые прибыл потрясающий состав руководителей: Михаил Данилевский (Дикий Кабан), Сергей Тарасов (Джейран), Тата Захарьина-Герингер, Евгения Уртьева (Пчелка), Андрей Клочко (Зоркий Ястреб), Татьяна Дыляева (Белка), Валентина Александрова (Сорока), Роман Александров (Коала), Юлия Тищенко (Афалина), Юрий Дыляев (Панда), Александр Пашехонов (Балу), Ирина Алексеева (Оса), о.Сергий Попов, о.Виктор Пантин.

Курсанты получили огромный набор знании от лучших руководителей ОРЮР, и я надеюсь, эти знания не пропадут даром, а будут направлены в правильное русло. Нач. штаба дружины "Волхов" шин. Дмитрий Костромитин (Барсук)

pp108-1.jpg


ЮМОР

ОГОВОРКИ питерских Курсов-2000

Что такое родитель в лагере? -Это открытый вредитель! Почему? Потому что, они постоянно облизывают и... обмывают своего ребенка...
Представь, что ты - пьяница! Что может подумать приход, где ты пьешь?
Родители делают нам скаутов, но увы, это - не наш "инвентарь"!
Родители - это тоже люди, как и дети!
Руководитель - это еще и шофер жены. И у него прав нет... причем вообще никаких.
Если руководитель непричесан, то Бог сразу падает...
Если надо вышивать - будем вышивать яйца. Трое - взахлеб, 18 - мучаются, но шьют... 
Стибрил шоколадку, съел, а духа  нет! 
У них нет детей. Они собираются  один раз на военном кладбище в  полном составе - 8 человек. Специальность - "на все руки  мастер".
Мы с Данилевским первого  сделаем, а вы потом плодитесь   и размножайтесь... 
У нас в стране проблема -  фекализация всей страны... 
Галстук-это наш щит? Меч!
"Как узнать при купании, все ли  выплыли? По тапочкам!"
Хороший руководитель тот,  который помнит для чего он  руководит и кем руководит...

pp108-2.jpg


Для меня лидер - это тот человек, которого я уважаю и тот, который всегда готов мне помочь. Он очень умный и религиозный. Он для меня пример, потому, что всегда помогает, если я стукнулась в проблему в жизни. Этот человек меня учит чему-то новому каждый день.

Лидер - это человек, который не думает о самом себе. Он всегда заботится о других. Хотя у него может быть мало времени, он всегда находит время для меня. Лидер не сердится, не кричит...

Я иногда очень поздно ложусь спать. У меня бывает много заданий. Я нервничаю и расстраиваюсь. Мой лидер заходит ко мне и своим присутствием успокаивает. Мой лидер - мой папа!

Саша Красовская (Колибри), США


pp108-3.jpg

Вчера проходила игра. Ее можно определить как тренинг по обнаружению потерявшегося члена команды. Так получилось, что как раз я и "потерялся", а точнее мне дали команду "потеряться" в лесу в обозначенном месте, где находились пенка и спальник. Но я решил немножко усложнить задачу и отполз на несколько метров подальше в кусты. И наблюдал за игрой. Мне было трудно сдерживать себя от хохота. Тем самым я мог выдать себя. По мне буквально ходили, топтались, но никак не могли найти... А все потому, что курсанты больше боялись леса и чаще смотрели себе под ноги и друг на друга, чтобы не потеряться. В конце концов, прозвучала строгая команда и всем, наконец, показали, как пройтись цепью и сделать все правильно. И все-таки меня нашли. Правда, лучше бы этого не было. Потому что я еще получил серию тычков, пинков, далеко не нежного обращения. Если бы я был собачкой, я бы уже помер от такого обращения.

Всего в лесу мне пришлось провести около часа (это был час ночи). Все это время вокруг меня бегали разведчики-курсанты и искали меня.

А задание было такое: нужно было обнаружить пропавшего по записке, которую он оставил: "Мне надоела учеба, мне надоели курсы, я ухожу в лес. Буду около д-р...избушки..."

Ребята должны были: собраться, обнаружить пропажу, выдвинуть идеи по поводу "пропажи"и, конечно же, найти...

Сальников Алесь (Маугли) курсант КНЕ, С-Пб

Устав в стихах

8.2.6. Если молод ты еще,

Нету восемнадцати,

То не стоит лезть в болото,

Что политикой зовется.

8.2.5. Если ты пропагандист,

За партийную вражду,

То не стоит, брат, туда

Завлекать своих детей.

8.3. Ты разведчиком зовешься,

И в России проживаешь.

Не забудь, что за границей

Тоже скауты живут.

По Уставу ты обязан

Исполнять свой долг пред ними,

Руководствуюсь долгом,

Чувством скаутского братства.

8.4. Видишь эти объединенья?

Как российские, так и нет.

С ними все у вас похоже?

Вместе быть хотите вы?

Не проблема для ОРЮРа

По решению Совета!

Взять и влиться во мгновенье,

Коллективным членом стать.

8.1.1. Если ты ОРЮРа член,

То верь в Бога и себя.

Костромитин Дмитрий, (дружина "Волхов", СЗО, из курсовой работы Питерских КНЕ-2000)


pp108-4.jpg

О КРУГАХ

Наш круг существует с 1996 года. Назван он "Подвязье в честь усадьбы Шереметьевых, которая находится у нас неподалеку. Конечно, у нас в Организации "напряженка" с кругами. По-моему, это происходит лишь от того, что мало кто знает, чем должен заниматься круг. Хорошо, если те же витязи и дружинницы решили заниматься детьми. Хорошо! Они набирают стаю или отряд. А если человек не хочет стать руководителем, но в то же время он хочет работать, чем-то помочь Организации?

pp108-5.jpg

У нас в "Подвязье" каждый руководитель является членом круга. В чем суть работы круга? В том, что круг координирует, помогает работе дружины. Мы устраиваем лагеря, а если точнее сильно помогаем устраивать лагеря, часть строительства на нас, читаем III, II разряд (двум руководителям очень сложно начитать II, III разряд), проводим бег на 3-й разряд, готовим игры (разрабатываем тематику, план). К примеру, была у нас в этом году игра «по славянам». Опять же круг выдвинул эту идею, подбирал материал. То есть, понятно же, что невозможно давать детям "сырой" материал по VIII веку по «славянам». Так вот круг этот материал сначала перерабатывал, а потом начальники давали его детям. Круг наш еще реальная серьезная помощь в лагерях. Мы с ребятами вырвемся хотя бы на несколько дней, и то это уже огромная помощь рукам. Волк, Енот, я, как подъезжаем, сразу лагерь начинает "жить". Мы устраиваем ралли, "бег"; Волк у нас работает в МЧС, альпинист, устраивает детям полазить - что-то, где-то. В общем, у нас лагерь оживает с приездом круга.

Мне кажется, что в каждой дружине есть какие-то взрослые ребята, которые готовы и имеют возможность хоть изредка помогать руководителям. Это просто надо скоординировать, чтобы было больше помощи и меньше безделья.

Шин. Алексеенко Евгений, (Пеликан), дружина "Нижний Новгород", круг "Подвязье", зам. старшины круга

 pp108-6.jpg


РОССИЙСКИЙ СОВЕТ

В апреле 2001 г. Совет российской части организации собрался на заседание в г. Санкт-Петербурге. Ниже приводится протокол этого заседания полученный редакцией по электронной почте. Редакция

ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ РОССИЙСКОГО СОВЕТА ОРЮР

21-22 апреля 2001 года, РГК (Санкт-Петербург)

Присутствовали:

председатель Совета - Старший Скаутмастер М. Дроздов,

члены Совета начальники отделов скм. В. Исаев, скм. С. Шишлянников, ски. П. Тищенко (за нач. СЗО),

нач. РГК скм. В. Александрова, заместитель Старшего Скаутмастера (утвержденный Советом)

скм. Р. Александров, председатель РГСЧ инс. А. Каркач, а также скм. Ю. Дыляев, ски. Н. Сергеева, инс.инс. М. Орлов, Р. Ковшов, шин. Д. Кочнев, руководитель

Б. Фадеев.

