"Страницы истории разведчества-скаутизма" №132, октябрь 2008 г. «Cудьбы поколения 1920-1930-х годов в эмиграции (рецензия)»

"Страницы истории разведчества-скаутизма" №132, октябрь 2008 г. «Cудьбы поколения 1920-1930-х годов в эмиграции (рецензия)»

Cудьбы поколения 1920-1930-х годов в эмиграции (рецензия)

Книга вышла в Москве в 2006 г. в издательстве «Русский путь», тесно связанном с Библиотекой-Фондом Русское Зарубежье. Библиотека-Фонд была основана в июле 1995 г., когда мэр Москва Ю.М. Лужков подписал постановление о преобразовании библиотеки №17 в Библиотеку-Фонд Русское Зарубежье. Учредителями Б-Ф РЗ выступили YMCA-Press (Н.А. Струве), Правительство Москвы и В.А. Москвин. Начинание поддержали также префект Центрального административного округа столицы А.И. Музыкантский и руководители управления округа О.В. Беликов и Р.Р. Крылов-Иодко. Начало собранию положил А.И. Солженицын, передавший материалы созданной им Всероссийской мемуарной библиотеки, ныне Фонд №1
Редактор-составитель Людмила Сергеевна Флам, это наша Люся Чернова, бывшая одно время начальницей Марокканского отдела ОРЮР. Воспоминания ее приемной сестры, тоже разведчицы, Таси Джолли (1935-2001) нельзя читать без волнения. Это кошмар, выпавший на долю маленькой девочки, на чьих глазах немцы заперли всех стариков в избе и сожгли их живьем, женщин отправили в один концлагерь, а детей в другой. Об этом узнали русские в Риге, и, добавлю от себя, не без участия подпольных скаутов и НТС, разобрали детей по семьям. Тех, кого не взяли в семьи, взяла к себе рижская старообрядческая Гребенщиковская община.
Глава «Временные марокканцы» написана руководителями ОРЮР. Опять же, это не история Марокканского отдела, а описание условий, в которых творилась эта самая история.
Начинается она с воспоминаний Л. Флам о покойной Лёке Болдыревой, нашей разведчицы, а дальше идут воспоминания Лёки об её отце. Воспоминания «По этапам Третьего рейха» принадлежат покойному Глебу Рару, первому представителю ОРЮР в Марокко. Мало кто знал, что он был арестован в 1944 г. гестапо за участие в работе НТС и отправлен в концлагерь. Страшно подумать, что ему пришлось там пережить. Его чуть не убил один SS-овец, но спас его другой, сказавший первому, что Рар - рейхсдойче, хотя он и не был таковым, а рейхсдоче без суда нельзя было убивать даже в концлагере. Были, значит, разные SS-овцы.
Наша руководительница, матушка И.Короленко, говоря о жизни в Марокко, пишет: «Воды в бараках не было, приходилось ходить с ведром к общему крану на улице (...) Окна в бараках были затянуты пластмассой (...) В дождливую погоду было холодно, и мы мерзли в наших продувных бараках. Варили на примусах. Мылись в тазах».
В главе «Мюнхен» о необыкновенной судьбе своей семьи написала Таня Родзянко (ур. Лопухина), быв. начальница отряда разведчиц Мюнхенской дружины. На одной фотографии ее отряд в формах, а на другой, ученики гимназии при доме «Милосердный Самарянин», если не ошибаюсь, все члены ОРЮР. Женя Уртьева, которая тоже на снимке, могла бы уточнить.
Глава «В рассеянии» начинается с воспоминаний разведчика Никиты Валериановича Моравского о Тубабао (Филиппины). Так назывался палаточный лагерь, куда из Шанхая в 1949 г. было доставлено более 5000 беженцев-антикоммунистов из Китая, главным образом русских. Лагерь делился на 14 районов, из которых четвертый назывался скаутским, так как там жили скауты и их семьи. К тому, что нам уже известно о скаутской работе на Тубабао, следует добавить, что на Тубабао выходила еженедельная газета «Тубабао знает», и скаутская юмористическая по-русски и по-английски – «Тубабао не знает». В ноябре 1949 г. вышло три номера под редакцией Г.Савицкого и В. Шуляковского.
Лагерь был разбит в диких джунглях, «где - как вспоминает Моравский - не было ни жилья, ни дорог, ни кухонь, ни туалетов, ни душей, ни электричества, ни достаточного запаса питьевой воды, ни других необходимых для нормального существования условий. (...) Тропическая жара на Тубабао сменялась тропическими ливнями, а иногда на остров обрушивались тайфуны».
В следующей главе «В Новом свете» снова несколько воспоминаний наших разведческих руководителей. Это не автобиографии, но надежный биографический материал. То, что говориться у Ю.Кудряшова в «Российское скаутское движение» о В.В.Челищеве (с.274), о В. Тремле, и о Б.Пушкареве, следует проверить, исправить и дополнить.
Г.Вербицкий, тоже один из мюнхенских разведчиков, автор научных исследований об «Остах» - рабочих, вывезенных немцами из занятых ими областей СССР, и оказавшихся в особо тяжелом положении. В 1966 г. он издал книгу «Почта остарбайтеров Второй мировой войны», в 2003 г. выпустил второе, дополненное издание этой книги, которая в 2004 г. вышла третьим изданием в России. В статье «Встречи с родиной» он написал о насильственных выдачах тех, кто не хотел добровольно возвращаться в СССР. Его отца англичане выдали большевикам, хоть они и не был советским подданным и к казачьим формированиям не имел никакого отношения. Об этом, и о многом другом интересном, читатель узнает из статьи Г.Вербицкого, которому принадлежит и сама мысль издания этого замечательного сборника.
