Новая книга о практике палаточных лагерей

Готовится к изданию новая, ориентированная на практиков, книга о палаточных лагерях. Она создана на основе опыта лагерей дружины "Шуя" с максимально полным подбором существующих на данный момент нормативных документов.

Просим желающих приобрести книгу заранее обратиться к Ю. Листопадову по адресу elena_shirshova@mail.ru

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги. День младших

Практически в каждом лагере ОРЮР проводится День младших, суть которого сводится к тому, что взрослые передают свои полномочия детям, а сами занимают позицию детей. При этом подходы к самому празднику сильно различаются в разных лагерях.

Иногда все сводят к комической имитации: на утреннем построении руководители передают свои галстуки (в некоторых лагерях – и форму) самым маленьким детям, а сами становятся на их место. При этом пик веселья приходится на вечернее построение, где руководители, кто во что горазд, стараются всячески продемонстрировать всяческие нарушения Положения о строе, они неправильно отдают рапорт, ковыряют в носу по приказу "Смирно", громко разговаривают, надевают рубашки небывалых расцветок, демонстрируют загадочные салюты и т.д. Завершается День младших в этом случае "Собачьим судом", речь о котором пойдет в другом месте. Этот вариант, на самом деле не подразумевает перехода управления лагерем в руки ребят, хотя иногда руководители и считают себя вправе даже просто "убежать без спросу из лагеря". Фактически руководители изображают гипертрофированный облик "нарушителя порядка", оставаясь, однако, полноправными начальниками и командуя вместо формально главных малышей. В качестве обоснования такой модели приводятся самые различные аргументы, однако в наших лагерях мы подобный вариант "Дня младших" не проводим.

Второй вариант заключается в том, что руководители реально передают свои полномочия самым подготовленным и ответственным разведчикам и дают тем возможность самостоятельно руководить всем процессом жизнедеятельности лагеря. Разумеется, предварительно должен происходить детальный разбор будущего дня с "дублерами" и даже, возможно, составление неких памяток. Деятельность дублеров начинается в режиме реального времени с 24.00: вопросы дежурства, приготовления пищи, подъема и т.д. решаются ими. Руководители же исполняют роль "идеальных разведчиков" – при этом они могут быть рассредоточены по разным звеньям либо же образовывать отдельный "показательный отряд". Заканчивается день детальным разбором на костре. Педагогическая цель такого варианта: дать попробовать свои силы, проверить способность к руководству у разведчиков, продемонстрировать, как, по мнению руководителей, должен работать отряд в лагере, дать толчок для понимания обоснованности тех или иных ограничений с точки зрения ответственного за жизнь и безопасность.

Третий вариант похож на второй, но полномочия передаются тем бунтарям, которые выдвигают свои предложения по организации жизни в лагере. Здесь руководители должны оговорить свое право "вето" на те действия, которые могут повлечь тяжелые последствия. Этот вариант призван заставить "хлебнуть лиха" самих бунтарей, которые неизбежно столкнутся с целым рядом сложностей, поскольку руководители могут в данном случае свести предварительный детальный разбор действий к формально правильным указаниям: тогда-то подъем, тогда-то завтрак и т.д., предоставив возможность "бунтарям" выплывать, как сумеют. При этом сами руководители могут занимать позицию "нормальных разведчиков" – то есть не нарушать, но и не блистать. затем вечером можно поговорить о том, какой день был лучше: "нормальный" или "бунтарей". Не исключено, кстати, что "бунтари", почувствовав ответственность, проявят организаторские таланты и перейдут в дальнейшем в разряд активных помощников, как это порой происходило у А.С. Макаренко.

Четвертый вариант, когда "дублеров" реально страхуют и направляют, это скорее вариант "стажерства" и пригоден он в тех случаях, когда разведчики недостаточно опытные или просто еще малолетние.