Нач. СЗО скм. А. Клочко, находящийся в больнице, передал голос своему заместителю ски.

П. Тищенко, нач. ЗСО инс. Т. Широкова передала свой голос Старшему Скаутмастеру.

Вели заседание

Старший Скаутмастер М. Дроздов и Заместитель Старшего Скаугмастера Р. Александров,

секретари заседания - шин. Д. Кочнев и инс. Р. Ковшов.

Начали заседание Пасхальным Тропарем.

М. Дроздов выступает со вступительным словом к участникам заседания, передает привет от Балтийского Представительства. Имеется 7 голосов из 9 нынешних членов Совета, то есть кворум налицо.

После обсуждения принята Повестка дня со следующей последовательностью вопросов:

1. Объединенном Совете ОРЮР, рекомендации по дате, месту и тематике заседания.

2. О заместителе Старшего Скаутмастера

3. Анализ деятельности отделов и Организации в целом за 10 лет.

4. О структуре и штате РГК.

5. О плане работы на 2001 год и перспективном плане развития ОРЮР.

6. О развитии системы курсов и семинаров ОРЮР. Семинар по национальному и патриотическому воспитанию.

7. Об основах духовной доктрины ОРЮР. Отношения с Отделом по делам молодежи Патриархии, Крутицкий Центр. Съезд православной молодежи 13-15 мая, Общероссийское общественное православное молодежное объединение.

8. Разное:

Встреча с руководством FSE (Москва и Санкт-Петербург) Об утверждении редколлегий и согласовании изданий Справки о численности с мест для Государственного Реестра Скаутский магазин.

Установлено время: для доклада - 10 мин, для содокладов - 5 мин, для выступлений - 3 мин. Повестка дня и регламент ПРИНЯТЫ единогласно.

Первый вопрос. Объединенный Совет (ОС) ОРЮР.

М. Дроздов сообщает членам Совета о ситуации с ОС, о "Положении об ОС", принятом в 1999 г., результатах референдума по этому поводу, возглавлении ОС в новый трехлетний срок. Предлагает проводить заседания ОС 2 раза за срок (в первый и последний годы) в России и, возможно, в ЗЕО. В этом году - осенью (октябрь-ноябрь).

В дискуссии выступили В. Александрова, В. Исаев и С. Шишлянников.

Р. Александров предлагает сформулировать и проголосовать:

Предложить Совету зарубежной ОРЮР рассмотреть возможность проведения Объединенного

Совета в октябре-ноябре 2001 года в рамках 2-го Конгресса скаутских руководителей России.

[Принято единогласно]

Вопрос второй. О заместителе Старшего Скаутмастера

М. Дроздов говорит о привлечении молодых сил к руководству Организацией и предлагает Совету утвердить Заместителем СТС скм. Р. Александрова, назначенного сейчас и.о. Заместителя.

Р. Александров излагает свое видение положения Организации, считает своей задачей перспективное развитие ОРЮР с привлечением наукоемких методов.

Высказались: В. Исаев, А. Каркач, С. Шишлянников, В. Александрова, Н. Сергеева, Ю. Дыляев. Совет

голосует:

Утвердить скм. Р.Александрова заместителем Старшего Скаутмастера росс. ОРЮР.

[Принято единогласно]

Третий вопрос. Анализ деятельности ОРЮР за последние 10 лет

М.Дроздов очерчивает краткую историю развития ОРЮР на Родине, говорит о большом значении самого факта существования ОРЮР... По-видимому, мы - самая большая православная детско-юношеская организация России (хотя наша количественная мера весьма и весьма относительна)... В Департаменте по делам молодежи Министерства Образования и в Национальном Совете детских и молодежных организаций России ОРЮР имеет хороший рейтинг, с нами стремятся сотрудничать другие общественные организации, в том числе международные... Безусловные наши удачи: юбилейный слет 1999 года, работа ЦС, сервер, довольно много изданий, парады и музей в Павловске, все КДР и часть КНЕ...

Среди недостатков отмечает известное ослабление разведческого духа, национального и патриотического воспитания. Маловато народу, маловато истинно православных разведческих лагерей, маловато руководителей, особенно - воцерковленных... Перспективный план развития ОРЮР должен учитывать все эти и другие слабые места и содействовать их исправлению...

Для полного и объективного анализа работы ОРЮР у нас не хватает количественных данных: очень плохая отчетность отделов. В настоящий момент имею на руках за предыдущий год только отчет МБО...

Предоставляет слово нач. отделов.

B. Исаев (МБО) сообщает некоторые данные из отчета МБО: в отделе 11 дружин, 700 человек, за последний год прошло 42 лагеря.

Основная проблема: плохое финансирование в этом году. Слабо сдают на 2-й разряд.

C. Шишлянников (СРО): в отделе числятся 4 дружины: «Самарская Лука» (2 единицы), «Курск»(2 единицы), «Нижний Новгород» ((10 единиц и 171 человек), «Воронеж» (2 единицы, 80 человек), а также 2 отдельных отряда в Казани и Чебоксарах.

Кроме того, появился один отряд во Владимире, который взаимодействует сейчас с дружиной "Нижний Новгород" и поэтому по договоренности со Ст.Скм. будет числиться пока в СРО. В июле планируется слет СРО. Проблема: плохое финансирование.

B. Александрова выступает от СЗО, т.к. А. Клочко \лишь 2 месяца нач. СЗО, к тому же по болезни отсутствует. В отделе 8 дружин (4 в Петербурге, 2 в области, а также в Карелии и в Череповце), 350 человек.

Проблемы: кадры, отрядная работа - особенно работа по II и I разрядам, отсутствие общеотдельских мероприятий.

М. Дроздов просит остальных участников заседания Совета сформулировать наиболее актуальные проблемы.

Н. Сергеева: Проблемы с разведческим духом. Необходимо издавать руководительский бюллетень. Нужно развивать работу старшей ветви. Нужно расширять работу с государственными органами.

А. Каркач: Необходимо оздоравливать моральный климат в ОРЮР (видит в этом одну из главных задач РГСЧ нового состава). Уделить внимание работе со старшей ветвью. Проблемы со связью.

Р. Александров: Пусть ГСЧ ведет работу по предупреждению конфликтов в руководительской среде. Основные технические задачи: финансы и информация. По его мнению, мы имеем следующие задачи на 3 года:

1. Выход на федеральные округа.

2. Упорядочение юридической регистрации соединений.

3. Разработка РГК пакета документов для регистрации для регистрации соединений как филиалов Всероссийской ОРЮР.

4. Взаимодействие с государством.

По поводу поиска денег говорит, что решить эту задачу в рамках ВОУ всероссийской организации невозможно, деньги были и есть на местах (в том числе - на зарубежные связи, приводит пример Петербурга). Задачей ВОУ Организации является, прежде всего, создание и поддержка соответствующего имиджа Организации. Предлагает провести научное исследование ОРЮР (с применением математической статистики и компьютерных технологий). Необходимо разгрузить руководителей.

C. Шишлянников замечает по поводу разгрузки PC, что нужно назначить "комиссаров" по основным направлениям работы Организации. По поводу же имиджа сообщает, что в Воронеже появилась организация, называемая «Новая цивилизация», они считают себя скаутами и ходят в желтых галстуках.

Формулировка постановления Совета Российской ОРЮР:

- Считать необходимым провести широкий научный анализ деятельности ОРЮР за последние 10-11 лет, собрав весь нужный статистический материал (поручить РГК).

- Проводить юридическую регистрацию единиц и соединений на местах в качестве отделений всероссийского общественного объединения ОРЮР, учитывая административно-территориальное деление РФ.

[Принято единогласно]

Четвертый вопрос. Российская Главная Квартира.

В. Александрова выступает по этому вопросу, касается структуры РГК и штата...