Б.Пушкарев в «Долгой дороге в Россию» рассказал много интересного и даже страшного. Свои воспоминания Борис начинает словами: «Уже более десяти лет мне в России задают неестественный, с моей точки зрения, вопрос: почему вы вернулись?»
Будучи в Праге, Б.Пушкарев был в организации витязей, в патруле Андрея Ильинского. Пражские витязи еще в 1942 г. присоединились к подпольной организации разведчиков и таким образом после конца войны оба оказались в ОРЮР. По дороге на Запад из захваченной большевиками Праги, Борис и его родители несколько раз попадали к коммунистам, иногда к чешским, иногда к советским, но каждый раз им, каким-то чудом удавалось спастись. Получилось нечто фантастическое и приключенческое.
Книга кончается главой «О миссии русской эмиграции». Это доклад, который был прочитан нашим бывшим разведчиком Дмитрием Поспеловским в Архангельске 15 апреля 2002 г. Собственно говоря, в докладе говорилось не о миссии русской эмиграции, а об идейных течениях в русской эмиграции, что, впрочем, признает и сам автор, говоря: «Невозможно в одном кратком докладе осветить весь многоликий спектр прореволю-ционных движений и идейных исканий русского зарубежья». Дима начал с евразийцев, которых среди эмигрантов было очень мало, и которые в своих рассуждениях, и конечно, не с помощью «товарищей из Москвы» из антикоммунистов превратились в большевизанов. Правда, не все. Д. Поспеловский пишет:
«Вскоре евразийство начало давать трещины: первым порвал с ним в 1923 г. Георгий Флоровский, будущий священник и крупнейший патолог нашего времени. В 1929 г. произошел раскол между просоветским крылом, издававшим газету «Евразия» под редакцией Сергея Эфрона, мужа Марины Цветаевой, оказавшийся агентом ГПУ».
Следующим течением в эмиграции автор назвал группу вокруг сборника «Вехи», которая призывала интеллигенцию «вступить на стезю конструктивного духовного и государственного творчества. Авторы этого сборника и близкие по духу религиозные мыслители, философы и социологи христианского направления, как С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, протоиерей, профессор Сергей Булгаков, профессор В.В. Зеньковский, принявший во время войны священство, И.А. Ильин и другие, стали наставниками, а в какой-то степени и идеологами ищущей религиозно настроенной молодежи. Из этих, и им подобных кружков, выросло несколько движений первого поколения зарубежной молодежи. В первую очередь следует назвать чисто религиозного направления РСХД (Русское студенческое христианское движение - прим. РВП) (...). Параллельно появились и кружки идеолого-политического направления, такие, как, с одной стороны младороссы с их лозунгом «Царь и советы», а с другой НТС (Национально-трудовой союз - прим. РВП). Младороссы в тридцатых годах скатятся фактически к оправданию Сталина (в основном на основании доверия к сталинской пропаганде «великих строек»), чем сблизятся с левым крылом евразийцев и остатками сменовеховцев. НТС наоборот непримиримо отрицательно относится к любому флирту с Советским Союзом».
Написав подробно о зарождении и деятельности НТС, Д. Поспеловский продолжает: «В отличие от НТС РСХД никогда напрямую политикой не занималось, если не считать таковую полную неприемлемость богоборческого марксизма, а также участие многих его членов во французском Сопротивлении и акции по спасению евреев. Сейчас общеизвестна деятельность матери Марии, секретаря РСХД, но мало кто знает о двоюродной сестре митрополита Антония Сурожского, которая была расстреляна немцами при переправе евреев в Швейцарию. Наконец, если хотите, можно считать политическим актом выход РСХД из Всемирной студенческой федерации лет двадцать пять назад в знак протеста против захватившего тогда федерацию «Богословия освобождения», проповедовавшего какой-то абсурдный синтез христианства с марксизмом и даже с оправданием терактов».
Мне кажется, что Д. Поспеловский, в своем докладе был неправ в оценке монархизма у молодежи, родившейся за границей. Он пишет: «Не менее разочарованной она была и в традиционном русском монархизме, закончившимся крахом». Нет, многие считали, что русский не может не быть монархистом, но не ставили это во главу угла. Помню, как в тридцатых годах была анкета среди членов НТС, где было немало родившихся за границей, и где большинство назвало себя монархистами. Но во всем остальном доклад Д. Поспеловского представляет ценный труд, заслуживающий внимание.
Книга «Судьбы поколения...» это не история, но ценный материал для будущих историков, потому, что в ней дается подробное описание обстановки 1940-1950-х годов, что помогает лучше понять исторические события тех лет.

Р. Полчанинов

Судьбы поколения 1920-1930-х годов в эмиграции. Очерки и воспоминания, Москва «Русский путь» 2006 г. 471 стр. портреты и иллюстрации. Редактор-составитель Людмила Флам.

Страницы истории разведчества-скаутизма ISSN 1523-1941
R. Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA rpolchaninov@verizon.net