"Страницы истории разведчества-скаутизма" №120, май 2007 г. «ОРЮРовский монтаж «Трагедия России»»

"Страницы истории разведчества-скаутизма" №120, май 2007 г.

ОРЮРовский монтаж «Трагедия России»

В 1927 г. большевики готовились торжественно отмечать 10-летие захвата власти, названного ими «Великой Октябрьской революцией». В связи с этим Митрополит Антоний (Храповицкий) Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей призвал Русское Зарубежье отметить этот день как День Непримиримости.
Русские в Прибалтике и Польше, будучи гражданами этих стран, не имели права устраивать выступления подобного рода, так как все, или почти все приграничные страны, подписывая в 1920 г. мирные договоры с РСФСР - Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (СССР был образован 30 дек.1922 г.), обязывались пресекать любую антисоветскую деятельность на своих территориях. Антисоветские выступления могла устраивать только политическая эмиграция, но она, будучи в своей массе военной, не откликнулась на призыв Первоиерарха, и в 1927 г. решила широко отметить 50-летие начала героической Балканской войны, давшей свободу болгарам и полную независимость сербам, черногорцам и румынам. Известно, что в Берлине в 1927 г. был отмечен День Непримиримости, хотя возможно, что был отмечен и еще где-нибудь.
Только после создания в Белграде в июле 1930 г. НСРМ - Национального Союза Русской Молодежи (ныне НТС - Национально-Трудовой Союз) был снова поднят вопрос о проведении в эмиграции Дней Непримиримости.
Известно, Российский общественный комитет в Польше, состоявший из не имевших польского подданства эмигрантов, решил в 1934 г. отметить День Непримиримости выпуском однодневной газеты «Под русским стягом». Редактор газеты Сергей Львович Войцеховский обратился к писателям и общественным деятелям с вопросом «Почему мы непримиримы?» и от И.Бунина получил такой ответ: «Я лично совершенно убежден, что низменней, лживее, злей и деспотичней этой деятельности еще не было в человеческой истории даже в самые подлые и кровавые времена».
В 1930-е гг. Дни Непримиримости отмечались как выступления НТС, участвовать в которых приглашались дружеские организации. К началу Второй мировой войны многие отделы НТС ушли в подполье и Дни Непримиримости стало некому устраивать.
После конца войны вся общественная жизнь в Европе оказалась под контролем военного командования победителей, в числе которых был и Советский Союз, и любые антисоветские демонстрации были немыслимы.
В этой обстановке, когда русские эмигранты в Германии и Австрии не имели права называть себя русскими, а должны были официально именоваться бесподданными, однажды летом 1947 г. в лагере ОРЮР - Организации Российских Юных Разведчиков в Легау витязи (старшие члены организации) мюнхенского круга Дмитрия Донского пригласили всех лагерников и гостей к костру.
Это не был обычный лагерный костер с веселыми песнями и “точками”, а тематический костер-монтаж “Трагедия России”. Стихи и песни были тесно связаны с темой костра, а ведущий комментировал их в одно логическое целое.
Это были годы, когда молодежь ценила поэтов и знала наизусть их стихи. Монтаж “Трагедия России” был построен из материала, который не надо было искать и разучивать, а только собрать и смонтировать.
Начальник круга Владимир Гаевич Тремль, ныне известный профессор-советолог, начал костер словами: “Унесемся мысленно далеко на восток, в Россию. Вспомним стихотворения и песни страшных, кровавых последних тридцати лет”.
Бодрые песни царской армии сменялись ранними революционными. О бессудных расстрелах офицеров было сказано словами стихотворения Ивана Савина, посвятившего его расстрелянным братьям:
Ты кровь их соберешь по капле, мама
И зарыдав у Богоматери в ногах,
Расскажешь, как зияла эта яма,
Сынами вырытая в проклятых песках.

Всех убиенных помяни Россия
Егда приидеши во царствие Твое.

За стихотворением следовали песни белых добровольцев, первых во всем мире оказавших вооруженное сопротивление большевизму. Белым не суждено было победить - но сопротивление народа продолжалось. Вот песня восставших тамбовских крестьян: “Что-то солнышко не светит, над головушкой туман”, а за ней - неизвестно откуда взявшаяся песня “Города вдали и огни вдали, чудный город вдали - Москва”, в которой есть такие слова:

Там в снегу, в тайге,
И в полях везде,
Как и прежде, Россия жива.