За ЦС ОРЮР в Москве нужно оставить связь с регионами и зарубежьем, некоторые административные функции, магазин, сбор информации для "Информационного бюллетеня", обслуживание подписки на «Ск-Рк», «Скаутский Мир», «Православный Вестник»...

В СПб было бы хорошо найти ставку для 1 человека с рабочим днем в офисе РГК...

Также следует укрепить международный сектор...

М. Дроздов говорит о задачах, стоящих перед РГК и предыдущем горьком опыте. Считает, что надо придать комиссии по работе в FSE статус международного сектора РГК. Ответственной за иностранные дела остается Е. Шерышева. В Питере надо сосредоточить больше общеорганизационной (в частности -методической и возможно - издательской) работы, чем это следует из выступления Вали. Должны быть отделение склада и магазина.

B. Александрова: Следующие направления являются приоритетными: учет кадров, курсовая работа (предположительно, Тищенко),методическая работа и пособия (Пашехонов).

Далее на ту оке тему высказываются участники заседания Совета [по кругу].

C. Шишлянников:

- кадры, курсы, пособия,

- центры подготовки по направлениям

- специальности, постоянно действующие КДО - учет PC

- банк методик.

П. Тищенко:

- контроль качества

- магазин

- информационный центр.

A. Каркач:

- сектор пособий

- периодика.

B. Александрова:

- сектор маркетинга.

C. Шишлянников:

- информация

- периодика.

Д. Кочнев: по предварительным оценкам, создание информационного центра Москва - Питер - Черноголовка на базе Internet потребует 3 человеколет, а общеОРЮРовской системы информации - 6 человеколет.

М. Дроздов считает главными направлениями работы ГК следующие:

- администрация

- связь

- методика

- издание пособий

- работа с новичками

- работа с одиночками

- связи с общественностью

- музей

- архив.

Н. Сергеева говорит об изданиях, предлагает редакторов изданий включить в Совет.

После прений Р. Александров предлагает включить в решение Совета:

Считать целесообразным присутствие на заседаниях Совета представителей основных изданий ОРЮР. Предусмотреть в бюджете изданий ОРЮР, по мере возможностей, средства на командирование корреспондентов на основные мероприятиях ОРЮР.

А. Каркач предлагает включить в повестку дня вопрос о статусе скаутских изданий.

После замечания Р. Александрова П. Тищенко предлагает формулировку:

Подготовить к следующему заседанию вопрос о статусе изданий ОРЮР (ответственный - Председатель РГСЧ инс. А. Каркач).

[Принято единогласно вместе с решением об орюровских корреспондентах]

Р. Александров по поводу редколлегии «Ск-Рк» и т.п. высказывает мнение, что в составе РГК или при РГК будет создан редакционный совет, который будет одобрять издания к печати. Предлагает постановление:

Считать целесообразным иметь в составе РГК в первую очередь сектора

1. Администрация

2. Иноскауты

3. Музей/Архив

4. Казначейство

5. Склад/Магазин [Принято 6 голосами из 7]

Во время перерыва участники заседания посещают больницу, в которой находится на излечении нач.

СЗО скм. А. Клочко. Там продолжается обсуждение некоторых вопросов Повестки дня.

А. Клочко предлагает в конце этого трехгодичного срока провести Съезд ОРЮР. После обсуждения

конкретных сроков (называлось 12.12. 2003 и др. даты) предложение

Провести Съезд ОРЮР в конце 2003 года.

[всеми принимается].

После посещения больного А. Клочко члены Совета ски. П. Тищенко и скм. С. Шишлянников приняли участие в областном семинаре "Игра в педагогике", проводимом ски. А. Пашехоновым в г. Волхове.

Пятый и шестой вопросы. План работы на 2001 год, перспективный план развития ОРЮР. О курсах и семинарах.

М. Дроздов представляет план работы ОРЮР на 2001 год и наброски плана на 2001-2005 гг.

Особое внимание он обращает на усиление православного, национального и патриотического воспитания, на проведение в этом году всероссийского семинара на эту тему... Говорит о новых формах курсов, необходимости внесения изменений и добавлений в "Положение о курсах".

Излагает ситуацию со скаутской сменой в ВДЦ «Орленок».

Р. Александров знакомит участников заседания с письмом И. Курочкина по поводу «Орленка».

М. Дроздов ставит вопрос о разработке перспективного плана развития ОРЮР.

Р. Александров отмечает, что не надо смешивать план развития и план работы. Надо определить основные направления. Основные мероприятия должны соотноситься с основными направлениями.

Через 3 года- проверять и при надобности менять.

Предлагает следующую структуру документа:

1. Преамбула - анализ ситуации.

2. Направления - не более 5-7 пунктов в направление.

Можно мероприятия корректировать каждый год внутри направлений. Можно составить тематический план по каждому направлению.

Решения:

Принять план работы ОРЮР на 2001 год.

Рекомендовать СТС поручить РГК и Зам. Ст.Скм. совместно с нач. отделов разработать

1) регламент работы Совета (к 1 сентября)

2) основные направления развития ОРЮР на 2001-2003 гг. (к следующему заседанию Совета). Ответственный Зам. Ст.Скм.

[Принято единогласно]

Седьмой вопрос. Отношения с Отделом по делам молодежи Патриархии. Съезд православной молодежи 13-15 мая.

Поскольку предполагалось рассмотреть седьмой вопрос во всей полноте на заседании в Москве, а Совет был спешно перенесен в Петербург, то обсуждение ограничилось в основном двумя аспектами, указанными выше.

М. Дроздов рассказал о его и В. Исаева встрече с О. Решетниковым и полученной информации о Съезде православной молодежи, а также - создании всероссийского молодежного православного объединения. Пока получено только одно официальное приглашение на участие - для руководителя Организации, но доклады от общественных организаций на съезде не планируются...

В последовавшем обсуждении прозвучали предложения наполнить разными путями съезд членами ОРЮР, получить документы съезда, влиять на решения Съезда через священников, работающих с ОРЮР, разослать письма по регионам в наши соединения и местные КДМ, обратиться к священнику Алексею Макарову с просьбой выступить на Съезде, если будет отказано в выступлении светским лицам.

Решение:

Принять участие в Съезде православной молодежи 13-16 мая. Обратиться к о. Алексею Макарову с просьбой выступить на Съезде.

[Принято единогласно.]

Далее обсуждается вопрос о взаимоотношениях с Синодальным комитетом по делам молодежи на Крутицком подворье.

Выступали М. Дроздов, В. Александрова, С. Шишлянников, П. Тищенко, Р. Александров, В. Исаев и др.

В результате длительного обсуждения было решено принять письмо владыке Костромскому и Галичскому Александру (прилагается)

[принято единогласно].

Восьмой вопрос. Разное.

а) Иностранные дела

М. Дроздов выступает о развитии партнерских взаимоотношений с близкой ОРЮР по духу Федерацией Скаутов Европы, о Совете ФСБ с участием ОРЮР, приглашении участвовать в Европейском Джамбори, о приезде руководства ФСЕ в Россию в июне этого года и переговорах с ним.

Р. Александров поддерживает такое развитие отношений, но советует не ограничиваться ФСЕ. Помимо ВОСДа и ФСЕ есть и еще другие международные объединения, например - ИМКА. Имеет смысл сделать обзор подобных зарубежных организаций. Он, поскольку по роду службы касается этого, берется сделать таковой.

После обсуждения, в котором приняли участие А. Каркач, В. Исаев и другие, единогласно проголосовали за Решение:

Подготовить к следующему заседанию вопрос о взаимоотношениях с зарубежными международными молодежными организациями с обзором таковых (отв. скм. Р. Александров).

б) Об утверждение редколлегий и согласовании изданий.

П. Тищенко говорит о двух версиях существования органа, ответственного за согласование изданий и т.п. (Издательский совет):

1. В структуре РГК.

2. При РГК и СТС .

С. Шишляников ставит вопрос - Кто будет посылать проекты рецензентам: ПС или сам автор? При обсуждении этого вопроса высказано мнение, что если на издании есть скаутская лилия и название "ОРЮР", то его необходимо посылать в РГК...

Н. Сергеева выступает о персональном составе редколлегии журнала "Скаут-разведчик", называет кандидатов.

П. Тищенко определяет свое понимание редколлегии: это группа творческих людей, придающая солидность изданию. В нашем случае - это авторитетные руководители. Журнал - это презентация ОРЮР перед светскими и церковными властями, другими организациями. В редколлегии должны быть и представители зарубежной ОРЮР.

Решение Совета -

Утвердить список российской части редколлегии журнала "Скаут-разведчик": В. Александрова, М. Дроздов, А. Литвиненко, С. Шишлянников. Просить Совет зарубежной ОРЮР определить представителей в редколлегию.

в) Справки с мест о численности для государственных органов.

М. Дроздов информирует членов Совета о присланных из регионов справках для Гос. Реестра общественных организаций РФ и о важности их для имиджа ОРЮР и отношений с государством, о необходимости срочно прислать справки в ЦС тем, кто этого еще не сделал.

г) О скаутском магазине.

Обсужден вопрос о скаутском магазине, принципах и перспективах его работы.

С. Шишлянников поднимает вопрос о ценах, кто их устанавливает и изменяет, о необходимости предварительного оповещения об этом.

П. Тищенко говорит о необходимости "прайс-листов".

д) О семинаре в Волхове для организаторов летнего отдыха..

Ски. П. Тищенко поднял вопрос о семинаре под эгидой ОРЮР, который проводится параллельно Совету и на котором они побывали и выступили с С. Шишлянниковым.

Решение Совета:

Одобрить опыт проведения областного семинара для организаторов детского отдыха в г. Волхове 19-23 апреля. Поручить ски. А. Пашехонову обобщить материалы семинара и подготовить их к изданию.

[Принято единогласно.]

Повестка дня исчерпана.

Закончили первое заседание Российского Совета "второго созыва" Пасхальным Тропарем.

Замечание Старшего Скаутмастера к протоколу.

Считаю необходимым обратить внимание РГК на обеспечение в будущем качественной протокольной записи (в том числе магнитофонной) заседаний Совета ОРЮР и других важных совещаний.

РЕШЕНИЯ СОВЕТА 22-24 апреля 2001 года в Санкт-Петербурге

1. Предложить Совету зарубежной ОРЮР рассмотреть возможность проведения Объединенного Совета в октябре-ноябре 2001 года в рамках 2-го Конгресса скаутских руководителей России.

2. Утвердить скм. Р.Александрова заместителем Старшего Скаутмастера росс. ОРЮР.

3. Считать необходимым провести широкий научный анализ деятельности ОРЮР за последние 10-11 лет, собрав весь нужный статистический материал (поручить РГК).

4. Проводить юридическую регистрацию единиц и соединений на местах в качестве отделений всероссийского общественного объединения ОРЮР, учитывая административно-территориальное деление РФ.

5. Считать целесообразным присутствие на заседаниях Совета представителей периодических изданий ОРЮР. Предусмотреть в бюджете изданий средства, по мере возможностей, на командирование корреспондентов на основные мероприятия ОРЮР.

6. Подготовить к следующему заседанию вопрос о статусе изданий ОРЮР (отв. председатель РГСЧ инс. А.Каркач).

7. Считать целесообразным иметь в составе РГК в первую очередь сектора администрации, иноскаутов, музей\архив, казначейство, склад\магазин.

8. Принять план работы ОРЮР на 2001 год (прилагается).

9. Рекомендовать Старшему Скаутмастеру поручить РГК и зам. Ст.Скм. совместно с нач. отделов разработать

а) регламент работы Совета (к 1 сентября),

б) основные направления развития ОРЮР на 2001-2003 гг. (к следующему заседанию Совета). Ответственный Зам. Ст.Скм.

10. Провести Съезд ОРЮР в конце 2003 года.

11. Принять участие в Съезде православной молодежи 13-16 мая. Обратиться к о. Алексею Макарову с просьбой выступить на Съезде.

12. Принять письмо владыке Костромскому и Галичскому Александру (прилагается).

13. Подготовить к следующему заседанию вопрос о взаимоотношениях с зарубежными международными молодежными организациями с обзором таковых (отв. скм. Р. Александров).

14. Утвердить список российской части редколлегии журнала "Скаут-разведчик": В. Александрова, М. Дроздов, А. Литвиненко, С. Шишлянников. Просить Совет зарубежной ОРЮР определить представителей в редколлегию.

15. Одобрить опыт проведения областного семинара для организаторов детского отдыха в г. Волхове 19-23 апреля. Поручить ски. А. Пашехонову обобщить материалы семинара и подготовить их к изданию.

Председатель Совета Ст.Скм. М.Дроздов

ПРИЛОЖЕНИЕ! ПЛАН РАБОТЫ ОРЮР НА 2001 г.

pp108-7.jpg

ПЛАН РАБОТЫ ОРЮР на 2001-й год. Основные мероприятия

1. 5-й Рождественский Фестиваль в Павловске и Царском Селе (январь).

2. Зимние межотдельские лагеря и Курсы (январь- февраль).

3. Участие в IX Рождественских образовательных чтениях РПЦ (январь).

4. 6-й зимний студенческий лагерь «Парамонове» (январь-февраль).

5. Научно-практическая Конференция российских скаутов-разведчиков (февраль).

6. Первые сибирские Курсы (22 КНЕ) (февраль-март).

7. Весенние межотдельские лагеря и курсы (март-апрель).

8. Пасхальные торжества, перед этим - помощь православным храмам (апрель).

9. Совет ОРЮР (апрель).

10. Праздник основания российского разведчества. Круглый стол-семинар, посвященный 10-летию КНЕ-1 (РГК, 29 апреля). Парад в Павловске 30 апреля.

11. Курсы в Воронеже (апрель-май)

12. День св. Георгия, молебен, игра-состязание в Москве (6 мая).

13. Участие в праздновании Дня Победы (8-9 мая).

14. Георгиевские походы (май).

15. Участие в Съезде православной молодежи (13-16 мая).

16. Летние межотдельские лагеря (июнь-август).

17. Лагерь-слет в Анапе «Солнечный мир 2001» (июнь-июль).

18. Традиционный лагерь СЗО «Коневец», с участием ЗЕО (июль).

19. Экспедиция «Путем князя Д. Пожарского» (Ивановская обл.) (июль).

20. Курсы-лагеря для старших разведчиков с участием европейских скаутов (июль-август).

21. Участие членов ОРЮР в зарубежных лагерях («By Baltikum», Англия, Польша и др.) (июль-август).

22. Участие сборной делегации ОРЮР (и НОРС-Р) в тематической смене на базе ВДЦ "Орленок" ( август - сентябрь).

23. II межотдельский слет ОРЮР-НОРС-Р на базе МБО (август - сентябрь).

24. Участие во II Конгрессе скаутских руководителей России. Круг БКС ОРЮР. Перевыборы ВОУ в НОРС-Р. (октябрь).

25. КНЕ в ЮРО и МБО (октябрь - ноябрь).

26. Семинар по национально-патриотическому воспитанию (октябрь-ноябрь).

27. Совет ОРЮР (октябрь - ноябрь).

28. Подготовка к IX Владимирскому литературно-историческому конкурсу (декабрь).

pp108-8.jpg


АФОРИЗМЫ

(Из «Энциклопедии русских афоризмов - XX век», «Новое Русское Слово», 2 июня 2000 г.)

В душе есть место для Бога, как в теле - для пищи. Вера и сознание веры не одно и то же. Иногда непонимание хуже всякой ненависти. Д. Мережковский

Главная прелесть лучшего в его трудной достижимости. Каждое слово взрослого человека представляется таинственно содержательным ребенку. От смешного до великого только один шаг. Л. Шестов


ПАНТЮХОВ И СКАУТСКОЕ БЮРО

pp108-9.jpg

Пантюхов, опять же по причине отдаленности от международного скаутского центра, очень беспокоился состоянием дел в Международном бюро. Когда к концу 30-х стало ясно, что БП не будет вскоре способен сказывать решающее воздействие на членов Бюро и Комитета, СРС активизировал свои попытки путем переписки наладить связи с членами Комитета, выяснять перспективы тех или иных деятелей: не будет ли Г .Мартин преемником БП, если нет, то кто бы им мог быть?