Пелись эмигрантские пародии на лживо пропагандные советские песни времен страшных 30-х годов - “Широка страна моя родная... где так вольно дышит человек” и другие.
Стихи Симонова и советские песни начала Второй мировой войны сменяются песнями РОА. В этих песнях говорилось: “Будет строить новую Россию закаленный в бедствиях народ” и “твердо верим мы в победу нашу – и в твою, любимая страна”.
Трагедия РОА и выдача Власова и власовцев на расправу Сталину не поколебала веры у разведчиков в грядущее освобождение России от большевизма. Поэтому костер был закончен песней “Бьет светлый час”.
Костер произвел на всех исключительно сильное впечатление.
Когда уже лагерники и гости разошлись спать, группа руководителей осталась еще поговорить, и тут, как вспоминает В. Тремль, Сергей Тарасов сказал, обращаясь ко всем: “Ну что, провели костер и конец? Нет, братцы давайте дополнять, расширять его и этой зимой ставить “Трагедию России” в театре, для широкой публики”.
Сразу после лагеря началась подготовка к выступлениям. “Трагедия России”, созданная силами Мюнхенской дружины, была поставлена с участием разведчиков и разведчиц из Регенсбурга, Пассау и Шлейсгейма, приезжавших в Мюнхен на спевки, в Мюнхене, Шлейсгейме, Регенсбурге и Гамбурге.
Газета «Эхо» от 6 ноября 1947 г. писала о постановке в Регенсбурге: «Концерт оставил большое впечатление и был большой патриотической манифестацией русской национальной молодежи».
В 1949 г. к хору Мюнхенской и Шлейсгеймской дружин присоединилась дружина в Ингольштадте. Было устроено пять выступлений, включая концерт для больных русских ДиПи в мюнхенском госпитале. О выступлении в Мюнхене В. Тремль писал:
«Огромный Софиензал – разборчивая, избалованная мюнхенская публика, духовенство, профессура, иностранцы, «зубры». Таких аплодисментов мы еще не слыхали нигде».
Всего в годы 1947, 1948 и 1949 в Германии было устроено тринадцать выступлений, именуемых, по цензурным соображениям – «концертами».
В том же 1949 г. постановка «Трагедия России» была осуществлена в Буэнос-Айресе. Об этом выступлении в местной газете «За правду» от 21 мая говорилось: «Русские скауты в Аргентине дали всем нам подлинный урок любви к родине... Наша молодежь сможет с правом сказать себе, что она оказала всем нам такую громадную услугу, которую еще не оказал нам никто. Сама же она уже сейчас достигла того, что недостижимо никакой рекламой, никакими громкими словами. Она завоевала наше сердце».
Две следующие постановки «Трагедии России» состоялись в Сан-Франциско 19 ноября 1950 г. и в Нью-Йорке 21 января 1951 г. Программа каждый раз обновлялась. Ведущим в Нью-Йорке был по-прежнему В. Тремль. На следующий день об этой постановке сообщил советским слушателям «Голос Америки»:
«Выступление талантливой русской молодежи вызвало горячее одобрение русско-американской общественности. Выступление оканчивалось клятвой русской молодежи отдать все силы для борьбы с тоталитарной диктатурой до полной победы свободных демократических сил».
Эти постановки положили начало устройству Дней Непримиримости во всех странах русского рассеяния. Время от времени ОРЮР выступал с заново переработанными постановками «Трагедия России». Последняя такая постановка состоялась в Си-Клиффе около Нью-Йорка в воскресенье 7 ноября 1987 г.
После развала коммунизма в России, в эмиграции перестали отмечать День Непримиримости, и это понятно. Большевизм больше не у власти. Но 7 ноября продолжало быть до недавнего времени государственным праздником, пока его не заменил новый праздник – 4 ноября, День Казанской иконы Божьей Матери и день освобождения Москвы в 1612 г. от поляков.
День 7 ноября стал Днём Скорби и днём поминовения жертв большевизма, но должен быть не только Днём поминовения, но и Днём борьбы с пережитками большевизма. Нельзя забывать, что сегодня в России в рядах Пионерской организации имени Ленина идёт подготовка возрождения в России не только Ленинизма, но даже и Сталинизма.

Р. Полчанинов

Считаю своим долгом поблагодарить Владимира Гаевича Тремль за помощь в работе над этой статьей.

Р. Полчанинов

Страницы истории разведчества-скаутизма ISSN 1523-1941
R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net