То, что отношения Бюро и НОРС являлись сложными, бесспорно. Русские скауты должны быть благодарны прежде всего, Баден-Пауэллу за признание, сделанное во время наибольшей активности и влияния генерала, за дальнейшую поддержку. Но стоило БП чуть-чуть отойти от дел, как положение обострилось. Тут не только дело в Богдановиче и его стремлении занять место Пантюхова во всемирном скаутском движении. С одной стороны, руководители Международного бюро были правы, намекая на необычность с формальной точки зрения положения двух эмигрантских организаций - русской и армянской. Правы они были и в том, что, в отличие от армянской скаутской организации, русская была настолько децентрализована, что уследить за нею было просто невозможно. С другой стороны, извечное противостояние Востока и Запада, России и Востока явно проявлялась в поступках, словах руководителей.

Летом 1935 г. на Югославянском Джембори М .Агапову стали известны некоторые подробности охлаждения отношения Международного бюро к русским. Судя по всему это произошло на Международной конференции в Стокгольме. Вот что сообщил Агапов Пантюхову: "поляки с соблюдением всевозможных предосторожностей тайно зондировали почву в Международном бюро по вопросу о том, нужно ли и впредь допускать существование и возникновение скаутских организаций, которые не опираются на признание и поддержку государственной власти. Уточняя свою мысль и выявляя свои подлинные намерения, они внушали H.М artin'y и его присным, что нет смысла признавать права членов Международной скаутской организации за эмигрантскими организациями. Канишевский говорил, что та организация, которая не имеет своей территории и не поддерживает связи со своим народом, не имеет права быть равноправной с другими организациями и должна быть подчинена как филиал той организации, на чьей территории пользуется гостеприимством"1*. Не уверены, что изгнание русских из состава Бюро было целью этой акции, скорее поляки пытались предупредить признание украинских скаутов-эмигрантов.

В перечне всех национальных организаций, зарегистрированных и признанных международным бюро по состоянию на апрель 1937 г. русские скауты числились под названием Association Nationale des Scouts Russes. Всем известно, что признание русских скаутов было аннулировано в 1945 г. Но вот о том, что О.И.Пантюхов вполне серьезно размышлял о самостоятельном выходе НОРС из состава Бюро, известно немного. Но дело было действительно так. Умаявшись в борьбе с Бюро по вопросу возможного признания организации Богдановича, полтора десятка лет выпрашивая деньги на издание перевода книги БП, испытав обиды и унижения от руководителей международного скаутского движения,2* Пантюхов в мае 1935 г. попросил совета у В.Темномерова: "Перед нами встает вопрос: или нам самим уйти из Лондона. Или нас могут "уйти". Пожалуй, лучше первое, т.к. пользы не было никакой".3* Пантюхов неоднократно возвращался к этой теме . Когда перед ним встали проблемы по поводу издания книги БП на русском языке на средства международного бюро и СРС почувствовал, что вокруг этой идеи идет непонятная игра, он опять заговорил о том, что может быть не дожидаться изгнания и уйти, чтобы и не переживать потом.

Эти сложности тем более удивительны, что отношения с большинством национальных организаций были великолепны. В 1934 г. румынская скаутская ассоциация пригласила HOFC на свой III национальный Джембори в Констанцу. В 1936 г. Бой-скауты Америки пригласили НОРС принять участие в их национальном Джембори в 1937 г. около Вашингтона. Русские делегации участвовали в славянских национальных и международных Джембори в Югославии, Польше. Английские скауты разрешали пользоваться их помещениями, игровыми площадками русским скаутам и гайдам отрядов В.Барачевского и Ю.Струве. Когда в августе скаутские организации Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции внесли предложение представить БП на присуждение Нобелевской премии мира, они просили СРС поддержать их инициативу, что Пантюхов сделал с великим удовольствием.4*

В1944 г. прозвучал, наверное, не первый, но все-таки тревожный звонок. 6 июля директор Международного бюро Д .Уилсон выразил надежду, что Пантюхов чувствует гордость по поводу последних побед русских и, как написал на полях Пантюхов, сделал "глупую ремарку о возможности скаутинга в России".5*

Уже после всех событий связанных с исключением русских скаутов из состава Бюро, Олег Иванович сообщил сыну, что в 1942 г. имел информацию от авторитетного лица вруководстве Бой-скаутов Америки о том, что некий мистер Мортимер Шиф (Schiff) , член совета БСА, занимался вопросом организации отказа русским скаутам в регистрации .6* Этот Шиф беспокоил Пантюхова давно. Еще в 1923 г. он делился с Козловским своими сомнениями: не стоит ли за охлаждением отношений Международного бюро к русским скаутам эта же персона? Ведь он представляет Америку в Бюро, да к тому же приложил много усилии для осуществления резолюции в 1917 году.

Из статьи "Российское скаутское движение"

(обзор становления организации до II мировой войны, подготовленный к Межрегиональной научно-практической конференции НОРС-Р" 10-летие возрождения российского скаутизма и съезда АВОРС", которая проходила 25-27февраля 2001 года в Москве).

Полный текст статьи читайте на Интернет-сервере российских скаутов - разведчиков www.ScoutS.ru или по адресу:scouting.narod.ru

1*М Агапов ОИП от 4.12.35,10.07 .36 (архзах)

2* ОИП писал Темномерову, что "на Джамбори в Англии мне нахамили (Martin). Я оборвал его, и это очень помогло. Таких людей надо обрывать, прикрикнуть. Но это мало в моем характере. Оба французатамже в Англии (G и Marty) тоже держались вызывающе" (письмо от5.05.35архзах).

3* ОИП В.Темномерову от 5.05.35 (архзах)

4* Интересно, что сами англичане в тот год выдвинули другого номинанта - Чемберлена.

5* ГДж. Уилсон ОИП от 6 .07.44 (архзах)

6* О.О.Пантюхов сделал примечание в своих воспоминаниях, что в то время он записал источник этой информации и то, кем был этот мистер Шиф, но ко времени написания мемуаров не мог обнаружить записи (Pantuhoff О, Jr. Journey through two worlds.P. 381).

Выше приведенная статья проф. Ю.Кудряшова была опубликована в N10 «Скаутского мира». Ю.Кудряшов в настоящее время работает над новой книгой о российском скаутском движении. Редакция.


О СТАРШЕЙ ВЕТВИ

За прошедшие 10 лет уже тысячи детей в России прошли через скаутские лагеря .И вырастая многие, не порывают со скаутской Организацией, а всецело поддерживают. Может быть, только один из ста будет руководителем скаутского отряда. Но все равно, дети - благодатная почва, в которую стоит лишь бросить семя, и оно прорастет, а дальше пойдут плоды. Ребенок вырастает и воспитывает своих детей также, как был воспитан сам. Воспитывая детей в духе идеалов скаутинга, из них не вырастут черствые люди, безразличные к чужим страданиям. Лучший способ для этого - наш личный пример. Мы учим детей, даем им знания, обучаем навыкам, которые могут пригодиться в жизни. Чем больше сейчас мы будем уделять им внимания, тем больший результат получим в будущем. Скауты необходимы России! Особенно в то время, которое мы сегодня переживаем. Наши российские национальные традиции, наша культура отходят на второй план под напором как западной, так и восточной культуры. Возрождать в душах и сердцах подрастающего поколения любовь к России, ко всему русскому - наша обязанность. Ведь мы -СКАУТЫ РОССИИ!

Задача старшей ветви скаутской организации заключаются в том, чтобы развивать среди детей патриотические идеи, которые будут обогащать все общество. Как детей, так и взрослых. Для детей мы служим живым примером, как бы "ходячей энциклопедией" .Мы, взрослые скауты, должны быть вершиной, к которой они будут стремиться, достигать ее и преодолевать с нашей же помощью.

Необходимо устраивать отдельные лагеря для старшей ветви организации. Пример тому - 6-ти летний опыт зимнего студенческого лагерного сбора в Парамоново (Московская обл.), сборы витязей 12 сводного круга Дружины "Воронеж". Их целью должен быть обмен опытом, повышение квалификации в различных областях, совершенствование навыков, поддержание старых связей и вовлечение в Организацию новых членов через свой, личный пример. Обсуждение будущих совместных лагерей и разработка новых методик. Возможность духовного, интеллектуального и физического совершенствования личности, в коллективе и через коллектив. Все это, конечно, поможет лучше и интереснее проводить и обычные разведческие лагеря.

pp108-10.jpg

В разведческих лагерях витязи и дружинницы должны по мере сил помогать руководителям в работе с детьми.

Старшей ветви можно:

1. Давать разовые поручения.

2. Поручать решать в лагерях хозяйственные вопросы.

3. Ставить задачи, которые они могут лучше выполнить, если обладают определенными навыками и знаниями. Подменять руководителей в тех вопросах, где они более компетентны . Например, инструкторами на активных обучающих площадках, которые есть в каждом скаутском лагере.

4. Не забывать развивать педагогические навыки.

5. В идеале, по возможности, браться за организацию новых отрядов.

6. Участвовать в организации, обеспечении и проведении ознакомительных семинаров для педагогов и потенциальных руководителей.

7. При создании новых скаутских отрядов устанавливать шефство над ними.
Скм С. Шишлянников

Доклад, приготовленный для научно-практической конференции НОРС-Р, 24-25 февраля 2001 г., опубликован в приложении «Посох» к «Скаутскому миру» номер10. Редакция

pp108-11.jpg


БЕРЕГИТЕ РОДНУЮ ПРИРОДУ

(Опубликовано в номер10 «Скаутского мира»)

Готовясь в "Солнечный мир-2000", мы знали, что будем отвечать за День леса, ведь, согласно программе лагеря, за каждый из дней отвечал отдельный отряд.

Трудно представить землю без лесов. Лес -чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Леса украшают землю. "Они учат человека понимать прекрасное, и внушают самое величавое настроение", - писал Антон Павлович Чехов. Люди не могут обойтись без леса. Без него уже давно бы прекратилась жизнь на земле. Ведь листья деревьев, кустарников, травы поглощают углекислый газ, который мы выдыхаем, и который выбрасывают заводы, фабрики, автомобили, и выделяют кислород, которым мы дышим. И, если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды - 5 дней, то без кислорода - не более трех минут.

Лес - это легкие планеты. Он помогает сохранять в почве влагу, без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные растения, живут звери и птицы. Из древесины люди изготовляют множество вещей, необходимых им дома, мебель, бумагу, ткани, спирт, спички и миллионы других незаменимых изделий. Вот почему лес так важен для человека, вот почему так важно охранять его и беречь. И хотя лесов на земле много, надо знать, что ни одно деревце нельзя срубить зря. Ведь так и всплывает в памяти стихотворение П.Бровко...

Все так изранено в лесу,

Как после дней войны.

Здесь уцелевшей ни найти

Ни ели, ни сосны.

Березу ножиком пырнул

Какой-то живоглот.

Мне кажется - из-под коры

Моя слеза течет.

От этой черствости людской

Болит душа моя,

Под искалеченным дубком

Не ветер стонет - я,

Вот муравейник подожжен

Кощунственной рукой,

Мне кажется, горит не он,

А дом пылает мой.

pp108-12.jpg

Земля в ожогах и рубцах,

Как в дни большой беды.

Хмельного ухарства следы,

Беспечности следы,

Ушли, обидев красоту,

Смутив лесной уют,

Не услыхав, что за спиной

Все листья слезы льют.

Именно поэтому в этот день мы хотим всем напомнить, что мы обязаны сберечь природу нашей Родины для самих себя и своих потомков. Охрана природы - святой долг и обязанность каждого.

Разведчики должны в первую очередь свято относиться ко всему живому. На станциях, по которым проходили в День леса разведческие отряды, они еще раз подтвердили свои знания и желание не словами, а делом выполнять законы разведчиков и помнить о том, что нужно беречь каждое деревце, веточку, каждый цветочек, не рубить деревьев без нужды, не ломать их, убирать за собой мусор на лесных полянах и в лесу, в местах пребывания, не допускать лесных пожаров. За ответы на станциях "Зеленая аптека", "Старик-лесовик, "Жизнь в лесу" разведчики получали определенную валюту, определяющую степень их зрелости, навыков и умения жить в согласии с природой. На станции"Фантазеры"они показали свою изобретательность, выставив сувениры, изготовленные из природного материала, коры, шишек, сучков, коряг, камней, собранных заранее, в день странствий. Во время экологического марафона ребята очистили не только свои подлагеря, но и близлежащую (и даже не очень) территорию, на краеведческой викторине показали свои глубокие знания по экологии родного края. На все эти мероприятия первой призвала наша экологическая газета, описывающая уникальную природу Малого Утриша, на территории которого находится "Солнечный мир". Ну, а вечером, после аукциона мы с удовольствием поглощали сладости, приобретенные на честно заработанные в День леса "куники".

Начальник 115 сводного отряда Дмитрия Донского, инс. Светлана Хоботнева (Куница)


pp108-13.jpg

 pp108-14.jpg

Это уникальное стихотворение прислано в редакцию скм В. Кавецким. Редакция


pp108-15.jpgpp108-16.jpg

50 лет тому назад: Первая постановка монтажа «Трагедия России» на Восточном побережье США


pp108-17.jpg

ИГРЫ НА СБОРЕ ЗВЕНА

Игры с водой.

I. Попрыгунчики.

Для игры необходимы: вода, уксус, изюм, сода.

1. Налейте в прозрачный сосуд одинаковое количество уксуса и воды.

2. Добавьте немного изюма. Что произойдет?

3. Добавьте 15 мл. соды. Что произойдет? Будьте терпеливы.

II. Научные занятия.

Для игры необходимы: стакан воды, скрепки, средство для мытья посуды, молоко или масло.

1. Наполните стакан до оправы водой.

2. Медленно и осторожно бросайте скрепки, по одной. Не бросайте с высока.

3. Сколько скрепок поместится перед тем, как вода прольется? 5? 10? 20?

4. Что случится, когда вы добавите немного средства для мытья посуды в воду? Больше или меньше скрепок поместится?

5. Попробуйте добавить другие жидкости.

6. Чем больше напряжение жидкости, тем больше скрепок поместится в стакане (молекулы воды сильно притягиваются друг к другу. Над поверхностью воды нет молекул, поэтому молекулы тянут друг друга вниз.) Поверхность воды действует как тонкая кожа. Это называется напряжение поверхности и оно достаточно сильно, чтобы вода в стакане не проливалась.

III. Пузыри.

Для игры необходимы: соломинки, средство для мытья посуды, глицерин, вода, ровные поверхности, мокрая веревка.

1. Смешайте 1 часть моющего средства с 6 частями воды. Добавьте чуть-чуть глицерина. Смочите поверхность.

2. Окунув соломинку в жидкость, пустите пузырьки на ровную поверхность, например, на лежащее стекло.

3. Попробуйте измерить пузырь мокрой веревкой. Соедините пузырьки вместе. Какая форма получится? Найдите радугу в пузырьке.

IV. Музыкальные стаканы.

Для игры необходимы: 8 стаканов, вода, карандаш, ручка или палочка. 1. Наполните стакан водой. Количество воды во всех стаканах должно быть разное. Поставьте их в одну линию.

2. Стучите по стаканам палочкой. Слушайте звуки.

3. Какой звук выше, какой - ниже? Получается гамма?

4. Вы можете наиграть простые мелодии?

pp108-18.jpg

* Игры проводились на международном семинаре герл-гайдов в Минске.


  pp108-20.jpg

из серии "Психологический практикум"

ИГРА N1

Игра «Молекула» поможет вам в делении на звенья. Но сыграть нужно много раз и пронаблюдать привязанности - привычные или складывающиеся.

Деление на команды - игра «Молекула»: возьмитесь за руки 1) по трое, 2) по двое, 3) по пятеро, 4) по 7и т.д., повторяя 1), 2), 3) в разной последовательности.

ИГРА N2

Играют звенья или команды, получившиеся в результате игры «Молекула»:

- придумать имя команды, девиз

- работа по командам или с уже сложившимися звеньями. Выполняют все:

A) Молча поднять палец вверх, по команде показать на кого-нибудь.

Подсчитать в какой команде больше человек показали на одного и того же человека. Той команде - очко. (Повторить 3 раза).

Б) Поднять вверх палец и по команде показать на кого-либо. Подсчитать в какой команде образовалось больше пар, показывающих друг на друга (Повторить 3 раза).

B) Спрятать за спину кулак. По команде -выбросить пальцы. В какой команде совпало большее количество одинаково выброшенных пальцев - та выиграла. Выигравшей команде - очко. (Повторить 3 раза).

Г) Встать в шеренгу. По команде повернуться на 90°, на 180°, на 90°, на 90°, на 90°. Подсчитать сколько человек смотрит в одну сторону.

pp108-21.jpg

ИГРА № 3

Звеньям или группам давать задания: с закрытыми глазами по команде, сделать разные фигуры, держась каждому скауту руками за веревку (можно связанную в кольцо). Сделать треугольник из веревки, пятиугольник, корабль, звезду, лилию, какую-нибудь букву и др. - и все это с закрытыми глазами, можно на время.

Вы увидите, кто из ребят возьмет на себя руководство этим процессом. Поиграть нужно не один раз.

ИГРА № 4

Веселые построения в звеньях.

Построения в звеньях можно проводить по признакам, например, по росту (как вариант, молча), по цвету волос, по цвету глаз, по алфавиту имен, фамилий, месяцу рождения, именин, имен мам и т.д. и т.п.. А также - на время, на победителя, по команде. Будет возможность лучше узнать друг друга.

Понаблюдайте кто из ребят будет руководить в игре. Интересно, что будет, когда нужно играть молча, изменится ли лидер? Иногда активный говорун или суетливый и внешне активный подросток на деле оказывается слабым организатором.

Обе вышеприведенные статьи опубликованы в приложении «Посох» к «Скаутскому миру» №10.

Редакция

ЦИКЛОВЫЕ ИГРЫ

pp108-22.jpg

Д) Одна команда отворачивается и настраивается. Другая команда должна их рассмешить. Очко каждому, кто остался серьезным. Улыбаться нельзя, отводить взгляд нельзя. Нападающая команда не дотрагивается руками до противника, не кричит в yxo.
Е) Поднять палец, показать на того человека, которого вы считаете вожаком. Очки.

 

pp108-19.jpg

ИГРА N 3

Звеньям или группам давать задания: с закрытыми глазами по команде, сделать разные фигуры, держась каждому скауту руками за веревку (можно связанную в кольцо). Сделать треугольник из веревки, пятиугольник, корабль, звезду, лилию, какую-нибудь букву и др. - и все это с закрытыми глазами, можно на время.

Вы увидите, кто из ребят возьмет на себя руководство этим процессом. Поиграть нужно не один раз.

ИГРА N 4

Веселые построения в звеньях.

Построения в звеньях можно проводить по признакам, например, по росту (как вариант, молча), по цвету волос, по цвету глаз, по алфавиту имен, фамилий, месяцу рождения, именин, имен мам и т.д. и т.п.. А также - на время, на победителя, по команде. Будет возможность лучше узнать друг друга.

Понаблюдайте кто из ребят будет руководить в игре. Интересно, что будет, когда нужно играть молча, изменится ли лидер? Иногда активный говорун или суетливый и внешне активный подросток на деле оказывается слабым организатором.

Обе вышеприведенные статьи опубликованы в приложении «Посох» к «Скаутскому миру» N10. Редакция


Цикловые игры

Дружина «Град Москва» в лагере «By baltikwn-2000»

Будущим летом 2001 года нашей дружине "Град Москва" исполняется 10 лет.

Выросли, дети, ставшие скаутами в 5-6 лет, подрастает новое поколение волчат и белочек, разведчиков 3 разряда, которые смотрят па старших как на бывалых "стариков". Первые лагеря состояли из одной стаи и маленького детского сада, а в лагере 1999 года под городком Старицей на берегу Волги стояли 3 разведческих отряда, 3 стаи, молодежная группа, детский сад и большая группа взрослых друзей и родителей скаутов. Мы еле-еле нашли место для такого "камерного" лагеря в 200 человек и в 2000 году проводили отдельные лагеря, а в августе съехались на общий съезд дружины.

Особую живость, праздничность и интерес нашим лагерям придавали цикловые игры. Часто они помогали разрешать психологические проблемы детей, подуставших от будничного режима, ожидающих приключений и романтики от жизни в лесу. Мы всегда долго в течение года продумывали и разрабатывали игры, готовились с детьми, приглашали взрослых специалистов. 

Хотелось бы поделиться с молодыми руководителями стай своим опытом в проведении цикловых игр, а также некоторыми размышлениями и выводами, сформировавшимися за эти годы.

Итак...

Смысл цикловой игры. Цикловая игра - такая игра, которая длится весь лагерь, имеет предварительную подготовку и подготовку в течение лагеря. Цикловая игра - это всегда "интрига ", непредсказуемость в будничном ритме лагеря, "изюминка " неожиданная и для детей, и для взрослых (кроме тех некоторых избранных, которые готовят каждый эпизод, часто по ночам). Цикловая игра всегда подразумевает непосредственную реакцию детей и совместный выход через сюжет игры в инобытие. У любой игры обязательно есть завершение - обретение "клада". Мы специально ставим слово "клад" в кавычки, так как выросшие на цикловых играх дети воспринимают большие мероприятия в ключе цикловых игр и для них "кладом"может быть, например, поездка на Джамбори. Но это нужно заработать, и цикловые игры здесь играют важную воспитывающую роль:

Сюжет игры. Сюжет может быть выдуман, но лучше, когда игра - это путешествие по какой-нибудь хорошей книге, которая читается и проживается в течение всего года перед лагерем, а также в самом лагере.

Наши цикловые игры

1. Игра "Индейцы''-проводилась в 1991 году.

2. Игра "Гэндальф"проводилась в 1992 году по "Хоббиту" Толкиена. Возраст 6-7 лет.

3. Игра "Кикимора" проводилась в 1994 году по "Таинственному острову "Жюль Верна. Возраст 8-9 лет.

4. Игра "Путешествие на край света" проводилась в 1995 году по К.С. Льюису "Хроники Нарнии". Возраст6-7 лет.

5. Игра "Царевна-Лягушка" проводилась в 1996 году. Народные русские сказки. Сборник Афанасьева. 7-8 лет.

6. "Мифы древней Греции"-1997г. Гомер, Кун, Голосовкер, Грейвс. 8-9 лет.

7. "Руслан и Людмила" (Черномор) - 1998 г. Пушкин "Руслан и Людмила", "Капитанская дочка ". Повести Белкина, "Медный всадник", Былины. 9-12 лет.

8. "Зеленые рукава" - съемки фильма по рыцарским легендам - 1999 г. Л.Кэролл "Алиса в стране чудес", Мэлори "Смерть Артура", Жизнеописания трубадуров. 10-13 лет.

Эти книги мы все вместе читали, разыгрывали их сюжеты в виде "точек"у костров, в городе смотрели фильмы, спектакли, музеи.

Возрастные этапы в цикловых играх

1. Игра с положительным героем, которого можно увидеть издалека, но нельзя потрогать. Финал - обретение настоящего клада. 6- 7 лет.

2. Таинственный герой, которого нет (он в записках, посланиях) плюс герои из руководителей и театральное обыгрывание пространства лагеря. 7-9 лет.

3. Главный герой отрицательный. Пропадают ценности из лагеря, их нyжнo вернуть, ночные дежурства, испытания, самостоятельные приключения. Собственно сюжет игры выдают театральные постановки у костров. 9-12 лет.

4. Игра - работа. Основной сюжет обыгрывается в большой театральной постановке или съемках фильма и в специальностях лагеря (репетиции, изготовление костюмов, декораций, антуража и т.д.). 11-13 лет.

Цикловая игра Гэндальф (возраст 6-7лет).

Подготовка в городе. Руководители читали на каждом сборе книгу Р. Толкиенa "Хоббит ". Ребятам дали сказочные имена гномов из книги. Разыгрывались отдельные сценки силами руков и родителей. Обучение скаутским навыкам тоже происходило в сказочной обстановке.

Подготовка к лагерю. Еще в Москве мы разработали сценарий игры, наметили отдельные эпизоды, набрали клад, подарочки, нечто, изображающее руны (это были небольшие глиняные таблички с знаками действительно похожими на руны), сшили плащи для каждого гнома (это были крепкие и красивые дождевики), собрали костюмы для персонажей игры. Уже в лагере рисовали несколько карт местности и тщательно подделывали их под старинные: натирали воском, ломали, обжигали и обрывали.

Сюжеты игры в лагере. Открытие.

A) С утра мы раздали ребятам сшитые плащи и расшили их вместе с детьми всякими лентами, тесьмой и разными побрякушками, так что теперь был узнаваем каждый гном индивидуально.

Б) После открытия лагеря, т.е. построения мы в этих плащах с песней пришли на поляну знакомств. Нас встретил "хозяин" этих мест (места были поразительной красоты - Нилова пустынь на озере Селигер). Он был одет в листья и ветви, с большой косматой бородой. "Хозяин " стал рассказывать историю этих мест, переплетая реальность и сюжет книги, послания от начальника дружины Ильи и древние сказочные предсказания. Он упомянул, что здесь водятся странные существа и происходят загадочные происшествия. А мы приветствовали его как могли - пели свои гномские песни, В конце он пригласил всех на пир на берегу озера. Когда же все вышли к озеру, то он стал прощаться, оставив нам полные вкусностей столы, а сам влез в лодку стоявшую у берега. Он встал в пей и поднял руки в знак последнего приветствия, и тут лодка сама начала плыть к противоположному берегу, а он все стоял и приветственно махал руками (ее тащили на подводных канатах с другого берега). Когда же он вышел на сушу и скрылся в лесу, возле лодки из тростниковых зарослей появилась странная фигура. Она проскользнула на виду у всех и вновь исчезла в водяных зарослях. Издалека она была совершенно нечеловеческая и некоторые вспомнили о Горлуме.( Это был человек в трико и противогазе с ластами на руках, он то и тащил лодку за канат). Дальше был пир.

B) На следующее утро на палатках появились руны, нарисованные мелом, что вызвало большой переполох особенно у девчонок.

Гэндальф и руны.

Несколько дней в лагере ничего особенного не происходило.

A) Однажды на построении неожиданно один из руководителей начал удивленно всматриваться в даль озера. Он стал шептаться с другими руками, все развернулись к озеру, началась суматоха. Там на озере была лодка, а в ней сидел человек в большой островерхой шляпе и сияющем на солнце серебряном плаще. Он приветливо замахал руками, потом бросил в озеро какой-то предмет и поспешно уплыл на другой берег. Это - Гэндальф. Все дети вместе с руководителями бросились в лодки, но как "ни старались ", не успели догнать Гэндальфа. Зато они вынули из воды тот предмет. Это оказалась старинная бутыль с печатями на горлышке. Когда все выбрались на берег и собрались вместе, бутыль вскрыли и обнаружили там приветственное письмо от Гэндальфа и грубую схему лагеря с тремя отмеченными точками. Каждая точка соответствовала одной из стай. Все побежали к своим стоянкам и вскоре в тайниках нашли 3 куска старинной, едва сохранившейся карты этой местности. Карту собрали общими усилиями и вывесили на дереве посередине лагеря. На ней множество крестиков. Теперь у же ищут по одиночке. В каждом тайничке лежала одна руна и маленький подарочек. Руны мы договорились собирать у одного руководителя, подарочек скаутенок брал себе. Зачем эти руны пока было непонятно.

Б) На следующий день и еще на следующий день крестики на карте все появлялись каждое утро, а волчата и белочки самостоятельно их разыскивали.

B) Через день после первого появления Гэндальфа, в конце обеда вдалеке на поле появилась та же самая фигура в серебряном плаще и островерхой шляпе с мешком за плечами. Дети бросились к Гэндальфу, на ходу напяливая свои гномские плащи. Однако и на этот раз догнать его не удалось. Но он бросил свой мешок. В мешке - именные подарки для гномов и записка, мол, если соберете все 147 рун и расшифруете послание, то поймете, где лежит старинный клад.

Г) На следующие дни все еще появлялись знаки на карте, и в свободное от занятий время дети искали руны с подарками.

Завершение игры. Клад.

А) Предпоследний день лагеря. В самом конце завтрака с дерева на веревке неожиданно спустился прямо на стол бумажный шар. Внутри него - записка. В ней указано время выхода в поход на поиски шифра и приметы в пути.

Б) Мы вышли в путь к означенным местам. Это было длинное путешествие на полдня по совершенно незнакомому лесу на другом берегу озера. Обед на костре, неожиданные препятствия, не всегда понятные лесные приметы в записке Гэндальфа. Но зато мы пришли... Перед нами лежало небольшое лесное озерцо, сплошь заросшее белыми кувшинками, которые па наших глазах стали закрываться в закатных лучах солнца. У последней приметы мы нашли обрывок старинной бумаги с шифром.

В) Мы долго складывали руны в нужном порядке и разгадывали место клада, которое можно было найти по скаутским заданиям -ориентирование, нужное количество шагов, порода дерева. Наконец, нашли это место и лопатами разрыли клад. В потертом, но явно когда-то роскошном платке лежали украшения, старинные походные принадлежности и самое главное - драгоценные камни (осколки вулканических пород).

Г) Найденный клад мы понесли обратно к прощальному костру. А когда мы уже в темноте переправлялись через озеро к лагерю, то пускали в озеро десятки плавающих свечей и все озеро светилось в ночи.

Д) В последний день лагеря дети делили между собой клад и свое клали в свои рюкзаки. (Ох, и нелегкий это был момент в нашей жизни).

Можно также положить в клад что-нибудь действительно очень ценное, а потом увезти это на экспертизу, а потом привезти бумагу с настоящими печатями научно-исследовательского института или музея с благодарностью за такую редкую и ценную находку и подарки от той организации. (Так когда-то сделали родители в моем детстве). Можно также оставить часть клада у руководителя стаи и тем самым начать маленький музей для гостей стаи и отряда. Можно придумывать и придумывать...

Цикловые игры для малышей - волчат и белочек - увлекательнейшее время для руководителей. Дети так искренно отвечают на каждую выдумку, так жаждут и стремятся к волшебным приключениям, что невольно руководители сами начинают сопереживать, удивляться и искать, хотя вот только что ночью сидели и придумывали, копали, прятали, строили.

Желаю начинающим молодым волчатникам пережить эту большую радость.
Шин Г. Серова

Вышеприведенная статья издана в «Православном вестнике» номер 8, издание Братства Православных Скаутов. Редакция.

«Опыт» - журнал разведческих руководителей, издается Главной Квартирой Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР). Редактор: СтСкм М.Данилевский. Редакционная коллегия: ски И.Редько, ски В.Янушевич, и инс. Т.Ермолаева. Помещаемый в порядке информации материал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал, как и вернуть автору на переработку. Редакция не отвечает за точность текста, основанного на неразборчивой рукописи или копии. Присланные рукописи и материал не возвращаются.

Главная Квартира ОРЮР номер 108 июнь 2001 г. Copyright SGPA, 2001.